Констанца. Главные морские ворота Румынии. Констанца Порт констанция румыния

На что главный контейнерный хаб черноморского региона потратит 750 млн евро и почему голландцы хотят сделать Констанцу восточными портовыми воротами Европы.

Румынии в наследство от диктатора Чаушеску достался мега-порт, который никогда не выходил даже на 50-процентную загрузку мощностей в свои лучшие годы. Однако, его развитие никогда не останавливается. Сейчас в порту Констанца реализуются проекты на сумму более 750 млн евро. Если учесть что в последнее время помимо Констанцы конкуренцию украинским портам начали составлять также российские и прибалтийские гавани, то в случае реализации всех задуманных румынами проектов ситуация может существенно усугубиться не в нашу пользу.

Констанца может стать главными для Евросоюза «газовыми» воротами с востока - в случае, если будут реализованы планы по постройке альтернативного газопровода в обход России для транспортировки газа из Закавказья (проект трубопровода AGRI между Азербайджаном, Грузией и Румынией). Пока же одна из крупнейших черноморских гаваней заявляет о себе прежде всего как ведущий контейнерный порт в регионе, который в лучшие времена обслуживал до 1,5 млн TEU в год. Констанца также стала узловой точкой для перевалки сухих грузов и налива - 26 и 10 млн тонн в год соответственно, что больше, чем в любом из украинских портов. Через нее в обход украинских дунайских портов пошла часть российский транзитных насыпных грузов, а в прошлом году через Констанцу стал перегружать свое железорудное сырье и собственник Ferrexpo (контролирует Полтавский ГОК) Константин Жеваго.

Проекты развития Геополитическое и экономическое значение Констанцы вскоре может существенно возрасти. Уже несколько лет идет обсуждение проекта газопровода AGRI (Azerbaijan - Georgia - Romania Interconnector), который пройдет по территории трех стран для доставки топлива далее по Черному морю в Румынию через ее морские ворота и страны ЕС. В 2010 году главы государств подписали соответствующий меморандум, а в прошлом году министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе подтвердил, что все стороны соглашения сохраняют к нему активный интерес. К проекту пообещала присоединиться также Венгрия, ожидается, что интерес проявят и другие европейские страны, которые зависят от поставок "Газпрома" и желают создать свой путь к запасам каспийских энергоносителей.

Параллельно Румыния выступает и участником другого проекта альтернативного газопровода - Nabukko, но он постоянно откладывается. В случае, если AGRI будет реализован раньше Nabukko (сроки постройки последнего уже перенесены на 2018 год), порту Констанца нужно быть готовым принять в год около 8 млрд кубометров газа (такова запланированная мощность газопровода). Топливо по трубе будет доставляться до побережья Грузии, далее в сжиженном виде танкерами - до Констанцы, а затем, после трансформировки углеводородов вновь в газовое состояние, они пойдут по территории Румынии и Венгрии в Западную Европу.

Впрочем, подобным планам, в которых политики обычно больше, чем экономики, в самом порту пока не придают большого значения. Все реализуемые сейчас здесь проекты ориентированы больше на увеличение пропускной способности действующих терминалов и улучшения качества инфраструктуры. Развитие порта строится на основании долгосрочной транспортной стратегии Румынии на 2007-2013 годы. Согласно заложенным в ней показателям, общая стоимость всех запланированных на это время проектов составляет более 750 млн евро.

За деньги ЕС реализуются практически все проекты Констанцы, и без этого донорства порт может вообще остановить свое развитие

Одним из наиболее затратных является проект по созданию искусственного острова путем намытия территорий площадью 22,1 га. " Учитывая целый ряд запросов, полученных от румынских и зарубежных компаний, которые имеют намерение инвестировать в развитие речной/морской зоны для развития экономической деятельности, необходимо создавать новые портовые платформы. Искусственный остров, расположенный внутри порта Констанцы, дает для этого большие возможности", - говорится в инвестиционном проспекте проекта. Новая территория порта будет представлять собой платформу на искусственном острове, созданном с использованием грунта, извлеченного при строительстве канала Дунай-Черное море. Расчетная стоимость проекта составляет 300 млн евро.

