Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Молодые люди скоро дошли до размышлений что

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) то стали восхищаться великолепными декорациями (4) которые создали молодые художники.4)1, 2, 3, 45)2, 3, 46) 1, 2, 37) 1, 3, 4

  • 3. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него находится теплая громада родины.1) 1, 32) 2, 33) 1, 2, 44) 2, 3, 4
  • 4. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы спустились с пристани на берег (3) стало видно (4) как сияют огни на мачтах приближающегося парохода.1) 1, 3, 42) 1, 2, 3, 4,3) 1, 2, 44) 2, 3
  • 5. Камень преткновения при выполнении этого заданияявляется так называемый «стык» союзов (и + когда).
  • Шаг 1 Прочитайте первое предложение с правильной интонацией. Правильная интонация поможет определить в первую очередь границу предложения, поскольку является одним из основных средств связи простых предложений в составе сложного.
  • 7. Шаг 2 Выделите грамматическую основу каждого простого предложения в составе сложного: Зрители замерли Занавес поднялся Стали восхищаться Художники создали Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) то стали восхищаться великолепными декорациями (4) которые создали молодые художники.
  • 8. Шаг 3 Обращаем особое внимание на то, что придаточное и главное предложения в составе сложноподчиненного соединяются составным союзом когда – то и образуют при этом тесное единство (нельзя опустить придаточное предложение). Запятая после И при этом не ставится.
  • 9. Вывод: Сложное предложение состоит из четырех простых, связанных между собой сочинительной и подчинительной связями. Границы этих предложений должны быть обозначены запятыми.
  • 10. Шаг 4 Расставляем запятые [Зрители замерли в ожидании],(1) и (2) (когда занавес медленно поднялся),(3) (то стали восхищаться великолепными декорациями),(4) (которые создали молодые художники). 1, 2, 3, 4 2, 3, 4 1, 2, 3 1, 3, 4
  • 11. [Ганин вышел на берег (1) и, (2) (когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов), (3) ощутил пронзительно и ясно], (4) (как далеко от него находится теплая громада родины). 1) Ганин вышел и ощутил 2) увидел 3) громада находится1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4
  • 12. [Над Волгой уже синела летняя ночь], (1) и, (2) (когда мы спустились с пристани на берег), (3) [стало видно],(4)(как сияют огни на мачтах приближающегося парохода).1)ночь синела2)мы спустились3)стало видно4)огни сияют Синела ночь, и стало видно (ССП) 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3
  • 13. Проверь себя!1. На дне рождения у дочери оказалось так много гостей(1) что Анна Дмитриевна забеспокоилась(2) и (3) когда нужно было приглашать молодёжь за стол (4) то она ещё раз мысленно пересчитала приготовленные приборы. 1) 1,2,4 2) 1,2 3) 1,3 4) 3,4
  • 14. Проверь себя!2. Поскольку неизвестность была мучительна (1) Василию Андреевичу захотелось встать и предпринять что- нибудь(2) чтобы заглушить поднимающийся в нем страх(3) против которого(4) он чувствовал себя бессильным. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3
  • 15. Проверь себя!3. Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствахи (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,4
  • 16. Проверь себя!4. А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках(2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце. 1) 1,3 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4
  • 17. Проверь себя!5. Так продолжалось до вечера(1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил(4) как загрустило и полиняло небо. 1) 1,3 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
  • 18. Проверь себя!6. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться(4) наверняка налетел бы прямо на него. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 2,4
  • Вариант № 49.

    Объясните постановки знаков препинания или их отсутствия в предложении.


