Адронный коллайдер в протвино. Сделано в России. В подмосковной Дубне началось строительство коллайдера NICA Адронный коллайдер в 80 х

В ста километрах от Москвы, в лесах, под землю буквально зарыт клад. Речь не о сундуках с золотом и драгоценными камнями. Рядом с Москвой на глубине 60 метров покоится настоящий адронный коллайдер.

Этот проект должен был стать вершиной научной революции 80 годов. Небольшой научный городок Протвино, расположенный рядом с коллайдером, стал бы центром притяжения мировой науки. Однако ускоритель частиц так ни разу и не запустили.

Почему строительство крупнейшего в мире адронного коллайдера остановили, а проект заморозили? Фактрум собрал самые интересные факты о советском ускорителе частиц.

Самый большой коллайдер в России и в мире

Судьба у советского коллайдера сложная. Его то начинали активно строить, то почти полностью забрасывали. Самые глубокие тоннели ускорителя удалены от поверхности на 60 метров. По общей протяжённости коллайдер не уступает кольцевой линии московского метро. И вся эта огромная махина, спрятанная в лесах Подмосковья, не закончена.

Сам город Протвино появился в 1965 году. До этого на его месте существовал закрытый научный посёлок Серпухов-7. Учёные, которые жили в закрытом городе, работали на действующем тогда протонном синхротроне. Этот ускоритель по задумке учёных должен был стать частью огромного советского коллайдера. Место для строительства синхротрона и коллайдера было выбрано не случайно. Эта часть Подмосковья раньше была дном моря, что делало грунт недосягаемым для сейсмическим толчков.

Адронный коллайдер в СССР: взлёты и падения

В начале восьмидесятых, когда на реализацию проекта дали добро, в мире не существовало аналогов. Мощности американского Тэватрона и швейцарского суперколлайдера были значительно ниже. В 1983 году появились первые вертикальные шахты для бурения тоннелей. Однако бурить твёрдую породу - неблагодарное дело. Работы шли вяло, за несколько лет машины «прогрызли» лишь полтора километра породы. В 1988 году СССР выделил дополнительные средства на покупку зарубежных бурильных установок. Машины не только создавали тоннели, но и выстилали дно бетонными «подушками» с металлоизоляцией. Работы ускорились.


Строительство одного из тоннелей коллайдера

В 1988 году основной кольцевой тоннель был готов на 70%, канал инжекции (для перевода ускоренных частиц из синхротрона в коллайдер) - на 95%. На земле выросло более 20 специальных площадок для размещения инженерных коммуникаций. Казалось бы, до светлого будущего оставался последний рывок. Но финансирование вновь прекратилось. В 1991 году бюджет проекта урезали, а во время кризиса в 1998 году деньги вообще почти иссякли. Просто бросить недостроенный объект значило бы обречь Подмосковье на экологическую катастрофу. Началась консервация.

Оставшуюся треть тоннеля строили четыре года. Однако запустить коллайдер после этого было невозможно. Тоннели не имели достаточного количества магнитной «обшивки», которая создаёт поле и разгоняет частицы. При этом канал инжекции был полностью закончен. Кроме того, завершилось строительство инженерных залов и установка нейтринного телескопа на озере Байкал, который должен был «ловить» частицы.

Бесславный конец заброшенного ускорителя элементарных частиц

Сегодня на содержание советского коллайдера тратятся миллионы. Ежегодно необходимо откачивать воду из тоннелей, укреплять стенки и бетонировать сталкерские ходы. Большой адронный коллайдер, который запустили в 2008 году, поставил крест на идее возрождения русского ускорителя. Более того, в России уже ведётся строительство более современного (хотя и менее крупного) коллайдера НИКА в подмосковной Дубне.


Тоннели в их нынешнем состоянии

Содержать советский коллайдер «вхолостую» крайне затратно. Из-за этого активно рассматриваются идеи по реновации проекта. Самое перспективное направление - создание на базе ускорителя огромного аккумулятора-накопителя. Такая «батарейка» разгрузит электрические сети Москвы. Но все идеи требуют немалого финансирования, которое и является камнем преткновения. Даже просто залить советский коллайдер бетоном - дорогое удовольствие.

Каждый слышал про Большой Адронный Коллайдер в Европе. Но немного людей знают, что такой планировался и у нас. Коллайдер советские ученые начали строить за 20 лет до этого в маленьком поселке около Москвы.

В начале 80-х годов прошлого столетия, мы и слова такого «коллайдер» не знали, а город Протвино был просто посёлком, Серпуховского района, Московской области. Тогда же, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве на базе Серпуховского (позже Протвинского) синхрофазотрона, для расширения научно-технической базы расположенного там Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ).

