Пропавший немецкий поезд с золотом. Местонахождение "сокровищ третьего рейха" раскрыли в германии. И что там может быть

Легендарный поезд с драгоценностями, награбленными нацистами во время Второй мировой войны, может оказаться реально существующим. Министерство культуры Польши подтвердило, что получило информацию, согласно которой, в тоннелях в окрестностях города Валбжих находится бесследно исчезнувший в конце Второй мировой войны железнодорожный состав.

В подземных лабиринтах вблизи старинного замка Ксёнж на юго-западе Польши был якобы обнаружен бесценный состав. Легендарные несметные богатства Третьего Рейха. Так называемый "золотой поезд" времен Второй мировой. То, что в прессе всю неделю называли не иначе как очередной "уткой", в Польше в пятницу признали на официальном уровне.

"Информация более чем правдоподобна. Я уверен почти на все 100, что этот поезд существует. Но точно сказать мы сможем, только когда доберемся до этого места и проверим, что находка в себе таит. Там могут быть как ценности, так и опасные материалы времен войны. Это дело, которое требует соблюдения процедур. Соответствующие службы должны проанализировать, как достать находку. Ведь она, возможно, заминирована", - заявил заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский.

Точные координаты польскому правительству за положенное по закону вознаграждение сообщили двое мужчин — поляк и немец. Обратились сначала в юридическую контору польского города Валбжих, вблизи которого вроде бы и находится 150-метровый состав.

Внутри, если верить слухам, которые вот уже 70 лет после окончания войны ходят здесь упорно, более 300 тонн золота, драгоценности и бесценные предметы искусства, считавшиеся навсегда утерянными. Ни одного документального свидетельства нет. Только легенда о том, что нацисты, сбегая от советских войск, увозили из Германии железной дорогой награбленные по всей Европе богатства.

Впервые историю о бронированном составе с ценным грузом озвучил местный шахтер в 2003 году. Говорил, что знает о существовании тайного тоннеля, ведущего к замку Ксёнж, где в 40-х годах прошлого века немцы построили целый подземный город. Есть предположение, что это был один из секретных бункеров Гитлера. Здесь только и мог затеряться поезд, следовавший из Вроцлава в Валбжих. Но эти двое кладоискателей, в отличие от своих предшественников, точно знали, куда идти.

"Они получили информацию непосредственно от немцев. Возможно, один из них потомок тех, кто участвовал в операции по перевозке золота. Ведь мы уже 70 лет ищем этот поезд, и никак не найдем", - говорит поисковик Кржистов Спраковски.

Еще один вопрос, который уже активно обсуждают, кому должны принадлежать сокровища. Заместитель мэра города Валбжиг Зигмунт Новачек заявил, что, в независимости от стоимости находки, она - собственность польского государства. Но ведь золото это было награблено не только в Польше, а на всех захваченных территориях, в том числе и советских. Во всяком случае, в истории уже были прецеденты, когда с прежними владельцами внезапно обнаруженных богатств приходилось делиться.

Два кладоискателя утверждают, что нашли в Польше спрятанные немцами сокровища

Пропавший в 1945 году под Вроцлавом . Во всяком случае, так утверждают двое мужчин - граждан Германии и Польши. В обмен за информацию о суперкладе они хотят получить 10 процентов его стоимости.

Власти польского города Валбжых подтвердили, что к ним обратилась некая юридическая фирма, представляющая интересы двух человек, обнаруживших бронепоезд времен Второй мировой войны.

Люди, утверждающие, что нашли поезд, требуют гарантий того, что получат причитающееся им вознаграждение (а речь, будто бы, идет о 300 тоннах золота) - и только тогда обещают раскрыть его местонахождение. Как сообщается, один из этой пары имеет опыт поисковых работ и оборудование, позволяющее искать спрятанные под поверхностью земли объекты.