    В сказках часто повествуется о том, (перед как ставиться запятая) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой, (конец прич оборота) и, (однордное соподчинение) если говорить о владимирских печах,(перед то ставиться запятая) то сказочники были недалеки от истины. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные девушки-инструктора (общий второстепенный член) и (общий второстепенный член) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога,(однородное соподчинение) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (=и) ему вдруг стало весело. Молодые люди скоро дошли до размышлений,(перед союзом что ставится запятая) что им непременно надо поженить­ся, (перед но ставиться запятая) но, (=два союза (но, так как)вместе быть не могут) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром,(однородное соподчинение) придётся сделать это без родительского . Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (нет условий) и,(перед когда ставится запятая) когда садился на извозчика,(конец вставной конструкции) приказывал поднимать верх,(дабы=,) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Трудно было угадать (нет условий) какой выдастся день,(однородное соподчинение) и долго не могли ре­шить, (перед когда ставится,) когда начать восхождение. Резвый ветер с моря надул паруса, (ССП ставиться запятая) и, (два союза (и, когда) не могут быть вместе) когда солнце взошло (когда солнце взошло;когда гродские стены остались) и городские сте­ны остались за кормою последнего струга,(ССП) громкая песня разлилась над простором Волги. С Матвеем случилось небольшое происшествие,(однородное соподчинение) о котором он помнил всю свою жизнь, (однородное соподчинение) и (= хотя) хотя он не мог считать себя виноватым, (=но…) его совесть была неспокойна. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина, (СПП) и, (= два союза (и, пока)не могут быть всесте) пока он чинил её на краю ка­навы, (однородное соподчинение) над полями звенели жаворонки,(=будто) будто беспокоились за него. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина, (однородное соподчинение) чего непременно требовала бабушка,(однородное соподчинение) и (перед что ставится,) что он сам считал своей обязан­ностью (=и) так как это определялось семейными традициями. Александр продолжал посещать университетские лекции (общий второстепенный член) и,(два союза вместе стоят не могут) хотя он был весь­ма ограничен в средствах,(=все-таки) ему всё-таки удавалось покупать книги, (перед потому что ставиться,) потому что в по­следние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль,(=точно) точно хотел,(=чтобы)чтобы огонь истребил чужеземцев,(прич об) забравшихся в русскую святыню. Наполеон попробовал выйти на балкон,(перед но ставится,) но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились,(=несмотря на)несмотря на то,(=что) что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). А взглянешь на бледно-зеленое,(прич об) усыпанное звездами небо,(конец прич об) на котором ни облачка,(ни..,ни) ни пятна, (=ты поймешь)и поймешь, почему теплый воздух недвижим(почуму..,почуму) ,почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). Если он не хотел,(=чтобы) чтобы подстригали деревья,(два раза слово древья=запятая) деревья оставались нетронутыми,(последовательное действие) если он просил простить или наградить кого-либо,(=то) заинтересованное лицо знало,(перед что) что так и будет:(будет что? а именно…) он мог ездить на любой лошади,(однородные члены) брать в замок любую собаку,(днородные члены) рыться в библиотеке,(однородные члены) бегать босиком и есть,(перед что) что ему вздумается (Грин). Я был командирован редакцией «Русских » дать отчет о юбилее,(от главной к придпточной) и когда явился,(перед то) то уже все сидели за столом. Он пробыл недолго в Марселе;(=но) но когда он рассказывал о марсельской жизни,(сложное предложение) это не было впечатлениями туриста. Когда раздали палатки,(сложное предложение) наши офицеры поместились вместе,(противопоставление с союзом а) а так как офицерские палатки были просторны,(перед то) то капитан решил поселить с собою и меня.

    Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

    Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

    В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчини­тельной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последователь­ным подчинением придаточных.

    Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким . Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза на Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда .

    Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».

    Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в прида­точном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

    Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: прида­точная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый посту­пок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результа­та» (Д. С. Лихачёв).

    Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложе­ние состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

    Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчи­вости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

    Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже табли­ца. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который за­даем от главной части к придаточной.

    № п/п Вид придаточного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
    1 Определи­тельное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные сло­ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является опреде­лением по отно­шению к имени существительному или местоимению в главной части «Не надо утом­лять соседей беспрерывными шутками, остро­тами и анекдо­тами, которые уже были кем-то рассказаны ва­шим слушате­лям».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    «Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…». (Д.С. Лихачёв.)

