Виды словарной работы на занятиях по культуре речи в техническом вузе. Словарная работа на уроках чтения Задания по работе со словарями

Статья для учителей начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

В статье обобщен опыт работы со словарными словами.
Тема: Словарная работа на уроках русского языка.
Цель: Развитие памяти у детей. Выявление наиболее рациональных приемов обучения
при работе со словарными словами.
Задачи : 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.
Ожидаемые результаты : Добиться безошибочного письма с трудным написанием,
используя приемы запоминания, разнообразные, интересные
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Введение
«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.
По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.
В начале учебного года я провела несложный тест, для того чтобы располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся моего класса. Тест показал, что уровень развития памяти в классе низок, особенно по зрительному типу (в норме только у трех учащихся, а у остальных учащихся ниже). У большинства детей преобладает моторная память. Для запоминания им нужно проговорить вслух негромко по слогам каждое слово. Этот способ наиболее эффективный т. к. он предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
Для учащихся со слуховой памятью нужно проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед. Со зрительной памятью - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Полученную информацию можно использовать и на других уроках. Для развития памяти я провожу специальные упражнения на каждом уроке.

Основная часть
Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.
На первом этапе первичного восприятия слова или группы слов можно использовать приемы, направленные:
-на запоминание орфографического облика слова
КАРАНДАШ Это слово легко запомнить – карандаши и коробка для них.
А ЕЯ Не бывает аллеи без деревьев.
Б Р Б Н А какой барабан без палочек
- Группировка по орфографическому признаку( например по начальной букве о: отец обед орех; или класс, суббота, русский; месяц, заяц, язык, земляника)
Этот этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным т. к
ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с текстом бессмысленной.
Я провожу эту работу по следующим этапам.
1. Орфоэпическое чтение слова вслух.
2. Краткий орфографический разбор.
3. Запоминание с опорой на главный тип памяти (30-60 сек.) именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
4. Запись под диктовку.
5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
Этап первичного восприятия слова
Традиционный подход.
На первом этапе введения нового слова можно использовать следующие виды работ.
Загадки: Я весь день ловлю жуков
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей)
Пословицы: Москва – всем городам мать.
Поговорки: Сорока на хвосте принесла.
Скороговорки. Скоро да не споро.
Проворонила ворона вороненка.
Стихи: Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой……
Песни: Вместе весело шагать…
Описание предмета: орудие с длинной обычно деревянной ручкой и широким плоским
(металлическим или деревянным) концом для копания земли,
насыпания, сгребания (лопата)
Но такая работа зачастую дает нам уже готовое слово. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности. При этом предлагаемые упражнения и задания должны обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность.

Новый подход
Очень интересную форму работы со словарными словами я нашла в ж. Начальная школа №3 2000г в статье Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка автор Г. А. Бакулина и в книге этого же автора Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Все упражнения по предъявлению нового слова можно объединить в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.
Для 2 класса я разделила слова в три группы:
1. Выявление нового слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнение у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, мышление, сообразительность.
2. Выявление нового слова через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
3. Выявление искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом.
К первой группе относятся упражнения:
Попробуйте догадаться какие слова у меня зашифрованы.
Н Д Р Е В Е Я (деревня)
Л М И Е С Д И В Ц Е А Д Ь (лисица, медведь)
П О А Д Е Л Ь Ж Д Т А О (пальто, одежда)
А Е Я Т Р Б (Ребята)
Ко второй группе относятся упражнения вида:
Каждой букве соответствует определенное число.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...... 7 3 5 3 1 (мороз)
З А О С Р Г М П У Д..... 8 3 4 9 10 2 (посуда)
.... 4 2 8 3 6 (сапог)

Зашифруйте слова: герой, Родина, победа
3.. 4.. 5.. 6.. 7.. 8.. 9.. 10
1.. В.. Л.. Т.. Р.. Й.. А.. С.. П
2.. М.. О.. Е.. Н.. У.. Х.. К.. Б

1-3, 2-4, 1-6, 2-4, 2-10, 2-5, 1-7 (ВОРОБЕЙ)
или можно дать детям задание зашифровать следующие слова: петух, ворона, сорока, собака, весело, Москва.
1.. М.. Х.. Л.. П..
2.. Р.. О.. А.. Д..
3.. К.. Л.. Ш.. З..
4.. Т.. Ц.. Г.. Я..
К третьей группе относятся упражнения вида:
1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово П Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (береза)
2. Найдите слоги в следующем порядке: сг, сгс, сгс- к л м н с т т к а в г д щ ш р а н х з с б в ж п п д а ш н н (карандаш).
3. Прочитайте написанные на доске слова: выд.вить, охр.нять, б.лезнь, кр.ситель, зн.чение, умн.жение, аб.жур, сл.мался, л.скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (вокзал)

Тренировочно – закрепительный этап.

Второй этап системы работы над словарными словами - тренировочно-закрепительный.
Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны. Например: На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…(горох)
Прошу вас все слова назвать
Где –оро- надо написать

Можно также использовать шуточные вопросы и задания.
В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…
В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…
Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.
Составить из данных слов две пословицы.: до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.

