Про обывателей и пассионариев. Пассионарии, гармоничники и субпассионарии Что такое пассионарий

По большому счету он, более важен термин "пассионарии". Пассионарии - это активные люди, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов).

В отличие от гармоничных людей - для которых нормально делать только работу необходимую для выживания. А еще есть субпассионарии - которые не делают даже то, что необходимо для личного и/или видового выживания.

Соответственно, пассионарность как характеристика поведения - это активность, связанная с совершением не только работы, необходимой для выживания, но и избыточной работы
Все выше перечисленные термины вполне могут использовать люди, не согласные с Гумилевым в других вещах. Здесь он просто обобщил наблюдения, поделив людей на три категории. И в принципе эти термины используют, причем многие - правильно. Далее идут спорные тезисы и гипотезы.

Гумилев полагал, что пассионарность индивида - врожденная характеристика, которая зависит от генов. То есть активные люди, активны благодаря своей психическим характеристикам, заложенным в генах. Отсюда следующее определение.
Пассионарность как характеристика психики - необоримое внутренне стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного. Стремление делать не только то, что необходимо для выживания, но и больше.

Также Гумилев использовал термин "пассионарность как энергия". Он излагал банальность, что любую работу люди делают за счет внутренней энергии. Отсюда следующее определение. Пассионарность как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы (БЭЖВБ), затрачиваемая (индивидом или коллективом) на избыточную работу, в результате которой изменяется окружение.

Активность коллектива (общины, народа, государства и др.) зависит от соотношения разных типов людей. При этом согласно пассионарной теории этногенеза (ПТЭ) Гумилева, пассионарность - явление приходящее. Соотношение пассионариев и других меняется, и меняется активность этнической системы. Все этнические системы проходят одни и те же фазы этногенеза и рано или поздно растеряв пассионарность либо живут в гармонии с природой либо ассимилируются более активными (пассионарными) соседями.
Так что гордиться высокой пассионарностью своего народа (в какой-то конкретный исторический момент) глупо. Она, как молодость, у всех бывает и у всех проходит.

Надо сказать наблюдения Льва Николаевича помогают как против "мании национального величия", так и против "комплекса национальной неполноценности". Сам Лев Николаевич неоднократно писал "неполноценных этносов нет".

Обыватель - это не хорошо и не плохо, это как средняя температура по больнице - оно вроде как и есть, только смысла нема. Фактически шо такое обыватель - это пассивное большинство; оно такое было всегда, и всегда будет. Бороться с ним и обличать слегка бессмысленно, это как обличать силу гравитации. И одновременно с этим не следует думать, что "так и надо, это нормально" - это как раз обывательская позиция, о чём говорил в прошлой части.

Обыватели лежат и нифига не делают (в общественном плане, в экономическом-то они как раз основная рабочая сила), и сложно их в этом винить - поишачь-ка на заводе от гудка до гудка, или потаксуй, или там ещё чего. Обыватель, как правило, таков не потому, что он плох, а потому, что у него выбора толком нет, нет времени предаваться философским измышлениям, как некоторые тут . Остаётся энергии на что-то более креативное, чем просмотр ТВ да игру в танчики - уже хорошо.

Перемены общества происходят за счёт т.н. пассионариев , они же общественные активисты - это люди с шилом в попе , которые думают не только за себя, но и за всё Общество, или какую-то значительную его часть. Они воздействуют на это самое Общество, и меняют его философию, психологию и через это - или наоборот - экономический уклад . Может показаться - особенно в мегаполисах - что от простого человечка ничего не зависит; но это именно обывательский взгляд. Мы в своих видим, как один человек может запустить вокруг себя круги, влияющие чуть ли не на всю республику-область-край, даже без особой цели устроить Майдан или революцию - просто достаточно заниматься своим делом с огоньком.

Фактически эти активисты-пассионарии шевелят аморфную массу обывателей в попытках направить их на путь истинный - с их точки зрения. Является ли это насилием и манипуляцией? Определённо да. Нужно ли это делать? Как ни странно, тоже да, особенно в кризисных и пред-кризисных ситуациях, подобной нонешней - когда дом шатается и горит, сидеть и говорить по-обывательски, что "всё нормально", довольно глупо. Некоторые вещи навроде того же пожара обыватели способны вычислить и самостоятельно, только вот понять его первопричины и особенно методы его предотвращения могут не только лишь все . Обывателя по умолчанию волнует его собственная хата, и какие-то глубинные события и тайные процессы ему по барабану - и это тоже не плохо, это факт.