Еще один дорогостоящий проект - строительство новых специализированных терминалов на причалах III и причале IV в южной части порта. Южная зона отличается от северной наличием больших глубин, что позволяет принимать крупные суда. В целом глубины у причалов порта сейчас варьируются между 7 и 19 м. Протяженность причальной линии Южной зоны составляет 30 км, здесь работает 25 причалов с такими грузами, как руда, уголь, фосфаты, сырая нефть, нефтепродукты, зерно, химикаты, контейнерные грузы, имеются также склады. Северная часть состоит из 12 бассейнов, глубина которых варьируется от 7 до 13.50 м; количество причалов 82, протяженность причального фронта - 15.50 км. В развитие южной зоны, согласно стратегии, будет вложено 185 млн евро.

Несмотря на то, что Констанца является одним из самых глубоководных черноморских портов (большая глубина - только у причалов турецкого порта Эрдемир, до 20 м), в планах администрации также увеличение глубин гавани. На доведение глубин порта до проектных, проведение углубления каналов в Северной зоне с 7 до 9 м, а также дноуглубительные и землечерпательные работы в местах стоянки судов, смежной акватории и подводящем канале запланировано потратить в общей сложности 50 млн евро.

Еще один проект призван решить назревшую проблему подъездных путей - по мере роста грузопотоков в порту увеличивается нагрузка на мост через канал Дунай - Черное море, в связи с чем 85 млн евро будут потрачены на строительство второго моста (так называемый Автодорожный проект 0 + 540 км). Это позволит соединить южную часть порта с шоссе Бухарест — Констанца, а также с северной частью собственно порта. Помимо этого, запланировано удлинение на 1,05 км северного мола порта, что, согласно расчетной стоимости проекта, обойдется в 121 млн евро.

Вопросы собственности Все названные проекты реализуются преимущественно за счет грантовых средств от Евросоюза. Пока Констанца - государственный порт. Администрация морских портов Констанцы является прибыльной компанией. Ее доходы в 2012 году составили 269,7 млн леев (83,4 млн долл.), а прибыль - 22,6 млн леев (7 млн долл.)

До недавнего времени, а именно октября прошлого года, Национальная компания администрации морских портов Констанцы, Constanta S.A. (CNAPM), которая управляет портом и его более мелкими сателлитами Мидией и Мангалией, находилась под контролем государства в лице Министерства транспорта. Оно владеет 60% акций этого предприятия. Еще по 20% акций находятся во владении городского совета Констанцы и инвестиционного фонда Propritatea Fund.

В Румынии неоднократно поднималась волна политических дискуссий на тему того, в чьей собственности должно находиться предприятие - городских властей Констанцы или государства. В октябре 2012 администрация города в лице мэра Раду Мазаре объявила, что уже фактически решен вопрос о передаче 60% государственных акций порта городу. "Это политическая воля, она уже согласована на уровне парламентской коалиции и премьер-министра", - сообщил тогда Мазаре. Ранее, в 2008 году, вопреки сопротивлениям общественности, город получил 20% акций порта благодаря решению президента страны Траяна Бэсеску. Злые языки утверждали, что президент имел в этом личный бизнес-интерес. Похожие обвинения звучат и сейчас. Экс-министр транспорта Румынии Александр Назаре заявил, что мэр города желает сделать из порта "дойную корову". "Это стратегический актив, который должен оставаться под контролем у государства. Согласно некоторым отчетам, у Констанцы есть потенциал стать вторым по величине портом Европы", - заявил бывший министр. По его словам, за время каденции мэра активы порта были захвачены различными группами интересов и перешли в частное управление.

