Литературно-музыкальная композиция "9 Мая". Литературно-музыкальная композиция "9 Мая" Литературно музыкальная композиция к 9 мая

Цель : способствовать формированию патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • формировать эстетические чувства школьников.

Оформление : мультимедийные презентации к песням о войне (классы заранее готовят презентации к конкурсу).

1-й ведущий: Сегодня наша страна отмечает один из самых значительных праздников – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2-й ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

3-й ведущий: А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, сегодня самым молодым солдатам последнего военного призыва уже далеко за семьдесят. У многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки, и даже праправнуки.

4-й ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий: Это если говорить на скупом языке цифр. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих, нескончаемых года.

2-й ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

3-й ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

4-й ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

1-й ведущий: Нет, ни нам, ни будущим поколеньям забывать об этом нельзя.

2-й ведущий: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Песня «Священная война», презентация 8 «А» класса.

Чтец 4 :

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Чтец 5 :

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 4 :

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Чтец 5:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 4 :

Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.

Чтец 5:

Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина! (Р. Рождественский. «Реквием» ).

Исполняется песня «Мы за ценой не постоим».

Чтец 6.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Советской армии простой солдат.

3-й ведущий: В Москве, у Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

4-й ведущий: И в Калининграде, как и в любом другом городе нашей великой страны, всегда горит Вечный огонь в память о тех, кто не пожалел своей жизни ради миллионов жизней других – наших с вами жизней.

1-й ведущий:

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!

2-й ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном).

Чтец 7:

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор! («Ко дню победы». Чеботнягин А.С. ).

3-й ведущий: Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

4-й ведущий: И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

1-й ведущий: А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

Вокальная группа исполняет песню «Последний бой».

Чтецы-1, 2, 3 на фоне тихой музыки читают стихотворение К. Симонова « Жди меня».

2-й ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

3-й ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

4-й ведущий: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

1-й ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война.

1-й чтец:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

2-й чтец:

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

3-й чтец:

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

1-й чтец:

Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

2-й чтец:

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

1-й чтец:

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...

2-й чтец:

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

1-й чтец:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

Взрослый чтец:

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

2-й ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве.

3-й ведущий: Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход мировой истории.

На фоне песни «На безымянной высоте» презентация 8 «Б» класса.

Чтец 9.

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л. Забашта. «Мать» ).

На фоне песни «Журавли» презентация 7 «Б» класса.

Чтец 10.


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

На фоне песни «Майский вальс» презентация учащихся 7 «В» класса.

Чтец 11.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, –
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

1-й ведущий: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

3-й ведущий: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 12.

Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
Время замерло... Стынет гранит...
Наступает минута молчанья.
И со мною огонь говорит –
Голос памяти... Голос печали...

Чтец 13.

“В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают...”
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.

Чтец 12.

Бьется пламя... И небо звенит...
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат моего поколенья.
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.

Чтец 13.

Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг – вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Память! Ей мы навеки верны. (Елена Сенявская).

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

13-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

14-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

15-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

13-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

14-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

15-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

13-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, презентация 7 «А» класса.

Звучит музыка . Шуберт «Аве Мария». Музыка затихает. Высвечивается изображение Девы Марии с младенцем на руках. Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Чтец (девушка): Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа, на страдания и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. В пристальном взгляде Марии читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

Музыка звучит громче , Шуберт «Аве Мария»

Чтец (юноша): А. Марков «Сикстинская Мадонна»

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда, покуда
Дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.

Звучит песня (запись) в исполнении А.Герман «Колыбельная»

Чтец (девушка) Отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием»


Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.

Родина?
Разве хотела ты их смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина?

Чтец (юноша ) читает стихотворение В.Кочеткова «В сожженной деревне», подходя к зыбке, укрепленной в правом углу сцены. Над зыбкой – икона.

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили,
Маячили остовы черных печей.
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней.
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.
И в этом еще не дотлевшем аду.
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колен
С июньскою синью небесной.
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чем не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосенки.

Чтец (девушка)

Разве погибнуть ты им завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?

Чтец (юноша)

Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сживает нам горло, лишает сна,
Путает имена.

