Дворцы павла 1. Михайловский замок: мистика здания

Михайловский замок. История и легенды...


Ударная стройка царизма

По распоряжению Павла I строительство Михайловского замка велось «в три смены», днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как ему не терпелось справить новоселье. Нерадивых работников наказывали, старательных награждали, а число всех занятых на стройке доходило до 6000 человек одновременно.

Одновременно со строительством Павел не забывал заниматься и другими государственными делами. В течении своего царствования им было отправлено в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала (из 500) и 2261 штаб-офицеров и обер-офицеров. И не самодурство Павла, а борьба с нарушением воинской дисциплины, казнокрадством, «растаскиванием» солдат из полков и другими обычными в то время должностными преступлениями начальствующего состава.

Он ввел армейские Уставы, создал первые в мире крупные саперные подразделения, заставил офицеров ходить не на балы, а по плацу. Армия поднимала боеготовность и училась воевать настоящим образом, получая современное вооружение и обмундирование.

Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. Хочешь быть дворянином - служи! При этом солдат наказывали редко, им увеличили жалование и медицинское обеспечение. И именно все это в комплексе и позволило позже разбить отлично укомплектованную и обученную армию Наполеона, но вернемся к замку.

После встречи с монахами Мальтийского ордена, Павел по сути присоединил Мальту к России, взяв ее под российскую опеку и охрану. Там планировался большой гарнизон и морская база.


Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Можно сказать все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект. Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле... Три года! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет.


Обращенный к Фонтанке восточный фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней...

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Многие послы вспоминали что замок был «сырым». Его не успели подготовить к переселению императорской семьи, но Павел все равно решил в нем жить. Чтобы немного уменьшить сырость, на подоконники клали свежеиспеченный горячий хлеб (считалось он хорошо впитывает влагу). Представляете какой в замке был запах и как все это выглядело. Но согреть холодные и промерзшие толстые стены замка и убрать сырость, да еще в таких больших помещениях в зимние морозы было сложно. Практически невозможно. Все мерзли, но терпели. Только в спальне самого Павла (которая была отделана белым деревом) было сухо и тепло. Во всех других залах и больших помещениях стоял туман, а у окон встречалась даже наледь в руку толщиной. Увы, но прогреть его как следует Павел так и не успел...

Pantv,
livejournal.com

Свидениями именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез святых Пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, напоследок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому Твоему подобает святыня, Господи. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею.

Блж. Феодорит Кирский

«Свидения Твоя уверишася зело». Все же сие предвозвестил Ты издревле, и предрек чрез святых Пророков Твоих; а истина сего доказана свидетельством дел. Прекрасно и сие присовокупление: «зело» , то есть, в пророчествах не возможно усмотреть и малейшей лжи, но с точностию предречено все ныне видимое.

«Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дний». Но величайшее и наилучшее из всех благ есть то, что наслаждение даруемым есть не скоропреходящее и не временем ограниченное, подобно служению иудейскому, но постоянное, всегда пребывающее и вечное; потому что сие соответствует и приличествует новому дому Твоему. А домом Божиим божественный Павел нарек собрание верующих, которому, как сказал Пророк, «подобает святыня» . Поэтому надлежит нам, по апостольскому увещанию, очистить «себе от всякия скверны плоти и духа» , творить же «святыню в страсе Божии» (2Кор.7:1), чтобы, уготовив достойный Богу храм, приять нам в него вечнаго Обитателя.

Евфимий Зигабен

Свидения Твоя уверишася зело.

Свидетельства, говорит, о Тебе, Господи, весьма верны, то есть, истинны; иначе: речения пророков, произнесенные ими в различные времена и в разных видах о вочеловечении Христа и о домостроительстве Его во плоти, по словам безъименнго изъяснителя и Дидима, все оказались истинными из самых дел и событий.

Слова Феодорита : Прилично и прибавление: зело (сильно), вместо того, чтоб иначе сказать; ни в чем из проречений нельзя предполагать лжи; но в точности все видимое ныне предсказано наперед и оказалось истинным.

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Дом Божий есть соборная христианская церковь, как мы замечали многократно. Сему то, говорит, дому Твоему, Господи, прилична святость, иначе: ему прилично быть святым, как дому святого Бога. И церковь будет святою, если в ней будет пребывать чистота и святость и непричастность никакой скверне ни душевной, ни телесной. И таковая святость и непричастность в церкви Божией должна обратиться в долготу дней, иначе-быть навсегда. По словам Павла домом Божиим называется еще и храм Божий и каждый христианин, в котором должна находиться святость и чистота жизни Его.

