О фамилии лим. Династия чосон

Археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что территория Кореи была заселена уже в период палеолита. Имеются многочисленные следы материальной культуры неолита, когда племена, населявшие эти районы, жили в основном охотой, рыбной ловлей и собирательством, однако уже переходили к земледелию и скотоводству.

Истоки корейской государственности обычно связывают с Древним Чосоном — первым политическим объединением, время образования которого относят к бронзовому веку, примерно IV в. до н. э. (в Европе это период Древнего Рима). Древние сказания называют основателем этого государства Тангуна — мифического сына небожителя и обращенной в женщину медведицы (историки усматривают в этом указание на племя, тотемом которого был медведь). Когда речь заходит о начале истории Страны утренней свежести (именно так можно перевести слово «Чосон»), в Корее вспоминают 2335 г. до н. э. — легендарную дату начала правления Тангуна. Во всяком случае 3 октября, день рождения Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев.

Преобладает точка зрения, что Древний Чосон был рабовладельческим государством: известно, что власть правителя была наследственной, а сам он постоянно жил в столице Вангомсон . В 109 г. до н. э. войска императора Ханьской империи У Ди вторглись в пределы страны и через два года покорили ее. Однако корейцы не смирились с господством ханьцев: в четырёх провинциях империи, образованных на месте Древнего Чосона, не стихали волнения, вынудившие китайцев ослабить контроль.

Троецарствие

В начале первого тысячелетия на этой территории возникли и стали развиваться раннефеодальные государства Когурё, Пэкче и Силла . Этот период вошел в историю как троецарствие. Поначалу самым мощным было государство Когурё: оно занимало обширную территорию на севере полуострова, а также земли в Маньчжурии. Вся история его существования — это череда постоянных военных столкновений с Китаем. При ване (короле) Квангетхо королевство расширило владения за счет территорий китайцев и южных соседей. Надо сказать, что, несмотря на общий язык, схожесть веры и принципов государственного устройства (конфуцианская иерархическая государственная структура, буддизм в духовной жизни), три корейских государства постоянно боролись за земли и междоусобные войны не утихали.

Силла, куда государственность пришла позднее (начало VI в.) завязала дружеские связи с Таньской империей в Китае — злейшим врагом Когурё. В союзе с таньцами Силла удалось победить Когурё и Пэкче, однако она не смогла контролировать захваченные территории, и северные земли в конце VII в. отошли под управление Таньской империи.

Здесь разгорелась освободительная борьба, которую уже поддерживала Силла, что вылилось в конфликт таньцев с бывшим союзником. Под знаменем Силла произошла консолидация корейского населения. Однако значительная часть северных владений не вошла в состав объединенного Силла, здесь образовалось государство Бохай (Пархэ).

Пик расцвета Силла приходится на VIII в., когда здесь осуществлялись попытки создать «образцовое буддистское государство». Развивались ремесла, ирригация, наука, была изобретена новая система записи корейских слов китайскими иероглифами. Однако с конца IX в. обстановка в стране усложнилась, ее стали раздирать восстания и междоусобицы, что исподволь готовило падение Силла. Начался период смут.

Корё

Одно из самых известных и почитаемых в истории Кореи имен — имя объединителя страны Ван Гона . Выходец из могущественной феодально-купеческой семьи, он выдвинулся в качестве крупного военачальника; в 918 г. сверг своего повелителя с престола и провозгласил себя королем нового государства Корё (от этого названия пошло наименование Кореи в большинстве европейских языков).

Ван Гон показал себя энергичным и хитрым правителем: он сумел привлечь на свою сторону влиятельных феодалов и в 936 г. завершил объединение корейских земель. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР). Ван Гон создал мощную административную систему. Возник класс янбанов (дворян), разделявшихся на военных и гражданских чиновников. Они господствовали над свободными крестьянами (янъинами), а также имели рабов. Корё стало сильным централизованным образованием, которое было в состоянии отражать регулярные нападения старых врагов — племен киданей, образовавших государство Ляо. В конце X в. после многочисленных войн корёсцам удалось установить с Ляо дипломатические отношения, однако это не удерживало племена киданей от новых вторжений в попытках завоевать Корё. Подвергалась страна и нападениям племен чжурчжэней, живших севернее.

Подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, в XII в. Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг — монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231—1259 гг.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

Чосон

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли , которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство вновь было переименовано в Чосон , а его столица перенесена в сегодняшний Сеул . Государственное устройство базировалось на неоконфуцианской идеологии, был создан налаженный аппарат централизованного управления.

XV—XVI вв. стали временами благоденствия, когда утихли внутренние распри, относительно редки были иноземные агрессии — в основном пиратские набеги японцев. Расцвели земледелие, ремесла, торговля. Четвертый король династии Ли, «просвещенный монарх» поощрял развитие искусства, науки, в том числе сельскохозяйственных исследований, медицины, астрономии.

По его приказу был создан национальный корейский алфавит, подготовлены исторические хроники, географическое описание Кореи. Укрепление позиций правящего класса проходило на базе конфуцианства, вернее, неоконфуцианского учения китайского ученого Чжу Си . Сложилась четкая иерархическая система государственного управления.

Вместе с тем попытки внедрения рациональных начал в государственное управление не оградили страну от смут и мятежей. Иной раз в результате дворцовых переворотов к власти приходили такие одиозные личности, как князь Ёнсан , «прославившийся» подавлением развития науки, поборами, произволом и разгулом насилия. У него было около тысячи наложниц, а для того, чтобы ничто не мешало его охотничьим забавам, он приказал снести все дома вокруг Сеула.

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства, гнет налогов вызывали крестьянские бунты. Вошло в историю крупнейшее крестьянское восстание 1467 г. в провинции Хамгён . В XVI в. крестьянское движение возглавил Им Ккокчон — нечто вроде корейского Робин Гуда, экспроприировавшего имущество богатых янбанов и раздававшего его беднякам. Герой был схвачен властями и обезглавлен, однако народ не забыл его. Им Ккокчон стал прообразом популярнейшего персонажа Хон Гиль Дона .

