Замок ангела в риме часы работы. Замок Святого Ангела — от усыпальницы до достопримечательности. Биография крепости: от гробницы до музея за пару тысячелетий

Знаменитый римский император Адриан славился своим почитанием архитектуры и искусства. На заре своей жизни он решил построить на берегу реки Тибр для себя мавзолей. В наши дни этот мавзолей Адриана в Риме более известен как замок Святого Ангела.

Мавзолей Адриана в Риме, более известный как замок Святого Ангела, берет начало своей истории во времена правления великого римского императора Адриана. Этот человек известен как ярый путешественник и любитель архитектуры и искусства. Именно с его именем связано строительство знаменитых храма Зевса Олимпийского и вилл Адриана в Тиволи . По мере подхода своей жизни к логическому завершению он решается на строительство усыпальницы для себя и своих близких.

Небольшое описание мавзолея Адриана

Строительство было завершено в 139 году. Постройка соответствовала традициям этрусских захоронений. Первым ярусом выступало квадратное основание со стороной 84 метра. На нее было установлено цилиндрическое сооружение с диаметром 64 метра и высотой 20 метров. Сверху был насыпан могильный холм с растениями. Первоначально на верхушке мавзолея была установлена статуя самого Адриана в виде бога Гелиоса, управляющего колесницей. Вход гробницы и погребальную комнату соединяла длинная спиральная лестница. А для подхода к самой постройке через реку прокинут мост, украшенный статуями.

История замка Святого Ангела – от гробницы до музея

Мавзолей Адриана служил местом для захоронения римских императоров – от Адриана до Септимия Севера. После последнего здание на некоторое время уходит в запустение. В III веке по инициативе императора Аврелиана его начинают использовать как оборонительное сооружение. Этому способствовало выгодное положение усыпальницы и ее мощные стены. С этого времени начинается история постройки в качестве замка-крепости.

Картина Брюллова А.П. (1823-1826)

Еще позже на его вершину устанавливается статуя ангела, и сам мавзолей получает название «Замок Святого Ангела» или «Кастель Сант-Анджело». С этим названием связана интересная легенда. По преданию, когда в Риме в 590 году разразилась чума, папа Григорий Великий организует крестный ход. Когда процессия ступила на мост, над крышей мавзолея появился архангел Михаил, который вложил меч в ножны и исчез. Данное действие означало окончание эпидемии, и, действительно, вскоре чума отступила. В память об этом и была установлена статуя Св. Ангела.

В средние века замок Святого Ангела соединяется с Ватиканом укрепленным коридором – Пассето. Так при вторжении войск Карла V в Рим как раз этим коридором воспользовался папа Клемент VII . Так мы видим, что при папстве этот замок превращается в настоящую укрепленную крепость.

Вид на Пассетто из замка Св. Ангела

Во время осады в замке Сант-Анджело в Риме также находился известный и выдающийся скульптор, живописец и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. Интересно то, что через несколько лет он возвращается в эту крепость, но уже в качестве узника. Впрочем, он известен еще и тем, что это единственный, кто смог сбежать оттуда.

Как видно, у древнеримской постройки весьма интересная история. Она побывала в роли гробницы, замка, крепости, резиденции пап, тюрьмой. А в настоящее время это еще и музей.

За много лет своего существования мавзолей Адриана в Италии перестраивался, менял свое назначение, но и в наши дни он представляет одно из самых выдающихся строений времен великой Римской империи.

Одной из главных достопримечательностей Вечного города, безусловной является замок св. Ангела. У замка очень богатая история, за время своего существования он побывал гробницей, крепостью, тюрьмой, папской резиденцией и стал, наконец, музеем. То, что сейчас мы видим как замок, изначально строилось в качестве мавзолея для императора Адриана.

МАВЗОЛЕЙ

В 130 г. н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио, соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 г. останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 г.

КРЕПОСТЬ

На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III-го в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI-х веках. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей.

Свое нынешнее название - замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Папа Григорий Великий принял решение пройти по улицам города крестным ходом. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась, и на крыше бывшего мавзолея, за которым закрепилось новое название, позже была установлена статуя ангела.

На сегодняшний день эта фигура уже шестая по счету, предыдущие пять либо были разрушены ударами молний, либо были пущены на переплавку по причине нехватки металла для производства оружия.

Бронзовая скульптура, которую можно увидеть сегодня, увенчала замок в 1753 г. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны.

Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо, XVI в.) этой идеи столь четко не выражала; о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.

ПАПСКАЯ КРЕПОСТЬ

С X-го по XV-й век замок Святого Ангела переходил из рук в руки. Это было время кровавых междоусобиц и нередко хозяева скрывались за крепкими стенами от преследующих их представителей враждебного клана или от гнева понтификов. Последние и стали в конце концов владельцами замка - в XV-м веке сооружение перешло в собственность римской католической церкви.

В последующие годы здание подверглось многочисленным реконструкциям, периодически проводившимся на протяжении всей эпохи Возрождения. Были укреплены стены цилиндрической части замка и его квадратного основания. По углам последнего, в дополнение к круглым башенкам XIV в., были возведены мощные восьмиугольные бастионы, посвященные четырем Евангелистам. Строительство массивных бастионов в форме сердца по вершинам пятиугольника, образуемого внешними стенами, завершило трансформацию замка Святого Ангела в неприступную крепость. На протяжении веков она служила надежным убежищем для пап в случае угрозы со стороны врагов как внешних, так и внутренних.

