Новые школы: без парт, классов и учителей. Десять главных изменений в образовании будущего Какой будет школа через 20 лет

Перемены сегодня происходят очень быстро: стремительно развивается наука, появляются новые технологии, создаются прогрессивные приложения для электронных устройств. Все это отражается на нашей повседневной жизни: меняют свой облик здания, магазины, торговые центры, транспортные средства и, конечно же, школы и другие учебные заведения.

Сегодня школа стала совсем другой, по сравнению с тем, какой она была 20 лет назад. Попробую представить, что могло бы измениться в ней еще через 20 лет.

В первую очередь, думаю, перемены произойдут в сфере электронных технологий. Скоро все забудут про доски с мелом и маркерами, поскольку на смену им придут интерактивные панели с сенсорным управлением.

Система ведения отчетности и проверки домашних заданий через 20 лет также будет полностью автоматизирована. Никаких классных журналов и сочинений от руки, все это - только на компьютере.

Письменное конспектирование также, вероятно, в скором времени станет менее актуальным. Многие ученики уже сейчас пользуются ноутбуками и диктофонами для записи того, что говорит учитель. Думаю, дальше эти традиции также будут продолжены и найдут свое развитие.

Возможно, в школе будут введены пропуска, способные передавать информацию родителям о том, в каком помещении находится их ребенок. Личное общение учителей с учениками и их представителями во внеурочное время, вероятно, будет происходить при помощи аналогов таких приложений, как Skype или Viber. Это позволит проводить родительские собрания и решать другие вопросы дистанционно.

Конечно же, изменения произойдут и в образовательной программе: в нее будут добавлены новые предметы, соответствующие потребностям времени. Вот такой я вижу нашу школу в будущем. Думаю, что тогда, когда у меня появятся собственные дети, я смогу узнать, насколько был прав, размышляя на эту тему в своем эссе.

Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон. Родители ведут своих деток в первый класс и явно нервничают.

Все как всегда – ничего не изменилось. Ничего, кроме того, что я уже не в роли школьницы иду в стены родной школы, а веду свою дочурку в первый класс. С самого утра она мельтешила по дому в поиске любимых бантиков, а потом дорогой бежала с огромным букетом и держа меня за руку. И вот мы на пороге… На первый взгляд ничего не изменилось даже стенды висят те самые, но если присмотреться и потормошить память, то многое уже не то. Стены из розового перекрасили в бирюзовый цвет, а так даже и лучше, почему нельзя было раньше так сделать? Двери! Двери были белые и старые, а сейчас новые стоят модные с блестящими ручками, видать спонсор постарался или опять родители.

Быстро пройдя коридор, я не успела толком все осмотреть, как мы дошли к классу. И каково было мое удивление, когда я увидела свою любимую классную руководительницу Веру Павловну. Все та же милая женщина низенького роста с кудрявым рыжеватым волосом и добрым лицом, но на 20 лет старше. Невероятно, но моя Полина попала именно к ней в класс. Как я уже узнала позже, это был ее последний набор, выпустит их и на пенсию. Громкий звонок не дал нам дольше поговорить – позвал на линейку.

Линейка, как и прежде, длилась мучительно долго, только в этот раз я, почему-то еле сдерживала слезы, а не поглядывала на часы, с мыслью ну когда уже она закончится. Не могу сказать от чего мне хотелось плакать толи от радости за дочку толи от тоски за школой, но сердце выпрыгивало из груди.

Я, однако, окинула взглядом всех учителей и заметила что много новых, но и знакомые лица я так, же узнала. Петрович – наш физрук, отличный мужик с ним так весело было. Марья Ивановна – химичка, она хоть и хорошая женщина, но не любили ее из-за предмета, который она преподавала. Биолог – Владимир Федорович, тот еще чудак. А некоторых я так и не вспомнила, стыдно так стало, перед самой собой стыдно, ведь я была, еще та оторви голова. А сейчас такая леди на высоких каблуках и строгом платье, не зря меня Вера Павловна не узнала без спортивного костюма.

