Рассказ о героине поэмы русские женщины. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины. История создания поэмы

Особое место в творчестве Н. Некрасова занимает галерея женских образов. В своих стихах поэт описывал не только женщин дворянского происхождения, но и простых крестьянок. Особый интерес у Некрасова был к судьбе жен декабристов. Ниже будет представлена характеристика княгини Трубецкой.

История создания поэмы

Прежде чем приступить к характеристике княгини Трубецкой, читатель должен узнать об истории написания поэмы "Русские женщины". Она состоит из двух частей. Центральным персонажем первой части является Екатерина Ивановна. Первая поэма была написана в 1871 году и опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1872 году.

До этого состоялось знакомство Некрасова с Михаилом, сыном Марии Волконской, героини второй части поэмы. Его воспоминания, а также "Записки декабриста", написанные Андреем Розеном, послужили материалом для поэмы "Дедушка". Выход этого произведения не ослабил интереса Некрасова к судьбе жен декабристов.

Зимой 1871 года он начал собирать материал для поэмы "Русские женщины". Во время написания поэт столкнулся с несколькими трудностями - цензурой и практически отсутствием фактов о жизни Екатерины Ивановны. Из-за этого, по мнению некоторых современников, характеристика княгини Трубецкой немного не совпадала с реальным образом. Но недостаток фактов компенсировало воображение поэта, представившего себе ее отъезд.

Первая часть поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" начинается с прощания Екатерины Ивановны со своим отцом. Храбрая женщина отправилась вслед за мужем в Сибирь. По дороге до Иркутска героиня вспоминает свои детские годы, беспечную юность, балы, то, как она вышла замуж, путешествовала с мужем.

Далее описывается встреча княгини и губернатора Иркутска. Происходит противостояние между Трубецкой и губернатором. Тот пытается напугать женщину тяготами пути, условиями каторжной жизни. Он говорит, что ей придется отказаться от всего, что она имеет. Но храбрую женщину ничто не останавливает. Тогда губернатор, восхищенный ее смелостью и верностью, дает разрешение на выезд из города.

Поступок княгини Трубецкой

Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В "Княгине Трубецкой" Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.

Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.

Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.

Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.

Образ княгини в поэме

Среди критических замечаний к произведению были и касающиеся образа главной героини. Многие отмечали, что характеристика княгини Трубецкой данная в поэме, не совсем соответствовала реальному образу Екатерины Ивановны. Но, возможно, поэт и не стремился в точности передать характер Трубецкой. Ему удалось показать мужественность ее поступка.

Образ княгини Трубецкой в поэме "Русские женщины" получился ярким и выразительным. Екатерина Ивановна показана смелой и решительной, готовой преодолеть все препятствия. Она верная и любящая жена, для которой брачные узы важнее всего.

Для нее общество - это всего лишь сборище лицемерных людей, трусов, которые побоялись присоединиться к декабристам. Готовность к трудностям, вера в то, что с мужем они смогут преодолеть все, желание быть ему поддержкой - вот какой мы видим образ княгини Трубецкой, поразившей Некрасова.

Художественное оформление

Поэма "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" состоит из двух частей, написанных ямбом. Это добавляет повествованию динамичности и напряженности. В начале показана сцена прощания героини с отцом и ее воспоминания о детстве, юности, замужестве. Во второй части описывается встреча Трубецкой и губернатора Иркутска, во время которой она проявляет волю и стойкость.

Особенностью первой части поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" является смешение "сна и яви". Героиня смотрит на зимнюю дорогу, потом неожиданно проваливается в сон, в котором вспоминает важные моменты жизни. По мнению некоторых литературоведов, поэт специально так построил первую часть. Это показывает, что княгиня охвачена эмоциональным порывом, стремлением быстрее встретиться с мужем. При написании этой поэмы Некрасов опирался на воспоминания людей, знавших Екатерину Ивановну, и на "Записки декабриста" А. Розена.