Победа и поражение

Ли Сун Син

Весной 1592 г. японский правитель Хидэёси , лелея захватнические планы в отношении Китая, высадился с многотысячной армией в Пусане и через две недели захватил Сеул, не встретив сопротивления не готовой к боям армии. Так началась война, получившая в истории название Имджинской. Вскоре был взят Пхеньян , а корейское правительство в панике бежало на север страны в город Ыйджу . Простой народ, поднявшийся на партизанскую войну, спас отечество.

Всенародное признание получил адмирал (1545—1598), памятник которому и сегодня возвышается в центре Сеула. Флот, руководимый им, нанес чувствительные удары японцам. Успех не в последнюю очередь был связан с использованием «судов-черепах» (кобуксонов) — первых броненосцев. Верхнюю палубу покрывал лист брони, напоминающий панцирь черепахи, с шипами, препятствующими абордажу. Судно было вооружено пушками и смело шло на таран.

Успехи на море, а также вступление в войну Китая помогли отбросить японцев на крайний юг полуострова. Закрепившись возле Пусана, они начали мирные переговоры, но в 1597 г. 140-тысячная японская армия вновь перешла в наступление. И снова продемонстрировал военное искусство Ли Сун Син, разгромивший японский флот у острова Чиндо, где нашли свой конец более 100 японских кораблей, и довершивший разгром в последующих боях. Один из них, к несчастью, стал для народного героя последним.

Страна, ослабленная войнами, вновь подверглась нашествию, на сей раз маньчжуров, в итоге навязавших Корее унизительные условия мира. Корея стала фактическим вассалом государства Цин , созданного маньчжурами на территории Китая. Она вынуждена была платить дань, поставлять заложников. И хотя в середине XVII в. эта зависимость стала носить формальный характер, реакция правящих кругов на бесконечные иностранные вторжения была весьма решительной и имела далеко идущие последствия.

Ожидая от соседних стран только неприятностей, правительство решило оградить Корею от всех контактов, замкнуться в скорлупе самоизоляции. Под страхом смертной казни пресекалось общение с иностранцами, из прибрежных районов жителей переселяли в глубь страны, рыбакам было запрещено уходить далеко в море, а суда дальнего плавания не строились вообще. В стране воцарилась более или менее спокойная обстановка, нарушаемая лишь крестьянскими выступлениями и конфликтами феодальных клик. Мирная жизнь способствовала развитию хозяйства. Но превращение в «королевство-отшельник» привело к застою в развитии производительных сил, научном прогрессе, к оскудению культуры, ослабило армию.

Попытки западных держав «открыть» страну начались со второй четверти XIX в., однако они терпели неудачу: корейцы всякий раз изгоняли или жгли английские, французские, американские суда. Но все это было лишь оттяжкой неминуемого. В 1876 г. на острове Канхвадо под дулами японских пушек был подписан первый из серии грабительских договоров. Вслед за Японией подобные договоры навязали Корее США (1882 г.), Англия (1883 г.), Россия (1884 г.), Франция (1886 г.). В страну хлынули иностранные купцы и миссионеры, завязалась борьба мировых держав за влияние в Корее. Особенно активны были японцы. Их проникновению не могли помешать ни народные восстания (крупнейшее из них вспыхнуло в Сеуле в 1892 г.), ни попытки реформ в 1884 г., ни крестьянская война под руководством Чон Бон Джуна (1883—1894 гг.). В 1894 г. (год Кабо по корейскому летосчислению) были проведены реформы, открывшие путь буржуазному развитию.

Корея под властью Японии

Борьба Японии с Китаем за влияние в Корее вылилась в открытую войну, которая принесла корейскому народу много бедствий. Китай, будучи сам полуколониальным, потерпел поражение и по условиям Симоносекского договора (1895 г.) полностью отказался от всех притязаний на Корею.

Впоследствии усилению позиций Японии в Корее препятствовала лишь Россия, благодаря чему в Корее росли симпатии к ней. В 1895 г. королева Мин , опираясь на поддержку России, пыталась выступить против японцев, однако в ходе контр переворота, устроенного японским послом, ее зверски убили, а тело предали огню. В стране помнят и о том, что король Коджон , когда была предпринята попытка его свержения, укрылся в русской миссии, а само здание миссии стало важным «историческим экспонатом» Сеула.

Растущие противоречия из-за Кореи послужили одной из причин русско-японской войны: полуостров был занят японскими войсками. В Республике Корее не стерлись воспоминания о героическом подвиге крейсера «Варяг », который погиб, но не сдался: это произошло в порту Инчхон (Чемульпо) . Вблизи корейских берегов разразилось печально известное Цусимское сражение . Победа Японии в русско-японской войне позволила ей уже в 1905 г. навязать Корее так называемый договор о покровительстве, закрепивший подчиненный статус страны. В 1906 г. было закрыто японское посольство и учреждено генеральное резидентство. Первый генеральный резидент Ито Хиробуми фактически сосредоточил в своих руках всю власть в Корее (в 1909 г. наместник пал от руки корейского патриота Ан Чжон Гына, имя которого до сих пор в Корее считается символом освободительной борьбы народа). И наконец в 1910 г. был подписан позорный договор, превративший Корею в генерал-губернаторство — часть Японской империи.

Народ Кореи был лишен элементарных прав, даже корейский язык находился под запретом. Японцы захватили лучшие земли, резко ограничили предпринимательскую деятельность национальной буржуазии, жестоко эксплуатировали трудящихся страны. В генерал-губернаторстве нарастали забастовки, крестьянские выступления, движения патриотической интеллигенции.

Освобождение Кореи

На усиление освободительной борьбы определенное влияние оказала Октябрьская революция в России. Вскоре после нее, в марте 1919 г., народный гнев прорвался мощными выступлениями, охватившими всю Корею. Поводом послужило провозглашение в Сеуле Декларации независимости: начались демонстрации, митинги, переросшие в народное восстание. Это движение, получившее название Первомартовского, сыграло заметную роль в истории. День 1 марта объявлен в Республике Корее национальным праздником .