Здесь также важно уточнить, что активист-пассионарий не равно "благодетель Человечества". К безусловным пассионариям можно причислить и Сталина и Гитлера; и протопопа Аввакума и патриарха Никона, хотя, казалось бы, они антагонисты . Стремление "твоя труба шатать" может быть разнонаправленным, и ту же самую подорвали две противоположные группировки активистов - "майданутые" и "колорады"; обои двое активисты, но ведут общество в разные стороны, шо какбэ намекает.

Общество менять, безусловно, нужно, особенно в наше тревожное время суток; обыватель, повторяю, будет до последнего сидеть и надеяться на лучшее, даже когда ему на голову уже будет валиться штукатурка от падающих общественных конструкций; как это было во всех пост-советских странах, и на наших глазах происходит вна бУкраине. Коммуналка уже почти догнала зарплату, но обыватель сам по себе никуда не пойдёт, пока последнее из пасти вырывать не будут - и это, повторюсь, не удивительно, всё сугубо по определению . Мы и сами такие, схавали 2.5-кратное падение рубля и взлёт цен при заморозке зряплат, и ничего же, всё нормально? Выводы, последствия - какие выводы, ведь так и надо?

Общество меняют активисты-пассионарии - люди, которые думают не только за себя, но и за всех остальных. Но это не значит, что "пассионарий" - это однозначно положительный херой. Люди, пережившие Катастройку, должны помнить лощёных мальчиков-зайчиков, изо всех сил подражающих западенским "бизнесменам", ломавших общество под свои идеалы и интересы. В итоге в руинах лежит пространство от Гданьска до Анадыря, и все считают, что это нормально. Разительный контраст от кастрюлеголовых на Майдане, а результат ровно тот же.

Поэтому лишний раз уточню, что активист-пассионарий вовсе не равно "герой" и "спаситель". Это просто неравнодушный человек, но это неравнодушие может быть и сопереживанием, и инстинктом хищника. Поэтому всегда и говорю, что всё в нашей жизни - от , а те - от . Звучит несколько замудрённо, но я просто предлагаю разглядывать не внешнюю мишуру, а конечную цель в любом действии. Ибо не всегда действие лучше бездействия, как бы это не звучало странно.

Современный мир подобен толстяку, который слишком много жрёт и мало двигается. Всем это понятно, но дальше абстрактых деклараций дело не идёт - как и при Горбачёвы, сплошные "на чать" да "углу бить". Мы слишком долго , думая, что "ещё вот этот пончик не повредит", и всем уже понятно, что бензин закончился; все всем должны и даже взаимозачёт не решит проблем - если я тебе должен 100 рублей, ты мне 10, а на двоих у нас один рубль, это добром не кончится. В этих условиях неибежно нужно ужиматься; но и это тоже проблему не решит - если толстяка кормить всё меньше и меньше, то он не станет Аполлоном, а заработает себе гастрит и превратится в рахитика, что немногим-то и лучше. Если в приоритете ставить гармонию, то необходимо больше работать физически; есть можно даже больше, главное - чтобы было куда корм расходовать.

(от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.


Смотреть значение Пассионарность в других словарях

Пассионарность — - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
Политический словарь

Пассионарность — (нем.) - в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) - особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)........
Исторический словарь

Пассионарность Как Характеристика Поведения — - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
Исторический словарь

Геополитический глоссарий

Пассионарность

термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Пассионарность

(от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

Русская Философия. Энциклопедия

Пассионарность

(от лат. passio - страсть)

термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-гео-графических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

Л и т.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989; Он же. География этноса в исторический период. Л., 1990; Он же. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992; Онже. Из истории Евразии. М., 1993; Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