    2 Изъясни­тельное ВОПРОСЫ КОСВЕН­НЫХ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не

    Союзные сло­ва: что, как, кто, где, ка­кой, откуда, зачем, сколь­ко…

    Относится к гла­голу в главном предложении и выражает доба­вочное разъясне­ние «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в от­ношениях со своими родны­ми».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    3 Образа дей­ствия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: что­бы, как, слов­но, точно, буд­то, как буд­то…

    Союзные сло­ва: как, сколько…

    Относится к гла­голу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выра­жает значение об­раза действия, сте­пени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помол­чать выдвига­лось на первое место».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    4 Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные сло­ва: где, куда, откуда… Уточнение места «Интеллигент­ность присутст­вует там, где проявляется уважение к дру­гим, миру, при­роде».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    № п/п Вид придаточного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
    5 Времени КОГДА? КАК ДОЛ­ГО? С КА­КИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. Уточнение време­ни действия По мере того

    как культура человечества движется впе­рёд, новые цен­ности присое­диняются к ста­рым, увеличи­вая их ценность для сегодняш­него дня. (По Д.С. Лиха­чёву.)

    6 Условия ПРИ Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка­бы, коль ско­ро. Указание на усло­вие, при котором происходит дей­ствие, названное глаголом сказуе­мым «Если со зна­комыми он веж­лив, а с домаш­ними раздража­ется по каждо­му поводу, — он невоспитанный человек». (Д.С. Лихачёв.)
    7 Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? Союзы: пото­му что, оттого что, из-за того что, благода­ря тому что, ибо, так как. Разъяснение при­чины «…я обращаюсь главным обра­зом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине дейст­вительно нужно уступать доро­гу… не только в дверях».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    8 Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: что­бы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. Назначение дей­ствия, названного глаголом- сказуемым «…не надо звонко класть вилку на тарел­ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го­ворить за обе­дом или гово­рить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С. Лихачёв.)
    № п/п Вид

    придаточного

    Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
    9 Сравни­тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб­но, подобно тому как, что, чем, нежели… Сравнение двух действий, состоя­ний «Уметь изви­ниться, призна­вать перед дру­гими ошибку — лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    10 Уступи­тельное НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что. Союзные сло­ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему со­вершается дейст­вие «Несмотря на

    то что нас одо­левают мелоч­ные заботы и суета буднич­ной жизни, на­до уметь быть открытым и терпимым к людям». (По Д.С. Лиха­чёву.)

    11 Следствия 1 Союз: ТАК ЧТО Следствие, вывод, заключение «Именно в юно­сти ум человека наиболее вос­приимчив к ус­воению знаний, так что не те­ряйте времени на пустяки, на «отдых»». (По Д.С. Лиха­чёву.)
    12 Присоедини­тельное Союзные сло­ва: что (в име­нительном и косвенных па­дежах: чему, чем, чего), почему, за­чем, отчего Дополнительная информация, за­мечания ко всему главному «Человек при­носит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать на­стоящую ра­дость».

    (По Д.С. Лиха­чёву.)

    Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды со­подчинения придаточных предложений.

    Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последова­тельное, однородное, параллельное.

    При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к этому придаточному (придаточное второй степе­ни) и т.д.:

    1. «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д. С. Ли­хачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причи­ны, к нему, в свою очередь, — придаточное изъяснительное.
    2. «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти ми­нуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во вто­ром предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

    При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов .

    1. Пунктуация на стыке союзов

    Стык союзов — это пространство в предложении между двумя союзами: между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.

    Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.

    Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.

    Сравните два предложения:

    \. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

    1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, же­лание и умение их применить.

    В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

    В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, по­этому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

    В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕС­ЛИ…ТО), поэтому на стыке союзов (ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой.

    При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

    1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

    Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное об­стоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяю­щим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. |

    1. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пы­таюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

    Во втором предложеЦии два придаточных изъяснительных являются однородными, от­вечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

    1. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между со­бою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).
    2. «В своих письмахя\не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый чело­век внутренне красив…» (Д.С. Лихачёв).

    В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два прида­точных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПО­ЧЕМУ.

    1. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачёв).

    В пятом предложение мы видим более сложный случай, когда второй союз при одно­родном подчинении опущен.

    Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являртся разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдыва­ет средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву).

    Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо­щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается пред­ложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помо­щи подчинительного союз^ ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллель­ное подчинение.