В апреле 1919 г. в Шанхае (Китай) было создано временное правительство Кореи, которое возглавил националистический деятель проамериканского толка Ли Сын Ман (впоследствии первый президент Республики Кореи). Но японцы разгромили народное восстание с невиданной жестокостью. Так, в Сувое в христианской церкви было сожжено заживо несколько десятков человек. Колониальная политика означала ограбление деревни (около половины риса вывозилось в Японию), поддержание на крайне низком уровне оплаты труда корейцев. Уделом «туземцев» была вопиющая нищета, строгая регламентация жизни: японцы создали систему круговой поруки (десятидворки), насаждали слежку и доносительство.

Сопротивление колонизаторам ширилось и постепенно приобретало организованность. Возникли и получили распространение коммунистические кружки и группы, а в апреле 1925 г. была создана Коммунистическая партия Кореи, сомкнувшаяся с националистическими группами (партия была распущена Коминтерном в 1928 г.). Много корейцев, прежде всего голодающих крестьян, бежало за рубеж, в том числе в Маньчжурию и Сибирь; именно здесь сформировалась база, вооруженного сопротивления колонизаторам в Северо-Восточном Китае, развернулось широкое партизанское движение. Однако в связи с подготовкой Японии ко второй мировой войне в Азии и тем более с началом боевых действий условия для развертывания вооружённой борьбы были значительно затруднены. Корея была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии на материке.

Освобождение Кореи из-под колониального господства Японии стало возможным благодаря разгрому Советской Армией оккупировавших Корею японских войск в августе 1945 г. По предварительному соглашению союзников территория Кореи была разделена на зону ответственности Советской Армии и американских войск (к северу и югу от 38-й параллели), что было связано всего лишь с различным подчинением находившихся здесь японских частей и необходимостью принятия их капитуляции. На совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.) в Москве в качестве промежуточного шага к восстановлению единства страны было принято решение об опеке над Кореей четырех держав. Советский проект предусматривал образование национального временного правительства, через которое и должна была осуществляться опека. Надо отметить, что решения совещания не встретили понимания корейского населения, которое восприняло их как закрепление новой формы колониального господства. Этим воспользовались США: работа советско- американской комиссии была сорвана, а на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1947 г. было принято решение о создании Временной комиссии ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов в стране по плану западных государств.

Началась подготовка к формированию сепаратного южнокорейского правительства. Фактически все это диктовалось начавшейся холодной войной и политикой «сдерживания» коммунизма, что требовало превращения Республики Кореи в плацдарм США в Азии.

В октябре 1945 г. на американском самолете в Корею прибыл Ли Сын Ман. Были образованы политические партии национальной буржуазии. Под строгим контролем американской военной администрации проведены «выборы», в которых приняло участие меньшинство избирателей и против которых протестовало население. Тем не менее выборы послужили формальной основой созыва Национального собрания , создания правительства во главе с Ли Сын Маном. 15 августа 1948 г., в день третьей годовщины освобождения Кореи, было провозглашено создание Республики Кореи . На Севере страны в ответ 9 сентября 1948 г. провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика . Раскол Кореи , причиной которого в немалой степени явилось противоборство сверхдержав, стал реальностью.

Война между Югом и Севером

Обстановка на полуострове стала характеризоваться острой идеологической конфронтацией, перераставшей в военное столкновение. Официальным лозунгом лисынмановцев стал «поход на Север», в КНДР исходили из необходимости «объединения и полной суверенной независимости родины». Нагнетание напряженности привело к тому, что 25 июня 1950 г. вспыхнула корейская война. По существу, полуостров превратился в арену противоборства двух систем в соответствии с намерением Пхеньяна «освободить» Юг.

Военные действия на полуострове развивались с переменным успехом. На первом этапе войска КНДР буквально за несколько дней отбросили южнокорейцев на крайний юг, где те зацепились лишь за небольшой плацдарм в районе Пусана. Казалось, исход войны предрешен. Лишь высадка 15 сентября 50-тысяч¬ного десанта армии США в районе Инчхона спасла Юг от разгрома. Войска КНДР, отрезанные от основных сил, были вынуждены отступить. Американо-южнокорейские силы развивали наступление, захватили Пхеньян и в октябре вышли на корейско-китайскую границу, создав тем самым реальную угрозу КНР. 25 октября около 2 млн китайских добровольцев под командованием Пэн Дэ Хуая пришли на помощь Пхеньяну и в начале января вновь дошли до Сеула. К марту 1951 г. линия фронта стабилизировалась примерно по 38-й параллели. В июне 1951 г. Советское правительство выдвинуло предложение о переговорах о прекращении огня, которое было принято. Переговоры продолжались довольно долго, и лишь 27 июля 1953 г. в деревне Пханмунджом было подписано Соглашение о перемирии. До сих пор оно не заменено никаким более основательным мирным договором, что подчеркивает хрупкость военно-политической ситуации на полуострове Корея. Помимо огромных материальных и людских потерь, которые принесла война и Северу, и Югу Кореи, самым печальным ее результатом стало закрепление раскола: на долгие годы обе части страны стали непримиримыми врагами.

Язык(и) корейский Религия Неоконфуцианство Денежная единица корейский мун Площадь 220 748 км² Население 13,3 млн чел. (1907) Форма правления монархия Ван Тхэджо Седжон Великий

Длившееся 518 лет правление династии закончилось после аннексии Кореи Японией в 1910 году.

История

История Кореи

Ранняя история

В начале правления династии столицей страны стал Сеул (тогда известный как Ханян, позже Хансон). В 1394 году началось строительство императорского дворца Кёнбоккун .

В начале правления династии обострились отношения буддистских монастырей с чиновниками-конфуцианцами , особенно в отношении владения землёй. Правительство сделало выбор в пользу конфуцианства, которое стало государственной идеологией. В 1443 году королём Седжоном был принят уникальный корейский алфавит хангыль , разработанный в том числе Сином Сукчу . До этого в Корее использовалась только основанная на китайских иероглифах письменность ханча .

Наука и культура

Во время династии Чосон была установлена административная система, базировавшаяся на привлечении в политику янбанов , работавших советниками при королевском дворе и поставленных на высшие посты в армии. Буддизм начал медленно сдавать свои позиции в угоду конфуцианству .

