Принципы организации тела человека. Телосложение (конституция) человека. Расщепление дуги позвонка

Описание презентации Лекция Общие принципы строения тела человека. Клетки и по слайдам

Лекция Общие принципы строения тела человека. Клетки и ткани План: 1. Принципы строения тела человека. 2. Клетки. 3. Ткани.

Анатомия от греч. « anatome » — рассечение, расчленение. Анатомия наука о формах, строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в разные периоды жизни, начиная с внутриутробного периода жизни и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях влияния внешней среды. Анатомия включает разделы: 1. топографическая анатомия; 2. систематическая анатомия; 3. Фукнкциональная анатомия

Термины анатомии Симметричные органы -зеркальное отображение друга. Например: правая и левая рука и т. д. Ассиметричные органы – селезенка слева, печень справа от средней линии. Анатомическая позиция: Вертикальное положение тела, верхние конечности приведены к туловищу, ладони обращены вперед, шея выпрямлена, взор направлен вдаль.

Расположение частей тела и входящих в их состав органов описывается по воображаемы м линиям или плоскостям.

Для обозначения расположения органов по отношению: — К горизонтальной плоскости применяют термины: Краниальный (от лат. Краниум – череп) (верхний) Каудальный (от. Лат. — хвост) (нижний). — Фронтальной плоскости: — Вентральный (лат. Вентрал- живот) (передний) — Дорсальный (лат. Дорсал-спина) (задний) — Боковой-латеральный (дальше от середины) — Средний-медиальный(ближе к середине). — Для обозначения частей конечностей термины: проксимальный (ближе к туловищу), дистальный (дальше от туловища).

Уровни организации человека как живого Молекулярный Клеточный Тканевый Органный Системный Организменный Орган – часть тела, имеющая присущую только ему форму, строение и занимает определенное место в организме и выполняет характерные функции (мышца, печень, глаз и др.). Система органов – органы, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единую функцию. Аппараты органов- органы, имеющие разное строение, происхождение, но связаны выполнением единой функции. Организм — системы и аппараты органов работающие как единое целое.

Системы органов: Костная Мышечная Нервная Пищеварительная Дыхательная Сердечно-сосудистая Мочевыделительная Иммунная Половая Кожа Аппараты: Опорно-двигательный Мочеполовой Эндокринный

Клетка- элементарная единица живого. Свойства живого: -обмен веществ; -наследственность; -изменчивость; -размножение; -развитие и рост; -движение; -раздражимость; -адаптация. КЛЕТКА состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма состоит из гиалоплазмы(цитозоля) и органанелл(органоидов). Клетки делят на соматические и половые. Размеры и форма клеток разнообразна.

Ядро состоит из хроматина, ядрышка, кариоплазмы, ядерной оболочки. Функции ядра: хранение и передача генетической информации; реализация генетической информации(синтез белка, регуляция жизнедеятельности клетки) Хроматин – комплекс ДНК и белков (гистонов и негистонов) Хроматин Эухроматин (слабо конденсированный, активный) Гетерохроматин (сильно конденсированный, неактивный) Факультативный (содержит гены, не активные в данной клетке в данное время) Конститутивный (структурный) не содержит геновядроядрышкоэухроматин гетерохроматин

Цитоплазматическая мембрана Мембрана- подвижная текучая структура, состоящая из билипидного слоя (фосфолипиды) и погруженных в него молекул белка. На наружной поверхности – гликокаликс (гликолипиды, гликопротеины) Функции: Барьерная защитная Транспортная Рецепторная Секреторная Образование межклеточных контактов Участвует в движении клетки

Эндоплазматическая сеть- система каналов, и полостей. Два вида: 1. шероховатая(гранулярная) содержит рибосомы 2. Гладкая(агранулярная) нет рибосом. Функции: Синтез белов Синтез и накопление углеводов и жиров Пространственное разделение ферментных систем клетки

Аппарат Гольджи. Сеть мембранных полостей(5 -8), от которых отходят трубочки и пузырьки. Функции: 1. Накопление и химическая модификация веществ, которые синтезируются в ЭПС 2. Транспорт веществ из клетки 3. Образование лизосом

Митохондрии Это двумембранная органелла: наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки. Внутри – матрикс, содержащий жидкость, Кольцевая ДНК, РНК, рибосомы Функция: синтез АТФ

Рибосомы Состоят из 2 -ух субъединиц: малой и большой. По химическому составу: РНК и белки. Рибосомы располагаются свободно в цитоплазме и на мембране ЭПС, ядерной оболочке. Функция: синтез белков.

Клеточный центр состоит из двух центриолей (материнской и дочерней) и центросферы. Состоят из микротрубочек. Формула: (9 х3)+0 Функции: образование веретена деления, лежат в основании ресничек и жгутиков.

Ресничка, жгутик Выросты клетки, окруженные мембраной, способны к передвижению. Состоят из белка – тубулина. Внутри- аксонема (9 х2)+2 Функция: обеспечивают движение.

Ткани – группа клеток и внеклеточного вещества, которые имеют общее происхождение, строение и функции. Виды тканей: Эпителиальные Соединительные Мышечные Нервная

Эпителиальные ткани покрывают поверхности тела, выстилают слизистые оболочки внутренних органов, образуют большинство желез. Функции: барьерная, защитная, выделительная, всасывательная. Разделяют на покровные и железистые. Общие признаки строения: 1. Эпителии состоят из эпителиальных клеток, образующих пласты, лежащие на базальной мембранею 2. Между клетками нет межклеточного вещества, соединяются с помощью специальных контактов. 3. Нет кровеносных и лимфатических сосудов, питание осуществляется через базальную мембрану путем диффузии со стороны соединительной ткани. 4. Обладают способностью быстро восстанавливаться путем митоза. Покровные эпителии подразделяю на однослойные и многослойные. Однослойные: кубические, призматические, плоские и т. д. Многослойные: плоский ороговевающий эпителий, плоский неороговевающий эпителий, переходный эпителий.

Соединительные ткани подразделяют на: 1. Собственно-соединительные ткани: — Рыхлая соединительная ткань; — Плотная соединительная ткань 2. Соединительные ткани со специальными свойствами: жировая, пигментная, ретикулярная, слизистая. 3. Кровь и лимфа 3. Скелетные ткани – хрящевые и костные

Кровь и лимфа Кровь ткань красного цвета, состоит из плазмы (55%) и форменных элементов (45%). Форменные элементы: Эритроциты Лейкоциты(нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, лимфоциты, моноциты) Тромбоциты Функции крови: Дыхательная Питательная Защитная Регуляторная Гомеостатическая Иммунная. Лимфа – прозрачная желтоватая жидкость. Состоит из лимфоплазмы и лимфоцитов. Функция: трофическая, иммунная.

Рыхлая соединительная ткань. Эта ткань образует оболочки вокруг органов, сопровождает кровеносные сосуды, заполняет пространство между клетками органов. Основной функцией является создание условий для жизни клеток органов (трофическая, дыхательная, иммунная, регуляторная и другие функции). Рыхлая соединительная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки РСТ: фибробласты, фиброциты, макрофаги, тучные клетки, лимфоциты, жировые клетки, адвентициальные клетки. Межклеточное вещество состоит из основного (аморфного) вещества и волокон (коллагеновых, эластических, ретикулярных). Волокна образуют трехмерные сети и создают каркас ткани, по ним осуществляется перемещение клеток и веществ.

