Как сдать егэ по русскому языку. Почему важно избегать ошибок

27 мая 2019 года в России начинается основной этап ЕГЭ. Это обязательный для всех учеников 11 классов единый государственный экзамен. По его результатам выдают аттестат об окончании школы и зачисляют в вузы.

Екатерина Мирошкина

следит за ЕГЭ

ЕГЭ сдают строго по расписанию. В один день один экзамен для всех выпускников всех городов.

27 мая сдают географию и литературу, 10 июня пишут обществознание, а завершится основной этап 13 июня биологией, информатикой и ИКТ. Еще несколько дней отводится на резерв для тех, кто не смог прийти по уважительной причине.

Мы разобрали сложные вопросы, которые волнуют выпускников и их родителей в период ЕГЭ.

Что вы узнаете

Можно поменять экзамены по выбору? Если в заявлении указали один предмет, а теперь решили сдать другой?

Дополнительные экзамены можно было выбрать до 1 февраля. Просто так изменить список экзаменов нельзя - только по уважительной причине, с разрешения комиссии и если до экзамена осталось не меньше двух недель.

Уважительная причина в таких случаях - это, например, когда вуз внезапно включает в список вступительных экзаменов новый предмет. Это нарушение со стороны вуза, но такое бывает.

Если в феврале выбрали несколько экзаменов про запас, можно не приходить на тот, который не нужен.

Лишние можно не сдавать

Например, если в заявлении указали информатику, физику, историю и обществознание и после информатики стало понятно, что баллов достаточно, можно не прийти на историю и обществознание. За это ничего не будет.

Если выпускник решил поступать в другой вуз и ему не хватает экзаменов, придется ждать следующего года. Так тоже бывает: это неприятно, но не смертельно.

Что будет если не прийти на экзамен, который нужно сдавать?

Если не прийти по уважительной причине - например из-за болезни - можно сдать экзамен в резервные дни. После того как закончится основной этап, разрешат сдать экзамены тем, кто пропустил. Уважительную причину нужно подтвердить документами. Если документов нет, сдавать экзамены в резервный день не разрешат.

Если вообще не сдать русский язык и базовую математику, аттестат об окончании школы не выдадут. Но эти предметы разрешат пересдать в текущем году.

Не прийти на обязательные - только по уважительной причине

Пропущенный экзамен по выбору можно будет сдать только через год.

Если поняли, что не сможете прийти на экзамен, обязательно звоните классному руководителю и учителю-предметнику. Они расскажут, что делать дальше, куда идти, какие собирать документы и когда можно пересдать. Звонить учителям можно даже поздно вечером или рано утром: в период ЕГЭ они обычно всегда на связи, потому что переживают иногда больше выпускников. По крайней мере, так нам говорили все учителя, с которыми мы общались.

Когда будут известны результаты ЕГЭ?

Обычно проверки всех уровней занимают максимум две недели. Результаты могут опубликовать раньше, но не позже даты по расписанию .

Кто проверяет работы? Насколько объективны оценки?

Каждую работу проверяют несколько человек. Тестовую часть проверяет компьютер. Есть четкая инструкция по проверке, поэтому субъективность почти исключена. Могут быть разные трактовки по устным предметам или сочинению, но обычно отклонения составляют один-два балла. Если у проверяющих будут разные оценки, результат определят в пользу выпускника.

Все бланки обезличены. Работы для проверки распределяют между экспертами автоматизированно. Никто не знает, что конкретную работу писал именно этот ученик. А ученики не знают, кому попадет их работа, даже если попытаются оставить на бланке какую-то метку.

После проверки в своем регионе работу могут отправить на перекрестную межрегиональную проверку. А потом до 1 марта следующего года их выборочно проверяют еще раз.

Лучше ни с кем не договариваться

Договариваться с комиссией, искать знакомых и платить деньги за проверку - огромный риск. Это незаконно. А еще никто не может гарантировать, что всё получится: проверку ЕГЭ строго контролируют, в том числе на федеральном уровне. Если что-то такое обнаружат, всех накажут. А результаты экзамена вообще не засчитают, даже если работа и правда написана хорошо.

Если не согласен с результатами, что тогда делать?

Подавать апелляцию. На это есть два рабочих дня после того, как стали официально известны результаты.

Апелляцию стоит подавать, если точно знаете, что, например, сочинение написано идеально. Апеллировать тестовую часть по результатам ответов нельзя. Максимум, на что можно рассчитывать, - что при проверке не так распознали знаки, но шансов мало.

Иногда по итогам апелляции количество баллов уменьшают, хотя выпускник рассчитывал на повышение. Нужно хорошо подумать, прежде чем привлекать внимание к своей работе.

Как заранее узнать ответы по ЕГЭ? Говорят, их можно купить или узнать в других регионах.

Нет. Утечка результатов ЕГЭ исключена. Если на каких-то сайтах предлагают купить ответы на тесты, это мошенники. Никто не знает содержание контрольных материалов до того, как школьники сядут за парты и официально начнется экзамен.

Иногда сами учителя говорят, что узнали, какие будут варианты. Или кто-то из проверяющих предлагает их купить по знакомству. Никому не верьте.

Ответов на ЕГЭ нет. То, что продают - не ответы

Уже были случаи, когда родители платили по 50 тысяч рублей и даже больше, а ни одного совпадения не было.

