Мифы и легенды * медея. Греческая мифология. медея Медея история о ней

Мифы и Легенды * Медея

Медея

Википедия

Медея (др.-греч. Μήδεια — «храбрость») — в древнегреческой мифологии колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.

Миф

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии), волшебницей, а также жрицей (или даже дочерью) Гекаты.

Встреча с Ясоном

Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедышащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить.


(Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов.

Плавание на «Арго»

Медея, 1870 (Ансельм Фейербах (1829-1880)

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)

Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена.
, так как, гнавшийся за ними царь Эет со своими войнами требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой.

Помолвка Ясона и Медеи (Biagio d’Antonio (Florentine, 1472-1516)

Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).

После того, как Ясон забрал золотое руно и Медею, Арго отплыл из Черного моря в Средиземное. Когда аргонавты подплыли к Криту, они увидели охранявшего остров брогзового гиганта Талоса с рогатой головой.

Талос в фильме "Язон и аргонавты" 1963 года

Талос - великий воин из бронзы был подарком Гефеста на свадьбу Европе с царем Крита. Кроме Талоса Гефест создал различные магические вещи - летающие золотые троны для олимпийских богов, молнию для Зевса, щит Ахилла, шлем для Аида делавший своего повелителя невидимым, копье всегда попадающее в свою цель, двух металлических служанок для себя и автоматически поддерживающие заданную температуру мехи для своей печи.
Талос мог обходить остров три раза в день (т.е. его средняя скорость была около 155 миль в час) и бросать огромные камни для того, чтобы потопить любой приближавшийся к берегу царства Миноса вражеский корабль. Кроме того, если это не помогало, он извергал красный огонь и отгонял им непрошенных гостей.

Талос

У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. По Аполлодору, аргонавты убили его. Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козленка, уже не стала.

Медея и дочери Пелия, готовящие
смертельный напиток для своего отца

Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам.

Медея, возвращение молодости (Alfred Morgan (1862 - 1902)

По версии, вернула молодость также Ясону.

Медея омолаживает Ясона
(Nicolas-Andre Monsiau (1754-1837)

Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков.

После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе.

Медея (Eugene Delacroix (1798-1863)

Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени.

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Медея, 1868 (Henri Klagmann (1842-1871)

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами.

Медея

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.

В Афинах

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана. Она родила Эгею сына Меда.


Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.

Дальнейшая судьба Медеи

Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличенная как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей.

Медея

На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед впоследствии завоевывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).


(Anthony Frederick Augustus Sandys, 1829-1904)

По другому рассказу, уличенная в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен.

По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо.

После смерти

Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла (эту версию упоминали Ивик (фр.291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.

Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи. Её стал почитать богиней Гесиод.

Две Медеи

Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:

    Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном

    Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)

Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.

Семантика

Толкование образа

Медея (Victor Mottez (1809-1897)

Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далекого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.

Медея, 1868 (Anthony Frederick Augustus Sandys, 1829-1904)

Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мертвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:

    почитавшейся в Колхиде солнечной богини

    колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)

    героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа

Источники

История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica» . Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.

«Медея» — пьеса Еврипида, (431 г. до н. э.). Текст

Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»

Аполлодор, Библиотека I, 23-28

Овидий, «Метаморфозы», VII, 1-424, «Героини», XII, «Медея» (трагедия, не сохр.)

Сенека, «Медея» (трагедия)

Гай Валерий Флакк, «Аргонавтика»

Образ Медеи в искусстве

Литература

Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки» (фр.337-346 Радт), «Скифы» (фр.546-549 Радт), «Зельекопы» (фр.534-536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгей» и Сенеки «Медея». Трагедии «Медея» писали также Антифрон, Еврипид Младший, Меланфий, Неофрон Сикионский, Диоген Синопский, Каркин Младший, Дикеоген, Морсим, Феодорид, Биот, неизвестный автор, Энний («Медея изгнанница»), Акций («Медея, или Аргонавты»), Помпей Макр, Овидий и Лукан. Известно семь комедий, включая Эпихарма и Ринфона. Овидий сочинил также письмо Медеи Ясону (Героиды XII).

