Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление. Категория вида глагола Что значит вид в русском языке

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? И да, в английском есть понятие вида (или аспекта). Таким образом, совершенный вид глагола соотносится с двумя формами времени. Я подумал» — я когда-то в прошлом начал думать и закончил думать. Что такое вид глагола и как его выучить? Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие.

Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре.

От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами. Категория вида — важнейшая характеристика глагола, любой глагол относится к совершенному или несовершенному действию.

Фактически с учетом вида мы имеем не три, а пять форм времени. Эти две глагольные формы когда-то существовали и в русском, но со временем исчезли. Особенно это важно понимать для прошедшего времени глаголов. Да, возможно. В русском языке вообще почти нет грамматических ограничения на использование разных видовременных форм глаголов в одном предложении. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Что такое вид глаголов в русском языке?

Общее значение вида глагола – осуществление события во времени. Один вид представляет событие в его осуществлении (несовершенный), другой – в его пределе (совершенный). Вид глагола - грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия.

1. ВИД, а (у), предлож. Ваня] худенький, кашляет… погляди: тринадцать лет ему, а вид у него, точно у десятилетнего. Глаголы несовершенного вида обозначают действие длительное, постоянное или повторяющееся, например: Он долго молчал; Река течёт на сёвер; Он ходит на работу пешком.

На предыдущих уроках друзья усвоили, что глагол - это такая часть речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» и описывает действие. А именно, эти глаголы отвечают на разные вопросы. Глагол «пришить» описывает уже совершённое действие. Стал (с.вид) дед репку из земли тянуть (несов. В этом есть своя безусловная прелесть – но таятся и определенные трудности. И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно – русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола!

Забудьте о том, что вид глагола – сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям. Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» – именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть.

Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере – организующий центр предложения. Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»). То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный.

То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс – и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически.

Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить. В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла).

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. 4) процесс, представленный в виде обобщенного факта: Все находили, что у молодых очень уютный уголок (А. Чехов). При присоединении приставок к таким глаголам совершенный вид выражает только начало, ограниченное какими-либо временными пределами, или окончание процесса: загрустить, полежать, отжить.

Некоторые многозначные глаголы видовую пару могут образовывать лишь в некоторых своих значениях. Формы глаголов несовершенного вида прошедшего времени объединяет то, что все они указывают на действие, начавшееся в прошлом (это подразумевается неявно) и какое-то время продолжавшееся в прошлом. Вчера в пять вечера я ел суп (ел и ел, больше ничего по этому поводу сказать невозможно).

Существуют ли вообще случаи, когда тому или иному английскому времени можно с уверенностью поставить в соответствие тот или иной вид русского глагола? На сегодня всё. Пишите свои замечания и дополнения в комментариях.

Мы можем обставлять наш несовершенный вид какими угодно уточнениями (пью в эту минуту, пью в эту секунду…) и все равно избавиться от грамматически заложенной длительности («пью») нам не удастся. Кстати, это как раз несовершенные глаголы (Imperfect, Imperfective). Это именно виды, а не времена (если быть совсем уж точным – видовремена).

Глаголы движения имеют два дополнительных вида, в целом соответствующие английским simple и continuous. Назначение и употребление видов глаголов.Совершенный вид: законченное действие, результат, начало действия, намерение.

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.

Как определить вид глагола?

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

В роли обособленных определений. Варианты обособления относительно главных слов

Обособленное определение в русском языке представлено причастиями и прилагательными. Может обособляться как интонационно, так и пунктуационно в тех случаях, если:

  • выражено прилагательным с зависимым словом и стоит в постпозиции;
  • является причастным оборотом в постпозиции;
  • несколько одиночных определений следуют за главным словом, снабжённым другим препозитивным определением;
  • одиночное постпозитивное определение усиливает значение главного слова;
  • отдалено от определяемого слова иными членами предложения;
  • определение относится к местоимению.

