Статья на тему публицистический стиль. Основные черты публицистического стиля. Формы выражения жанров

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;

3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).

Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и прежде всего в газетах.

Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.). Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" . Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

Ш в словесной (письменной и устной),

Ш графически изобразительной (плакат, карикатура),

Ш фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

Ш театрально-драматургической,

Ш словесно-музыкальной.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая , основные формы речи – устная и письменная ; типичный вид речи – монолог .

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.

Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовка и т.д.).

    Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.).

    Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение ,дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п.

    Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина ,схлопотать ).

    Используются речевые стандарты – устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники и др.

7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса .

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

    К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

    Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих .

    По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

    Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый .

    Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина .

    Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не ини , усилительной частицыже , частицведь, вот, даже, лишь и др.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

    Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины . Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

    В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

Публицистический стиль и его особенности


Введение

публицистический стиль речь информационный

Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.

Задачи: рассмотреть общую специфику публицистического стиля; определить его основные функции; изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи.

Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.

Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.


Общая специфика


Языковые особенности каждого из стилей определяются теми задачами, которые стоят перед автором текста. В публицистике описываются социально значимые события: бытовые, спортивные, культурные, экономические, политические. Эти события затрагивают интересы большой аудитории - а значит, адресат публицистического текста является массовым.

Цель автора публицистического текста - донести до читателя, зрителя, слушателя определенную информацию и дать ее оценку, убедить в своей правоте адресата. Сочетание информативного и оценочного планов в публицистическом стиле речи приводит к использованию как нейтральных, так и крайне экспрессивных языковых средств. Наличие терминов, логичность изложения и присутствие нейтральных по стилистической окраске слов сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым. При этом значительная языковая экспрессия делает публицистический текст авторским, менее стандартизированным.

В публицистике обязательно следует учитывать, кто именно является адресатом в каждом конкретном случае. Исходя из этого, автор строит свой текст в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, жизненными интересами читателя.


Функции


Выделяют две функции публицистического стиля: информационную и воздействующую .

Информационная функция в публицистическом тексте сводится к передаче адресату определенных сведений и фактов. При этом данные сведения и факты используются лишь в том случае, когда они представляют общественный интерес и не противоречат убеждениям, высказываемым автором текста.

Публицистика призвана активно вмешиваться в социальную жизнь, формировать общественное мнение. И поэтому очень важной является ее воздействующая функция. Автор публицистического текста является не равнодушным регистратором событий, а их активным участником и комментатором. Его цель - убедить адресата в своей правоте, воздействовать на читателя, внушить ему определенные идеи. Позиция автора является прямой и открытой.

Функции публицистического стиля тесно и неразделимо связаны между собой.


Подстили


Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля: политико-идеологический , политико-агитационный и собственно публицистический . Каждый подстиль подразделяют на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Политико-идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.

Воззвания, прокламации, приказы относятся политико-агитационному подстилю. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.

Наиболее распространенным является собственно публицистический (газетно-публицистический) подстиль. Поэтому рассмотрим его более подробно.

Газетно-публицистический подстиль очень быстро развивается, динамично отражая социальное и культурное состояние общества. За последние пятьдесят лет он претерпел существенные изменения в плане снижения декларативности и расширения содержательного и языкового диапазона.

Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности. В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Сочетание элементов разных стилей приводит одновременно и к частичной нейтрализации, и к сохранению исконной стилистической окраски. Язык газеты близок к обиходной речи многих современных людей, но отличается большей экспрессией и красочностью. В пределах газетно-публицистического подстиля совершается своеобразная стилистическая переориентация языковых ресурсов. Часть газетной лексики становится общеупотребительной, проходит общеязыковую адаптацию. В то же время многие речевые единицы пришли в газету из научной, профессиональной, разговорной речи и со временем начинают восприниматься преобладающей частью аудитории как «газетизмы» (например, «производительность труда», «снижение себестоимости», «красный уголок» и пр.).

В результате формируется новая стилистическая целостность, которую можно условно назвать общественно-обиходной. Она составляет основной полунейтральный фон газетно-публицистического подстиля и является связующим звеном между языком СМИ и языком сферы межличностного общения.

