I.2. Традиционные формы и методы контроля при обучении физике. Методика контроля в учебном процессе: виды, методы и приемы, формы и организация Формы контроля на уроках физики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

Учитель физики: Мельник Е.Д.

Приоритетные виды и формы контроля на уроках физики:

В зависимости от того, кто осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1) внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
2)
взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
3)
самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).


Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль . Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.


Взаимный контроль позволяет учащимся зафиксировать внимание на объективной стороне контроля результатов обучения. Проверяя работу одноклассника, ученик сверяет ее с эталоном и одновременно, во внутреннем плане, сверяет с этим же эталоном собственные знания. В ходе работы с эталоном ученик фиксирует в своем сознании составные элементы знания и основные этапы выполнения конкретного задания, уточняя и приводя в систему учебную информацию, т. е. превращая ее в знание. Взаимный контроль эффективно подготавливает ученика к самоконтролю.
Виды контроля

Входная диагностика обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Её функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. В начале года необходимо проверить, что сохранилось и что «улетучилось» из изученного школьниками в прошлом учебном году (прочность знаний или остаточные знания, в современной терминологии).
На основе входной диагностики учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость учащихся.
В ходе текущего контроля особую значимость приобретает оценка учителя (аналитическое суждение), отмечающая успехи и недочеты и ошибки и объясняющая, как их можно исправить. Перевод оценки в отметку на этом этапе нужно проводить очень осторожно, ведь ученик изучает новый материал, он имеет право на ошибку и нуждается в определении и усвоении последовательности учебных действий, выполнение которых поможет присвоить учебный материал. Эта последовательность учебных действий, вообще говоря, может быть разной для разных учеников, и она должна разрабатываться учителем и учеником совместно. Только так можно поддержать ситуацию успеха, сделать самооценку более адекватной и сформировать правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Предварительный и текущий контроль, а также первая часть тематического контроля знаний являются, по сути,
формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль (вторая часть) и итоговый контроль призваны констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год или ступень обучения (государственная итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ).
устный и письменный контроль
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира, физическом явлении, физической величине, приборе или установке, законе или теории. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Краткие опросы проводятся:
· при проверке пройденного на уроке в конце урока;
· при проверке пройденного на уроке в начале следующего урока;
· при проверке домашнего задания;
· в процессе подготовки учащихся к изучению нового материала;
· во время беседы по новому материалу;
· при повторении пройденного материала;
· при решении задач.
Более обстоятельный устный опрос может сопровождаться выполнением рисунков, записями, выводами, демонстрацией опытов и приборов, решением задач.
Устный опрос как диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (ответы с места, фронтальный опрос) проводится обычно на первых этапах обучения, когда
· требуется уточнение и классификация знаний;
· проверяется, что уже усвоено на этом этапе обучения, а что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.
Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запоминать и воспроизводить информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать высказывание, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.


Письменный опрос проводится, когда нужно проверить знание определений, формулировок законов, способов решения учебных задач, готовность ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях и т. п. При проведении письменного опроса очень важен фактор времени. Обычно проводятся динамические опросы продолжительностью 5–10 минут, кратковременные – 15–20 минут и длительные – 40–45 минут.

Письменный опрос


п/п

Форма/цель

Время

Описание

Диктант


- выявление готовности к восприятию нового материала;
- проверка домашнего задания

10 мин

Проводится:

В начале урока;
- 2 варианта.
Текст вопросов:
- простой, лаконичный;
- легко воспринимаемый на слух;
- требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема, график, вычисления только на прямую подстановку в формулу и т. п.).
Пауза между вопросами достаточна для записи ответа учащимися (установить опытным путем)

Самостоятельная работа

Контроль усвоения текущего материала;

- выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала);
- выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации

10–20 мин

Проводится:
- в начале урока или в конце урока;
- 2 варианта;
· без вариантов, общая для всех.
Задания для работы:
1. из задачника

2. аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения
2. задача с развивающимся содержанием
3. текст, составление таблиц

Практическая работа

Закрепление теоретических знаний;
- отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление);
- отработка конкретных умений (сборка электрической цепи и

Т. п.);
- отработка конкретных умений (компьютерный эксперимент, подготовка слайда презентации и т. п.)