Чосонская династия прошла через два периода расцвета культуры, во время которых были созданы корейская чайная церемония , корейские сады и написаны обширные энциклопедии. Королевская династия также построила несколько крепостей, портов и дворцов [каких? ] .

Торговля

Об отсутствии регулярного торгового мореплавания через Восточно-Китайское море между Кореей и коммерческими центрами Китая в низовьях Янцзы в конце XV века говорит тот факт, что когда в 1488 г, корейский корабль каботажного плавания занесло бурей в Чжэцзян , его экипажу и пассажирам, во главе которых оказался находившийся на судне корейский чиновник Чхве Пу (который и написал об этой истории) пришлось возвращаться на родину по внутренним водным путям и сухопутным дорогам Китая, через Пекин и Ляонин .

Ранние японские вторжения

В истории Кореи были часты набеги Японии на страну с моря. Большую часть пиратов-вако в Японском море составляли самураи , объединённые в бригады.

В 1882 году Ли Хаын на короткое время вернулся к власти после так называемого Инцидента в Имо . Но вскоре он был вывезен в Китай, и королева Мин вернула себе власть.

Начавшееся в 1893-94 гг. революционное движение, во главе которого стояли представители движения тонхак, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих.

Тронный зал Чосон

В итоге, трения, наметившиеся на протяжении XIX века между Китаем и Японией, вылились в Японо-китайскую войну (1894-1895). Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи, и большая часть боевых действий проходила на её территории. Поражение Китая в 1895 году привело к подписанию договора в Симоносеки , который официально гарантировал Корее независимость от Китая, что привело к значительному усилению влияния Японии в Корее.

После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 году японцы убили королеву Мин . Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.

В эпоху Чосон законность королевской власти определялась добродетельностью и честностью правления, а вовсе не тем, сколь велика была личная власть короля. Видимо поэтому в те времена считалось, что хотя дворец и должен обладать до некоторой степени величием, подобающим статусу королевской резиденции, однако ему не следует быть чересчур крупным по масштабу или помпезным с точки зрения декора, поскольку это свидетельствовало бы о чрезмерной эксплуатации народа, а значит, было нежелательным. В этом смысле можно сказать, что та простота, которая отличает дворцы эпохи Чосон от королевских резиденций соседних государств, символизирует дух этой эпохи и составляет суть её самобытности.

В обычном понимании дворец - это место, где живёт король. Однако, как это подтверждается данными истори-ческих хроник эпохи Чосон, в те времена концепция дворца была гораздо шире, по сути, всеобъемлющей. Дворец был не только непосредственно королевской резиденцией, но и местом, где жил наследный принц до того как взойти на престол, во дворцах король останавливался во время поездок по стране, здесь же, во дворце, располагалась и поминальная часовня, где до погребения покоилось тело усопшего монарха. Тем не менее, несмотря на столь широкую трактовку понятия «дворец», в эпоху Чосон существовало всего пять официальных дворцов, в которых король жил и занимался государственными делами. Это дворцовые комплексы Кёнбок-кун, Чхандок-кун, Чхангён-гун, Кёнхи-гун, Кёнун-гун (или Токсу-гун). Интересно, что период, когда все пять вышеозначенных дворцов существовали одновременно, составлял всего около 10 лет. Дело в том, что до Имчжинской войны (1592 - 1598 гг.) уже были построены и функционировали только Кёнбок-кун, Чхандок-кун и Чхангён-гун (пристройка к Чхандок-куну), а после Имчжинской войны в качестве главных дворцов использовались Чхандок-кун, Чхангён-кун и Кёнхи-гун. Надо сказать, что Кёнун-гун (Токсу-гун) был не столько дворцом династии Чосон, сколько местом, созданном с расчётом на последующее провозглашение Кореи империей в 1897 году. Таким образом, можно сказать, что хотя в эпоху Чосон в столице существовало несколько дворцов, даже среди них Кёнбок-кун стоит особняком, поскольку, являясь главным дворцом королевской династии И, он всегда считался символом государства Чосон.

Основание Чосон и строительство дворца Кёнбок-кун
В середине лета 1392 года опустился занавес правления королевской династии Корё, которая находилась у власти в течение 475 лет, и было основано государство Чосон. Королевская династия И (Чосон) появилась на свет в результате союза новой учёной знати, придерживавшейся идей неоконфуцианства, и военачальника И Сон-ге. Одной из множества проблем, с которыми пришлось столкнуться государству Чосон и его основателю И Сон-ге сразу после создания новой династии, был вопрос поиска новой столицы вместо города Кэгён (нынешний Кэсон, находящийся на территории КНДР), который был столицей Корё. Однако сама идея переноса столицы поначалу вызвала множество протестов. Интересно, что даже те силы, которые были ведущими в процессе основания нового государства, без энтузиазма восприняли инициативу новой власти, поэтому дело продвигалось со скрипом и сопровождалось ожесточённой полемикой. В конечном итоге, после двухлетних споров столицу государства было решено перенести в Ханян - в то время второй по важности город страны, построенный в начале XII века в качестве южной столицы Корё.
Сразу после принятия этого решения И Сон-ге спешно перенёс столицу на новое место, ещё до того как там была создана соответствующая столичному статусу инфраструктура. Так, что касается строительства самого Кёнбок-куна, королевского поминального храма Чонмё и национального алтаря Сачжик, то оно было завершено только в следующем, 1395-ом, году. Понемногу отстраивались и другие столичные учреждения. Интересно, что поспешность, с которой осуществлялось строи-тельство, в конечном итоге привела к тому, что Хансон (так стал называться Ханян на другой год после переноса столицы) стал похож на столицу Корё Кэгён. Кроме того, дворец Кёнбок-кун был построен так, чтобы его горой-защитником, расположенной на севере (место, где согласно фэн-шуй энергия горного хребта и энергия воды пребывают в идеальной гармонии), была гора Пэгак-сан, перед которой в эпоху Корё также стоял дворец. Но в отличие от прежнего дворца новый, Кёнбок-кун, был построен немного к югу от этого места, на плоской равнине.
Как в эпоху Корё, так и в эпоху Чосон при закладке столицы корейцы традиционно считали важными особенности рельефа окружающей местности, в частности, использовали горный хребет в качестве основы оси, вокруг которой формировался город; кроме того, окружающие столицу горы служили опорными точками при строительстве городской крепостной стены. Именно по этой причине большинство корейских городов, с точки зрения схематического изображения, не образуют квадрата или симметричной сетки, как японские (например, древняя городская крепостная стена в окрестностях Киото) или китайские города. Если говорить о дворцах, то в Китае или в Японии дворец обычно располагался либо в центре города, либо был смещён немного к северу, но всё же оставался на центральной оси, тогда как главный дворец эпохи Чосон Кёнбок-кун отличался тем, что даже в городе, который в целом имел неправильную форму, он был смещён на запад, поскольку гора Пэгак-сан, в виду которой он был построен, находилась в западной части города, ограниченного единой крепостной стеной. Эти особенности были также тесно связаны с идеями фэн-шуй, которые традиционно учитывались при выборе места для строительства. Однако следует отметить, что по сравнению с другими дворцами Кёнбок-кун выстроен на местности с очень ровным рельефом, поэтому здания на территории этого комплекса расположены довольно упорядоченно, с соблюдением принципа единой центральной оси.