Для того чтобы папа и его верные соратники могли быстро и беспрепятственно покинуть Ватикан и укрыться в крепости, сооружения соединил так называемый коридор-виадук - прочная и высокая каменная стена, по поверхности которой могла свободно проехать запряженная повозка.

Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 году. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами замок Святого Ангела был последним оплотом папы Клемента VII. Помимо прочих, в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся.

ТЮРЬМА

Со временем, некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против папы. Среди узников замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето.

За всю историю замка-тюрьмы был совершен всего один побег - на свободу вырвался никто иной, как знаменитый ювелир и изрядный авантюрист Бенвенуто Челлини. В 1537 году ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка "Христос воскресший".

27 декабря 1789 г. в карцер замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов, осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г.

Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX века.



РОСКОШНОЕ ЖИЛЬЕ

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.



МУЗЕЙ

Сегодня замок Святого Ангела - одна из достопримечательностей Рима. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. В музее стоит папские посмотреть апартаменты, многие из которых (зал Аполлона, зал Паолина, зал Библиотеки) сохранили обстановку своего времени, а главное - великолепные фрески XV-XVI веков.

В Оружейной представлены великолепные коллекции мундиров папской армии, оружия и доспехов.

Интересен двор Славы, где нашел пристанище поврежденный каменный ангел с железными крыльями, а также собрано большое количество каменных ядер. Другой двор называют двором Колодца - в честь колодца, из которого брали воду во время осады крепости.



Сооружение представляло собой несколько соединенных друг с другом цистерн, оснащенных системой фильтрации воды. Сохранились также входы в масло- и зернохранилища. Лесенка в левой части двора приведет к оригинальной ванной комнате Клемента VII, разогревавшейся античной системой императорских терм: горячая вода циркулировала по терракотовым трубам под полом. В полумраке можно рассмотреть на стенах фрески Джулиано Романо в помпейском стиле - изысканные эротические сценки с участием Венеры и Адониса.



МОСТ СВЯТОГО АЕГЕЛА

К замку ведёт самый красивый мост Рима - мост Святого Ангела.



В давние времена по этому мосту страждущие попадали через Тибр к ватиканским святыням. В годы юбилеев число жаждущих прикоснуться к святыням возрастало до невообразимых пределов, и на мосту начиналась страшная давка. Говорят, что посетивший Рим в юбилейный 1300 г. Данте был заворожен этим зрелищем, и людская давка на мосту Святого Ангела помогла воображению поэта создать образ страждущих душ в аду. Впрочем, однажды паломникам довелось пережить ад наяву: в декабрьский день юбилейного 1450 г. перила моста не выдержали и обрушились в реку. Много людей разбилось, утонуло, было задавлено толпой, в панике бежавшей с моста... С тех пор улица, идущая от площади Навона, называется via del Panico. После этого трагического события решено было разобрать старый мост и построить новый, однако три центральных арки моста сохранили, и они остались подлинным фрагментом античного сооружения, включенным в более позднее. Изначально мост украшали статуи Петра и Павла; позже, в середине XVII в., к ним присоединились фигуры десяти ангелов работы Джан Лоренцо Бернини и его учеников.

Ещё одно печальное событие, произошедшее у стен замка, связано с несчастным семейство Ченчи, обвиненном в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком.

Историю этой трагедии можно узнать из книги Александра Махова «Караваджо» .

В сентябре из Испании пришла весть о смерти короля Филиппа И спустя неделю после решения о выводе испанских войск из Нидерландов. Одновременно в листке «Аввизи» появилось сообщение о странной смерти упавшего с балкона барона Франческо Ченчи, ещё крепкого мужчины, недавно вторично женившегося на молодой особе. Его состояние оценивалось в полмиллиона золотых скудо. Толкуя об этой загадочной смерти, римляне вспомнили, как года два назад сыновья барона Ченчи обратились к папе с жалобой на отца, который лишил их средств к существованию. Более того, он отказался выделить дочери приданое, запретив ей даже заикаться о замужестве. Со своей стороны скупой отец прилюдно обвинил своих сыновей в попытке его убить и, чтобы защитить себя, переселился в арендованный им замок под Римом, принадлежащий семейству Колонна. В память о той нашумевшей истории, произошедшей на юго-западной римской окраине, где возвышается старинная башня, этот район до сих пор зовётся Тор ди Ченчи.

Опасавшийся за свою жизнь, барон жил затворником и держал в чёрном теле молодую жену Лукрецию и совсем ещё юную дочь Беатриче, приставив к ним надёжных охранников. Обе жили, как узницы, взаперти, не смея покидать своё жилище с зарешёченными окнами. Однажды барону удалось перехватить письмо дочери к братьям с просьбой прислать ей яду. После этого он жестоко избил девушку и, как полагали, даже надругался над ней.

Как ни крепки были запоры, двум женщинам удалось соблазнить тюремщиков и с их же помощью избавиться от своего мучителя. Кто-то пристукнул спящего Ченчи, а тело сбросили с высокого балкона на камни. Не дождавшись погребения погибшего от «несчастного случая», бывшие узницы спешно покинули ненавистный замок-тюрьму и возвратились в Рим. Однако в инсценировку «падения с балкона» не поверили священники, принимавшие участие в похоронах барона. Свои подозрения прелаты изложили в письме в римскую полицию.