До восстания декабристов

Княгиня Трубецкая была урожденной графиней Лаваль, дочерью французского эмигранта и наследницы капиталов И.С. Мясникова. Родители обеспечили Екатерине и ее сестрам беззаботное детство. Они ни в чем не знали отказа, получили прекрасное образование и могли длительное время жить с родителями в Европе.

По описаниям современников, Екатерина Лаваль не слыла красавицей, но обладала неповторимым очарованием. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким. В 1820 году пара сыграла свадьбу. Все считали князя завидным женихом. Он был знатного происхождения, богат, воевал с Наполеоном, умен, имел чин полковника. Екатерина Ивановна имела все шансы стать генеральшей. Спустя 5 лет семейной жизни она узнает об участии мужа в восстании декабристов.

Решение княгини отправиться за мужем

Екатерина Ивановна была одной из первых жен, которым удалось добиться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. В 1826 году она добралась до Иркутска, где какое-то время пребывала в неведении о том, где находился ее муж. Губернатор Цейдлер получил приказ отговорить Трубецкую от ее решения.

Женщина пробыла в Иркутске 5 месяцев, прежде чем ей разрешили отправиться к мужу в Нерчинские рудники. В 1845 году семейство Трубецких получило разрешение поселиться в Иркутске. Главными центрами иркутских декабристов были дома Трубецких и Волконских. Екатерина Ивановна, по воспоминаниям ее современников, была умна, образованна, обаятельна и необыкновенно сердечна.

Поэма "Княгиня Трубецкая" Некрасова показала всю силу и твердость духа русских женщин.

Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, написавший большое количество замечательных поэтических произведений.

Большинство своих произведений автор посвящал простому народу, поэтому поэма «Русские женщины» занимает особое место в его творчестве. В этот раз главными героями выступили дворяне, жизнь которых круто изменилась из-за политической ситуации в стране. Это произведение повествует о женах декабристов, которые отправились в сибирскую каторгу, чтобы поддержать своих мужей.

Замысел и создание

Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем провел много времени. Они вместе охотились и вели долгие разговоры, из которых великий поэт узнал о непростой судьбе его родителей. Сергей Волконский, отец Михаила, как раз относился к тем декабристам, которые были сосланы в Сибирь на каторгу, а его жена, Мария, последовала вслед за мужем. Сам же Михаил родился и вырос в Забайкалье.

Николаю Некрасову была очень интересна тема декабристов, но все свои вопросы с этим человеком он строил так, чтобы не затрагивать политику, а лишь узнать о нравах того места, где долгое время этот человек жил. Поэтом все эти воспоминания он использовал в другой поэме - «Дедушка». Но интерес поэта к этой теме не исчез, а лишь только разгорелся еще больше.

Николай Некрасов стал собирать любой исторический материал, где только могли даваться хоть какие-то сведения о декабристах. Для этого он на все лето уезжает в Карабиху и уже там начинает работу над своей новой поэмой. Первая часть некрасовской поэмы первоначально имело название «Декабристки».

Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.

Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:

«… плакал, как ребенок».

По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.

Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:

⇒ «Княгиня Трубецкая».
⇒ «Княгиня Волконская».


Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.

В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.

Так в дороге проходит время Екатерины Ивановны. И вот, спустя два месяца, она все-таки добирается до большого города, где ее ожидает сам губернатор. Он пытается уговорить её задержаться. Но Екатерина Ивановна упорно ждет новый экипаж, чтобы немедленно отправиться дальше в дорогу. Губернатор даже предлагает княгине вернуться домой, пожалеть своего отца. Пытается губернатор и испугать Трубецкую, рисуя ту жизнь, которая ждет ее впереди: каторжники, драки и разбои, короткое лето и долгая зима, которая в этом крае держится целых восемь месяцев.

И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.

Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца - известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.

Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.

Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.

Художественные особенности


Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.

Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.

Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.

