Христианские мотивы в поэме 12 блока. Презентация на тему «Символика и христианские мотивы в поэме Блока «12. Тема: Народная поэтика и христианские мотивы в поэме

Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать». Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух эпох - периода подготовки и осущест­вления революции. Он был последним великим по­этом завершающегося XIX в., и его именем открыва­лась новая страница мятежной российской истории.

Писать зрелые стихи Блок начинает к периоду пер­вой русской революции и последовавшей за ней реак­ции, а поэма «Двенадцать» была создана в 1918 г. За это время художественная манера, да и сама поэ­зия Блока претерпела большие изменения.

Сам поэт признавался, что его жизненный и твор­ческий путь был «среди революций». «Не может сердце жить покоем!» - восклицал он. Наступала переломная эпоха. Рушился старый, привычный и ненавистный мир, и Блок мастерски сумел отразить это в поэме «Двенадцать». Самое начало произведения настраи­вает читателей на борьбу, резким контрастом встают два мира - старый и нарождающийся.

Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, косное, олицетворяющее старый уклад:

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди В оба!

Как атрибуты отжившего, никчемного мира от­вергнуты «вития» и «долгополый поп», барыня и бур­жуй. Отряхивая с себя эти «осколки» погибшего об­щества, «идут двенадцать человек». Кто они - строители будущего или жестокие разрушители? Блок правдиво показывает этих бойцов.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни…

В зубах - цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз.

В поэме двенадцать глав, каждая из которых име­ет свой ритм, даже мелодию - от разгульно-кабац­кой песни в начале поэмы до чеканного, четкого рит­ма в конце.

Поэт осознает, что старый мир канул в вечность, возврата к нему нет.

Сама стихия с ее пронзительным ветром на сторо­не разрушителей.

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

Блок показывает революционную стихию как бес­сознательную, слепую силу, разрушающую не толь­ко ненавистный старый мир, но и простые человече­ские отношения. В этой круговерти гибнет Катька, но даже оплакать ее Петьке не дают:

Не такое нынче время.

Чтобы няньчиться с тобой!

Критика обвиняла Блока в том, что он увидел в ре­волюции только разрушительные начала, не видел и никакого созидания. Да, это самая таинственная его поэма. Почему впереди двенадцати идет Иисус Хрис­тос? Неужели поэт принял всю кровь революции?

Мне кажется, что это крестный путь Христа, его очередной раз распинают. Как же иначе понять и слова:

Кто там машет красным флагом?

Все равно тебя добуду.

Лучше сдайся мне живьем!

Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Поэт отразил все увиденное, но отнюдь не принял эту вакханалию насилия. Образ Христа возник в по­эме сам собой - в этом было гениальное презрение Блока. Он призывал творцов революции обратиться к христианским заповедям, чтобы избежать того проклятия, которое они неизбежно на себя навлекут, продолжая путь кровопролития. Однако призыв авто­ра услышан не был, и расплачиваться за это приходит­ся многим поколениям наших соотечественников.

Поэма Блока “Двенадцать” и по сей день вызывает множество споров. Полифоничность ее звучания, множественность концепций восприятия – все это делает поэму загадкой для читателя. Но основным вопросом для читателей поэмы можно обозначить вопрос о Христе – образ Христа вызвал множество споров. Сам поэт не смог однозначно определиться с ответом. Первоначально он считал: “Да, именно Иисус Христос”. Потом этот образ был переосмыслен автором: ни Христос, ни Антихрист, кто-то третий.
При всем этом поэма пронизана христианскими мотивами.

