Советско-финская война (83 фото). Фотографии, сделанные финнами во время второй мировой войны Военная карта русско финской войны

Советский танк Т-28 из состава 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, подбитый в ходе декабрьских боев 1939 года на Карельском перешейке в районе высоты 65,5. На заднем плане движется колонна советских грузовиков. Февраль 1940 года.

Отремонтированный финнами захваченный советский танк Т-28 направляется в тыл, январь 1940 года.

Машина из состава 20-й тяжёлой танковой бригады имени Кирова. Согласно сведениям о потерях танков Т-28 20-й тяжёлой танковой бригады, в ходе советско-финляндской войны противником было захвачено 2 танка Т-28. По характерным признакам на фото танк Т-28 с пушкой Л-10 выпуска первой половины 1939 года.

Финские танкисты выводят в тыл захваченный советский танк Т-28. Машина из состава 20-й тяжелой танковой бригады имени Кирова, январь 1940 года.

Согласно сведениям о потерях танков Т-28 20-й тяжелой танковой бригады, в ходе советско-финляндской войны противником было захвачено 2 танка Т-28. По характерным признакам на фото танк Т-28 с пушкой Л-10 выпуска первой половины 1939 года.



Финский танкист фотографируется, стоя рядом с трофейным советским танком Т-28. Машине присвоен номер R-48. Данная машина одна из двух, захваченных финскими войсками в декабре 1939 года, советских танков Т-28 из состава 20-й тяжелой танковой бригады имени Кирова. По характерным признакам на фото танк Т-28 выпуска 1939 года с пушкой Л-10 и кронштейнами для поручневой антенны. Варкаус, Финляндия, март 1940 года.

Горящий дом после бомбардировки финского портового города Турку советской авиацией на юго-западе Финляндии 27 декабря 1939 года.

Средние танки Т-28 из состава 20-й тяжёлой танковой бригады перед выходом на боевую операцию. Карельский перешеек, февраль 1940 года.

В наличие 20-я тяжелой танковой бригады на начало Советско-Финской войны 1939—1940 года имелось 105 танков Т-28.

Колонна танков Т-28 из состава 90-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады выдвигаются на рубеж атаки. Район высоты 65,5 на Карельском перешейке, февраль 1940 года.

Головная машина (выпуска второй половины 1939 года) имеет штыревую антенну, улучшенную бронировку перископов и ящик для приборов дымопуска с наклонными бортами.

Пленные красноармейцы, захваченные финнами зимой 1940 года. Финляндия, 16 января 1940 года.

Танк Т-26 тащит сани с десантом.

Советские командиры возле палатки.


Пленный раненый красноармеец ожидает доставки в госпиталь. Сортавала, Финляндия, декабрь 1939 года.

Группа пленных красноармейцев 44-й стрелковой дивизии. Финляндия, декабрь 1939 года.

Замерзшие в окопе красноармейцы 44-й стрелковой дивизии. Финляндия, декабрь 1939 года.

Строй бойцов и командиров 123-й стрелковой дивизии на марше после боев на Карельском перешейке. 1940 год.

Дивизия участвовала в Советско-финской войне, действуя на Карельском перешейке в составе 7-й армии. Особо отличилась 11.02.1940 при прорыве линии Маннергейма, за что была награждена орденом Ленина. 26 бойцов и командиров дивизии получили звание Героев Советского Союза.

Финские артиллеристы береговой батареи на мысе Мустаниеми (в переводе с финского «Черный мыс») в Ладожском озере у 152-мм пушки Кане. 1939 год.

зенитка

Советский раненый в госпитале лежит на столе для гипсования, изготовленном из подручных средств. 1940 год.

Лёгкий танк Т-26 на занятиях по преодолению противотанковых препятствий. На крыле выложены фашины для преодоления рвов. По характерным признакам машина выпуска 1935 года. Карельский перешеек, февраль 1940 года.

Вид на разрушенную улицу в Выборге. 1940 год.

Здание на переднем плане - ул. Выборгская, д. 15.

Финский лыжник везёт на санях пулемёт Шварцлозе.

Тела советских солдат у дороги на Карельском перешейке.

Два финна у разрушенного дома в городке Рованиеми (Rovaniemi). 1940 год.

Финский лыжник сопровождает собачью упряжку.

Финский расчёт пулемёта Шварцлозе (Schwarzlose) на позиции в окрестностях городка Салла. 1939 год.

Финский солдат сидит у собачьей упряжки.

Четверо финнов на крыше госпиталя, повреждённого в результате налёта советской авиации. 1940 год.

Скульптура финского писателя Алексиса Киви (Aleksis Kivi) в Хельсинки с незавершенным коробом для защиты от осколков, февраль 1940 года.

Командир советской подводной лодки С-1 Герой Советского Союза капитан-лейтенант Александр Владимирович Трипольский (1902—1949) у перископа, февраль 1940 года.

Советская подводная лодка С-1 у причала в порту Либава. 1940 год.

Командующий финской армией Карельского перешейка (Kannaksen Armeija) генерал-лейтенант Хьюго Остерман (Hugo Viktor Österman, 1892—1975, сидит за столом) и начальник штаба генерал-майор Кустаа Тапола (Kustaa Anders Tapola, 1895 — 1971) в штабе. 1939 года.

Армия Карельского перешейка — соединение финских войск, находившееся на Карельском перешейке в период Советско-финской войны и состоявшее из II-го корпуса (4 дивизии и кавалерийская бригада) и III-го корпуса (2 дивизии).

Хьюго Остерман в финской армии исполнял обязанности главного инспектора пехоты (1928—1933) и главнокомандующего (1933—1939). После прорыва Красной Армией линии Маннергейма был снят с должности командующего армией Карельского перешейка (10 февраля 1940 года) и вернулся к работе инспектором финской армии. С февраля 1944 года — представитель финской армии в ставке вермахта. Уволен в отставку в декабре 1945 года. С 1946 по 1960 год — управляющий директор одной из финских энергетических компаний.

Кустаа Андерс Тапола позднее командовал 5-й дивизией финской армии (1942—1944), был начальником штаба VI-го корпуса (1944). Уволен в отставку в 1955 году.

Президент Финляндии Кюёсти Каллио (Kyösti Kallio, 1873—1940) у спаренного 7,62-мм зенитного пулемёта ITKK 31 VKT 1939 год.

