Исократ, Демосфен. Судебные и политические речи как исторический источник. Исократ, Демосфен Смотреть что такое "Исократ" в других словарях

Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.
"К Демонику", 14
Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же – рассудительного.
"К Демонику", 15
Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.
"К Демонику", 17
Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.
" К Демонику", 21
Многие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же – завидуют.
"К Демонику", 26
Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.
"К Демонику", 29
Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.
"К Демонику", 29
Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.
"К Демонику", 33
С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать о твоих словах. Ведь похвала – начало дружбы, поношение же – вражды.
"К Демонику", 33
Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.
"К Демонику", 34
Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.
"К Демонику", 35
Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю.
"К Демонику", 36
У многих язык опережает мысль.
"К Демонику",41
[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно.
"К Никоклу", 23
Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе.
"К Никоклу", 24
В Афинах для приезжего всегда праздник.
"Панегирик", 46
Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.
"Панегирик", 95
Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.
"Панегирик", 172
Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.
"Панегирик", 173
Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, (...) [ответил:] "В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен".
(Плутарх. "Застольные беседы", I, 1, 1)
Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
Ученость – это сладкий плод горького корня.
Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.
Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.
Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно – не иметь ни одного друга и менять многих друзей.
Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, – а в несчастьях – без приглашения, сами по себе.
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания... взирают спокойно и равнодушно.

(436-338 гг. до н.э.) афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах

Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.

Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же – рассудительного.

Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.

Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.

Многие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же – завидуют.

Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.

Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.

Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.

С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать о твоих словах. Ведь похвала – начало дружбы, поношение же – вражды.

Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.

Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.

Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю.

У многих язык опережает мысль.

[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно.

Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе.

В Афинах для приезжего всегда праздник.

Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.

Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.

Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.

Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, (…) [ответил:] «В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен».

Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.

Ученость – это сладкий плод горького корня.

Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.

Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно – не иметь ни одного друга и менять многих друзей.

Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.

Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, – а в несчастьях – без приглашения, сами по себе.

Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.

Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания… взирают спокойно и равнодушно.



  1. Исократ

    (Isokrates)
    (436 до н. э., Афины, - 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов (См. Софисты), испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей.

  2. Исократ

    Исократ
    (436-338 до н. э.), афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов.

  3. Исократ

    (Isokrates)
    (436-338 до н.э.)
    древнегреческий оратор, педагог, моралист и политический мыслитель. Был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия (до нас дошли 21 речь и 9 писем И.). Преподаваемую им науку называл "философией".

    Педагогический терминологический словарь
  4. ИСОКРАТ

    ИСОКРАТ (436-338 до н. э.) - афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов.

    Большой энциклопедический словарь
  5. Исократ

    Isocrătes, Ίσοκράτης
    знаменитый афинский оратор. Он был сын зажиточного афинянина Феодора, который имел фабрику музыкальных инструментов. И. родился в 463 г. Отец дал ему приличное воспитание.

  6. Исократ

    (Ίσοκράτης) - афинянин, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436-338 г. до Р. Хр.).

  7. ИСОКРАТ

    (Isokratns) (436-338 до н.э.) - др.-греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к-рых: "Панегирик", "Платейская речь", "Филипп", "Архидам", "Ареопагитик", "О мире"; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин.

  8. Изократ

    См. Исократ .

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Ликолеон

    Lycolĕon, Λυκολέων
    афинский оратор, ученик Исократа , живший, вероятно, ок. 376 г. до Р. X. Его речи, исключая одну (ὐπὲρ Χαβρίου), неизвестны.

    Словарь классических древностей
  10. Тисий

    риторики и составитель руководства о риторике, жил в 5 в. до Р. X. в Сиракузах, Фуриях и Афинах. Лисий, Горгий и Исократ считаются его учениками.

    Словарь классических древностей
  11. Кефисодор

    опекунов Демосфена в недобросовестном отношении к нему;
    2. ученик Исократа , вероятно, тот самый, который написал историю священной войны;
    3. поэт в Афинах.