Тем временем из Мадрида пришли сообщения, что новый король Испании, двадцатилетний Филипп III, собирается жениться на одной из юных эрцгерцогинь династии Габсбургов, а его сестра инфанта Изабелла выходит замуж за нового правителя Нидерландов тоже из дома Габсбургов, чтобы посредством этих брачных контрактов укрепить резко пошатнувшееся положение Испании в качестве ведущей католической державы, теряющей свои владения одно за другим. Папа Климент VIII забеспокоился. Ведь молодожёны как истые католики непременно пожелают получить от него благословение в Риме, а тут эта будоражащая всех дикая история...

По приказу папы делом Ченчи было поручено заниматься кардиналу викарию Марцио Колонна, который страшно обеспокоился, поскольку преступление было совершено на землях его семейства. Как выяснилось, среди замешанных в эту криминальную историю оказался один из его подчинённых, некто Кальветти, скрывшийся с места преступления. Была назначена премия за его поимку, и вскоре в Рим доставили отрезанную голову беглеца, что ужаснуло многих. Хранившему анонимность исполнителю варварского акта была выплачена обещанная премия, но через пару дней его нашли в лесу с перерезанным горлом. Всё это ещё пуще подогрело распространяемые слухи. Нашлись свидетели, которые указали на убитого Кальветги как главного виновника преступления и любовника Беатриче Ченчи.

Дело застопорилось из-за недостаточности прямых улик, так как главный подозреваемый был убит, и следствие зашло в тупик. Но в ходе очередного допроса с пристрастием один из злоумышленников сознался под пыткой в содеянном и выдал остальных. Дочь с мачехой препроводили в женскую тюрьму Савелла, а братья Джакомо и Бернардино Ченчи оказались в мужской тюрьме Тор ди Нона, в которой успел побывать и Караваджо, где, как было выше отмечено, он встречался со знаменитым узником Джордано Бруно и вёл с ним беседы, оказавшие на него неизгладимое впечатление.

Однако вина арестованных не была ещё полностью доказана, так как известный римский адвокат Просперо Фариначчи настолько умело построил линию защиты обвиняемых, что следователям не удавалось стронуть дело с мёртвой точки. Эта затяжка вызвала гнев папы Климента. Надо было во что бы то ни стало довести дело до конца, ведь на носу были предстоящие торжества Юбилейного года, на которые должны были съехаться многие европейские коронованные особы.

Через своего друга Манчини Караваджо познакомился с адвокатом, который надеялся выиграть процесс и в предвкушении скорой победы заказал ему свой портрет. Художник с неохотой принял заказ хвастливого говоруна адвоката и дал согласие лишь бы уважить просьбу Манчини, у которого были какие-то дела с заказчиком. Несмотря на уродующее лицо отсутствие одного глаза, адвокат настоял на том, чтобы быть изображённым анфас, а не в профиль. Храня верность натуре, художник не стал возражать. Во время сеанса позирования Фариначчи не закрывал рта ни на минуту и многое поведал о нашумевшем деле, разделившем римлян на два лагеря. Подавляющее большинство горожан сочувствовало двум несчастным женщинам, признавая справедливость и законность их мести. Свою защиту Беатриче Ченчи адвокат умело построил на том, что несчастная девушка неоднократно подвергалась изощрённым издевательствам и насилию со стороны родного отца.

По свидетельству Манчини, портрет удался, и заказчик остался им крайне доволен, несмотря на точно воспроизведённый уродливый шрам. Позднее работа оказалась в коллекции маркиза Джустиньяни, но затем её следы затерялись. С помощью своего адвоката Беатриче Ченчи отправила подготовленное письмо крёстному отцу кардиналу Пьетро Альдобранди ни, умоляя его повлиять на дядю, чтобы он поверил в её невиновность в смерти отца-душегуба. Узнав о письме, папа Климент разозлился и потребовал от дознавателей ужесточить допрос обвиняемых, хотя к лицам дворянского происхождения пытки по закону не должны применяться. Вскоре опытные костоломы добились своего. Говорят, когда папе доложили, как корчилась и стонала Беатриче на дыбе, пока не призналась, он даже всплакнул. Папа часто пускал слезу, но один из хроникёров печатного листка «Аввизи», освещавший светскую жизнь двора и хорошо изучивший самого понтифика, как-то заметил, что надо смотреть не на лицо слезливого папы, а на его руки — они-то никогда не дрогнут при подписании смертного приговора. А таких приговоров за годы своего правления «сердобольный» Климент VIII подписал немало.

Процесс тянулся не один месяц, и вина подозреваемых в содеянном была доказана. Защита потерпела поражение. Самонадеянный Фариначчи не учёл главного — всё решали деньги, а не его познания в области римского права. После дорогостоящей поездки по городам и весям и в преддверии больших затрат в связи с празднованием Юбилейного года папу Климента меньше всего занимала несчастная судьба юной Беатриче и её братьев. Ему позарез нужны были принадлежавшие их покойному родителю недвижимость и крупные денежные вклады, замороженные в банке. Поэтому каковы бы ни были доказательства невиновности детей барона Ченчи, приводимые крючкотвором Фариначчи, всем наследникам был заранее уготован смертный приговор. На адвоката жалко было смотреть — бедняга чуть не плакал от досады, но признавать своё поражение никак не хотел, пока ему не дали понять, что для него будет лучше, если он успокоится и будет молчать в тряпочку.