В. П. Кошарный

Этнографический Словарь

Пассионарность

термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П. могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П. является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Пассионарии, гармоничники, субпассионарии
Пассионарность имеют все люди, но в разных дозах. Пассионарность проявляется в разных качествах в властолюбии, гордости, тщеславии, зависти. Пассионарность не оставляет место бездействию и равнодушию.
В Википедии записано "Пассионарии - в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.
Термин введен Л. Н. Гумилевым для пояснения коллективных процессов, вызвавших переселение и державотворчество кочевых тюркоязычных народов. Идея получила своих развитие, особенно среди азиатских авторов. Например, у Р. Рахманалиева в его труде "Империя тюрков".
В более старых исторических школах причины процессов начала переселений искали в сугубо материальных процессах - неурожай, падеж скота (голод), нападение более воинствующих соседей. Гумилев и его последователи "добавляют" к этим бесспорным фактам некую духовную "готовность" большой части этноса к коренным изменениям, в частности к расставанию с родными местами. Именно наличие большого количества таких "заряженных" на перемены пассионариев является той последней каплей, которая переполняет чашу. Но их количество должно быть достаточно велико, так как вождя-новатора должны поддержать. Иначе он закончит жизнь как изгой.
Со временем, термин, вопреки первичной трактовке, стали применять и в культурологическом контексте. Это противоречит идее Гумилева, который разбивал процесс на несколько этапов по уровню "пассионарности", первоначально нарастающей и вовлекающей в процесс другие народы, а затем спадающей, что приводит к созданию государства и оседлости. Дальнейший спад "пассионарности" приводил к постепенному "размыванию" массы агрессоров, нередко к принятию их часть чужих культурологических ценностей, религии и даже языка. Зафиксированы случаи полной ассимиляции с завоеванными, как, например, в Китае.
Расцвет культур свойственен началу периода спада "внутреннего накала" и в основном у покоренных народов. Этот феномен развития возникает "под эгидой" захватчиков, но на собственной национальной почве. Достижением исходных "пассионариев" становятся необходимые для существования государства области - учет (финансы и налогообложение), делопроизводство, органы правопорядка, почта-связь. Так в Восточную Европу попала система почтовых "ям" - размещенных на расстоянии дневного конного перехода постоянных станций со сменными лошадьми, обслуживающих в первую очередь государственных "ямщиков". Так же отметим разумное сохранение захватчиками системы самоуправление на местах, а нередко и правящей элиты.
Идея о "пассионариях" - изобретателях и творцах более поздняя и не имеет достаточного подтверждения. Пассионарии легко адаптируются и заимствуют у покоренных народов новации, но сами в них не преуспевают. Например, монголы, не имевшие опыта в создании осадных машин (в Восточнославянских летописях "пороков") захватывали их у китайцев и поручали китайским-же мастерам обслуживание и эксплуатацию.
Собственно пассионарии - особи энергоизбыточного, активного общественного типа. Антипод пассионарию - субпассионарий, особь энергодефицитного типа. По Подолинскому, пассионарий - наиболее активный субъект общественного движения производительного типа - изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Противопоставляются таким пассионариям растратчики энергии, стяжатели паразитического типа.
Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.
В контексте определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».
Л. Н. Гумилев в своих книгах развивает положения уникальной теории пассионарности: "Пассионарность как мера активности и сопротивляемости.
Для целей нашего анализа целесообразно ограничиться делением на две группы, имеющие разные знаки. Первая – это комплекс потребностей, обеспечивающих самосохранение индивидуума и вида – "потребности нужды"; вторая – мотивы иного рода, благодаря которым происходит интеллектуальное освоение непознанного и усложнение внутренней организации – "потребности роста", то, что Ф. М. Достоевский описал в "Братьях Карамазовых" как "потребность познания", ибо "тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить", и при этом "устроиться непременно всемирно", потому что человеку нужна общность идеалов.
Для раскрытия целей и смысла жизни, необходимо учитывать величину "эгоизма" в каждом человеке.
Формирование целей и смыслов всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Такое, безусловно, редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, потому что описанный импульс находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак. Он может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии. Этот признак до сих пор никогда и нигде не описывался и не анализировался. Однако именно он лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве.
