Балтийский флот крейсер свердлов история. Крейсер "Свердлов" - визит в Англию (4 фото). Вооружение по проекту

Или Свердлов еврейская фамилия топонимического происхождения. Происходит от названия местечек Свердлы Дисненского уезда Виленской губернии и Полоцкого уезда Витебской губернии. Соответственно на начало 20 века имела локальное… … Википедия

«СВЕРДЛОВ» - 1) монитор Амурской воен. фл и. Заложен в 1907 в С. Петербурге как речная канонер. лодка. В 1908 корабль по частям перевезён по ж.д. в Кокуй (Читинская обл.) и собран на р. Шилка, вступил… … Военный энциклопедический словарь

Лёгкий крейсер - боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века, продукт эволюции бронепалубных крейсеров под влиянием опыта русско японской войны. Лёгкие крейсера являлись относительно крупными (в сравнении с эсминцами, минными … Википедия

Максим Горький (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). «Максим Горький» … Википедия

Красный Крым (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» … Википедия

Молотов (крейсер) - Молотов … Википедия

Красный Кавказ (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ. «Красный Кавказ» … Википедия

Киров (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. «Киров» … Википедия

Червона Украина (крейсер) - «Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» … Википедия

Кагул (бронепалубный крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул. «Кагул» с 25 марта 1907 г. «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. «Коминтерн» … Википедия

Книги

  • Легкие крейсера типа «Чапаев» , Аркадий Морин. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию об этапных кораблях советского флота. Коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. Символично, что…

7-18 июня 1953 года - состоялся первый послевоенный заграничный визит советского корабля в Англию, по случаю коронации Елизаветы II. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе первого послевоенного заграничного визита крейсера "Свердлов" в Англию. После этого дружественные визиты наших кораблей в иностранные порты будут проводиться достаточно часто, но первый визит стоил нашим морякам и большого труда и огромного нервного напряжения

В первые же годы после Великой Отечественной войны произошло коренное изменение отношений Советского Союза со странами Запада. Началась "холодная война", а в 1950-х годах США стали активно проводить политику балансирования на грани войны. Это привело к значительному обострению международной напряженности, возрастанию угрозы возникновения мировой войны. Страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. В буржуазной печати советского человека представляли в образе врага и потенциального агрессора. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам США, а для нашей страны все более реальной становилась угроза безопасности с океанских направлений.

В этих условиях советские Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ.) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии в проведении миролюбивой политики, в предотвращении и сдерживании агрессивных устремлений, а также в противодействии угрозам безопасности для нашей страны. Одним из средств осуществления этой важной миссии стали дружественные визиты наших кораблей в порты иностранных государств. Боевой корабль - это наглядный показатель уровня развития науки, техники и промышленности в стране, показатель ее реальной военной мощи. Империалистические государства активно использовали это для устрашения потенциальных противников.

Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер, демонстрируют высокий культурный уровень наших моряков. Это служит прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде врагов и грубых варваров. Заграничные визиты способствовали росту симпатий и дружественных чувств к нашей стране, укрепляли взаимопонимание между народами и повышали международный авторитет нашей страны.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся новыми кораблями, новой боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй крейсера типа "Свердлов" проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были наиболее совершенными и самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым объектам. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в параде королевского флота на Спидхейдском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов". Три месяца ушло на подготовку экипажа и корабля к этому походу.


За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

В ожидании парада на рейде Спитхейда собралось более 200 кораблей британского флота и гостей королевы. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы найти свое место, обозначенное сигнальным буем с государственным флагом СССР. Командир крейсера капитан 1 ранга Олимпий Иванович Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Крейсер направился к месту якорной стоянки. Предстоит постановка корабля на якорь методом фертоинг, которая требует высочайшего профессионализма от боцманской команды и ювелирной точности в управлении огромным кораблем от его командира. По принятым тогда стандартам для кораблей водоизмещением 12-16 тыс. тонн (как у "Свердлова") отличной считается постановка за 45 минут. У нас такая постановка вообще не применяется за отсутствием надобности.