Значение дворца Кёнбок-кун
Государство Чосон приняло в качестве ведущей идеологии неоконфуцианство (или чжусианство). Оно основывалось на том, что человек по своей натуре изначально добр, и это совпадает с этическими законами природы. Как следствие, в неоконфуцианстве особую важность придавали проблемам внутреннего мира человека, таким, в частности, как доброде-тельность, а не яркому внешнему облику. В этом свете вполне естественно, что в эпоху Чосон законность королевской власти определялась добродетельностью и честностью правления, а вовсе не тем, сколь велика была личная власть короля. Видимо поэтому в те времена считалось, что хотя дворец и должен обладать до некоторой степени величием, подобающим статусу королевской резиденции, однако ему не следует быть чересчур крупным по масштабу или помпезным с точки зрения декора, поскольку это свидетельствовало бы о чрезмерной эксплуатации народа, а значит, было нежелательным. В этом смысле можно сказать, что та простота, которая отличает дворцы эпохи Чосон от королевских резиденций соседних госу-дарств, символизирует дух этой эпохи и составляет суть её самобытности. Проектировщиком и архитектором дворцового комплекса Кёнбок-кун был Чон До-чжон - неоконфуцианец и придворный чиновник. В названиях, которые он дал дворцовым зданиям, были заложены черты идеальной королевской власти, к которой стремилось государство Чосон.
В Кёнбок-кун существует три главных здания: опочивальня короля - Каннён-чжон, частные покои, где король обычно проводил время, своего рода кабинет - Сачжон-чжон, а также тронный зал - Кынчжон-чжон.
Сначала давайте обратимся к опочивальне. Здание Каннён-чжон было местом, где монарх отдыхал или спал. Чон До-чжон считал, что именно в опочивальне королю следовало заботиться о сохранении концентрации, чтобы держать свои эмоции и чувства под контролем. Вообще слово «каннён» означает «покой», который считается одной из «пяти благодатей». Однако каким же образом король может обрести покой? Чон До-чжон считал, что монарх может войти в это состояние посредством «обретения искренности помыслов (мысли и воли)» и «исправления сердца», тогда он станет самой добродетелью и сможет насладиться пятью благодатями. Пусть так, но почему мы ведём речь об этом применительно к опочивальне? Дело в том, что Чон До-чжон утверждал, что поскольку в опочивальне король находится один, именно там он легко мог расслабиться и «рассеяться мыслями», поэтому как раз в этом месте монарху следует прилагать усилия, чтобы не потерять концентрацию и сохранять контроль над своими чувствами.
«Обретение искренности помыслов (мысли и воли)» и «исправление сердца» - это два из «восьми основоположений» из канонической части древнекитайского трактата «Да сюэ» («Великое учение») наряду с «выверением (классификацией, познанием) вещей», «доведением знания до конца (до реализации)», «усовершенствованием (своей) личности», «вы-равниванием семьи», «приведением в порядок государства» и «уравновешиванием Поднебесной». Если в опочивальне король «обретает искренность помыслов» и «исправляет сердце», то тогда местом, где он «выверяет вещи» и «доводит знание до конца», были как раз его личные покои, или кабинет, Сачжон-чжон. Выражения «выверение вещей» и «доведение знания до конца» означают, что, думая постоянно о вещах и изучая их, человек приходит к знанию. Для короля его способом обретения знания были встречи с придворными чиновниками и прослушивание специальных лекций, а местом, где всё это происходило, и было здание Сачжон-чжон. Говорят, что Чон До-чжон дал этому зданию такое имя, поскольку считал, что для того, чтобы понять принципы устройства и жизнедеятельности Поднебесной, нужно постоянно «глубоко думать» (корень «са» в названии здания означает «думать»). Ведь глубокомыслие есть основа учёбы и политики. Поэтому Сачжон-чжон - это «Дом глубокомысленного правления».
Когда «выверив вещи» и «доведя знание до конца» в кабинете Сачжон-чжон, король «обретал искренность помыслов» и «исправлял сердце» в опочивальне Каннён-чжон, он тем самым «совершенствовал свою личность». А ведь, согласно «Да сюэ», только «став совершенной личностью» монарх может «привести в порядок государство» и «уравновесить Поднебесную», а местом для «приведения в порядок государства» и «уравновешивания Поднебесной» является как раз тронный зал Кынчжон-чжон. Его название, означающее «Дом трудолюбивого правления», на самом деле не требует от монарха проявления усердия и трудолюбия буквально во всех делах. Чон До-чжон считал, что трудолюбие, или усердие, монарха состоит не в том, что он вмешивается во всё, включая дела низших чиновников, а в том, что находит способных людей и поручает им подходящие дела.