Чосер, «The Legend of Good Women» (1386)

Корнель, «Медея», трагедия (1635)

Ф. В. Готтер, «Медея»

Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735)

Ф. М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791)

Л. Тик, «Медея»

Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825)

Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822)

Пауль Хейзе — новелла «Медея»

Уильям Моррис — поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867) Катюль Мендес — трагедия «Медея»

Жан Ануй, драма «Медея» (1946)

Ф. Т.Чокор, «Медея»

Maxwell Anderson — «The Wingless Victory»

Robinson Jeffers — «Medea»

Ханс Хенни Янн, «Медея»

Хайнер Мюллер — «Medeamaterial and Medeaplay» 1982)

A. R. Gurney — «The Golden Fleece»

Marina Carr — «By the Bog of Cats»

Дарио Фо — пьеса «Медея» (1979)

Улицкая, Людмила Евгеньевна — «Медея и её дети» (1996)

КЛИМ — пьеса «Театр Медеи» (2001)

Том Лануа — пьеса «Мама Медея» (2001)

Сара Стридсберг — драма «Medealand» (пост. 2009 в Драматен, в заглавной роли — Нуми Рапас)

Cherrie Moraga — «The Hungry Woman: A Mexican Medea»

Michael Wood — «In Search of Myths & Heroes: Jason and the Golden Fleece»

Percival Everett — «For Her Dark Skin»

Роберт Холдсток — «Кельтика»

Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone , 1649)

Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693

Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»

Родольф, Жан-Жозеф — Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж.-Ж.Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета

Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775

Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797

Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)

И. Г. Науман, «Медея»

Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)

Э. Кшенек — «Медея»

Д. Мийо — опера «Медея», 1939

Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)

Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)

Chamber Made — опера «Медея», 1993

мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду

Микис Теодоракис — опера «Медея» (1988—1990)

Балет Джона Ноймайера «Медея» на музыку Баха, Бартока, Шнитке (1990)

Рольф Либерман — опера «Медея» (1995)

Оскар Страсной — опера «Мидея» (2000)

группа «Зломрак» — песня «Медея»

группа Хорги — песня «Медея»

Тамара Гвердцители — «Медея» (песня на грузинском языке)

песня Виены Тенг «My Medea»

Балет Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи» на музыку Мауро Ланца (2004)

A Filetta — «Медея» (2006, на корсиканском языке)

Панк-опера «Медея. Эпизоды». (Постановка: Джулиано Ди Капуа, Медея: Илона Маркарова, монологи: Лёха Никонов, поэма «Медея», музыка: «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже», Андрей Сизинцев, Духовое трио: Эмиль Яковлев, Леон Суходольский, Сергей Смирнов, Санкт-Петербург, 2010)

Ариберт Райманн — опера «Медея» (2010)

Алина Новикова (композитор) и Дарья Жолнерова (реж.), Санкт-Петербург — опера «Медея» (2011)

Живопись

картины Веронезе, Пуссена, Ванлоо, Гверчино, Г.Моро, А.Фейербаха.

«Медея убивает своих детей» — картина Делакруа

«Медея» — плакат чешского художника Альфонса Мухи, изображающий одну из сцен одноимённой трагедии Катюля Мендеса

Скульптура

Медея — скульптура в г. Пицунде (Республика Абхазия). Автор Зураб Церетели

Кинематограф

1963: Ясон и аргонавты / «Jason and the Argonauts», в роли Медеи — Нэнси Ковак

1969: «Медея» — фильм Пьера Паоло Пазолини, в гл. роли Мария Каллас

1978: «A Dream of Passion» — фильм Жюля Дассена, где Мелина Меркури — актриса, играющая роль Медеи, — разыскивает свою мать (Эллен Бёрстин), за убийство детей отбывающую срок в тюрьме

1988: «Медея» — телевизионный фильм Ларса фон Триера по сценарию Карла Теодора Дрейера «Медея», в роли Медеи — Kirsten Olesen

2000: «Jason and the Argonauts», фильм телеканала Hallmark, в роли Медеи — Jolene Blalock

2005: «Medea» — телесериал Тео ван Гога, в роли Медеи — Katja Schuurman

2007: «Medea Miracle» — фильм Тонино Де Бернарди, в заглавной роли —Изабель Юппер

2009: «Медея» — фильм Наталья Кузнецова (режиссер,продюсер,автор сценария, оператор, композитор), в роли Медеи — Наврозашвили Лилиан

см. Медея (фильм)

Медея является в образе призванного слуги в аниме-сериале/фильме "Судьба:ночь схватки"(2006)

Интересные факты

«Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведённых, убивающих или причиняющих боль своим детям.

Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.

В честь Медеи назван астероид (212) Медея, открытый в 1880 году.

Племянница , супруга Ясона, а затем - Эгея; могучая волшебница.

Дар волшебства был получен ею от богини Гекаты, а в мифы она попала потому, что богини и решили с ее помощью выручить своего любимца Ясона, прибывшего в Колхиду за золотым руном. С тех пор судьба Медеи неразрывно связалась с Ясоном, и, чтобы не повторяться, отсылаем вас к статьям « », «Ясон», « », «Пелий», в которых подробно рассказывается о делах и злодеяниях Медеи. Дальше мифы говорят о ней следующее.

Аргонавты убивают брата Медеи Арсипта, по указанию волшебницы.

Покинув разбитого горем и отчаянием Ясона, Медея сбежала к афинскому царю Эгею и вышла за него замуж, пообещав вернуть ему молодость. Когда в Афины прибыл сын Эгея, Тесей, Медея попыталась отравить его, но на этот раз ее преступление было разоблачено, и Эгей изгнал ее из Афин. На колеснице, запряженной крылатыми драконами, окутанная тучей, Медея унеслась на восток.

Рассказы о дальнейшей судьбе Медеи противоречивы (впрочем, это относится и к ее пребыванию в Коринфе и Афинах). Некоторые авторы утверждают, что она вернулась в Колхиду, где в ее отсутствие троном завладел Перс, брат Ээта; Медея убила его и вернула власть своему отцу. По другой версии, из Афин Медея перебралась в Италию, где пользовалась почетом, как всемогущая волшебница. Есть версия, что Медея вышла замуж за какого-то царя в Азии. Но преобладает вариант, согласно которому Медея, восстановив власть Ээта в Колхиде, поселилась за Тигром, в стране, которая стала называться Медией (по-русски - Мидией).


Актриса Мария Каллас в роли Медеи.

История Медеи входит составной частью в обширный миф об аргонавтах, который дошел до нас в разных вариантах; естественно, и образ Медеи рисуется в них по-разному. Однако она всегда - центральная героиня этого мифа. В конце концов, слава героя Ясона основана на том, что ему удалось получить помощь от Медеи, и что он точно выполнял ее советы. Из мифов об аргонавтах Медея со временем перекочевала и в миф о Тесее, что не могло не привести к разногласиям, в частности хронологическим. Однако еще более разительны противоречия в обрисовке ее характера. Медея предстает перед нами то безжалостной убийцей, то страстно любящей и страдающей от разочарования женщиной. Она стала героиней двух трагедий Еврипида: трагедия «Пелиады» (455 до н. э.) не сохранилась, а «Медея» (431 до н. э.), провалившаяся на премьере в Афинах, сегодня по праву считается одной из вершин греческой драматической поэзии. Также «Медея» - одна из 120 пьес Нефрона из Сикиона, трагика 4 в. до н. э.; от нее сохранились лишь отрывки. Овидий написал трагедию «Медея», о которой его современники отзывались с большой похвалой, а мы можем только сожалеть, что она утрачена. Одноименную трагедию написал и Сенека в середине 1 в. н. э., но, как отметил уже тогда один из критиков, «эта Медея уже читала «Медею» Еврипида».


Актриса Юлия Рутберг в роли Медеи.

В античной вазописи Медея представлена около 40 раз. В Геркулануме была обнаружена фреска с изображением Медеи, на лице которой отражается внутренняя борьба и в то же время решимость убить своих детей, в Помпеях, в так называемом доме Диоскуров, - подобная фреска, на которой ее дети Мермер и Ферет играют в кости под надзором старого воспитателя. Обе фрески относятся к 70-75 гг. н. э.; скорее всего, их образцом послужила «Медея» греческого художника Тимомаха (1 в. до н. э.). Из пластик можно назвать римский «Саркофаг с Медеей».

Литература и искусство нового времени много раз обращались к образу и судьбам Медеи: в драматургии - «Медея» Корнеля (1635), «Медея» Грильпарцера (1826 - заключительная часть трилогии «Золотое руно»), «Медея» Яна, «Медея» Парандовского и др.; из новейших произведений - одноименные пьесы Ануйя и Джефферса (обе - 1946). Все они более или менее (скорее более) исходят из Еврипида.