Обмен салютами привлек к нашему кораблю внимание всех присутствовавших на рейде. "Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствует. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по поводу отсутствия cигнального буя.) Штурмана быстро установили, что ошибки нет, крейсер вышел точно. Звучит команда и первый якорь уходит на дно рейда. Все взоры обращены к крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры: пошел отсчет времени. Прибывший на крейсер английский офицер связи тоже пустил свой секундомер. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.


Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщениям нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.


Дальнейшая судьба крейсера "Свердлов"

Крейсер "Свердлов" с 12 по 17 октября 1955 года нанес визиты в Портсмут (Великобритания), с 20 по 25 июля 1956 года - в Роттердам (Голландия), с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года - в Гдыню (Польша), с 16 по 22 апреля 1974 года - в Алжир, с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 5 по 9 октября 1976 года - в Росток (ГДР) и с 21 по 26 июня 1976 года - в Бордо (Франция). С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ. В период с 24 декабря 1960 года по 14 июля 1961 года и с 12 февраля 1966 года по 29 апреля 1966 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11 февраля 1972 года расконсервирован и вновь введен в строй, 7 февраля 1977 года вторично поставлен на капитальный ремонт, 14 февраля 1978 года вновь законсервирован и поставлен в Лиепаю на долговременное хранение, а 30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 октября 1989 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Или Свердлов еврейская фамилия топонимического происхождения. Происходит от названия местечек Свердлы Дисненского уезда Виленской губернии и Полоцкого уезда Витебской губернии. Соответственно на начало 20 века имела локальное… … Википедия

«СВЕРДЛОВ» - 1) монитор Амурской воен. фл и. Заложен в 1907 в С. Петербурге как речная канонер. лодка. В 1908 корабль по частям перевезён по ж.д. в Кокуй (Читинская обл.) и собран на р. Шилка, вступил… … Военный энциклопедический словарь

Лёгкий крейсер - боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века, продукт эволюции бронепалубных крейсеров под влиянием опыта русско японской войны. Лёгкие крейсера являлись относительно крупными (в сравнении с эсминцами, минными … Википедия

Максим Горький (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). «Максим Горький» … Википедия

Красный Крым (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» … Википедия

Молотов (крейсер) - Молотов … Википедия

Красный Кавказ (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ. «Красный Кавказ» … Википедия

Киров (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. «Киров» … Википедия

Червона Украина (крейсер) - «Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» … Википедия

Кагул (бронепалубный крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул. «Кагул» с 25 марта 1907 г. «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. «Коминтерн» … Википедия

Книги

  • Легкие крейсера типа «Чапаев» , Аркадий Морин. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию об этапных кораблях советского флота. Коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. Символично, что…

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Разгоралась «холодная война», резко сократились торгово-экономические и культурные связи Советского Союза. Буржуазная пропаганда представляла наших людей в виде врагов и грубых варваров. Эффективным противодействием этому стали зарубежные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, показывали ее реальную военную мощь и культуру наших моряков. Это способствовало укреплению доверия и уважения к России.

И вот, в начале 1953 года советские ВМС (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ) получили приглашение принять участие в торжественном морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время визит в военно-морскую базу одного из наиболее вероятных противников. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии «68-бис» - «Свердлов» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Интересно, на флоте в тот период было немало опытных командиров, но это чрезвычайно ответственное задание доверили О.И. Рудакову. Его вызвали в Москву на прием к министру обороны Н.А. Булганину, который поставил задачу - быть на военно-морском параде лучшим! И Рудаков с блеском выполнил её. Он был единственным из командиров иностранных кораблей, который буквально влетел на Спитхедский рейд без помощи лоцмана и встал на якорь за время в три раза меньшее, чем было отведено на подобную процедуру в Британском флоте.

Крейсера проекта 68-бис

Постройка легких крейсеров проекта 68-бис, типа «Свердлов», производилась в рамках первой послевоенной программы кораблестроения, принятой в 1950 году. При ее разработке исходили из экстренной необходимости усиления флота и оживления судостроительной промышленности. К постройке было запланировано 25 кораблей, но в строй ввели - 14. Вплоть до середины 1960-х годов крейсера проекта 68-бис составляли основу мощных флотских группировок, способных вести боевые действия, как в прибрежных морях, так и на просторах мирового океана.