10–20 мин

Проводится:


Задания для работы:
- одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения;
- разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения

Лабораторная работа

Закрепление знаний;
- открытие нового знания;
- знание правил и процедур прямых измерений физических величин;
- знание правил и процедур косвенных измерений физических величин;
- умение пользоваться измерительными приборами и оборудованием кабинета физики;
- умение применять знания в новой ситуации

30–45 мин

Проводится:
- на любом этапе урока, кроме начала урока;
- возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа.
Задания для работы:
- работа по готовой инструкции;
- работа по инструкции, разработанной коллективно;
- одно задание на одинаковом оборудовании;
- одно задание на разном оборудовании

Тест

Выявление знаний и умений по текущему материалу;
- выявление остаточных знаний и умений;
- позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
- позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном

10–15 мин

Проводится:
- в любой промежуток времени на уроке;
- по вариантам;
Задания для работы:
- открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех ответов;
- на соответствие, с записью ответа в виде числового кода;
- на установление изменения физических величин, характеризующих процесс

Блиц-контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала;
- выявление умения работать с формулами;
- выявление умения переводить величины из одних единиц измерения в другие;
- выявление умения проводить вычисления по формулам

10–15 мин

Проводится:
- в начале урока;
- по вариантам;
- в высоком темпе.
Задания для работы:
7–10 стандартных заданий в каждом варианте;
- требуют знания формул;
- на прямую подстановку величин в формулу;
- возможно алгебраическое преобразование формулы.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Релейная контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала

10–15 мин

Проводится:

В начале уроке;
- по вариантам.
Задания для работы:
- 2–3 стандартные задачи, из числа тех, которые разбирались учителем, решались учениками на предшествующих уроках и входили в домашние задания.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Контрольная работа

Позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения

30–45 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по вариантам.
Задания для работы:
- задания базового минимума;
- задания на связи изученного материала внутри темы;
- задания на связи изученного материала с ранее изученными темами;
- задания творческого характера

Зачет
- позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения;
- комплексная проверка предметных знаний и умений

45–90 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по индивидуальным вариантам.
Задания для работы:
- дифференцированные по уровню сложности;
- построены на основе перечня обязательных вопросов и задач;
- построены на основе перечня дополнительных вопросов и задач;
- построены с учетом того, какие знания и умения следует проверять у данного ученика


В 1976 году закончил Хабаровский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики». Стаж педагогической работы – 29 лет. Работает над темой по самообразованию «Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках физики».

Контроль включает в себя различного вида диктанты, индивидуальные домашние задания, всевозможные тесты, самостоятельные и контрольные работы. Используя различные методы контроля знаний по физике, Игорь Васильевич надеется, что это будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.

В связи с тем, что уменьшается количество часов физики, а требования остаются прежними, Игорь Васильевич считает, что для успешного усвоения материала учащимися наиболее приемлема подача нового материала крупными блоками, используя метод Шаталова. Это позволяет сэкономить время для решения задач.

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Моей темой самообразования является: «Методы контроля знаний по физике». Контроль включает в себя различного вида диктанты, домашние задания, всевозможные тесты, самостоятельные и контрольные работы. Итак, по порядку: физические диктанты. Диктанты я начинаю проводить с 7 класса. Они включают в себя: буквенное обозначение, единицы измерения, формулы, перевод единиц измерения в систему СИ. На последнем остановлюсь подробнее. Например,200 см2 превратить в м2. Сначала я требую, чтобы усвоили понятие – стандартное число, объясняю, зачем оно нужно, (не будет учебника за 7 класс, и калькулятор не позволит пользоваться очень маленькими и очень большими числами), после этого объясняю назначение приставок для образования десятичных кратных и дольных единиц, и уже только потом, используя знания математики, устный счёт, перевожу в систему СИ и стандартный вид. Как правило, работаю с приставками: С,Н,К. физические диктанты в старших классах я уже разбиваю на два типа. Первый тип –по физическим понятиям. Эти диктанты в готовом виде печатались в газете «Физика в школе»(Приложение к 1 сентября). Смысл состоит в том, что я по вариантам читаю незаконченное какое- нибудь определение, а ученики должны его закончить. Например, сила, с которой Земля притягивает все тела….Ученики пишут: сила тяжести. Варианты выбирают так: нечётные вопросы – первый вариант, чётные – второй. Если ученики за диктант получают отрицательную отметку, то они могут исправить её, но другим способом. Теперь я у доски говорю: сила тяжести…, а ученик должен ответить: сила, с которой Земля притягивает все тела. Второй тип- только по формулам. Перед началом каждой темы в классе вывешивается список всех формул данной тематики без названий. (см. приложение). В процессе объяснения нового материала ученики подписывают названия формул. Как только тема заканчивается, проводим диктант. Особенность заключается в том, что диктант проводится быстро и формулы, и формулы называются в разброс, (см. приложение.) так что время на списывание не остаётся.