В собственно публицистическом подстиле выделяют четыре типа жанров: информационные , аналитические , художественно-публицистические , рекламные . К информационным жанрам относятся репортаж, интервью, информационная статья; к аналитическим - комментарий, обзор, аналитическая статья; к художественно-публицистическим - очерк, эссе, фельетон, зарисовка; в рекламе используются элементы практически всех жанров.


Языковые особенности


Среди языковых особенностей публицистического стиля выделяют три группы: лексические , морфологические и синтаксические особенности. Начнем с рассмотрения первой группы.


Лексические особенности


В публицистических текстах наблюдается использование элементов всех функциональных стилей и даже нелитературных форм русского языка, включая жаргонизмы. При этом красочность и экспрессия публицистического стиля обусловлена использованием:

·речевых стандартов, клише («служба занятости», «силовые ведомства»);

·типичных газетных оборотов («выйти на передовые рубежи», «маяки производства»). В других стилях они не употребляются;

·научной терминологии, выходящей за рамки узкоспециального употребления («виртуальный мир», «дефолт», «инвестиция»);

·социально окрашенных слов-синонимов («банда наемных убийц»);

·необычной лексической сочетаемости («проповедник кнута», «апостол невежества»);

·слов, отражающих социальные и политические процессы в обществе («политика диалога», «баланс интересов»);

·новых слов и выражений («разрядка напряженности», «консенсус», «холодная война»);

·общественно-политической лексики и фразеологии («общество», «свобода», «гласность», «приватизация»);

·стилистически сниженных слов с негативной оценкой («пиратский курс», «политика агрессий и провокаций»);

·речевых штампов, имеющих канцелярскую окраску и возникших под влиянием официально-делового стиля («на данном этапе», «на сегодняшний день», «в данный отрезок времени»);

·разговорных слов и выражений («тишь да гладь», «орава»).


Морфологические особенности


Морфологические особенности публицистического стиля характеризуются использованием:

·сложных слов («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «ОМОН»);

·интернациональных словообразовательных суффиксов (-ция, -ра, -изм, -ант) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр);

·отдельных типов отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»);

·образований с русскими и старославянскими приставками, называющих общественно-политические понятия («всеобщий», «сверхмощный», «межпартийный»);

·слов с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- («важничать», «бытовщина», «ультра-левый»);

·субстантивации прилагательных и причастий (прилагательные и причастия в роли существительных).


Синтаксические особенности


·правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность;

·использование всех видов односоставных предложений;

·синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения);

·монологическая речь, диалог, прямая речь.


Используемые приемы


Среди различных языковых особенностей публицистического стиля необходимо рассмотреть следующие.

Публицистические штампы . Публицистические штампы имеют двойную природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише («задаваться вопросом», «относиться с недоверием», «открывать блестящие перспективы», «стать ярким событием»). Многие из них являются перифразами, к ним можно подобрать однословные нейтральные синонимы («иметь намерение» - «собираться», «хотеть»; «относиться с недоверием» - «не доверять»). С другой стороны, в публицистических текстах используются клише, обладающие экспрессивностью: «погрозить пальцем», «кусать локти», «хлопать глазами». Большинство этих фразеологизмов имеет устную природу; они появляются в текстах наряду с разговорной лексикой.

Сочетание нейтральных и экспрессивных клише особенно характерно для текстов полемических, оценочных.

Языковая игра - намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.

Языковая игра задействует средства различных уровней - от фонетики и графики до синтаксиса:

«Наука храма хрома?» - обыгрывается звуковое сходство слов;

«Утоп-модель» - образовывается несуществующее слово;

«Техника опасности» - «разрушается» устойчивое словосочетание.

Прецедентные тексты . К таким текстам относят названия общественных событий, имена или тексты, которые говорящие воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций (например, говорящие имена).

Источником прецедентных текстов являются «древние» произведения (Библия, древнерусские тексты), устное народное творчество, авторские художественные произведения и пр.

Апелляция к адресату . Средством, помогающим автору публицистического текста убедить читателя в своей правоте, является апелляция к адресату - обращение к читателю, имеющие особый, доверительный характер.