Кроме того, оппоненты идеи перехода порта под контроль города утверждают, что это может повлиять на получение предприятием средств помощи со стороны ЕС. За эти деньги реализуются сегодня практически все проекты Констанцы, и без этого донорства порт может вообще остановить свое развитие. Евросоюз имеет ряд механизмов выделения подобной помощи, часть средств идет по линии министерств, часть - на развитие отдельных регионов. По данным компании, объем освоенных инвестиций в 2011 году составил 15,3 млн. евро, из которых 38,07% собственных средств, 61,43% - европейские фонды и 0,5% бюджетных ассигнований. Также на 2012 год были запланированы инвестиции 709,6 млн леев (219 млн долл.), из которых 669,6 млн леев (207 млн долл.) должны были поступить из фондов ЕС.

Возможно, есть реальная угроза сокращения поступлений в случае смены донорской программы. Однако в Евросоюзе, похоже, имеются и свои соображения насчет румынских морских ворот. В прошлом году в СМИ активно обсуждалась возможность покупки порта инвесторами голландского Роттердама, который якобы готов был заплатить за порт 1 млрд евро. По утверждению отдельных румынских чиновников, Нидерланды пытаются склонить Румынию к продаже Констанцы путем блокирования ее вхождения в Шенгенскую зону. Интерес голландцев к черноморской гавани, которая находится в совершенно иной «весовой категории» (Роттердам переваливает более 400 млн тонн грузов в год, то есть в 10 раз больше Констанцы) многие объясняли желанием Роттердама предотвратить возможное усиление конкуренции.

Констанца и Украина - вопросы конкуренции В отечественной портовой среде в ходу немало мифов о румынском порте Констанца, считает глава исследовательского центра BlackSeaTrans Константин Ильницкий. О нем зачастую говорят не только как о самом крупном и быстрорастущем в регионе, но и как серьезном конкуренте для украинских гаваней в борьбе за транзит. Это верно лишь отчасти, считает эксперт. Крупнейшим портом на Черном море по большинству показателей является все-таки российский Новороссийск. Если в 2011 году объем перевалки в Констанце (вместе с Мидией и Мангалией) составил 49,5 млн тонн, то Новороссийск перевалил за этот же год 116 млн тонн грузов.

Констанцу однозначно можно назвать лидером по запасу мощностей, которые реализуются менее чем наполовину - проектная мощность порта составляет 120 млн тонн. Хотя в Новороссийске, по данным BlackSeaTrans, она все-таки выше - 152 млн тонн. "А вот по числу причалов - 140 единиц - и длине причального фронта - почти 30 км - у Констанцы действительно нет на Черном море конкурентов. Для сравнения, у Новороссийска 88 причалов, а общая длина причального фронта 15 км", - отмечает господин Ильницкий.

Также к этому стоит добавить, что порт обладает сверхдлинным двойным волнорезом длиной 14 км, имеет территорию в 1313 га и акваторию в 2613 га. Опять же, для сравнения: акватория порта Одессы составляет 220 га, Ильичёвска - 480 га, порта Южный - около 600 га. Протяженность причальной линии в Одессе - лишь 9 км, в Ильичёвске - 5 км, в Южном - 2,3 км. Уступают наши порты Констанце также и по глубинам: румынский порт может обрабатывать суда осадкой до 19 м, что позволяет швартоваться у причалов гавани. танкерам дедвейтом 165 тыс. т, сухогрузам дедвейтом 220 тыс. т и контейнеровозам дедвейтом 79 тыс. т (Post Panamax). Глубины украинских портов заметно проигрывают: в Одессе - не более 13-ти, в Ильичёвске - 14-ти и в Южном - 15-ти метров.