как словарь героини Некрасова ("я не жалкая раба", " гордость", " мой долг"и пр) характеризует ее? что вы можете сказать об отношении автора к ней? напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы "русские женщины"

Главная героиня поэмы княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая едет за своим мужем – декабристом, сосланным в Сибирь.
Ей тяжело расставаться с отцом и, конечно же, не хочется покидать его, но она не может поступить по-другому.
«Не плачу я, но не легко
С тобой расстаться мне!
………………………….
О, видит Бог!. . Но долг другой,
И выше и трудней »
Молодая княгиня понимает, что дорога предстоит долгая и трудная и так же молодую женщину страшит её дальнейшая судьба, но она должна быть женой и не может жить отдельно от своего мужа.
«Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя… »
Главная героиня ведёт себя героически и не отступает перед рассказом старого генерала, который описывает её ужасные подробности жизни каторжников
«Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой;
……………………
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто! »
Княгиня отвечает генералу: « Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостей его! »
И как только не старается генерал запугать княгиню, она твердо решила последовать за своим мужем и в конце разговора у генерала скатилась со щеки скупая отеческая слеза, он жалеет молодую княгиню, но уговорить её он не может. Он признаётся главной героине, что намеренно её запугивал
«Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Я вас в три дня туда домчу…
Эй! Запрягать, сейчас!. .
Героизм русских женщин заключается в том, что, зная обо всех тяготах своей судьбы, они всё же они не дрогнули, а последовали за своими мужьями, чтобы разделить с ними все тяготы пусть недолгой каторжной жизни.

Другие вопросы из категории «Образование»

  • какова мощность необходима для сжатия пружины на 4 см в течении 5 с, если для сжатия ее на 1 см требуется сила 25 кН?

Пожалуй, одной из характерных черт России всегда были сильные женщины. Не зря ведь говорят, что женщины "Коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут". В некоторых ситуациях эта сила характера и твердость воли проявляются особенно сильно. Одним из таких громких поступков было сопровождение женами своих мужей-декабристов в далекую Сибирь.

Поэма "Русские женщины"

Поэма "Русские женщины" была создана в 1872 году великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым. русским женам, которые последовали за своими мужьями на каторгу. Поэт был вдохновлен этими событиями, что и написал в конце своего произведения о том, что это "пленительные образы", которые люди должны помнить.

Н.А. Некрасов в своем произведении действительно смог увековечить подвиг женщин, ведь его поэма вызывает сильные эмоции, которые сложно забыть.

Судьба декабристов

14 декабря 1825 года произошло не согласных с властью царя. Они хотели уничтожить монархию и однако восстание не удалось провести по плану, и декабристов попросту разогнали. Царь Николай узнал, кто участвовал в восстании, и наказал всех. Дворян он сослал на каторгу в Сибирь, а это было невиданное по силе наказание для высших слоев общества.

Между прочим, первой женщиной, если можно так выразиться, в этом восстании была княгиня Трубецкая. Характеристика героини будет неполной без упоминания о ее муже, который и был руководителем всего восстания.

Краткий сюжет поэмы

Рассказ о начинается с отправления княгини Трубецкой из отеческого дома. Показывается душещипательная сцена ее прощания с родными. Дальше мы видим, как княгиня едет через полстраны в тяжелейших условиях, и это перемежается с ее яркими и счастливыми воспоминаниями, составляя сильный контраст. Пожалуй, основным моментом, где характеристика княгини Трубецкой проявляется в полную силу - это ее встреча с губернатором, который любыми способами пытается остановить княгиню. Но она тем не менее наперекор всему продолжает следовать за своим мужем.

Позднее в пути ее догоняет и другая женщина - княгиня Волконская, чей муж также попал на каторгу. Поэма заканчивается ее свиданием с мужем, которое Некрасов описал с удивительной силой.

Характеристика княгини Трубецкой

У Некрасова в поэме получилась замечательная яркая и понятная характеристика. Княгиня Трубецкая (русские женщины представлены именно в ее лице) называет самым главным долгом женщины священный долг перед мужем. Она ставит его даже выше, чем долг перед отцом.