Домашнее задание. Это не традиционное задание, которое мы делаем после каждого урока, а строго индивидуальное задание каждому ученику. Первый раз я даю домашнее задание в 9 классе по теме: « Механические колебания», где по графику нужно определить амплитуду, период, и по формуле рассчитать частоту колебаний, длину математического маятника и т.д. В 10 классе домашнее задание даю уже в системе: «Газовые законы», «Принцип ионизации», «Магнитное поле».Например, тема:«Газовые законы» - ученик, используя индивидуальную карточку, готовит сводную таблицу, в которой указывает: закон, процесс, какой параметр остаётся постоянным, и какие параметры меняются, и так по каждой теме.

Тесты. Тестирование как способ контроля уровня знаний в нашей стране начал применяться не так давно. До сих пор ведутся споры, какой вид проверки объективнее: устный или письменный экзамен, либо тестирование? Есть много доводов «за» и «против». В плане психологического комфорта тестирование обладает большим преимуществом: есть время настроиться, «собраться с мыслями», исключатся субъективное отношение педагогов, можно вернуться к сложному вопросу, не надо отвечать перед комиссией. Если во время экзамена, ученик, решая задачу, не смог довести решение до верного ответа, экзаменаторы всегда могут проследить ход его мысли и по достоинству оценить знания. Во время тестированием с дихотомическим оцениванием -(верно – неверно) ученику засчитываются лишь абсолютно правильные ответы. Поэтому проводится эксперимент по внедрению более гибкой – политомической (дифференцированной) оценки результатов. Суть состоит в том, что,если ученик знает формулы, умеет ими пользоваться, правильно сделал чертёж и верно составил систему уравнений, но по каким – то причинам не смог получить правильный ответ, то этот ответ достоин хотя бы полбалла. Использую тесты в 7-8 классах по книгам: «Проверка знаний учащихся по физике», автор А.В.Постников. В старших классах пользуюсь тестами из различных источников. При выполнении тестов возникает вопрос: что должен ставить ученик в клетку, если он не знает ответ, - ставить наугад или оставлять клетку пустой.

Самостоятельные работы. После прохождения какой- либо темы я даю по задачникам Рымкевич 5- 6 задач. На следующий урок спрашиваю, есть ли какие- нибудь затруднения? Если таковые имеются, то решаем задачу, которая вызвала трудности. На второй урок вызываю решать одну- две задачи у доски. Затем на третьем уроке проводится самостоятельная работа по оставшимся задачам.

И, наконец, контрольные работы. Раньше, когда было много дидактического материала, и можно было выбирать задания, т.е. три- пять задач включать в контрольную работу, и причём, сразу несколько вариантов. Сейчас пришлось вернуться к записи контрольной работы на классной доске для основной массы учеников (I уровень сложности), более сильным учащимся даю задачи II уровня сложности.

Таким образом, используя различные методы контроля по физике, надеюсь на то, что это будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.

Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний по физике как средства повышения качества образования Бутенко Ольга Геннадьевна, учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ 7» VII городская научно-практическая конференция педагогов «Опыт, мастерство и знания педагогов на реализацию требований ФГОС» Зима, 2012






Виды контроля СодержаниеМетоды Предваритель ный Уровень знаний школьников, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. Текущий Освоение учебного материала по теме. Устный опросы, физический диктант, практические (лабораторные) работы, кратковременная самостоятельная работа, викторина, кроссворд, тестирование. Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Письменная контрольная работа, лабораторная работа, тестовые задания, устный зачет по теме.










Контрольная работа ПреимуществаНедостатки Проверяет умение решать задачи по теме Проверяет довольно узкий круг знаний и умений Проверяет различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач Необходимо комбинировать с другими формами контроля Разноуровневые заданияРезультат через некоторое время






Нетрадиционные формы контроля матричный зачет Вопросы Варианты ответов Карточка, выдаваемая ученику Вопросы Варианты ответов Карточка ответов Контрольная матрица (ключ)




Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений Система бальных оценок Рейтинговая система отсутствие весовой доли оценокдифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа корректировать свою работу, исходя из анализа динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;


Система бальных оценок Рейтинговая система Негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом Узкий диапазон школьных оценок, большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки Повысить объективность оценки знаний, динамики учебного образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;

дипломная работа

2.2 Виды контроля и формы его организации

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый (таблица 2).