Палата финской больницы после налёта советской авиации. 1940 год.

Финский пожарный расчёт во время тренировки в Хельсинки, осень 1939 года.

Talvisota. 28.10.1939. Palokunnan uusia laitteita Helsingissд.

Финские пилоты и авиатехники у истребителя французского производства Моран-Солнье MS.406. Финляндия, Холлола, 1940 год.

Вскоре после начала советско-финской войны правительство Франции передало финнам 30 истребителей Моран-Солнье MS.406. На фотографии один этих истребителей из состава 1/LLv-28. На самолёте все еще присутствует стандартный французский летний камуфляж.

Финские солдаты везут раненого товарища на собачьей упряжке. 1940 год.

Вид на улицу Хельсинки после налёта советской авиации. 30 ноября 1939 года.

Дом в центре Хельсинки, повреждённый после налёта советской авиации. 30 ноября 1939 года.

Финские санитары несут носилки с раненым у палатки полевого госпиталя. 1940 год.

Финские солдаты разбирают захваченное советское военное снаряжение. 1940 год.

Два советских солдата с пулемётом «Максим» в лесу на линии Маннергейма. 1940 год.

Пленные красноармейцы заходят в дом под конвоем финских солдат.

Трое финских лыжников на марше. 1940 год.

Финские медики грузят носилки с раненым в санитарный автобус производства «AUTOKORI OY» (на шасси Volvo LV83/84). 1940 год.

Захваченный финнами советский пленный сидит на ящике. 1939 год.

Финские медики обрабатывают раненое колено в полевом госпитале. 1940 год.

Советские бомбардировщики СБ-2 над Хельсинки во время одного из авианалётов на город, проводившихся в первый день советско-финской войны. 30 ноября 1939 года.

Финские лыжники с оленями и волокушами на привале во время отступления. 1940 год.

Горящий дом в финском городе Вааса (Vaasa) после налёта советской авиации. 1939 год.

Финские военнослужащие поднимают замерзшее тело советского офицера. 1940 год.

Парк «Три угла» («Kolmikulman puisto») в Хельсинки с вырытыми открытыми щелями для укрытия населения в случае авианалета. В правой части парка видна скульптура богини «Дианы». В связи с этим второе название парка «Парк Дианы» («Dianapuisto»). 24 октября 1939 года.

Мешки с песком, закрывающие витрины дома на улице Софианкату (Софийская улица) в Хельсинки. На дальнем плане видна Сенатская площадь и Кафедральный собор Хельсинки. Осень 1939 года.

Helsinki, lokakuussa 1939.

Командир эскадрильи 7-го истребительного авиаполка Федор Иванович Шинкаренко (1913—1994, третий справа) товарищами у И-16 (тип 10) на аэродроме. 23 декабря 1939 года.

На фото слева направо: младший лейтенант Б. С. Кульбацкий, лейтенант П. А. Покрышев, капитан М. М. Кидалинский, старший лейтенант Ф. И. Шинкаренко и младший лейтенант М. В. Борисов.

Финские военнослужащие заводят лошадь в железнодорожный вагон, октябрь-ноябрь 1939 года.

По характерным признакам на фото танк Т-28 с пушкой Л-10 выпуска первой половины 1939 года. Данная машина одна из двух, захваченных финскими войсками в декабре 1939 года, советских танков Т-28 из состава 20-й тяжелой танковой бригады имени Кирова. Машина имеет номер R-48. Знаки отличия в виде свастики начали наносится на финские танки с января 1941 года.

Финский солдат смотрит на переодевающихся пленных красноармейцев.


Пленные красноармейцы у дверей финского дома после переодевания (на предыдущей фотографии).

Техники и лётчики 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. Внизу: авиатехники — Федоровых и Б. Лисичкин, второй ряд: лётчики — Геннадий Дмитриевич Цоколаев, Анатолий Иванович Кузнецов, Д. Шаров. Кингисепп, аэродром Котлы, 1939—1940 гг.

Экипаж лёгкого танка Т-26 перед боем.

Медсёстры ухаживают за ранеными финскими солдатами.

Трое финских лыжников на отдыхе в перелеске.

Захваченный финский блиндаж. .

Красноармейцы у могилы товарища.

Артиллерийский расчёт у 203-мм орудия Б-4.

Командный состав штабной батареи.

Артиллерийский расчет у своего орудия на огневой позиции у д. Муола.

Финское укрепление.

Разрушенный финский ДОТ с бронированным куполом.

Разрушенные финские укрепления УР Муторанта.

Красноармейцы у грузовиков ГАЗ АА.

Финские солдаты и офицеры у захваченного советского огнемётного танка ХТ-26.
Финские солдаты и офицеры у захваченного советского химического (огнемётного) танка ХТ-26. 17 января 1940 года.
20 декабря 1939 года передовые части 44-й дивизии, усиленной 312-м отдельным танковым батальоном вступили на Раатскую дорогу и стали продвигаться в направлении Суомуссалми на выручку окруженной 163-й стрелковой дивизии. На дороге шириной 3,5 метра колонна растянулась на 20 км, 7 января продвижение дивизии было остановлено, ее основные силы попали в окружение.
За разгром дивизии ее командир Виноградов и начальник штаба Волков были отданы под трибунал и расстреляны перед строем.

Замаскированный финский истребитель голландского производства Фоккер D.XXI из Lentolaivue-24 (24-я эскадрилья) на аэродроме Утти на второй день советско-финской войны. 1 декабря 1939 года.
Фотография сделана еще до переоснащения всех D.XXI эскадрильи лыжными шасси.

Уничтоженный советский грузовик и убитая лошадь из разгромленной колонны 44-й стрелковой дивизии. Финляндия, 17 января 1940 года.
20 декабря 1939 года передовые части 44-й стрелковой дивизии, усиленной 312-м отдельным танковым батальоном вступили на Раатскую дорогу и стали продвигаться в направлении Суомуссалми на выручку окруженной 163-й стрелковой дивизии. На дороге шириной 3,5 метра колонна растянулась на 20 км, 7 января продвижение дивизии было остановлено, ее основные силы попали в окружение.
За разгром дивизии ее командир Виноградов и начальник штаба Волков были отданы под трибунал и расстреляны перед строем.
На снимке сгоревший советский грузовик ГАЗ-АА.