Учителя не мошенники, они хотят как лучше и сами могут думать, что достали правильные варианты. Они сидят, решают в ночь перед экзаменом, чтобы как будто помочь. А потом на экзамене оказывается, что задания и ответы другие.

Можно брать на экзамен телефон?

Нельзя. На экзамен вообще ничего нельзя брать, кроме паспорта и ручки. На некоторые предметы разрешают взять линейку, калькулятор или транспортир. Там, где проводится экзамен, на входе стоят металлоискатели.

Даже если удалось пронести телефон, его всё равно вряд ли получится использовать. Вот несколько реальных ситуаций, когда выпускники пытались использовать телефон и у них не получилось.

Иван положил телефон в пришитый к трусам карман и сказал, что детектор реагирует на пирсинг . Он пронес телефон и оставил его в туалете. Хотел отпроситься во время экзамена и посоветоваться с учителем через «Вотсап».

После начала экзамена проверяющие осмотрели туалеты и убрали оттуда все заначки со средствами связи. Идти за телефоном было стыдно, и Иван остался без нового Самсунга. До сентября он боялся, что как-то обнаружится, что это его телефон, и результаты экзаменов аннулируют.

Всё обошлось: Иван сам сдал экзамен и получил хороший балл. Если бы его поймали, он бы не поступил в этом году.

Аня пронесла телефон в бюстгальтере, надежно спрятала в туалете, и никто не нашел . Во время экзамена Аня отпросилась, взяла телефон, но не смогла им воспользоваться. На этаже стояло устройство для подавления сигнала связи. Телефон оказался бесполезным.

На ЕГЭ по математике Аня понадеялась на телефон: в прошлом году у ее подружки всё получилось. В итоге Аня недобрала пять баллов и теперь ее родители платят по 80 тысяч рублей в год.

Витя пронес телефон в кроссовке прямо в класс, где проводится экзамен . В туалете оставлять побоялся, потому что могли найти. Сигнал связи Вите тоже был не нужен: он не собирался писать или звонить. Он заранее сфотографировал формулы по физике на телефон. Хотел отпроситься и подсмотреть, если попадется сложная задача.

У Вити почти всё получилось. Но в 10:30 телефон завибрировал от звонка бабушки, которая очень волновалась за внука. Физику ему не засчитали, в хороший технический вуз поступить не удалось.

Некоторым удается и пронести телефон, и использовать. Но это нарушение.

А шпаргалки можно пронести? Ими получится пользоваться?

Теоретически шпаргалки пронести проще, чем телефон, но лучше не проносить - это тоже незаконно. Проверяющие не имеют права просить ученика раздеться, ощупывать его или проверять карманы. Металлоискатель на шпаргалки не реагирует, но их находят в туалетах и забирают еще до начала экзамена.

Пользоваться шпаргалками или дополнительной литературой прямо на экзамене не получится. Во всех помещениях установлены видеокамеры и ведется трансляция в интернете . За ней следят в режиме реального времени и потом выборочно просматривают после экзамена.

Еще бывает вот так.

Женя написала на малярном скотче список слов с правильным ударением и приклеила его на ноги под юбку . Женя отличница и хорошо знает русский язык, но так сделали все подружки, и она тоже на всякий случай. Шпаргалка ей не пригодилась: слова она знала и так.

Через два часа Женя отпросилась в туалет и забыла про скотч. Шпаргалки отклеились и сползли под колготками на колени. Это заметил член комиссии в коридоре. Женю должны были удалить с экзамена с позором. Ей чудом и слезами удалось уговорить проверяющего не сообщать о нарушении. И хотя Жене пошли навстречу, она так переволновалась, что плохо написала сочинение и недобрала баллов на факультет журналистики. Справедливости ради, почти все ныне практикующие журналисты советуют не идти на журфаки.

Вика и Лиза сделали шпаргалки по истории на двоих . Еще взяли ответы на тесты, которые им продали как настоящие. Чтобы их не поймали, они всё это разделили пополам. Одноклассницы попали в разные аудитории и заранее договорились встретиться в 11 часов в туалете.

Отпросились они, как и договаривались, одновременно, но не учли, что их проводят в разные туалеты - каждую отвели в тот, который был ближе. Встретиться не получилось, а Лизе нужны были те шпаргалки, которые взяла с собой Вика.

Шпаргалки нужно писать перед экзаменом, только чтобы лучше запомнить. Брать их с собой на экзамен не стоит. Идеальных вариантов без риска не существует, всё предусмотреть нельзя. Всегда может что-то пойти не так, и под угрозой окажется не только поступление на бюджет, но и аттестат об окончании школы.

Можно договориться с комиссией на экзамене, чтобы помогли? А подсказать могут?

Нет, никто ничего не подскажет. Можно задать вопрос только по заполнению бланка. Ответить на него должны громко и отчетливо. Подозвать к себе члена комиссии и шепотом попросить о помощи не получится.

В таких просьбах нет практического смысла. В комиссии сидят учителя по другим предметам или административные работники.

За членами комиссии следят другие члены комиссии, общественные наблюдатели, Рособрнадзор и прокуратура. Всё очень строго. Если кто-то поможет выпускнику, попадет на штраф.

Если на черновике всё правильно, а на бланке ошибка, какой ответ засчитают?

Всегда засчитывают тот ответ, который на официальном бланке. Черновики не оценивают.

