Личностная зрелость и незрелость, как они взаимосвязаны. Зрелая личность С личностной зрелостью и потребностью

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости :

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

  1. Расширение чувства Я , которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3-4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
  2. Теплота в отношениях к другим . Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время - избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций - собой или другими.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи . Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенци-листским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
  5. Самообъективация - понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
  6. Единая философия жизни . У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть - это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть - разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах .

  1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
  3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
  4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоцио-нально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности - процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим - реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим - преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости - акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология - это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, - это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Конец личности - начало человека По улице проносили покойника. Сын спросил у Моллы: - Отец, что это такое? - Человек. - А куда его несут? - Его несут туда, где нет ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня. Сын Моллы подумал немного и сказал: - Ну так бы и сказал, что к нам в дом

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Критериев успеха нет Мудрый руководитель не вовлекается сам и не поддерживает в группе игру в «успех - поражение». Он понимает, что стремление к успеху порождает соревнование и зависть между членами группы, что приводит к поражению. Он не провозглашает какие-либо

автора

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 6 Роль индивидных свойств человека в развитии личности Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми«Идея о человеке как о венце творения, воспринимавшаяся на первых порах как выражение человеческой гордыни, как дерзкое посягательство на не

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

автора Ильин Евгений Павлович

2.1. Понятие о зрелости человека В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный,

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Иерархия критериев Смещение фокуса внимания на другой критерий, относящийся к данному убеждению и превосходящий его по значимости.Вопросы: Что является более важным? Утверждение: Главное, чтобы… Важнее

Вы можете посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, занять нейтральную позицию, чтобы оценить поступки, мысли, эмоции. Такой подход позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и решить, в каком направлении двигаться дальше.

2. Самоконтроль

Вы сначала думаете, а потом делаете, можете просчитать целесообразность и последствия поступков. Инфантильный человек живёт эмоциями и сиюминутными желаниями. Зрелый - не срывается на близких, умеет промолчать, если назревает глупый конфликт.

3. Благодарность

Вы научились за то, что с вами произошло, и то, чего вам удалось избежать. Вы по достоинству оценили людей, которые делают вас счастливым, и не принимаете их как само собой разумеющееся.

4. Непредубеждённость

Вы не на словах, а на деле перестали оценивать книгу по обложке, а людей - по формальным признакам и стереотипам. Подростковый максимализм больше не мешает осознавать, что мир не чёрно-белый, окружающие могут отличаться от вас и оставаться хорошими, а правильных мнений иногда существует несколько.

5. Выстраивание границ

Вы понимаете, что для вас приемлемо в отношениях - любовных, дружеских, рабочих - и как далеко вы готовы зайти, чем пожертвовать, чтобы их сохранить. И если кто-то нарушает , вы будете действовать, обсуждать, а не делать вид, что ничего не произошло и все так живут.

6. Устойчивые моральные нормы

Вы рассматриваете свои поступки не через призму «что люди подумают» или «а если кто увидит». Зрелый человек определился с моральными границами. От неправильных поступков его предостерегает не неотвратимость наказания или возможное осуждение, а чёткое осознание, что это недопустимо. Поэтому он не делает сомнительных для себя вещей, даже если никто не увидит и не узнает.

7. Ответственность

Вы отвечаете за слова и действия, не обещаете невыполнимого, не перекладываете решения на другого. Зрелый человек осознаёт, что качество его жизни - это полностью его . Внешние обстоятельства могут вносить свои коррективы. Но если вы продолжаете жаловаться, что всё плохо, но ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию, то вы скорее инфантильная личность, а не жертва обстоятельств.

8. Принятие себя

Вы научились таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это вовсе не означает, что нужно перестать совершенствоваться и исправлять недочёты. Но стоит научиться быть довольным собой сейчас, на любом этапе пути к идеалу, потому что у этой дороги нет конца и обидно провести всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

9. Терпение

Вы перестали рассчитывать только на мгновенный результат и научились ждать плодов своего труда. Чтобы некоторые вещи случались, недостаточно их хотеть - нужно упорно работать. И даже это не гарантирует, что вы добьётесь своего.

10. Самостоятельность

Вы понимаете, что никто не должен решать ваши проблемы. Зрелый человек не действует на авось в надежде, что кто-то поможет выплыть из бездны. Спустить деньги на безделушку и оставить семью без еды, думая, что родители или друзья подкинут деньжат, - это инфантилизм. Корректировать поведение так, чтобы в случае проблемной ситуации была возможность всё решить самостоятельно, - поступок зрелого человека.