За время работы мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Например:
1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, к.пуста.
2. Выпиши слова в два столбика: в первый с глухими согласными на конце слова, во второй – звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш.
3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета,ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лото.
4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
5. Игра. Из каких слов выпали гласные? Д.р.вн., м.л.т.к, к.ньк., п.ртр.т, с.л.м., т.л.ф.н.
6. Игра: Угадай слово.
Учитель показывает карточку на которой написан первый слог нужного слова го (город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало (..суда, ..реза, ..сква)
7. Игра. Собери слова.
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак,
8. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т. д. По направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
9. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему: Птицы, Овощи, Одежда, Животные.
10. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
11. Игра. Кто больше придумает слов.
Л е с и ь г о а я т р
12. Игра. Расшифруй слова.
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофер)
13. Ребусы.
Рона ма 40а коро
14. Буквы рассыпались.
К Ы Я З (язык) А З Я Ц (заяц) Т Е Р Е В (ветер) М О З О Р (мороз)
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. У детей совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
Например:
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко, образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подберите слова к схемам:
3. Игра. Найди лишнее слово.
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиный.
4. Составьте словосочетания.
Ребята радостн.., календарь перикидн.., улица многолюдн.., береза кудряв…
5. Составьте слова по схемам: лис..а, …ник.
6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.
7. Восстановите предложения. Какая часть слова поможет?
Мой папа дал объявление в (газета).
8. Найдите однокоренные слова.
Вокзал – городские ворота. Если город небольшой, в нем один – два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму, можно с вокзальной почты.
Морфологические упражнения.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки, действия.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Выпишите слова в три столбика: ж. р., м. р., ср. р.
4. Вставить предлоги.
Машина остановилась …… (дом).
Заяц быстро несся … (лес).
5. Ответьте одним словом.
- Кто живет в лесу?
- В чем хранятся ручки и карандаши?
Синтаксические упражнения.
1. Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.
2. Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3. Замените предложения одним словарным словом. Составьте свое предложение с этим словом.
Комната для занятий в школе.
4. Составьте предложение из слов: огород, растет, в картофель.
5. Выписать словосочетание со словарным словом.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
6. Составь предложение по схемам: Кто? ……что делают? …… в какие? ….. во что? (Воробьи собираются в шумные стайки.)
Лексические упражнения.
Дети объясняют значение слов как прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами.
1. Найди лишнее слово.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.
Капуста, помидор, солома, морковь.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
На берегу возвышается старинный стоит
Квартира была закрыта на стоит
Билет в театр ….. десять рублей замок
Телефон …….. на тумбочке замок
3. Сгруппируйте слова по темам:
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: Школа. Квартира.
5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы.
6. Игра. Кто как голос подает?
П.тух чирикает
С.рока лает
С.бака мычит
К.рова кукарекает
В.рона стрекочет
В.робей каркает
7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы.
8. Выберите наиболее подходящее слово.
Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.
М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону леса.
. 9. В данный текст вставьте наиболее подходящие, сходные по значению слова: плескаться, литься, лить.
Волны тихо ……у берега.
Молоко…….. из ведра.
Рабочий продолжает …… сталь.
10. Объясните значение выделенных слов.
И в светлицу входит царь стороны той государь.
И царевна очутилась в светлой горнице.
11. Знаешь ли ты?
Знаешь ли ты происхождение слова библиотека?
12. Это интересно!
Как появилось в нашем языке слово агроном?
13. Когда так говорят?
Исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте, медведь на ухо наступил.
14. Вставить слова.
Трактор, шумел как ….. . С треском повалилась осина, будто …. .
На тренировочно – закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.
Введение нового слова в активный словарь учащихся.
Третий этап работы – введение нового слова в активный словарь учащихся. На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка.
1. Сравните между собой слова. Найдите общие существенные и несущественные признаки.
Например слова: карандаш и пенал.
Карандаш и пенал – школьные принадлежности. Карандаш и пенал не тонут в воде. Карандаш и пенал могут изготовляться из дерева.
2. Назовите предметы, противоположные слову медведь по разным признакам. Дайте полный ответ.
Медведь и птица противоположны по способу передвижения: медведь ходит а птица летает. Медведь и камень представляют собой живой и неживой предметы. Медведь и змея противоположны по особенностям телесного покрова: у медведя – лохматая шерсть, а у змеи гладкая кожа.
3. Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединились бы между собой с помощью любого третьего слова.
Ученик взял тетрадь.
Ученик пишет в тетради.
Тетрадь находится у ученика.
Ученик спрятал тетрадь.
4. В чём смысловое сходство слов корова и собака.
Корова и собака – домашние животные.
5. Прочитать написанные пословицы и поговорки. Вставить в них пропущенное слово, подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.
Как …… языком слизала.
Сидит как на …..седло.
…….лает, ветер носит.
Бодливой ….. бог рогов не даёт.
6. Составьте предложения со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.
Корова и собака – домашние животные, лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.
7. Составьте предложение с одновременным включением в него двух, трёх изученных слов.
Хорошо в мороз на улице.
8. Соотнесите по смыслу написанное слева и справа.
Голодать, скудно питаться. Медведь на ухо наступил.
Отдаленное глухое место. Сосать лапу.
Отсутствие музыкального слуха. Медвежья услуга.
Попытка сделать что либо хорошее с
Плохим результатом. Делить шкуру неубитого медведя.
Раньше времени говорить о результатах
Дела, которое ещё не закончено. Медвежий угол.
9. Придумайте примеры фантастического характера.
Пальто можно использовать как ковёр – самолёт. Из пальто можно соорудить скатерть-самобранку.
Рациональное использование этих приёмов служит для интеллектуального развития младших школьников.
Важное значение на этом этапе имеют лексико-орфографические упражнения как средство обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также развития культуры речи и воспитания любви к родному слову.
Учетно – контрольный этап.
Четвертый этап системы – учётно-контрольный. Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.
Контрольные словарные диктанты я провожу по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во 2 классе – 8-10 слов, 3 классе – 10-12 слов, в 4 классе – 12-15 слов.
Благодаря системной целенаправленной работе со словарными словами у меня в классе почти все дети справляются с контрольными диктантами. В среднем на 4 и 5 – 70-80%.
Очень нравятся моим детям словарные диктанты на основе ассоциативной связи. Для таких диктантов я подбираю необходимое количество слов, компонуя их попарно.
Например: корова – молоко работа – лопата
Завод –рабочий ворона – воробей
Ученик – тетрадь одежда – пальто
Класс – учитель мороз – коньки
Каждую цепочку, состоящую из двух слов произношу один раз, о чём предварительно предупреждаю учащихся; делаю паузу, во время которой дети записывают то что запомнили. После окончания диктанта, дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность написания.
Постепенно порядок слов можно усложнять.
1. Увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи.
Например: колхоз – деревня – молоко
Медведь – заяц – лисица
Город – завод – машина
Петух –собака – корова
Пенал – карандаш – тетрадь
2. Увеличение количества, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.
Например: дежурный – Москва – лопата
Город – петух – рабочий
Работа по тематическим группам.
К началу 3 четверти второго класса мы изучили все слова, предусмотренные программой. Для дальнейшей работы я объединила их в тематические группы (блоки) следующим образом.
1. карандаш.. 2. Москва.. 3. ягода
тетрадь.. Родина.. капуста
пенал.. город..
урожай..
русский.. деревня.. береза
язык.. фамилия.. осина
4. хорошо 5. класс 6. дежурный
весело товарищ
учительница
быстро ребята учитель
скоро девочка ученик
вдруг
7. завод 8. петух 9. ветер
машина сорока мороз
работа ворона коньки
рабочий воробей суббота
народ соловей
лопата
10. посуда 11. корова
молоко собака
одежда медведь
пальто медведица
платок лисица
сапоги заяц
В начале каждого последующего урока в течение одной учебной недели обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Каждое восприятие осуществляется в новых условиях, т. е. в процессе решения фонетических, лексических, речевых задач.