День казни был назначен на вторник 14 сентября 1599 года. Рим гудел, как растревоженный улей. С утра улицы и площади были запружены народом несмотря на нестерпимую жару, принесённую сирокко. После дождливого лета природа взяла своё — сентябрь выдался на удивление жарким, и дышать было нечем. Личность убитого барона Ченчи не могла вызвать у римлян сочувствие. Их глубоко задела жестокость приговора его детям, в виновность которых многим не хотелось верить, поскольку в этой запутанной тёмной истории оставалось ещё много неясного и не раскрытого до конца.

Едва показались первые повозки с осуждёнными, как толпа пришла в неистовство и началась страшная давка, в результате которой оказались задавленными насмерть несколько человек, в основном дети и старики. А на одной из узких улиц под тяжестью сгрудившихся людей рухнули два балкона, чуть не придавив повозку, в которой везли закованных в кандалы братьев Ченчи. Они уцелели, но железной балкой перешибло хребет лошади. Дико заржав, она тут же издохла на мостовой, где остались лежать несколько раздавленных балконами в лепёшку бедолаг. Поднялся невообразимый переполох и началась паника. Подбежавшие гвардейцы, ухватившись за оглобли, оттащили повозку с двумя смертниками подальше от кровавого месива. Пришлось подождать, пока не привели и не впрягли в телегу новую лошадь, и двух братьев повезли дальше через людской коридор к месту казни.

Группа художников, среди них Караваджо, вернувшийся из Милана Онорио Лонги и недавно объявившийся в Риме болонский живописец Гвидо Рени, собралась на мосту перед замком Сант-Анджело, откуда хорошо был виден сооружённый из досок эшафот с подвешенным на раме тяжёлым топором mannaia. Позднее эту конструкцию страшного орудия казни позаимствовал и усовершенствовал французский врач Гильотен. Пришлось ждать более двух часов под палящим солнцем, пока папская гвардия на лошадях с трудом прокладывала путь для повозок с приговорёнными к смерти, преодолевая напор наседающей толпы. Когда эскорт добрался до места казни, то один из приговорённых, Джакомо Ченчи, уже был мёртв, не выдержав пыток калёным железом по дороге.

Первой на помосте появилась в чёрном одеянии жена покойного барона, дородная Лукреция — вернее, её силком втащили двое подручных палача, поскольку она лишилась чувств. Толпа не успела ахнуть, как голова женщины покатилась на помост, оросив кровью доски. Все в нетерпении ждали появления на эшафоте юной Беатриче. В глазах простого люда она выглядела героиней, осуждённой на смерть погрязшей в роскоши и разврате аристократической верхушкой, взрастившей и воспитавшей её. Простоволосая и босая, одетая в голубую тунику, подпоясанную грубой верёвкой вместо пояса, она медленно взошла по ступеням на эшафот и огляделась, бросив сверху взгляд на примолкшую толпу. Всем своим видом девушка выражала спокойствие, и ни один мускул не дрогнул на её лице. В толпе ближе к помосту многие стали на колени и принялись читать вслух молитвы. Отстранив рукой палача, Беатриче подошла к плахе. В этот момент она была незабываемо прекрасна и величественна. Склонившись, она положила голову на плаху, и, прежде чем с грохотом опустился топор, все стоявшие поблизости услышали её проклятие папе. Голубая туника окрасилась кровью, и палач высоко поднял отрубленную голову, держа за длинные волосы и показывая толпе.

В это время, перекрывая гул толпы, раздались звуки фанфар и появился гонец. Спешившись, он вбежал на помост и огласил высочайший папский указ о замене пятнадцатилетнему подростку Бернардино Ченчи смертной казни каторжными работами на галерах. Но этой нежданной милости Бернардино не услышал, поскольку при виде казни сестры впал в истерику и потерял сознание. Как потом рассказывали знающие люди, в момент казни неподалёку от эшафота в пустой церкви Климент VIII с несколькими приближёнными вёл поминальную службу по казнённым грешникам. Он жалобно причитал и всхлипывал, утирая слёзы, а покинул церковь в закрытой карете лишь после того, как толпа окончательно рассеялась.

Рим долго не мог прийти в себя после расправы над Ченчи. Но не прошло и месяца после казни, как был объявлен аукцион выставленных на продажу конфискованных земель и поместий казнённых. Как и ожидалось, победу на торгах по бросовым ценам одержали родственники папы. Вскрылись некоторые детали странного поведения Марцио Колонна в этом щекотливом деле. Непонятно, кем и за что был убит подчинённый семейства Колонна, работавший в те дни в злополучном замке. Но вскоре кардинал-викарий получил новое назначение в Неаполь, и пересуды о нём сами собой прекратились — внимание въедливых римлян переключилось на состоявшийся аукцион. Уже на следующий день после торгов у подножия статуи Паскуино появилось несколько разоблачительных пасквилей, в которых многим досталось, а особенно папе Клименту:

У папы волчий нюх и хватка.

Он, как всегда, свой куш урвал:

Казнил всех Ченчи для порядка,

А деньги их к рукам прибрал.

Чтобы положить конец хулительным надписям и виршам, папа издал указ, сурово карающий наглых писак вплоть до смертной казни. До него такие же меры принимались папами Григорием XIII и Сикстом V, но ничего не помогало, а угрозы властей ещё пуще подзадоривали римских острословов, изощрявшихся в рифмоплётстве. Немало разговоров об этих жутких событиях велось и среди художников, которых потрясло кровавое зрелище. Гвидо Рени под впечатлением увиденного принялся писать портрет Беатриче Ченчи, стоящей на эшафоте, какой она запечатлелась в его памяти. В народе она обрела ореол мученицы, и её похоронили в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи, которую украшает гениальное изваяние Микеланджело «Моисей». В своих прогулках по Риму с молодыми спутницами туда как-то забрёл Стендаль, который увидел доску с именем Беатриче Ченчи. Её трагическая судьба заинтересовала писателя, и он посвятил ей одну из своих новелл.