По совокупности боевых характеристик, легкие крейсера проекта 68-бис были, как минимум, на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. По сравнению с тяжелыми крейсерами, они несли более легкую артиллерию калибром 152-мм, вместо 203-мм. Но высокая эффективность их орудий компенсировала меньший вес снаряда, зато были обеспечены хорошие мореходные качества и повышена живучесть корабля. Для своего времени это была определенная вершина эволюции военно-морской техники.

При разработке этого проекта стремились создать корабль нового поколения с учетом опыта войны и возникших новых задач. После 1945 года не было ни одного боестолкновения крупных кораблей, зато в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов оказалось соизмеримым с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе Второй мировой войны. Исходя из этого, артиллерия крейсера была прекрасно приспособлена для стрельбы по береговым целям. Хорошо продуманным и достаточно мощным было и его зенитное вооружение.

Олимпий Иванович Рудаков


Портрет О.И. Рудакова
Фотография 1950-х годов

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. Окончив в 1937 году Высшее военно-морское училище, он в составе экипажа линкора «Марат» прибыл в Англию для участия в военно-морском параде 1937 года на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. Затем проходил службу на эсминцах Северного флота. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный».

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. Большинство экипажа было снято на другие корабли. При этом командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Дело о гибели «Сокрушительного» рассматривал военный трибунал. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков был отозван на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

Прибытие в Портсмут

За сутки до выхода крейсера «Свердлов» из Балтийска на корабль прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу, он заявил: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»



Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы точно встать в парадный строй. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль к месту якорной стоянки, которое должно было быть обозначено сигнальным буем с государственным флагом СССР. «Свердлов» подошел к указанной точке, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет.

Теперь надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса отличной считалась постановка за 45 минут. Взоры всех присутствовавших на рейде обращены к советскому крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры. Американский крейсер встал на якорь за 2 часа, французский – за 4 часа, а завершения постановки шведского просто устали ждать. «Свердлов» встал на якорь за 12 минут. Это произвело настоящую сенсацию. Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет.

Военно-морской парад

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно привлекал большое внимание населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.



Крейсер «Свердолов» на морском параде в Портсмуте

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным «Ура!» После парада на флагмане эскадры состоялся прием. Старшие офицеры не приглашались, однако О.И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых.

Дружественный визит нашего крейсера в Англию прошел очень успешно. По сообщению советского посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера «Свердлов» в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его ждала торжественная встреча. Министр обороны СССР Н.А. Булганин лично вручил награды каждому члену экипажа. О.И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Заключение

После визита крейсер «Свердлов» сразу же стал известен на всю Европу. Он еще много лет находился в боевом строю, совершив несколько заграничных визитов. Однако физическое и моральное старение корабля привело к тому, что 30 мая 1989 года он был исключен из боевого состава флота, а затем продан индийской фирме для разделки на металл. К концу 2001 года в составе флота не осталось ни одного крейсера пр. 68-бис. Олимпий Иванович Рудаков более 20 лет служил на различных командных должностях Военно-Морского флота, и скончался в 1974 году в Ленинграде.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Скалкин Ф. Фертоинг на Спитхеде. Газета «Московская правда» 4.06.1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.
  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Корабли Императорского флота России, советского ВМФ и современной России регулярно посещают иностранные порты с дружественными визитами. Зачастую это не привлекает особого внимания общественности, но этот визит крейсера «Свердлов» в Англию сразу и заслуженно стал мировой сенсацией. Его до сих пор вспоминают с гордостью за наш флот и наших моряков...