    Словарь классических древностей
  12. Навкрат

    Naucrătes, Ναυκράτης
    1. из Сикиона, отец Дамотима. Thuc. 4, 119;
    2. ученик ритора Исократа

    Словарь классических древностей
  13. Леодам

    в школе Исократа . Aeschin. Ctes. 531. Demosth. Lept. 501. Он подвергся обвинению со стороны Фрасибула

    Словарь классических древностей
  14. Евтиной

    Euthynous, Εὐθύνοος
    1. афинянин, против которого Исократ написал теперь еще существующую речь;
    2

    Словарь классических древностей
  15. Феопомп

    Теопомп (Theopompos) (около 377–300 до н. э.), древнегреческий историк. Ученик Исократа . Противник

    Большая советская энциклопедия
  16. Феличиано Жан-Бернар

    "элоквенцию" в духе Исократа , касаясь в своих лекциях щекотливых политических и административных

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. Каттанео Джованни-Мария

    Исократа , "Прогимнасмата" Авфония; написал латинское стихотворение в похвалу города Генуи.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. Евагор

    и платить дань персам. † 374 г. Исократ сочинил в память Е. надгробную речь, восхваляющую

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. Андротион

    Androtion, Ἀνδροτίων
    афинянин, сын Андрона, ученик Исократа . Жестокость его при взыскании

    Словарь классических древностей
  20. Тизий

    красноречия Лизий. В числе его учеников называют также Горгия и Исократа .
    Н. О.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. Бусирис

    Apollod. 2, 5, 11). Исократ составил речь, в которой он его защищает по этому поводу. О нем упоминается только в греческом мифе. Arr. 3, 3, 1. Gell. 2, 6.

    Словарь классических древностей
  22. Халкондила Димитрий

    1525, Базель, 1546). Кроме того, он издал во Флоренции Гомера (1488, ed. princeps), в Милане Исократа (1493) и Свиду (1499).

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  23. Алкидамант

    Alcidămas, Ἀλκιδάμας
    из Елайи, современник Исократа , учитель красноречия. Его τέχνη, которая

    Словарь классических древностей
  24. Феодект

    Theodectes, Θεοδέκτης
    1. ликиец из Фаселиды, ученик Исократа , Платона и Аристотеля, жил в начале

    Словарь классических древностей
  25. Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris

    дворце и др. общественных зданиях. Уже у Исократа встречается фраза: "если что-либо, будучи

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. Астидам

    Имена четырех личностей в Древней Греции: 1) поэт трагический в Афинах, ученик Исократа , жил в V

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. Афарей

    сын и зять оратора Исократа , афинский оратор и трагик; составлял речи совещательного и судебного

    Словарь классических древностей
  28. Никокл

    К нему адресованы были 2 речи Исократа (πρòς Νικοκλέα - об искусстве управлять и Νικοκλῆς "ή Κύπριοι

    Словарь классических древностей
  29. Мавзол

    приняли участие Феодект, Навкрат, Исократ и Феопомп; победил последний. Та же Артемизия выстроила

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  30. Дмитревский Иван Иванович

    " (с греч., М., 1781 г.); "Исократа , афинейского оратора и философа политич. речи" (с греч., СПб

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  31. Ефор

    до Р. Х. и был учеником Исократа , который направил Е. на исторические исследования. Его исторический

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  32. Эфор

    учился у Исократа и был наведен им на занятия древней историей. С большим усердием собирал он материалы

    Словарь классических древностей
  33. ФЕОПОМП

    Теопомп (Teopompos) (ок. 377- 300 до н. э.) - др.-греч. историк. Родом с о. Хиос. Ученик Исократа

    Советская историческая энциклопедия
  34. Продик

    Критием, Фукидидом, Фераменом, Еврипидом, Исократом , и некоторые из них не без основания считаются