Почему и Афанасий говорит: Это значит, что ничто столько не нужно для сохранения церкви в долготу дней, как святость. Если же случится, что в доме Бoжием окажется нелепость и вместо святости скверное и нечистое дело, то ей невозможно будет пребыть в долготу дней. Безъименный: Дом Божий есть все христиане, присвояющие Его себе в свой дом. Таковыми и должно быть истинно святыми не в тот только, или другой день, но в долготу дней; как и Павел сказал: Или вы не знаете, что вы храм Бога, и что Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий растлит, то того растлит Бог; ибо храм Божий свят; а таковой составляете вы (2 Кор. 3,16). Ибо тому, кто сделался домом Божиим, поистине прилична святость и освящение, дабы он, как принадлежащий Богу равным образом был и свят, и наоборот, как святый, был в тоже время и Божиим. Если же святость прилична всем вообще принадлежащим к церкви христианам; то не гораздо ли более прилична она находящимся в ней святым патриархам, архиереям и священникам? Почему и Златоуст в 83-й беседе на Матвея священство назвал служением Ангелов, и Климент Собиратель-нескверным и непорочным (кн. 7. Собраний). А святость, по изъяснению божественного Дионисия , есть совершенная чистота и непричастность никакой скверне (гл. 12, О Божиих именах). Почему Феодорит сказал: Должно посему нам по увещанию Апостольскому очищать себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святость в страхе Божием, дабы, приготовив достойный дом Божий, мы получили и жилище вечное.

«ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ В ДОЛГОТУ ДНЕЙ»

«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней»

В историческом центре, в самом сердце Санкт-Петербурга, где сливаются воды рек Мойки и Фонтанки, рядом с Марсовым полем, Летними садами высится величественное здание Михайловского замка - последней резиденции императора Павла I. До сих пор одной из тайн замка остаётся злодейское убийство императора 11 марта 1801 года.
Казалось, содрогнулись стены огромного замка, услыхав последний хрип умирающего императора, и странно потемнел их красновато-розовый цвет от пролитой венценосной крови. И в далекой Гатчине печальным звоном отозвались колокола башенных часов дворца, застывшего от ужаса и холода в эту мартовскую ночь.
Каким же роковым образом отразилась трагическая судьба Павла I на дальнейшей истории его любимых резиденций? Долгое забвение. И разграбление. Но замки, как старые воины, стойко переносят все испытания времени и неиссякаемого человеческого зла. Слова из Священного писания, помещенные на одном из фасадов Михайловского замка, по праву должны быть посвящены и Гатчинскому дворцу.
Наверное, не случайно первым своеобразным музеем в Гатчинском дворце стали личные комнаты Павла I. Уже в 1801 г. по распоряжению вдовствующей императрицы Марии Федоровны их превратили в «мемориал в Бозе почившего Императора».

«Личными» назывались десяток небольших комнат на первом этаже Главного корпуса. Часть помещений - Кордегардия, Комната дежурного офицера, Знаменная, Камердинерская - предназначались для охраны и прислуги, образуя как бы защитное кольцо. Павел Петрович не очень-то полагался на неприступность стен Гатчинского дворца. Самые большие комнаты - Кавалерская и Нижняя Тронная - служили для непарадных «домашних» приемов. Через окна Нижней Тронной хорошо был виден плац, где проходили учения и вахтпарады «гатчинских» войск под бой барабанов и звуки флейт. Помимо выходов в парадные вестибюли, а также в Собственный садик, в личных комнатах существовал ещё один «тайный» выход - из Темной комнаты, которая находилась за Туалетной. По винтовой лестнице можно было подняться в Парадную спальню и выше, на 3-й этаж, или спуститься вниз - в подвалы, где через подземный ход выйти на берег Серебряного озера.

Хотя этот выход в подземный тоннель, как и другие, был устроен еще в «орловском» доме (также, как гулкие длинные коридоры, высокие смотровые башни дворца), но как они слились с романтическим обликом «гатчинского» императора! Как они будоражили богатое воображение Павла, долгие годы разрабатывающего проекты будущего своего «идеального» замка.
Личные комнаты объединяло не только общее расположение, но и единое художественное оформление, которое создавалось при активном участии Павла Петровича его придворным архитектором Винченцо Бренна. Во всех комнатах нижняя часть стен была оформлена дубовыми панелями. Из этого же благородного дерева золотисто-коричневого цвета были выполнены наличники и переплеты окон, а также двери и паркеты. Предполагается, что остальная часть стен была затянута цветным штофом, который позже заменили изящной росписью по штукатурке красивых, нежных тонов. Украшением комнат были великолепные кафельные печи с колоннами, пилястрами и скульптурными изображениями оружия и военных доспехов. На немыслимые ухищрения приходилось идти служителям дворца, чтобы поддерживать постоянную температуру в комнатах (14 градусов), требуемую императором. Натирали льдом не только уже истопленные печи, но и сами термометры, подгоняя градусы. Правда, строгий хозяин комнат старался не замечать эти маленькие хитрости, как рассказывается в воспоминаниях. Скромная и изящная отделка комнат сочеталась с обилием подлинных произведений искусства разных стран. Среди них было много подарков от коронованных особ и вещей, купленных во время заграничного путешествия по Европе: ковры мануфактуры Гобеленов, Савонери, Обюссона, французская бронза, фарфор Севра, Саксонии, Императорского фарфорового завода, мебель знаменитого Рентгена... На стенах были развешены картины любимых мастеров жанров и сюжетов. Особое место в комнатах занимали скульптурные, живописные, тканные портреты «кумиров» Павла Петровича: Петра I, Петра III, Фридриха Великого, Генриха IV, Сюлли, Александра Македонского...
Польский король Станислав-Август Понятовский, посетив в 1797 году Гатчину, все личные комнаты императора назвал его «гатчинским кабинетом».
Однако по-настоящему «личными» для Павла Петровича, где сохранился «его» дух, были Башенный, Овальный кабинеты и Туалетная комната. Особенно тихо и уютно было в этих трех комнатах с окнами в Собственный садик. Мелодично отбивали время часы, вторя им, тихонько звенели хрустальные гирлянды фонариков-колокольчиков, а в ненастную погоду в окна стучал дождик. Кабинеты были местом уединений, где подолгу работал Павел, еще будучи великим князем, размышляя о судьбах Европы, любимой России, составляя будущие планы по ее преобразованию.