Пассионарность - это страсть, любое сильное желание, без животных инстинктов. Животные инстинкты стимулируют эгоистическую этику и капризы являющиеся симптомами разболтанной психики, а равно душевные болезни. Пассионарность, конечно, – уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое явление.
Ф.ЭНГЕЛЬС О РОЛИ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Энгельс ярко описывает силу страстей человеческих и их роль в истории: "...цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства".
Эта мысль пронизывает ткань работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Он указывает, что именно "алчное стремление к богатству" привело к возникновению антагонистических классов. Говоря о падении родового строя в обществе (в том обществе, где функционирующие этносы находятся, по нашему мнению, в фазе гомеостаза), Энгельс писал: "Власть этой первобытной общности должна быть сломлена, – и она была сломлена. Но она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения
- вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются восприемниками нового цивилизованного классового общества; самые гнусные средства-воровство, насилие, коварство, измена-подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят его к гибели".
Так смотрел Энгельс на прогрессивное развитие человечества. Алчность же – эмоция, коренящаяся в сфере подсознания, функция высшей нервной деятельности, лежащая на грани психологии и физиологии. Равноценными эмоциями являются жадность, страсть к наслаждениям, скаредность, корысть, упоминаемые Энгельсом, а также властолюбие, честолюбие, зависть, тщеславие. С обывательских позиций, это "дурные чувства", но с философских-"дурными" или "хорошими" могут быть только мотивы поступков, причем сознательные и свободно выбранные, а эмоции могут быть только "приятными" или "неприятными", и то смотря какие поступки они порождают. А поступки могут быть и бывают самые различные, в том числе объективно полезные для коллектива. Например, тщеславие заставляет артиста добиваться одобрения аудитории и тем совершенствовать свой талант. Властолюбие стимулирует активность политических деятелей, подчас необходимую для государственных решений. Жадность ведет к накоплению материальных ценностей и т.д. Ведь все эти чувства – модусы пассионарности, свойственной почти всем людям, но в чрезвычайно разных дозах. Пассионарность может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию.
Столь же категорично высказывался и Гегель в своих лекциях по философии истории: "Мы утверждаем, что вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все другие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредоточивает на этой цели все свои силы и потребности, – то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти".
В цитированном описании социопсихологического механизма, несмотря на всю его красочность, есть немаловажный дефект. Гегель сводит страсть к "интересу", а под этим словом в XIX в. понималось стремление к приобретению материальных благ, что заранее исключает возможность самопожертвования. И не случайно, что некоторые последователи Гегеля стали исключать из мотивов поведения исторических персон искренность и бескорыстную жертвенность ради предмета своей страсти. Такая вульгаризация, к сожалению, ставшая общим заблуждением, вытекает из нечеткости формулировки немецкого философа.
Да, идеи – это огни в ночи, манящие к новым и новым свершениям, а не вериги, сковывающие движения и творчество. Уважение к предшественникам состоит в том, чтобы продолжить их подвиг, а не забывать о том, что они сделали и для чего. Пассионария не понимают даже его "друзья" и ближние.
Итак, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность
- атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.
Внутренний нажим пассионарности сильнее инстинкта самосохранения, и уважения к законам, воспитанного в нем культурой и обычаем.
Пассионарий крайне тщеславен и завистлив, но эти качества - только проявления пассионариости. Значит, не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения.
Пассионарии служат центром притяжения для большого количества людей истпользуя их энергию толчка растрачивая полученный импульс.
Пассионарное напряжение
Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности.
ПАССИОНАРНАЯ ИНДУКЦИЯ
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени -импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик. Пассионарная индукция проявляется всюду. Это общеизвестное явление объясняют отмеченные нами пассионарные индукция и резонанс. И они позволяют понять значение органических пассионариев, являющихся "затравкой" для тех, кого пассионарность заразила. Без первых вторые рассыпаются розно, как только исчез генератор пассионарной индукции и иссякла инерция резонанса. А это обычно происходит очень быстро.
СПОСОБЫ УТРАТЫ ПАССИОНАРНОСТИ
Пассионарии обречены. Правильно!