Заключение
Таким образом, для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:
1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.
2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.
3. Работу проводить в системе поэтапно.
4. Использовать богатый иллюстративный материал.

Литература.
Г. А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка М., 2001
В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.
М., Просвещение 1991
Г. Е. Окулова Словарная работа на уроке
Оса 1993
О. В. Узорова Словарная работа
М., 2002
О. А. Андреев Тренируйте память
М., Просвещение 1994
Газета Начальная школа №4 2000, №5 2000
Журнал Начальная школа №3 2000, №3 2000
Журнал А Б В Г Д №4, №5 1998
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти М., Учитель 1993

К большому сожалению, грамотность молодого поколения оставляет желать лучшего. Возможно, причина кроется в том, что сегодняшние школьники все меньше читают классических произведений. А грамотность, как известно, во многом зависит от количества и качества прочитанного.

Многие полагают, что грамотность - это показатель ума и интеллекта человека. И в школах грамотности письма уделяют много внимания. Школьные учителя, применяя различные передовые методики, прикладывают немало сил, чтобы ученики быстро и легко запоминали правильность написания словарных слов. Но, как известно, их запоминание - это сложная задача практически для всех учащихся. Чтобы запомнить трудные слова, не регулируемые правилами, надо неоднократно их повторять, а повторение - занятие очень монотонное и утомляющее.

Конечно, ученикам с хорошей памятью легче справиться с такой проблемой. Но все же если процесс обучения в подобной области сделать еще и увлекательным, то добиться успеха в запоминании правильного написания трудных слов будет значительно легче и быстрее.

Как известно, дети, чей активный словарный запас сравнительно богат, показывают лучшие результаты в проверочных работах по русскому языку. Но любой ученик при регулярных занятиях и систематическом выполнении словарно-орфографических заданий способен активизировать свой словарь и со временем делать все меньше ошибок при отражении словарных слов на письме.

Программа по русскому языку предполагает работу над сложными словами с начальных классов. И чтобы младшие школьники усвоили предложенную им программу и выучили все трудные слова, предусмотренные учебным планом, их педагогу приходится прикладывать массу усилий и подходить к процессу обучения творчески.

Перед учителем стоит задача не только познакомить своих учеников с грамматическим явлением, но и закрепить приобретаемые знания. Цель регулярных заданий и упражнений по усвоению сложных слов - это закрепление и применение получаемых знаний и выработанных навыков и умений на практике. Практические занятия способствуют формированию навыков самостоятельной работы, а также укреплению навыков мыслительной деятельности.

Выполняя те или иные задания, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать и составлять словосочетания и предложения. Благодаря упражнениям учащиеся систематизируют и автоматизируют свои знания.

Учителями регулярно проводится словарно-орфографическая работа, которая представляет собой набор упражнений, проводимых на постоянной основе и направленных на усвоение школьниками орфографических, грамматических, лексических и произносительных норм литературного русского языка.

Подводя итог, можно сказать, что учитель может научить детей писать грамотно и не делать ошибки при использовании словарных слов, применяя различные методики преподавания и разнообразные способы и приемы, позволяющие сделать процесс обучения максимально эффективным.


Словарь , как правило, состоит из заглавных слов и словарных статей.

Заглавное слово – это выделенное жирным шрифтом слово, значение которого объяснено и часто иллюстрировано примерами.

Все заглавные слова расположены в алфавитном порядке и имеют указание, какой частью речи они являются.

Словарная статья – это мини – текст, содержащий определенные сведения о заглавном слове.

Объем словарной статьи зависит от того, сколько значений имеет заглавное слово.

В словаре может быть слово, значение которого передается одним русским словом

algebra – алгебра

В словарной статье приводятся все основные значения заглавного слова, а также отражается возможность использования его в функции разных частей речи. Ср.:

House n дом и to house v вмещать

Большинство слов как в русском, так и в английском языке многозначно, т.е. имеют несколько значений. Ср. case случай, судебное дело, ящик, футляр, пациент и т.д., или в русском языке ручка маленькая рука, принадлежность для письма. Устройство для открывания и т.д. Чтобы раскрыть каждое из значений многозначного слова, оно обычно иллюстрируется примерами – предложениями, которые показывают, что выбор конкретного значения многозначного слова зависит от контекста, в котором они встречаются.