В кабинетах все необходимое было под рукой: много книг по истории, философии, военному искусству, религии, различные словари и энциклопедии, любимая художественная литература. Книги были как на иностранных языках, так и на русском. Помимо книг - большое количество карт, планов, папок с гравюрами и альбомами, которые лежали не только в низких полушкафах вдоль стен, но и на шкафах. Отдельно в ящиках бюро и шкафах хранились рукописные документы: различные дневники, рапорты, письма, записочки, стихи, куплеты, билетики-указатели для прогулок по Гатчине или просто чистый лист бумаги с засушенным цветком...
Среди милых безделушек, которыми дорожил хозяин кабинетов, наверное, самыми дорогими были подарки, сделанные его супругой. Мария Федоровна прекрасно рисовала, резала по камню, янтарю, кости. Среди пасхальных яиц, медальонов с портретами обожаемого супруга и детей были вещицы из совсем забавных материалов: например, коробочка из папье-маше, окрашенная в темно-голубой цвет, внутри которой хранилась цепочка из персиковых косточек с вензелем «РР».
В очень светлом, солнечном кабинете в башне было особое место: под образом «Воскресенье Христово», писанном по эмали, стоял пюпитр, покрытый зеленой велюровой тканью. На нем лежала Библия «в алом бархатном переплете, украшенном золотым крестом» с закладками Павла Петровича между страниц. Из этой комнаты охрана дворца часто слышала глубокие вздохи императора во время молитв. Именно здесь, как позже рассказывали в мемуарах, паркет был протерт от его колен.
Особенно горячо молился Павел I, приезжая в Гатчину в свое короткое правление. Он долго ждал престола (став императором в 42 года), готовился и твердо знал, что будет делать. Но слишком тяжелым оказался груз проблем огромной России в политике, экономике, устройстве государства и армии, доставшейся ему от матушки Екатерины. Указы, издаваемые Павлом I буквально каждый день, слишком часто наталкивались на сопротивлением чиновников или имели совсем обратное действие. Особенно раздражали общество распоряжения, затрагивающие частную жизнь. С каждым днем нарастало недовольство избалованного дворянства, из армии доносили о готовящемся заговоре, рос клубок дворцовых интриг, использующих сложные отношения Павла с императрицей, со старшими сыновьями, его участившиеся вспышки гнева, подозрительности и переходы в раскаяние и безмерную доброту... К тому же Россия переступала фатальный рубеж смены веков!
1 ноября 1800 года император Павел I уезжает из Гатчины в СПб на освещение Михайловского замка, покидая, как оказалось, свою любимую резиденцию навсегда. С этого дня в его личных комнатах все остается так, как было в последний раз. Через 33 года в Овальный кабинет, который иногда служил для Павла и спальной комнатой, поставят походную кровать, на которой император «испустил последнее дыхание», ширму, мундир, сапоги, рубашку со следами крови, «свидетелями мартовской ночи в Михайловском замке». Его сын император Николай I вернет в Гатчину эти мемориальные вещи, выполнив завещание матери - Марии Федоровны. Еще позже сюда же добавят дорожный пюпитр, походный стол и стул с вензелем «П» под короной и мраморный барельеф с портретом князя Павла Петровича работы французского скульптора М.Колло.
До революции личные комнаты Павла были «святая святых» в Гатчинском дворце. Требовалось особое «Высочайшее» разрешение для их осмотра.
Итак, через неделю после того, как Павел I навсегда покинул свою любимую Гатчину, 6 ноября 1800 года состоялось торжественное освящение новой резиденции, приуроченное ко дню Архангела Михаила. Именем покровителя дома Романовых и был назван императорский замок. Из Зимнего дворца до замка пышное шествие во главе с царской семьей проследовало вдоль выстроенных в параде войск под выстрелы пушек Адмиралтейства и Петропавловской крепости. В то время въезд на территорию резиденции Павла I начинался далеко от здания дворца через торжественные ворота с каменными будками-караулками, кованными чугунными решетками и украшениями любимой императором тематики: шлемами, доспехами, щитами, двуглавыми орлами и мальтийскими крестами. Позже часть этих ворот, разобранных при Николае I, была отправлена в Гатчину и использована при строительстве Ингербургских и Смоленских ворот при въезде в город.
От ворот тенистая тройная аллея вела мимо каменных зданий конюшен, манежа, павильонов-кордегардий к мосту через один из каналов, окружающих замок на площадь Коннетабля. Не правда ли, опять знакомое по Гатчине название? Ведь вначале Павел Петрович планировал свой «идеальный» замок построить в нашем городе. На площади была установлена конная статуя Петра I по модели скульптора Б.К. Растрелли с многозначительной надписью: «Прадеду правнук». Тем самым Павел I еще раз хотел доказать законность своего рождения и восхождения на российский престол. Став же императором, он хотел для величия России сделать столько же, сколько его великий пращур и кумир.
Торжества по освящению замка завершились в церкви праздничной литургией и парадным обедом. С нетерпением ожидавший окончания строительства и очень торопившийся (замок был сооружен всего за 4 года) счастливый император наградил не только архитекторов, высших чиновников, но и всех рабочих.