Средством апелляции может быть вопрос, на который автор дает ответ, а также риторический вопрос.

Автор может обращаться к адресату напрямую: «итак, уважаемые читатели…». Он может также призвать читателя к совершению совместного действия («Представим себе другую жизненную ситуацию…»). Все эти средства позволяют автору «приблизиться» к адресату, завоевать его доверие.


Заключение


Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество - и тенденция эта только растет со временем.


Список литературы


Лаптева М. А. Русский язык и культура речи/ М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 216 с.

Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов/ А. Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1982. - 198 с.

Среди функциональных стилей русского языка одним из самых необычных является публицистический. Именно ему мы и постараемся дать характеристику в этой статье.

Стили речи

В русском языке обычно выделяют пять функциональных стилей. Они различаются целями и языковыми средствами выразительности, имеют разных адресатов, реализуются в разных жанрах. Стили речи:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • разговорный;
  • стиль художественной литературы.

Определяя стиль текста, надо учитывать все стилистические особенности.

Особенности публицистического стиля

Примеры публицистического стиля речи найти нетрудно: он используется в статьях, заметках, фельетонах. Его нередко называют “стиль газеты”.

Главная цель текста в публицистическом стиле – оказать воздействие на адресата. Адресат такого текста обычно массовый: читатели газеты, радиослушатели и т.п.

В тексте публицистического стиля речи приводятся различные факты. Нередко там есть и статистические данные или другие цифры. Но от научного стиля публицистический отличается тем, что эти факты приводятся приблизительно, допустимы гиперболы, литоты. Например, “1002 человека” может быть подано как “более тысячи человек”. Среди фактов отбираются наиболее яркие, впечатляющие, остальные игнорируются. Это делается потому, что цель публицистического стиля не в том, чтобы воссоздать точную картину явления, а в том, чтобы убедить в чем-то читателя или слушателя.

Однако в статьях на научную тему (например, биографических очерках или экономических обзорах) можно встретить и терминологию, и точные факты, только обычно без ссылок на источник.

Речевое оформление текста в публицистическом стиле

Поскольку публицистический текст призван воздействовать на адресата, он всегда очень яркий и выразительный. Публицисты применяют всю палитру изобразительных средств литературного языка: метафоры, сравнения, гиперболы, параллелизм и т.д.

Очень актуальны экспрессивные слова и выражения, игра слов.

В публицистическом стиле не редкость риторические фигуры:

  • вопросы “Что мы можем ответить на это?” ;
  • восклицания “Не позволим порочить честное имя!..” ;
  • фигуры умолчания “Мы не будем говорить о том, что этот человек страдает алкогольной зависимостью, – речь сейчас не об этом”.

Иногда из-за этого текст кажется довольно агрессивным. Впрочем, подбор изобразительных средств зависит от “целевой аудитории”: для достижения своей цели он должен ориентироваться на адресата, подстраиваясь под него на всех уровнях, от синтаксиса до лексики.

Формы и жанры

Основной формой текста в публицистическом стиле является монолог.

Поскольку возможны и устные, и письменные тексты, в жанровом отношении стиль очень разнообразен.

Устные произведения в публицистическом стиле: ораторское выступление, выступление в ходе дискуссии и т.д.

Письменные жанры: публицистическая статья, обзор, репортаж, интервью и т.д.

Что мы узнали?

Публицистический стиль признан оказывать влияние на адресата, который обычно является массовым. Этой цели служат изобразительные средства, экспрессивная лексика, риторические фигуры. Публицистический стиль существует в устной и письменной форме; выбор жанра и средств выразительности зависит от темы и от аудитории

Публицистический стиль речи – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Используется в политической литературе, в СМИ (в газетах, журналах, на радио, на телевидении), в документальном кино. Таким образом, сфера употребления публицистического стиля – политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, быт, текущие события (его еще называют «летописью современности»). Синонимы: газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный. Естественная форма бытования – письменная. В устной речи – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях. Задачи – сообщение новостей, их комментирование. Функции: воздействующая, информационная. Общие черты: сочетание экспрессии и стандарта, выразительность речи, социальная оценочность, документальность, эмоциональность, субъективность изложения, непосредственное обращение к читателю, персонализированность.