Цитатная характеристика княгини Трубецкой может занять несколько страниц, поэтому приведем описание лишь в общих чертах.

Любые невзгоды и препятствия готова преодолеть княгиня Трубецкая. Характеристика героини проявляется в разговоре с губернатором. Он пугает ее лишением титула, тяготами жизни на каторге, даже смертью отца, но ничего ее не может остановить. Губернатор даже сказал ей, что надо будет идти вместе с каторжниками пешком всю дорогу, она согласилась и на это. Правда, когда он увидел такую решимость, то не стал препятствовать более и выделил транспорт. Княгиня Трубецкая не только на словах, но и на деле доказала, что готова идти куда угодно за своим любимым мужем.

Возможно, сейчас это представляется не таким страшным наказанием, как раньше. Но если представить, что женщина из высшего света, за которую всегда все делали слуги, согласна на жизнь крестьянки, то ощущения получаются сильными.

Характеристика русских женщин через княгиню Трубецкую

Для того чтобы лучше понять произведение и дух времени, необходима хотя бы одна характеристика героя. Княгиня Трубецкая, ее персонаж в поэме, идеально подходят для того, чтобы нарисовать образ не только одной женщины, но и передать настроения всех женщин России.

Читая поэму, можно сразу сказать, что княгиня искренне любит своего мужа. Ради любви она готова преодолеть любые препятствия, и это одна из главных черт всех русских женщин. Им не нужны ни высший свет, ни положение в обществе, если муж находится где-то на каторге. Княгиня Трубецкая не была одинока в своем решении и своей верности, еще девять русских женщин отправились вслед за своими мужьями.

Как они описывали условия жизни в своих записках, это было очень тяжело. В основном они могли лишь смотреть на тюрьму, но и это придавало огромные силы их мужьям.

Такая самоотверженность действительно может считаться великим подвигом русских женщин.

Реальная история княгини Трубецкой

Жизнь и характеристика княгини Трубецкой являются историческими фактами, и даже более того - они записаны со слов сына, И.С. Трубецкого, с использованием мемуаров самих жен декабристов. Трубецкая была первой женщиной, которая отправилась вслед за мужем, бросив вызов всему Поскольку она была первой, то ей было тяжелее всего, именно поэтому в поэме речь идет о княгине Трубецкой. Да, княгиня действительно предполагала невероятные мучения и тяготы суровой жизни в Сибири, однако ее судьба оказалась не слишком плохой. Первое время они с мужем действительно жили на каторге, и только спустя 15 лет им дали разрешение выехать оттуда. Они поселились в своем доме и занимались земледелием.

Со временем срок ссылки истек, и они перебрались в Иркутск. Здесь семья смогла приобрести себе дом. Историческая характеристика княгини Трубецкой требует указания, что эта женщина не просто однажды совершила подвиг, но всю жизнь была Ее знали все в городе, ведь в доме княгини всегда были готовы накормить и обогреть путников, каторжников и всех несчастных. Так княгиня Трубецкая заслужила уважение и почет, поэтому провожать ее в последний путь в 1854 году пришел практически весь город.

В 60-е годы в России начинается процесс возвращения из Сибири декабристов, поэтому писатели и поэты вновь возвращаются к теме декабристского восстания. В начале 70-х годов Н.А. Некрасов, размышляя о декабристском восстании на Сенатской площади Санкт-Петербурга, пишет поэму «Русские женщины», главными героями которой стали две русские княгини: Е. Трубецкая и М. Волконская, отправившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь и, следовательно, добровольно лишившиеся всех наследственных прав.

О подвиге русской женщины пишет Н.А.

Некрасов в своей поэме. Проиллюстрируем это на примере анализа поступка княгини Трубецкой из первой части произведения.

Екатерина Ивановна Трубецкая последовала за своим сосланным мужем в Сибирь на каторгу после декабристского восстания в 1826 году, где и умерла в 1853 году.