«Юристы, военные, полицейские, пожарные - все занимаются этим делом», - заявила представитель местной администрации Марика Токарская. По ее словам, в городе после войны не проводились работы по раскопкам, поэтому никто не может заранее предугадать, что удастся найти. Проблема в том, что власти настаивают на том, что они могут дать какие-то гарантии насчет вознаграждения не раньше, чем будут знать, где находится поезд и что в нем. Если это был военный поезд, то он может содержать боеприпасы, в том числе взрывчатые вещества, что представляет опасность. Кроме того, есть даже вероятность того, что поезд перевозил материалы, связанные с нацистскими исследованиями в области ядерной технологии. Есть также риск того, что если поезд был «запечатан» в туннеле, там мог скопиться метан, что создает опасность взрыва при раскопках.

Легенда о «поезде-призраке», в который немцы погрузили золото и драгоценности, живет в этих краях давно. Говорят, что поезд выехал из Бреслау (нынешнего Вроцлава) в мае 1945 года, перед тем, как в город вошли части Красной армии. После этого, якобы, поезд въехал в тоннель около замка Ксенж в польской Силезии - и исчез где-то в районе современной границы между Польшей и . По некоторым данным, в поезде могло находиться до 300 тонн золота. Как сообщает «Радио Вроцлав», 150-метровый поезд перевозил оружие, промышленное оборудование и некие драгоценности.

Попытки найти «золотой поезд» успехом не увенчались, что заставляет скептиков считать его выдумкой.

«Никто никогда не видел какого-либо документального свидетельства, подтверждающего существование такого поезда, - комментирует «Радио Вроцлав» слухи о кладе местная историк Иоанна Лампарская. - Какие-то люди уже искали этот поезд, повредив в процессе пути, но ничего так и не нашли. Однако легенда захватила воображение». Тема спрятанных нацистами на территории Польши сокровищ нашла отражение в польской массовой культуре - можно вспомнить, например, фильм «Последний свидетель» (1970) со Станиславом Микульским в главной роли.

Как отмечает британское издание The Daily Mirror, нацисты действительно использовали зимой и весной 1945 года поезда для того, чтобы перевозить ценности из районов, где наступали войска Красной Армии и западных союзников. В частности, нацисты отправили из Будапешта в десятки вагонов, заполненных золотом, серебром и предметами искусства, конфискованными у венгерских евреев. Эти грузы оценивались в сумму до $200 млн. Такой поезд был перехвачен американскими солдатами, которые, как показало позже расследование, часть грузов присвоили себе.

Случались ли в прошлом находки столь габаритных кладов?

В первую очередь на память приходит, конечно же, случившаяся три года назад история в Петербурге, где при реконструкции старинного особняка Нарышкиных рабочие обнаружили замурованную потайную комнату, заполненную драгоценной серебряной посудой, статуэтками, вазами... Там насчитали в общей сложности несколько тысяч артефактов.

Другая история относится к первым послевоенным месяцам, когда специально созданная поисковая группа нашла в одном из горных районов Германии в заброшенной каменоломне неподалеку от берега Эльбы оборудованное там гитлеровцами секретное хранилище, куда они вывезли сотни картин знаменитых живописцев из коллекции Дрезденской галереи (в том числе и «Сикстинскую мадонну» Рафаэля).

Обе эти истории абсолютно реальны и подтверждаются официальными документами. Но есть и другие - о которых известно лишь из рассказов очевидцев и «причастных лиц».

Вот, что сообщил «МК» в свое время один из читателей газеты, назвавший себя Вильгельм Кайзер: «Не так давно мои друзья, увлекающиеся поиском тайников, обнаружили в подвале одного из домов в высокогорной альпийской деревушке бункер, судя по всему, оборудованный нацистами на исходе войны. Там они спрятали награбленные в других странах художественные и исторические ценности. Люди, нашедшие этот «склад», попросили меня, как профессионального историка, помочь в атрибуции найденного, - естественно, на условиях полной конфиденциальности. Так что никакой географической привязки сообщить не могу. Судя по документам, которые я видел, устройство данного бункера - дело рук одного из высокопоставленных чиновников Министерства культуры Третьего Рейха, - человека, которому не чужд интерес к произведениям искусства, склонного к коллекционированию. Спрятанное им в горах собрание награбленных ценностей весьма пестрое. Часть предметов явно русского происхождения, скорее всего они были вывезены в первые годы войны откуда-то из оккупированных районов страны: картины Коровина, Сомова, Бурлюка, Бенуа, даже Репина, памятные медали царского времени (некоторые из них являются большой редкостью, были изготовлены буквально в нескольких экземплярах)... Обнаружились в этом «схроне» и полотна, на которых подписи известных западноевропейских художников - Ван Гога, Гогена, Пикассо... Судя по выявленным индивидуальным приметам, могу предполагать, что одна из картин, - на ней изображен старый еврей-ростовщик, прижимающий к груди мешок с деньгами, - принадлежит кисти Брейгеля. Исследования еще продолжаются, но об авторстве этого знаменитого мастера уже можно говорить вполне определенно.»