Не изменилась моя школа, разве что чуть-чуть. Это мы изменились, а ведь 20 лет назад я совсем не так себе все представляла. Как же меняется мировоззрение спустя столько лет.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Тоска сочинение 9 класс

    Творчество Антона Павловича Чехова не может никогда оставить в покое читателей, ибо те проблемы, что затрагиваются в его рассказах, необычайно жизненны и актуальны. Проблема равнодушия была поднята

  • Сочинение Образ затерянного города в пьесе Гроза Островского

    Александр Николаевич Островский был рожден в торговом районе столицы, там же он провел свои юные годы. Прибежище «тёмного царства» он знал не понаслышке. Для того чтобы передать читателю истинную картину действительности

  • Сочинение Любовь Любимовна в рассказе Муму Тургенева

    Образ Любви Любимовной в произведении Тургенева “Муму” вышел довольно неоднозначным, ведь автор имел цель специально сделать его именно таким.

  • В чем вина и беда барыни из рассказа Муму сочинение

    Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают

  • Анализ пьесы Вампилова Утиная охота

    Произведение по жанровой направленности представляет собой драматическую пьесу, в которой воплотились авторские размышления о судьбах русских людей, переживших эпоху застоя.

Свою школу в будущем я представляю большим красивым зданием. Возможно, оно будет чуть иной формы, чем сейчас - округлой, например. На стенах здания будут изображения картин или животных. Все окна будут зеркальными, отражающими солнечный свет. Мне нравится, когда возле школы растут деревья, и в будущем, я думаю, именно так и будет. Клумбы с цветами, фруктовые деревья и различные кусты буду опоясывать здание школы, даря прохладу в летний день и уют.

Внутри школы я представляю себе множество картин. На первом этаже большой телевизор, транслирующий развлекательные программы, чтобы на перемене можно было мысленно отдохнуть. Все классы будущей школы оборудованы компьютерной техникой. Учебники будут на электронных носителях, чтобы не так тяжело было носить их на себе в рюкзаке.

В будущей школе все ученики ходят в форме, также как и учителя. У каждой школы своя форма, чтобы можно было сразу понять, кто где учиться. В школьном буфете все можно получить в автоматах, это позволит не создавать очереди. Помимо этого я думаю, что в школе будущего будет просторный спортзал, имеющий все необходимое для занятий различными видами спорта. Там можно будет открыть спортивные секции, позволяющие заниматься спортом после уроков. Также в школе будет вместительный бассейн, дающий возможность позаниматься плаванием или водными видами спорта.

Свою школу в будущем я представляю большим красивым зданием. Возможно, оно будет чуть иной формы, чем сейчас - округлой, например. На стенах здания будут изображения картин или животных. Все окна будут зеркальными, отражающими солнечный свет. Мне нравится, когда возле школы растут деревья, и в будущем, я думаю, именно так и будет. Клумбы с цветами, фруктовые деревья и различные кусты будут опоясывать здание школы, даря прохладу в летний день и уют.

Внутри школы я представляю себе множество картин. На первом этаже большой телевизор, транслирующий развлекательные программы, чтобы на перемене можно было мысленно отдохнуть. Все классы будущей школы оборудованы компьютерной техникой. Учебники будут на электронных носителях, чтобы не так тяжело было носить их на себе в рюкзаке.

В будущей школе все ученики ходят в форме, также как и учителя. У каждой школы своя форма, чтобы можно было сразу понять, кто где учиться. В школьном буфете все можно получить в автоматах, это позволит не создавать очереди. Помимо этого я думаю, что в школе будущего будет просторный спортзал, имеющий все необходимое для занятий различными видами спорта. Там можно будет открыть спортивные секции, позволяющие заниматься спортом после уроков. Также в школе будет вместительный бассейн, дающий возможность позаниматься плаванием или водными видами спорта.

А самое главное, в школе будущего будут самые добрые и отзывчивые учителя, и послушные ученики, стремящиеся к знаниям. Вот такой я представляю школу в будущем.

В первые выходные февраля по традиции в городах и сёлах нашей страны проходят встречи выпускников школ. В этом году исполнится 20 лет с того момента, когда я и мои одноклассники отправились с порога школы №5 во взрослую жизнь. У каждого из нас жизнь эта сложилась по-разному. Многие добились значительных высот, а кто-то наоборот, опустился на дно.
Сегодня я приглашаю вас на виртуальную встречу моих одноклассников. Давайте посмотрим как оно всё было когда-то.