К 1993 году были практически закончены подземные работы для первой очереди запуска Ускорительно Накопительного Комплекса (УНК). В общей сложности было пройдено около 50 километров горных выработок различного диаметра, построено около 30 стволов, в готовых подземных выработках начался монтаж коммуникаций и оборудования УНК. Одновременно на поверхности было капитально оборудовано более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач, начало поступать заказанное ранее изготовленное уникальное обрудование…

Происходящие тогда демократические преобразования в СССР безусловно сыграли положительную роль в строительстве УНК. Разрушение «железного занавеса» дало возможность закупать за рубежом современное горно - проходческое оборудование, а нашим специалистам обучаться там работать на нём. При строительстве стволов применялась технология, используемая при строительстве шахтных стволов для ракет, что раньше было абсолютно секретным. Но последующий развал СССР начал, а затем переход России на рыночную экономику «завершил» строительство УНК. Финансировать строительство стало просто некому. В те времена глобальных перемен было не до науки…

В настоящее время наземные сооружения почти все разрушены, финансирование производится только на поддержание и охрану подземных выработок - разрушение их может привести к экологической катастрофе.

Если набрать в поисковой системе фразу "Необычные места в Подмосковье", то одна из ссылок приведет Вас на страницу "Заброшенный тоннель секретных физиков". Описание краткое: Симферопольское шоссе, 97 км, Протвино. Недостроенный ускоритель элементарных частиц - так называемый, адронный коллайдер.

В 1983 году на границе Московской и Калужской областей в городе Протвино начались работы по созданию ускорителя.
Длина тоннеля — 21 км, диаметр — 5,5 метра, как в метро. Глубина — от 20 до 60 метров. Сходство с метро дополняется и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю ускорителя примыкают подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования («станции»). Эти залы связаны с поверхностью вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и т.д.
В 1994 году введен в строй первый участок — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий старый У-70 и новый УНК (ускорительно-накопительный комплекс). Старый ускоритель служил первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера. В канале были смонтированы электромагнитная и вакуумная системы, аппаратура наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК. После завершения проходки основного тоннеля работы по созданию ускорительного комплекса были полностью остановлены из-за нехватки средств...

Дороги оставляют желать лучшего - почти все выложены из неровно состыкованных бетонных плит и выглядят таким образом:

Так называемая "площадка УНК", въезд на территорию которой загорожен заржавевшим шлагбаумом:

Тоннель не заброшен.Местами тоннель подтоплен, но воды не более 20-30см. Вода откачивается круглосуточно. В тоннеле ведутся достроечные работы (заливка пола бетоном в недостроенной части тоннеля), есть освещение и вентиляция. Есть узкоколейка и электровоз. На поддержание тоннеля в безопасности ежегодно выделяется по 20 млн. рублей на ремонтные работы, т.к. его разрушение может привести к экологической катастрофе.Официальное разрешение на спуск в "кольца" можно получить у руководства (которое находится на описанной выше площадке УНК) в рабочие дни и спустится вместе с рабочими на соседней шахте.

Источник - Фото (с) svetulik2004

Каждый слышал про Большой Адронный Коллайдер в Европе. Но немного людей знают, что такой планировался и у нас. Коллайдер советские ученые начали строить за 20 лет до этого в маленьком поселке около Москвы.

Всюду запустение и разруха. Ворота сломаны и, судя по следам грузовиков, все снято, вынуто и украдено…



В начале 80-х годов прошлого столетия, мы и слова такого «коллайдер» не знали, а город Протвино был просто посёлком, Серпуховского района, Московской области. Тогда же, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве на базе Серпуховского (позже Протвинского) синхрофазотрона, для расширения научно-технической базы расположенного там Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ).





К 1993 году были практически закончены подземные работы для первой очереди запуска Ускорительно Накопительного Комплекса (УНК). В общей сложности было пройдено около 50 километров горных выработок различного диаметра, построено около 30 стволов, в готовых подземных выработках начался монтаж коммуникаций и оборудования УНК. Одновременно на поверхности было капитально оборудовано более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач, начало поступать заказанное ранее изготовленное уникальное обрудование…





Происходящие тогда демократические преобразования в СССР безусловно сыграли положительную роль в строительстве УНК. Разрушение «железного занавеса» дало возможность закупать за рубежом современное горно - проходческое оборудование, а нашим специалистам обучаться там работать на нём. При строительстве стволов применялась технология, используемая при строительстве шахтных стволов для ракет, что раньше было абсолютно секретным. Но последующий развал СССР начал, а затем переход России на рыночную экономику «завершил» строительство УНК. Финансировать строительство стало просто некому. В те времена глобальных перемен было не до науки…


















Круг - это и есть Коллайдер. А маркеры - это стволы-входы в Коллайдер. Ниже- Протвино, Серпуховский район МО.