Усовершенствованный вариант крейсеров проекта 68-К. Всего планировалось построить 25 единиц, но была заложена 21, вступилц в строй 14. 7 недостроенных кораблей проекта 68-бис-ЗИФ («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Таллин», «Варяг», «Козьма Минин» и «Дмитрий Донской») вместо 37-мм орудий должны были нести по 6 более мощных 57-мм четырехствольных автоматических установок ЗИФ-68, иметь полное водоизмещение 16 780 т, мощность 110 000 л.с. и экипаж 1224 человека. «Адмирал Нахимов» в опытном порядке впервые в нашем флоте получил на вооружение ПКРК. «Дзержинский» в 1957 -1958 гг. перестроен по проекту 70-Э, став первым крейсером, оснащенным ЗРК. «Жданов» и «Адмирал Сенявин» в 1966 - 1972 гг. превращены в крейсера управления (проекты 68-У1 и 68-У2). На «Октябрьской Революции», «Адмирале Ушакове» и «Михаиле Кутузове» усилено зенитное вооружение за счет дополнительной установки 8x2 30-мм орудий АК-230 (проект 68-А). В настоящее время сохраняется единственный корабль серии - «Михаил Кутузов» (на консервации в Севастополе).


Крейсер «СВЕРДЛОВ», 70-е гг.



Крейсер «ДЗЕРЖИНСКИЙ», 60-е гг.



Крейсер «ЖДАНОВ», 1988 г.


СВЕРДЛОВ (заводской № 408). 3.1 2.1 947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 5.1 0.1 949 г. заложен на заводе № 1 89, спущен 5.7.1950 г., вступил в строй 15.5.1952 г. и 31.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 11 - 18.6.1 953 г. и 1 2 - 1 7.1 0.1 955 г. нанес визиты в Портсмут (Великобритания), 20 - 25.7.1956 г.-в Роттердам (Голландия), 5 - 9.1 0.1973 г. и 27.6 - 1.7.1 975 г.- в Гдыню (Польша), 1 6 - 22.4.1974 г.-в Алжир, 21 - 26.6.1974 г.-в Шербур (Франция), 5 - 9.1 0.1 976 г.- в Росток (ГДР) и 21 - 26.6.1 976 г.- в Бордо (Франция). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. В период с 24.12.1960 г. по 14.7.1961 г. и с 12.2.1966 г. по 29.4.1 966 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 1 1.2.1972 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 7.2.1 977 г. вторично поставлен на капитальный ремонт, 1 4.2.1 978 г. вновь законсервирован и поставлен в Лиепае на долговременное хранение, а 30.5.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.10.1989 г. расформирован и в 1990 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

ДЗЕРЖИНСКИЙ (заводской № 374). 3.1 2.1 947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.12.1948 г. заложен на заводе № 444, спущен 31.8.1950 г., вступил в строй 18.8.1952 г. и 30.8.1 952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. модернизирован и перестроен на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 70-Э и 3.8.1961 г. переклассифицирован в учебный КРЛ. 20 - 26.8.1964 г. нанес визит в Констанцу (Румыния), 10 - 1 4.7.1 967 г.- в Порт-Саид (Египет), 9 - 1 2.8.1 969 г.- в Варну (Болгария), 26 - 30.4.1971 г.- в Гавр (Франция), 14- 18.1 2.1971 г.- вЛатакию (Сирия), 30.6 - 4.7.1 977 г.- в Тунис, 20 - 25.10.1978 г.- в Пирей (Греция) и 16 - 20.1 1.1978 г.- в Стамбул (Турция). 5 - 30.6.1 967 г. и 5 - 24.1 0.1 973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 19.2.1980 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, а 1 2;1 0.1 988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 9.2.1988 г. расформирован.

ОРДЖОНИКИДЗЕ (заводской № 600). 3.1 2.1 947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 9.1 0.1 949 г. заложен на заводе № 1 94, спущен 1 7.9.1950 г., вступил в строй 1 8.8.1 952 г. и 31.8.1 952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 10 - 14.7.1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия), 18 - 27.4.1 956 г.-в Портсмут (Великобритания), 1 - 8.8.1 956 г.-в Копенгаген (Дания) и 7 - 11.8.1958 г.-вновь в Хельсинки. С 24.1 2.1 955 г. входил в состав КБФ и с 1 4.2.1961 г.- в состав ЧФ. 5.4.1962 г. убыл из Севастополя для передачи ВМС Индонезии и 5.8.1962 г. прибыл в Сурабайю, а 24.1.1963 г. исключен из состава ВМФ СССР и 29.1.1963 г. расформирован. Впоследствии под наименованием «Irian» входил в состав ВМС Индонезии, а в 1972 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