Наиболее очевидный пример – это образ двенадцати. Поэма недаром названа “Двенадцать”. Это число – один из наиболее крупных ее символов. В поэме 12 глав, в значение этого числа можно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало – 12 разбойников. Для читателя времен Блока само название поэмы “Двенадцать” могло предположить наличие образа Христа. Ведь число 12 – число апостолов, учеников Христа.
Образ Христа – самый сложный символ в поэме. Исус Христос, оказавшийся впереди двенадцати бойцов, вызвал немало критических отзывов. Более 70 лет с момента создания поэмы считалось, что в этом эпизоде 12 апостолов нового мира во главе с Исусом Христом идут делать мир.
Современные исследователи обращают внимание на последовательность событий: позади паршивый пес, впереди Исус Христос. Считается, что в этих строках отразился процесс исторического движения. Пес символизирует прошлое, старый мир. Идущие двенадцать бойцов – настоящее, а Исусc Христос – будущее, цель, к которой должна прийти Россия. Надвьюжная поступь Христа также является символичной. Вьюга рассматривается как символ эпохи, Исус Христос существует на ином уровне, над вьюгой. Его присутствие указывает на высший смысл событий. Двенадцати это недоступно. Но он присутствует – значит, люди не оставлены Богом, а происходящее имеет некий высший смысл.
К христианским мотивам можно отнести и событийный ряд поэмы. В основу сюжета положена любовная история. Это отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Катька была случайно убита Петрухой, когда тот собирался уничтожить Ваньку.
Ванька, убив Катьку, говорит:
– Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил. Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил.
То есть в поэме присутствует классический христианский мотив греха и покаяния. Но покаяние это недолго – революционная пучина засасывает вглубь.
Этот драматичный эпизод поэмы может быть расценен и в более широком плане. Случайное убийство Катьки отражает Блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек.
Россия предстает в поэме потерявшей нравственные ориентиры, охваченной темными страстями и вседозволенностью. Но возникает ощущение, что в этих ужасах революционного времени Блок видит очищение России. То есть сложные годы страны – нечто вроде чистилища. Погрузившись на самое дно, практически в ад, Россия обязательно воспрянет, очистившаяся через страдание. И в этом тоже заключается христианский мотив: очищение через страдание.
Итак, можно сказать, что поэма А. Блока “Двенадцать” пронизана христианскими мотивами. 20
Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глубиной прозрения. Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление. И в своей поэме он говорит о существовании у революции врагов, которых она должна уничтожать. Но конкретно обозначить их не удается. В поэме выражена тревога о том, что где-то есть враги, и это ощущается теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то и враг вскоре будет найден. История нашей страны показала правоту поэта. “Враги” отыскались даже среди большевиков, и на их методичное уничтожение ушло не одно десятилетие.
Блок сам стал жертвой революции, которую принял всем сердцем: большевики не дали ему разрешения на проезд в Финляндию на лечение. Обновления и просветления, воспетого в поэме Блоком, в сущности, не произошло. Революция не оправдала ожиданий поэта.

  1. Пейзаж лирической драмы “Незнакомка” (1906), по словам биографа Блока, был “навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны”. Пивная, изображенная в “Первом издании” пьесы, помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой...
  2. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной...
  3. Обрамленность в композиции способствует тематической и художественной завершенности произведения, его идейной ясности. Обычно это символическая деталь, на которой держится сюжет. Такую роль играет повторенная в начале и в конце стихотворения...
  4. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания...
  5. .Трагический тенор эпохи. А. Ахматова Существует такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как принадлежность большинства символистов (Зинаида...
  6. Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневни­ке: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В...
  7. Вот прочитано в классе стихотворение “Незнакомка”. Первое же четверостишие с беспощадной реалистичностью воспроизводит неприглядность, почти безобразность действительности. Чтобы углубить эмоционально-эстетическую оценку поэзии Блока, обратимся к анализу особенностей стихотворной речи. Четырехстопный...
  8. Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой, Чистой, веселой и прекрасной жизнью. А. Блок Великий русский поэт Александр Блок еще...
  9. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру...
  10. В стихотворении описан трагический случай – самоубийство молодой женщины, Но ограничивать только этим значение одною из шедевров лирики Блока не станет, вероятно, ни одни десятиклассник. Перед нами раскрывается во всем...
  11. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! А. Блок По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и...
  12. Мечтатель-поэт устремится к Прекрасному, будет искать веры в способность красоты переродить мир. И найдет этот мотив в “Незнакомке”. Стихотворение “О, весна без конца и без краю” (1908) в какой-то мере...
  13. Исходный пункт художественной идеи драмы “Роза и Крест” – синтетическая и в высшей степени сложная блоковская концепция сущности искусства и его роли в жизни, основанная на трагическом осознании противоречивости соотношения...
  14. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! А. Блок А. Блок – замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на ру­беже двух эпох. Он признавался, что...
  15. Поэма “Двенадцать” формально не входит в блоковскую “трилогию”, но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. “Во время и после окончания “Двенадцати”,- свидетельствовал...
  16. Цикл “На поле Куликовом” – лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей стране. Герой цикла – это борец, воин времен Куликовской битвы...
  17. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви. А. Блок Все сомнения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой...
  18. Поэму Блока “Двенадцать” долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие...
  19. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь. Из письма А. Блока к К. С. Станиславскому Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина,...
  20. В творчестве Блока любовь выступает как чувство, соединяющее мир реальности и мир мечты, идеальный мир. В “Стихах о Прекрасной Даме” поэт воспевает девушку – “молодая, с золотой косою, с ясной,...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

144010, Московская область, город Электросталь, улица Ялагина, дом 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67

Христианские мотивы и осмысление русской истории

в поэме А.А.Блока «Двенадцать»

Составители Новикова Эмилия, 10-А класс,

Марковина Екатерина, 11-А класс

Руководитель Акулова Юлия Александровна

учитель русского языка и литературы

2016 год

Содержание

    Христианские мотивы в поэме.