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Использование методики тестирования при обучении грамматической стороне речи на среднем этапе обучения

Контроль знаний учащихся при изучении линии уравнений в основной школе

Существуют различные виды контроля знаний учащихся. В схеме 1 представлена классификация по различным основаниям. Схема 1 1. В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 вида контроля: индивидуальный...

Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу...

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики

Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения наиболее значимы в учебном процессе...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Планирование и учет учебно-воспитательной работы в школе на уроке спортивных игр

Учет заключается в систематическом осуществлении записей, касающихся состояния работы, выполнения намеченных планов и итогов, за определенные периоды работы...

Проверка и оценка уровня знаний учащихся в процессе обучения географии

Проверка и учет знаний и умений по физике в средней общеобразовательной школе

Контроль знаний представляет собой довольно сложную структуру, которая подразделяется на несколько уровней. Некоторые из них делятся в свою очередь на подуровни. В системе уровней контроля знаний выделяются его виды, методы и формы...

Самостоятельная работа как средство организации текущего контроля по алгебре

Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый...

Самостоятельные работы для тематического контроля знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе

Для организации самостоятельных работ учителю важно знать их формы и виды, место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами...

Система организации трудового воспитания и профориентации в сельской школе

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный (менее двух первых описанный в литературе и реже упоминаемый)...

Слушание музыки в детском саду как основной путь развития эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса к музыке

Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение...

Тестовый контроль знаний школьников по истории

Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков учащихся. В исследованиях В.С...

Тесты как средство контроля развития грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка

Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым. П.И...

Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием...

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)

Методы и формы контроля на уроках физики

(из опыта работы преподавателя Мирошниченко В.В.)

г.Нижневартовск 2015

В современной дидактике контроль, с одной стороны, определяет организацию процесса обучения на завершающем его этапе, с другой – соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения.

Контроль в учебном процессе выполняет различные функции: проверочную, обучающую, воспитательную и методическую. Наиболее важная и специфическая – проверочная функция, которая констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и преподавателей, состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, а также меры для ее совершенствования.

В процессе обучения происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Практическая значимость контроля способствует формированию навыков и умении рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля реализуется путем создания условий и возможностей для напряженной умственной деятельности учащихся, которая проявляется в развитии его познавательных способностей.

Методическая функция контроля позволяет рационально строить и совершенствовать методическую работу как самого преподавателя, так и педагогического коллектива в целом, так как правильно организованный контроль показывает достоинства и недостатки используемой преподавателями методики обучения, ее слабые и сильные стороны.

Для достижения поставленных целей обучения при планировании организации и проведения контроля необходимо, чтобы он был:

    Планомерным и систематическим, т.е осуществлялся в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлял его органическую часть и строился на основных вопросах обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;

    Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении учащихся. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, навыками и умениями учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных знаний целям проверки;

    Всесторонним, т.е наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учащимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечить проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных навыков и умений. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у учащихся профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности);

    Индивидуальным. Овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. К всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

    Экономичным по затратам времени преподавателя и учащихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

    Педагогически тактичным, осуществляться в спокойной, деловой обстановке. Не следует торопить учащихся с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

По периодичности, назначению и месту проверки усвоения учебного материала различают следующие виды контроля: предварительный (вспомогательный), текущий, рубежный (периодический), итоговый. Перечисленные виды контроля подчеркивают специфику дидактических задач на различных этапах обучения и следуют логике учебного процесса.

Предварительный (вспомогательный) контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный(исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.На этот вид контроля невозможно выделить много времени, а его результаты должны быть получены непосредственно после проведения контроля. Поэтому для предварительного(вспомогательного) контроля применяются способы, при которых наиболее эффективно используется аудиторное время и обеспечитвается оперативность получения результатов.

Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя, так как он является органической частью всего учебного процесса и тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторение учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, анне формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Наиболее подходящими для текущего контроля являются способы, которые обеспечивают охват значительной части учащихся, возможность повторения и закрепления учебной информации при активации всех обучаемых.

Периодический(рубежный) контроль применяется для проверки усвоения законченной части(объема) учебного материала и позволяет определить качество изучения учащимися данного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала, поэтому от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического(рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел(тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, навыков, умений, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, поэтому он носит интегрирующий характер. При подготовке к итоговому контролю происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что способствует интенсивному формированию интеллектуальных навыков и умений. Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта. Для этого вида контроля необходимо применять способы, обеспечивающие надежность, объективность, универсальность и самостоятельность учащихся.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то