ЖДАНОВ, с 21.2.1989 г-КРУ-101 (заводской № 419). 1.1 2.1 948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.2.1950 г. заложен на заводе № 189, спущен 27.12.1950 г., вступил в строй 31.1 2.1 952 г. и 25.1.1 953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 31.2.1970 г.- в состав КЧФ. 12- 1 8.9.1 957 г. и 1 2 - 1 7.5.1 975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 21.9 - 1.10.1 957 г.- в Латанию (Сирия), 3 - 7.7.1975 г.-в Тулон (Франция), 11 - 1 7.9.1 976 г.- в Мессину (Италия), 1 0 - 1 4.1 0.1 983 г.- в Пирей (Греция) и 10 - 14.4.1 984 г.- в Триполи (Ливия). 27.3.1 960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, но 21.1 2.1 965 г. расконсервирован и вновь введен в строй, в 1 971 г. модернизирован, перестроен в Севастополе на «Севморзаводе» по проекту 68-У1 и 27.1 2.1971 г. переклассифицирован в КРуправления. В период с 7.2.1 977 г. по 3.8.1977 г. и с 12.9.1986 г. по 13.6.1988 г. прошел на «Севморзаводе» капитальный ремонт, после чего был выведен в резерв и поставлен в Севастополе на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и в феврале 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (заводской № 625). 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.5.1 950 г. заложен на заводе № 194, спущен 7.6.1951 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 15.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 25.1 2.1 964 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе под Мурманском на отстой, но 15.12.1970 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 30.5.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1 2.1989 г. расформирован.

АДМИРАЛ НАХИМОВ (заводской № 375). 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1950 г. заложен на заводе № 444, спущен 29.6.1 951 г., вступил в строй 27.3.1 953 г. и 8.2.1 953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5 - 4.6.1 954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). С 1 955 г. использовался в опытовых целях для испытаний противокорабельных ракет, а 28.7.1960 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1961 - 1962 гг. на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.

АДМИРАЛ УШАКОВ (заводской № 626). 9.1 1.1 950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.2.1951 г. заложен на заводе № 194, спущен 29.6.1952 г., вступил в строй 8.9.1953 г. и 19.9.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.1 2.1 955 г. входил в состав КБФ, 3.11.1 956 г. перечислен в состав СФ, а 5.1 0.1 963 г.- в состав ЧФ. 1 6 - 21.4.1 954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция), 6 - 1 2.3.1 973 г.- в Латанию (Сирия), 1 5 - 19.10.1973 г.-в Таранто, 19 - 22.10.1973 г.- в Мессину (Италия) и 7 - 10.8.1981 г.-в Варну (Болгария). 1 8.2.1 964 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 15.2.1971 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 27.6.1971 г. по 1 6.1 2.1 971 г. модернизирован и перестроен на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 68-А. 28.2.1 983 г. вторично выведен в резерв и законсервирован в Севастополе, а 1 6.9.1 987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1 992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ (заводской № 626). 9.11.1 950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.2.1952 г. заложен на заводе № 194, спущен 29.6.1 952 г., вступил в строй 30.1 2.1953 г. и 1 8.2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.1 2.1955 г. входил в состав КБФ, 27.2.1 956 г. перечислен в состав СФ, а 22.1 0.1 956 г. после перехода летом - осенью 1 956 г. по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ. 26.3.1 963 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Советской Гавани на отстой, но 18.3.1972 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 18.9.1980 г. по 3.2.1986 г. прошел на «Дальзаводе» во Владивостоке капитальный ремонт, а 1 2.10.1 986 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1 988 г. расформирован и в 1 991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ (заводской № 436). 26.2.1951 г. заложен на заводе № 1 89 и 31.8.1 951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 15.5.1952 г., вступил в строй 31.12.1953 г. и 18.2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 12- 17.10.1955 г. нанес визит в Портсмут (Великобритания) и 26 - 31.5.1 981 г.- в Аден (Южный Йемен). С 24.1 2.1 955 г. входил в состав КБФ, 27.2.1956 г. перечислен в состав СФ, а 22.1 0.1 956 г. после перехода летом - осенью 1956 г. по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ. 1.12.1986 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15.12.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 9.4.1 990 г. расформирован и в ноябре 1 991 г. прОдан частной фирме Индии для разделки на металл.