    «Тот, кто дожидаемся удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

    Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные во­просы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельном подчинением придаточных.

    1. Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

    В задании 19 бывает рщё одна трудность: пунктуация перед союзом И.

    Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запя­тая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

    1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес­ли подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы за­тем использовать их в своих книгах.
    2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка ка­призно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

    В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поста­вим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточ­ной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

    Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе слож­ного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девоч­ка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолже­ния в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе глав­ной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

    Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

    1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
    2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической кон­струкции.
    3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
    4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в пред­ложении определите, что он соединяет:
    • если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
    • если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;
      1. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в слу­чае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
    • если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
    • если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставит­ся на стыке двух союзов.
    1. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

    Образец применения алгоритма при выполнении задания 19:

    Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

    Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

    Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части {«Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных {«когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).

    В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

    Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъ­яснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

    Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет од­нородные члены: «окончил и поражён был».

    На месте цифры 2 зацятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором сою­зе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

    На месте цифр 2, 4 занятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

    Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истину.

    Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девуш­ки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая доро­га (3) и предстояло пройїи ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

    ————————————————— 1—————————————

    Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Молодые люди ско^о дошли до размышлений (1) что им непременно надо поже­ниться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

    Ответ:__________________________________ .

    Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда са­дился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуть­ся в его тесный маленький мирок.

    Ответ:__________________________________ .

    Задание № 5. Расстарьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стояіь запятые.

    Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.

    Ответ:__________________________________ .

    Задание № 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просто­ром Волги.

    Ответ:______________________________ .

    Задание № 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

    Ответ:__________________________________ .

    Задание № 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

    Ответ:__________________________________ .

    Задание № 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность пол­ного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

    В задании 19 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.

    Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

    1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.

    2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

    В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

    Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

    Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

    1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

    2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

    3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

    4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

    · если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;

    · если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;

    5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:

    · если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;

    · если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.

    6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

    Образец применения алгоритма при выполнении задания 19:

    Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

    Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

    Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).

    В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

    Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

    Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражён был».

    На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

    На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

    Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

    В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истины.

    Ответ:_______.

    Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
    предложении должны стоять запятые.

    Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

    Ответ:_______.

    Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
    в предложении должны стоять запятые.

    Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

    Ответ:_______.

    Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
    предложении должны стоять запятые.

    Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

    Ответ:_______.

    Задание № 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
    предложении должны стоять запятые.

    Задание 19.1. 1. Погодин запер дверь (1) и (2)когда почувствовал (3)что остался один (4)ему стало жутко.

    2. Молодые люди скоро дошли до размышлений (1)что им непременно надо пожениться (2)но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери думать о свадьбе с Владимиром (4)придется сделать это без родительского благословения.

    3.Море гудело все величавее (1)и(2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4)чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.

    4. Паша стеснялась сказать правду (1) и (2)когда ее вызвали (3) еще не придумала (4) как рассказать о происшествии.

    5. Чаще думай о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твое участие.

    Задание 19.2 . 1.Мне кажется (1)что по смеху можно узнать человека (2) и (3)если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей (4)то смело говорите (5) что это человек хороший.

    2. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1)о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

    3. Молодой журналист внимательно приглядывался к жителям северной деревни (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4)чтобы затем использовать их в статьях и очерках.

    4. Мы часто повторяем (1)что судить о человеке (2)нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен.

    5. Рядом с тобой всегда люди (1)и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать.

    Задание 19.3. 1.Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3)стала отказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

    2. Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже к если они спрятаны в земле (3) они все равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которой занимается эта наука.

    3. Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнете (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную березу (4) которая встретится на вашем пути.

    4. Я очень люблю весну (1)и (2)когда проступает молодая зелень (3)спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми возрождения природы.

    5. Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть легкий снежок.

    Задание 19. 4. 1. Дождь хлещет в стекла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.

    2.Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3)расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

    3. Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражен был (4) как изменился наш угрюмый дом.

    4. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

    5. Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придется искать с трудом.

    Задание 19.5. 1.А старушка все говорила и говорила о своем счастье (1) и (2) хотя слова ее были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно все услышанное происходило с ним.