Внутри Михайловский замок являл собой «чудо роскоши и вкуса». Несмотря на то, что к этому времени во дворце еще многое не было завершено, многочисленные гости были удивлены и сражены красотой и роскошью: залы, «освещенные тысячами огней, еще более увеличившими их блеск и великолепие» олицетворяли величие и незыбленность императорского трона, России царствования Павла I. Все самое лучшее, что мог позволить себе российский самодержец, было собрано во дворце. Великолепная отделка цветным камнем: мрамором разных сортов, малахитом, яшмой, лазуритом, порфиром сочеталась с монументальной росписью, превосходной лепкой и деревянной резьбой, а также - обивкой из бархата и штофа с золотым и серебряным шитьем.
Залы и галереи представляли собой буквально музей художественных коллекций. Специальные галереи прославляли античное искусство: галереи Ла-окоона, Рафаэля, Мраморная, Античная... Особой гордостью владельца были французские гобелены на сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане, подаренные Павлу Петровичу Людовиком XVI в Париже. Среди ценнейшего собрания живописи ведущих западноевропейских школ и мастеров, достойное место заняли картины русских художников. Специально для Михайловского замка император заказал Семену Щедрину, преподавателю класса живописи в Академии Художеств, монументальные панно с пейзажами его «любимых уголков» в Гатчине, Павловске, Петергофе. По мнению специалистов, эти декоративные панно считаются лучшими в жанре живописи конца XVIII века. И не случайно даже после смерти Павла I судьба продолжает объединять его любимые резиденции: картины С. Щедрина после перестройки Гатчинского дворца в сер. XIX века стали украшением Парадной лестницы и Овальной комнаты за Чесменской галереей.
Для оформления одного из лучших залов замка - Воскресенского - императором были выбраны картины, посвященные крупнейшим событиям российской истории тоже русских художников: «Призвание Михаила Романова на престол», «Освобождение Казани от татар царем Иваном Васильевичем» Г.И. Угрюмова, «Петр I в сражении под Полтавой» В.К. Шебуева и др.
Довольно скромный в быту Павел I не жалел средств и был очень требовательным к парадной, показной жизни его дворца. В Михайловском замке было 5 Тронных залов: два для императора, один для императрицы и по одному для старших сыновей. Малый тронный зал и расположенный рядом с ним Рыцарский служили для торжественных церемоний мальтийских кавалеров Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, великим магистром которого Павел I был выбран в 1798 году. В оформлении залов нашли отражение идеалы средневекового рыцарства с их представлениями о благородстве, верности, чести, храбрости и служению своему государю.
По свидетельству современников, император так гордился своей новой резиденцией, что «самое незначительное замечание настолько раздражало его, насколько льстила ему всякая, даже грубая, похвала». Когда читаешь описания Михайловского замка тех лет, перечень его уникальных коллекций, которые разошлись по многим дворцам и музеям, понимаешь - какой неповторимый памятник архитектуры мы потеряли на долгие годы! Если сравнивать архитектуру с застывшей музыкой, то, возводя новую резиденцию, император Павел I создавал торжественный гимн России, монаршей власти, а после 11 марта 1801 года Михайловский замок превратился в Реквием - прекрасный и печальный. Судьба отвела Павлу I прожить в Михайловском замке всего 40 дней!
Существует предание о том, что император предрек свою кончину, построив замок на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, где он родился, сказав: «На этом месте я родился, здесь хочу умереть». Но, конечно, он не предполагал, что это произойдет так скоро. Его жизнь закончилась на 47-м году жизни - по числу букв в надписи на фасаде замка: «Дому твоему подобает...» (в старой орфографии) - о чем якобы, предсказала блаженная Ксения Петербургская.
Странный император, таинственный замок, мистика чисел! До сих пор много неясного в том, как произошло убийство Павла I, несмотря на известные воспоминания, мемуары, исследования историков. Одно ясно - дворцовый переворот зрел на протяжении 4 лет правления Павла I и был хорошо спланирован в конце возглавившим его генерал-губернатором графом Паленом, которому во всем доверился несчастный император.
Ближе к полночи 11 марта около 60 офицеров-заговорщиков, изрядно принявших шампанского, двинулись к Михайловскому замку двумя группами. Одна группа во главе с Паленом вошла через парадные Воскресенские ворота, другая во главе с Беннигсеном и братьями Зубовыми - через Рождественские ворота. Вторая группа, в которую входили особенно ненавидевшие Павла офицеры, и сыграла роль в этой кровавой трагедии в истории России рубежа веков. Их короткий путь вел по винтовой лестнице на 2-й этаж прямо в личные комнаты императора. 74 каменные ступени вверх - нелегко они дались! Из обеих групп часть заговорщиков растерялась по лестницам и коридорам погруженного во тьму замка, до места преступления дошло около десятка человек.
Личные комнаты Павла I в Михайловском замке состояли из Библиотеки, Кабинета-спальни и Будуара. Убийцы ворвались в Библиотеку, а затем в Спальню:
«Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоены,
Идут убийцы потаенны...»,