Плотная соединительная ткань состоит из клеток (фиброциты) и межклеточного вещества (много волокон, мало аморфного вещества). Различают 2 вида: оформленная (сухожилия, связки, капсулы и др.) и неоформленная (дерма кожи).

Костные ткани: ретикулофиброзная, пластинчатая. Костные ткани состоят из клеток(остеогенные, остеобласты, остеоциты, остеокласты) и межклеточного вещества (оссеина и минеральных веществ (фосфаты кальция)

Главная > Учебно-методический комплекс

Основы строения тела человека. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
Клетки многоклеточных организмов образуют ткани - системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. Ткани интегрируются в более крупные функциональные единицы, называемые органами. Внутренние органы характерны для животных; здесь они входят в состав систем органов (дыхательной, нервной и пр.). Например, система органов пищеварения - полость рта, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, заднепроходное отверстие. Подобная специализация, с одной стороны, улучшает работу организма в целом, а с другой - требует повышения степени координации и интеграции различных тканей и органов.
Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. Возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция - надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования. Биогеоценоз - совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

Молекулярный Начальный уровень организации живого. Предмет исследования – молекулы нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов и других биологических молекул, т.е. молекул, находящихся в клетке.
Клеточный Изучение клеток, выступающих в роли самостоятельных организмов (бактерии, простейшие и некоторые другие организмы) и клеток, составляющих многоклеточные организмы.
Тканевый Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие сходные функции, образуют ткани. Выделяют несколько типов животных и растительных тканей, обладающих различными свойствами.
Органный У организмов, начиная с кишечнополостных, формируются органы (системы органов), часто из тканей различных типов.
Организменный Этот уровень представлен одноклеточными и многоклеточными организмами.
Популяционно-видовой Организмы одного и того же вида, совместно обитающие в определенных ареалах, составляют популяцию. Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.
Биогеоценотический Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.
Биосферный Высшая форма организации живого. Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии.

Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. Структурной и функциональной единицей живого является клетка – анатомическая основа большинства организмов, включая человека. Комплексы специализированных клеток, характеризующиеся общностью происхождения и сходством, как структуры, так и выполняемых функций, называются тканью. Различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Эпителиальная тканьпокрывает поверхность тела и полости различных трактов и протоков, за исключением сердца, кровеносных сосудов и некоторых полостей. Кроме того, практически все железистые клетки – эпителиального происхождения. Слои эпителиальных клеток на поверхности кожи защищают тело от инфекций и внешних повреждений. Клетки, выстилающие пищеварительный тракт ото рта до анального отверстия, обладают несколькими функциями: они секретируют пищеварительные ферменты, слизь и гормоны; всасывают воду и продукты пищеварения. Эпителиальные клетки, выстилающие дыхательную систему, секретируют слизь и удаляют ее из легких вместе с задерживаемой ею пылью и другими инородными частицами. В мочевой системе эпителиальные клетки осуществляют выделение и реабсорбцию (обратное всасывание) различных веществ в почках, а также выстилают протоки, по которым моча выводится из организма. Производными эпителиальных клеток являются половые клетки человека – яйцеклетки и сперматозоиды, а весь путь, который они проходят от яичников или семенников (мочеполовой тракт), покрыт специальными эпителиальными клетками, секретирующими ряд веществ, необходимых для существования яйцеклетки или сперматозоида. Соединительная ткань,или ткани внутренней среды, представлена разнообразной по структуре и функциям группой тканей, которые располагаются внутри организма и не граничат ни с внешней средой, ни с полостями органов. Соединительная ткань защищает, изолирует и поддерживает части тела, а также выполняет транспортную функцию внутри организма (кровь). Например, ребра защищают органы грудной клетки, жир служит прекрасным изолятором, позвоночник поддерживает голову и туловище, кровь переносит питательные вещества, газы, гормоны и продукты обмена. Во всех случаях соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества. Выделяют следующие подтипы соединительной ткани: рыхлую, жировую, фиброзную, эластическую, лимфоидную, хрящевую, костную, а также кровь. Рыхлая и жировая. Рыхлая соединительная ткань имеет сеть из эластичных и упругих (коллагеновых) волокон, расположенных в вязком межклеточном веществе. Эта ткань окружает все кровеносные сосуды и большинство органов, а также подстилает эпителий кожи. Рыхлая соединительная ткань, содержащая большое количество жировых клеток, называется жировой тканью; она служит местом запасания жира и источником образования воды. Некоторые части тела более чем другие, способны накапливать жир, например, под кожей или в сальнике. Рыхлая ткань содержит и другие клетки – макрофаги и фибробласты. Макрофаги фагоцитируют и переваривают микроорганизмы, разрушившиеся клетки тканей, чужеродные белки и старые клетки крови; их функцию можно назвать санитарной. Фибробласты ответственны главным образом за образование волокон в соединительной ткани. Фиброзная и эластическая. Там, где необходим упругий, эластичный и прочный материал (например, для присоединения мышцы к кости или для того, чтобы удержать вместе две соприкасающиеся кости), мы, как правило, обнаруживаем фиброзную соединительную ткань. Из этой ткани построены сухожилия мышц и связки суставов, и представлена она почти исключительно коллагеновыми волокнами и фибробластами. Однако там, где нужен мягкий, но эластичный и крепкий материал, например в т.н. желтых связках – плотных перепонках между дугами соседних позвонков, мы обнаруживаем эластическую соединительную ткань, состоящую в основном из эластических волокон с добавлением коллагеновых волокон и фибробластов. Лимфоидная ткань будет рассмотрена при описании системы кровообращения. Хрящевая. Соединительная ткань с плотным межклеточным веществом представлена либо хрящом, либо костью. Хрящ обеспечивает прочную, но гибкую основу органов. Наружное ухо, нос и носовая перегородка, гортань и трахея имеют хрящевой скелет. Основная функция этих хрящей состоит в поддержании формы различных структур. Хрящевые кольца трахеи препятствуют его спаданию и обеспечивают продвижение воздуха в легкие. Хрящи между позвонками делают их подвижными относительно друг друга. Костная. Кость представляет собой соединительную ткань, межклеточное вещество которой состоит из органического материала (оссеина) и неорганических солей, главным образом фосфатов кальция и магния. В ней всегда присутствуют специализированные костные клетки – остеоциты (видоизмененные фибробласты), рассеянные в межклеточном веществе. В отличие от хряща кость пронизана большим количеством кровеносных сосудов и некоторым числом нервов. С внешней стороны она покрыта надкостницей (периостом). Надкостница является источником клеток-предшественников остеоцитов, и восстановление целости кости – одна из ее основных функций. Рост костей конечностей в длину в детском и юношеском возрасте происходит в т.н. эпифизарных (расположенных в суставных концах кости) пластинках. Эти пластинки исчезают, когда рост кости в длину прекращается. Если рост прекращается рано, образуются короткие кости карлика; если же рост продолжается дольше обычного или происходит очень быстро, получаются длинные кости гиганта. Скорость роста в эпифизарных пластинках и кости в целом контролируется гипофизарным гормоном роста. Кровь – это соединительная ткань с жидким межклеточным веществом, плазмой, составляющей немногим более половины общего объема крови. Плазма содержит белок фибриноген, который при соприкосновении с воздухом или при повреждении кровеносного сосуда образует в присутствии кальция и факторов свертывания крови фибриновый сгусток, состоящий из нитей фибрина. Прозрачная желтоватая жидкость, остающаяся после образования сгустка, называется сывороткой. В плазме находятся различные белки (в т.ч. антитела), продукты метаболизма, питательные вещества (глюкоза, аминокислоты, жиры), газы (кислород, углекислый газ и азот), разнообразные соли и гормоны. В среднем у взрослого мужчины около 5 л крови. В красных кровяных клетках (эритроцитах) содержится гемоглобин – железосодержащее соединение, имеющее высокое сродство к кислороду. Основная часть кислорода переносится зрелыми эритроцитами, которые из-за отсутствия у них ядра живут недолго – от одного до четырех месяцев. Они образуются из ядерных клеток костного мозга, а разрушаются, как правило, в селезенке. В 1 мм 3 крови женщины около 4 500 000 эритроцитов, мужчины – 5 000 000. Миллиарды эритроцитов ежедневно заменяются новыми. У обитателей высокогорных районов содержание эритроцитов в крови повышено как адаптация к меньшей концентрации в атмосфере кислорода. Число эритроцитов или количество гемоглобина в крови снижено при анемии Белые кровяные клетки (лейкоциты) лишены гемоглобина. В 1 мм 3 крови в среднем содержится примерно 7000 белых клеток, т.е. на одну белую клетку приходится около 700 красных клеток. Белые клетки разделяют на агранулоциты (лимфоциты и моноциты) и гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы и базофилы). Лимфоцитам (20% всех белых клеток) принадлежит решающая роль в образовании антител и других защитных реакциях. Нейтрофилы (70%) содержат в цитоплазме ферменты, разрушающие бактерии, поэтому их скопления обнаруживаются в тех участках тела, где локализуется инфекция. Функции эозинофилов (3%), моноцитов (6%) и базофилов (1%) тоже в основном носят защитный характер. В норме эритроциты находятся только внутри кровеносных сосудов, но лейкоциты могут покидать кровяное русло и возвращаться в него. Продолжительность жизни белых клеток – от одного дня до нескольких недель. Образование кровяных клеток (гемопоэз) – сложный процесс. Все клетки крови, а также тромбоциты происходят из стволовых клеток костного мозга. Мышечная ткань. Мышцы обеспечивают передвижение организма в пространстве, его позу и сократительную активность внутренних органов. Способность к сокращению, в какой-то степени присущая всем клеткам, в мышечных клетках развита наиболее сильно. Выделяют три типа мышц: скелетные (поперечнополосатые, или произвольные), гладкие (висцеральные, или непроизвольные) и сердечную. Скелетные мышцы. Клетки скелетных мышц представляют собой длинные трубчатые структуры, число ядер в них может доходить до нескольких сотен. Их основными структурными и функциональными элементами являются мышечные волокна (миофибриллы), имеющие поперечную исчерченность. Скелетные мышцы стимулируются нервами (концевыми пластинками двигательных нервов); они реагируют быстро и контролируются в основном произвольно. Например, под произвольным контролем находятся мышцы конечностей, тогда как диафрагма зависит от него лишь опосредованно. Гладкие мышцы состоят из веретенообразных одноядерных клеток с фибриллами, лишенными поперечных полос. Эти мышцы действуют медленно и сокращаются непроизвольно. Они выстилают стенки внутренних органов (кроме сердца). Благодаря их синхронному действию пища проталкивается через пищеварительную систему, моча выводится из организма, регулируются кровоток и кровяное давление, яйцеклетка и сперма продвигаются по соответствующим каналам. Сердечная мышца образует мышечную ткань миокарда (среднего слоя сердца) и построена из клеток, сократительные фибриллы которых имеют поперечную исчерченность. Она сокращается автоматически и непроизвольно, подобно гладким мышцам. Нервная тканьхарактеризуется максимальным развитием таких свойств, как раздражимость и проводимость. Раздражимость – способность реагировать на физические (тепло, холод, свет, звук, прикосновение) и химические (вкус, запах) стимулы (раздражители). Проводимость – способность передавать возникший в результате раздражения импульс (нервный импульс). Элементом, воспринимающим раздражение и проводящим нервный импульс, является нервная клетка (нейрон). Нейрон состоит из тела клетки, содержащего ядро, и отростков – дендритов и аксона. Каждый нейрон может иметь много дендритов, но только один аксон, у которого бывает, однако, несколько ветвей. Дендриты, воспринимая стимул от разных участков мозга или с периферии, передают нервный импульс на тело нейрона. От тела клетки нервный импульс проводится по одиночному отростку – аксону – к другим нейронам или эффекторным органам. Аксон одной клетки может контактировать либо с дендритами, либо с аксоном или телами других нейронов, либо с мышечными или железистыми клетками; эти специализированные контакты называются синапсами. Аксон, отходящий от тела клетки, покрыт оболочкой, которую образуют специализированные (шванновские) клетки; покрытый оболочкой аксон называют нервным волокном. Пучки нервных волокон составляют нервы. Они покрыты общей соединительнотканной оболочкой, в которую по всей длине вкраплены эластические и неэластические волокна и фибробласты (рыхлая соединительная ткань). В головном и спинном мозгу присутствует еще один тип специализированных клеток – клетки нейроглии. Это вспомогательные клетки, содержащиеся в мозгу в очень большом количестве. Их отростки оплетают нервные волокна и служат для них опорой, а также, по-видимому, и изоляторами. Кроме того, они имеют секреторную, трофическую и защитную функции. В отличие от нейронов клетки нейроглии способны к делению.Возрастные изменения, происходящие в организме. Рост – количественный процесс, в результате чего происходит увеличение числа клеток или увеличение самих клеток. В процессе роста увеличиваются телесная масса и антропометрические показатели.Рост – реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода. Задержка роста при неблагоприятных условиях среды в один период жизни (болезнь, недостаток питания) сменяется убыстрением роста при улучшении экзогенных условий в другой период. К экзогенным факторам, оказывающим влияние на рост и развитие организма, относятся социально-экономические, психологические, климатические, экологические.Развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека, приводящие к формированию новых и совершенствованию существующих функциональных систем.Развитие – сложный процесс, состоящий из трех функций: роста; дифференцировки (когда клетки приобретают специфическую структуру – например, мышечную, нервную, т.е. приобретают признаки для данных клеток) и формообразования.Различают физическое развитие и соматическое – уровень половой зрелости, которая определяется по появлению вторичных половых признаков и по степени их развития.Процессы роста и развития организма начинаются со слияния двух половых клеток и продолжаются после рождения ребенка. Их окончательное формообразование заканчивается к 22 годам. Соматическое развитие протекает гетерохронно (неравномерно), когда периоды интенсивного роста сменяются периодами дифференцировки.Акселерация – процесс интенсивной реализации генетической программы под влиянием факторов среды. Традиционно акселерацию рассматривают в двух средах: вертикальной – вековая, эпохальная, групповая, и горизонтальной – внутригрупповая, индивидуальная (до 20% в каждом поколении). У детей с врожденным ускоренным развитием часто наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, кариес, повышение АД.Патологические сдвиги не являются следствием акселерации, а порождены теми же факторами, что и сама акселерация.Существует много теорий, объясняющих явление акселерации. Одни ученые связывают акселерацию с воздействием электромагнитных волн, другие – с усилением ультрафиолетового излучения: дети больше подвергаются солнечной радиации (гелиогенная теория), третьи – с космической радиацией. Алиментарная теория связывает акселерацию с увеличением количества белка, потребляемого с пищей, нутригенная – с потреблением минеральных солей, а теория гетерозиса – удачным сочетанием генов в результате смешанных браков.Акселерация оказывает положительное влияние на рост и развитие, обеспечивая:а) гармоничность физического развития, а именно соблюдение пропорции тела;б) гармоничность соматического и функционального развития, когда происходит высокое внешнее развитие и высокое развитие функциональных систем и органов;в) гармоничность биологическую и социальную.Негармоническая акселерация может отрицательно сказаться на уровне развития ребенка. Так, у детей-акселератов часто развитие внутренних органов, прежде всего сердце и сосуды, отстает от соматического развития. При этом могут возникать предпатологии. Варианты развития этих органов: сердце отстает от увеличения длины и массы тела, а сосуды– от развития сердца.Дети-акселераты имеют избыточную массу, у них в крови содержится холестерин, они предрасположены к атеросклерозу и раковым заболеваниям. Более раннее половое созревание приводит к юношеской гипертрофии. В связи с явлением социальной акселерации и более раннем начале обучения приобретают важное значение проблемы школьной зрелости, а именно морфофункционального и психоэмоционального уровня развития ребенка.Организация человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. ontos – особь, genesis –происхождение и развитие) – процесс развития индивидуального организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.Часть онтогенеза протекает внутриутробно (антенатальный или пренатальный онтогенез), большая же часть – охватывает период от рождения до смерти (постнатальный онтогенез). В течение онтогенеза увеличивается масса и размеры тела и отдельных органов. Наряду с этим происходят качественные изменения, т.е. развитие отдельных физиологических систем и целостного организма. Именно в процессе развития осуществляется постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении. Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей и подростков.На всех этапах онтогенеза основой жизни является обмен веществ и энергии. Нормальное протекание обменных процессов и функционирование живых клеток возможно только при наличии постоянства химического состава и физико-химических свойств среды обитания клеток – крови, тканевой жидкости. Совокупность этих жидкостей организма была названа К. Бернаром «внутренней средой». Способность организма поддерживать относительное постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды, а также важнейших функций организма была названа У. Кенном «гомеостазом» (от греч. homoios – одинаковый, stasis – состояние).В основе гомеостаза лежит саморегуляция функций. Это означает, что всякий сдвиг свойств и состава внутренней среды активирует деятельность физиологических механизмов, нормализующих обмен веществ и энергии, рост и развитие, реализация генетической программы, гомеостаз, а также взаимодействие отдельных частей организма не могли бы осуществляться, если бы не функционировала нейроэндокринная регуляция процессов жизнедеятельности.На ранних этапах внутриутробного онтогенеза функцию регуляции выполняют химические вещества, образующиеся в развивающихся клетках. Они необходимы как для стимуляции размножения клеток, так и для осуществления межклеточных контактов. Такой вид химической связи сохраняется в течение всей жизни, он играет роль в регуляции на местном тканевом уровне.Однако действие этих регуляторов пространственно ограничено и не может обеспечить координированную деятельность различных органов. По своей сути это эволюционно более древний способ биологического контроля. На более поздних этапах внутриутробного развития появляются специализированные органы – железы внутренней секреции, или эндокринные железы.Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный период охватывает все детство, характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития и функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.Периодизация развития детского организма включает в себя период новорожденности (1-10 дней), грудной (10 дней – 1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет). Это наиболее распространенная схема возрастной периодизации жизненного цикла человека (1965г.). Переход от одного возрастного периода к другому обозначают критическим периодом.Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу с учетом особенностей мальчиков и девочек. Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй - от момента рождения и до смерти. Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный. Начальный (предимплантационный) период у человека охватывает первую неделю развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). Зародышевый (предплодный, эмбриональный) период - от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма. Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов: 1-й - 10-й день - новорожденные; 10-й день - 1 год - грудной возраст; 1-3 года - раннее детство; 4-7 лет - первое детство; 8-11 лет - второе детство; 12-16 лет - пубертатный период; 17-21 год - юношеский возраст; 22-35 лет - первый зрелый возраст; 36-60 лет - второй зрелый возраст; 61-74 года- пожилой возраст; с 75 лет - старческий возраст, после 90 лет - долгожители. Завершается онтогенез естественной смертью. Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния мужских и женских половых клеток и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя шаровидную бластулу. На стадии бластулы идет дальнейшее дробление и образование первичной полости - бластоцеля.Затем начинается процесс гаструляции, в результате которого происходит перемещение клеток различными способами в бластоцель, с образованием двухслойного зародыша. Наружный слой клеток называется эктодерма, внутренний - энтодерма. Внутри образуется полость первичной кишки - гастроцель. Это стадия гаструлы. На стадии нейрулы образуются нервная трубка, хорда, сомиты и другие эмбриональные зачатки.Нужно отметить стадии полового созревания по Дж. Теннеру. В пубертатном возрасте с его мощными биологическими детерминантами телесная организация и генитальная морфология претерпевают специфическое развитие. Стадиальность этого развития по Теннеру оценивается по следующим критериям:I стадия. Девочки: молочные железы не развиты, сосок приподнимается, полового оволосения нет. Мальчики: детский половой член и мошонка при отсутствии полового оволосения.II стадия. Девочки: молочные железы набухают, увеличивается диаметр ареол, вдоль половых губ – начальный рост слабо пигментированныхи прямых волос. Мальчики: увеличиваются яички и мошонка (половойчлен еще не увеличивается), у основания полового члена начинается ростслабо пигментированных прямых, длинных и редких волос.III стадия. Девочки: молочные железы и ареолы увеличиваются, ноконтуры их не разделяются; волосы темнеют, грубеют, завиваются и распространяются за пределы лонного сочленения. Мальчики: продолжаетсяувеличение яичек и мошонки, половой член увеличивается в длину; волосы грубеют, темнеют, завиваются и распространяются за пределы лонногосочленения.IV стадия. Девочки: ареола и сосок приподнимаются, образуя бугорок; женский тип полового оволосения, не занимающего всей поверхности лобковой области. Мальчики: продолжается рост яичек и мошонки,половой член растет в основном в диаметре; оволосение мужского типа,пока не занимающее всей поверхности лобковой области.V стадия. Девочки: ареола перестает выступать над поверхностьюмолочной железы, которая достигает взрослого оформления; половое оволосение занимает всю лобковую область. Мальчики: взрослые по форме иразмерам гениталии, половое оволосение занимает всю лобковую область.С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна – проблема их полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато еще в младшемшкольном возрасте и представлять собой лишь составную часть единоговоспитательного процесса. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни.Таким образом, половое воспитание детей и подростков должно быть обязательной составной частью их воспитания в семье и школе.Возраст - это критерий зрелости организма. Зрелость оценивается по физическим показателям, психологической адекватности, социальному опыту, обученности, и гражданской ответственности. Незрелость обнаруживается в период роста и развития. Дефицит в критериях зрелости указывает: 1) на ретардированность - задержку роста и развития, 2) инфантильность - психологическое и социальное отставание, 3) педагогическую запущенность - слабую школьную успеваемость, 4) на отклоняющееся поведение - гражданскую незрелость, безответственность. Возраст оценивается по сумме показателей.Календарный возраст - это формализованный возраст, указывающий на дату рождения и количество прожитых лет. Этот критерий не дает представления об индивидуальных возможностях и потенциале организма.Биологический возраст отражает зрелость организма на анатомическом, физиологическом и функциональном уровне. Биологический возраст - базовый показатель, определяющий потенциал организма при различных видах нагрузки. При оценке биологического возраста различают три его типа: акселерантный, медиантный, ретардантный. Акселерация указывает на ускоренное развитие по сравнению со стандартными показателями календарного возраста. Медианты - соответствие стандартно-календартным параметрам. Ретардированность оценивается по задержке роста и развития на фоне сверстников.Психологический возраст раскрывает зрелость личности на уровне сознания и самосознания с устойчивыми чертами характера. Психологический возраст определяется по адекватности восприятия и поведения, самооценке, оценке окружающего мира и людей, умению организовывать свою деятельность.Социальный возраст оценивается по статусу в общественной жизни и ролевой функции в семье, обществе и государстве. Показателем социального возраста служат владение этическими, моральными и нравственными нормами. Социальный возраст сопряжен с образованием.Школьный возраст подразумевает готовность и способность ребенка обучаться по стандартной программе школьного образования в соответствии с годом обучения.По мере взросления ребенок наращивает свой потенциал, но темпы взросления зависят от интеграции всех возрастных аспектов (биологического, психологического, социального, гражданского, школьного). Точкой отсчета и коррекционной ориентацией служит календарный возраст.
  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (81)