Нужно правильно распределить время, чтобы проверить работу и успеть переписать всё без ошибок.

Как быть, если на экзамене станет плохо?

Нужно обратиться к медработнику. Он всегда присутствует в аудитории. Дальше будут действовать по ситуации. Если продолжать работу не получится, это зафиксируют, но результаты оценивать не будут. Можно будет сдать заново в резервный день.

Если во время экзамена нужно пить лекарства, это разрешено. Если нужно выпить сок, съесть сладкое или сделать укол, так тоже можно. Можно принести с собой воду или шоколадку, но использовать их как шпаргалки не получится: всё будут проверять. Если найдут надписи, удалят без права пересдачи.

Если в этом году недобрать баллов, а учиться платно нет возможности, что тогда делать?

Если не получилось набрать даже минимум по основным предметам, аттестат не дадут. Основные предметы предложат пересдать в резервный день или осенью.

Если баллы выше минимальных, но всё равно низкие, можно пересдать экзамены по нужным предметам в следующем году и выбрать лучший результат.

Результаты ЕГЭ действуют четыре года. Например, если выпускник хорошо сдал русский и биологию, а на математике разволновался и недобрал три балла, можно пересдать математику через год и снова подавать документы в вуз.

Откладывать поступление только из-за того, что не хватило баллов в престижный вуз, неразумно. За год может произойти всё что угодно.

Лучше вуз попроще, чем ждать год

Нет гарантии, что в следующем году получится хорошо сдать экзамены, а проходной балл не повысят. Лучше выбрать факультет или вуз попроще, а потом искать варианты для перевода или поступать заново.

Ксюша хотела стать микробиологом или вирусологом . Из дополнительных предметов она выбрала биологию и химию, но бесплатно поступить в медицинскую академию не получилось. Чтобы не терять год, Ксюша подала документы в институт пищевого производства, где тоже нужна была химия. Она поступила на бюджет и получила комнату в общежитии. В следующем году она передумала снова сдавать ЕГЭ - осталась в своем вузе. Сейчас Ксюша уже получила диплом, работает пищевым технологом на международном предприятии и получает в пять раз больше, чем ее родители-врачи.

Если баллов вообще не хватает для поступления на бюджет, есть вариант не поступать, готовиться, а в следующем году пересдавать ЕГЭ.

Сергей тоже хотел стать врачом, но плохо сдал биологию и не прошел на бюджет . У него была отсрочка от армии, поэтому, чтобы не терять год, он поступил в медицинский колледж в своем городе и готовился пересдавать ЕГЭ. Если бы не вышло, Сергей остался бы в колледже, выучился на фельдшера и всё равно работал в медицине, как мечтал.

Но у него всё получилось. В следующем году он пересдал биологию и с прежними результатами по русскому и математике поступил учиться на кардиолога. К тому времени ему удалось еще получить направление их местного кардиологического диспансера, это тоже помогло.

Какие есть способы хорошо сдать ЕГЭ?

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужно к нему готовиться. Начинать лучше в десятом классе. Можно готовиться самостоятельно или с репетитором.

Незадолго до экзаменов эффективнее всего решать тесты прошлых лет. Задания в ЕГЭ типовые и в разные годы могут попадаться очень похожие. Если есть репетитор, он подберет правильную методику подготовки с учетом способностей ученика.

Что лучше делать перед экзаменом?

Выпускникам нужно спать . Нельзя сидеть всю ночь над учебниками или искать ответы за этот год. Не выспаться и перенервничать хуже всего.

А что делать после экзаменов?

Следить за результатами и отгулять выпускной. Когда подведут официальные итоги, готовьте документы для поступления. Если есть льготы или право на дополнительные баллы по итогам олимпиад, их нужно подтвердить.

Одновременно можно подать результаты ЕГЭ в пять вузов. В каждом - на три специальности. Вся информация по поводу специальностей, документов, количества бюджетных мест и проходных баллов публикуется на сайтах вузов.

Если не получится поступить на бюджет, думайте, где брать деньги на оплату учебы. Лучше позаботиться об этом еще до экзаменов, на всякий случай. Узнайте в институте, как перевестись на бюджет со второго курса, если такое практикуют. Если постараться, можно сэкономить много денег.

Экспериментируйте с факультетами и вузами. В один институт конкурс 100 человек на место, а в другом может быть недобор даже на похожую специальность. Престиж вуза ничего не гарантирует.

Предложите студенту поискать варианты для подработки. Можно перевестись на заочное, работать посменно или удаленно.

Преподаёт русский язык в Фоксфорде

Я преподаю русский язык в московской школе № 179. Она считается одной из самых сильных в стране. Наши ученики сдают экзамены на высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах. Например, в этом году мой ученик Руслан Салимгареев сдал четыре ЕГЭ на 400 баллов.

При этом мы не делаем акцент на подготовке к ЕГЭ, а стараемся заинтересовать учеников предметом. Расскажу, как это работает.

Почему не стоит делать упор на ЕГЭ

ЕГЭ - это минимум того, что есть в русском языке. В 179-й школе мы, прежде всего, учим детей быть грамотными и помогаем им разобраться в предмете. Если ученик понимает язык, видит в нём систему и умеет писать хорошие тексты, он без труда сдаст ЕГЭ на высокий балл.