- напишет позже А.С.Пушкин.

В отличие от Гатчинского дворца Опочивальня Павла представляла собой довольно просторное помещение с 2 окнами, выходящими на 3-й Летний сад. Из комнат был выход в апартаменты Марии Федоровны (который по коварному совету Палена недоверчивый император и супруг закрыл накануне) и, как в Гатчине, тайная лестница между стен Библиотеки и спальни, ведущая на 1-й этаж в комнаты фаворитки Анны Гагариной (этой лестницей Павел I тоже не смог воспользоваться). Стены кабинета-спальни были отделаны белыми панелями с золотой резьбой и украшены любимыми картинами. Кроме стульев и кресел, расставленных вдоль стен, в центре находился великолепный письменный стол из красного дерева, с украшениями из резной кости и янтаря (сегодня находится в Павловском дворце-музее), а за простыми ширмами стояла железная походная кровать, которая потом вновь вернулась в Гатчину вместе с окровавленной одеждой императора.
С болью в сердце читаешь сочиненные для оправдания своего злодейства «воспоминания», порочащие имя Павла 1, который, якобы, «метался, как заяц» и на коленях выпрашивал пощады. Многое зная о «гатчинском императоре», императоре-рыцаре, помазаннике Божьем, который был уверен в своей особой миссии на земле, могу утверждать - он достойно принял смерть! Не случайно поведение Павла I вызвало такую агрессию со стороны убийц: произошло дикое избиение. В ход пошли кулаки, ноги, печально известная золотая табакерка и пресловутый офицерский шарф. Судя по кровоподтекам и синякам, злодеи продолжали бить даже мертвого императора...
Тело Павла I сначала было выставлено в Михайловском замке, причем медики и гримеры тщетно пытались придать достойный вид изуродованному лицу императора, а затем погребено в царской усыпальнице Петропавловской крепости.
В XIX веке Михайловский Замок превратился в Инженерный, где разместилось Николаевское инженерное училище. При Александре II Опочивальня и Будуар Павла I были перестроены под Домовую церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. В притворе церкви находилась плащаница, а над ней образ Спасителя и надпись: «Отче, отпусти им, бо не ведают, что творят».

В. Федорова
научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»



Трёхчастный мост



Кленовая улица

Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I


Южный (главный) фасад

Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.

Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.

Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.

Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.

В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.

Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад


Восточный фасад

В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.

8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.


Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800


Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г

Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны


Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина


М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны


Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755-1842)


Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)


Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны


Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны

Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" - этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы


Мария Фёдоровна во вдовьем наряде


Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе

Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке - в Гатчине , пригородной резиденции императора.

В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина

В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название - "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I — Николай Аргунов

В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I

В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский

В 2001-2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. - одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский

Михайловский (Инженерный) замок был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года по повелению российского императора Павла I. Замок расположен в Санкт-Петербурге, по адресу: ул. Садовая, дом номер 2.

Михайловский замок первоначально являлся императорским дворцом. Название "Михайловский" этот дворец получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых. Необычным является то, что дворец был назван именно замком, на западный манер. Это объясняется тем, что 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. С этого времени он все свои дворцы именовал замками.

"Инженерным" замок был назван после того, как в 1823 году в нём расположилось Главное (Николаевское) инженерное училище.

Замок известен ещё и как место трагической гибели своего основателя - Императора Павла I, злодейски убитого кучкой фаворитов его покойной матери - Екатерины II.

По устоявшемуся мнению, Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Одна из легенд гласит, что задумав строить новую резиденцию, Павел объявил, что одному часовому, стоявшему ночью нас страже в Летнем саду, было видение: прекрасный юноша, окружённый сиянием, явился перед ним и сказал: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила". Сменившись с поста, часовой рассказал о видении начальнику, а потом об этом рассказали императору, и тот принял решение о строительстве нового дворца.