АДМИРАЛ СЕНЯВИН (заводской № 437). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.10.1951 г. заложен на заводе № 189, спущен 22.12.1952 г., вступил в строй 30.11.1954 г. и 1 8.1 2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24.2.1 955 г. перечислен в состав СФ, а 7.9.1955 г. после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ. 17 - 21.11.1959 г. нанес визит в Сурабайю (Индонезия), 14 - 1 9.1.1 973 г.- в Бомбей (Индия), 1 5 - 20.3.1 973 г.- в Могадишо (Сомали), 20 - 24.1 2.1 973 г.- в Порт-Луи (Маврикий) и 5 - 10.11.1 979 г.-в Хайфон (Вьетнам). В период с 31.1 2.1 966 г. по 24.7.1 972 г. модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 68-У2 и 1 3.3.1 973 г. переклассифицирован в КРуправления, а 30.5.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15.12.1989 г. расформирован и в 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

МОЛОТОВСК, с 3.8.1957 г.-ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (заводской № 301). 15.7.1952 г. заложен на заводе № 402 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25.5.1954 г., вступил в строй 30.11.1 954 г. и 1 8.1 2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 - 7.8.1 956 г. и 30.8 - 3.9.1958 г. нанес визиты в Осло (Норвегия), 8 - 12.8.1956 г. и 8 - 1 2.9.1958 г.- в Гетеборг (Швеция). 8 - 13.5.1 970 г.- в Шербур (Франция), 17 - 22.8.1971 г.- в Копенгаген (Дания), 20- 24.7.1978 г. и 27 - 30.6.1980 г.-в Гдыню (Польша), 8 - 1 0.10.1978 г., 4 - 9.1 0.1 979 г. и 9 - 14.8.1982 г.- в Росток (ГДР). 1 6.1 2.1 960 г. перечислен в состав КБФ. 27.3.1 961 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, но 29.4.1 966 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 1 6.11.1 968 г. по 25.1 2.1 969 г. модернизирован и перестроен на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 68-А. 1 7 - 23.7.1 970 г. и 25.9 - 1.10.1 972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 17.5- 25.6, 5-9.7.1971 г. и 8 - 12.9.1972 г- вооруженным силам Египта. 1 6.9.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1 988 г. расформирован и в 1 988 - 1 990 гг. на базе «Главвторчермета» в Ленинграде разделан на металл.

МИХАИЛ КУТУЗОВ (заводской № 385). 9.11.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1951 г. заложен на заводе № 444, спущен 29.1 1.1 951 г., вступил в строй 30.1 2.1 954 г. и 31.1.1 955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5 -4.6.1956 г. и 30.8 - 3.9.1964 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 5 - 10.6.1956 г. и 30.8 - 3.9.1957 г.- в Дуррес (Албания), а 2- 13.8.1964 г.-в Варну (Болгария). 1.6 - 31.6.1967 г. и 1.8 - 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3 - 31.7.1 970 г.- вооруженным силам Сирии. В период с 1.1 2.1 986 г. по 1 989 г. модернизирован и перестроен на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 68- А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.

ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ (заводской № 445). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.2.1 952 г. заложен на заводе № 189, спущен 25.6.1953 г., вступил в строй 31.12.1954 г. и 31.1.1955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24.2.1 955 г. перечислен в состав СФ, а 7.9.1955 г. после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток - в состав ТОФ. 21 - 26.6.1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай), 28 - 31.3.1 968 г.- в Мадрас и 3 - 6.4.1 968 г.- в Бомбей (Индия), 1 7 - 24.4.1968 г.- в Могадишо (Сомали), 11 - 1 9.5.1 968 г.- в Умм- Каср (Ирак), 25.5- 2.6.1968 г.-в Карачи (Пакистан), 5 - 9.6.1 968 г.- в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1 968 г.- в Аден (Южный Йемен) и 6 - 11.7.1 968 г.-в Коломбо (Шри Ланка). В период с 25.4.1 969 г. по 23.1 0.1 970 г. и с 1.2.1 980 г. по 1.1.1 985 г. прошел на «Дальзаводе» во Владивостоке капитальный ремонт, 30.1.1979 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой, а 5.3.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 6.9.1 987 г. расформирован и в 1 990 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