Многие стали сравнивать Беатриче за её мужественное поведение на эшафоте и брошенное папе проклятие с библейской Юдифью, убившей злейшего врага своего народа. Не зря имя «Юдифь» дал своему боевому кораблю знаменитый мореплаватель и непримиримый враг Испании, убеждённый протестант Фрэнсис Дрейк, о чьих подвигах много говорилось в римских салонах, в которых резко возросли антииспанские настроения, особенно после смерти ненавистного Филиппа II.

Эта драматичная история затронула сердца многих и послужила сюжетом для многочисленных литературных произведений, оперы, балета и кинематографа.Беатриче Ченчи стала героиней произведений Дюма, Стендаля, Шелли, многих других писателей, а также скульпторов и живописцев.

Несчастная судьба девушки вызывала слёзы у Диккенса и сочувствие у Оноре де Бальзака.

"Прекрасная, юная девушка — Беатриче Ченчи — приговорена была к смертной казни в силу интриг... Единственным защитником Беатриче Ченчи был художник, живописец. Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей".

SPRATO. Текст из интернета, фотографии автора.

Замок Святого Ангела — монументальный памятник архитектуры, относящийся к периоду Древнего Рима. В разное время сооружение служило и крепостью, и папской резиденцией, и мавзолеем, и даже тюрьмой. Сегодня замок является Национальным музеем. Находится этот памятник архитектуры на берегу Тибра. В 10 минутах ходьбы от замка располагается еще одна значимая достопримечательность Рима — .

История замка Святого Ангела

Мавзолей Адриана

В 135-139 году н.э. на высоком берегу реки Тибр воздвигли Усыпальницу для императора Адриана Публия. В те времена правители заранее беспокоились о месте своего захоронения, выбирая локацию для собственной усыпальницы. Сооружение было выстроено в традиционной форме этрусского тумулуса — погребальная камера с насыпным верхом в виде купола. Каждая из сторон квадратного основания имела длину 84 метра. Цилиндр, установленный на основании имел высоту 20 метров, а в диаметре равнялся 64 метрам. На насыпном холме, сверху, установили статую бога Солнца — Гелиоса. К погребальной камере ведет галерея в виде спирали. Здесь хранились урны с прахом императоров, а также их семей — от Адриана Публия до Септимия Севера.

К слову, мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) был также построен по приказу Адриана. По мосту можно добраться к усыпальнице из центра Рима.

К 5 столетию мавзолей Адриана утратил свой лоск и постепенно превратился в военное укрепление. При нашествии готов часть статуй, урн с прахом и украшений были украдены.

Переименование мавзолея

По рассказам, в 590 году, когда по всей Европе свирепствовала чума, папа Григорий Великий увидел над мавзолеем архангела Михаила, который вложил свой меч в ножны. После этого страшная эпидемия отступила, в честь чего усыпальница стала называться “замком Святого Ангела”, а по-итальянски — Castel Sant"Angelo.

Также в связи с этими события на сооружение водрузили фигуру ангела, выполненную из дерева. В 14 столетии она была заменена мраморной, а еще через 100 лет создали скульптуру с бронзовыми крыльями, которую позже разрушила молния. Далее был бронзовый ангел — его переплавили на пушки. В 16 столетии скульптор Рафаэль да Монтелупо изготовил новую фигуру, которую позже перенесли во внутренний двор — с тех пор двор именуется Двориком Ангела. Сейчас мы видим над замком бронзового ангела — это работа выполнена в 1753 году Пьером Ван Вершафельтом.

Замок Святого Ангела: крепость и тюрьма

В Средних веках замок стал резиденцией для пап римских. Здесь понтифики скрывались от врагов и разгневанного народа. Во времена папы Николая III между Ватиканом и замком была построена тайная галерея — по этому переходу могла свободно проехать запряженная повозка. Таким образом замок стал неприступной крепостью. Когда в Рим вошли войска Карла V, здесь укрывался Климент VII.

Подземелья и нижний ярус сооружения на протяжении долгого времени использовались для тюрьмы. Здесь были заточены Галилей, граф Калиостро, Джордано Бруно, Помпонио Лето, Бенвенуто Челлини (его рисунок “Христос воскресший” на стене каземата сохранился до наших дней).

Тем, кто хочет прикоснуться к истории и проживать около замка Святого Ангела, можем рекомендовать .

Настоящее замка Святого Ангела: что внутри

Когда в 1871 году Рим стал столицей объединенного Итальянского государства, власти закрыли тюрьму. Некоторое время замок служил военным складом и казармами. К тому времени залы были в запущенном состоянии, на стенах не осталось фресок. Полковник Луиджи Дюран де ла Пенне и капитан Мариано Боргатти инициировали реставрацию замка, после которой здесь открыли военный музей. В самом начале 20 столетия он стал Национальным музеем.

Первый уровень замка

По круговому коридору попадаем во Двор обреченных — здесь проводили расстрелы тюремных узников. У входа в замок находится арка и лестница, ведущая к усыпальнице Адриана.

Второй уровень

Второй уровень замка Святого Ангела начинается с Зала урн, тут в нишах находятся урны с прахом Адриана и его семьи. Рядом расположен Зал правосудия, где узникам зачитывали их приговор, а также тюремные камеры. В ходе археологических раскопок на втором уровне были найдены помещения для хранения запасов масла, зерна и т.д. на случай осады крепости.