Еще об одном случае заставляют вспомнить сегодняшние польские новости. История эта произошла в середине 1960-х в Прибалтике. Была спроектирована трасса новой автодороги. Согласно проекту, она проходила по задворкам одной из деревень, не трогая ничьих построек, только кусок самого крайнего участка оказался в зоне, где предстояло сооружать дорожное полотно, и на этом «пятачке» находился крестьянский погреб. К хозяину заранее пришли представители строительной организации, объяснили ситуацию и предложили: укажите другое удобное для вас место, и наши рабочие совершенно бесплатно построят там новый погреб. Но абориген категорически отказался. На протяжении нескольких дней его пытались уговорить, объясняли, что старый погреб, все равно, придется сломать, однако крестьянин ничего и слышать не хотел. Кончилось тем, что строители решили действовать с позиции силы: в один прекрасный день к злополучному участку подогнали бульдозер, экскаватор... Хотели предупредить хозяина о начале работ на его участке, но того нигде не было, - дом стоял пустой. Перед тем, как пустить в ход тяжелую землеройную технику, рабочие решили на всякий случай заглянуть в погреб: вдруг там остались какие-то хозяйские припасы, которые надо перенести в безопасное место? Однако зайдя в это подсобное помещение мужики ахнули от удивления. Обнаружилось, что на дворе крестьянском - вовсе не погреб, а замаскированный под него бункер. И в этом подземном бункере стоит немецкий танк! Бронированная машина оказалась полностью в исправном состоянии. После того, как разобрали перекрытие «погреба» и подготовили наклонную площадку для выезда из подземелья, оставалось только залить в бак горючее, поставить аккумулятор, снятый с трактора, - и чудище с фашистскими крестами на башне после нескольких десятилетий, проведенных в тайнике, своим ходом выползло на белый свет. Видимо, танк был спрятан еще в самом конце Великой Отечественной для возможного использования «лесными братьями», орудовавшими в этих краях после войны. Однако уточнить все обстоятельства появления столь необычного «клада» было не у кого: крестьянин - хозяин участка, исчез бесследно. По вполне понятной причине он ударился в бега.

Возможно, история, похожая на нынешнюю польскую, происходит и в современной России. Об этом «МК» узнал от специалиста в области кладоискательства Владимира Порываева.

По моей информации есть человек - бывший достаточно высокопоставленный прокурорский работник, - которому каким-то образом стало известно место, где находится «схрон» с сокровищами, устроенный еще в XVIII веке, - рассказывает Владимир. - Это не просто «кубышка» или сундук, это казна - сродни тем богатствам, которые спрятаны в легендарных кладах Пугачева или Разина. Судя по имеющимся сведениям, речь идет о нескольких тоннах золота, драгоценностей, старинного оружия, спрятанных кем-то в старину. Реализовать втихаря такое богатство невозможно. Этот человек намерен действовать официальным порядком. Но вначале он решил заручиться гарантиями того, что, выдав «схрон», он получит причитающуюся ему по закону долю их стоимости. Однако все государственные чиновники, к которым он обращался, откровенно смотрели на него, как на шизофреника, и серьезный разговор вести отказывались. В итоге, потыкавшись без толку в «высокие» кабинеты, этот человек решил пока отложить решение данной «золотой» проблемы.

Между тем : Пока с «золотым поездом-призраком» в Польше вопросов больше, чем ответов, в Америке кладоискателям досталась вполне ощутимая добыча. Дайверы нашли на затонувшем три века назад, в июле 1715 года, у побережья Флориды корабле . Как сообщает USA Today, клад оценивается в $4,5 млн. Часть монет - их отчеканили для испанского короля Филиппа Пятого - представляют чрезвычайную редкость.