Несчастья Кёнбок-куна
Напоследок Чон До-чжон придумал название и для всего дворца, вложив в него пожелание, чтобы король был достойным правителем и чтобы власть королевской династии никогда не прерывалась. Однако, к сожалению, прошло совсем немного времени после завершения строительства, как статус дворца оказался под угрозой. Дело в том, что в смутные времена, когда после двух восстаний, вызванных спорами по поводу наследования трона, столица была снова перенесена в Кэгён, а потом обратно в Хансон, к востоку от Кёнбок-куна выстроили новый дворец - Чхандок-кун. И хотя с точки зрения формальностей Кёнбок-кун по-прежнему оставался главным законным дворцом династии Чосон (И), то, что во время правления короля Тхэчжона (1400 - 1418 гг.) он практически всё время пустовал, не могло не нанести удар по его престижу.
Во времена правления короля Сечжона с особой силой развернулась полемика, в центре которой были идеи фэн-шуй. Утверждалось, в частности, что горой-охранником столицы является вовсе не гора Пэгак-сан, а горный массив в окрестностях Чхандок-куна. При этом дискуссия не ограничилась обсуждением местоположения столицы, но пришла к выводу, что со сменой горы-охранника меняется и место, которое считалось самым удачным по фэн-шуй в плане потоков энергии. Этот вывод вскоре заронил сомнения относительно того, действительно ли дворец Кёнбок-кун построен на самом благоприятном месте. И хотя во времена правления Сечжона такие диспуты через некоторое время были запрещены, в 1598 году, уже после Имчжинской войны, они вспыхнули с новой силой, на этот раз распространившись на все слои общества.
Имчжинская война, разразившаяся через 200 лет после основания нового государства, с точки зрения династии Чосон была первым большим бедствием, выпавшим на её долю. Не только Кёнбок-кун, но и другие дворцы Хансона превратились в пепелища. Многие задавались вопросом о причинах войны. Видимо из-за этого в среде гражданских лиц вскоре широко распространились абсолютно не обоснованные, но связанные с фэн-шуй слухи, согласно которым война была вызвана тем, что Пэгак-сан не была горой-охранником, что Кёнбок-кун был построен на несчастливом месте, и др. Во время правления Кванхэгуна столичные дворцы стали постепенно восстанавливать, однако Кёнбок-кун по-прежнему лежал в руинах. И даже когда стали возводить новые дворцы, Кёнбок-кун продолжал оставаться заброшенным. Говорят, что у Кванхэгуна всё-таки был план восстановить в конечном итоге Кёнбок-кун, однако этому плану не было суждено осуществиться. Как бы то ни было, нельзя не считаться с тем, что неоднократное откладывание реконструкции дворца было до некоторой степени обусловлено распространившимся в обществе предубеждением, что Кёнбок-кун был построен на неподобающем месте.

Дворец Кёнбок-кун как символ государства Чосон
Начиная с того момента, как Кёнбок-кун пострадал от пожара во время Имчжинской войны, и до начала его масштабной реконструкции в 1860-х годах, на протяжении более 200 лет этот образец дворцовой архитектуры простоял пустым. Однако это не означает, что дворец был полностью заброшен. В течение XVIII века несколько королей, отдавая дань своим предкам, основавшим Чосон, и стремясь возродить славу той эпохи, проводили на территории дворца памятные церемонии, поскольку считали его символом королевской власти и основания Чосон.
В свою очередь это привело к реконструкции дворца в период, когда король Кочжон взошёл на престол, а его отец принц-регент Хынсон-тэвонгун стремился вернуть величие королевской власти, утраченное в XIX веке в результате кризиса феодализма. Надо сказать, что после реконструкции, инициированной Кочжоном, дворец Кёнбок-кун хотя и сохранил в целом основную структуру расположения дворцовых зданий, существовавшую при создании дворца во времена правления Тхэчжона, однако в том, что касается масштабов и плотности застройки, заново отстроенный дворец был гораздо более значительным и величественным. Кроме того, Кочжон незадолго до объявления его правителем, по достижении им совершеннолетия в 1874 году и после отстранения от власти принца-регента, пристроил для себя в удалённой части дворцового комплекса Кёнбок-кун своеобразный «дворец во дворце», который назвал Кончхон-гуном.
Однако в 1895 году Кочжона, жившего в Кончхон-гуне, настигло первое несчастье - японцами была убита его супруга, императрица Мёнсон-хванху (или королева Мин). После этого король укрылся в российской дипломатической миссии, находясь в которой принял ряд поспешных политических решений, в частности провозгласил Корею империю, и уже больше никогда не возвращался во дворец.
С началом колониального правления Японии в жизни дворца наступил самый мрачный период. Решающим моментом стало строительство в середине 1920-х годов на территории дворца здания японского генерал-губернаторства, ставшего символом японского колониализма. Оно было выстроено в передней части дворцового комплекса, прямо перед тронным залом, в результате чего главный дворец эпохи Чосон оказался в тени.
Следует признать, что в исторической перспективе Кёнбок-кун никогда не был особенно любимым дворцом. Интересно также, что если с точки зрения японцев или китайцев его структура была далека от идеала, по сравнению с другими дворцами Чосон или Корё Кёнбок-кун был построен очень упорядоченно. Парадоксально, но именно упорядоченная структура вызывала у людей чувство дискомфорта, поэтому даже в наши дни обычные посетители предпочитают Чхандок-кун. Нельзя исключать также вероятность того, что ходившие в обществе на протяжении длительного времени слухи о том, что место, где построен Кёнбок-кун, неблагополучно с точки зрения фэн-шуй, а равно и другие факторы подлили масла в огонь, усилив неприязненное отношение к дворцу.
Тем не менее, дворец Кёнбок-кун является материальным воплощением основания династии И (Чосон) и на протяжении более 500 лет воспринимался как символ государства Чосон. С этой точки зрения строительство на территории дворца здания генерал-губернаторства, ключевого административного органа для осуществления японского колониального правления, было, безусловно, абсолютно варварским актом. Однако и снос этого здания в 1990-х годах во время реконструкции дворца тоже является небесспорным решением. Нельзя отрицать также тот факт, что это явилось реакцией на требования общества, которое стремится избавиться от болезненных напоминаний о колониальном периоде в истории Кореи. И с этой точки зрения проект восстановления былого величия Кёнбок-куна, несомненно, является нужным и значимым предприятием.