    Подготовка специалиста, осознающего высокую социальную значимость профессии, обладающего мотивацией к ответственному выполнению профессиональной деятельности, способностью к корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными

  2. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа

    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

  3. Основная образовательная программа

    1.1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к педагогической деятельности в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования и способного к дальнейшему профессиональному

Это грозит её уничтожением или разрушением мира. Поэтому любая форма существования, включая и человека, строится на закономерной основе.

Начальная форма ребёнка создаётся на базе собственного материала, заложенного в основу родительскими клетками. После слияния мужского и женского начал включается механизм построения тела младенца с соблюдением порядка ведения процесса развития. При сложении двух разных генетических основ (мужской и женской) первоначально происходит их приспособление к условиям существования в новом состоянии, затем в действие вступает режимный коэффициент, устанавливающий режим будущих процессов производства новых клеток.

Особые принципы построения на первоначальных стадиях отсутствуют, но программа генного кода задаёт цель - создать необходимое количество клеток, отвечающих определённым качественным показателям. Данные клетки должны послужить базой для последующих структурных формирований. Определитель, который участвует в построении физического тела ребёнка, должен знать, в каких пределах закона он обязан работать, а в каких пределах - свободен.

Программа построения физического тела содержит в себе последовательность конструирования органов ребёнка, различных систем организма и в соответствующее время включает в действие особый режим работы. Каждый орган строится отдельно от других, имеет собственную структуру, химический состав, индивидуальную технологию, отдельную подпрограмму его построения и отдельную программу функционирования. Конструкции органов должны строиться таким образом, чтобы обеспечить их дальнейшую нормальную работу, правильный её ритм и предусмотреть с помощью использования специальных коэффициентов взаимоувязку их процессов с другими.

Сложность взаимоувязки состоит в том, что соединяются совершенно разные процессы, дающие часто противоположные результаты (например, венозная и артериальная кровь объединяется в работе сердца). И великое искусство Творцов, создавших человека, состоит в умелом совмещении их в функциях одного органа, хотя приходится совмещать различные химические составы, реакции, различную сложную технологию приёма и отдачи энергий обширного диапазона частот и многое другое, что малоизвестно человеку.

Физическое тело, помимо материальной основы, содержит также и энергосистему с наличием отрицательной и положительной энергий, которые формируются совместно с построением самого тела ребёнка. Энергетическая система, размещаемая непосредственно в материальной оболочке, обладает собственными проводящими энергоканалами и энергосборниками. Кроме того, каждая клетка, каждый орган обладают своей энергетической структурой, которые, соединяясь, создают энергоструктуру всего тела, то есть работа материальной оболочки складывается на основе функционирования множества отдельных систем. И только благодаря наличию прочных общих связей, объединяющих всё воедино, создаётся основа для фундаментальной конструкции и её прогрессивного развития на последующих стадиях.

Программа формирования физического тела, которая представляет отдельную программу, отличную от программы последующего прогрессирования человека, включает в себя последовательность построения органов и тела в целом. И для этого в программе присутствует режимный коэффициент адаптации, который помогает в течение заданного периода времени формировать качественный состав клеток органов. Если наружное тело требует для формирования 9 месяцев, то каждому органу и системе организма отводится своё время.

Любой орган обладает собственными клетками, отличными по построению и качественному содержанию от клеток других органов. Соответственно индивидуально и качество энергии органов, или иначе можно сказать, что любой орган работает на своём типе энергий, поэтому все подобные сложности должны учитываться при построении и правильно состыковываться.

Построение органов в теле распределяется заданным способом по времени: одни органы создаются раньше, другие позднее, формируются энергосистемы внутри них, всё соотносится определённым образом между собой и общим телом, так как должна выдерживаться необходимая соотносительность их построек, потому что в силу их функциональной зависимости они не могут строиться все одновременно.

Расположение формирующихся объёмов органов и систем относительно друг друга пространственно в определённом порядке имеет значение и в том плане, что не все органы должны сразу включаться в работу и начинать своё прямое функционирование. Первоначально строятся органы и системы, которые в соединении с телом матери должны трудиться совместно, а потом уже и органы, которые переходят на автономный режим работы. Программа построения физического тела должна учитывать и то, что некоторые детали организма быстро изнашиваются под перегрузками и поэтому потребуются восстановительные процессы клеток органов и тканей. Всё это предусматривается и закладывается заранее.

При формировании физического тела должен поддерживаться химический, физический, энергетический баланс всех систем и организма в целом. Организм должен работать стабильно - в этом успех будущего нормального развития ребёнка. Подобное равновесие и контроль над установленными соотношениями между органами и системами поддерживает и ведёт специальный балансировочный аппарат.