Части речи в роли несогласованных определений. Что такое определение в русском языке, созданное по типу примыкания или управления

Несогласованные определения с главным словом соединяются по типу примыкания или управления при помощи:

Характеристика приложения и его образная сила

Приложение как разновидность определения, выраженного существительным, может состоять с определяемым словом в отношениях «частное - общее» по типу примыкания или согласования. Это удобный и часто используемый приём, потому что такое определение в русском языке наиболее образно передаёт:

  • свойство или качество предмета: птица-тройка ;
  • звание, возраст, профессию человека: сталевар Иванов;
  • более точный признак или пояснение: Урал, главный ориентир европейско-азиатской границы , протянулся с севера на юг;
  • названия торговых марок, произведений искусств, предприятий: роман «Мёртвые души» ;
  • географические названия: полуостров Индостан .

Классификация определений по типу связи в словосочетании. Управление, согласование, примыкание

В словосочетании всегда устанавливается один из типов подчинительной связи, таких как:

  • согласование определения с главным словом;
  • управление определением;
  • примыкание определения к главному слову.
Типы определений в русском языке

Тип связи

Примеры

Определение как часть речи

Характер связи

Согласование

в городах-героях

существительное

Определяемое (главное) слово устанавливает для своего определения (зависимого слова) падеж, род, число.

ласковым маем

прилагательное

нашим матерям

местоименное прилагательное

третьего всадника

числительное

грядущему веку

причастие

Управление

существительное косвенного падежа:

Главное слово ставит определение в один из падежей, сохраняющийся за ним при любом склонении главного слова.

урок по расписанию, урока по расписанию

а) с предлогом (неизменным при склонении главного слова)

брат мужа, брата мужа, брату мужа

б) без предлога

притяжательное местоимение:

на его беду, по его беде, за его бедой

а) с предлогом (при склонении главного слова предлог заменяется)

её платье, её платью, её платьем

б) без предлога

Примыкание

журнал «Крокодил», из журнала «Крокодил»

неизменяемое существительное в именительном падеже

Тип связи без внешних проявлений. Определение примыкает к главному слову в единственной существующей для него форме.

коми литература, для литературы коми

неизменяемое прилагательное

ружьё навскидку, с ружьём навскидку

любитель починять, к любителю починять

инфинитив

Однородные определения как способ всесторонней характеристики признака определяемого слова, интонационные и пунктуационные особенности

В русский язык однородные определения входят как равноправные слова, характеризующие в одинаковой степени определяемое слово.

  1. Могут относиться к одному признаку предмета, что в разговоре передается интонацией перечисления.
  2. Могут передавать градацию признака: близкий, знакомый, любимый .
  3. Если перечисляются разные признаки, однородность соблюдается по общему для всех критерию (воздействию на слушателя, качественному параметру):
  • белое, выцветшее небо пустыни;
  • длинные, прямые, густые волосы.

Пример подготовки к уроку в 6 классе: Закономерности оформления несогласованных определений. Повторение пройденной темы и оценка усвоенных знаний

Урок русского языка. Определение.

Тема: Закономерности оформления несогласованных определений.

Образовательные цели:

  • рассмотреть в роли определений ранее изученные части речи;
  • сформировать понятие согласования определения.

Развивающие цели:

  • установить разницу между согласованным видом определения и несогласованным;
  • стимулировать творческое мышление;
  • развивать аналитические способности, тренировать ассоциативное мышление.

Воспитательные цели:

  • повышать прикладной интерес к родной речи;
  • углублять понимание роли языка в истории русского народа.

Тип урочной работы: углубление фундаментальных знаний курса.

Проверка и оценка степени усвоения предыдущей темы:

  • Правило о косвенном дополнении (2 человека).
  • Упражнение 131 (1 человек устно).

Повторение материала 5 класса из раздела «Определение». Знакомство с темой несогласованных определений и правилами их оформления. Физминутка для тренировки зрения - работа с карточками. Самостоятельная работа в группах

Тема настоящего урока: Закономерности оформления несогласованных определений.