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. С севера и востока Михайловский замок отгораживают от остального города реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада были прорыты два канала: Церковный и Вознесенский (в начале XIX века они были засыпаны). Внутрь замка, по замыслу его хозяина, попасть можно было только через мосты, которые охранялись часовыми.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды). Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), на которой повелением Павла I был установлен памятник Петру I. Далее дорога вела к Трёхчастному мосту через Воскресенский канал (сейчас он частично восстановлен). Через Трёхчастный мост можно было попасть в сам Михайловский замок.

Павел задумал создание своей будущей резиденции ещё в 1784 году, и первые эскизы принадлежали ему самому. За 12 лет будущий император изучил множество архитектурных образцов, которые видел во время своего заграничного путешествия в 1781-1782 годах. К началу строительства у Павла было подготовлено 13 различных вариантов его будущей резиденции.

Едва став императором, Павел I приступил к осуществлению своей мечты, и уже в первый месяц правления, 28 ноября 1796 года, издал указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома". Под "Летним домом" подразумевался Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, созданный по проекту архитектора Растрелли. Именно в этом Летнем дворце, 20 сентября 1754 года, родился сам Павел.

По одной из легенд, Павлу I было предсказано, что он умрёт на том же самом месте, где он родился. Правда это, или вымысел более поздних времён, сейчас доподлинно установить невозможно.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову. Руководил строительством другой архитектор - Винченцо Бренна. Некоторое время ошибочно считалось, что и проект принадлежит Бренна. Но Бренна лишь переработал предоставленный ему для осуществления проект, и добавил художественную отделку интерьеров.

В осуществлении проекта участвовали многие знаменитые архитекторы того времени: Фёдор Свиньин, Карл Росси, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги. Вместе с Бренна над Михайловским замком работали и менее известные архитекторы: Е. Соколов, И. Гирш, Г. Пильников, и А.-Ф.-Г. Виолье. Сам Бренна получил за эту службу чин статского советника.

Для того, чтобы дворец был построен как можно быстрее, к нему переправлялись строительные материалы от других построек. Из Царского Села были привезены декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. Для этого разобрали несколько павильонов. Строительные материалы брались из построек Академии художеств и дворца в Пелле (ныне не существует). Со стройки Исаакиевского собора привезли мрамор и фриз с надписью, который был помещён над главными воротами. Наборный паркет для внутренней отделки взят из Таврического дворца.

Дворец строили и днём, и ночью, при свете факелов и фонарей. Работали одновременно около 6 тысяч человек. Такая спешка объяснялась тем, что Павел требовал, чтобы основные работы были закончены в этот же год.

Михайловский замок считается единственным в России сооружением в стиле романтического классицизма. Его облик нехарактерен для Санкт-Петербурга XVIII века, но он считается наиболее выразительным символом павловской эпохи. По этому величественному сооружению можно судить о вкусах его главного создателя и владельца - императора Павла I.

По одной из легенд, статский советник Данилевский так восхищался только что построенным Михайловским замком, что выпросил у императора Павла разрешение называться "Михайловский-Данилевский". Именно эту фамилию носил его сын, знаменитый историк Александр Иванович Михайловский-Данилевский.

Интересные факты можно найти и о цвете стен замка. Существует предание, по которому на одном из дворцовых балов фаворитка Павла I, Анна Лопухина, обронила перчатку. Павел I, как галантный кавалер, первым наклонился и поднял эту перчатку, но вместо того, чтобы вернуть её владелице, заинтересовался её необычным, жёлто-оранжевым цветом, и отослал перчатку архитектору Бренне, для составления по её образцу колора для стен замка. Легенда эта подтверждается тем, что когда Русский Музей в XX веке занимался реставрацией дворца, под штукатуркой фасада обнаружился первоначальный цвет - розовато-жёлто-оранжевый. Вероятнее всего, изначально стены были именно такого цвета, а в кирпично-красный цвет замок был выкрашен позднее, уже после смерти Павла I.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста. Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Площадь Коннетабля, расположенная перед замком, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует.

Памятник Петру I на площади Коннетабля был установлен в 1800 году. Надпись на памятнике гласила: "Прадеду правнук". Памятник был отлит в 1745-1747 годах по модели, изготовленной скульптором Б.К. Расстрелли ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал принадлежит архитектору Ф.И. Волкову. На нём, с обоих сторон, укреплены два барельефа: "Полтавская баталия" и "Бой при Гангуте". Барельефы изготовлены скульпторами И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским и И.Е. Моисеевым под руководством М.И. Козловского.

Вернёмся к самому замку. Южный фасад выделяет поднятый на цокольный этаж портик из четырёх сдвоенных ионических колонн красного мрамора, с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком. Здесь расположен барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", работы скульптора П. Стаджи. Вдоль фасада идёт так же библейская цитата: "Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней" (настоящая цитата: "Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней").

Западный и восточный фасады замка по проекту Баженова являются подчинёнными, они не так богато украшены. На западном фасаде, обращённом в сторону Садовой улицы, выступает дворцовая церковь, увенчанная типично петербургским шпилем.