Знаменитая греческая певица и актриса Мария Каллас в роли Медеи (несколько кадров из фильма 1969 года):


МЕДЕ Я (Μήδεια ), в греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки (Hes. Theog. 956 след.; Apollod. I 9, 23) (вариант: мать Медеи - покровительница волшебниц Геката, сестра Медеи - Кирка, Diod. IV 45-46). Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах . Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили Медее страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней Медея помогла Ясону преодолеть испытания, которым его подверг Ээт. Усыпив волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, Медея помогла Ясону овладеть сокровищем (Apollod. I 9, 23). Более древний вариант: Ясон убил дракона (Pind. Pyth. IV 249). Вместе с Ясоном Медея бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего беглецов Ээта, Медея убила бежавшего с ней своего малолетнего брата Апсирта, а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что поражённый горем отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения (Apollod. I 9, 24); вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Медея заманила брата в ловушку, и Ясон убил его (Apoll. Rhod. IV 452 след.). Когда Медея и аргонавты достигли острова феаков, посланные Ээтом колхи потребовали выдачи Медеи. Царь феаков Алкиной ответил, что выдаст беглянку, если она ещё не стала женой Ясона. Предупреждённые супругой Алкиноя Аретой , Медея и Ясон поспешили сочетаться браком (IV 1100 след.). Когда аргонавты с руном вернулись в Иолк, Медея помогла Ясону отомстить узурпатору Пелию , убившему его отца и брата. Медея погубила Пелия, убедив его дочерей, что дряхлого отца можно омолодить. Для этого тело Пелия надо разрубить на части, сварить их в котле, а потом Медея с помощью волшебных снадобий вернёт ему молодость. Чтобы убедить дочерей, она разрубила барана, сварила его в котле, а затем превратила в ягнёнка; когда дочери Пелия согласились разрубить отца, Медея воскрешать его не стала (Paus. VIII 11, 2; Ovid. Met. VII 297 след.). После этого Медея и Ясон были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе, где Медея родила Ясону двух сыновей Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе), Медея, проклиная неблагодарного мужа, решила отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом пеплос (одеяние), надев который Главка сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти дочь (Hyg. Fab. 25). Убив своих детей, Медея улетела на колеснице, запряжённой крылатыми конями (вариант - драконами). По другому варианту мифа, Медея оставила детей молящимися у алтаря Геры, и коринфяне, мстя за Главку, убили их (Paus. II 3, 6-7; Diod. IV 55; Apollod. I 9, 28). Бежав из Коринфа, Медея поселилась в Афинах и стала женой Эгея, родив ему сына Меда (Apollod. I 9, 28). Когда в Афины возвратился неузнанный отцом наследник Эгея Тесей, Медея, боясь, что он, а не Мед унаследует власть отца, убедила мужа попытаться погубить пришельца. Но Эгей узнал сына, раскрыл коварство Медеи и изгнал её из Афин (Plut. Thes. XII; Apollod. epit. I 5-6). После этого Медея и её сын Мед возвратились в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде, впоследствии завоевав значительную часть Азии (Strab. XI 13, 10; Diod. IV 56 след.) [вариант: Мед погиб в походе против индов, а Медея сама убила Перса и вернула власть отцу (Apollod. I 9, 28)]. В дальнейшем Медея была перенесена на острова блаженных, где стала женой Ахилла (Apoll. Rhod. IV 811 след.; Apollod. epit. V 5). Такие черты образа Медеи, как способность оживлять мёртвых, летать по небу и пр., позволяют предполагать, что первоначально Медея почиталась как богиня. Возможно, в образе Медеи слились черты почитавшейся в Колхиде солнечной богини, могущественной колдуньи фессалийских сказок (Иолк находился в Фессалии) и героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец считались выходцами из Коринфа.

Сказочные черты Медеи претерпели существенные изменения в творчестве греческих и римских писателей. Тема неразделённой любви Медеи к Ясону, намеченная ещё Пиндаром, получила развитие в одноимённой трагедии Еврипида, где Медея стала убийцей своих детей. У Сенеки (трагедия «Медея») она предстаёт как суровая мстительница, действующая с жестокой последовательностью.