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  35. Спевсипп

    до Р. X. Об его воспитании заботился Платон, его дядя; он, кажется, посещал школу Исократа

    Словарь классических древностей
  36. зоил

    своими бранными нападками на сочинения Платона, Исократа и особенно Гомера, за что, по преданию

  37. Дмитревский, Иван Иванович

    Климента, папы римского, к коринфянам послание" (с греч., М., 1781 г.); "Исократа , афинейского оратора

    Большая биографическая энциклопедия
  38. ЭФОР

    Eporos) (прибл. 405-330 до н. э.) - др.-греч. историк. Родом из Кум (М. Азия). Ученик Исократа

    Советская историческая энциклопедия
  39. Гиперид

    и Исократа , Г. в политическом отношении примыкал к народной партии Демосфена, судьбу которого разделил

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  40. Гиперид

    Демосфена, сын Главкинпа, из дема Колитта в Аттике. Он был учеником Платона и Исократа и в политическом

    Словарь классических древностей
  41. Феон

    были:
    1. Aelius Theon, платоник из Александрии, писал комментарии к Ксенофонту, Исократу и Демосфену

    Словарь классических древностей
  42. Алкидамант

    большею частью в Афинах, где соперничал с Исократом . Против последнего главным образом направлена

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  43. Спевсипп

    родился около 395 г. до Р. Х. Об его воспитании заботился Платон. С., кажется, посещал школу Исократа

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  44. Бласс Фридрих Вильг.

    Klassischen Altertumswissenschaft" (т. 1, Нёрдл. 1885), работал над новым изданием Исократа - Бензелера

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  45. Исей

    И. пользовался уроками Лисия и Исократа , затем писал речи для других, особенно в частных тяжбах (δικανικαί

    Словарь классических древностей
  46. Эпитафия

    выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ , Гиперид и Демосфен составляли такие речи

    Словарь классических древностей
  47. Панегирик

    Όλυμπιακός и λόγοι πανηγυρικοί - Лизия, Πανηγυρικός - Исократа , Παναθηναϊκός - Аристида. Этот род

    Словарь классических древностей
  48. Изей

    он, вероятно, около 420 г. до Р. Хр. и, по преданию, был учеником Исократа . Профессией

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  49. Продик

    Еврипидом, Исократом . Большая часть этих мужей прямо называются его учениками, и нельзя отрицать большого

    Словарь классических древностей
  50. Антидосис

    Aphob. 2, 840 сл. Mid. 539 сл. Исократ написал особую речь περὶ ἀντιδόσεως.

    Словарь классических древностей
  51. Панегирик

    Олимпийская речь Цицерона Эллады, Лисия (род. ок. 445 д. Р. Х.) и знаменитый П. Исократа (486-338 до Р
    Х.) преследуют общественно-дидактические цели. Так, Исократ , восхваляя доблести своих
    и Афин. Исократ , по собственному признанию работал над своим П-ом свыше 10 лет (см. русские переводы
    А. Замятина 1883 и Н. Коренькова 1891). Той же теме посвящена Панафинейская речь Исократа

  52. Анаксимен

    слл. Собственно, призванием А. была риторика; в этой области он оспаривал теорию Исократа

    Словарь классических древностей
  53. Клеарх

    до Р. X. Хотя он и получил образование в Афинах у Платона и Исократа , однако был склонен

    Словарь классических древностей
  54. Байтер

    и работал над вторым изданием "Анналов", приготовил Исократа для Дидотовского собрания классиков и вместе

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  55. Аристид

    в произведениях Платона, Исократа , Демосфена, выработал свой природный ораторский талант
    подражание Исократу ), Ῥώμης ἐγκώμιον, Ῥοδιακός. Речи А. отличаются вообще большим обилием и глубиною мыслей

    Словарь классических древностей
  56. Хумн

    оригинальности, пустословием, слепым подражанием избранным образцам (X. подражает Исократу