Финский солдат читает газету, стоя рядом с захваченными советскими 122-мм гаубицами образца 1910/30 годов после разгрома колонны 44-й стрелковой дивизии. 17 января 1940 года.
20 декабря 1939 года передовые части 44-й стрелковой дивизии, усиленной 312-м отдельным танковым батальоном, вступили на Раатскую дорогу и стали продвигаться в направлении Суомуссалми на выручку окруженной 163-й стрелковой дивизии. На дороге шириной 3,5 метра колонна растянулась на 20 км, 7 января продвижение дивизии было остановлено, ее основные силы попали в окружение.
За разгром дивизии ее командир Виноградов и начальник штаба Волков были отданы под

Финский солдат ведет наблюдение из окопа. 1939 год.

Советский легкий танк Т-26 выдвигается к месту боев. На крыле выложены фашины для преодоления рвов. По характерным признакам машина выпуска 1939 года. Карельский перешеек, февраль 1940 года.

Финский солдат из расчета ПВО, одетый в зимний утепленный камуфляж, смотрит на небо через дальномер. 28 декабря 1939 года.

Финский солдат рядом с захваченным советским средним танком Т-28, зима 1939-40гг.
Это один из захваченных финскими войсками танков Т-28, принадлежавших 20-й тяжёлой танковой бригаде имени Кирова.
Первый танк был захвачен 17 декабря 1939 года в районе дороги на Ляхде, после того как попал в глубокую финскую траншею и застрял. Попытки экипажа вытащить танк не увенчались успехом, после чего экипаж покинул танк. Пять танкистов из девяти были убиты финскими солдатами, а остальные попали в плен. Вторая машина была захвачена 6 февраля 1940 года в том же районе.
По характерным признакам на снимке танк Т-28 с пушкой Л-10 выпуска первой половины 1939 года.

Советский лёгкий танк Т-26 переправляется по наведённому сапёрами мосту. Карельский перешеек, декабрь 1939 года.

На крыше башни установлена штыревая антенна, а на бортах башни видны крепления для поручневой антенны. По характерным признакам машина выпуска 1936 года.

Финский военнослужащий и женщина у здания, поврежденного в результате налёта советской авиации. 1940 год.

Финский солдат стоит у входа в ДЗОТ на линии Маннергейма. 1939 год.

Финские солдаты у подбитого танка Т-26 с минным тралом.

Финский фотокорреспондент рассматривает пленку у остатков разбитой советской колонны. 1940 год.

Финны у подбитого советского тяжёлого танка СМК.

Финские танкисты рядом с танками Виккерс Mk. E, лето 1939 года.
На снимке закупленные в Англии для финской армии танки Виккерс Mk. E модель В. Данные модификации танков, находящихся на вооружении Финляндии, были вооружены 37-мм пушками SA-17 и 8-мм пулеметами «Гочкиса», снятыми с танков «Рено» FT-17 (Renault FT-17).
В конце 1939 года данное вооружение было снято и возвращено на танки «Рено», на их место установили 37-мм пушки «Бофорс» модели 1936 года.

Финский солдат проходит мимо советских грузовых машин разгромленной колонны советских войск, январь 1940 года.

Финские солдаты рассматривают захваченную советскую 7,62-мм зенитно-пулемётную установку М4 образца 1931 года на шасси грузовика ГАЗ-АА, январь 1940 года.

Жительницы Хельсинки осматривают автомобиль, уничтоженный во время налёта советской авиации. 1939 год.

Финские артиллеристы рядом с 37-мм противотанковой пушкой Бофорс (37 PstK/36 Bofors). Данные артиллерийские орудия были закуплены в Англии для финской армии. 1939 год.

Финские солдаты осматривают советские лёгкие танки БТ-5 из разбитой колонны в районе Оулу (Oulu). 1 января 1940 года.

Вид на разбитый советский обоз в районе финской деревни Суомуссалми, январь-февраль 1940 года.

Герой Советского Союза старший лейтенант Владимир Михайлович Курочкин (1913—1941) у истребителя И-16. 1940 год.
Владимир Михайлович Курочкин был призван в Красную Армию в 1935 году, в 1937 закончил 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебске. Участник боев у озера Хасан. С января 1940 года участвовал в Советско-финской войне, произвел 60 боевых вылетов в составе 7-го истребительного авиационного полка, сбил три финских самолёта. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с белофинами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 Марта 1940 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Не вернулся с боевого задания 26 июля 1941 года.

Советский лёгкий танк Т-26 в овраге у реки Колласйоки (Kollaanjoki). 17 декабря 1939 года.
До Советско-финской войны 1939—1940 годов река Колласйоки находилась на финской территории. В настоящее время в Суоярвском районе Карелии.

Служащие финской полувоенной организации охранного корпуса (Suojeluskunta) за разбором завалов в Хельсинки после налёта советской авиации, 30 ноября 1939 года.

Корреспондент Пекка Тииликайнен (Pekka Tiilikainen) берёт интервью у финских солдат на фронте во время советско-финской войны.

Финский военный корреспондент Пекка Тииликайнен (Pekka Tiilikainen) берёт интервью у солдат на фронте.

Финская инженерная часть направляется на сооружение противотанковых заграждений на Карельском перешейке (участок одной из полос обороны Линии Маннергейма), осень 1939 года.
На переднем плане на подводе — гранитная глыба, которая будет установлена в качестве противотанкового надолба.

Ряды финских гранитных противотанковых надолбов на Карельском перешейке (участок одной из полос обороны Линии Маннергейма) осенью 1939 года.

На переднем плане, на подставках две гранитные глыбы, подготовленные для установки.

Эвакуация финских детей из города Виипури (в настоящее время город Выборг в Ленинградской области) в центральные районы страны. Осень 1939 года.

Командиры РККА рассматривают захваченный финский танк Виккерс Mk.E (модель F Vickers Mk.E), март 1940 год.
Машина из состава 4-й бронероты, которая была основана 12.10.1939 года.
На башне танка синяя полоса - первоначальный вариант опозновательных знаков финской бронетехники.

Расчёт советской 203-мм гаубицы Б-4 обстреливает финские укрепления. 2 декаабря 1939 года.