М .Н . Ботвинник

В античном изобразительном искусстве (в вазописи, на рельефах саркофагов, фресках) нашли отражение сцены: Медея помогает Ясону добыть золотое руно, смерть Пелия, убийство детей. Европейское искусство обращается к мифу с 14 в. сначала в книжных иллюстрациях, затем в живописи (сюжеты: «Медея убивает своих детей» - у П. Веронезе, Н. Пуссена, К. Ванлоо, Э. Делакруа; «Медея омолаживает Пелия» - у Гверчино и др.).

Среди произведений европейской драматургии на сюжет мифа: в 17 в. - «Медея» П. Корнеля; в 18 в. - «Медея» Ф. В. Готтера, «Медея в Коринфе» и «Медея на Кавказе» Ф. М. Клингера, «Медея» Л. Тика; в 19 в. - «Медея» Дж. Б. Никколини, «Медея» (часть драматической трилогии «Золотое руно») Ф. Грильпарцера; в 20 в. - «Медея» Ж. Ануя и Ф. Т. Чокора. Широко использовался миф в музыкально-драматическом искусстве; среди опер: в 17 в. - «Медея» М. А. Шарпантье и др.; в 18 в. - «Медея» Й. Мысливечека, Й. Бенды, И. Г. Наумана, Л. Керубини и др.; в 19 в. - «Медея» С. Меркаданте и др.; в 20 в. - «Медея» Д. Мийо, Э. Кшенека и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 130-131.

Колхидская царевна Медея фигурирует в мифах древней Греции, как спутница аргонавта Ясона, которая помогла ему добыть Золотое руно. В Афинах она почиталась, как богиня, способная летать по небесам и оживлять мертвых, но некоторые хронологические несостыковки позволяют предположить, что в Греции могло быть два персонажа с этим именем. Так ли это?

Медея – кто это?

Согласно древнегреческим сказаниям богиня Медея была дочерью океаниды Идии и царя Ээта, приходилась внучкой солнечному божеству Гелиосу. Она считается частью легенд об эллинах героического века, который предшествовал Троянской войне. Вместе с Ясоном, Гераклом, Персеем, Тесеем и другими персонажами женский образ – это пограничная фигура, которая одновременно находится в старом мире хтонических божеств и шаманов и новом бронзовом веке Греции. Образ царевны описывается в таких произведениях, как:

  • одноименной трагедия Еврипида;
  • поэмах «Аргонавтика» Аполлония Родосского и Гая Валерия Флакка;
  • пьеса Сенеки;
  • поэма «Метаморфозы» Овидия.

Медея - мифы Древней Греции

Кто такая Медея в мифологии известно по сказаниям о похождениях аргонавтов. Когда бравые мореплаватели во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, боги-покровители внушили красавице-царевне страстную любовь к предводителю. Возлюбленный Медеи обещал ей жениться, а взамен она помогла преодолеть испытания, которые устроил гостям ее отец. Наперекор воле родителей девушка бежала из дома на корабле «Арго» и жестоко расправилась с родным братом Апсиртом, чтобы задержать погоню. С именем дочери Ээта связаны такие личности, как:

  • женщина-аргонавт Атлантида (ее богиня излечила во время странствий по воде);
  • правитель Иолка – Пелий, которого она погубила ради любви к Ясону;
  • Зевс, влюбившийся в нее, но отвергнутый;
  • царь Эгей, второй муж Медеи;
  • его сын Тесей, претендовавший на трон;
  • Геракл, излеченный солнечной богиней;
  • брат Ээта, Перс, которой силой завладел властью, но был свергнут и убит героиней;
  • Ахилл – по некоторым мифам он тоже был супругом царицы.

Медея и Ясон

Часто, когда вспоминают волшебницу из Колхиды, называют имя ее мужа Ясона, в кого влюбилась Медея не по своей воле. После того, как девушка помогла аргонавту добыть вожделенное Золотое руно, усыпив охранника дракона, она сбежала вместе с героем и плавала по свету, неся с собой добро и справедливость. На корабле «Арго» они и сочетались узами брака, родили двух сыновей, но позже, в Коринфе, местный правитель Креонт захотел выдать за Ясона свою дочь Главку. Аргонавт не был против. Тогда разгневанная Медея убила детей от него, отравила соперницу и скрылась на крылатой колеснице.