Органы, как частные составляющие единого организма, работают как самостоятельные фабрики: на собственном топливе, производят свою продукцию, и технологические процессы их индивидуализированы. Они имеют и личные запасы энергии, то есть каждый орган владеет собственным запасом энергии на тонком плане, которые по нормам выделяет этому органу Определитель данного человека. Он непосредственно следит за подпитыванием органов необходимой энергией в определённые периоды. В то же время, включаясь в процесс работы, органы сами начинают производить энергию своего типа, которая собирается в эгрегоры - определённые энергосборники, находящиеся в распоряжении Определителя.

Планомерность построения форм, систем представляет собой в программе этапную расстановку их в производственном объёме тела и последовательное систематизированное наращивание клеток и энергокомпонентов, соединение их связями и каналами, которые должны в будущем обеспечить им согласованную совместную работу, а также построение определённых границ для каждого вида клеток, объединённых общей целью и функционированием, т.е. первоначальным является точное пространственное расположение всех деталей и систем, находящихся внутри объёма тела, а затем начинается уже непосредственное их детальное построение.

Каждый орган наделён собственными внешними границами, которые позволяют изолировать внутреннее содержание органа от прочего для улучшения его самостоятельной работы. Изоляция избавляет клетки от посторонних влияний, которые могли бы ухудшить их работу. И в то же время границы, выполняя необходимые диффузионные связи, ограничивают влияние клеток данного органа на другие системы.

Физическое тело представляет собой многофазовое формирование, так как содержит в себе разноуровневые структуры, выстраиваемые в заданном порядке. Присутствие органов и систем, принадлежащих к разным Уровням, свидетельствует о наличии в них разных качественных энергий и разных потенциалов органов.

Любой орган обладает собственным энергетическим потенциалом. И чтобы подобную разнокачественность и разнофактурность соединить в единый механизм, слаженно работающий в организме человека, одного правильного построения недостаточно. Необходим точный числовой расчёт, что и выполняют специальные Высшие Расчётные инстанции, составляющие программы для построения и развития физического тела на одну жизнь. Составленная ими программа включает все расчётно-кодовые коэффициенты, которые необходимы для последующих трансформативно-переходных состояний в теле.

Все внутренние процессы жизнеобеспечения организма человека, его регулирование и управление развитием от начального момента зарождения до старения и смерти происходят на основе программы физического тела, составленной Свыше с помощью сложной системы расчётов. Но она работает под управлением основной программы жизни человека.

Программы развития тела и души - это две разные программы, однако стыкующиеся между собой, так как одно без другого существовать не может.

Включение программы развития материального тела происходит с начального момента деления клетки, и дальше уже всё идёт по программе построения организма, но под постоянным наблюдением Определителя, который впоследствии будет вести данного человека по жизни.

Определитель осуществляет контроль за включением программы и её последующим разворотом. Он же может производить и необходимые коррективы в построении тела, вносить какие-то прирождённые болезни в те или иные органы или увечья, которые включает программа развития согласно закону причинно-следственной связи. То есть Определитель изменяет построение некоторых клеток в органах или членах тела таким образом, чтобы сохранялось нормальное функционирование организма в целом.

Построение одних отделов тела находится в зависимости от построения других, как, допустим, стены дома нельзя строить без фундамента, а крышу - без стен, ибо всё зависимо друг от друга, если это касается целостного построения. Так и при создании организма ведётся последовательная взаимоувязка одних частей с другими и в материальной структуре тела, и в энергетической, с соблюдением их иерархических закономерностей. Все органы располагаются в теле снизу вверх согласно своему иерархическому распределению по значимости, поэтому внизу находится всё низшее, вверху - всё высшее.

Каждый орган обладает и в тоже время собственной иерархией, поэтому хотя его и составляют однотипные клетки, выполняющие однородную функцию, но эти клетки не равнозначны между собой, и одни из них более высокие по энергетике, другие - менее. Поэтому в иерархии органа существует их Уровневое распределение по энергетической порядковости, а следовательно, и функциональной первостепенности.

Принадлежность группы клеток органа к тому или иному Уровню свидетельствует об их зависимости от недобранных ими энергий, или качественных показателей. Каждые однородные клетки (печени, сердца, почек) должны обладать определённым номенклатурным набором энергий, и содержание последних колеблется в клетке в определённых пределах в зависимости от их Уровневой принадлежности.

Определённый коэффициент существующий на каждом Уровне, выражает зависимость имеющихся энергий от их полного состава, который необходим для абсолютного композита максимального образования. Все энергии, производимые клетками органа, собираются в некотором объёмном накопителе данного спектра энергий. При достижении абсолютного состава этот объёмный накопитель содержит полный набор энергий конкретного спектра и служит основой для другого, ещё большего - макси-объёма с соответствующим набором качеств.

Так как каждый орган в целом представляет самостоятельную иерархию, которая воплощает в себе определённый суммарный потенциал, то весь человеческий организм тоже являет разносторонний потенциал определённой мощности. А потому человеческий организм подобен общей системе макси-организма Естества и Мироздания и обладает аналогичными признаками развития и устремлением к цели.

Подобие проявляется в построении форм и объёмов, а также в любом физиологическом построении, в котором множество отдельных частных форм соединяются воедино для создания абсолютного качественного состава номинантов.

В свою очередь, номинанты объединяются в крупную структуру с ещё большей степенью ответственности и сознательности: человек - Суть - Бог - Абсолют. У глобальных строений возрастает осознание , которое является основным фактором, определяющим уровень развития. Абсолютно построенные формы и объёмы (Суть, Бог, Абсолют) характеризует высокая степень ответственности за свои действия. И это является главным в любом совершенствовании. Чем выше Уровень развития, тем больше ответственность.

Факт последовательного зарождения органов в теле и развитие их по определённым закономерностям свидетельствует о наличии специальных законов, по которым строится каждый из них. Закон построения физического тела включает в себя подзаконы построения конкретных органов. Общий же закон конфигуративного построения в основу формирования и расположения мини-систем в теле берёт иерархическое расположение их на Уровнях, и поэтому органы, принадлежащие к низкому Уровню, строятся первыми, а на их базе формируются более высокие. И это является главным в закономерных принципах построения; т.е. расположение в теле и очерёдность строения начинается с нижнего Уровня иерархии физического тела. Исключение в очерёдности составляет сердце , стоящее выше всех, но формирующееся ранее некоторых органов, стоящих ниже него.

Весь организм существует в определённом временном промежутке, заданном общей программой развития. Но одновременно каждый орган как потенциальная система живёт и работает в своём времени, и скорости протекания процессов у них тоже свои. Однако, взаимосвязь их в единой работе на целостный организм свидетельствует об их зависимости в функционировании друг от друга. Поэтому общая программа увязывает по времени скорость протекания различных процессов в отдельных органах.

Скорость течения процессов в одном органе может колебаться в заданных пределах, поэтому реакции могут проходить замедленно или ускоренно, в зависимости от ряда прочих факторов, и в частности - от влияния на данный орган других органов.

В соответствии с наличием закона построения в обязанности функционирования органов внедряется необходимость подчиняться Вышестоящему Уровню и бо льшим потенциалам.