Финский танкист рядом с трофейным советским артиллерийским тягачом А-20 «Комсомолец» в Варкаусе (Varkaus), март 1940 года.
Регистрационный номер R-437. Машина ранней постройки 1937 года с граненым выступом стрелковой установки. В Варкаусе находилась Центральная ремонтная мастерская бронетехники (Panssarikeskuskorjaamo).
На трофейных тягачах Т-20 (захвачено было около 200 единиц) финны подрезали под углом переднюю оконечность надгусеничных полок. Вероятно, с целью снижения возможности ее деформации о препятствия. Два тягачах с аналогичными доработками и сейчас находятся в Финляндии, в военном музее Суоменлинна в Хельсинки (Suomenlinna War Museum in Helsinki) и танковом музее Паролы (Armour Museum in Parola).

Герой Советского Союза командир взвода 7-го понтонно-мостового батальона 7-й армии младший лейтенант Павел Васильевич Усов (справа) разряжает мину.
Павел Усов — первый Герой Советского Союза из военнослужащих понтонных частей. Звания Героя удостоен за переправу своих войск через реку Тайпален-Йоки 6 декабря 1939 года — на понтоне за три рейса он переправил десант пехоты, что позволило захватить плацдарм.
Погиб 25 ноября 1942 года в районе деревни Хлепень Калининской области при выполнении задания.

Подразделение финских лыжников двигается по льду замёрзшего озера.

Финский истребитель французского производства Моран-Солнье MS.406 взлетает с аэродрома Холлола. Снимок сделан в последний день советско-финской войны — 13.03.1940 года.

На истребителе все ещё нанесён стандартный французский камуфляж.

30 ноября 1939 года, ровно 78 лет назад началась советско-финская война, названная позже "Зимней войной". Всю осень того же года вёл переговоры с правительством Финляндии о передаче части финской территории в состав СССР, а после получения отказа — ввёл войска, а также создал марионеточную "Финскую Народную Республику", которая должна была заменить законное правительство Финляндии.

В какой-то степени "Зимняя война" коснулась и моей семьи — после школы у моей бабушки был молодой человек, с которым они собирались пожениться. Осенью 1939 года его забрали в РККА и отправили на войну, где он и погиб, замерзнув в финском лесу. Позже бабушка вышла замуж, но как я узнал уже позже — всю жизнь помнила о той своей первой (и, может быть, единственной настоящей) любви.

В сегодняшнем посте — рассказ о том, как СССР напал на Финляндию.

Для начала, как водится, немного истории. В 1917 году, в следствии распада Российской империи Финляндия стала независимым государством. Отношения с СССР оставались напряженными — в СССР власти Финляндии называли "белофиннами" и продолжали воспринимать Финляндию как часть утраченной территории. Кстати, сам термин "белофинны" (точно так же, как и "белополяки") это простой пропагандистскй штамп — очевидно, что под ним подразумевали "противников красных", т.е. таких же, как и "белогвардейцы" во времена Гражданской войны. Но белое движение и белогвардейцы выступали за единую и неделимую Российскую империю и не признавали никакой независимой Польши и Финляндии — так что называть финских сторонников независимости "белофиннами" — это нонсенс.

На протяжении практически всех тридцатых годов СССР лез к Финляндии с инициативами, предлагая "передвинуть границу" и передать часть территории в состав СССР, а также позволить разместить на своей территории советские военные базы. Финны не соглашались на советские условия — отчасти потому, что СССР требовал отдать стратегически важную "Линию Маннергейма", которая позже сыграла решающую роль в обороне Финляндии, под предлогом опасности нападения — "ваши заборы смотрят на нас как-то недружелюбно!" Последние переговоры, прошедшие в Москве 3 ноября 1939 года, закончились ничем — правительство Финляндии твердо стояло на принципе территориальной неделимости страны.

26 ноября, после небольшого затишья, в газете "Правда" появляется статья "Шут гороховый на посту премьера" , с которой стартовала антифинская пропагандистская компания — финны тут же стали "белофиннами", "недобитой белогвардейщиной", в общем очередными кровными врагами.

26 ноября 1939 года произошел так называемый "Майнильский инцидент" — РККА обстреляла советскую деревню Майнила, в чём обвинила финнов, и через четыре дня СССР начал войну. На фото — советские танки в районе Линии Маннергейма:

02. Что интересно, советская пропаганда особо не афишировала Майнильский инцидент как повод для начала войны, как собственно почти и не употреблялось слово "война" — советским гражданам рассказывали, что Советский Союз совершает великий освободительный поход в Финляндию , чтобы помочь финским рабочим и крестьянам свергнуть гнёт капиталистов. Ярким примером советской пропаганды тех лет стала песня "Принимай нас, Суоми-красавица" с такими словами:

"Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор
Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!

Ломят танки широкие просеки,
Самолёты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках.

Мы привыкли брататься с победами
И опять мы проносим в бою
По дорогам, исхоженным дедами,
Краснозвёздную славу свою.

Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ.
Раскрывайте ж теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот!"

Деды, танки, все дела, всё как положено) Кстати, судя по "невысокому солнышку осени" в тексте — СССР планировал начать войну несколько раньше, в разгар осени, а не в последний день. А вот так "запутанный финляндский народ" встречал великих освободителей, это финский приграничный патруль на лыжах — финских солдат было примерно в два раза меньше, чем советских, но зато они были лучше подготовлены:

03. Дальше будет интересно, следите за руками, как говорится) 1 декабря 1939 года в газете "Правда" было напечатано сообщение, в котором говорилось о том, что в Финляндии образована "Финляндская Народная Республика" , во главе которого стоит "правительство финляндского народа". Уже 2-го декабря правительство этой "республики" было приглашено в Москву, где сразу же же подписало все договоры на условиях СССР, заключили "договор о взаимопомощи и дружбе" и тут же согласились передать в СССР все затребованные территории.

То есть фактически на территории Финляндии была создана виртуальная республика от имени которой заключались все договора на условиях, необходимых СССР. Параллельно с этим началось формирование "Финской народной армии", эта "народная" армия должна была заменить оккупационные части Красной Армии и "водрузить красный флаг в Хельсинки". Повсюду распускались слухи, что настоящая армия независимой Финляндии вот-вот капитулирует, а настоящее правительство вот-вот бежит, если уже не бежало.

Финны, тем временем, довольно успешно продолжали сдерживать наступление советских войск, на фото — пулемётное гнездо на линии Маннергейма.

04. Горнострелковые части финских войск — фактический "спецназ" тех лет, предназначенный для разведки и точечных ударных операций.