Медея и Тесей

Странствия солнечной богини привели ее в Афины, где она стала женой Эгея и родила сына Меда. Семейную идиллию нарушило появление наследника – Тесея, который рос в тайне ото всех в Трезене. Даже царь не знал о том, что перед ним его сын, а супруга почувствовала угрозу и убедила отравить гостя. Яд насыпали в кубок, но только Тесей поднес его к губам, Эгей выбил отраву из рук, увидев на поясе свой меч, который оставил в наследство отпрыску.

Здесь возникают некоторые противоречия и нестыковки. Как мог аргонавт Тесей встречаться с мачехой до похода за золотым руном? Если миф о Медее и Тесее верен, то только в случае, если:

  • Тесей не плавал на «Арго»;
  • в греческих сказаниях присутствовала другая женщина с таким же именем – она и пыталась отравить царевича.

Фильмы про Медею

Есть предположение, что Медея – это древнегреческая богиня, героиня сказок и коринфского эпоса, то есть собирательный образ нескольких персонажей. В творчестве греческих и римских писателей ее черты претерпевали изменения, поздние авторы, художники и кинорежиссеры представляли ее по-разному. Увидеть воплощение мифической героини можно в таких фильмах, как:

  1. «Медея» , 1988. Драма Ларса фон Триера, представляющая подлинную трагедию матери-убийцы.
  2. «Ясон и аргонавты» , 1963. Приключенческая лента о похождения искателей Золотого руна.
  3. «Веселая хроника опасного путешествия» , 1986. Советская музыкальная экранизация мифа о мореплавателях на «Арго».
  4. «Medea» , 1969. Вольное изложение древнегреческих сказаний от Паоло Пазолини.
Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Медея и Ясон

Медея и Ясон

Древняя Греция дала миру такую легенду. Медея была дочерью колхидского царя Ээта, сына бога Гелиоса, и океаниды Идии. Также по отцовской линии она была родной племянницей колдуньи Цирцеи, волшебницей, а также жрицей Гекаты, божества лунного света. Колхида располагалась на восточном побережье Черного моря. Сюда приплыл царь Ясон со своими товарищами-аргонавтами за похищенным из его царства золотым руном. Это золотая шкура барана, посланного Гермесом по приказу Геры, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла - отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи. По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт - «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрикс достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия). Здесь он принес барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды Ээту Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов (древнегрузинских племен), охранялось драконом в роще Ареса.

Ээт выставил аргонавтам трудные условия. Но бог любви Эрот по просьбе Афины и Геры вселил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к герою. Ясон обещал Медее жениться на ней и с ее помощью выполнил все требования Ээта. Затем Медея усыпила охранявшего золотое руно дракона и помогла похитить руно. Медея со своим братом Апсиртом и аргонавтами бежала из Колхиды. Дорогой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата и разбросала куски его тела по морю. Сраженный горем Ээт прекратил погоню, чтобы собрать части тела сына и предать их погребению. Таким образом только с помощью Медеи руно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Ясон женился на Медее уже в Колхиде. Когда аргонавты вернулись на родину Ясона, ради трона в которой Ясон добывал золотое руно, там все еще правил его враг Пелий. Он отказался уступить Ясону власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф и несколько лет жили там. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными.

Царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку и убедил его оставить Медею. Ясон изменил клятвам, данным Медее тогда, когда он получал от нее помощь; он изменил той, которая шла на все ради него.

Когда Медея узнала об измене Ясона, отчаяние овладело ею. По-прежнему любила она Ясона. Словно обратившись в бездушный камень, сидела Медея, погруженная в печаль. Она не ела, не пила, не слушала слов утешения. Понемногу неистовый гнев овладевал Медеей. Неукротимый дух дикарки Медеи ничем нельзя было смирить. Она не переставала думать о том, за что так жестоко поступил с ней Ясон, с ней, которая спасла его, помогла, усыпив дракона, добыть золотое руно. Медея пыталась найти поддержку у богов, самого великого Зевса и богини правосудия Фемиды, искала у них сочувствия своему горю, просила быть свидетелями того, как несправедливо поступил с ней Ясон. Чем больше она сосредотачивалась на своих несчастьях, тем сильней и сильней становилось решение Медеи любым способом отомстить Ясону.