Третий уровень

Попадая на третий уровень, вы очутитесь в том самом Дворике Ангела, о котором написано выше. В восточной стороне двора располагается вход в папские апартаменты, в частности, можно увидеть покои папы Климента VIII. Далее следует Зал Аполлона — отличный пример того, как военная крепость преобразовалась в шикарную резиденцию.

Дворик Ангела

Папа Евгений IV приказал построить капеллу в честь Св. Косма и Даминана рядом с покоями. В 1450 году комната была соединена с капеллой проходом — это было желанием Николая V. В ходе этой реставрации принимал участие и Микеланджело Буонарроти — он расписал стены капеллы. А Мадонну с младенцем на алтаре изобразил Рафаэль да Монтелупо.

Четвертый уровень замка Святого Ангела

Здесь находится крытая галерея, где представлены скульптуры, археологические находки, лепнина, различные элементы декора. Дальше находятся залы с коллекциями оружия разных эпох, а также апартаменты Пия IV, лоджии Павла III и Юлия II.

На четвертом уровне находятся еще несколько интересных залов, заслуживающих внимания:

  • Зал Персея с гобеленами, фресками и позолоченной лепниной. Тут висят картины “Дама с единорогом” и “Плач по Христу”.
  • Зал Амура и Психеи, оформленный фресками по теме мифов Апулея. Тут мы видим кровать, небольшой алтарь, портреты Александра VI и Павла III, а также картины “Несение креста” и “Отдых на пути в Египет”.
  • Зал Паолина — этот зал был создан в 16 столетии в качестве приемных покоев Павла III Фарнезе. С того времени здесь принимают важных гостей и послов.

Пятый уровень

На этом уровне находится Комната казначейства, ее использовали для хранения архивов церкви и казны. В центре круглого зала расположены лари, а по периметру — 12 шкафов из орехового дерева. Дальше по коридору можно попасть в библиотеку, стены которой украшены фресками, изображающими жизнь императоров и католической церкви.

Шестой уровень

И, наконец, последний, шестой уровень замка Святого Ангела заканчивается маршрутом на террасу, откуда открывается потрясающий вид на Рим. Слева можно увидеть Колокол осужденных, извещающий о казни узников. С террасы можно попасть в Зал флагов и Колонный зал.

Вид на Рим с террасы замка Святого Ангела

Информация для посетителей

Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00186 Roma

Официальный сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it/

Цена на билеты:

  • полный — €14;
  • для граждан ЕС от 18 до 25 лет — €7.

*При проведении некоторых выставок стоимость может меняться.

Как добраться до замка Святого Ангела

На метро (линия А):

  • станция Лепанто или станция Оттавиано-Сан-Пьетро.

На автобусе:

  • линии 23, 40. 62, 271, 280, 982 — остановка Piazza Pia;
  • линия 49, 87, 926, 990 — остановка Piazza Cavour-stop;
  • линии 64, 46 — остановка Santo Spirito.

После осмотра замка Святого Ангела можно перейти к знакомству с архитектурой Капитолия , к проектированию которой был причастен сам Микеланджело.

Один из символов Рима и одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Вечного города – замок Святого Ангела, называемый также Печальным замком. Это одно из самых древних сооружений Рима. Расположен замок совсем рядом с Ватиканом, надо ли упоминать, что туристы сюда валом валят?

Высокое цилиндрическое здание на берегу Тибра в разное время использовалась как мавзолей, крепость и тюрьма. Долгое время замок Святого Ангела был самым высоким зданием в Риме. Сегодня здесь открыт музей с панорамной террасой на вершине замка.

История замка Святого Ангела началась в 123 году, когда император Адриан начал строить для своей семьи мавзолей в форме этрусского тумулуса. На квадратном бетонном основании со сторонами по 80 метров расположили каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. На холме была установлена огромная мраморная скульптура, изображавшая императора Адриана в образе божества Гелиоса, управляющий квадригой с лошадьми. Скульптуру окружали кипарисы. От той скульптуры сохранилась лишь голова императора, которую можно увидеть в музеях Ватикана.

Достроили мавзолей уже после смерти императора, сделав облицовку из белого мрамора, а его преемник Антонин Пий изменил статус мавзолея с семейного на государственный, а нем стали захоранивать прах всех римских императоров. В 217 году здесь была захоронена последняя урна императора Септимия Севера.

Замок Святого Ангела соединен с Марсовым полем на противоположном берегу реки пешеходным мостом длиной 135 метров. Мост украшают статуи Апостолов Петра и Павла и 10 Ангелов работы Бернини.

В те времена здание мавзолея было обнесено бронзовой решеткой, украшенной позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с великолепными мраморными статуями.

В конце III века император Аврелиан включил мавзолей в число оборонительных сооружений города, создавая сеть укреплений от набегов варваров. В 15 веке к замку пристроили 4 угловых бастиона, названных в честь Святых апостолов (Сан–Маттео, Сан–Марко, Сан-Лука и Сан–Джованни). Вокруг замка вырыли глубокий ров.

Однако, варвары все-таки захватили замок и полностью его разорили. После этого здание полностью перешло во власть Ватикана. В дальнейшем замок являлся местом папского убежища во время осад Рима. Для безопасного проникновения в замок из Ватикана был сооружен специальный коридор (passetto), по которому можно было проезжать на повозке, запряженной лошадью.