Исследователь-энтузиаст Валентин Дегтерев в своем блоге сообщил о еще одном открытии, которое ему удалось сделать. На этот раз он заявил, что ему якобы удалось решить загадку так называемого «золотого поезда» Третьего рейха - состава, в котором якобы были обнаружены драгоценности.
Дегтерев напомнил, что в СМИ в 2015 году появилась информация о том, что власти польского города Валбжих получили сообщение от некоей юридической фирмы, в котором двое клиентов утверждали о том, что нашли поезд с драгоценностями, якобы принадлежавшими Третьему рейху.
При этом исследователь-энтузиаст отмечает, что длина состава равнялась 150 метрам, а сам поезд перевозил вооружение, промышленное оборудование, драгоценные камни и другие сокровища. В момент, когда власти Третьего рейха решили вывезти награбленное в Берлин - а это случилось в 1945 году, уточняет Дегтерев, - поезд якобы мог пропасть.

«Этот железнодорожный состав неоднократно упоминался в местных легендах. Окрестные жители рассказывали, что поезд въехал в тоннель около замка Ксенж и снаружи уже не появлялся. За годы, прошедшие с окончания войны, многие пытались найти таинственный состав, но успехом все эти начинания не завершились. Критики утверждают, что этого поезда никогда не существовало», - написал он.

По словам Дегтерева, исследователям якобы не удалось найти именно местоположение обрушенного тоннеля. При этом исследователь-энтузиаст отметил, что ученые не прибегали к использованию в поисках спутниковых фотографий, а работали исключительно с данными геодезической съемки и архивными документами.
Дегтерев сообщил, что в своей работе он использовал архивные спутниковые фотографии за 2017 год, «наиболее свежие и качественные».
«По снимкам установил место, откуда железная дорога уходила в тоннель. Оттуда обнаружил силуэт длинного подземного тоннеля, а также бетонные обломки технического входа. Конечно, сегодня этот вход разрушен. Кроме того, обнаружил на фотоснимках останки железнодорожных путей. Видимо, тоннель был не только под землей, часть его была и на поверхности. По результатам своих исследований установил возможную общую схему тоннеля», - сообщил он.

Так, исследователь-энтузиаст пришел к выводу, что «золотой поезд» якобы попал под бомбежку. Когда же он въехал в тоннель, то больше оттуда и не выезжал, поскольку состав якобы «попал в капкан из-за обрушения тоннеля».
«Поляки не смогли найти сам тоннель только из-за того, что не стали искать спутниковых фотографий местности. Найти тоннель в лесу довольно трудно из-за сложного рельефа местности и густого леса. Однако поезд можно найти, если проверить указанные мной места по точным координатам», - сообщил Дегтерев.
Исследователь-энтузиаст привел данные и снимки со спутников. Видеоролик он опубликовал на YouTube.

«Существует огромная вероятность, что поезд найден», — сообщил Петр Жуховский, статс-секретарь минкульта Польши. Он призвал частных «искателей сокровищ» воздержаться от самостоятельных поисков, поскольку в грузе поезда могут содержаться «небезопасные материалы» времен Второй мировой войны.

Власти же города Валбжих созвали пресс-конференцию, на которой объявили, что, по имеющимся у них данным, поезд точно находится в административных границах города (об этом объявил вице-мэр города Збигнев Новачик). Кто все-таки обнаружил поезд, тем не менее осталось неизвестным. На конференции присутствовали лишь юристы, представлявшие их интересы.

Впрочем, пока это все сообщения, касающиеся не вполне четкой, но заранее обреченной на сенсацию информации. Такой же шум мог подняться в России, если бы , например, заявил об уверенности в обнаружении Янтарной комнаты или библиотеки . Кстати, в случае с Янтарной комнатой такое заявление, возможно, стоило бы сделать, поскольку среди многочисленных версий о ее возможном местонахождении имеется и предположение о том, что комната также оказалась среди грузов «золотого поезда» из Бреслау.