Престарелый царь Креонт пытался уговорить Медею покинуть Коринф. Медея, чтобы выиграть время, сделала вид, что подчиняется Креонту, что признает его право изгнать ее, но попросила лишь об одном - разрешить ей остаться еще на один день в Коринфе. Ясон пытался внушить своей бывшей супруге Медее, что для ее блага и для блага детей ему надо жениться на царевне этой страны Главке, что сыновья его найдут опору в своих будущих братьях, если пошлют ему боги детей от нового брака. Ослепленная ненавистью Медея не может верить ему. Ясон, которого когда-то она так любила, для которого забыла отца, мать, брата и родину, стал ей ненавистен.

Тем временем Медея договорилась с царем Афин Эгеем, что поможет ему своими чарами, пообещав, что он будет иметь многочисленное потомство, не останется бездетным, как до сих пор, взамен прося убежища в Афинах. Эгей поклялся богиней земли Геей, Гелиосом, дедом Медеи, всеми богами Олимпа не выдавать Медею ее врагам. Тогда Медея начинает задуманную месть. В гневном исступлении она решает погубить не только Креонта и дочь его Главку, но и убить своих детей, детей Ясона. Она решила убить своих детей, чтобы еще сильней заставить страдать Ясона.

Под предлогом того, что она стремится склонить Главку оставить ее детей в новом доме Ясона, Медея послала Главке в подарок драгоценную одежду и золотой венец. Этот дар и был гибельным. Лишь только надела Главка одежду и венец, присланные Медеей, как яд, которым были они покрыты, проник ей в тело; как медный обруч, сжал ей голову венец. Одежда жгла огнем ее тело. В страшных мучениях умерла Главка. Креонт поспешил ей на помощь, он обнимал несчастную дочь, тогда горящая одежда прилипала и к нему. Отрывая эту одежду, с нею вместе он отрывал и куски своего тела. И Креонт погиб от дара Медеи. Их гибель не утолила мести Медеи. Тем более что она понимала, какая участь грозит ее сыновьям, когда родственники Креонта будут мстить им за преступления их матери. Увидав маленьких сыновей, Медея зарыдала, она обнимала и целовала своих детей. Но жажда мести неверному супругу сильнее любви к детям.

Ясон прибежал во дворец, чтобы спасти своих детей. Но он увидел страшную картину. В воздухе на запряженной драконами колеснице, посланной богом Гелиосом, стояла Медея; у ног ее лежали убитые сыновья. Родная мать убила их. Ясон был в ужасе. Он молил Медею оставить ему хотя бы тела его сыновей, чтобы он сам мог похоронить их. Но и этого утешения не дала ему Медея. Она унеслась на колеснице.

Безрадостна была вся дальнейшая жизнь Ясона. Нигде не находил он себе пристанища. Он умер под обломками своего легендарного корабля «Арго», который, вытащенный на берег, пришел в негодность и обрушился на спящего Ясона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Изобретение театра автора Розовский Марк Григорьевич

Максим Курочкин. Истребитель класса «Медея» Фантазм Постановка Марка РозовскогоПремьера – март 2005 г.В спектакле использованы музыкальные цитаты из репертуара Мадонны, Эливса Пресли, Принса, Дж. Джоплин, Кристины Агилеры, Верки СердючкиОпыт новой драмыРОЗОВСКИЙ. В

Из книги Идиотка автора Коренева Елена Алексеевна

Глава 59. Медея и все такое… «Что мне сделать, чтобы ты бросил?» - задала я как-то прямой вопрос. «Ты ничего не должна и не можешь сделать. Я сам все сделаю, я знаю что…» - ответил он, оборвав мое намерение что-нибудь срочно предпринять. «Если бы я умерла - тогда бы ты бросил?»

Из книги Рассказы старого трепача автора Любимов Юрий Петрович

«Медея» Еврипида, 1995 Из письма Иосифа Бродского: Дорогой Юрий Петрович! Посылаю Вам хоры. Читать их актеры должны методом чересполосицы, хотя некоторые из них - сольные номера… Эпилога я Вам не написал. Думаю, что он и не нужен. «Медея» - не басня, и если у Еврипида нет

Из книги Про славних жінок автора Боккаччо Джованни

17. Медея, цариця Колхіди Медея, найжорстокіший взірець античної зради, донька Еєта, славного царя Колхіди, та його дружини Персеї, була дуже гарною і вельми обізнаною у злодіяннях. Адже який би вчитель її не навчав, усе ж була такою обізнаною із властивостями трав, як

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то