Перевод английского предложения не следует начинать с первого слова. Любое предложение надо дочитать до конца и лишь после этого осмыслить его и оформить средствами русского языка.

Если понимание (перевод) предложения вызывает затруднение, рекомендуется прежде всего определить в нем сказуемое. Сказуемое составляет смысловой центр предложения, занимает относительно постоянное место и обычно имеет формальные признаки.

Формальные признаки сказуемого

- s …makes…

- ed …made…dried…played…

(или особая форма у неправильных глаголов)

am, is, are …is (are) making…

was, were …was (were) made…

have, has, had …have (has, had) made…

must, should …must (should) make…

have (has, had) to …have to make…

am (is, are) to …are to be made…

was (were) to …was to make…

do, does, did …does not make…

can, could …can (could)make…

may, might …may (might) have made…

will, would …will (would) make…

shall, should …shall (should) make…

ought to …ought to make…

Полнозначные и служебные слова

Все слова в языке подразделяются на полнозначные и служебные. К полнозначным относятся существительные, смысловые глаголы, прилагательные, наречия, числительные. Служебные слова не обозначают конкретных предметов, действий, качеств. В предложениях они связывают полнозначные слова и помогают обратить их в связную речь. К числу служебных относятся артикли, предлоги, служебные и модальные глаголы, их заменители, союзы. Знание служебных слов и понимание их роли необходимы для грамотного осмысления английского текста. Не следует, выписав из словаря полнозначные слова, пытаться связать их «по смыслу». Перевод следует осуществлять только с опорой на значения служебных слов.

Список литературы

1. И.З. Новоселова Учебник английского языка для сельскохозяйственных и лесотехнических вузов. М.В.Ш. 1984.

2. И.З. Новоселова Учебник английского языка для сельскохозяйственных и лесотехнических вузов. М.В.Ш. 1994.

3. Т.Ю. Полякова, Е.В. Синявская, О.И. Тынкова, Э.С. Улановская Английский язык для инженеров. – М.: Высш., 2002.

4. Т.Н. Игнатова Английский язык. Интенсивный курс. – М., 1992.

5. Cutting Edge Tests, изд. Longman, 2002.

6. С.Я. Андрушко Искусство составления деловых писем на английском языке. – Одесса, 1993.

7. К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич Практическая грамматика английского языка. – М. ЮНВЕС, 1995.

8. И.И. Кошманова Тесты по английскому языку. 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

9. R. Murphy English Grammar in use. Cambridge University Press, 1986.

10. Б.Я. Лебединская Английская грамматика в стихах. Пособие по английскому языку. М.: ООО «Издательство Астрель» АСТ, 2000.

11. Э.Я. Мороховская Практикум по теоретической грамматике. – Ленинград: изд. «Просвещение», 1973.

12. И.С. Богацкий, Н.М. Дюканова Бизнес – курс английского языка: Словарь – справочник. Киев: Логос; М.: Рольф: Айрис – пресс, 1999.

13. В.Л. Каушанская Грамматика английского языка. - Ленинград: изд. «Просвещение», 1973.

14. Т.В. Барановская Грамматика английского языка. Сборник упражнений: Учеб. Пособие. – Киев: ООО «ИП Логос». 2004.

15. М.А. Колпакчи Дружеские встречи с английским языком. – СПб.: изд. Дом «Корвус», МП «Книжный Дом», 1993.

16. И. В. Зайцева Практикум по английскому языку/ТГСХА - Тюмень, 2009.

Министерство образования и науки РФ

Бурятский Государственный Университет

Педагогический Институт


Курсовая работа

« Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников»


Выполнила: студентка 4 курса, гр. 07112

Исайкина М.О

Научный руководитель: Юрченко О. О.


Улан-Удэ 2015



Введение

Глава 1. Теоретические основы работы со словарями на уроках русского языка

1.1 Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка

2 Основные словари современного русского языка

Глава 2. Методика работы по обогащению словарного запаса учеников 5 классов

1 Научно-методологические основы работы со словарями как процесс развития речи на уроках русского языка

2 Модель словарной работы на уроках русского языка в 5 классах

Заключение

Список использованной литературы


Введение

русский словарь язык школьник

Данная курсовая работа посвящена теме: «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы».Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Цель: разработать модель словарной работы на уроках русского языка в 5 классах основной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования - работа со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.


Глава 1.Теоритеские основы


.1 Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка


Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности, развитие орфографическое и синтаксической грамотности. Огромное образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка.

Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И.Буслаева, К.Д. Ушинского, В.Я.Стоюнина)

В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко,Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;

интенсивным развитием аудио, видео, компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи, и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.


1.2 Основные словари современного русского языка


По своему назначению словари делятся на 2 типа: лингвистические (филологические) и энциклопедические.

В лингвистических словарях объясняются (толкуются) слова и их значения, представлена грамматическая характеристика слов, указывается их происхождение, употребление в речи. В энциклопедических словарях, которые носят справочный характер, объясняются предметы, явления, обозначаемые словами («Большая советская энциклопедия», «Энциклопедический словарь», «Краткая литературная энциклопедия», «Медицинская энциклопедия»). К числу лингвистических относятся толковые словари,словари синонимов, словари иностранных слов, фразеологические, этимологические, словообразовательные, орфоэпические, орфографические словари. Важнейшими из лингвистических словарей являются толковые словари, в которых приводятся примеры употребления слов в речи, раскрывается значение слова (прямое, переносное), указываются происхождение, грамматические формы, произношение и написание, стилистические пометы.

В мире создано немало словарей, удивляющих своим объемом и богатством содержания. Но едва ли не самый выдающийся из них - «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Особенно велико значение словаря для русской культуры, образования. Далев словарь - это увлекательное чтение о русском языке, его жизни, истории.