Констанцу принято считать значимым контейнерным хабом региона. Здесь работает крупнейший на Черном море контейнерный оператор - компания DP World Constantza. В 2011 году она перевалила 649 022 TEU. Однако если взять суммарно порты Румынии и Украины, то здесь мы обходим соседей: совокупный контейнерный оборот Констанцы в 2011 году составил 662796 TEU TEU, наши же контейнерные порты, по данным компании «ТИС», сумели принять почти 800 тыс TEU. При этом оператор контейнерного терминала Одесского порта, компания "ГПК-Украина" заняла второе место по объемам на Черном море (317 844 TEU). Как объясняет Константин Ильницкий, конкуренция с этим портом за транзит, в том числе контейнерный (а за другие виды грузов мы фактически с Констанцой никогда и не конкурировали) уже не так актуальна для Украины, как еще несколько лет назад. Это связано с активным ростом Новороссийска и других российских портов, а также активным развитием портовых мощностей в Прибалтике.

Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram , читайте нас в

Всего 130 километров приморской трассы отделяют популярный среди россиян и украинцев болгарский курорт Варна и румынский курорт и морской порт Констанца, четвертый по величине город Румынии. Но в Варне каждые пару часов приземляется очередной чартер с туристами, а в Констанце - тишь да гладь, турист тут большая редкость, услышав вашу английскую речь и попытки объяснится с местными, люди массово оборачиваются и с интересом вас рассматривают. Румынское побережье Черного моря ничем не отличается от болгарского: такие же пляжи, такие же холмы и леса, такие же колоритные приморские города и поселки. Почему же в относительно более богатой Румынии курорты не развиваются и по сей день ощущение, что вернулись в прошлое, а в бедной и полной проблем Болгарии побережье как раз кормит всю остальную страну? В поисках ответа на этот вопрос я проделал 2,5 часовой путь на электричке из Бухареста в Констанцу и провел в этом городе два дня -

Констанца это не только морские ворота Румынии в мир, но и четвертый по величине порт в Европе в целом, вы в курсе? Дело в том, что по Дунаю и Транс-дунайскому каналу сюда приходят ежедневно десятки громадных судов и сухогрузов из стран, не имеющих выхода к морю, но делящих между собой Дунай: Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия. Все они проходят через Констанцу. А еще в Констанце и пригородах проживает значительная община мусульман, это потомки турок со времен османской империи (25 тысяч человек), крымские татары (30 тысяч человек) и исповедующие ислам цыгане, около 15 тысяч человек. Поэтому в городе можно встретить несколько мечетей и пару старых медресе. А встреченные вами здесь смуглолицые люди это вовсе не беженцы из Сирии, а вполне коренные румыны, но турецкого происхожения.

Еще в годы Втором мировой войны в Констанце размещалась база германского флота, что позволяла Гитлеру контролировать северо-западную часть Черного моря. В 1944 году советская авиация начала наносить бомбовые удары по Констанце, вынуждая румын немедленно капитулировать, арестовать всех находящихся в Констанце немецких военных и позволить наступающим советским войскам взять город под контроль. Румыны, уже понявшие что Советы берут верх в войне, немедленно обьявили войну Германии (до сего момента они были союзниками Гитлера и даже успели повоевать на стороне немцев под Сталинградом и в Одессе) и ответили согласием на советские требования. Десант черноморского флота высадился под Констанцей 29 августа 1944 года и взял город без боя, захватив находившиеся в гавани эсминцы и пару подводных лодок, которые немцы не успели эвакуировать. Сдача города спасла Констанцу, в противном случае город бы превратился в груду развалин в случае штурма.

Констанца - недорогое место для отдыха. Даже в разгар курортного сезона цены на проживание в Констанцы радуют: эта комната в отельчике, в 500 метрах от набережной стоит всего 19 евро, включая завтрак. Забегая вперед замечу, что и в болгарской Варне цены такие же, завтра еду туда и там ждет меня отель за те же деньги.

Центр Констанцы абсолютно совковый, причем румынский архитектурный стиль соцреализма выделяется уникальным уродством. В любом румынском городе похожая застройка из непонятных серых зданий с хаотично натыканными балконами и окнами -

Улицы спальных районов полны зелени, здесь тихо и поют птички. А еще знакомый до слез корявый асфальт и грязюка после дождя -

Здесь все из детства -

Одни машины во двориках чего стоят. Классическая "Dacia", которые я помню еще с 1990 года, когда оказался в Румынии впервые в жизни. Тогда 99% всех машин улицах были именно такими -

И такими, тоже "Dacia" -

И такими -

А это что за хрень?