Поэт описывает сложное психологическое состояние героини перед поездкой, трудность принимаемого решения:

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

Так говорит княгиня своему графу-отцу, который «творя молитву, образок повесил в правый уголок и – зарыдал…». Прося прощение у отца, княгиня говорит о долге, который зовет

Ее в путь, это долг перед мужем, перед Богом. Путешествие героини длится несколько месяцев. О трудностях, выпавших на долю женщины, говорит тот факт, что

Княгинин спутник так устал,

Что под Иркутском захворал.

Губернатор, лично встретивший графскую дочь, пугает ее страшными последствиями совершаемого поступка: говорит о дурной дороге, опасной езде, о том горе, которое причинила княгиня своему отцу, о возможности лишения ее всех привилегий. Губернатор Иркутска, характеризуя край, где отныне собирается жить княгиня Трубецкая, описывает бесплодность земли, затянувшуюся до восьми месяцев зиму, ужасы тюремного дома, глубокие рудники, простую пищу, озлобленность каторжников. Но тяжелая участь не пугает русскую женщину, в своем стремлении быть рядом с мужем и разделить его судьбу она идет до конца:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

Огромно желание княгини спасти в муже гордость и дать силы ему. Если он верит в свое правое дело, то долг жены помочь во всем. Духовная стойкость русской женщины, ее непоколебимость изумили старого генерала:

И хоть бы мне не удержать

На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

(2 вариант)

Поэма Н.А. Некрасова посвящена русским женщинам, в том числе женам декабристов, – женщинам, поехавшим за своими приговоренными к каторге мужьями в Сибирь. Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая последовала в 1826 году за своим мужем – декабристом Сергеем Петровичем Трубецким, где и умерла в 1853 году. Не всю жизнь этой женщины рассказывает поэт: он описал дорогу княгини Трубецкой от родного дома до каторги.

Эту «дорогу» можно разделить на три большие части: прощание с родным отцом и домом («О, видит бог!.. Но долг другой, // И выше и трудней, // Меня зовет… Прости, родной! // Напрасных слез не лей! // Далек мой путь, тяжел мой путь, // Страшна судьба моя, // Но сталью я одела грудь… Гордись – я дочь твоя!»), сны-видения в дороге (проносится мимо беззаботное детство, знакомство с любимым, путешествие в Италию: «Княгине памятны те дни // Прогулок и бесед, // В душе оставили они // Неизгладимый след», вид с башни на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, посещение мужа в тюрьме: «Пора! пробил урочный час!», сон о юге и разговоры с генералом. Сны постоянно прерываются действительностью, тяготами и опасностями пути, да и «не все тут было сном». Воспоминания о счастливом детстве контрастируют с ее нынешним положением, картины юга противопоставлены сибирским пейзажам. Все, что было до дороги на каторгу, – прошлое, промелькнувшее, как сон, хороший и дурной, все, что было в дороге, – настоящее, с момента приезда в Иркутск перед княгиней все ярче предстает картина ее будущего: «Но вы не будете там жить: // Тот климат вас убьет!..», «За мужем поскакав, // Вы отреченье подписать // Должны от ваших прав!», «Вас по этапу поведут // С конвоем…». Ничто не останавливает отважную женщину: ни тяготы жизни в Сибири («Ужасна будет, знаю я, // Жизнь мужа моего. // Пускай же будет и моя // Не радостней его!»), ни ранняя смерть («Пусть смерть мне суждена – // Мне нечего жалеть!.. // Я еду! еду! я должна // Близ мужа умереть»). Предложение вернуться вызывает ее гнев («Вернуться? жить среди клевет, // Пустых и темных дел? // Там места нет, там друга нет // Тому, кто раз прозрел!») Княгиня понимает, что выше любви к женщине любовь к Родине («Я гордость, гордость в нем спасу, // Я силы дам ему! // Презренье к нашим палачам, // Сознанье правоты // Опорой верной будет нам»).

И она тверда в своем решении.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то