Механизм структурного расположения и построения частных форм в теле является довлеющим, подчиняющим себе все прочие процессы на период того промежутка времени, в течение которого данный объём должен быть построен. Все основные процессы в период построения направлены на создание требуемой структуры, и поэтому реакции в строящемся теле не соответствуют тем процессам, которые протекают в период нормального функционирования, когда уже все частные составляющие тела построены. Но так как органы не остаются неизменными, а постоянно изменяются с течением времени (в детском организме растут, в старом начинают сокращать свою деятельность), то и процессы, происходящие в теле, тоже изменяются, что заложено в программу.

Время играет главную роль в регуляции процессов. Поэтому оно закладывается в программу развития тела как главный регулятор этапов прогрессирования.

Время, жёстко связанное с программой, включает в нужный момент точки прохождения поставленных целей. Это, активизирует деятельность организма в необходимом направлении, способствует усилению потенциала всей физиологии человека. Программа направлена на усложнение работы организма с целью приобретения им максимальной мощности (не включая этап старения, на котором больший упор уже делается не на тело, а на совершенствование души).

Принцип развития физиологии тела заключается в подрядной очерёдности функционирования при совершенствовании тех или иных действий человеком, то есть при совершении им одних действий (он бежит) в работу в определённой порядковой последовательности включаются одни органы, при других действиях (он ест) - другие органы, и тоже в последовательности, установленной для них. В этих случаях работает коэффициент подряда, включающий соответствующую цепочку взаимосвязей, ведущих к планомерной работе всего организма.

К одному из главных законодательных процессов, протекающих в теле, относится своевременность создания заданных состояний. Это способствует включению в работу дополнительных факторов, активизирующих работу организма как в самой органической материи, так и в её тонких структурах.

То есть всякие раздражители среды должны вызывать соответствующие и своевременные образования внутри организма: это изменение химических реакций, появление необходимых физиологических компонентов или ферментов; ответные мускульные реакции, необходимые на различные жизненные ситуации, или ответная реакция на свет, музыку, запах, температурные раздражители и т.д. Всё это обязано согласовываться также в определённой цепи взаимодействий в целенаправленной собственной форме прогрессий, приводящей к необходимым результатам.

Подобный способ развития таких частных состояний, как органы и прочие системы тела, позволяет совершенствовать единую сеть сообщений в целом организме.

Все клетки одного органа в результате своих взаимодействий создают потенциал данного органа, или его Суть. Все связующие сети организма образуют несколько Сутевых инстанций соответствующих наименований, которые образуют соединительные связи в ещё более крупных масштабах.

Каждый живой организм, несмотря на многообразие и разнообразие своих форм и адаптивных приспособлений к условиям существования и функционирования, в своем строении и развитии подчинен строго определенным биологическим законам.

1. Закон исторического развития. Все ныне живущие растительные и животные организмы, независимо от уровня их организации, прошли длительный путь своего исторического развития. Этот закон, впервые подмеченный М. В. Ломоносовым (1747) и сформулированный Ч. Дарвиным (1859), нашел дальнейшее развитие в трудах А. Н. Северцова (1912, 1939) и особенно И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), обосновавших монофилетическую теорию происхождения наземных позвоночных.

2. Закон единства организма и среды, впервые четко обоснованный И. М. Сеченовым (1861), гласит о том, что Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Все многообразиеживотных форм и различий их строения обусловлено особенностямиадаптации организмов к определенным условиям существования и функционирования. Единство организма и среды составляет основу эволюции органических форм, которое обеспечивается нервной системой. Ведущая роль нервной системы в этом процессе выступает как «тончайший инструмент, уравновешивающий организм с окружающей средой» (И. П. Павлов, 1927).

3. Закон целостности и неделимости организма. Этот закон выражается в том, что каждый организм является единым целым, в котором все органы и системы находятся в тесной генетической, морфологической и функциональной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Впервые высказанный классиками естествознания еще во второй половине XIII в., этот закон нашел убедительное обоснование в трудах И. М. Сеченова (1866) и особенно И. П. Павлова (1924, 1927).

4. Закон единства формы и функции. В основе жизнедеятельности каждого живого организма лежат физиологические и адекватные им морфологические реакции, которые под воздействием факторов внешней среды и целенаправленного воздействия человека подвергаются изменениям.

Антон Дорн (1875), сыгравший большую роль в развитии зоологии и сравнительной анатомии на принципах дарвинизма, разработал учение о смене функций. Он первый указал пути к исследованию эволюции их жизнедеятельности. В дальнейшем учение А. Дорна нашло широкое развитие в трудах Н. Клейнберга (1886), Л. Плате (1913), А. Н. Северцова (1912, 1939) и И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), которыми указывалось, что каждая часть и каждый орган организма обладает несколькими функциями.

5. Закон наследственности и изменчивости. Наследственность - это исторически сложившееся в процессе смены поколений свойство живых организмов требовать определенных условий для своего развития, роста и жизнедеятельности. Наследственной основой, или генотипом организма, являются гены, обладающие большой устойчивостью и обеспечивающие относительное постоянство (консерватизм) видовых признаков, т. е. обусловливают фенотип живых организмов.


Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков организма, обусловленных взаимодействием наследственной основы организма е условиями внешней среды. Управляя законами изменчивости (модификационной, мутационной, цитрплазматической), можно изменять не только фенотип организма, но и его генотип, что широко используется в селекционной работе. Знание законов передачи наследственных признаков имеет большое значение в медицинской и ветеринарной практике.

6. Закон гомологичных рядов гласит о том, что «чем ближе генетические виды, тем резче и точнее проявляется сходство рядов морфологических и физиологических признаков». Этот закон был подготовлен значительным числом исследователей, придававших.большое значение изучению гомологичных (сходных по развитию) органов (И. Гете, Ж. Кювье, Вик д"Азир, Э. Геккель, К- Гегенбаур), но нашел свое окончательное оформление в трудах Н. И. Вавилова (1920, 1922).

7. Закон экономии материала и места, согласно, которому каждый орган и каждая система построены так, чтобы при минимальной затрате строительного материала они могли бы выполнять максимальную работу Щ. Ф. Лесгафт, 1895). Подтверждение этого закона можно видеть в строении всех органов живого организма, и особенно он выражен в строении центральных отделов нервной системы, сердца, почек, печени, обладающих исключительно высокими потенциальными возможностями при выполнении своих функций.

8. Для всех позвоночных характерны общие принципы построения тела и гомологичных органов, а именно:

а) одноосность, или биполярность, выражающаяся в наличии двух дифференцированных полюсов тела - головного, или краниального, и заднего, или каудального; б) сегментарность, или метамерия;

в) антимерия (anti - против, meros - часть), двусторонняя, или билатеральная (bi - два, latus - сторона), симметрия, характеризующаяся зеркальным сходством правой и левой половин тела животного. Билатеральная симметрия, как и биполярность, есть отражение развития прямолинейного, поступательного движения, свойственного большинству хордовых;

г) закон трубкообразного построения. Все системы и аппараты животного организма развиваются как трубчатые образования (пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, нервная). Для большинства трубчатых органов присущ принцип трехслойное. Трубчатые структуры есть результат отражения закона экономии материала и места.