О, Трабант! Обожаю сей раритет родом из ГДР -

В Констанце много музеев, например Национальный морской музей Румынии -

Констанца расположена на двух "уровнях". Узкая полоска побережья выделена под громадный порт, пляжи и набережную с ресторанами, барами и мариной. На холме же расположен сам город, а точнее старая его часть -

Порт Констанцы -

Морской вокзал, откуда очень давно нет пассажирского сообщения -

Главный символ города, старое казино, давно не функционирующее. Построено в 1910 году и в нем била ключом жизнь вплоть до 1942, когда немцы с румынами превратили казино в госпиталь для прибывающих раненных с восточного фронта. После войны и с приходом к власти коммунистов, ни о каком казино не могло быть и речи. В здании был фешенебельный ресторан, который проработал до 1990 года, после чего все было заброшено. По сей день прекрасное здание не нашло себе хозяина из-за бесконечных имущественных споров. Стоит и постепенно разрушается -

Набережная -

А я думал, что янтарь это символ Прибалтики -

Набережная вытянулась километра на два -

Один из старейших отелей города, 1914 года постройки -

Городские пляжи -

Надо сказать, что Констанца, сама по себе, это не центр отдыха. Румынская ривьера расположена к северу от города, в Мамайе и к югу, в сторону болгарской границы, в Мангалии. Но и тут есть где отдохнуть -

Виды сильно портят недострои эпохи дикого капитализма начала девяностых -

Старая часть Констанцы могла бы быть прекрасной, если бы городские власти довели до ума старые здания. Многие из них в ужасном состоянии, стоят без минимального ремонта десятилетиями. Покажу чуть ниже -

Здесь много кафе и ресторанов, но все какое-то мелкое что ли? Не знаю, как обьяснить. Нет ощущения, что это большой курортный город. Не знаю, эдакий Херсон в лучшем случае -

Советская застройка -

Главная площадь города, она кажется довольно привлекательной с этого ракурса -

И все бы чудесно, но разрушенные во время войны исторические здания не стали восстанавливать, а просто натыкали убогих хрущовок там, где стояли изящные виллы и церкви -

Главная площадь Констанцы и такое состояние домов -

Пройдем еще метров триста и окажемся в ныне заброшенном еврейском квартале с его изящными зданиями. Холокост настиг местных евреев 22 июня 1941 года, с началом войны Германии с СССР, когда всю небольшую общину из 2,5 тысяч человек собрали и вывезли в концлагерь. Справедливости ради надо сказать, что местные власти сделали все, что бы спасти евреев от расправы над ними со стороны немцев. Румыны настояли на том, что евреи имеют важное значения для города и они могут работать. Больше половины евреев Констанцы даже пережили войну, но вернуться в свои дома уже не смогли - коммунисты все эти виллы конфисковали в пользу государства. Та же участь постигла и местных турок - мечети были отобраны у общины и превращены в склады. Только после падения Чаушеску в 1989 году, евреи и турки смогли потребовать у государства возврат отобранного после войны имущества.

Имущественные споры и тяжбы тянутся вот уже почти 20 лет, часть бывших владельцев (точнее, их потомков) смогла вернуть семейные гнезда, другие судятся по сей день. Проблема заключается в том, что в этих домах живут люди, получившие там жилье вскоре после войны. В случае, если суд выносит постановление о возвращении здания его законным владельцам, что-то надо делать с жильцами, которые ни в чем не провинились. И вот здесь начинается главная проблема: в случае возврата собственности, государство обязано выплатить жильцам компенсации и переселить их в равноценное жилье, причем все это в итоге легло на муниципальные бюджеты, где и так денег нет. Одним словом, все непросто...