Единственное, к чему нужно подготовить ученика - требования составителей и экспертов, которые будут проверять ответы. Для этого мы показываем схему заданий и объясняем, что эксперты ждут от учеников. Конечно, мы решаем пробники и пишем сочинения, но не делаем это в ущерб другим, более значимым занятиям.

Как пробудить интерес к русскому языку

Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.

Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.

Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX - начала XX века.

Другой пример - журнал о науке «Кот Шрёдингера» . Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Ещё задача - представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.

Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то - «Как написать бестселлер».

Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»

Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.

Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда .

Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы - есть только мнение учителя.

У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.

Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.

Как готовиться к ЕГЭ

📆 Когда начинать. Первый тренировочный вариант дают в 10 классе. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале.

Далее можно систематически готовиться в течение года или интенсивно в последние два месяца. В первом случае ученик раз в неделю решает тренировочный тест и задаёт по нему вопросы. Во втором мы не чаще, чем раз в три месяца напоминаем об особенностях заданий ЕГЭ. Каждый из этих вариантов работает.

🛠 Что отработать. Все творческие задания, которые мы даём в 179-й школе, учат ребят писать тексты-рассуждения. Они тренируются находить проблему и логично её раскрывать. Это именно то, что нужно на сочинении в части C.

Но отличия таких сочинений от экзаменационных всё же есть. Я прошу их писать тексты не скучно и без клише, но на самом ЕГЭ лучше от этого уйти и писать по шаблону. Потому что так проще и быстрее. Качественный, небанальный текст нужно писать долго. Обычно мы проходим несколько редакций: ребята присылают мне тексты, и я им говорю, что хорошо, а над чем ещё нужно поработать. На ЕГЭ такой возможности нет.

Поэтому учитесь писать тексты-рассуждения для ЕГЭ. Берите темы для сочинений, пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное - много работать и каждый раз брать тему посложнее.

🔍 На что обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары о подготовке к ЕГЭ. Не только для школьников , но и для учителей. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем. В этом плане интернет даёт потрясающие возможности.

Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал - слушать вебинары. Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть. Все эти особенности нужно принимать в расчет.

👩‍🏫 Понять, чего хочет эксперт. В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, что от вас ждут проверяющие.

Для написания сочинений советую пользоваться пособиями. Например, в книжке Н.А. Сениной сочинение очень грамотно разложено на составляющие. Автор объясняет, что учитывает составитель при выборе текста и .

⛔️ Типичные ошибки. Чаще всего школьники ошибаются в заданиях на орфоэпию - расстановку ударений. Здесь сложно высчитать закономерность, поэтому нужно запоминать. Также много ошибок на синтаксис и пунктуацию. Сложные предложения - одна из самых трудных тем в русском языке.

В сочинении допускают речевые и логические ошибки. Речевые связаны с тем, что наша устная речь опережает письменную. Другими словами, мы обычно не говорим так, как пишем. Поэтому школьники часто переносят в сочинение разговорную речь.

Над логикой же вообще мало работают в обычных школах. Обычно натаскивают на теоретические вопросы и пишут диктанты, но никто не учит рассуждать и выстраивать логику текста. Поэтому в сочинении так много ошибок.

Залог успешной подготовки

Попробуйте найти в предмете то, что вас цепляет. У вас должна быть мотивация его изучать и искать в нём свой интерес. Так вы начнёте понимать предмет и видеть систему, как всё устроено. А как только начнёте понимать - сможете справиться с любой задачей.

Возможно, это не получится с первого раза. Но обязательно получится со второго или третьего. Не бойтесь: всё это возможно и не так уж сложно. Я убеждена, что не бывает безнадёжных и слабых учеников. Любой человек способен сдать экзамен на высокий балл, тем более ЕГЭ.

На этой неделе школьники напишут первые экзамены — по литературе и географии. «Газета.Ru» решила помочь 11-классникам и провела опрос среди студентов, сдавших ЕГЭ на 100 баллов и поступивших в ведущие российские вузы на бюджет. Участники опроса поделились рецептом своего успеха и рассказали, можно ли списать на экзамене.

(100 баллов за ЕГЭ по математике и по физике)

Я ЕГЭ сдавал сам, без репетиторов и какого бы то ни было читерства. ЕГЭ по физике и математике сложными быть не могут, там все задания в стиле «прочитай условие и не ошибись в одной формуле», а вот по русскому языку сдать на 100 баллов не получилось. Потерял пару первичных баллов где-то в районе «логики и связности текста» в части С. Вот здесь уже зависит от проверяющего, то есть если на физике или математике можно получить 100 баллов, руководствуясь одной формулой (опять же прочитать условие и не ошибиться, ну и, конечно, оформить аккуратно), то на русском языке половина успеха части С зависит от проверяющего.

Списать на ЕГЭ? Не знаю, не пробовал. Говорят, что это довольно легко. Не знаю, правда ли это, но, наверное, можно. Одна моя ученица (я тут репетиторствую понемножку) вообще готовиться перестала, говорит, ей больше 60 баллов не надо, а на 60 она спишет чего-нибудь. Да так-то полно способов обмануть теоретически честную систему.

Слышал от знакомых, что папа их подруги, суровый бизнесмен, гроза округа, пришел к директору школы, в которой должна была сдавать экзамен дочь, выложил на стол крупную сумму и сказал: «Она напишет, что знает, а ваши там пусть допишут правильные ответы».