1. Указание цели.

2. Краткий обзор материала 5 класса «Что такое определение в русском языке»:

  • написать на доске словосочетания;
  • отметить орфограммы;
  • указать способ связи;
  • назвать части речи;
  • указать число и падеж зависимых слов;
  • сформулировать выводы в позициях:

а) функции определения;

б) различия по типу связи;

3. Самостоятельное чтение теоретического раздела.

4. Занесение темы в тетрадь: «Способы оформления несогласованных определений» .

5. Пересказ правила.

6. Снятие зрительного напряжения - показ карточек. Определение в русском языке: вопросы-ориентиры.

Опрос и выполнение упражнений с целью закрепления нового материала. Работа в группах, знакомство с текстами разного уровня сложности

Закрепление нового материала:

  • образование согласованных и несогласованных словосочетаний (устно 4 человека);
  • выписать на доске указанные словосочетания, указав вид определения (1 человек);
  • привести примеры определений с объяснением их роли в разговоре.

Работа по группам:

Тексты для работы
I «Описание школы».
II «В тысячу раз предпочтительней иметь здравый смысл не имея образования чем имея образование быть лишённым здравого смысла». R.G. Ingersoll
III Школа, медиц..на, ол..гарх, лид..рство, с..знание, р..ппорт, дж..натан, п..еса, тел..граф, эрудиц..я, бра..ство, просв..щение, ш..колад, впеч..тление, больш..нство, зо..чий, мит..нг, ше(?)ствовать, ч..мпион, к..мфорт.
IV «Наиболее оснащенный кабинет в школе».
V «Во время пробного тестирования Лена пыталась использовать шпаргалку. Преподаватель это заметил и оценил результат её тестирования на двойку. Как объясняться с учителем и нужно ли рассказывать родителям об этом?»
VI «Уяснять роль определения в русском языке вряд ли захочется нерадивому ученику который даже несложный диктант может написать с таким количеством ошибок и исправлений что от красных помет учительской ручки у него запестрит в глазах. Без напряжённого труда мысли без развития навыков посещение занятий окажется бессмысленным».

Раздача текстов. Общее задание - выделить определения. Дополнительные задания

Группы Творческое задание Аналитическое задание
I Написать от своего лица. Обозначить определения.
II Переписать высказывание, расставляя запятые.

Привести аргументы.

Выделить определения.

III Выписать слова в контексте «образование».

Описать эту связь на примере выбранных слов.

Написать словосочетания с этими словами.

Выделить определения.

IV Описать своё впечатление. Вычленить определения.
V Уяснить ситуацию.

Описать возможные действия.

Выделить определения.

VI Выполнить пунктуационную проверку. Выписать словосочетания с согласованным определением.

Итоговые понятия: что такое определение в русском языке; приёмы обозначения несогласованных определений. Домашнее задание

  • Усвоить правила обозначения несогласованных определений.
  • Записать 5 фразеологизмов из жизни пернатых.
  • Упражнения на подговку к диктанту.
  • Упражнение по пройденной теме.

Зачем нам вид глагола?

Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть - но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить - прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках - то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

В этом отношении русский язык - здесь должна прозвучать барабанная дробь - значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно - русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола - наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

Что такое вид глагола и как его выучить?

Забудьте о том, что вид глагола - сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

Условие первое:

Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.

Условие второе:

Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» - именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется - ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере - организующий центр предложения. Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания - и вы никогда об этом не пожалеете. Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола» .

Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

Сравните:

Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним - раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, - то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия .

Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами - предел, результат, конец действия .

То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)». Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат - от «прочитать» (СВ). [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

Она пишет письмо (НСВ) - процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

Она писал а письмо два часа (НСВ) - перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое. Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс. Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

Принципиально иная ситуация в следующем примере:

Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде). На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно. Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары - потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи.

Образование форм совершенного и несовершенного вида

По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:

2. суффиксальные, например: рассказывать - рассказать

3. супплетивные, например: говорить - сказать

Остановимся на каждой из групп подробнее.