Итак, пассионарность-не просто "дурные наклонности", а важный наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в новые суперэтнические системы. Теперь мы знаем, где искать его причину: отпадают экология и сознательная деятельность отдельных людей. Остается широкая область подсознания, но не индивидуального, а коллективного, причем продолжительность действия инерции пассионарного толчка исчисляется веками. Следовательно, пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, – это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно; так возникает первичная консорция, быстро обретающая те или иные социальные формы, подсказанные уровнем общественного развития данной эпохи. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев не только в древности "либо изгоняли из племен, либо просто убивали". Примерно так же обстоит дело в классовом обществе. Это отметил Пушкин, написав: "...посредственность одна нам по плечу и не странна..." ("Евгений Онегин", глава восьмая, IX).
ОСОБИ ГАРМОНИЧНЫЕ
Когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную. Тогда гармоничные особи оказываются спасителями своих этносов, но тоже до определенного предела.
Люди этого склада – крайне важный элемент. Они умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг.
Надо помнить, что повышенная беззащитность не всегда способствует процветанию.
"ВЫРОЖДЕНЦЫ", "БРОДЯГИ", "БРОДЯГИ-СОЛДАТЫ;
Наконец, в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с "отрицательной" пассионарностью. Иначе говоря, их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению.
Такие последствия и соответственно смену идеала дает потеря пассионарного напряжения системой. Лозунг "жизнь для себя" – это легкий путь в черную гибель.
Пассионарнооть отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся именно в составе "толпы", определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент. Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена "бродягами" и профессиональными сенатами-наемниками (ландскнехтами). Они не изменяют и не сохраняют его, а существуют за его счет. В силу своей подвижности они часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев – ничто. Они способны на нищенство или на разбой, жертвой которого становятся носители нулевой пассионарности, т.е. основная масса населения. Но в таком случае "бродяги" обречены: их выслеживают и уничтожают. Однако они появляются в каждом поколени.
ГРАДАЦИИ ПАССИОНАРНОСТИ
Типичными пассионариями, но отнюдь не "героями" и не "вождями" являются: Скупой рыцарь, одержимый алчностью; Дон Гуан, стремящийся к любовным победам ради побед; Сальери из зависти убивающий Моцарта; Алеко, из ревности зарезавший Земфиру. Пассионариями и вождями, хотя и не героями у Пушкина выступают Мазепа и Пугачев (весьма далекие от исторических прототипов), а героями, но не пасссионариями – Гринев и Машенька Миронова, рискующие жизнью ради долга. Образец пассионария и героя, хотя и короля, но не "вождя" – Карл XII, "любовник бранной славы -для шлема кинувший венец", т.е. приносящий интересы своей страны в жертву своему тщеславию. Последнему противопоставлен Петр I – гармоничная личность, выполняющая свой долг перед Россией, гораздо более сильная, чем Карл XII, следующий собственным капризам. Так – в трактовке Пушкина, и это близко к действительности, ибо, за исключением личных черт: возбудимости, детской жестокости и т.п., Петр был подобен своему отцу, т.е. был человеком своего времени и продолжал одну из линий русской культурной традиции – сближение с Европой, возникшую в начале XVII в. при Михаиле Федоровиче. Но при этом Петра окружали пассионарии, например Меншиков, Ромодановский, Кикин, но они ни вождями, ни героями не были. Ни по Пушкину, ни на самом деле. Поэтому сопоставление пассионариев с вождями – домысел, цель которого описание одного из поведенческих признаков свести к банальной, давно отброшенной теории.
И ничуть не менее абсурдна другая, обратная точка зрения, сводящая все мотивы поступков самых разных людей к стремлению получить выгоду, причем под последней подразумеваются только деньги и эквивалентные им ценности. Эта вульгарная позиция субпассионарного обывателя часто выдается за материализм, с которым она на самом деле не имеет ничего общего. Обыватель, как правило, лишен воображения.
Он не может и не хочет представить себе, что существуют люди, не похожие на него, движимые иными идеалами и не стремящиеся к иным целям, нежели деньги. Концепция непосредственной выгоды никогда не была точно сформулирована, потому что тогда стала бы очевидна ее абсурдность, но как сама собой подразумевающаяся она фигурирует в рассуждениях по любому поводу и даже в научных построениях, почему и требует к себе внимания.
Затухание пассионарности
ВСПЫШКА И ПЕПЕЛ
Теперь можно сказать, что "пусковой момент" этногенеза – это внезапное появление я популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза – максимум числа пассионариев; фаза надлома – это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями: инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого им региона как верхнее, завершающее звено.