Слава богу, закончилось все относительно хорошо: она написала, что знала, но дописать не смогли. Отцу деньги вернули, последствий он никому не учинил, но факт налицо: кто захочет — спишет.

На английском языке все еще веселее. Знакомые учителя, поставленные надзирателями, рассказывают, что качество микрофонов, на которые надо надиктовывать текст, прямо скажем, не очень. То есть запись может оказаться настолько корявой, что половину слов разобрать будет невозможно. Не знаю, случайность это или нет, но самому сдавать расхотелось, благо для поступления он не понадобился. Я уже не говорю про ситуацию прошлых лет, когда всех поголовно срезали на одной задаче, чтобы понизить количество 100-балльников в стране. Никому потом ничего доказать не удалось, хотя люди божились, что написали задачу идеально.

Дарья Титова (100 баллов за ЕГЭ по литературе)

«За полгода до сдачи экзаменов я внезапно решила, что мне обязательно нужно сдавать литературу. Отчасти потому, что, честно говоря, ее никто больше не сдавал, а мне хотелось выделиться.

А еще потому, что я твердо решила поступить на факультет журналистики, чем очень удивила мою семью врачей.

На этом сумасшедшем желании поначалу я сама зубрила первоисточники и читала критику.

Но настоящая моя подготовка началась в тот момент, когда я нашла репетитора — преподавательницу вуза, которая когда-то занималась непосредственно разработкой тестов по литературе. Она знала саму кухню: как что оценивается, что стоит и не стоит писать в сочинениях. С ней мои абсолютно несистематизированные знания по предмету были абсолютно вымыты от лишней мишуры и переживаний — были четкие планы анализа произведений и финального ответа. Ничего лишнего.

Не обошлось без удачи: в моем билете все произведения я хорошо знала.

Списывать я даже не пыталась: не хватало времени еще и об этом думать, плюс это был первый экзамен, и я была напугана строгой обстановкой.

Вспоминая весь этот процесс сейчас, думаю, что сдать все предметы на 100 баллов невозможно. Этот экзамен проверяет не знания, ну, или не только знания. К такой системе нужен механический подход. Стоит хоть немного определиться с дальнейшей учебой, выбрать экзамены, которые будешь сдавать, и сфокусироваться на них. Пять-шесть 100-бальных ЕГЭ не дают никаких гарантий дальнейшей счастливой жизни».

Алексей Кубарев (100 баллов за ЕГЭ по математике)

«Я сдал ЕГЭ на 100 баллов просто благодаря способностям (оба родителя окончили мехмат , с математикой проблем не было даже в одной из лучших физико-математических школ Москвы). К ЕГЭ готовился только в школе на проверочных экзаменах, а еще мне помогал учитель, который иногда давал на дом задачи из бывшей части С. Никаких репетиторов у меня не было — просто пришел и написал. О сложности не волновался, волновался только о маленьком количестве времени (к тому же я медленно пишу), так что на экзамене старался быстро оценивать, каким путем задачи решаются, и писать решения сразу в чистовик.

На черновике практически ничего не писал, разве что некоторые вычисления.

Естественно, каким бы способным ты ни был, нельзя гарантировать написание ЕГЭ на 100 баллов, но 90+ гарантировать можно. Лично я, когда шел на ЕГЭ, надеялся, что мне повезет с двумя задачами из части С, в остальном был уверен.

Сегодняшним 11-классникам могу посоветовать поменьше волноваться на самом экзамене и до него. Лично я много выступал на сцене, поэтому от волнения отвык. Также ни в коем случае нельзя готовиться всю ночь напролет, особенно перед экзаменом. Хотя бы за пару-тройку дней до него надо начать ложиться вовремя: на экзамене совершенно необходимо быть выспавшимся.

По поводу списывания: я с этим не сталкивался, но от знакомых из других школ слышал, что в принципе списать реально.

Например, говорят, что народ проносил шпаргалки, прикалывая их булавками к одежде: булавки слишком маленькие, чтобы металлоискатель их почувствовал.

Но это, конечно, совсем не для тех, кто нацелен на 100 баллов: им просто некогда откуда-то там списывать, только успевай задачи решать.

Написать все ЕГЭ на 100 баллов вполне реально, хотя и сложно. Во-первых, конечно, без везения ничего не выйдет, а везение на трех экзаменах — это не то же самое, что на одном. Во-вторых, нельзя забывать о человеческом факторе. Вот сидит проверяющий, твоя работа у него сотая, он уже уставший, а у тебя, скажем, плохой почерк. Естественно, у него складывается негативное впечатление, и вероятность получить сотню сильно падает. В математике это не так страшно, а, скажем, в русском легко можно схлопотать снижение балла в сочинении на каком-нибудь пункте вроде «выразительность речи». И иди потом докажи, что у тебя за этот пункт должен быть максимальный балл!

В общем, советую поменьше волноваться, выспаться перед экзаменом, а также не рвать на себе волосы уже после написания за обнаруженные ошибки или несделанные задания.

Себе нервы (и прическу) испортите, а балл не поднимите».

Екатерина Карцева (100 баллов за ЕГЭ по истории)

«К ЕГЭ подготовилась за год, до этого историей вообще не занималась, только дату Куликовской битвы знала. Но помогло то, что в школе ко мне хорошо относились, и в 11-м классе я, можно сказать, школу не посещала. Вместо этого с одиннадцати до восьми вечера я несколько дней в неделю зависала у репетитора, который, видя мое рвение, денег с меня брал на удивление мало. Социальные контакты, конечно, пострадали за год, потому что из дома не выходила.