В современном русском языке широко используется современная версия словаря. Орфографию русского языка привели к тому варианту, который употребляется сейчас. Но некоторые слова сознательно оставили без изменения. Конечно, например «воксал» мы изменили на «вокзал» , а например «зверок» на « зверек» менять не стали, так как нам кажется, что так яснее можно представить полноту, самобытность и яркость того рисского языка, который стоит у истоков нашей сегодняшней разговорной и письменной речи, помогает понять происхождение значения того или иного слова, позволяет понять, что словарь Даля-был и остается памятником русской словесности с его своеобразием, стилем и образами, рождающими сами слова и понятия. По этой же причине мы оставили некоторые устаревшие слова.

Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений".

Настоящий словарь является исправленным и дополненным изданием классического "Словаря русского языка <#"justify">Розенталь Дитмар Эльяшевич:Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь.

Новое издание справочника по русскому языку Д. Э. Розенталя содержит сведения по всем разделам орфографии и пунктуации. В орфографический словарь включены наиболее употребляемые слова и их формы, в написании которых возникают трудности.

"Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний".

"Большой толковый словарь современного русского языка <#"justify">В словарь включены наиболее употребительные слова, часто встречающиеся в письменной речи. Особенностью словаря является то, что в нем не только дается правильное написание слова, но и объясняется, почему оно так пишется. Пособие поможет учащимся овладеть орфографическими нормами русского языка, усвоить орфографические правила.


Глава 2. Методика работы по обогащению словарного запаса учеников 5 классов


Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).

Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX в. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка "развивать в дитяти врожденный дар слова". И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей "словами и выражениями, для этого годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам" слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно "через слово ввести дитя в область духовной жизни народа".

Обогащению словарного запаса школьников специально отобранными словами, активизации процесса усвоения лексики способствует УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И Капинос, В.В. Львова и др. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету.

Центральной единицей обучения рассматриваемого УМК является текст как речевое произведение. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках развития речи, но и на каждом уроке.

В ходе подготовки к урокам анализируется весь отобранный материал, и выделяются слова, которые требуют разъяснения. При отборе таких слов учитывается степень новизны слова для детей, важность его для понимания текста или предложения, необходимость введения слова в активный словарный запас учащихся. Отобранные слова могут быть записаны на доске, на плакате. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу произношения и правописания. Затем записываются в тетрадь те слова, которые наиболее ценны для коммуникации и введения их в активный словарный запас.

Повышению уровня языковой культуры, обогащению словаря учащихся способствуют такие виды работ, предлагаемые учебником, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства. На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого - языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.

Необходимо отметить, что в учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И Капинос, В.В. Львова и др. включены тексты для изложений. Наличие такого текста в самом учебнике характеризуется следующими положительными моментами:

тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;

тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке.

Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника - надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной.

Таким образом, в ходе обучения по учебнику, который является частью УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И Капинос, В.В. Львова и др., реализуется системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к Единому государственному экзамену.


2.1 Научно-методологические основы работы со словарями как процесс развития речи на уроках русского языка


Слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в сознании человека результаты его познавательной деятельности. Вместе со словом к человеку приходят знания о мире, развивается его мышление, обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке.

Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям слов является средством познания действительности; совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.

Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов и телепередач, слушания радио) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической и т.п., но особую роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительным словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам. Работе над значением и употреблением слов уделялось внимание как в дореволюционной методике русского языка (К. Д. Ушинский, А. Д. Алферов, В. В. Данилов), так и в советской и современной (М. А. Рыбникова, А. В. Миртов, К. Б. Бархин, А. В. Текучев). О необходимости работы по обогащению словарного запаса учащихся говорится и в действующей программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений: "Цели преподавания русского языка обусловливают следующие задачи: 1) изучение основ науки о языке.., 2) развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов..."(М.Т.Баранов,2009.-3с.)

Обогащение словарного запаса учащихся выделено в особую область методики развития речи учащихся со своим объектом, со своими методами исследования, со своим содержанием и методами обучения.

Обогащение словарного запаса учащихся как особое и важнейшее направление в работе учителя русского языка призвано, во-первых, разъяснить (семантизировать) незнакомые детям слова и отдельные значения многозначных слов, уточнить смысл (семантику) известных значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; во-вторых, развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи; в-третьих, заменить в словарном запасе ученика диалектные или просторечные слова(если они имеются) на эквивалентные им литературные слова.

Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса ученика, тем его речь богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов при решении этой задачи возникают определенные трудности: не изучен словарный запас детей, с которым они приходят в школу; значительно разнится объем словарного запаса школьников одного возраста, в речи учеников встречаются диалектные и просторечные слова.

Учитывая необходимость в отборе слов с целью создания лексического минимума, одни ученые предлагают брать за основу грамматико-орфографические трудности слов, другие - смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов был назван грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй- семантическим. Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов. В методике у истоков этого направления были М. А. Рыбников, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, Е. Н. Петрова, Н. П. Каноныкин. Думается, что семантическое направление в отборе слов для лексического минимума является более перспективным для обогащения словарного запаса учащихся.

Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся:

1. соотнесение слова и реалий (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.

Рассмотрение слова в его родо-видовых, синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами;

Показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления сочетаемости слова с другими словами;

Показ употребительности слова в определенных стилях;

Включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного текста.

Первый и второй принципы необходимы при семантизации слов, четвертый и пятый - при актуализации слов, третий принцип нужен и для семантизации, и для актуализации.

Существует несколько способов толкования лексического значения слова: это логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным (использование синонимов и антонимов), наглядность и контекст.

Контекст чаще всего позволяет получить самое общее представление о значении слова - знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами.

Применение наглядности при объяснении смысла слова также ограничено. Наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить ни оттенки значения слова, ни его употребление.

Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющимся в словарном запасе школьника и хорошо знакомым ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы.

Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случаев след за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова выступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок.