    Заключение.

    Приложение.

    Библиография.

    Введение. Историческая основа поэмы.

Слушайте музыку революции.

А.Блок

Вся трагедия великого русского искусства ХХ века коренится в скорбном пути русской литературы ХIХ века, преисполненного” религиозной болью, религиозным исканием”.

Поэма Блока “Двенадцать”, посвящённая Октябрьской революции, часто цитировалась в идеологических спорах: одни спешили автора причислить к “своим “, другие - грозили ему отлучением как отступнику. Благословил или проклял Блок революцию? Пожалуй, это не самый важный вопрос в отношении блоковской гениальной поэмы. И истину надо искать не в отзывах современников, не во мнениях критиков, не в публицистике Блока и даже не в его дневниках. Как писал К. И. Чуковский, “лирика была мудрее поэта... Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих “Двенадцати”, и он, при всём желании, не мог им ответить. Он всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой он не мог подчиниться”. В “Записке о “Двенадцати” Блок признавался, что в январе 1918 года (время написания поэмы) он “отдался стихии..слепо”: даже физически поэт, согласно его признанию, ощущал “шум от крушения старого мира”, а отражение “проносящегося революционного циклона” сказалось “ во всех морях - природы, жизни, искусства”. Проблема стихийного начала, его воплощения, осмысления и преодоления, оказалась в поэме одной из самых важных.

    Основная часть. Сюжет, композиция, система образов.

Поэма "Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один - конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой - скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".
Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира.

Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Их силу почувствовали даже "писатель, вития", "барыни в каракуле", "невеселый товарищ поп".
С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои - представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход? "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не нищий пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади. От него, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома?

Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ" и вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.
Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!

Черное небо и белый снег - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция - это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" дана беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует здесь с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта периодически появляется на страницах поэмы ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.
Действия и чувства героев контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию.

    Христианские мотивы в поэме.

Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа.

А.Блок

Число красногвардейцев совпадает с числом первых учеников Христа. Герои идут без «имени святого», они собираются «пальнуть пулей в святую Русь», однако просят на свои действия благословения. 12 идут на «правое» дело, из бездны к воскресению, ведут бой за светлое будущее. Символичным оказывается и появление образа Христа.

«Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.»

    Воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз».

    Иисус освящает действия красногвардейцев. Он идет впереди, «с кровавым флагом», указывая путь. Он становится символом бунтарской стихии, рождающегося нового мира.

    Христос идет впереди убийц, как на Голгофу(холм, где был распят Иисус Христос ) , берет на себя их грех. Блок цитирует евангелие, выражая свое понимание Христа: «И был с разбойником…»

    Двенадцать стреляют в того, кто стоит впереди – в Христа. Иисус остается «от пули невредим».

Христос упомянут в поэме несколько раз . «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар».

Иисус находится над стихией, над всем происходящим на земле. Он шагает «нежной поступью надвьюжной», но идет с «кровавым флагом». Герои не узнают Иисуса, не понимают, кто перед ними.

    Заключение.

Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого не глядя, не раздумывая-, ожидая, что "вот проснется лютый враг"...

В заключении остается сделать вывод о том, что для поэта Христос – это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь, это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.
Образ Христа – это идейный стержень, символ, «который не просто увенчал, закруглил поэму, но придал всем ее слагаемым новое освящение».

    Приложение.

    Библиография.

    Л.Д. Блок “А.Блок в воспоминаниях современников”, М., “Художественная литература”, 1980г.

    А. Циюхер “Из воспоминаний об А.Блоке”, М., “Искусство”, 1981 г.

    А. Блок “Собрание сочинений в 8-ми томах” т.УШ, М., - Л., 1962г.

    Долгополов Л.К. Поэма Блока «Двенадцать». Л., 1979. 86 с.

    Дудкин В. Символика поэмы Блока «12» // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1990. С. 57-60.

    http://www.coolsoch.ru/

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой». В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского тип. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок «кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца», то есть Антихриста. И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Исус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла. Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовн

Иками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцати» кончилась в тоске и горе. Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву: Белизна – угроза Черноте. Белый храм грозит гробам и грому. Бледный праведник грозит Содому Не мечом – а лилией в щите. Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего: Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем Божьем свете. Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы.

Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой».

В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского тип. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы.

И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Исус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла.

Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии.

Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать.

Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белизна – угроза Черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом – а лилией в щите.

Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин?

Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то