1. Все фотографии сняты мной в разное время, разными камерами и могут быть не совсем качественными, поэтому заранее приношу свои извинения.
Это наша средняя школа №5. Постоена она была где-то в конце 70-х годов. Район наш в то время был новый и школа была первоклассной и самой передовой во всём. У нас были специальные классы по матеметике, английскому, физике. При школе работала мастерская по производству мебели из дерева и замков из металла.

2. В школе был современный спорт-зал, стадион и каток. Потом катка не стало, пропали бортики для игры в хоккей.

3. В детстве я часто болел и был хилым ребенком. Где-то после четвертого класса я решил заняться спортом и иметь пятёрку по физкультуре, чтобы стать круглым отличником. С тех пор перекладина стала для меня своеобразным пропуском в спортивный зал, зашёл - подтянулся, на выходе тоже.

4. Однако меня не брали на соревнования, поскольку никакими спортивными данными я не обладал. В хоккейную сборную взяли меня только после вмешательства родителей. Я, придя домой из школы, расплакался и рассказал маме о своём великом "хоккейном горе", ну а она уже потом поговорила с физруком. Правда на лёд меня выпустили только в перерыве, а потом просидел всю игру на скамейке запасных. Так во мне умер великий хоккеист. Но подтягиваться я не перестал. Сейчас легко делаю норматив в 12 раз.
Внизу на снимке один из физруков школы Петренко Алексей Алексеевич. Это он рассказал нам о НБА и культуризме. Он - тот человек, который открыл в школе "качалку" и благодаря которому, я хожу в спорт зал три раза в неделю по сей день. Делаю всё как он учил: 3 подхода по 12 повторений.

5. Наша дворовая команда после победы в школьной эстафете. Игорь Перко, Максим Котов, Саша Евдокимов, Вадим Каптилович, Сергей Поляков и я.

6. За те десять школьных лет было многое. Сейчас даже и не вспомнишь всё. Может только самое главное: первая учительница Бобко Вера Петровна. По русскому у меня была крепкая четвёрка. "Тебе, Дима, никогда не написать на пять", - говорила она, и видимо поэтому я стал писать сочинения. Пусть с ошибками, но это было неким прорывом. Затем были конкурсы стихов, олимпиады по русскому языку и литературе. Может и этот блог тоже результат тех стремлений "доказать" учителю, что я смогу. Складывается такое впечатление, что вся система образования была построена на том, что тебе говорят - "не получится", а ты, вопреки всему, добиваешься результатов.
Восьмой класс, 1991-й год.

7. С одноклассниками мы ходили на последние демонстрации 7 Ноября. На дворе перестройка, а на мне куртка-варёнка из Польши и "турецкий" свитер.

8. Это мой лучший друг детства - Саша Евдокимов. Мы жили с ним в одном доме и когда родители привели нас в первый класс, нас определили в разные классы. На переменке Саша нашёл меня и привёл в 1-й Б, сказав учительнице, что мы друзья и будем учиться вместе.

9. С тех пор все 10 лет мы были "не разлей вода". Сидели за одной партой, давали списывать друг другу домашние задания, вместе прогуливали уроки. Это мы перед поездкой "на картошку". Модные по тем временам жакеты, которые мы делали из старой школьной формы, отрезав рукава и нацепив значки. У меня на руке напульсник с металическим заклёпками. На ногах импортные кроссовки.

10. Фотошопа в то время небыло и коллажи я делал своими руками, фотографируя и вырезая снимки. Проявлял в полной темноте. Получались такие вот шедевры. Саше тогда нравилась Таня, ну мы и шутили по этому поводу.

11. Таня Малявко - староста класса. Организатор и единственная из нас, кого приняли в комсомол. Остальных не успели, организация, как и страна развалились. Но нам удалось побывать в октябрятах и пионерах.

12. Миша Курбатов - его дом стоял около вокзала, в центре города. Там мы собирались и слушали Цоя на его магнитофоне.