Современная газетная проза эмоциональна, личностна, пристрастна. До середины 80-ых гг. автор в газетной прозе – обобщенное лицо, рупор партии, издающего органа. Публицистика, безусловно, отражает настроение времени, изменения, которые происходят в обществе, в человеке.

Лингвистические черты:

I. Лексика. Используется общелитературная лексика, которая становится собственно публицистической по причине переноса значений, например, в следующих лексемах произошел перенос значения: сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль. В результате мы видим, что эти слова стали в обновленном виде активно использоваться в публицистике в ином контексте. Широко используется позитивно и негативно оценочная лексика (веха, форум, свершения – злодеяния, клика, клеймить). В публицистике очень часто меняются значения с «+» на «-»: слова «бизнес», «бизнесмен» имели до 80-ых гг. XX века отрицательный смысл, сейчас, наоборот, имеют положительный смысл. Произошла нейтрализация значения в слове «элита». В публицистике активно используется ирония. За текстами публицистического стиля всегда видна конкретная личность. Авторское «я» носит черты мягкости, человечности, раскованности. Визитная карточка публицистики – газетизмы (слова и выражения, употребляемые только в рамках данного стиля): агентура, акробаты благотворительности, акула пера, желтая пресса, вандал, жупел, зубр, кликуша, плутократ, пошехонец, опиум для народа.

II.Грамматика.

2.1. Словообразование. Используются существительные с иноязычными суффиксами (утопизм, космизм, провокация, продукция), прилагательные с иноязычными аффиксами (телегеничный, биогенный, диссертабельный, коммуникабельный), прилагательные с русскими и старославянскими приставками (вне-, внутри-, меж-, про-, противо-, со-, все-, пре-, вос-), иноязычные приставки (анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-), сложные слова (взаимовыгодный, повсеместный, добрососедский, торговопромышленный).



2.2. Морфология. В публицистике достаточно часто происходит отступление от норм литературной речи. Использование разговорных флексий привносит в речь особый оттенок доверительности: вместо в цехе – в цеху, тракторы – трактора. Существительные часто обрастают отвлеченным и обобщенным значением (читатель, пенсионер, избиратель). Не используются местоимения я, мои. Вместо них – мы, наш. Часто употребляемые формы – глаголы в настоящем времени.

2.3.Синтаксис. Речь в публицистике должна быть яркой, эмоциональной, выразительной. Поэтому использование стилистических фигур – необходимый компонент стиля. Наиболее популярны инверсия (обратный порядок слов), анафора (единоначатие), эпифора (одинаковые концовки), параллелизм (лексический, синтаксический), риторические вопросы, обращения. Характерна правильность построения предложений. Используются разные формы речи в зависимости от жанра. Монологическая речь – в аналитических жанрах; диалог, прямая речь – в интервью. Так как речь должна быть эмоциональной, используются разные предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Чаще других – все виды односоставных предложений. Номинативные, присоединительные, парцеллированные конструкции придают речи фрагментарность, выполняют контактоустанавливающую функцию. Для публицистики характерно «нанизывание» однородных членов предложения.

В публицистике активно используются методы риторики, теории аргументации, методы социального, политического анализа.

Имеется два подстиля: газетно-информационный, собственно публицистический. Сфера применения газетно-информационного подстиля – периодическая печать, политического подстиля – политический аспект в подходе к действительности.

Информационные жанры : хроника, информационные заметки, интервью, репортаж, отчет. Аналитические жанры: статья, корреспонденция,беседа, обзор, обозрение. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия.

Публицистический стиль занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе, масштабу влияния на развитие литературного языка, формирование языковых вкусов, речевых норм превосходит художественную речь. Велика роль СМИ в формировании, изменении языковых норм, стилевых особенно. Многие языковые средства апробируются сначала в публицистике. Но отрицательное влияние публицистики на литературный язык тоже имеется – это злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушение языковых норм.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то