05. В финскую армию для защиты Финляндии записывалось множество добровольцев — многие из них умели хорошо стрелять, плюс отлично знали все окольные тропы. На фото — обычный гражданский автобус привозит добровольцев на линию фронта, люди переодеваются в зимний камуфляж и встают на лыжи:

06. Гражданский автомобиль, приспособленный добровольцами для военных нужд. Для более скрытного перемещения в условиях зимнего леса автомобиль закамуфлировали белой краской. На таких автомобилях на фронт подвозили людей, а также продукты и теплые вещи.

07. Тема с "Народной Республикой" завяла достаточно быстро, так как финны довольно успешно сдерживали натиск советских войск, и в целом народ не поддержал правительство "Народной Республики". С 25 января правительство СССР решило больше не упоминать про "Народную Республику" и признало правительство в Хельсинки законным правительством Финляндии — в общем, поматросили и бросили.

На фото — финские солдаты на позициях в лесных землянках:

08. Снабжение полевых частей — местные финны привозят провиант и теплые вещи на боевые позиции.

09. Телега снабжения в лесу:

10. Финские "отряды-призраки", что появлялись как бы из ниоткуда:

11. 30 ноября 1939 года над Хельсинки появились советские самолёты, из них сперва посыпались листовки с таким текстом — "Вам известно, что у нас есть хлеб — вы ее будете голодать. Советская Россия не причинит вреда финскому народу. Правительство ведёт вас к катастрофе" . В тот же день вслед за листовками на город посыпались фугасные и зажигательные бомбы.

12. Центр Хельсинки горел, подожженный "зажигалами". Около 50 бомб урало на улицу Фредериксгатан, где было полностью разрушено огромное здание технологического института и несколько пяти-шестиэтажных домов, горели автомобили.

13. Сгоревшие дома на улице Федериксгатан, пожарные разбирают задымленные завалы:

14. От бомбардировок люди прятались в близлежащих лесах:

15. Финская мать с сыном в лесу в пригороде Хельсинки. Всего от советских бомбардировок в городе погибло около 1000 человек.

16. Руины Хельсинки. Выступая в международной прессе, тогдашний министр иностранных дел Молотов рассказывал, что советские самолёты сбрасывают не бомбы, а только листовки и гуманитарную помощь.

17. К концу декабря стало ясно, что "блицкрига" у РККА не получилось, войска завязли и перешли к позиционным боевым действиям. Финны применяли тактику партизанских отрядов — нападали небольшими группами лыжников, после чего растворялись в лесу. Плюс у советских войск было всё очень плохо со снабжением.

18. Финский доброволец на велосипеде:

19. Финские фортификации на Линии Маннергейма, остатки ДОТ-ов "первого поколения" (построенных в начале 1920-х).

20. Политрук накручивает советских солдат против "белофиннов". Кстати, обратите внимание на каски — на фото сплошь шлемы СШ-36, или же в просторечьи "халкинголки". Такие шлемы сплошь применялись и во время войны 1941-45 годов, но практически никогда не показывались в военных художественных фильмах, видимо из-за сходства с немецкими шлемами.

21. Финские солдаты на позициях:

22. Погибшие советские солдаты. Многие погибших на той войне, кстати, не пали в боях, а умерли от переохлаждения.

23. Пленные советские солдаты у финнов. Интересно, есть ли статистика, сколько из пленных пожелало остаться в Финляндии?

24. Густав Маннергейм (слева), отвечающий за оборону Финляндии.

По итогам мирного договора, поставившего точку в этой никому не нужной войне, СССР обзавелся мизерными по размеру территориями, потеряв 65384 человека убитыми, 248.000 больными, ранеными и обмороженными, в госпиталях умер 15.921 человек, пропало без вести 14043 человека.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Накануне войны в Финляндии сформировали девять информационных компаний, подчинённых главному штабу. В период Второй мировой войны их численность колебалась от восьми до двенадцати; около 150 фотографов служили на линии фронта. Сделанные ими фотографии должны были предоставить кадры реальных боёв, а также материал, который был бы актуален с точки зрения военной истории и этнографии.

Некоторые снимки публиковали в прессе, но большинство из них оставались в закрытых архивах фотоотдела главного штаба. Теперь это наследие находится в онлайн-архиве и доступно для широкой общественности.

В финском архиве фотографий военного времени опубликованы чёрно-белые и цветные снимки, в которых запечатлены и солдаты на передовой, и мирные жители, работающие в тылу. На сайте фотоархива сообщают:

«Вы смотрите на уникальную историческую коллекцию финских фотографий военного времени. Оцифрованный архив содержит около 160 000 снимков времён Второй мировой войны, охватывающих период с осени 1939-го до лета 1945-го года. На снимках запечатлена жизнь на фронте, причинённые взрывами разрушения, военная промышленность, эвакуация жителей финской Карелии, а также события и операции на фронте».

Все изображения в высоком разрешении можно просматривать, скачивать, редактировать и публиковать, указывая источник онлайн-архива SA-kuva .

Село Алакуртти, сентябрь 1941-го.



Отстреливающиеся солдаты, 1941 год.



Подводная лодка, город Ханко, 1943 год.



Печенга, 1942 год.



Повенец в огне, июль 1942-го.



Пожар и уличные бои. Повенец, июль 1942-го.



Вуоксенлааксо, июнь 1943-го.



Зенитное орудие «Бофорс». Суулаярви, август 1943-го.



Воздушное наблюдение. Лахденпохья, июль 1942-го.



На снимке Олави Пааволайнен. Август 1942-го.



Свирь, 1943 год.



Рыбацкие лодки на крутом берегу Онежского озера, август 1942-го.



Пассажирский автомобиль на мосту в восточной части Cювярилля 2 сентября 1942 года.



Карельское село, 1941 год.



Уход за оружием во время передышки, 1944 год.



Чистота на войне. Хямекоски, 1941 год.



Очередь за молоком, 1944 год.



Поезд с раненными. Выборг, октябрь 1939-го.



Раненный 13-летний мальчик по пути в больницу. Выборг, 1941 год.



Котёнок в Выборге, 1941 год.



Лоханиеми, 1941 год.



Обед заключённых. Выборг, 1942 год.



Башня замка, Выборг 1942 год.