13. Оля Смоляк - самая высокая девушка в нашем классе.

14. Оля Сорокопыт. Ох и много сердец разбилось о порог её дома. А сколько было драк и потасовок, за право дружить с Олей.

15. Вика Бричковская - самая загадочная девушка в нашем классе. На занятиях бывала редко, но экзамены сдавала все. Говорили, что у неё был какой-то очень влиятельный покровитель.

16. Наташа Колодко - всегда весёлая, душа компании.

17. Вадим Каптилович - замечательный игрок в футбол, на стадионе мог пропадать часами.

18. Игорь Перко - очень деловой товарищ, первый в классе, кто научился водить автомобиль. Все мальчишки ему тогда очень завидовали и просили приехать в школу на отцовской машине. Сейчас начальник ГАИ.

19. Мне довелось побывать в школе через много лет после её окончания. Так выглядит коридор школы.

20. Дверь в наш 11-й Б класс.

21. Класс у нас был тематический - кабинет физики. Здесь мы изучали законы строения Вселенной, писали лабораторные, сдавали экзамены. В 6-м классе я захотел взять учебник по астрономии в библиотеке, но мне его не дали, сказав что мал ещё. Посоветовали прийти через 4 года. Но я всё-равно его тайком из библиотеки вынес. Долго никому не показывал, пока не изучил весь.

22. Николай Петрович Моисеенко - учитель физики. Первый велосипедный поход, взгляд на Луну в телескоп, программа для калькулятора, альбомы Битлов, - всё это показал нам именно он. А ещё он придумал такую систему вариантов своих контрольных, чтоб никто не мог списать у рядом сидящего. Мне иногда приходилось решать их все восемь за 45 минут, чтоб помочь товарищам, ведь астрономию я знал ещё с шестого класса. Это его подсобка. Казалось, что все секреты мира хранятся за той дверью. Сколько интересных приборов стоит на полках и всё работает уже много лет.

23. Я не поверил своим глазам - на этом стуле сидел я.

24. Сделан он был в 1982 году.

25. Наш классный руководитель Новик Анна Леонидовна - учитель белорусского языка и литературы и её сегодняшний класс. Никогда не мог привыкнуть к её "русской" речи. Раньше на стенах висели портреты писателей и политических деятелей, теперь остался один. Сами знаете какой.

26. Ох и тяжело ей было с нами наверное, ведь взяла она нас в 9-м классе, когда мы все уже были с характером.

27. Сегодняшний класс информатики и его преподаватель кубинец Карлос. В наше время стояли ЭВМ "Агат" с двумя играми "Парашютист" и "Змейка".

28. Новая учительница. К сожалению имя не записал.

29. Мой преподаватель английского языка - Сергеева Ирина Александровна. С её сыном и моим одноклассником Женей мы иногда хулиганили в школе, за что ему доставалось больше других. Кто тогда мог подумать, что по-английски я буду говорить чаще, чем по-русски.

30. Ну а теперь о печальном. Школа наша очень старая, а образование в стране государственное. У государства за 20 лет так и не нашлось денег, чтобы отремонтировать Школу.

31. Унитазы в туалетах по-прежнему разбиты.

32. Крыша протекает.

33. Текут трубы под умывальниками.

34. Нет кранов.

35. Нечем крыть крышу.

36. Это наш завуч Барсуков Олег Петрович и директор школы Быстрик Александр Степанович. Эти люди делают всё возможное, чтобы дети получили образование, в первую очередь, и стараются поддерживать школу в рабочем состоянии. Учитель должен учить, а краны должен чинить водопроводчик. Если будет наоборот, то получится так, как сейчас получилось в одной маленькой стране.

37. С Александром Степановичем мы ещё долго разговаривали о школьных проблемах и делах, вспоминали былые времена. Рассматривали классные журналы прошлых лет. Он незаурядный человек, очень прогрессивно-мыслящий. Александр Степанович пользовался среди нас огромным уважением и между собой мы называли его "шеф". Его слово было для нас законом. Чего не скажешь о городской администрации, не любили его там, за то, что в Школе не растили идеологических болванов, а воспитывали свободно мыслящих людей. Видимо поэтому денег Школе и не давали. Но ничего, Александр Степанович, главное дело ведь не в деньгах, а в правде. А у кого правда, тот сильнее.