В связи с периодическими пребываниями Пап в замке Святого Ангела, в нем были реконструированы и богато украшены отдельные залы и покои.

В 590 году произошло событие, давшее сооружению название, дошедшее до наших дней — Замок Святого Ангела. Легенда гласит, что тогдашнему Понтифику явилось видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление видения связали с окончанием длительной эпидемии чумы.

Вершина замка Святого Ангела — одна из лучших смотровых площадок Рима. Именно туда, пройдя по коридорам и галереям замка, поднимаются посетители.

В 16 веке на вершине замка появилась каменная статуя Ангела с железными крыльями. В 1753 году после удара молнии ее заменили бронзовой скульптурой. А каменную статую Ангела поместили во внутренний дворик.

В этом дворике под крыльями Ангела проходили театральные представления, а также пытки и казни, при которых Понтифик присутствовал лично. В 16 веке изуродованные тела казненных вывешивали на всеобщее обозрение на мосту Ангелов.

Удар молнии в статую Ангела – недобрый знак, однако. Знак свыше людям, о том, что они что-то делают не то … В это время подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников, то есть тех, кто своими взглядами так или иначе подрывал авторитет всемогущей Церкви.

Из подземелий замка после 6 лет заключения отправился на костер обвиненный в ереси Джордано Бруно.

Граф Калиостро смог избежать костра, совершив после 2 лет дознания публичное покаяние в марте 1791 года. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф прошёл от замка Святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. После этого графа помиловали и вместо смертной казни поместили до конца в тюрьму крепости Сан-Лео.

Галилео Галилей после покаяния был назван не еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси» и был помилован Папой, но помещен на всю оставшуюся жизнь под строгий домашний арест.

Инженер и архитектор Аристотель Фированти по ложному доносу за сбыт поддельных золотых монет провел в замке 9 месяцев. Не сумев доказать вину, его в конечном итоге освободили, но лишили всех привилегий. Может, если бы не этот факт, Фиорованти не принял бы вскоре поступившее предложение русского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву, и не было бы сейчас в российской столице знаменитой Кремлевской стены и Успенского собора. Вот уж точно, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Тюрьма замка Святого Ангела считалась самой строгой в Риме. Только одному человеку удалось сбежать отсюда. Побег совершил Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, музыкант и автор известных мемуаров. Челлини, между прочим, попал в тюрьму совершенно справедливо (что в те времена случалось нечасто), убив нескольких человек.

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Зал Сокровищ в том числе хранил Папскую казну.

Есть в замке Святого Ангела Зал Амура и Психеи. Вот это мы как-то не очень поняли, учитывая целибат католических священников.

Замок Святого Ангела переполнен историческими событиями. Честно говоря, мы сильно пожалели, что не попробовали найти экскурсовода. Но так часто бывает, что сначала что-то посещаем, а потом изучаем подробно, что же мы такое видели. Но нередко выясняется, что что-то упустили и не увидели, увы.

Наверняка в истории замка Святого Ангела еще масса интересного, о чем нам уже никогда не узнать…

Попытка сделать панорамное фото замка Святого Ангела:

Чем знаменит замок Святого Ангела в Риме? Мост Ангелов, интерьеры и тайны замка. Что находится в крепости сегодня и стоит ли его посещать. Фото и отзывы.

Отлично сохранившийся и поражающий своими размерами пример древней архитектуры - Замок Святого Ангела в Риме. Первый камень в его основание был заложен в 135 году, так что история сооружения измеряется не веками, а целыми тысячелетиями. И за эти тысячелетия в какой только ипостаси он не побывал - выпала на его долю и роль тюрьмы, и крепости, и дворца, и много чего еще.

После окончания строительства, замок Святого Ангела (на тот момент мавзолей) вошел в состав комплекса, обнесенного Аврелиановыми стенами и служившего спасением от варваров. Однако названием замок обзавелся не сразу, а лишь в 590 году, когда в свирепствовала чума и беспомощным горожанам ничего не оставалось, как воздеть руки к небу в смиренной мольбе.

Тогда толпе молящихся явился архангел Михаил, чем возвестил конец повальной болезни. В память об этом чуде крепость назвали Замком Святого Ангела.

Замок Святого Ангела - история

Мост Ангелов, ведущий к замку (Рим)

Первое время архитектурный ансамбль замка не отличался богатством. В него входили стены с бастионами, украшенные каменными зубцами, древняя гробница и башня квадратной формы - вот, пожалуй, и все сооружение. В дальнейшем, после 15 века, сооружение обросло новыми объектами, которые год за годом пристраивались.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение, ведь по задумке императора Адриана ему была уготована роль мавзолея. Поэтому, когда в стенах гробницы были обнаружены урны с останками коронованных особ, никто особенно не удивился. Тщеславный правитель хотел создать самую величественную, красивую и богатую гробницу, «обскакав» тем самым императора Августа и его великолепный мавзолей.

Замок Святого Ангела соединен с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно добраться до карликового государства пешим ходом.

Круглая башня из травертина и кирпича, отделанная белым мрамором, стояла на квадратном основании с 80 метровыми сторонами и 15 метровой длины.

Основание отделяли бронзовые решетки с установленными на них позолоченными павлинами. Сверху башню венчала крыша конической формы, где по образцу этрусских могильников высадили кипарисы. В центре крыши высилась статуя Адриана в колеснице Гелиоса. До наших дней «дожила» только ее голова, которая сегодня хранится в Ватиканском музее. Интересно, что сам Адриан не успел увидеть результат работы строителей, поскольку просто не дожил до этого дня. Его начинание в 139 году завершил император Антонин Пий. Он же исполнил последнюю волю своего предшественника, захоронив в мавзолее его прах.