Парад финских войск в Выборге 31 августа 1941 года

Выборг вошел в состав СССР в 1940 году в результате советско-финской войны. Согласно условиям Московского мирного договора большая часть Выборгской губернии Финляндии, включая Выборг и весь Карельский перешеек, а также ряд других территорий отошли к СССР. Финские части покинули город 14 марта 1940 года. Финское население города было эвакуировано в Финляндию. 31 марта 1940 года был принят Закон СССР о передаче большей части полученных от Финляндии территорий в состав Карело-Финской ССР. В составе этой республики 9 июля 1940 года Выборг был определен центром Выборгского (Виипурского) района.

29 августа 1941 года под натиском наступающего 4-го армейского корпуса Финляндии части РККА оставили город Выборг, отступив к Ленинграду, заминировав большое число зданий радиофугасами «БЕМИ». К счастью для городской архитектуры, взорваться из них успели лишь единицы, большая же часть была разминирована.

Через три года финская армия отступила с Карельского перешейка, финские граждане вновь эвакуировались во внутренние районы Финляндии, 20 июня 1944 года в Выборг вошли части советской 21-й армии Ленинградского фронта.

3.

Парад в Выборге перед памятником Торгильсу Кнутссону , он считается основателем города. В середине - генерал-лейтенант Леннарт Карл Эш. В шлеме слева полковник Aladar Paasonen .

В конце августа 1941 года IV корпус Сил обороны Финляндии под командованием генерал-лейтенанта Леннарта Эша окружили к югу от Выборга части трех советских стрелковых дивизий (43-й, 115-й и 123-й). Часть войск сумела выбраться из кольца, бросив тяжелую технику, а оставшиеся начали сдаваться 1 сентября 1941 года. Финны взяли в плен 9 325 человек. На полях сражений тогда погибло около 7 500 советских солдат, финны потеряли в ходе этой операции около 3 000 человек.

В 1927 началось строительство первой ГЭС свирского каскада — Нижнесвирской. В 1936 году Нижнесвирская ГЭС принята в промышленную эксплуатацию при мощности 96 МВт. Во время Великой Отечественной войны плотина Нижнесвирской ГЭС была взорвана отступавшими советскими войсками. 13 сентября 1941 года к ГЭС вышли финские войска. Оборудование ГЭС эвакуировать не успели, потом его восстанавливали. Более 2 лет Нижнесвирская ГЭС находилась на линии фронта между советскими и финскими войсками и была сильно разрушена. В 1944 году началось восстановление станции, закончившееся в 1948 году.

После окончания строительства Нижнесвирской ГЭС, в 1938, началось возведение Верхнесвирской ГЭС — последней гидроэлектростанции, предусмотренной планом ГОЭЛРО . Строительство велось силами заключенных под контролем НКВД. К 1941 был отрыт котлован под здание ГЭС, начались бетонные работы. Во время войны территория ГЭС была оккупирована и котлован затопили. В 1948 строительство Верхнесвирской ГЭС возобновилось. В 1952 станция была запущена в промышленную эксплуатацию.


________________________________________ ______

В отечественной историографии советско-финляндская война 1939-1940 годов, или, как её называют на Западе, Зимняя война, долгие годы была фактически предана забвению. Этому способствовали и не слишком удачные её результаты, и практиковавшаяся в нашей стране своеобразная «политкорректность». Официозная советская пропаганда пуще огня боялась обидеть кого-либо из «друзей», а Финляндия после Великой Отечественной войны считалась союзницей СССР.

За последние 15 лет положение коренным образом изменилось. Вопреки известным словам А. Т. Твардовского о «незнаменитой войне» сегодня эта война очень даже «знаменита». Одна за другой выходят посвященные ей книги, не говоря уж о множестве статей в различных журналах и сборниках. Вот только «знаменитость» эта весьма своеобразная. Авторы, сделавшие обличение советской «империи зла» своей профессией, приводят в своих публикациях совершенно фантастическое соотношение наших и финских потерь. Какие-либо разумные причины действий СССР напрочь отрицаются…

К концу 1930-х возле северо-западных рубежей Советского Союза имелось явно недружественное нам государство. Весьма показательно, что ещё до начала советско-финляндской войны 1939-1940 гг. опознавательным знаком финских ВВС и танковых войск была синяя свастика. Те, кто заявляет, будто именно Сталин своими действиями толкнул Финляндию в гитлеровский лагерь, об этом предпочитают не вспоминать. Как и о том, зачем миролюбивой Суоми понадобилась построенная к началу 1939 года с помощью немецких специалистов сеть военных аэродромов, способная принять в 10 раз больше самолётов, чем их имелось в финских военно-воздушных силах. Впрочем, в Хельсинки были готовы воевать против нас как в альянсе с Германией и Японией, так и в союзе с Англией и Францией.

Видя приближение нового мирового конфликта, руководство СССР стремилось обезопасить границу возле второго по величине и значению города страны. Ещё в марте 1939 года советская дипломатия зондировала вопрос о передаче или сдаче в аренду ряда островов в Финском заливе, однако в Хельсинки ответили категорическим отказом.

Обличители «преступлений сталинского режима» любят разглагольствовать о том, что Финляндия — суверенная страна, которая сама распоряжается своей территорией, и поэтому, дескать, она вовсе не была обязана соглашаться на обмен. В этой связи можно вспомнить события, имевшие место два десятилетия спустя. Когда в 1962 году на Кубе начали размещаться советские ракеты, у американцев не было никакого законного основания вводить морскую блокаду Острова свободы и тем более наносить по нему военный удар. И Куба, и СССР — суверенные страны, размещение советского ядерного оружия касалось только их и вполне соответствовало нормам международного права. Тем не менее США были готовы начать 3-ю мировую войну, если ракеты не будут убраны. Существует такое понятие, как «сфера жизненных интересов». Для нашей страны в 1939 году в подобную сферу входили Финский залив и Карельский перешеек. Даже отнюдь не симпатизировавший советской власти бывший лидер партии кадетов П. Н. Милюков в письме И. П. Демидову высказал следующее отношение к начавшейся войне с Финляндией: «Мне жаль финнов, но я — за Выборгскую губернию» .