11. Умение извлекать уроки

На ошибках учатся, но не все. Зрелый человек извлекает уроки из неудач, распознаёт аналогичные ситуации и не допускает повторных провалов.

12. Конструктивное взаимодействие с реальностью

Вы не убегаете от проблем, не закрываете на них глаза, не думаете, что они как-нибудь сами рассосутся. Зрелый человек признаёт трудности и ищет способы с ними справиться.

13. Честность

В большинстве случаев вы не считаете нужным лгать. На пути к зрелости вы окружили себя людьми, с которыми этого не требуется: не нужно носить маски и приукрашивать действительность. Если всё-таки нужно, зрелый человек отдаёт себе отчёт, для чего он это делает. Попытка обезопасить чувства человека с помощью лжи и желание манипулировать им - не одно и то же.

14. Умение выстраивать отношения

Зрелый человек осознаёт, что он не центр Вселенной, поэтому умеет выстраивать равноправные партнёрские отношения, в которых не только берёт, но и отдаёт. Он способен сострадать, оказывать поддержку, уделять внимание и проявлять искренний интерес, а также принимать помощь, не чувствуя себя уязвимым.

15. Реалистично-оптимистический взгляд на мир

Вы реально оцениваете ситуацию, но не теряете веры в лучшее и присутствия духа. Зрелый человек понимает, что хорошие вещи не могут происходить непрерывно, бывают и неудачи. Но чёрные полосы заканчиваются, особенно если не опускать руки. Однако пессимизм и пораженческие настроения могут привести к тому, что сил радоваться не будет даже в по-настоящему светлые дни.

Можете дополнить этот список? Делитесь в комментариях.

22 Фев 2013


Deprecated : Function split() is deprecated in /home/p26320/www/сайт/wp-content/plugins/yet-another-related-posts-plugin/magic.php on line 304

Психологическая зрелость личности лежит в основе глобального процесса интеграции личности, вокруг которого, так или иначе, строится вся наша жизнь, и зрелость личности напрямую выражается в ее интегральности. И можно прямо сказать, что интегрированная личность – это личность, достигшая психологической зрелости. И не будет преувеличением, если мы скажем, что именно психологическая зрелость лежит в основе личной харизмы. Но из чего состоит зрелость личности ?

Зрелость личности: основные показатели

Принято выделять несколько показателей зрелости личности:

  • Хронологическая зрелость – достижение того возраста, когда человека принято считать зрелым и состоявшимся;
  • Физиологическая зрелость – физиологическое взросление, достижение стадии формирования взрослой особи;
  • Социальная зрелость – развитие социальных навыков;
  • Интеллектуальная зрелость – развитие интеллекта и способность принимать взвешенные, продуманные решения;
  • Эмоциональная зрелость – способность как контролировать свои эмоции, так и находиться в комфортном эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональная зрелость личности является основой личностной интеграции. Но из чего она складывается? Для начала рассмотрим основные симптомы эмоциональной незрелости.

Симптоматика психологической незрелости:

1. Взрывное поведение;
2. Вспышки эмоций;
3. Низкая фрустрационная переносимость;
4. Неадекватный эмоциональный ответ;
5. Чрезмерная чувствительность;
6. Неспособность принимать критику;
7. Беспричинная ревность;
8. Неспособность прощать;
9. Капризное изменение настроения;
10. Повышенная зависимость;
11. Боязнь изменить ситуацию;
12. Требование моментального внимания и постоянного сопереживания;
13. Повышенная соревновательность и неумение проигрывать;
14. Неспособность принимать ответственность за свои ошибки.

Психологическая зрелость: основные критерии

  • Способность давать и принимать любовь , что возможно только при развитом ощущении безопасности, которое позволяет иметь ранимость. Только так можно позволить себе по-настоящему кого-то любить.
  • Способность реально относиться к жизни – способность встретить реальность и не отворачиваться от нее. Здесь хорошо работает формула «зрелые люди со своими проблемами работают, незрелые их избегают».
  • Готовность отдавать и принимать . Отдавать не с расчетом, а чтобы улучшить качество жизни других людей. И способность принимать, что иногда бывает еще сложнее.
  • Способность положительно принимать жизненный опыт. Это состояние, когда есть уверенность, что «что бы со мной ни случилось, я это переживу и стану сильнее»; отказ от привычки объяснять свои успехи и неудачи стечением обстоятельств.
  • Способность выдерживать фрустрацию – способность решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени, и, при необходимости, находить более эффективный подход.
  • Способность конструктивно выдерживать враждебность – способность искать за враждой проблему, которая может быть решена, и ее решение. Установка на то, что «лучший способ избавиться от врага – сделать его другом».
  • Относительная свобода от симптомов напряженности – расслабленная уверенность в том, что «все свое я получу в любом случае».