Развитию навыков правильного словоупотребления служит раскрытие многозначности слов, сопоставление слов, близких по значению. Правильное употребление, например, глаголов "надеть" и "одеть" достигается лишь при хорошем осмыслении разницы в их значениях. Глагол "надеть" связывается только с существительными, обозначающими неодушевленные предметы (пальто, шапку, костюм), а "одеть"- одушевленные (малыша, сестру). У них различные и антонимы:надеть-снять, одеть-раздеть.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся - это в первую очередь лексические виды работ. К лексическим упражнениям следует отнести такие, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают определенным кругом лексических понятий, что способствует совершенствованию их речевых умений и навыков, и обогащают свой словарь семантически новыми для них словами. Проводимые в системе, эти упражнения способствуют закреплению лексических понятий, активизируют словарь учащихся, воспитывают у них внимание к слову и его значению, развивают у школьников логическое мышление.

На уроках русского языка лексическая работа органически связана с изучением словообразования, грамматики, орфографии и стилистики. Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка является одним из основных требований методики. Поэтому овладение лексикой, обогащение словарного запаса в значительной степени происходит в процессе усвоения грамматики, её законов. При изучении грамматики, особенно морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и углубляется понимание значения слова. Знакомство с частями речи способствует введению в активный словарь учащихся большого количества слов различных категорий. Прежде всего, учащиеся расширяют свой словарь за счет лексико-грамматических разрядов слов, овладевают грамматическими закономерностями употребления этих слов в речи.

Взаимосвязь лексики с грамматикой, орфографией и стилистикой позволяет организовать разнообразные типы упражнений комбинированного характера: лексико-семантические, лексико-стилистические, лексико-грамматические, лексико-орфографические. Благодаря таким упражнениям создаются большие возможности для введения в активный словарь школьника многих незнакомых слов и для уточнения тех слов, значение которых учащиеся недостаточно понимают и поэтому неправильно их употребляют.

Выбор того или иного лексического упражнения определяется темой и целью урока, а также завит от речевой подготовленности учащихся.


2.2 Модель словарной работы на уроках русского языка в 5 классе


Целью практической работы по обогащению словаря учащихся является: во-первых, разъяснение незнакомых детям слов, обучение точному употреблению слов; во-вторых, развитие у детей умения употреблять слова в зависимости от стиля и типа речи; в-третьих, замена диалектных и просторечных слов на эквивалентные им единицы современного языка.

) лексикой упражнений учебников;

) текстами изложений;

) темами сочинений;

) работой со словарями.

Но в 5 классе детей необходимо заинтересовать. Только интерес гарантирует успех в работе. Помочь в этом может книга В. Н. Светлышевой и О. А. Давыдовой « Русский язык. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы» (Дрофа, М., 2002).

Как я с ней работать? Что поможет заинтересовать пятиклассников? Как происходит обогащение словарного запаса детей? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Рассмотрим пример:

Наступление грозы.

Слова для справок:

Мечеть - мусульманский храм.

Приёмы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путём показа предмета, использование Толкового и других словарей, морфемный и морфологический анализы слов, синонимическая и фразеологическая работа, использование контекста и многие другие.

Приём раскрытия значения слова путём ПОКАЗА ПРЕДМЕТА, обозначаемого данным словом, используется обычно, когда детям трудно представить некоторые предметы или явления (показ иллюстраций, моделей, рисунков, презентаций и др.). В основе этого приёма лежит необходимость установления рефлекторной связи между словом и образом предмета. В средних классах этот приём находит широкое применение при знакомстве с профессиональной и специальной лексикой, когда учащиеся узнают названия орудий труда, инструментов, научные термины и др. (циркуль, микроскоп, объектив, гравюра, рубанок, дрель и т.п.)

Одним из наиболее эффективных приёмов раскрытия значения слова остается использование Толкового и других СЛОВАРЕЙ русского языка. Учителю необходимо объяснить принципы построения словарей, научить школьников пользоваться словарями самостоятельно и как можно чаще, для этого постоянно отсылать их к словарям для нахождения нужных сведений. Раскрытие смысла слова с помощью словарей важно и при работе с многозначными словами и омонимами.

Приём раскрытия значения слова путём МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА ценен тем, что приучает школьников вдумываться в смысловое значение морфем, из которых состоит слово. Например, разбирая слово «окраина», учащиеся устанавливают, что оно образовано от слова «край» (край значит боковая часть), о - приставка в значении «около», т.е. то, что находится сбоку. В слове «последователь» корень -след-, приставка по-, т.е. идущий по следу, следом за. Таким образом учащиеся при встрече с незнакомым словом, стремясь понять его, вдумываются в значение морфем, из которых оно состоит.

СИНОНИМИЧЕСКАЯ РАБОТА помогает понять значения многозначных слов, раскрывает богатство русского языка. Школьники знакомятся с основными признаками синонимов (общность значения двух или нескольких слов и различия их корней по звуковому составу), узнают о недопустимости синонимизации слов, принадлежащих к разным частям речи (играть, игра), обозначающих различные видовые понятия данного рода (дом, изба, дворец, квартира) и др. Как правило, выяснение значения непонятного слова путём синонимизации, а также подбор синонимов не представляют для школьников трудности. Приём синонимизации используется и при исправлении речевых ошибок. Например при необоснованном повторении в сочинении одного и того же слова учитель предлагает подобрать синонимы к нему.

ПРИЁМ ПЕРЕФРАЗЫ (перефраза - выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова) используется для объяснения фразеологических оборотов (устойчивых сочетаний): держать язык за зубами - молчать, попасть впросак - оказаться в неловком положении и т.д.

ПРИЁМ ПЕРЕВОДА может быть использован для объяснения заимствованных слов, например, сувенир (франц.) - подарок на память, вилла (лат.) - загородный дом и т.п.