26 ноября произошёл известный инцидент у деревни Майнила. Согласно официальной советской версии в 15:45 финская артиллерия произвела обстрел нашей территории, в результате чего были убиты 4 и ранены 9 советских военнослужащих. Сегодня считается хорошим тоном трактовать это событие как дело рук НКВД. Утверждения финской стороны о том, будто их артиллерия дислоцировалась на таком расстоянии, что её огонь не мог достичь границы, воспринимаются как бесспорные. Между тем по данным советских документальных источников в районе Яаппинен (в 5 км от Майнилы) располагалась одна из финских батарей. Впрочем, кто бы ни организовал провокацию у Майнилы, она была использована советской стороной в качестве повода к войне. 28 ноября правительство СССР денонсировало советско-финляндский договор о ненападении и отозвало из Финляндии своих дипломатических представителей. 30 ноября начались боевые действия.

Не буду подробно описывать ход войны, поскольку на эту тему уже имеется достаточно публикаций. Первый её этап, длившийся до конца декабря 1939 года, в целом оказался для Красной Армии неудачным. На Карельском перешейке советские войска, преодолев предполье линии Маннергейма, 4-10 декабря вышли к её главной оборонительной полосе. Однако попытки её прорвать оказались безуспешными. После кровопролитных боёв стороны перешли к позиционной борьбе.

В чём причины неудач начального периода войны? В первую очередь в недооценке противника. Финляндия заблаговременно провела мобилизацию, увеличив численность своих Вооружённых сил с 37 до 337 тысяч{459}. Финские войска были развёрнуты в приграничной зоне, основные силы заняли оборонительные рубежи на Карельском перешейке и даже успели в конце октября 1939 года провести полномасштабные манёвры.

Не на высоте оказалась и советская разведка, которая не смогла выявить полные и достоверные сведения о финских укреплениях.

Наконец, советское руководство питало необоснованные надежды на «классовую солидарность финских трудящихся». Было распространено убеждение, что население стран, вступивших в войну против СССР, чуть ли не сразу же «восстанет и будет переходить на сторону Красной Армии», что рабочие и крестьяне выйдут встречать советских воинов с цветами.

В результате для боевых действий не было выделено должного количества войск и соответственно не обеспечено необходимое превосходство в силах. Так, на Карельском перешейке, являвшемся наиболее важным участком фронта, финская сторона располагала в декабре 1939 года 6 пехотными дивизиями, 4 пехотными бригадами, 1 кавалерийской бригадой и 10 отдельными батальонами — всего 80 расчётных батальонов. С советской стороны им противостояли 9 стрелковых дивизий, 1 стрелково-пулемётная бригада и 6 танковых бригад — итого 84 расчётных стрелковых батальона. Если сравнивать численность личного состава, то финские войска на Карельском перешейке насчитывали 130 тыс., советские — 169 тыс. человек. В целом же по всему фронту против 265 тыс. финских военнослужащих действовало 425 тыс. бойцов Красной Армии.

Поражение или победа?

Итак, подведём итоги советско-финского конфликта. Как правило, выигранной считается такая война, в результате которой победитель оказывается в лучшем положении, чем был до войны. Что же мы видим с этой точки зрения?

Как мы уже убедились, к концу 1930-х Финляндия представляла собой страну, настроенную к СССР явно недружественно и готовую вступить в альянс с любым из наших врагов. Так что в этом отношении ситуация отнюдь не ухудшилась. С другой стороны, известно, что распоясавшийся хулиган понимает лишь язык грубой силы и начинает уважать того, кто сумел его побить. Не стала исключением и Финляндия. 22 мая 1940 года там было создано Общество мира и дружбы с СССР. Несмотря на преследования финских властей, к моменту его запрещения в декабре того же года оно насчитывало 40 тысяч членов. Подобная массовость свидетельствует, что вступали в Общество не только сторонники коммунистов, но и просто здравомыслящие люди, полагавшие, что с великим соседом лучше поддерживать нормальные отношения.

Согласно Московскому договору СССР получил новые территории, а также военно-морскую базу на полуострове Ханко. Это явный плюс. После начала Великой Отечественной войны финские войска смогли выйти на линию старой государственной границы лишь к сентябрю 1941 года.

Необходимо отметить, что если на переговорах в октябре-ноябре 1939 года Советский Союз просил меньше 3 тысяч кв. км да ещё и в обмен на вдвое большую территорию, то в результате войны приобрёл около 40 тысяч кв. км, не отдавая ничего взамен.

Также следует учесть, что на предвоенных переговорах СССР помимо территориальной компенсации предлагал возместить стоимость оставляемой финнами собственности. По подсчётам финской стороны, даже в случае передачи маленького клочка земли, который она соглашалась нам уступить, речь шла о 800 млн марок. Если бы дело дошло до уступки всего Карельского перешейка, счёт пошёл бы уже на многие миллиарды.

Зато теперь, когда 10 марта 1940 года накануне подписания Московского мирного договора Паасикиви завёл речь насчёт компенсации за передаваемую территорию, вспомнив, что Пётр I заплатил Швеции по Ништадтскому миру 2 млн талеров, Молотов мог спокойно ответить: «Пишите письмо Петру Великому. Если он прикажет, то мы заплатим компенсацию» .

Более того, СССР потребовал сумму в 95 млн руб. в качестве возмещения за вывезенное с захваченной территории оборудование и порчу имущества. Финляндия также должна была передать СССР 350 морских и речных транспортных средств, 76 локомотивов, 2 тыс. вагонов, значительное число автомобилей.

Безусловно, в ходе боевых действий советские Вооружённые силы понесли существенно большие потери, нежели противник. Согласно именным спискам, в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. погибло, умерло и пропало без вести 126 875 военнослужащих Красной Армии. Потери же финских войск составили, по официальным данным, 21 396 убитых и 1434 пропавших без вести. Впрочем, в отечественной литературе нередко встречается и другая цифра финских потерь — 48 243 убитых, 43 тыс. раненых.

Как бы то ни было, советские потери в несколько раз превосходят финские. Подобное соотношение не удивительно. Возьмём, например, Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Если рассматривать боевые действия в Маньчжурии, потери обеих сторон оказываются примерно одинаковыми. Более того, зачастую русские теряли больше японцев. Однако при штурме крепости Порт-Артур потери японцев намного превысили русские потери. Казалось бы, и здесь, и там сражались те же самые русские и японские солдаты, почему же такая разница? Ответ очевиден: если в Маньчжурии стороны сражались в чистом поле, то в Порт-Артуре наши войска обороняли крепость, пусть даже и недостроенную. Вполне естественно, что штурмующие понесли гораздо более высокие потери. Такая же ситуация сложилась и во время советско-финляндской войны, когда нашим войскам пришлось штурмовать линию Маннергейма, да ещё в зимних условиях.