С помощью этого научного чуда ученые собирались создать электромагнитное напряжение, втрое превышающее энергию ускорителя лаборатории Ферми в США, который на тот момент считался самым мощным в мире. После развала СССР финансирование прекратилось. Но в прошлом году проект решили реанимировать.
Тоннель длиной в 21 километр
В городе ядерщиков Протвино, на 97-м километре Симферопольского шоссе, на глубине 60 метров от поверхности земли, расположен заброшенный тоннель. Это не база НЛО, как предполагают любопытные гости, а заброшенный ускоритель элементарных частиц. Вход в тоннель закрывают железные листы, но для любителей приключений это не помеха. Они отрывают листы, проникают в тоннель, фотографируют покрытые ржавчиной и плесенью шахты, и даже устраивают там вечеринки. Но очень скоро в тоннеле вновь засверкают хромом и озарятся светом стены: российское правительство решило вернуть к жизни советское детище.
Советский коллайдер сейчас называют «младшим братом» европейского, хотя правильнее было бы назвать его «старшим». Все-таки БАК младше почти на 20 лет. Да и по размеру он не намного больше: протяженность тоннеля европейского коллайдера 27 километров, а советского - 21. Конечно, в 1983 году, когда в подмосковном Протвино приступили к строительству протон-протонного УНК (ускорительно-накопительного комплекса), никто в мире об этом не догадывался, ведь проект был засекречен. На глубине 60 метров под Симферопольским шоссе буровые машины прокладывали тоннель высотой с трехэтажный дом. К середине 90-х годов строительство основного тоннеля было завершено, оставалось лишь установить оборудование. Но из-за того, что деньги, выделенные при СССР, закончились, а новые не поступили, в 1998 году проект пришлось закрыть.
Николай Тюрин, директор Института физики высоких энергий Государственного научного центра РФ:
- Полностью реанимировать советский коллайдер невозможно, но мы хотим для начала разместить в подземном кольцевом тоннеле гигантский аккумулятор, который помогал бы поддерживать перегруженную московскую электросеть.
Возможно, ученые скромничают, не говоря об истинной цели возобновления строительства коллайдера. Ведь вокруг ускорителя ЦЕРН ходит столько слухов, что трудно не брать их во внимание. Не зря же говорят, что нет дыма без огня…
Квантовый скачок станет реальностью?
По некоторым данным, в создание Большого адронного коллайдера ЦЕРН вбухал около семи миллиардов долларов США. В настоящий момент планируется строительство еще двух подобных ускорителей общей стоимостью 10 миллиардов. При этом ощутимыми результатами ученые пока похвастаться не могут. В интернете появилась информация, которую якобы распространил руководитель одного из научно-исследовательских центров, об истинном предназначении коллайдера. По его словам, во время испытаний в августе 2008 года при столкновении частиц часть из них исчезла и появилась в другом месте. Ученый инкогнито пишет, что это стало доказательством существования теории Суперсимметрии, чего и добивались руководители проекта. Другими словами, речь идет о реализации принципа телепортации. Кстати, квантовую теорию разработали еще в 1925 году Вернер Гейзенберг и Эрвин Шредингер. Это они поставили под сомнение постулаты Ньютона о том, что объекты не исчезают внезапно и не появляются заново в другом месте. Они обнаружили, что электрон внутри атома может совершать квантовые скачки. А недавно американский физик Марк Райзен экспериментально зафиксировал мгновенную скорость броуновской частицы.
Николай Кравцов, эксперт-экономист, г. Симферополь:
- Если во времена холодной войны научные открытия были результатом гонки вооружений, то сейчас глупо было бы предполагать, что страны тратят миллиарды долларов ради того, чтобы разгадать тайны Вселенной и понять смысл жизни. Все, что ни делается, делается ради коммерческой выгоды. Поэтому заявления ученых о том, что их задача - понять, как образовалась Вселенная, я считаю, звучат смешно. Может быть, они этого и хотят, но у инвесторов наверняка более приземленный интерес к проекту.
Если предположить, что коллайдер - это инструмент для создания телепорта или, может быть, сам телепорт, тогда колоссальные затраты вполне обоснованы. Можно только представить, как изменится будущее, если мы перестанем нуждаться в транспорте, и за считанные секунды сможем переместиться из Симферополя, например, в Нью-Йорк. Для политиков и бизнесменов, которые по полдня тратят только на перелеты, это стало бы как глоток свежего воздуха. Но если телепортация станет реальностью, это вовсе не значит, что исчезнут автомобили, поезда, самолеты, теплоходы. Ведь на каждую услугу есть свой клиент. Мы ведь не отказались совсем от услуг почтовых служб. Хотя и пользуемся повсеместно и-мейлом для переписки. Интернет не уничтожил и газеты с радио и телевидением. Хотя в нем новости появляются гораздо быстрее, и можно скачать все серии любимого сериала…
Пока любые подобные предположения вызывают у «специалистов» улыбку. Хотя и Эйнштейна в свое время считали сумасшедшим…

Денис СИМОНЕНКО Крымский ТелеграфЪ

фото: Архив КТ
материал опубликован в "КТ"№ 112

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то