: "Все глобальное начинается с мелочей… " Просто заинтересовалась картиной 18 века с тигром… но это не просто произведение искусств - это знаменитое наследие династии Чосон . Она также известная как династия Ли - последняя правящая династия Кореи . Двадцать семь монархов, которые правили на Корейском полуострове на протяжении более чем 500 лет (с 1392 года до 1897) и оставили значительное наследие для современной Кореи . Основатель династии Чосон Ли Сон Ге (впоследствии известный как король Тхэчжо ) использовал влияние последователей конфуцианства для свержения династии Коре . В 1394 г. он перенес столицу из Кэсона , где все еще сильно было влияние буддизма, в Сеул , и теперь этот город является одной из старейших столиц в мире. Впоследствии конфуцианство проникло во все сферы жизни государства. Правители Чосона создали сбалансированную и развитую политическую систему, основанную на конфуцианских принципах управления государством. Для того чтобы стать государственным чиновником, необходимо было сдать экзамен государственной гражданской службы на знание китайских классических произведений. Конфуцианство также определяло жесткую социальную структуру. Общество высоко ценило научные знания, но пренебрежительно относилось к занятиям торговлей и производством. На вершине социальной пирамиды находились ученые-аристократы янбан , занимающие ключевые позиции не только в обществе, но также в правительстве и армии. Следом шли чунин , "средний класс", состоявший из служащих, в число которых входили государственные чиновники, врачи, адвокаты и художники. Еще ниже находились санин , простолюдины, составлявшие большинство населения. В основном это были крестьяне, которым давали для обработки земельные наделы, а также торговцы и ремесленники. Самый низший слой общества чонин составляли рабы, слуги и крепостные, которых считали людьми низкого происхождения. Периодом расцвета династии Чосон принято считать годы правления четвертого короля Сечжона (г. пр. 1418-1450). Небывалого расцвета достигли культура и искусство, был создан корейский алфавит хангыль. В этот же период получили развитие многие прогрессивные идеи в области государственного управления, экономики, естественных и гуманитарных наук, музыки и медицины. Однако в конце шестнадцатого столетия полчища японских захватчиков под предводительством Тоетоми Хидэеси , разорили Чосон , совершая поход на Китай . Большая часть полуострова лежала в руинах, произведения культуры и искусства были разграблены. Многие корейские ремесленники, особенно гончары, были насильственно вывезены в Японию , что в значительной степени способствовало бурному развитию японского гончарного производства. Корейские патриоты оказывали захватчикам серьезное сопротивление. Благодаря таким героям, как адмирал Ли Сун Син , им удалось перерезать каналы, по которым осуществлялось снабжение японцев. После смерти Хидэеси японские войска начали терпеть поражения и в 1598 г, война закончилась, оставив Корею разрушенной и опустошенной. В 1627 и 1636 гг. Корея вновь пережила вторжения, на этот раз манчжур, которые постепенно захватили Китай и основали династию Цин (1644-1911). В это время в среде либерально настроенных ученых-чиновников стало набирать силу движение, известное как Школа Сирхак или Шола реальных наук, ставившее своей целью создание современного национального государства. Его сторонники выступали за развитие сельского хозяйства и промышленности, а также призывали провести коренную реформу системы распределения земли. К сожалению, они не обладали реальной властью, а консервативное правительство не постаралось воспользоваться их идеями. Таким образом Корея оставалась "государством-отшельником", стойко сопротивлявшимся Западу и не принимавшим его идеи, технологии, дипломатию и торговлю. Позже, в конце века, когда Япония одержала победу над Китаем , покровителем Кореи , стране пришлось спешно перестраиваться под давлением стремительно меняющихся обстоятельств. Япония , ставшая новой индустриальной державой, аннексировала Корею и в 1910 г. превратила ее в колонию, эти события положили конец династии Чосон .

1 Флаг Чосона . 2 Герб Чосона

3 Эмблема высшего Гражданского чина с двумя журавлями. 4 Знак высшего воинского звания с двумя тиграми.

§ 2. Государственно-административное устройство Кореи периода Чосон

В период Чосон впервые за всю историю Кореи управление государством и его хозяйственной жизнью стало строиться на основании свода законов, имевшего особое название и действовавшего на протяжении длительного исторического периода. Поначалу он назывался «Уложение по управлению государством Чосон» - «Чосон кёнгук-чон». Его текст был подготовлен к 1394 г. лидером «партии реформаторов» Чон Дочжоном. В дальнейшем, в связи с борьбой за власть между различными придворными группировками, в результате которой погиб сам Чон Дочжон, но главное - в связи с длительным процессом формирования и укрепления нового государства, свод законов подвергался многочисленным доработкам и был в основном завершен к 1460 г. Окончательный текст свода был опубликован в 1485 г. под названием «Великое уложение по управлению государством» - «Кёнгук тэчжон».

В первые годы династии во главе центрального административного аппарата стоял Верховный государственный совет - Ыйчжонбу, учрежденный в 1400 г. вместо корёского придворного совещательного органа- Топхён ыйсаса. В правление короля Тхэчжона, обладавшего сильной личной властью, в 1414 г. роль Ыйчжонбу значительно уменьшилась, и полномочия Верховного государственного совета свелись к предложению необязательных для выполнения советов. В дальнейшем роль Ыйчжонбу менялась в зависимости от того, насколько сильной была власть государей или высших сановников. В первом случае роль Ыйчжонбу была невелика, во втором - совет становился центром административной системы государства.

В подчинении у Верховного государственного совета (если он играл значимую роль в управлении страной) или же в прямом подчинении у короля (если роль Верховного государственного совета была невелика), находились так называемые «Шесть палат [т.е. министерств]» - Юкчо: Палата чинов, Палата населения (дословно - «учетных дворов»), Палата ритуалов, Палата войск, Палата наказаний, Палата общественных работ.