  1. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:

читать - про читать, писать - на писать, рисовать - на рисовать, чертить - на чертить, делать - с делать, фотографировать - с фотографировать, петь - с петь, танцевать - с танцевать, играть - с ыграть, уметь - с уметь, мочь - с мочь, есть - с ъесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть - по есть, пить - по пить, пить - вы пить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть - по мыть (или вы мыть), звонить - по звонить, думать - по думать, стучать - по стучать, дарить - по дарить, целовать - по целовать, завтракать - по завтракать, обедать - по обедать, ужинать - по ужинать, знакомиться - по знакомиться, менять - по менять (или об менять), смотреть - по смотреть, слушать - по слушать, ставить - по ставить, знать - у знать, видеть - у видеть, слышать - у слышать, готовить - при готовить, ждать - по дождать, платить - за платить (или о платить) и, наконец, учить - вы учить .

Исключение: покупать (НСВ) - купить (СВ)!

  1. Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс - и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

давать - дать, уставать - устать, вставать - встать, открывать - открыть, забывать - забыть, рассказывать - рассказать, показывать - показать, рассматривать - рассмотреть, спрашивать - спросить, решать - решить, изучать - изучить, получать - получить, повторять - повторить, бросать - бросить, кончать - кончить, отвечать - ответить, отправлять - отправить, поздравлять - поздравить, понимать - понять, обнимать - обнять, начинать - начать, вспоминать - вспомнить, выбирать - выбрать . Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать - отдохнуть !

  1. Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них - несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Не унывайте, их совсем не много:

говорить - сказать, брать - взять, класть - положить, искать - найти, ловить - поймать .

Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:

● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:

Я читаю журнал;

Вчера я читал журнал .

● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:

Я прочитал твое письмо;

Завтра я прочитаю твое письмо.

Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид - процесс. В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест… ). Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко »), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко »).

Основные значения видов глагола

Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.

Основных значений у НСВ три: первое - «процесс/длительность/продолжительность действия», второе - «регулярное/повторяющееся действие» и третье - «факт», а у СВ два - «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).

Сравните:

Первое и второе значение НСВ, так же как и единственное значение СВ, обычно не представляют трудностей для студентов-иностранцев: достаточно один раз понять логику и запомнить один-два простых примера.

Он читал, читал роман - и наконец прочитал (в первой части предложения использован НСВ, поскольку речь идет о процессе действия; во второй - СВ, поскольку действие закончено).

Он открывал, открывал дверь - и наконец открыл (такая же ситуация: НСВ-СВ).

По утрам он просматривает газеты (использован НСВ, поскольку описывается регулярное действие).

Он прочитает эту книгу за два дня (использован СВ, будущее время: предложение сообщает нам, что через два дня будет достигнут результат).

Он каждую неделю играет в теннис (регулярность = НСВ).

Кроме того, эти значения видов могут сопровождаться определенными словами, облегчающими выбор нужной формы. Запишем их в виде таблицы:

Трудности у иностранцев обычно вызывает третье значение НСВ, обозначенное как «факт». Советую вам поэтому сразу обратить на него внимание, больше слушать и запоминать, как используют его русские, а также закрепить употребление этого значения на большом количестве примеров. Например:

Вчера вечером я стирал , мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор .

Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским другом в одном кафе.

Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром .

Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.

Важно понимать, что в этих предложениях возможна замена НСВ со значением «факт» на СВ со значением «результат». В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла). Сказав «Я постирал, помыл посуду, приготовил ужин », русский имеет в виду - ура, я все закончил, я освободился! «Я сходил в Эрмитаж » - значит, долго не мог добраться, и вот наконец сходил, какое счастье!

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным. На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.

Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.

Определить вид глагола с помощью вопроса

Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».

Определить вид глагола по характеру действия

Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.

Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.

Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.

Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.

Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.


Определить вид глагола с помощью разбора слова

Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.

Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ну».

Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.


Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то