Как развить зрелость личности: ключевые шаги

Вильям Глассер, основатель «терапии реальностью», дает ряд по-американски простых, но одновременно внятных и функциональных советов:

  • Постоянная работа над пониманием и улучшением себя;
  • Ищите и принимайте обратную связь от людей;
  • Тренируйте неэгоистичное поведение;
  • Уладьте все нарушенные контакты с социумом: скажите все, что не было сказано, простите всех и попросите у всех прощения, верните все долги или сдайте, наконец, книжки в библиотеку;
  • Полностью завершите все дела, которые откладывались;
  • Приведите в порядок свой дом, и избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь – раздайте ненужные вещи тем, кому они нужнее;
  • Наведите баланс в своей личной бухгалтерии, оплатить все счета и налоги;
  • Найдите в своей жизни что-то; что будет значимее вас самих.

И главное – психологическая зрелость личности основывается на завершенности жизненных выборов, целостности и готовности справляться с возникающими препятствиями. Можно сказать еще короче: зрелость личности – это готовность к будущему.

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

А.Г. Портнова (Кемерово)

Аннотация: Анализируются подходы к определению понятия «личностная зрелость». Приведен обзор исследований, посвященных различным аспектам личностной зрелости. Выделены параметры, которыми характеризуется зрелая личность. Предложено определение личностной зрелости в рамках системного подхода. Обозначены пути и перспективы исследования данного феномена в возрастном и дифференциальном аспектах.

Ключевые слова: зрелость, личность, личностная зрелость, развитие, онтогенез, личностный рост.

Процессы и закономерности взросления как этапа онтогенеза не обделены вниманием исследователей. В психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, на стыке этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию развития индивидуальности. Однако несмотря на повсеместное декларирование гуманистического индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений, способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития взрослого человека, встречаются нечасто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью .

«Сейчас наступает то время, когда научное исследование закономерностей психического развития человека, психологических свойств его личности становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм, методов и средств работы с людьми...» .

Самым важным из последствий такого открытия Б.Г. Ананьев считал создание научной основы проектирования личности и ее стратегий, ее формирования.

Успешное формирование гармонически и всесторонне развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития .

Исследователи, занимающиеся проблемами психологии развития личности, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему развивается и как развивается, т.е. установить причины психического развития и его механизмы. Однако если само развитие - это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать вопросы: «Куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие?» .

На наш взгляд, современный подход к анализу развития требует обратиться к таким концепциям, которые позволят получить ответ на вопрос о цели развития, представление о вариативности целей.

Гуманистическое направление считается «психологией эталонов», здесь созданы идеальные образы зрелой, здоровой личности. В отличие от адаптационных теорий личности, многие из которых фокусируются на нарушениях адаптации, оно сконцентрировано на изучении зрелых и творческих людей, на постижении конструктивных, созидательных проявлений человеческой природы.

Объяснение развития с точки зрения этой стратегии возможно при четком понимании итоговой детерминации на каждом возрастном этапе, т.е. при хорошем представлении о состоянии развитой системы на данном этапе, приближение к которому придает значение процессам его достижения.

Однако сосредоточившись лишь на описании характеристик максимально развитых, зрелых личностей, исследователь утратит способность к прогнозированию развития, формирования личности, если не будет учитывать фактический склад личности, оценивать актуальные состояния, в том числе и де-задаптивные, способные стать источником личностного роста, движения к зрелости.

Более традиционной стратегией исследования развития личности является описание исходного психологического статуса индивида, источника или материальной основы всего дальнейшего развития (законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма).

Первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития, на которой достигается зрелость, составляет основу для анализа промежуточных стадий, форм .