Судебные тяжбы привели к тому, что жилье в центре города сильно упало в цене. Жители по мере сил стараются продавать квартиры, пока не объявились владельцы и не стали бы с ними судиться. К 2015 году сотни старых домов в центре Констанцы стоят заброшенными из-за имущественных споров -

Грустно смотреть на эту разруху -

Власти не хотят вкладываться в капитальный ремонт зданий, которые на финальной стадии рассмотрения в суде и вот-вот вернутся законным владельцам-евреям. Справедливо? Безусловно. Но люди там все еще живут -

И вынуждены ходить по этим лестницам, рискуя свалиться в пустующую лифтовую шахту -

Такой интересный город, такую можно из него сделать конфетку! Но нет, стоит все облупленное и забытое. Блин, товарищи румыны, решите вы уже вопрос по-людски, верните недвижимость владельцам, а нынешним жильцам выделите жилье в новостройках. Это не такие большие деньги в государственном масштабе, зато прекрасный город получил бы вторую жизнь -

А еще в центре Констанцы - раскопки древнего города.

Гулять здесь можно часами и днями, постоянно находя очередной тихий уголок, старинную усудьбу -

Но очень мешает заброшенность...

Впрочем, если с еврейскими домами тема сложная и неоднозначная, то почему в столь жутком состоянии обычные жилые дома, построенные уже после войны - загадка.

Адский стиль соцреализма плохо контрастирует с изящными зданиями 19 века постройки -

В этом ресторане время замерло. Не стал фотографировать внутри, но поверьте, там машина времени. Самая натуральная. Все старое: столы, стулья, пожилые "советские" официантки в фартуках, пенсионеры-выпивохи, полумрак -

Новая Констанца выглядит примерно так, один в одним как любой российский провинциальный город -

Резюмируя мои впечатления от главный румынской "здравницы", скажу так: я бы не поехал в Констанцу с целью отдыха. У города большой потенциал, но пока они не доведут до ума исторический центр, то такой отдых будет интересен лишь ценителям "заброшек" и истории Холокоста. Чем-то мне центр Констанцы напомнил польский город Лодзь, помните я рассказывал о нем в статье ""? Так вот, здесь нечто подобное.

В плане инфраструктуры в Констанце есть все, что душе угодно, от простых гестхаусов за 15-20 евро за достаточно большой номер, да еще и с завтраком и до фешенебельных резортов от 100 евро в сутки. С транспортом тоже все великолепно. И пусть местный аэропорт малофункционален (в день несколько рейсов в Рим, Лондон и Франкфурт), зато аэропорт Бухареста всего в 2,5 часах езды на электричке. Кроме того обширная автобусная станция с сообщением по всей Румынии, плюс Болгария, Греция, Турция и даже Кишинев и Одесса. Особенно меня удивили последние два направления, вот уж не думал, что одесситы любят отдыхать в Констанце.

А я выдвигаюсь в Болгарию, смотреть город Варну. Сравним!

p.s Как вы думаете, кто спонсор моего путешествия по Румынии? Может быть ФСБ России, или Моссад? Вовсе нет, спонсор .

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Город, адм. ц. жудеца Констанца, Румыния. Основан ок. 320 г. и назван Констанца (Constanta) по имени Констанции, сестры правившего тогда рим. императора Константина I. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия

Констанца - КОНСТАНЦА, город в Румынии. Свыше 350 тыс. жителей. Главный порт страны на Черном море (грузооборот около 15 млн. т в год); международный аэропорт. Судостроение и судоремонт; целлюлозно бумажная, мебельная, легкая, пищевая промышленность. Музеи:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) порт (361) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (Constanţa), город в Румынии, порт на Чёрном море, административный центр жудеца Констанца. 349 тыс. жителей (1994). Грузооборот порта около 15 млн. т в год. Международный аэропорт. Судостроение и судоремонт, целлюлозно бумажная, мебельная,… … Энциклопедический словарь