В дальнейшем в новой гробнице упокоились все римские императоры, властвующие до 217 года. После этого погребальная камера была закрыта и на некоторое время предана забвению.

Неприступная крепость

Так выглядит Замок Святого Ангела сегодня

В средние века папы превратили замок Святого Ангела в крепость, где и укрывались от военных врагов, а заодно от проявлений народного негодования. Например, в 1527 году здесь нашел спасение от войск Карла V папа Климент VII. Вместе с ним в замке укрывался известный ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини. Спустя несколько лет он вернулся в замок, превращенный к тому времени в тюрьму, но уже в статусе заключенного.

Прославился Челлини тем, что сумел сбежать из своей камеры. До его «подвига» сбежать из этой тюрьмы считалось наравне с чудом. Печально, что его быстро поймали, и чтобы не соблазнять арестанта повторным побегом отправили в подземелье.

Примерно в это же время замок Святого Ангела соединяют с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно было добраться не только пешим ходом, но и доехать до столицы католичества на повозке. Такие меры папы предприняли, дабы обезопасить себя, и в случае опасности оперативно спрятаться в замке. Для этих же целей был прорыт и тайный подземный ход.

Интерьеры и залы замка

Мост Святого Ангела - любимый молодоженами и туристами

Скульптуры одного из самых красивых мостов в Риме

Теперь остановимся подробнее на помещениях замка, ведь помимо гробницы здесь немало интересного и привлекательного.

Небольшая часть замка Святого Ангела отведена под двор славы, где хранятся пушечные ядра. Украшением дворика служит мраморная статуя ангела 16 века, выполненная Рафаэлло да Монтелупо. Раньше ангел был главным предметом декора и венчал вершину замка, но в середине 18 века он получил сильные повреждения от удара молнии. После чего его заменили скульптурой Пьетро ван Верскаффельта, она высится над замком и в настоящее время.

От дворика начинается череда помещений, выполнявших когда-то функцию папских апартаментов. Здесь находится лоджия Павла III и лоджия Юлия II. Первая спроектирована архитектором Антонио да Сангалло, а над созданием второй работал сам Браманте. С этих балконов папы любили наблюдать за потоком паломников, движущихся к замку, или просто обозревать окрестности.

Как и в любом уважаемом дворце, в замке есть своя библиотека, стены которой декорированы картинами императорской жизни. Тут же мы увидим зал Правосудия, где проходили судебные разбирательства, зал Климента VII, а также залы его продолжателя - папы Климента VIII.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение.

У любителей приключенческих романов и кладоискателей наверняка вызовет интерес зал Сокровищ - помещение, где папы хранили свое богатство. Рядом расположен Секретный архив. Большая часть помещений была пристроена или переделана в угоду священным особам в 17 веке, отделана самым роскошным образом и украшена прекрасными фресками художников эпохи Ренессанса. По соседству со «светскими» помещениями обустроены и тюремные, где несколько веков назад томились узники. За годы функционирования тюрьмы в ее темницах успели побывать неугодные кардиналы, ученые и философы. «Посетили» замок святого Ангела Джордано Бруно и Галилей. А также граф Калиостро, за свои провинности брошенный сразу в карцер.

Есть в замке и церковь - пусть небольшая, но зато ее проектировал сам Микеланджело. В церкви всего один престол и ничем излишне оригинальным она не выделяется. Разве что индульгенцией папы Григория XVI, которая хранится под стеклом по левую сторону от алтаря.

Авиабилеты в Рим из вашего города:

Низкие цены на билеты на год вперед:

Замок и мост Ангелов

В наши дни в замке Святого Ангела находится Военно-исторический музей, где выставлена неплохая коллекция предметов искусства, в том числе скульптуры и фрески.

Мы рекомендуем вам побывать возле крепости, украшением которой является одноименный мост Ангелов. Это одно из самых красивых мест в Риме! Особенно если любоваться на панораму замка святого Ангела с противоположной стороны Тибра. По выходным на мосту, декорированном скульптурами, можно увидеть пары молодоженов. В Риме это одно из мест обязательного посещения во время свадебных фотосессий.

Стоит ли тратить время на то, чтобы посетить Военно-исторический музей и побывать внутри замка? Стоит, если ваше время в Риме ничем не ограничено. Если же в вашем распоряжении всего несколько дней, то на наш взгляд - внешнего осмотра более чем достаточно.

Где находится и как добраться

Замок Св. Ангела по-другому называют мавзолеем Адриана

Замок Святого Ангела расположен недалеко от Ватикана. От площади Святого Петра до него рукой подать - 10 минут пешей прогулки.

Запоминайте: когда вы будете идти по Виа делла Кончилиационе, и собор Святого Петра с площадью останутся у вас за спиной, Замок Святого Ангела окажется непосредственно перед вами. Соответственно, если к крепости вы направляетесь от исторического центра (например, Пантеона, площади Навона и т. д.) в сторону Ватикана, то замок будет уже справа. Чтобы лучше сориентироваться, изучите карту.

Оказавшись у замка, вы сможете также увидеть мост Ангелов, прогуляться по набережным Тибра и увидеть некоторые другие . Например, дойти до Пьяцца дель Пополо, которой завершается центральная улица Рима - Виа дель Корсо.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то