Собственно, все, что известно о «золотом поезде», базируется лишь на следующих зафиксированных фактах. В конце 1944 года, накануне наступления Красной армии на Нижнюю Силезию, входившую в те годы в состав Третьего рейха, комендант Бреслау, столицы этой земли, издал указ, предписывающий жителям города сдать все имеющееся у них на руках золото и драгоценности в государственный банк. Горожане действительно выполнили распоряжение военных властей. Вскоре к городу подошли советские войска, и началась осада и упорные многомесячные бои за город, завершившиеся лишь весной 1945 года. В ходе этих боев город был подвергнут масштабным разрушениям. После войны обнаружить следы золота, хранившегося в городе, не удалось. Этим вроде бы пыталась заниматься советская комендатура, однако ни к каким внятным результатам это не привело. Тем не менее предположение о том, что до полного окружения Бреслау золото могли вывезти из города и спрятать где-то в Силезии, казалось относительно правдоподобным.

После войны Нижняя Силезия была передана Польше, и польские власти продолжили поиск золота. Первое предположение о том, куда оно могло деться, появилось после ареста в Польше в 1953 году Герберта Клозе — бывшего капитана полиции Бреслау, проживавшего в нижнесилезской деревне по чужим документам. В ходе допроса службой безопасности он рассказал, что был свидетелем вывоза золота и знает о направлениях эвакуации. Правда, в версии Клозе ни о каком поезде речи не было — золото, по его сведениям, погрузили в ящики и вывезли колонной грузовиков в направлении Судет (горная местность на западе нынешней Чехии).

Впрочем, сведения Клозе — довольно специфический источник. Арест польской госбезопасности в начале 1950-х годов означал для бывшего германского полицейского, к тому же служившего в СС, довольно мрачные перспективы, и, стараясь оттянуть суд, он давал все новые и новые сведения о золоте, регулярно меняя показания.

Тем не менее других документальных свидетельств о золоте, кроме протоколов допроса офицера полиции Бреслау, нет.

Позже, однако, появились предположения, что ценности вывезли по железной дороге. Состав с 12 вагонами мог отправиться из Вроцлава в направлении города Вальденбург, однако так и не прибыл на станцию назначения. Во всяком случае, так звучит легенда (подтвердить документально отправление и маршрут состава из прифронтового города после войны было невозможно, остались лишь разрозненные устные свидетельства). В состав, по предположениям, могли входить, помимо золота жителей Бреслау, также похищенные нацистами произведения искусства из европейских музеев и частных коллекций. В том числе, как упоминалось выше, и Янтарная комната.

Что еще можно сказать с определенностью — в Нижней Силезии действительно было где спрятать груз. В шахтерском районе на границе с Чехией хватало шахт и подземных ходов. Кроме того, в последние годы войны немцы предполагали превратить горные районы Нижней Силезии в центр размещения стратегической промышленности и, возможно, некоторых других секретных объектов (здесь точные сведения опять уступают место предположениям и сенсациям: в частности, принято говорить о «тайной штаб-квартире Гитлера» и пользоваться другими подобного же рода сенсационными определениями) и проводили там обширные работы по строительству тоннелей и подземных помещений. Карта этих сооружений до сих пор не составлена до конца и издавна привлекает различных искателей тайн (впрочем, часть подземных ходов давно стали туристическим аттракционом). Именно в этих тоннелях в Совиных горах близ города Валбжих (немецкое название — Вальденбург) склонны помещать «золотой поезд» те, кто в него верит.

Нынешний виток разговоров вокруг поезда начался после того, как власти города Валбжих получили письмо от двух человек — их имена так и не были названы публике. Известно лишь, что один из писавших поляк, а другой немец. Они объявили, что обнаружили поезд, и сказали, что сообщат координаты тому, кто гарантирует им стоимость 10% содержимого. Стоит заметить: даже нашедшие подчеркивают, что не знают содержимого вагонов, т.к. боятся, что они могут оказаться заминированы. Авторы письма описывают находку как бронированный поезд с установленными на нем зенитными орудиями. При этом, по их утверждению, в вагонах можно видеть драгоценности и ценные руды.

По не вполне ясным пока причинам власти города Валбжих посчитали сообщение серьезным (хотя и признаются, что до этого регулярно получали устные сообщения на эту же тему). Письмо было отправлено в , государственного имущества и культуры. Откуда вчера пришло подтверждение одного из членов руководства о «личной убежденности» в том, что поезд найден.