Попытка осуществить интеграцию вышеупомянутых стратегий предпринята в работах Э. Эриксона и Э. Фромма. Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э. Эриксон показывает, что самой логикой развития личность периодически подводится к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Человек, принимая вызов в ходе каждого психосоциального кризиса, получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Успешно разрешив один кризис, он продвигается в своем развитии к следующему. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития. Э. Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности и искать истоки организации зрелой личности на предшествующих стадиях жизни .

Таким образом, зрелость личности может быть рассмотрена в контексте психологических эффектов развития как его цель. Эриксон выделяет такие каче-

ства зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других; через воспитание передаются нормы общества, ценности, которые определяются конкретными экономико-культурными условиями. Развитие человека представлено как процесс формирования новых качеств, предполагающий наличие актуальных свойств и свойств потенциальных, оказывающих влияние на другие свойства личности. Эти потенциальные качества личности и детерминируют ее восприимчивость к воздействию социальной среды, посредством ряда механизмов определяют степень включения в систему общественных отношений .

В настоящее время актуально научное обоснование оптимума развития различных функций, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека, научное прогнозирование развития с точки зрения интегрального подхода.

Интегральный подход в психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз развития психических характеристик человека в единый жизненный цикл с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, где объектом изучения являются отдельные фазы жизни человека, а также и других наук о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты, проблемы генеза и развития .

Зрелость - интегральное качество личности, поэтому оно изучается многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой, педагогикой, психологией и др.

Современное состояние проблемы актуализирует междисциплинарный и межотраслевой подходы к анализу зрелости личности. Их реализация позволит, на наш взгляд, комплексно и прицельно осуществлять поиск маркеров, критериев, признаков зрелости личности в целях их последующей практической оценки.

Науки социального и биологического цикла содержат сведения о специфичных для них характеристиках здорового, зрелого, полноценно функционирующего человека (физиология, биология, социология, право, педагогика, философия, этика).

В отраслях психологии представлены отдельные аспекты психологического знания о признаках зрелости личности (дифференциальная психология, социальная психология, психология личности и психология развития).

Акмеология, онтопсихология, культурная антропология, социальная педагогика, новые синтетические дисциплины, образованные на «стыке» наук социального и биологического циклов и отраслей психологии, характеризуются прежде всего конструктивностью и практической направленностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии человека, о процессе достижения зрелости, они ока-

зались концептуальными звеньями в системе наук о человеке, человекознании. Именно здесь, по нашему мнению, могут быть обнаружены самые емкие, системные критерии зрелости личности.

Понятие «зрелость» часто используется в науках социального, гуманитарного цикла. «Социальная зрелость личности - понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя» .

«Социальная зрелость, обобщенная характеристика развития личности, подразумевает... превращение личности в полноценный субъект общественной деятельности и достижение определенного минимума развития» .

В.И. Матис дает следующее определение социально зрелой личности: «.это устойчивая система социально значимых черт, включающая профессиональную, мировоззренческую, нравственную зрелость, характеризующих социальный тип личности того или иного общества или общности» .

Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования самосознания и рефлексии не может послужить, по мнению Г.С. Сухобской, надежной основой для развития социально зрелого поведения личности .

Зрелость психического развития человека как основа его социальной зрелости оценивается через социальное проявление. Зрелость психического развития создает лишь возможность для самоосуществле-ния человека как члена социума и индивидуальности. Эта возможность реализуется при оценке поведения человека сквозь призму социальных ценностей. С понятием социальной зрелости следует связывать внутреннюю установку личности только на ценности, имеющие позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, на гуманистические ценности .

Новая интерпретация понятия «зрелость» дается в акмеологии. В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин развития способностей, таланта, творчества (Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др.).

В социально-психологических и общепсихологических исследованиях понятие «зрелость» трактуется по-разному; большое количество исследований, как научных, так и практических, посвящено рассмотре-

нию этого понятия, что обусловлено современной социальной ситуацией развития человека. Современное общество предъявляет личности особые требования, среди которых важное место занимает личностная зрелость. Обществу нужны граждане, которые являются субъектами своей жизни, что возможно только при сформированности личностной зрелости. Характеристика человека как субъекта раскрывает способ организации личностью своей жизни .

Человек как субъект, по мнению А.В. Брушлинс-кого, инициирует и развивает на высшем уровне системности свою специфическую активность. Этот уровень характеризуется предельной целостностью, интег-ральностью всех противоречивых и многообразных компонентов и подуровней. Такой уровень субъект-ности может быть рассмотрен как высшая степень развития зрелости личности, что в свою очередь является одним из компонентов зрелости человека .