Палата чинов - Ичжо - ведала всеми кадровыми делами гражданских чиновников. Палата населения - Хочжо - занималась учетом населения, сбором налогов. Очень важную роль в жизни общества играла Палата ритуалов - Ечжо, совмещавшая в себе, говоря современным языком, функции идеологического органа и в то же время занимавшаяся такими важнейшими практическими делами, как проведение государственных экзаменов на получение чиновничьей должности или же регулирование отношений с внешним миром и прежде всего с Китаем, по отношению к которому Корея должна была исполнять ритуал «вассального государства». Иными словами, Палата ритуалов в определенной мере несла на себе и функции министерства иностранных дел.

Следует специально отметить особую роль ритуалов и церемоний в жизни средневековой (да и современной) Кореи. Существовал особый термин ечхи, что значит «правление с помощью ритуала», указывавший на то, что ритуал являлся одним из способов управления обществом. Ритуалы регулировали поведение не только в обществе, но и в семье. В эпоху Чосон особой популярностью пользовалась книга «Семейные ритуалы [в описании] Чжу Си» - «Чучжа каре». Ритуал регулировал весь жизненный цикл человека. Существовало и до сих пор не потеряло своей актуальности понятие «четырех [основных] ритуалов»: ритуал совершеннолетия - квалле, ритуал свадьбы - холле, ритуал похорон - санне и ритуал кормления [духов предков] - чере. Таким образом, Палата ритуалов занималась практическим обеспечением мира и порядка в обществе.

Палата войск - Пёнчжо - ведала охраной государя и его семьи, подавлением смут и мятежей, охраной внешних границ и другими вопросами, связанными с армией. Палата наказаний - Хёнчжо - занималась установлением правопорядка насильственными методами, разработкой законов, связанных с наказаниями. В сферу деятельности Палаты общественных работ - Кончжо - входило не только обеспечение выполнения работ общегосударственного масштаба, как, например, строительство ирригационной системы, крепостей и т.п., но и управление ремесленным производством, сухопутными дорогами и водным транспортом, т. е., говоря современным языком, она выполняла функции министерства строительства, промышленности и транспорта.

Все Шесть палат, сохраняя как свои названия, так и основные функции, просуществовали в Корее практически без изменений до 1894 г. Кроме Шести палат, в новой столице Кореи - Сеуле находилось еще свыше 80 центральных ведомств. Работавшие в них чиновники относились к категории столичных чиновников кёнгван. Однако большинство служивого сословия Кореи составляли провинциальные чиновники вегван.

В первые годы правления династии, в 1413 г., Корея была заново разделена на восемь провинций, частично унаследовав административное деление Коре. Это были провинции Чолла (в XVII в. временно переименовывалась в провинцию Кваннам), Кёнсан, Чхунчхон (в конце XVIII и начале XIX в. временно имела названия Хынчхун и Кончхун), столичная провинция Кёнги (границы провинции переместились к югу, так что центром стал город Сеул), Канвон (временные названия в XVII и XVIII вв. - Вонъян и Канъян), Хванхэ (временные названия начала XV и начала XVII вв. - Пхунхэ и Хванъён соответственно), Пхёнан, Хамгён (имела до XVI в. название Хамгиль). Такое административное деление страны сохранялось на протяжении всего периода Чосон. Лишь в 1896 г. пять провинций - Чолла, Кёнсан, Чхунчхон, Пхёнан и Хамгён - были разделены на северные и южные части каждая. Южная Корея до недавнего времени придерживалась административного деления страны, установленного в начале династии Ли и исправленного в конце XIX столетия.

Все провинции Кореи делились на округа, области и уезды. Провинции возглавлялись губернаторами - кванчхалъса; округа, области и уезды - правителями соответствующих рангов, названия которых нет необходимости подробно перечислять. Интересно отметить, что при династии Ли управление народом на местах выражалось понятием «пасти народ», принятом в конфуцианском Китае, а все провинциальные чиновники нередко именовались универсальным термином монмингван («чиновник, пасущий народ»).

Ли Сонге в первые годы после провозглашения династии реформировал армию, соединив вместе Восемь столичных корпусов (Пхалъ-ви) армии Коре с подчиненными лично ему двумя корпусами войск Ыйхын чхингун и создав Управление Трех армий - Ыйхын (Ыйхын самгунбу). В 1400 г. все упраздненные личные военные формирования «заслуженных сановников» были введены в состав Трех армий. Однако Три армии еще не подчинялись Палате войск (Пёнчжо). Лишь с 1457 г. Палата войск, возглавлявшаяся гражданскими сановниками, стала во главе военной системы Чосона. Тогда же столичные Три армии были реформированы в Пять корпусов (Ови), которые насчитывали около 50 тыс. человек.

Руководство Палатой войск со стороны гражданских сановников показывает, что в период Чосон, так же как и ранее, военное сословие продолжало занимать более низкое положение, чем гражданское. Управление центральным военным ведомством, осуществляемое гражданскими чиновниками, плохо разбиравшимися в военном деле, неоднократно отрицательно сказывалось на боеспособности корейской армии, в особенности в 1592-1598 гг. во время войны с Японией.

В провинции все войска были разделены на сухопутные (около 100 тыс. человек) и «водные» (речные и морские; около 50 тыс. человек). На уровне провинций войска подчинялись командующим - пёнма чолътоса. Функции командующих исполняли сами губернаторы провинций - кванчхалъса, и, кроме того, в наиболее важные в оборонном плане провинции дополнительно было назначено еще семь человек пёнма чолътоса,.

Низшей структурной единицей провинциальных войск была крепость чин , которая подчинялась «большим крепостям» (кочжин ), а те, в свою очередь - «главным крепостям» (чучжин). Впоследствии, с середины XVI в., провинциальные войска стали подчиняться непосредственно начальникам округов, уездов и волостей, связанным напрямую с центром.

В корейской армии периода Чосон служили в основном крестьяне, отрабатывая воинскую повинность, хотя в столичных элитных войсках находились и представители правящего класса. Призывным считался возраст с 16 до 60 лет. Обычно крестьяне служили в войсках не более нескольких месяцев в году, а в остальное время имели возможность заниматься сельским хозяйством. Поскольку в период Чосон войны велись нечасто, то крестьяне нередко убегали из армии, и впоследствии воинская повинность была заменена воинским налогом.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то