Хорошо подготовиться к ЕГЭ за короткий срок реально, просто нужно чем-то жертвовать (временем, тусовками, другими предметами). Ну и система важна.

Готовилась так: каждый день начинала с конспектирования мгимошного учебника, потом учила конспект. Дальше решала +10 тестов, пролистывала паблики в ВК, разбирала все ошибки и выписывала их в отдельные тетради, которые перечитывала перед сном. Вечером просила маму проверять даты (в обе стороны), где-то штук по 25. Ближе к экзамену уже отказывалась от учебников, а больше переписывала и перечитывала сборник заданий части С (за год собрала большой вордовский файл). В общем, на все это дело обычно и уходил почти весь день.

На мой взгляд, получить 100 баллов по нескольким предметам можно, если ты в школе выполнил образовательный стандарт, а в 11-м классе натаскался на тесты плюс тебе повезло на экзамене. Но для этого все учителя должны быть сильными предметниками, а школьник должен обладать устойчивой мотивацией на протяжении всей старшей школы. В общем, на практике почти нереализуемо, я думаю. Сама пожертвовала математикой ради предметов, которые нужны были для поступления (49 баллов вроде было). А вот по русскому 100 баллов всегда можно получить, предмет легкий.

Списать на экзаменах можно было, люди телефоны доставали, у меня шпаргалки были с собой».

Анна Ландау (100 баллов за ЕГЭ по русскому языку)

Я занималась два года с репетитором, но и на ЕГЭ довольно-таки повезло. Мне попался хороший текст с ясной проблемой, и было достаточно легко подобрать аргументы. Я считаю, что ЕГЭ по русскому на 100 баллов сдать вполне реально, нужно лишь вызубрить определенный набор правил, нарешать заданий, подобрать достаточное количество аргументов для разных тем и написать несколько десятков сочинений — так сказать, набить руку.

Списать, как по мне, было невозможно, потому что был жесткий надзор и контроль на входе.

С моей точки зрения, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна скорее удача, нежели знания. При мне бывали и случаи, когда человек, писавший пробники на 60 баллов, на самом экзамене набирал 90+ и наоборот. Так что результат, скорее, зависит от везения и от того, какой вариант попадется.

Наталья Кирашева (100 баллов за ЕГЭ по географии и по русскому языку)

«Так вышло, что два ЕГЭ — по русскому языку и географии — я сдала на 100 баллов. Честно говоря, не ожидала. Как и все, стремилась к высоким результатам, но цифра 100 никогда не была заветной. С репетиторами я не занималась: школьных занятий и самостоятельной подготовки вполне хватало. Еще и время оставалось — на танцы, друзей и походы. Я считаю, что высокие результаты — это заслуга учителей. Они у меня были замечательные: не пугали «этим ЕГЭ, от которого зависит вся жизнь», а спокойно, урок за уроком, вкладывали в наши головы знания.

Было ли сложно? Сильного волнения, если честно, не помню. По поводу возможности списать: самые хитрые, пожалуй, всегда найдут таковую, но по мне проще подготовиться и быть уверенным в своих знаниях, чем волноваться и бояться, что тебя «засекут».

Хотя шпаргалки у меня были почти на всех экзаменах — не для списывания, а исключительно для уверенности.

Я думаю, что сдать ЕГЭ и по русскому, и по математике на 100 баллов возможно, наверняка есть такие ребята. Хотя я таких, кажется, не встречала».

Ольга Зинченко (100 баллов за ЕГЭ по обществознанию и по русскому языку)

«Я получила 100 баллов за обществознание и русский язык. Занималась с репетиторами (не помню точно, но, по-моему, с каждым раз в неделю), по обществознанию и истории еще дополнительно ходила на групповые курсы (в Сибирском федеральном университете и подготовительные курсы ). В гимназии у нас были очень сильные преподаватели, поэтому, по сути, подготовка была многосторонней, если можно так выразиться. Дополнительно занималась историей, но в последний момент не стала ее сдавать (потому что стала призером Всеросса по английскому, что было достаточно для вузов, куда я хотела), хотя, по мнению педагога, я могла бы сдать на 100 баллов (это, конечно, уже из категории сослагательного наклонения, но все же).

Что касается рецепта успеха, то могу сказать, что взяла этот рубеж только за счет тяжелого труда. В неделю выполняла по три-четыре теста (по каждому предмету, включая часть С), по истории еще слушала аудиокниги (по дороге на курсы / к репетиторам). Без репетиторов было бы сложно, так как ЕГЭ — это все-таки определенный формат, ты можешь быть потрясающе грамотным, но если не написал сочинение по определенному шаблону, то баллы будут снижены.

На ЕГЭ принципиально не списывала, но знаю, что многие сидели с телефонами.

Некоторые фотографировали задания и высылали, а им потом репетиторы / старшие друзья или еще кто-то присылали ответы. Сейчас, наверное, такая система не пройдет, слышала, что ставят глушилки, хотя и нас ими пугали».

Обычно наибольшую сложность для выпускников представляет будущий экзамен по математике. ЕГЭ по русскому языку не вызывает мыслей о том, что его можно не сдать, а значит, не так сильно пугает школьников.