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  57. Филиск

    на мифологическое содержание;
    3. ритор из Милета, ученик Исократа , писал речи и составил риторику

    Словарь классических древностей
  58. Тимофей, известный афинский полководец

    Сын и продолжатель дела Конона (см.), первой половины IV в. до Р. Х. Ученик и друг Исократа

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  59. чего в другом не любишь, того и сам не делай

    встречается в IV в. до Р.Х. у Исократа , также у Сенеки и в арабской сказке 1001 ночь.
    Ср. α πάσχοντες ύφ

    Фразеологический словарь Михельсона
  60. Панегирик

    Исократа (380 до н. э.). Практика и теория П. усиленно разрабатывалась античной риторикой (См

    Большая советская энциклопедия
  61. ПАЙДЕЙЯ

    предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство

  62. Рейске

    раз трубить в трубу. Р. принадлежит также критическая обработка греческих ораторов (кроме Исократа ), издание

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  63. Феопомп

    мальчиком прибыл в Эфес и оттуда в Афины, где под руководством Исократа изучал ораторское

    Словарь классических древностей
  64. Риторы

    которого Цицерон (Cic. or. 11, 13. 61) считает Исократа и Феопомпа. В Риме красноречие явилось

    Словарь классических древностей
  65. Тимей из Тавромения

    в греческой историографии, получившему господство в Греции со времен Исократа и его ближайших учеников

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  66. Эвагор

    от руки тайного убийцы Diod. Sic. 15, 47. Афинский оратор Исократ справедливо восхваляет

    Словарь классических древностей
  67. ДЕМОКРАТИЯ

    для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), «исократия » (ἰσοκρατἰα – равновластие

    Новая философская энциклопедия
  68. Периойки

    сведений. Исократ сообщает (Panathen, 178, сл.), что П. были зависимы как рабы, что они были бедны

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  69. Риторика

    о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизмах, и затем о периоде (Исократ ). Характер этой школы

    Словарь литературных терминов
  70. ОРФИЗМ

    Алкея, Пинда-ра, Исократа , Платона, Аристотеля, Прокла, Павсания, Климента Александрийского и др

    Новейший философский словарь
  71. Тимофей

    отца и унаследованные богатства, но и высокое образование, полученное им у Исократа и Платона, обратили

    Словарь классических древностей
  72. ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым
    поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других

    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  73. ВАРРОН

    Платон, Исократ ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых

    Новая философская энциклопедия
  74. "ФЕДР"

    к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа ) (237b – 241d); 3

    Новая философская энциклопедия
  75. Эсхин, греческий оратор

    Антифонт, Лисий, Исократ и другие логографы - не писал. Кроме названных произведений, из которых

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  76. Феопомп, историк

    изучил ораторское искусство под руководством Исократа и приобрел славу выдающегося оратора, собрав вместе

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  77. Стесихор

    По поводу этого эпического стихотворения древние (Исократ и др.) рассказывают, что С., изобразив в одном

исторический исократ демосфен

Судебные и политические речи и сочинения являются важным источником по истории древнего мира, так как в них заложена основа того существующего строя, который мы можем восстановить только по сочинениям историков и публицистов. Самыми яркими представителями ораторского искусства Греции являются Исократ и Демосфен, представители одного поколения Пелопонесской войны и последующего захвата Аттики Филиппом Македонским.

Исократ (436-338 гг. до н. э.) -- афинский оратор, учитель риторики и публицист. Его школа риторики была известна за пределами Греции, его считают «отцом образования». По его мнению, риторика учит мышлению и правильному поведению и воспитывает в людях практичность и жизнестойкость. Сам публично не выступал, но составлял речи в письменной форме, чтобы воздействовать на политическую жизнь Афин.

В 391 г. до н. э. открыл самую удачливую из афинских риторических школ. К нему стекались ученики со всего греческого мира. Целью обучения было искусство речи как главное средство успеха на общественном поприще: афинским государством правил спор.