Чтец (девушка)

Александр, Владимир, Станислав –
Сколько было жизней, сколько слав!
Вечер будет кроваво-синий,
Я склонюсь над колыбелью сына.
Люди же не видали покоя,
В жизнь и смерть без устали играя,
Имя нужно дать ему другое,
Потому что жизнь его другая…

Чтец (юноша)

О чем ни подумай – война, война…
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу теплей,
Тем горше с ней.
Восходы, закаты – все ты одна.
Какая тоска ты – война, война!
Ты, ты – проклятье, – темным-темна.
Где павшие братья, – война, война!
Как солнце багрово! Все ты одна.
Какое ты слово: война, война…
Как будто на слове
Ни пятнышка крови,
А свет все багровей во тьме окна.

Чтец (девушка)

Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились.
Как в солдатики шли играть.

На сцене мужчина держит за руки двух парней-солдат. Читает стихотворение В. Занадворова «Война»

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела,
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды оконных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни последний рассвет
Над изрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Чтецы (юноши)

1. Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца – в сердце, в голову – и все? И мое горячее сердце уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум, спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык?

Мужчина. Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются, маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большее, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

2. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас…

Чтец (девушка)

Ей не спится, что-то сердце ноет,
Ломит грудь, а ночь темным-темна,
Звезд не видно, зимний вечер воет,
И куда ни глянь – везде война.
Стонет явор за окном уныло,
Кот мурлычет в сонной тишине.
Пусто в хате. Мужа схоронила,
А сыны? Где ж быть им – на войне.
Двое шлют ей радостные вести.
Хоть и горько дома жить одной,
Но за старших двух душа на месте,
Только младший – жив ли он, родной?

А. Розенбаум «Красная стена» (звучит запись песни).

Чтец (женщина ) читает отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием» №6

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу.
Прилечу я птицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя.
Горюшко мое, –
Где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я ничегошеньки, –
Только сына милого…
За лесами моя ластонька,
За горами – за громадами…
Если выплаканы глазоньки –
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое, –
Где же ты?

Звучит тихая мелодия М.Таривердиева «Воспоминание»

Чтец (юноша) Стихотворение А.Н.Некрасова «Внимая ужасам войны»

Внимая ужасам войны
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! Утешится жена.
И друга лучший друг забудет!
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы наших матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнутых ветвей.

Чтец (женщина ) читает отрывок из рассказа А. Платонова «Взыскание погибших»

Мать вернулась в свой дом.

Она шла по полям, тоскующая, простоволосая, со смутным, точно ослепшим лицом… Горе ее было вечным и печаль неутомимой – мать утратила мертвыми всех своих детей.

На своем пути она встречала немцев, но они не тронули эту женщину; им было странно видеть столь горестную старуху, они ужаснулись вида человечности на ее лице.

Пройдя сквозь войну, мать вернулась домой. Но родное место ее теперь было пустым. Она села посреди остывшего пожарища и стала перебирать руками прах своего жилища. Если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто их сбережет в своей любви, когда ее сердце тоже перестанет дышать?

Мария Васильевна пришла на место могилы, где стоял крест, сделанный из двух связанных поперек жалобных, дрожащих ветвей. Мать села у этого креста, под ним лежали ее нагие дети, умертвленные, поруганные и брошенные в прах чужими руками.

– Были бы вы живы, были бы вы живы! А теперь, где ваша жизнь, какую вы не прожили, кто проживет ее за вас? Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было 18, теперь уже 19 пошел бы, вчера она именинница была…

Сколько же сердца своего истратила на вас, сколько крови моей ушло, но значит, мало было, мало было одного сердца моего и крови моей, раз вы умерли, раз я детей своих живыми не удержала и от смерти не спасла…

Они, что же, они дети мои, они жить на свете не просились. А жить на земле, видно нельзя еще, тут ничего не готово для детей: готовили только, да не управились!

Чтец (женщина) читает плач Н. Коняева «Мать павшего воина»

Протоптать мне-ко дороженьку да пройти мне-ко тропиночку да ко сваму рожену дитяточку, на круту-то складену могилушку. Я пришла, горюша-горькая, на великий- то на праздничек, на большое поминалище. Как прошло да прокатилося тридцать лет да тридцать зимушек – крепко спишь, не пробуждаешься, с сладким сном не расставаешься. Ноженьки-то на дороженьке, рученьки-то у сердеченька… Как мне жить-то оповадиться? Не увижу я, горющица…

Звучит музыка . Моцарт «Реквием». Свет в зале приглушен. По обеим сторонам зала проходят мальчики, в руках которых зажженные свечи. Они поднимаются на сцену.

Священник исполняет Заупокойную, объявляет минуту молчания.