Северный фасад был задуман как парковый. Он обращён к Летнему саду. В центре фасада расположена широкая лестница, украшенная скульптурами Геркулеса и Флоры. Она ведёт на лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордена, поддерживающей террасу. Фасад так же украшает богато декорированный аттик.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную. Парадную лестницу украшали колонны из серого сибирского мрамора. По этой лестнице можно было попасть в проходной аванзал, который украшали исторические полотна В.К. Шебуева и Г.И. Угрюмова. Через проходной зал можно было попасть в тронный зал, стены которого были обтянуты зелёным бархатом. Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.

Покои императрицы располагались на втором этаже, и здесь же располагалась Рафаэлевская галерея, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти.

Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича. Далее шли Воскресенский (Белый) зал, и вслед за ним - анфилада парадных апартаментов.

На первом этаже должны были разместиться: наследник престола Александр Павлович с супругой, великий князь Николай Павлович, а так же приближённые - обер-шталмейстер И.И. Кутайсов, и обер-гофмаршал А.Л. Нарышкин.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года. Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года. По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров. В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Однако, не успевший просохнуть после строительства замок не был готов к тому, чтобы в нём можно было жить без ущерба для здоровья. По свидетельствам очевидцев, внутри помещений стоял густой туман, который не мог рассеять свет тысяч восковых свечей. Историк Август Коцебу писал так: "Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко".

Несмотря на сырую и холодную атмосферу, Павел I всё-таки предпочёл остаться в Михайловском замке. Он планировал проводить здесь же торжественные церемонии мальтийских рыцарей и собрания, но единственным парадным приёмом, успевшим состояться перед убийством Павла I, стала аудиенция датского министра графа Левендаля. Приём состоялся 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

Павлу I удалось прожить в своём новом замке всего 40 дней. Незадолго до убийства, 10 марта 1801 года, в Михайловском замке, в Общем Столовом зале состоялся концерт, на котором выступала мадам Шевалье. Ей удалось покорить императора тем, что она пела в платье точно такого же цвета, как стены Михайловского замка. Через день, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года (старый стиль) император Павел был убит в собственной спальне. После его смерти царская семья вернулась в Зимний дворец, и никто из Романовых жить здесь более не пожелал.

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В очерках, посвящённых 200-летию Петербурга, изданных в 1901 году, В.М. Суходрев пишет о том, что за несколько месяцев до смерти Павла I в Петербурге появилась юродивая (по некоторым версиям, это была святая Ксения Петербургская), которая предрекла ему, что он проживёт столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами замка. В библейской фразе на фасаде - 47 символов. Павлу I на момент убийства шёл 47-й год. Историк В.Я. Курбатов повторил то же самое в своём исследовании, изданном в 1913 году.

Говорили о том, что призрак убитого Павла I не смог покинуть место смерти, и этот призрак время от времени видели солдаты столичного гарнизона, когда перевозили армейское имущество в отданный под военное училище замок. Прохожие якобы видели время от времени в окнах замка светящуюся фигуру. Так или иначе, но царская семья уже не вернулась в Михайловский замок, и на ближайшие два десятилетия после гибели своего владельца, замок пришёл в запустение. Александр I пустил на переплавку серебряные врата из дворцовой церкви, чтобы изготовить роскошный сервиз - свадебный подарок своей сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов. По приказу Николая I из дворца забирали мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

Поскольку снести замок ни у кого не поднялась рука, в 1820 году архитектор Карл Росси, по приказу императора Александра I, перепланировал территорию вокруг замка. Были убраны подъёмные мосты, засыпаны каналы. Замок заняло Главное инженерное училище (позднее - Военный инженерно-технический университет). Таким образом, с 1823 года замок стал официально называться Инженерным. В 1829-1835 годах была произведена капитальная перепланировка интерьеров замка под нужды инженерного училища. Работы производились под руководством архитектора А.Я. Андреева. В больших залах замка соорудили перегородки, золочёную лепка забелили, сбили или покрыли толстым слоем штукатурки.

В 1871 году Большая замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения, а для Инженерного училища, по проекту К.А. Ухтомского, была обустроена Малая церковь в бывшей Парадной зале. И ещё раз, в 1893-1894 годах замок перестраивался архитектором Н.Л. Шевяковым. Тогда же в галерею Лаокоон встроили лестницу.

Инженерное училище прославлено многими известными именами своих учеников. С 1822 по 1826 год, по настоянию отца, в этом училище учился и закончил его Димитрий Брянчанинов (будущий святитель Православной церви Игнатий Брянчанинов). Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский. Это училище закончили физиолог И.М. Сеченов, писатель Д.В. Григорович, герой Севастополя Э.И. Тотлебен, физик П.Н. Яблочков, композитор и учёный Ц.А. Кюи, и многие другие известные люди России.