Эту внутриэтническую эволюцию проделали все этносы, которых мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков. Но ту же картину мы наблюдаем в истории, причем особенно четко это просматривается на субэтнических целостностях, например на сибирских казаках.
Как объяснить несовпадение "расцветов" пассионарного и творческого?
ПАССИОНАРНОСТЬ СЛАБАЯ. НО ДЕЙСТВЕННАЯ
Творческое сгорание Гоголя и Достоевского, добровольный аскетизм Ньютона, надломы Врубеля и Мусоргского – это тоже примеры проявления пассионарности, ибо подвиг науки или искусства требует жертвенности, как и подвиг "прямого действия". В процессах этногенеза ученые и артисты тоже играют важную роль, хотя и другую, нежели деятели политической истории. Они придают своему этносу специфическую окраску и таким образом либо выделяют его из числа прочих, либо способствуют межэтническому общению, благодаря чему возникают суперэтнические целостности и культуры. К пассионариям же, хотя и меньшего напряжения, относятся безымянные строители готических соборов, древние русские зодчие, сочинители сказок и т.п., по внутреннему влечению выбравшие эти трудные профессии. Понятно, что к ним принадлежат и талантливые летописцы, которые попадают в этот раздел по принятой нами классификации.
Обратим внимание на относительно слабые, но творческие степени пассионарного напряжения системы. Их две: одна на подъеме до "перегрева" системы, который мы будем называть "акматической фазой", и вторая-в надломе, знаменующая переход к фазе, которую мы назвали "инерционной". Образно говоря, оба интересующих нас момента являются перегибами кривой роста (плюс-минус) пассионарности этнической системы, причем даже при спаде до полной потери напряжения еще далеко. При относительно невысоком уровне пассионарности стереотип поведения и общественный императив человека не таковы, чтобы незаметно для него самого толкнуть его на добровольную смерть ради им самим выбранной идеальной или даже иллюзорной цели. Но имеющееся в этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его действительность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать современников.
Стихи ли, картины ли, театральные представления – все это действует на воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют – человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как расцвет культуры, но за ними всегда следует один из двух возможных жестоких периодов: либо при подъеме пассионарности происходит уже описанный "перегрев", либо при медленном ее спаде наступает упадок.
Мы показали, что личность даже большего пассионарного напряжения не может сделать ничего, если она не находит отклика у своих соплеменников. А именно искусство является инструментом для соответствующего настроя; оно заставляет сердца биться в унисон. И поэтому можно утверждать, что Данте и Микеланджело сделали для интеграции итальянского этноса никак не меньше, чем Цезарь Борджиа и Макиавелли. И недаром эллины чтили Гомера и Гесиода наравне с Ликургом и Солоком, а древние персы Заратустру даже предпочитали Дарию I Гистаспу. Пока пассионарность пронизывает этнос в разных дозах – идет развитие, что выражается в творческих свершениях; но поскольку не может быть поэта без читателя, ученого – без учителя и учеников, пророка – без паствы, а полководца – без офицеров и солдат, механизм развития лежит не в тех или иных персонах, а в системной целостности этноса, обладающего той или иной степенью пассионарного напряжения.
Субпассионарии - это люди живущие без цели и смысла.
Субпассионарии
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Субпассионарии - в пассионарной теории этногенеза люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, в асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, бомжами и т. д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионариев - неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим.
Гармоничные особи (гармоничники) - особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. (В. Ермолаев. Толковый словарь понятий и терминов этногенеза, 1989 г).
Пассионарность это атрибут не сознания а подсознания. Инстинкт самосохранения отсутствует - анти-инстинкт, безудержный эгоизм, но влечение к истине и красоте. Атрактивность - аналог пассионария. Поэты, правдолюбцы, люди с неуёмной жаждой деятельности. Пограничники. Пушкин был пассионарий, Александр Македонский, Иррациональность поведения а не разум - славу ставил выше целесообразности. Пассионарность - это способность к изменению окружения и обстоятельств, люди горящие страстью. Фаза подъема - отчаянные готовые к идеалу победы. жертв ради Аттрактивность аналог пассионарности, но у них больше разумного эгоизма.
Аттрактивность - (от лат. attrahere - «привлекать») - привлекательность, в основном естественное состояние чего либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию. Атрактивность - влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.Свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у др. людей

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то