Б.Г. Ананьевым было положено начало развитию идеи интеграции знаний о человеке и пониманию, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека в обществе, создавая его биографию .

В отечественной психологии существуют серьезные наработки по данной проблематике (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, К. Муздыбаев, В.И. Слободчиков,

А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.). Однако до сих пор не исследована полностью проблема становления личностной зрелости, факторов ее становления, недостаточно вскрыты различия в формировании личностной зрелости у мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности. Остается много вопросов в определении формальной структуры личностной зрелости и ее системных характеристик .

О сложности определения объективных критериев зрелости человека писал Б.Г. Ананьев, отмечая, что в психологической литературе происходила замена понятия «зрелость» понятием «взрослость». Даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и субъектно-деятельностной (профессиональной) зрелости. Эти понятия не являются тождественными и описывают разную психологическую реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека .

Использование понятия личностной зрелости в современных психологических публикациях предполагает выделение двух основных аспектов - зрелости как этапа жизни и зрелости как уровня развития.

В работе В.М. Русалова выделяются дефинитивный и акмеологический типы зрелости. Первый тип зависит от биологических свойств человека, второй характеризует достижение психическими образованиями своего наивысшего, акмеологического значе-

ния, что обеспечивает человеку личностный рост, наивысшие уровни его развития .

Различные аспекты личностной зрелости рассматривались в связи с изучением самоактуализации (А. Маслоу, K. Гольдстейн, X. Хейлиген, М. Дениэл,

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.П. Паттурина, Е.Е. Вахромов); личностного роста (A. Эйджел, К. Роджерс, С.Л. Братченко); личностного мастерства (M. Хоренер, П. Сенге); самореализации (К.А. Абуль-ханова-Славская, Э.В. Г алажинский, И.Б. Дерманова,

В.Е. Клочко, Л.А. Коростылева, О.М. Краснорядце-ва, Б.Д. Парыгин, Ф. Перлз, Э. Фромм); самотранс-ценденции (В. Франкл, А.А. Реан); самоутверждения (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев); личностного самоосуще-ствления (Л.А. Анцыферова, Б.С. Братусь, Ш. Бюлер, Е.П. Варламова, Е.А. Лукина); самосознания (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе); развития потенциала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); достижения акме (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.); психологии жизненного пути личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова); субъектной активности (В.Н. Панферов); жизненных отношений и смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); жизненных ориентаций (А.А. Грачев); стиля и смысла жизни (Л.Н. Коган); жизненного мира (В. Шутс).

Известно, что личностная зрелость является одним из структурных компонентов зрелости человека. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что этапы зрелости человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, познания, общения не совпадают по времени.

Создание собственной среды, благоприятной для «развития и самореализации», по мнению Е.Ф. Рыбалко, является характерным признаком зрелой личности .

М.Ю. Семенов определяет зрелую личность как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно-потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Лично-стно зрелый человек характеризуется потребностью выходить за существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением .

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию знаний и способностей, к конструктивному решению различных проблем; эмоциональная зрелость.

Исследование Р.М. Шамионова, проведенное под руководством Л.А. Головей, показало, что личност-

ная зрелость является сложным структурным образованием, включающим в себя характеристики ответственности в разных сферах деятельности, эмоциональной зрелости, самоконтроля поведения, самостоятельности, адекватности самоотражения, высокого уровня реализованности событий жизни, адекватности целеполагания .

Личностная зрелость входит в общую структуру личности и оказывается взаимосвязанной с рядом личностных особенностей, таких как общительность, следование социальным требованиям, мягкость, доверчивость, радикализм, уверенность в себе, естественность.

Личностная зрелость подчиняется общим законам онтогенетического развития и характеризуется гете-рохронностью. Формирование параметров личностной зрелости проходит ряд этапов, в ее развитии чередуются сензитивные, критические периоды и периоды стабилизации. Формирование личностной зрелости обусловливают как внутренние (субъективные, объективные), так и внешние факторы .

На методологическом уровне в психологии разработан системный подход, он реализован применительно к личности . Однако на уровне конкретных исследований, как показывает анализ литературных данных, представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых, дифференциально-психологических проявлений зрелости личности. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний, относящихся к различным отраслям психологии. Необходима целостность в исследовании компонентов, признаков, маркеров, критериев зрелости - когнитивного, эмоционального, регуляторного (волевого, мотивационного), и динамического, результативного (компетентностого) в их взаимосвязях. Эти проблемы ждут своего решения.