Анонимные открыватели поезда не первые, кто пытается добиться гарантий от польских властей в получении денег за сведения о предположительно замурованном в Совиных горах составе. В 1995 году даже выдало гарантии на получение 10% стоимости ценностей, скрытых в поезде, в случае обнаружения некоему Владиславу Подисибирскому — археологу-любителю из Нижней Силезии. Правда, тогда поиски проводились секретно и о соглашении узнали гораздо позже.

Рассуждать заранее о том, возможно ли обнаружение «золотого поезда», или мы имеем дело с еще одним звеном в этой безнадежной, но никогда не оканчивающейся цепи поисков, невозможно. Немцы действительно строили подземные хранилища и наполняли их определенным содержимым. Некоторые эксперты уже высказали предположение, что, даже если какое-то хранилище обнаружено, в нем с большей долей вероятности может оказаться не золото, а, например, запас вольфрама — стратегического сырья для планировавшихся к размещению в Нижней Силезии промышленных производств. Впрочем, слова «подземелье», «Третий рейх», «золото» и «Совиные горы» создают слишком красивую комбинацию для того, чтобы бороться и искать.

Шумиха началась на ровном месте: двое никому неизвестных кладоискателей заявили о беспрецедентной находке. По их словам, обнаруженный ими в подземных тоннелях поезд - состав длиной более ста метров - один из знаменитых «золотых поездов» Третьего рейха, на котором нацисты пытались спрятать награбленные во время войны сокровища.

В 1944-ом году исход войны был понятен даже самым преданным воинам Третьего Рейха. Союзные армии продвигались вперед: нужно было спасать уже награбленные сокровища. И руководство падшей империи принялось рассовывать золото и драгоценности по самым темным закоулкам захваченных стран, стараясь сохранить их на черный день. До сих пор неизвестно, куда именно спрятали нацисты огромные богатства; на их поиски ежегодно отправляются тысячи людей со всего мира.

История «Гиганта»

Судетская область казалась военным министрам Рейха одним из самых безопасных мест. Именно здесь они предполагали скрыть не только тонны захваченного золота, но и целые промышленные объекты. Был инициирован запуск секретного проекта «Гигант», в рамках которого все необходимое должно было быть спрятано в огромных подземных тоннелях. Проектом занялся личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер. Масштабное строительство завершить не удалось: было построено всего несколько десятков километров подземных сооружений, куда, при начале наступления Красной Армии, нацисты и поторопились загнать несколько составов, груженных награбленными богатствами.

Обнаруженные сокровища

Кладоискатели обнаружили «золотой состав» в одном из тоннелей проекта «Гигант». Их должны были перевезти из Вроцлава в Берлин - но к тому моменту, когда поезда были готовы к отправке, Берлин уже был занят войсками Красной Армии. Тоннель берет начало у местной достопримечательности: замок Ксенж служил во время войны штаб-квартирой Немецких имперских железных дорог. Легенды об этом месте ходили еще во время войны. Местные уверяли, что именно сюда и были загнаны драгоценные поезда. Как выяснилось, легенды оказались правдивы: снимки с георадара, предоставленные удачливыми золотоискателями, заставили польские власти окружить местность военизированными отрядами полиции.

Мнение властей

Для начала, польские власти полностью согласились с требованиями золотоискателей на одну десятую часть добычи. Петр Жуховский, замминистра культуры страны, уверяет, что обнаружен один из самых крупных «золотых поездов» Третьего Рейха. Сложность заключается в том, что местность была тщательно заминирована и на то, чтобы пробиться к поезду, потребуется немало сил и средств.

Кому это все принадлежит

До начала работ пройдет еще как минимум несколько месяцев, но претензии на содержимое состава уже предъявили несколько стран. Польша благоразумно уверяет, что все личные вещи будут возвращены наследникам погибших - никому не хочется связываться с проклятым войной богатством. Свои притязания на содержимое предъявляет и Всемирный еврейский конгресс: его представители настаивают на передачи всего найденного польским евреям. Масла в огонь добавляет и недавнее заверение директора замка Магдалены Вох о том, что в районе Ксенжа спрятано еще несколько таких же поездов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то