Интересным приёмом, с помощью которого учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, является использование КОНТЕКСТА и подстрочных объяснений. Учитель указывает, что слово, обозначенное звёздочкой или цифрой в тексте, объяснено ниже. Учащиеся должны знать, что часто значение слова становится понятным из контекста, поэтому необходимо внимательно вчитываться в текст, пытаться найти объяснение незнакомого слова.

Суть работы состоит в следующем: из сборника берём тексты вместе со словами для справок и дополняем их заданиями.

Рассмотрим пример:

Наступление грозы.

Приближался вечер, а вместе с ним в неподвижном воздухе чувствовалось томительное созревание грозы. Она ниоткуда не шла, она как бы сама собой зарождалась над амфитеатром города, среди мечетей и минаретов. Когда со скрежетом поползла вверх стопудовая якорная цепь, а затем перегруженный пароход осел ниже ватерлинии и стал медленно поворачиваться на рейде, солнце уже потонуло в грозовых тучах. Сделалось так темно, что в каюте и салонах зажгли электричество. Из люков дохнуло горячими запахами кухни и машин.

Слова для справок:

Ватерлиния - линия по борту, до которой судно погружается в воду при нормальной осадке.

Рейд - водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.

Каюта - отдельное помещение на судне.

Амфитеатр - в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом.

Мечеть - мусульманский храм.

Минарет - башня при мечети, в которой призывают на молитву.

Это один текст из семнадцати (Приложение №1). Задание написано на доске для всех одно, а тексты у ребят разные. На следующем уроке происходит обмен текстами, таким образом, через руки одного ученика проходят все тексты. Например, при повторении спряжения глаголов задание может быть таким: выпишите из текста 5 любых глаголов, определите их спряжение, к каждому глаголу подберите по 1 - 2 однокоренных слова.

На обратной стороне листа с текстом ребята подписывают свою фамилию и имя, чтобы на следующем уроке ему не попался этот текст.

Повышение уровня словарного запаса происходит засчет слов для справок, которые даны после текста. В самом начале работы следует обратить внимание детей на то, что слова, данные ниже, надо постараться запомнить, т.к. в конце работы ребенок меняется листом с соседом по парте с целью взаимопроверки.

У такого вида работы много преимуществ:

) за несколько уроков один ребенок получает возможность поработать со всеми текстами;

) работа с текстом позволяет учителю расширить диапазон заданий;

) значительно расширяется словарный запас учащихся не только современными словами, но и устаревшими, что влечет за собой знание лексических средств выразительности русского языка;

) возникает чувство гордости за то, что сосед по парте делает текст, с которым « я работал первый»;

) происходит повышение концентрации внимания, т.к. не все пятиклассники могут правильно списать текст с образца;

) повышается орфографическая и пунктуационная компетенция учащихся.

Средством контроля можно выбрать словарный диктант: диктуем лексическое значение слова, а ученики пишут, что это. Но контроль важно проводить только в конце работы с блоком текстов, когда каждый ребенок поработал со всеми текстами.

Аналогичную работу можно вести в любом классе школы, и опытный учитель найдет способ подобрать нужные тексты и разработать к ним свою систему заданий.

Организация речевой практики учащихся - необходимое условие активизации словаря и развития связной речи учащихся. Большое место в этой работе отводится специальным упражнениям.

Основной вид упражнений -самостоятельное употребление слова в предложении и в связной речи. Школьникам предлагается придумать предложение с вновь объяснённым словом, самостоятельно объяснить новое слово, пользуясь словарём, подобрать к нему слова-синонимы или антонимы, найти данное слово в предложении и объяснить его значение по контексту, подобрать предложение, в котором слово употреблено в другом значении и др.

Развитию речи способствуют и упражнения, направленные на более глубокое осмысление слов, значение которых уже известно учащимся. Например:

1. Указать, к какому родовому понятию относятся слова «радость» (чувство), «география» (наука), «треска» (рыба).

2. Дать письменное объяснение значения слова (по типу словарной статьи), например, «мелководье» (мелкое место в русле реки, отмель), «навзничь» (опрокинувшись на спину, вверх лицом).

3. Указать отличительные признаки предмета, отличающие его от предметов того же класса. Например, биология - наука, изучающая живые организмы.

4. Выписать из толкового словаря слова, относящиеся к одному классу, например, слова, обозначающие чувства человека: страх, радость, счастье, грусть.

Часто предлагаются упражнения на выделение черт сходства и различия6

Указать, какое слово употреблено в более широком значении, какое - в более узком: вид, образ, наружность и т.п.

Указать, по какому признаку можно сопоставлять следующие пары слов: лачуга - терем, катер - корабль, переулок - проспект.

Лексическая работа неразрывно связана с орфографической, поэтому особенно важно соединять анализ смыслового значения с орфографическим разбором слова. Именно благодаря этому достигается сознательное и прочное усвоение орфографии.

Обогащая лексику учащихся, необходимо обратить их внимание и на то, что слово служит средство художественной выразительности Литературоведческие понятия (гипербола, метафора, эпитет, сравнение, гротеск и др.) раскрываются на уроках литературы, но на уроках русского языка эти знания углубляются и закрепляются. Узнав о способности слова выступать в переносном значении, учащиеся, как правило, без труда указывают, в каком значении употреблено слово (ножка ребёнка - прямое, ножка стула - переносное). Учитель напоминает, что это метафоры языка. Можно предложить предложения, на примере которых школьники знакомятся с метафорами стиля (Дремлет малыш в коляске. - Дремлет чуткий камыш). При анализе примеров подчёркивается, что с помощью таких метафор писатели и поэты создают живую картину, заставляют вглядеться в такую сторону явлений, которая раньше ускользала от внимания, оставалась скрытой. Такую работу уместно проводить при повторении всех самостоятельных частей речи (улыбка ребенка - улыбка солнца, гуляет ребёнок - гуляет ветерок, золотое кольцо - золотой характер и т.п.). Аналогичные упражнения можно проводить и с целью показа гиперболы, гротеска, сравнения и др.