Несмотря на наличие работ и разнообразие возможных подходов к исследованию зрелости, вопросы анализа зрелости как системного качества личности остаются нераскрытыми.

Кроме того, содержание личностной зрелости, ее структурно-функциональные характеристики должны определяться задачей развития каждого возрастного периода .

До настоящего времени в психологии рассматривалась проблема личностной зрелости в аспекте изучения ее структурных компонентов, но дифференциальный подход к исследованию человека предполагает анализ составляющих проблемы в контексте его индивидуальности, в том числе на разных этапах возрастного развития .

Данный подход поможет решить целый ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза зрелости, полоролевых вариаций проявления зрелости в поведении.

Представление о системном характере личностной зрелости предполагает, что она является интегральной характеристикой, механизмом организации жизнедеятельности человека, во многом определяющим успешность его жизни, жизненного пути, профессиональной деятельности, самореализации, это должно найти отражение в степени различной выраженности ее основных признаков, маркеров, критериев на разных стадиях онтогенеза, в полоролевой специфике, различных предпосылках отдельных аспектов.

Три типа теоретического анализа - функциональный, структурный и динамический - ведут к целостному (системному) анализу феномена развития личности в процессе достижения зрелости.

По нашему мнению, зрелость представляет собой многомерное, разноуровневое качество личности, обладающее структурными, динамическими свойствами. Уровневые, структурные характеристики зрелости специфичны на каждом возрастном этапе. В целом функцией личностной зрелости является преобразование (регуляция) процесса онтогенетического развития в целенаправленный, системный, лич-ностно обусловленный процесс, приобретающий индивидуальные черты как в средствах, условиях, так и в целях данного развития.

Зрелость выступает качеством личности, обусловливающим способы осуществления и самоосуществ-ления, организующим жизненный путь личности, его направление, стратегии прохождения, регулирующим сложную систему отношений личности с окружающим миром и самим собой (к результатам собственной деятельности) и иерархизованность данной системы.

Зрелость характеризует личность как целостную, непрерывно развивающуюся, как сложное системное образование, не сводимое к свойствам, характеристикам ее структурных компонентов и отдельных ее аспектов; определяет личность как сложное системное образование, которое может быть описано в терминах «гармоничность», «соразмерность», «иерар-хизованность», «соподчиненность ее свойств».

Разработка психологической концепции личностной зрелости как системного качества личности на основе анализа возрастно-полового и дифференциального аспектов позволит решить ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза и развития, полоролевых вариаций проявлений личностной зрелости.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под

ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

3. Бодалёв А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. 1995. № 3.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. 352 с.

6. Галажинский Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории // Сибирский психологический журнал. 2000. № 11-12.

7. Галажинский Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский

психологический журнал. 2001. № 13. С. 28-31.

8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1986.

9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

10. Кон И.С. Социальная психология. М.: Воронеж, 1999. С. 177.

11. Коростылева Л.А., Зайцева Ю.Е. О методологических вопросах развития и саморазвития в трудах Б.Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000. Вып. 4.

12. Краснорядцева О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 42-44.

13. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва; Воронеж, 1996.

14. Матис В.И. Социология образования и формирование личности. Барнаул, 1995. С. 38.

15. Проблемы общей акмеологии / Под ред. А.А. Реана, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Грищенко и др. СПб.: СПбГУ, 2000. 156 с.

16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

17. Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1.

18. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 5. С. 83-97.

19. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 256 с.

20. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости - Электронный ресурс: // http:// selfmoney.narod.ru/semen.htm

21. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.

22. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

23. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрогогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

24. Шамионов Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 19 с.

25. Швеньк Е.В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения-2006 / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 235-237.

26. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. 592 с.

27. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва; Воронеж, 1996.

PERSONAL MATURITY: THE APPROACHES TO DEFINITION A.G. Portnova (Kemerovo)

Summary. The article is about different approaches to definition of the concept «personal maturity». It includes review of various aspects of personal maturity. The author presents different characteristics of mature personality. The personal maturity is defined in context of system approach paradigm. The article describes ways and perspectives of scientific research of named phenomenon in age and differential aspects.

Key words: maturity, personality, personal maturity, development, ontogenesis, personal improvement.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то