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 ГОДА

Ученики начинают потихоньку готовиться, решают тесты в школе на уроках и думают, что это будет вполне достаточно. Однако в результате ребята получают сертификаты с невысокими баллами и чувствуют досаду от того, что этот ЕГЭ можно было бы сдать гораздо лучше. Поэтому стоит заранее задуматься, как сдать ЕГЭ по русскому языку.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы можете записаться на курсы по . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Даже если экзамен кажется вам несложным, он все равно требует тщательной подготовки. В среднем школьники сдают ЕГЭ по русскому языку на 55-70 баллов, в то время как результат в 85-95 баллов более чем реален. Такие высокие результаты могут сыграть важную роль при поступлении и помочь вам обойти соперников в конкурсе на место в вузе. Например, поступая в технический вуз, вы подаете результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. У таких же, как и вы, ребят из математических лицеев и гимназий результаты по физике и математике могут быть так же высоки. И тогда 90 баллов по русскому могут стать вашим козырем и обеспечить вам поступление.

Итак, есть причины полноценно готовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Самостоятельная подготовка подойдет, пожалуй, для крайне организованных ребят, готовых выделить на неделе два-три часа для того, чтобы сесть за учебник, разобрать новую тему и отработать ее на упражнениях. Если получилось – можете считать себя героем тайм-менеджмента. Если нет – не расстраивайтесь, а лучше поищите хорошего репетитора или курсы. Есть еще одна причина, по которой эффективнее будут занятия под присмотром педагога, ее мы разберем ниже.

СТРУКТУРА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 года

Пожалуй, это и правда не самый сложный экзамен. Если вы откроете вариант тестирования (демонстрационные версии легко найти на сайте ФИПИ), то сразу увидите, что работа состоит из теста, включающего 24 задания, и сочинения. Некоторые задания вы сможете решить сходу, поскольку многие темы по русскому языку проходятся из года в год, и поэтому хорошо откладываются в памяти. Например, задание на правописание корней слов. А вот формулировки других заданий могут поставить вас в тупик – например, задание №7 на поиск ошибок в предложениях и установление соответствия.

Затруднения может вызвать и написание сочинения, ведь в работе над ним есть определенные правила, которые необходимо учитывать. Именно поэтому работа с преподавателем будет плюсом: проверить свою работу и объективно ее оценить с точки зрения содержания и соблюдения всех языковых норм невозможно.

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА «ОТЛИЧНО»

Сдать ЕГЭ по русскому хорошо – вполне возможно. Но наша цель – сдать ЕГЭ по русскому очень хорошо. Не настраивайте себя на то, что невозможно понять этот предмет, думая, что в русском языке есть только правила, из которых больше исключений. Даже исключения можно объединять в некие тематические блоки, и тогда запоминание будет приятнее и легче. Например, список слов, где трудно определить место ударения, довольно длинный. Но в этом списке встречается много схожих слов – глаголы прошедшего времени женского рода («нарвала», «гнала», «создала» и другие). Почти во всех этих словах ударение ставится на последний слог. Если вы знаете и понимаете этот принцип, то вы сразу избавляете себя от ненужной траты времени на запоминание.

Как и в любом предмете будут некоторые вещи, которые придется заучить наизусть, чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому языку. Но если разобраться в основах, закрыть все пробелы, которые у вас тянутся с 8-9 класса (например, когда вы так до конца и не разобрались, чем отличается причастие и деепричастие, а теперь не можете правильно расставить запятые в таких оборотах), то многие задания покажутся вам более простыми и логичными. Из этого вытекает следующий пункт.

Поставьте перед собой задачу не «угадывать» ответ, а именно находить решение к каждому заданию. Итоговый экзамен – не лучшее время для риска и проверки своей интуиции. Отучите себя работать наугад. Так же, как и в математике, для выполнения заданий из ЕГЭ по русскому языку вы должны знать четкий алгоритм действий, который приведет вас к верному ответу. Это придаст вам уверенности и поможет справиться со стрессом на экзамене. И тогда написать ЕГЭ по русскому для вас будет значительно проще. Например, прежде чем расставить «н» и «нн» на месте пропусков в задании №16, вам нужно четко определить часть речи каждого слова. Не делая этого, вы сразу ставите под угрозу возможность правильно ответить на вопрос.

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ НА 100 БАЛЛОВ

Разумеется, придется выполнить абсолютно все задания безупречно. Чаще всего хорошо подготовленные школьники могут безошибочно справиться с тестовой частью. Увы, некоторые ребята традиционно теряют баллы, неправильно заполнив бланк ЕГЭ. Сразу выработайте для себя правило заполнения бланка. Например, вы вносите ответы в бланк только после того, как выполните весь тест и убедитесь в своих решениях. Обращайте внимание на то, сколько ответов у вас получилось (последний ответ должен быть записан под номером 24). Такие досадные мелочи могут стоить вам очень дорого. Разумеется, сложнее всего не сделать ни единой ошибки в сочинении. Поэтому работе над сочинением нужно уделить особое внимание.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЕГЭ 2018

1) Четко знайте план, по которому пишется сочинение ЕГЭ. Если вы забыли один из пунктов – сверьте свою работу с заданием к сочинению (там указаны все основные пункты, которые вы должны раскрыть в работе, и именно в нужной вам последовательности).