После переворота 1917 года Инженерный замок заняли различные советские учреждения, но инженерное училище продолжало работать. Те залы, которые ещё не успели перепланировать, были перегорожены вдоль и поперёк, сохранившиеся плафоны и росписи грубо закрашены.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Михайловском замке находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

После войны замок продолжали занимать различные советские учреждения. Только в 1991 году честь помещений, примерно треть, были подарены Государственному Русскому музею, а с 1995 года музею передан весь замок. Начались реставрационные работы, которые были закончены к 300-летию города. Большая часть интерьеров восстановлена в том виде, в котором они существовали изначально, при Павле I. Отреставрировали и надпись на фасаде, место которой до этого времени было закрыто листовым железом, чтобы не было видно отверстий от снятых букв. Восстановлены статуи со стороны Летнего сада, реконструированы сохранившиеся под землёй фрагменты Воскресенского канала и Трёхчастного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка.

Очень символично то, что во дворе замка установлен памятник императору Павлу I, работы скульптора В.Э. Горевого и архитектор В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Чтобы попасть в замок, удобней всего выйти на станции метро "Гостиный двор" и пройтись по Садовой улице в сторону Марсова поля и Летнего сада, двигаясь по четной стороне улицы.
Адрес: Садовая ул., 2
Телефон: 595-42-48
Часы работы: 10:00-18:00, понедельник 10:00-17:00
Выходной день: вторник


Михайловский замок со стороны Садовой улицы.

Михайловский замок со стороны пересечения Замковой и Садовой улиц.

Южный (главный) фасад (со стороны площади Коннетабля). Главный въезд Михайловского замка. Перед ним - короткая Замковая улица, соединяющая Садовую и набережную Реки Фонтанки.

Памятник Петру I. Установлен Павлом I в 1800 году с надписью: "Прадеду правнук".

Бронзовый барельеф на боковой поверхности постамента "Бой при Гангуте", созданный молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И.Е. Моисеевым при руководстве М.И. Козловского.

Бронзовый барельеф на боковой поверхности постамента "Полтавская баталия", созданный молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И.Е. Моисеевым при руководстве М.И. Козловского..

Памятник Петру I на площади Коннетабля.

Памятник Петру I на площади Коннетабля.

Главный вход в Михайловский замок.

Фронтон над главным входом. Барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", скульптор П. Стаджи.

Барельеф справа от главного входа.

Барельеф слева от главного входа.

Барельеф-вензель Павла I.

Трёхчастный (Тройной) мост перед главным входом.

Трёхчастный (Тройной) мост - мост оригинальной конструкции через ныне частично засыпанный Воскресенский канал в Санкт-Петербурге, соединял Михайловский замок с горнверком и с Замковой улицей.

Трёхчастный (Тройной) мост. Это - однопролётное арочное строение. Он сложен из гранита, подобно старейшим каменным мостам Санкт-Петербурга. Длина моста около 22 м, ширина в узкой части около 9,2 м, в широкой - около 30,5 м

Трёхчастный (Тройной) мост.

Трёхчастный мост.

Памятная доска на гранитной тумбе моста.

Фрагмент частично восстановленного Воскресенского канала перед южным фасадом Михайловского замка.

Боковая часть Тройного моста и фрагмент южного (главного) фасада замка.

В полотно центрального моста вмонтирована трапециевидная гранитная плита с вензелем императора Павла I и надписью "Государственный Русский музей".

Колоннада главного входа.

Колоннада главного входа.

Внутренний двор замка. Над помещением Зала Антиков возвышается шпиль церкви Михайловского замка.

Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.

Внутренняя стена замка.

Внутренний двор замка.

Фонарь на стене замка.

Памятник Императору Павлу I (скульптор В.Э. Горевой, арх. В.И. Наливайко).

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I. В верхней части - шпиль Михайловской церкви.

Скульптура в нише внутренней стены замка.

Внутренний вход в замок.

Парадного ворота замка изнутри.

Парадные ворота замка. Вид из замка на площадь Коннетабля.

Восточный фасад замка. Прямо перед нами на фотографии (стриженный газон) - засыпанная часть Воскресенского канала. Справа на фотографии виден фрагмент моста через него.

Восточный фасад замка и бывший мост, который стал теперь частью тротуара набережной реки Фонтанки.

Фрагмент ограды замка.

Северо-восточный угол замка. Обратите внимание: северный фасад замка перекрашен в первоначальный цвет - светло оранжево-жёлтый. Восточный фасад окрашен в красный цвет. Фото 2012 года.

Северный фасад. Второй вход в Михайловский замок.

Северный фасад. Перед ним - река Мойка

Северный фасад. Вид с Садовой улицы

Западный фасад. Улица Садовая, церковь св. Михаила и шпиль над ней.

Церковь св. Михаила в западной части замка.

Церковь св. Михаила Архангела. Вид со стороны Садовой улицы.

Церковь св. Михаила Архангела.

Вид на Михайловский замок со стороны набережной реки Фонтанки. Фото 2013 года.

Михайловский замок с набережной р. Фонтанки. Фото 2013 года.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2013

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то