    2. К вечеру пошел дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

    3. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

    4. Хозяйка поняла (1) что(2)если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

    5. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались на башни подышать (3) то он мгновенно покрывал их разгоряченные лица (4) как будто пытался охладить их.

    Задание 19. 6 . 1. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе еще везде царил зеленый цвет.

    2. В родительском доме все было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

    3. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

    4. Когда художник жил в Крыму (1) он все свое время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

    5. Все меня любили (1) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось все (4)что бы я ни сделал.

    Задание 19. 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    1. Лес просыпался (1) и(2) хотя в чаще было еще сыро и сумрачно (3) но птицы уже начинали петь (4) а чуть позже на поляне появились первые бабочки.

    2. Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2) чтобы скоротать время до отплытия теплохода (3) отправились к ближайшему кафе (4) где можно было покойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.

    3. Становится как-то спокойней на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.

    4. Собакевич в четверть часа с небольшим доел всего осетра (1)так что (2) когда полицмейстер вспомнил было о нем (3)то увидел (4)что от произведения природы оставался один хвост.

    5. Только в степи начинаешь понимать (1) сколько радости может дать человеку даже самая маленькая река(2) и каждый глоток воды здесь ценится по-особому.

    3. Задание 19. 8.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    1.Я присел под лиственницей (1) чтобы отдохнуть (2) и (3) пока мои друзья готовили ужин (4) меня охватила сладкая дремота.

    2. Море гудело все величавее (1)и (2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4) чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.

    3. После того как все достопримечательности города были осмотрены (1) решено было остаток вечера посвятить дегустации национальной кухни (2) и(3) когда навстречу попался небольшой французский ресторанчик (4) то друзья не раздумывая согласились на приглашение официанта и расположились за столиком на тенистой веранде.

    4.В дверь настойчиво постучали (1) и (2) если бы не строгий запрет родителей (3) то Димка наверняка бы не удержался от искушения проверить (4) кто стоит за дверью.

    5. У Егора не было музыкального слуха (1) и (2) сколько ни занимались с ним преподаватели (3) петь он так и не научился (4)зато в футболе ему не было равных во дворе.

    Задание 19.9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    1. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2)если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4)что меня теперь волнует.

    2. Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4)деревья благодарно кивали ветвями.

    3.Становится как-то спокойно на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.

    4.С Кузнецкого моста я заехал на кондитерскую на Тверской (1) и (2)хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4)не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.

    5. На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2)если не заменить электрические столбы (3)то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.

    Задание 19.10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    1. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2)когда к писателю пришла огромная слава и преданная любовь к нему всего (3) что было в русском обществе умного и честного (4) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.

    2. Собака с минуту колебалась (1) но (2) когда мальчик протянул руку и позвал ее (3) призывно помахала хвостом (4) и с опаской подошла поближе.

    3. Как только мы разложили в комнатах свои вещи (1)то все немедленно решили осмотреть город (2)но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) решили идти пешком.

    4. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3)то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение (4) и поразиться этому чуду природы.

    5.Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

    Задание 19.11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    1. Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.

    2.Они заговорили о здоровье графини и общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3)после которых гость может встать (4)Николай поднялся и стал прощаться.

    3.Осень кончалась (1) и (2)хотя днем над землей еще царило влажное тепло (3) по ночам лужи уже покрывались коркой льда (4) а утром воздух был точно стеклянный.

    4.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    5. Маленькая девочка громко смеется (1) потому (2)что ей весело (3) и (4) весна шумит на дворе. .

    Задание 19.12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    1.Умение сказать так (1) чтобы вас слушали и понимали (2) есть великое умение (3) которое дается весьма немногим (4) и (5) которым никто не имеет права пренебрегать.

    2.В доме сразу услыхали стук копыт по мостовой (1) и (2) когда топот затих у входной двери (3) и сквозь стену донеслись голоса (4) хозяева замерли в тревожном ожидании.

    3.Доиа мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

    4.Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4)он напряженно ждал минуты чудесного преображения.

    5. Словарь отражает то(1) что происходит в мире (2) и (3)хотя не обязательно знать все содержание словаря (4)надо уметь пользоваться этой книгой.

    Задание 19. Ключи

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то