6. Понятие о норме, варианте, аномалии и патологии.

Под нормой строения тела животного понимается «гармоническая совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных его окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность» (Г. И. Царьгородцев).

Норма с точки зрения анатомии - наиболее часто встречающийся вариант строения конкретного вида животных, характеризующийся динамическим соответствием морфологических и физиологических особенностей организма изменяющимся условиям окружающей среды. В рамках видовой нормы и наряду с ней существует возрастная и половая изменчивость форм и строения, которая определяет также общие, но не для всего вида, а для определенной группы животных (популяция, порода) возрастные и половые нормы..

Варианты - разновидности общепринятой нормы, которые могут носить прогрессивные признаки, если они повышают жизненность организма или отвечают требованиям селекции, и регрессивные, когда в них проявляются признаки пройденного пути эволюционного развития. Резко выраженный регрессивный признак называется атавизмом (atavus - предок).

Аномалии - отклонения от нормы, характеризующиеся необычной топографией органов или частей тела, их чрезмерным или, наоборот, слабым развитием, не сопровождающимся глубокими нарушениями жизнедеятельности организма. Отсутствие или сверхкомплектностьорганов или частей тела животного, приводящие к тяжелым нарушениям всей жизнедеятельности организма или даже неспособности к существованию, носят название уродства. Последние чаще возникают при близкородственных разведениях животных или под влиянием каких-либо тератогенных факторов (повышенная радиация, воздействие химических веществ и т. п.). Наука, изучающая уродства и причины их возникновения, называется тератологией (teratus - уродства).

Патология - наука о болезнях, болезненных состояниях животного. Происходит это название от слова патос, что означает страдание, болезнь. Основу патологии составляет учение о нарушениях нормальных соотношений между организмом и внешней средой.

Организм постоянно подвергается воздействию различных раздражителей со стороны внешней среды. К нормальным, обычным раздражителям организм приспособлен в ходе своего развития, хотя они и подвержены различным колебаниям. Эти колебания уравновешиваются защитными и регулирующими механизмами организма. Однако воздействия часто отклоняются от нормальных, приобретая характер чрезвычайных, необычных, извращенных, тогда и развиваются патологические процессы.


Санкт-Петербург

РАЗДЕЛ 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий.

1.1. Цели и задачи учебных занятий:

Основной целью курса является знакомство и освоение студентами общих закономерностей организации человеческого организма, его основных систем и органов. Курс имеет ярко выраженную биологическую направленность, поскольку в процессе проведения курса человек рассматривается не столько как высшее существо на Земле, а как представитель биологического сообщества (в частности как представитель приматов – одного из самых древних отрядов среди современных млекопитающих). Необходимо представлять не только, как устроен тот или иной орган или система органов человека, знать основные анатомические понятия и термины, но и понимать, почему они так устроены, какова их взаимосвязь, как это сформировалось в эволюции человека. Эти идеи были заложены в трудах выдающегося Российского анатома П.Ф. Лесгафта, многие годы работавшего в Санкт-Петербургском университете.

Для биологов также очень важным является введенные в курс элементы антропологии – науки об анатомических вариациях и приспособлениях органов к определенным функциональным нагрузкам. Большое внимание уделяется вопросам морфологической изменчивости органов, как проявление общебиологических законов эволюции и изменчивости живых организмов. В курсе также даются основные сведения о микроскопической анатомии ряда органов - сведений, предшествующих курсам гистологии и цитологии. Тем самым создается преемственность и последовательность в формировании у студентов представления о разных уровнях организации живых организмов (и человека в частности)



Заключительная часть курса посвящена рассмотрению вопросов происхождения и эволюции человека. Приведены современные палеотологические и молекулярно-генетические данные о предках современного человека, путях его расселения по Земле и положении в Природе.

Поставленная цель достигается путем выполнения следующих задач:

Дать студентам представление об общих и частных особенностях организации

человеческого организма

- сформировать у студентов биологический и эволюционный подход к пониманию

принципов организации и функционирования основных систем и органов человека.

- заложить основы анатомической и медицинской терминологии и ознакомить с

современными методами анатомических и микроанатомических исследований

- уметь применить полученные знания при изучении других биологических дисциплин,

тем или иным образом связанных с человеком

Сформировать современное понимание сложных вопросов происхождения человека

Требования к подготовленности студентов к освоению содержания учебных занятий

Студенты должен иметь подготовку в объеме базовых курсов средней школы по анатомии и физиологии человека, зоологии и общей биологии

Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

Студент должен быть ознакомлен:

- с современными знаниями о строении человеческого организма, его основных

функциональных систем и органов

С задачами и проблемами современной анатомии и медицины

С азами микроскопической анатомии органов, как элемент преемственности при дальнейшем изучении курсов гистологии и цитологии

Студент должен знать:

- строение человеческого организма

Принципы организации, особенности и элементы функционирования органов и систем органов человека

Основные этапы эволюционного развития человека

Студент должен уметь:

- анализировать анатомические данные и микроанатомические препараты

Знать основные латинские названия органов и их частей

Уметь применять полученные знания при решении мультидисциплинарных задач в области анатомии, сравнительной зоологии и микроскопической анатомии

Уметь применять полученные данные в различных жизненных ситуациях

Студент должен владеть следующими навыками :

Способностью чтения и анализа представленных анатомических схем, рисунков, фотографий и муляжей

Использовать полученные знания по морфологии человека при изучении других биологических дисциплин для интегрированного понимания процессов, происходящих в организме человека.

Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Активные формы учебных занятий

Изучение натуральных анатомических препаратов, плакатов и таблиц по строению человека

1.5.1. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по остеологии (учения о скелете)

1.5.2. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по ЦНС человека

Интерактивные формы учебных занятий

1.5.3. Знакомство с методами анатомических и микроанатомических исследований (по материалам пособий и СD – диска)

1.5.4. Изучение схем и фотографий различных органов и их частей (по материалам пособий и CD- диска)

1.5.5. Работа с анатомическими препаратами (с использованием учебных материалов и пособий)

1.5.6. Работа с микроскопом по изучению микроанатомии основных систем органов человека (с использованием учебных материалов и пособий)

1.6. Структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
Очная форма обучения
1курс 1 семестр 3,0
ИТОГО

1.7. Структура и содержание учебных занятий

Раздел 1. Общая морфология человека .

Тема 1. Введение.

Введение в морфологию человека. Предмет, методы и задачи современной морфологии человека. Краткий исторический очерк истории мировой и отечественной анатомии.

Работы П.Ф. Лесгафта – как основоположника теоретической и функциональной анатомии и их значение в общебиологической подготовке студентов. Уровни организации человеческого организма: системный, органный, тканевой, клеточный.

Тема 2. Основные закономерности строения человека

Основные законы строения, роста и развития человека. Человек – как представитель приматов (основные признаки и особенности строения важнейших систем человека).

Конституция человека – определение и основные типы конституции человека. Связь конституции человека с его физиологическими и психическими особенностями. Анатомическая изменчивость – структурная основа жизнедеятельности организма. Формы и законы анатомической изменчивости.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то