2) Поработайте над содержанием и над правописанием отдельно. Конечно, сначала стоит задуматься о том, чтобы составить связный, интересный и логичный текст, где будут последовательно и доступно излагаться все ваши мысли. Но после этого не поленитесь проверить работу. Выделите слова, где могут крыться ошибки в орфографии. Такие слова нужно заменить на другие или четко вспомнить правило, по которому пишется ваше слово.

Проверьте постановку знаков: найдите все основы, выделите в вашем черновике обороты, вводные слова, чтобы видеть, почему вы ставите или не ставите знак пунктуации. Избегайте сложных конструкций, где могут оказаться как грамматические, так и речевые ошибки.

3) Не забывайте, что за одну пропущенную в трудном месте запятую баллы не снижаются. Не впадайте в панику только потому, что есть вероятность ошибки. Сложные случаи можно будет обсудить на апелляции, есть в этом действительно будет необходимость и смысл.

4) Есть критерии оценки сочинения, за которые очень легко получить дополнительные баллы. Например, соблюдение этических норм (баллы получает работа, написанная без резких слов, «вежливым» языком). Или соблюдение абзационного членения текста (начать новую мысль с новой строки – не самая трудная задача).

Русский язык входит в список обязательных предметов. Подготовка к ЕГЭ по родному языку должна начинаться желательно в 8-9 классе, т.к. русский действительно является сложным предметом. Все выпускники, как носители языка, путаются в случаях правильного правописания и произношения, когда разница между ошибочным и верным вариантом заключается только в замене пары букв или знаков. Создатели ЕГЭ, утверждающие тип заданий, ожидают воспитать грамотных граждан, также выступающих за красоту и частоту русского языка.

Что представляет собой ЕГЭ по русскому языку?

Структура экзамена сделано максимально доступной для учеников как с техническим, так и с математическим складом ума. По этой причине большую часть работы занимает тест, проверяющий знание основных правил современного литературного языка. На выполнение теста допустимо тратить не более 1 часа (всего экзаменуемым дается 3,5 часа, т.е. 210 минут), остальное должно быть посвящено написанию сочинения в задании №25. Как правило, школьники встречают затруднения во всех частях письменной работы.

Почему важно избегать ошибок?

В тестовой форме представлены 24 задания. Однако за правильное попадание в ключи в каждом из вопросов даются вовсе не 24 первичных балла. Дело в том, что в заданиях №№1, 3, 7, 15, 19, 20-24 предусмотрен выбор нескольких вариантов ответа, поэтому за правильные номера во всех клеточках даются дополнительные баллы. Всего получается около 35 первичных баллов за весь тест. Естественно, результат, переведенный в окончательные баллы намного выше. Даже без сочинения можно преодолеть порог при условии, что тест выполнен почти полностью с небольшим количеством ошибок. Это получится около 50 вторичных баллов, идущих в качестве итоговой оценки при поступлении. Значит, для тех, кто претендует только на коммерцию не в топовом вузе, работы будет относительно немного.

С другой стороны, возможность хорошо выучить правила для успешного выполнения теста – это хорошая новость и для тех, кто нацелен на поступление в элитные учебные заведения. На сдаче ЕГЭ по русскому можно выловить драгоценные в условиях жесткой конкуренции баллы просто потому, что это обязательный предмет. Даже если русский не связан с вашей будущей специальностью, высокие баллы помогут в поступлении, можно будет не переживать за то, что по «профессиональным» предметам (химия, биология для медиков, литература для журналистов и т.д.) будет недобор баллов.

Проанализируйте структуру всех заданий №1-24. Они построены не по одинаковым алгоритмам, но предполагают проверку знаний по определенным темам. Среди них самые главные – это «Орфография», «Пунктуация», «Понимание текста». После решения нескольких пробников пронаблюдайте, имеют ли сделанные ошибки систематический характер. Если да, то уделите вниманию комплексному подходу к определенной теме.

Выработайте чувство языка. Зачастую суть тестов заключается не в том, измените ли вы букву или ошибку правильно. Создатели ЕГЭ наводняют задания многочисленными уловками. Ваша задача – это не попасться на них и научиться объективно анализировать конкретные лингвистические случаи (привлекайте сравнения с исключениями, омофонами, похожими случаями правописания, из-за которых можно ошибиться в конкретной ситуации).

Обратите внимания на то, есть ли у вас ошибки в номерах, где ответ состоит из нескольких цифр. Вы должны полностью разбираться в теме задания, иначе на самом экзамены пробелы в знаниях станут более заметны сквозь призму стресса.

Сочинение под заданием №25 является самой серьезной заботой выпускников. С одной стороны, их переживания излишни, ведь сочинение вовсе не носит творческий характер и требует только соблюдения заданной структуры. Даже отсутствие поставленной речи не станет препятствием, т.к. любого ученика спасет «зубрежка» нескольких клише (достаточно знать около 10-15 точных фраз и выражений). С другой стороны, с определением проблемы текста правильно попасть в ключи бывает сложно, это требует отдельной тренировки. Так или иначе, из противоречивой характеристики этой работы вытекают две рекомендации по написанию по русскому языку, актуальные для всех школьников:

  • Необходимо точно выучить порядок изложения и знать, что от вас хотят услышать в каждой из частей сочинения
  • Нужно отдельно тренироваться в определении идеи текста, авторской позиции и проблемы текста
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то