Писать о Школе можно много и долго. Сложно вложить все 10 лет в один пост. Очень хотелось бы узнать о том как сложилась жизнь у моих одноклассников. Где они сейчас, чем занимаются? Вся информация, которая есть на одноимённом сайте мне конечно доступна, но там единицы, а нас было 26 в классе. В историю школы мы вошли как самый "медальный" класс - 16 золотых и серебряных медалистов, победители областных и республиканских олимпиад. По окончании школы многие продолжили получать высшее образование, поступив в самые престижные вузы нашей страны. С 20-летием вас, мои одноклассники!

P.S. Не обижайтесь если кого-то не упомянул, фото выложил только те, что смог найти в своих архивах.

Update: Передали, что каток уже восстановили. С туалетами и крышей тоже всё уже в порядке, ведь стране больше не нужны свободные люди и Александр Степанович больше не Директор средней школы №5...

Оставайтесь на связи. Скоро вернусь.


Образование играет основную роль в развитии социального индивидуума. Его развитие не имеет возможности стоять на месте, его задача - шагать в ногу со временем, другими словами - подвергаться инновациям, характерным для определенной эпохи.

Смысл любой инновации заключается в попытке создать подходы к образования нового поколения и применить их на практике. И, несомненно, любые инновации должны опираться и на требования современного общества и учитывать развитие политических, экономических, информационных сфер жизни человека.Среди основных направлений, которые должны учитывать те или иные инновации именно в образовательной сфере, можно выделить:

Образовательный процесс

Нравственное и психическое воспитание

Развитие личности

Адекватная гуманная структура санкций

На мой взгляд, в учебных заведениях через 20-30 лет занятия будут проводиться на добровольной основе и с более развитой системой квалифицирования. Это будет некая образовательная корпорация, задача которой - максимально разносторонне обучить личность, независимо от ее возраста, национальности, мировоззренческой деятельности. Единственное, чем нужно будет обладать потенциальному ученику такого учебного заведения - желание и упорство.

Педагоги будут преподавать свой предмет абсолютно по новым технологиям.

Так, ученики будут распределяться по уровню понимания и скорости образования на дистрикты, различие которых состоит лишь в темпе подачи информации. Задача преподавателя на этот момент будет такая же, как и в нынешнее время - подстраиваться под ученика, понимать его психику, пытаться расположить к себе.

Если же традиционные уроки отойдут на задний план, то они уступят место таким образовательным мероприятиям, как: походы в лаборатории, кратковременное обучение на основе более высшего учебного заведения, курсы дополнительной и основной квалификации, практика на основе предприятий.

Если затрагивать тему дистанционного обучения, то здесь нет абсолютно ничего нового. Обучение "онлайн" давно практикуется многими репетиторами и учителями. Да, еще нельзя получить среднее образование полностью дистанционно, но в интернете есть много предлагаемых вариантов получения заочного образования на основе высшего учебного заведения дистанционно.

Я считаю, что через 20-30 лет, скорее всего, образование многих стран подвергнется, максимум, только аналоговым инновациям, заключающимся в присоединении к уже известному методу обучения частного нововведения. Ретроинновации, которые подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени, искореняются и, многие согласятся, не имеют никакой актуальности. На данный момент в образовательной сфере действуют комбинированные инновации и будут действовать в любую эпоху, ведь их смысл - это объединение разных педагогических технологий и методов, в целях улучшения образовательной практики. Сущностные же инновации, подразумевающие внедрение в образовательную систему ранее не используемых нововведений, влияющих на саму суть образования, осуществятся, по моему мнению, не скоро, из-за экономического кризиса страны и невозможности мотивировать и "строить" образование России.

Наконец, хочу привести для заключения слова одного из моих любимых древнеримских политических деятелей - Гай Юлия Цезаря: "Великие дела нужно совершать, а не обдумывать бесконечно", и я с ним бесконечно прав, ведь предложений изменения структуры образовательной сферы - множество, но ни одну из них правительство воплотить либо не в силах, либо не имеет желания.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то