Заключение


По итогам нашей курсовой работы, можно констатировать тот факт, проблема «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» - это новое в методике преподавания русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. В исследовании как можно полнее рассмотрен вопрос о русской лексикографии, о том новом, что появилось в теории, методике о словарях. Без этого невозможно правильно организовать работу со словарями на уроках русского языка в 5 классе. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, можно сделать вывод, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача - содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.

Изучая опыт лучших учителей русского языка, делаем вывод, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями - это одна из новых технологий при обучении русскому языку - культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.


Список использованной литературы


1.Шмелев Д.Н Современный русский язык. Лексика/Д.Н. Шмелев.-5 -е изд.-М.:Либроком, 2009.-336 с.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 7-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 448 с.

Белоусова А.С. Устаревшие слова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 540.

Крысин Л.П. Архаизмы, историзмы // Энциклопедический словарь юноголингвиста. М.:Флинта: Наука, 2006. С. 36-37.

Какорина Е.В. Особенности употребления лексики пассивного фонда языка // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.: Языки русской культуры, 1996. С. 67-70.

Самотик Л.Г. Архаизмы и толковые словари русского языка // Актуальные проблемы русистики. Вып. 3. Языковые аспекты регионального существования человека: мат. Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею акад. МАН ВШ д-ра филол. наук, проф. О.И. Блиновой / отв. ред. д-р филол. наук Т.А. Демешкина. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. С. 158-164.

Матвеева Н.П. Библеизмы в русской словесности // Русский язык в школе. 1995. № 6. С. 86-89.

Касаткин Л.Л. Архаизмы // Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа. 1996. С. 11-13.

Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев и др. - М. : Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 492, с. (Основы наук)

Ефимов, А. И. История русского литературного языка: учебник / А. И. Ефимов. - М. : Высшая школа, 1967. - 348 с.

Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - М. : Флинта: Наука, 2007. - 837, с.

Бронникова, Ю. О. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Ю. О. Бронникова, А. П. Сдобнова, И. А. Тарасова. - М. : Флинта: Наука, 2009. - 171, с.

Валгина, Н. С. Русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - М. : Высшая школа, 1968. - 416 с.

Воронцова, В. Л. Русский язык конца XX столетия. 1985-1995 / В. Л. Воронцова и др. - М. : Языки русской культуры, 2000. - 478 с.

Горшков, А. И. История русского литературного языка. Краткий курс лекций: учебное пособие для гос. ун-тов и пед. вузов СССР / А. И. Горшков. - М. : Высшая школа, 1961. - 195 с.

Демьянов, В. Г. Иноязычная лексика в истории русского языка XI-XVII веков: Проблемы морфологической адаптации /В. Г. Демьянов. - М. : Наука, 2001. - 409 с.

Основы методики начального обучения русскому. языку/авт.сост.. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965.-225с.

Запольская, Н. Н. История русского литературного языка: методические указания для студентов филологических факультетов государственных университетов / Н. Н. Запольская. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. - 80с.

19. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред. Менчинской Н.А. - . М., 1961- 202 с.

20. Дмитриева, Ульяна Михайловна. Методика преподавания русского языка (специальная) [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / авт.-сост. У. М. Дмитриева, Е. П. Фур; Новосиб. гос. пед. ун-т, Каф. логопедии и детской речи. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 227 с.

20. Основы методики начального обучения русскому. языку/авт.сост.. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965.-225с.

Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителей /Под ред. А.В.Текучева, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской. - 2-е изд. - М., 1983.-297 с.

Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В.Текучев. - М., 1982.

Баринова Я. И другие. Методика русского языка /Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1994. - с. 115.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 2002. - 448 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-метод. Пособие / Сост. Т.П. Сальникова, М.: "Творческий центр", 2000.-с.78-92

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ сост. Т.П. Сальникова. -М.: Творческий центр «Сфера», 2000.-с.18-26

Методика обучения русскому языку./ Учеб. пособ. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М., "Просвещение", 1987. С. 172-190, 284-288.

Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму.// «Начальная школа» №1, 1999.-с29. .

Методика грамматики и орфографии / Под ред. Н.С. Рождественского. М.: «Просвещение», 1979.-с.101-111. 64

Т.М. Балыхина. О системности русской лексики и о системе в обучение лексике. // Традиции и новации профессиональной деятельности преподавателя русского языка сборник статей - М.: РУДН, 2002, стр. 150-154


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методика работы со словарями на уроках русского языка. Словари как средство развития речи учащихся. Русская лексикография. Семантизация незнакомых и частично знакомых слов. Лексические синонимы. Опыта работы лучших учителей русского языка.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2007

    Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе. Методика работы над словами-антонимами. Характеристика словаря младшего школьника. Работа с учебниками и со словарями. Анализ альтернативных программ обучения русскому языку.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2008

    Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Расширение словарного запаса младших школьников через настольно-печатные дидактические игры, использование описательных загадок.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2019

    дипломная работа , добавлен 24.06.2012

    Основы проявления вербальных способностей на уроках словесности. Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку. Диагностика вербальных способностей.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Исследование особенностей обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах. Игровые и мнемонические приемы на уроках русского языка. Анализ популярных интеллектуально-развивающих игр. Результативность применения игровых и мнемонических приемов.

    реферат , добавлен 07.09.2015

    Истоки формирования и содержание методики обучения русскому языку в казахских классах в Назарбаев Интеллектуальных школах. Особенности применения лингвокультурологического аспекта в преподавании русского языка. Основные этапы работы с текстом на уроках.

    статья , добавлен 30.11.2011

    Понятие словарно-орфографической работы в начальной школе. Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии "трудных" слов. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 06.08.2009

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то