I Констанца (Constanţa) уезд на Ю. В. Румынии, в южной части плато Добруджа, у побережья Чёрного моря. Площадь 7,1 тыс. км2. Население 513,3 тыс. человек (1970). Административный центр г. Констанца. Промышленность даёт 2,1% валовой… … Большая советская энциклопедия

Констанца - город, адм. ц. жудеца Констанца, Румыния. Основан ок. 320 г. и назван Констанца (Constanta) по имени Констанции, сестры правившего тогда рим. императора Константина I … Топонимический словарь

- (Constanta) город в Румынии, порт на Черном м. 150,7 т. ж. (1962). На месте К. в 6 в. до н. э. ионийскими греками был основан полис Томы. В эллинистич. эпоху Томы значит. торг. центр; в 29 до н. э. завоеван римлянами. Здесь находился в ссылке (8… … Советская историческая энциклопедия

Констанца - іменник жіночого роду місто в Румунії … Орфографічний словник української мови

Констанца - (Constanza, рум. Constanta)ConstanzaConstanta, гл. порт Румынии на Черном море; 315920 жителей (1989). Он был основан как греческая колония в 7в. до н.э., позднее захвачен римлянами. Римский поэт Овидий (43г. до н.э. – 17г. н.э.) жил здесь в … Страны мира. Словарь

Имя двух представительниц знатного рода д Авалос. Констанца д Авалос (1460) герцогиня Франкавилья, вдова Федериго дель Бальцо, которую называли в числе возможных моделей Джоконды (основываясь на строчках сонета Энеа Арпино). Жила в Искии и в… … Википедия

Книги

  • Солдатское поле , Владимир Осинин. Символично название этой книги, в которую вошли повести о Великой Отечественной войне и первых послевоенных годах ("Потоп", "Бамбуковые копья", "Либезее", "Нуры", "Констанца", "После…
  • Уберите Моцарта! , Николай Шумаков. Роман "Радость и страсть " посвящен молодости Вольфганга Моцарта, времени, когда он, в детстве и отрочестве поразивший мир необычной одаренностью, тщетно пытался добиться признания. Действие…

Констанца - это потрясающий город, главный порт Румынии, на побережье Чёрного моря. Административный центр уезда Констанца.

На месте Констанцы стоял город Томы - древнегреческая колония на Черном море, основанная около 500 до нашей эры для торговли. Название, скорее всего, произошло от древнегреческого слова- "порез, сечение". По некоторым сведениям, дошедшим до нас, основателем города был царь Колхиды Эет. В 29 году район захватили римляне.

В 8 году сюда был сослан Августом поэт Овидий, умерший 8 лет спустя. В Констанце на территории площади Августа сейчас стоит памятник Овидию. Позднее этот город был переименован в Константиану в честь Констанции, сводной сестры Константина великого (274-337). Впервые под названием («Constantia») город упоминается в 950 году. С 1419 года в составе Османской империи. В 1878, после войны Румынии за независимость, Констанца и остальная часть северной Добруджи была передана Османской империей в пользу Румынии.

До 1990 года это был в большей степени внутренний порт, грузооборот которого в 1988 году составлял 63 миллиона тонн. С того времени произошли огромные экономические перемены в этом регионе, но в 1996 году грузооборот составил 44 млн тонн, а в 1997 - 42 млн тонн. На сегодняшний день пропускная способность порта - 85 млн тонн в год, его площадь - 3600 гектаров. В порту 133 действующих причала общей длиной 28,5 километра.

Зима в порту Констанцы

Главными особенностью города являются Казино, построенное в начале ХХ века, Аквариум, Дельфинариум, Планетариум. В Констанце можно увидеть Музей Истории природы и Археологии, Музей Румынского Мореходства, Музей Этнографии, Астрономии, Музыкальный и Драматический театры.
Этническая особенность города подчеркивается тем, что здесь существуют три религиозных памятника: Православный кафедральный собор (1898 г.), Католический костел (1908 г.) и Мечеть (1910г.)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то