В результате советские войска приобрели бесценный боевой опыт, а командование Красной Армии получило повод задуматься о недостатках в подготовке войск и о неотложных мерах по повышению боеспособности армии и флота.

Выступая 19 марта 1940 года в парламенте, Даладье заявил, что для Франции «Московский мирный договор — это трагическое и позорное событие. Для России это великая победа» . Впрочем, не стоит впадать в крайность, как это делают некоторые авторы. Не очень-то великая. Но всё-таки победа.

_____________________________

1. Части Красной Армии переходят по мосту на территорию Финляндии. 1939 г.

2. Советский боец на охране минного поля в районе бывшей финляндской пограничной заставы. 1939 г.

3. Артиллерийский расчет у своего орудия на огневой позиции. 1939 г.

4. Майор Волин В.С. и боцман Капустин И.В., высадившиеся с десантом на остров Сейскаари, за осмотром побережья острова. Балтийский флот. 1939 г.

5. Бойцы стрелковой части ведут наступление из леса. Карельский перешеек. 1939 г.

6. Наряд пограничников в дозоре. Карельский перешеек. 1939 г.

7. Пограничник Золотухин на посту у заставы финнов Белоострова. 1939 г.

8. Саперы на строительстве моста в районе финляндской пограничной заставы Япинен. 1939 г.

9. Бойцы доставляют боеприпасы на передний край. Карельский перешеек. 1939 г.

10. Солдаты 7-й армии ведут огонь по врагу из винтовок. Карельский перешеек. 1939 г.

11. Разведывательная группа лыжников получает задание командира перед отправлением в разведку. 1939 г.

12. Конная артиллерия на марше. Выборгский р-н. 1939 г.

13. Бойцы-лыжники в походе. 1940 г.

14. Красноармейцы на боевых позициях в районе боевых действий с финнами. Выборгский р-н. 1940 г.

15. Бойцы за приготовлением пищи в лесу на костре в перерыве между боями. 1939 г.

16. Приготовление обеда в полевых условиях при температуре 40 градусов мороза. 1940 г.

17. Зенитные орудия на позиции. 1940 г.

18. Связисты за восстановлением телеграфной линии, разрушенной финнами при отступлении. Карельский перешеек. 1939 г.

19. Бойцы - связисты восстанавливают телеграфную линию, разрушенную финнами в Териоки. 1939 г.

20. Вид взорванного финнами железнодорожного моста на станции Териоки. 1939 г.

21. Бойцы и командиры беседуют с жителями г. Териоки. 1939 г.

22. Связисты на переговорной линии фронта в районе станции Кемяря. 1940 г.

23. Отдых красноармейцев после боя в районе Кемяря. 1940 г.

24. Группа командиров и бойцов Красной Армии слушает радиопередачу у радиорупора на одной из улиц Териоки. 1939 г.

25. Вид станции Суоярва, взятой бойцами Красной Армии. 1939 г.

26. Бойцы Красной Армии охраняют бензиновую колонку в местечке Райвола. Карельский перешеек. 1939 г.

27. Общий вид разрушенной «Линии укреплений Маннергейма». 1939 г.

28. Общий вид разрушенной «Линии укреплений Маннергейма». 1939 г.

29. Митинг в одной из воинских частей после прорыва «Линии Маннергейма» во время советско-финляндского конфликта. Февраль 1940 г.

30. Общий вид разрушенной «Линии укреплений Маннергейма». 1939 г.

31. Саперы за ремонтом моста в районе Бобошино. 1939 г.

32. Боец Красной Армии опускает письмо в ящик полевой почты. 1939 г.

33. Группа советских командиров и бойцов осматривает отбитое у финнов знамя Шюцкора. 1939 г.

34. Гаубица Б-4 на передовой линии. 1939 г.

35. Общий вид укреплений финнов на высоте 65,5. 1940 г.

36. Вид одной из улиц г. Койвисто, взятом частями Красной Армии. 1939 г.

37. Вид разрушенного моста близ г. Койвисто, взятого частями Красной Армии. 1939 г.

38. Группа пленных финнских бойцов. 1940 г.

39. Красноармейцы у трофейного орудия, оставленного после боев с финнами. Выборгский р-н. 1940 г.

40. Трофейный склад боеприпасов. 1940 г.

41.Телеуправляемый танк ТТ-26 (217-й отдельный танковый батальон 30-й химической танковой бригады), февраль 1940.

42. Советские бойцы на взятом доте на Карельском перешейке. 1940 г.

43. Части Красной Армии вступают в освобожденный г. Выборг. 1940 г.

44. Бойцы Красной Армии на укреплениях в г. Выборг. 1940 г.

45. Руины г. Выборг после боев. 1940 г.

46. Бойцы Красной Армии очищают от снега улицы освобожденного г. Выборга. 1940 г.

47. Ледокольный пароход «Дежнев» во время переброски войск их Архангельска в Кандалакшу. 1940 г.

48. Советские лыжники выдвигаются на передовые позиции. Зима 1939—1940 годов.

49. Советский штурмовик И-15бис выруливает на взлет перед боевым вылетом во время советско-финской войны.

50. Министр иностранных дел Финляндии Вайне Таннер выступает по радио с сообщением об окончании советско-финской войны. 13.03.1940 г.

51. Переход финской границы советскими частями в районе деревни Хаутаваара. 30.11.1939 г.

52. Финские пленные разговаривают с советским политработником. Снимок сделан в Грязовецком лагере НКВД. 1939-1940 г.

53. Советские бойцы разговаривают с одним из первых финских военнопленных. 30.11.1939 г.

54. Сбитый советскими истребителями на Карельском перешейке финский самолет Fokker C.X. Декабрь 1939 г.

55. Герой Советского Союза командир взвода 7-го понтонно-мостового батальона 7-й армии младший лейтенант Павел Васильевич Усов (справа) разряжает мину.

56. Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 обстреливает финские укрепления. 02.12.1939 г.

57. Командиры РККА рассматривают захваченный финский танк Виккерс Mk.E. Март 1940 г.

58. Герой Советского Союза старший лейтенант Владимир Михайлович Курочкин (1913—1941) у истребителя И-16. 1940 г.

59. Вид на разрушенную улицу в Выборге. 1940 г.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то