МУРМАНСК (заводской № 302). 28.1.1 953 г. заложен на заводе № 402 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 24.4.1955 г., вступил в строй 22.9.1955 г. и 6.10.1 955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 17 - 21.1 0.1 964 г. нанес визит в Тронхейм (Норвегия) и 1 0 - 14.5.1978 г.-в Бордо (Франция). 1.1 1.1970 Г.-31.7.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28.1.1 972 г. по 30.11.1 973 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт, 1.12.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе наотстой, аЗ.7.1 992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

ЩЕРБАКОВ (заводской № 627). В июне 1 951 г. заложен на заводе № 194 и 31.8.1 951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 1 7.3.1 954 г., но 2.9.1 959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

АДМИРАЛ КОРНИЛОВ (заводской № 395). 31.8.1 951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.11.1951 г. заложен на заводе № 444, спущен 1 7.3.1 954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

КРОНШТАДТ (заводской № 453). В апреле 1 953 г. заложен на заводе № 189 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1 954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исклю чен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

ТАЛЛИН (заводской № 454). 28.9.1953 г. заложен на заводе № 1 89 и 25.8.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.5.1955 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

ВАРЯГ (заводской № 460). 5.2.1954 г. заложен на заводе № 189 и одновременно зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 5.6.1 956 г., но 2.9.1 959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

КОЗЬМА МИНИН, с 25.9.1 953 г.- АРХАНГЕЛЬСК (заводской № 628/303). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в июне 1 952 г. заложен на заводе № 1 94, спущен осенью 1953 г. и отбуксирован на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу на завод № 402 для достройки, но 2.9.1 959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ, с 25.9.1953 г.- ВЛАДИВОСТОК (заводской № 629/304). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в апреле 1 953 г. заложен на заводе № 1 94, спущен осенью 1953 г. и отбуксирован на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу на завод № 402 для достройки, но 2.9.1 959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

Примечание: кроме указанных, намечались к постройке КРЛ заводские № 631 (завод № 194) и № 396 (завод № 444), заказы на которые были аннулированы.

Водоизмещение: полное 16 300, стандартное 13 230 т; длина 210 м, ширина 22 м, осадка 7,3 м. Мощность ПТУ 2x68 500 л.с.; скорость хода: максимальная 33, экономическая 16 уз; дальность плавания экономическим ходом 9000 миль. Вооружение: 4x3 152-мм МК-5-бис, 6x2 100-мм СМ- 5-1 и 16x2 37-мм В-11 орудий, 2x5 533-мм ТА. Бронирование: борт 100, палуба 50, башни 175, рубка 130 мм. Экипаж 1270 человек. «ДЗЕРЖИНСКИЙ» (ПРОЕКТ 70-Э) Водоизмещение: полное 16 800, стандартное 13 650 т; мощность 2x55 000 л.с. Вооружение: 1x2 ПУ ЗРК С-75 («Волхов»), 3x3 152-мм МК-5-бис, 6x2 100-мм СМ-5-1 и 16x2 37-мм В-11 орудий. «ЖДАНОВ» и «АДМИРАЛ СЕНЯВИН» (ПРОЕКТ 68-У) Водоизмещение: полное 17 210, стандартное 13 900 т; мощность 2x55 000 л.с.

Вооружение: 3x3 (на «Адм.Сенявине» 2x3) 152-мм МК- 5-бис, 6x2 100-мм СМ-5-1 и 16x2 37-мм В-11,4x2 (на «Адм. Сенявине» 8x2) 30-мм АК-230 орудий, 1x2 ПУ ЗРК «Оса».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то