Исократу было недостаточно воспитывать великих людей, он и сам желал играть некоторую роль в событиях своего времени. Неспособный ни к ораторской, ни к политической деятельности, он стал памфлетистом. Он обращался с пространными речами к афинскому народу, к таким монархам как Филипп, или к грекам, собравшимся на общеэллинские игры. Вместо того чтобы самому произносить эти речи с трибуны, он их публиковал, тем самым открыв литературный жанр эссе. Сохранилось двадцать девять его сочинений, относящихся к числу наиболее любопытных памятников греческой древности. Его первое выступление -- «Панегирик» названо так потому что, было обращено к panegyris, или к общему собранию греков на сотых Олимпийских играх. В этой речи он призывал греческие государства забыть о своих мелких суверенитетах и сплотиться в одно государство. Он гордился Грецией, для него принадлежность к эллинству состояла в принадлежности к культуре, но эта культура со всех сторон была окружена варварскими государствами: Италия, Африка, Азия, Балканы. Он с печалью взирал на усиление варваров, на упрочнение персидского владычества над Ионией, в то время как греческие государства истощали свою мощь в братоубийственной войне. Через два года после этого воззвания претворяя теорию в практику, Исократ объехал Эгеиду и помог сформулировать устав второго Афинского союза. Появление и угасание этой надежды послужило поводом к написанию памфлета «О мире» он порицал Афины за то, что они снова превратили союз в империю, и призывал свой город заключить мирный договор, который оградил бы греческие государства от афинских притязаний. «То что мы называем империей, в действительности является бедствием, ибо по самой своей природе империя развращает всех имеющих с нею дело». Империализм, утверждал он, сокрушил демократию, научив афинян жить за счет дани с других государств. Лишившись дани, они теперь желают жить за счет государственных подачек и возводят на высшие должности лиц, дающих им самые щедрые обещания.

В своей следующей речи -- «Ареопагике» -- он отзывался об афинской демократии более мягко. «Сидя в своих лавках, мы порицаем настоящий характер, но сознаем, что даже дурно устроенные демократии повинны в меньших бедах, чем олигархии». Но Афины погубили себя, доведя принципы свободы и равенства до абсурда, «воспитав граждан на такой лад, что демократией те сочли дерзость, свободой -- беззаконие, равенством -- бесстыдство речи, блаженством -- безнаказанное утоление всех своих желаний». Люди не равны и не могут иметь равного доступа к должностям. Исократ сознавал, что процедура жеребьевки катастрофически понизила качество афинской политики.

В 346 г. до н. э. Когда Афины пришли к соглашению с Филиппом, Исократ обратился к царю Македонии. Он предвидел, что Филипп встанет во главе Греции, и молил его воспользоваться своей властью, как подобает не тирану, а объединителю независимых греческих государств в войне за освобождение Греции от Царского мира, а Ионии от персидского господства.

Демосфен (384-322 г. до н. э.) -- афинский оратор и политический деятель. Идейный вождь противников Филиппа Македонского. После захвата Афин македонцами был приговорен к смерти и принял яд. Сохранилось около шестидесяти речей Демосфена -- ценных источников по аттическому судопроизводству и политическим.

Годы усилий сделали его одним из богатейших афинских адвокатов -- искушенным в юридических тонкостях, убедительным, изворотливым оратором. Тем не менее, Демосфен был достаточно порядочен для того, чтобы пострадать и умереть за взгляды, за защиту которых ему заплатили. Он осуждал зависимость Афин от наемных отрядов, и настаивал на том, что граждане, получающие деньги из феерического фонда, должны отрабатывать их, служа в войске. Он даже набрался храбрости потребовать, чтобы средства из этого фонда шли не на плату гражданам за посещение религиозных церемоний и представлений, но на создание войска, способного улучшить оборону способность государства. Был активным противником Филиппа Македонского.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то