– Минута молчания.

Чтец (девушка ) читает отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

Черный камень,
Черный камень.
Что ж молчишь ты,
Черный камень?
Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
Стать надгробием могилы
Неизвестного солдата?
Черный камень.
Что ж молчишь ты,
Черный камень?
Разве камни виноваты в том,
Что где-то под землею
Слишком долго спят солдаты?
Безымянные солдаты,
Неизвестные солдаты…
А над ними травы сохнут.
А над ними звезды меркнут.
И оранжевое солнце разливается по небу.
Время движется над ними…
Но когда-то, но когда-то
Кто-то в мире помнил, имя
Неизвестного солдата!
Ведь еще до самой смерти
Он имел друзей немало.
Ведь еще живет на свете
Очень старенькая мама.

Чтец (женщина ).

Пуля,
Жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессиля,
Задремала
И приснилось ей,
Будто бы она –
Сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленном,
Где последний догорает бой.
Кличет,
Называя поименно,
Сыновей,
Что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна.
Снег дымится,
Он пропитан кровью,
Меж убитых тихо мать идет
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладет.
А в душе не иссякает сила
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она Россия –
Мать ста миллионов сыновей!

Звучит в запись песни А. Розенбаума «Бабий яр»

Чтец (женщина ) читает стихотворение Н. Буровой

Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала.
Тревожилась, гордилась, тосковала,
Пожизненно влюбленная, как мать,
Готовая и штопать, и стирать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Его вчерашний звонкий голосок,
А нынче жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает,
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы –
Работают холодные умы…
Я сына родила не для войны.

Чтец (женщина ) читает отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

– Ну, здравствуй, сыночек.. Здравствуй, Васенька, кровинушка моя.

Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок, и она, бережно охватив его рукой, вслушивалась, как он тихо и ровно дышит, она почувствовала, что в этом тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся ее жизнь.

В это мгновенье Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть.

Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств, жестокости, крови она родила не только сына, но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки.

– Вы все будете жить,– шепнула Мария,– вы все будете жить…

Чтец (юноша) : Все, что нам свято, дорого, озарено именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за родную землю-мать. Земля устала от войны… Устала… Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви?

Вокальная группа исполняет песню «Земля моя»

Чтец (девушка )

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллионы лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Звучит музыка – пение птиц. Все подходят к центру – Земле. Дети вручают цветы ветеранам, матерям.

Чтецы читают по-очереди (юноша, девушка)

И ходит по Земле
Босая Память –
Маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы,–
Ей не нужны ни визы, ни прописки.
В глазах-то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс.

Фронтовой концерт

Дети заходят под марш.

Вед. Добрый день гости, ветераны, взрослые и дети! 9 мая! Счастливый и радостный день! 72 года назад советский народ одержал великую победу над фашистской Германией. Этот день помнят деды, знают внуки, и каждый человек гордится нашей победой.

Я знаю от папы, я знаю от деда

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

Песня «Этот праздник большой-День Победы»

Вед. 1. Ранним утром 22 июня 1941 года была остановлена мирная жизнь только одним коротким,но страшным словом – война!

Музыка «Священная война»

Вставай народ! Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли

С отцами рядом были их сыны.

И дети шли дорогами войны.

Дети под марш проходят и садятся.

За Днепр и Волгу шли солдаты в бой.

Сражались за любимый край родной.

За каждый город, каждое село.

За все, что на земле моей росло.

За детскую улыбку, светлый класс.

За Мир, за счастье каждого из нас!

Вед. Отстоять свою Родину, не упасть духом, не потерять веру в себя, на фронте помогала песня.

Пусть узнают юные солдаты,

Как однажды, в предрассветный час,

Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

Их портретов не было в газете,

Но прославлен их нелёгкий путь,

И народ, воспевший песни эти!

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той нехитрой песни сокровенной,

Что, как символ радости неслась

Над Софией, Будапештом, Веной.

Пешим ходом и в грузовике,

Жарким днём и зимнею порошей,

Мы её носили в вещмешке,

Самой ценной, самой лёгкой ношей.

Композиция «В лесу прифронтовом»

Танец «Песенка фронтового шофера»

Ой, ты, песня, песня огневая,

Пусть трепещут от тебя враги.

Ты звучи, звучи, не умолка,

Победить скорей нам помоги.

И летят снаряды в тьму густую,

И огнем окрашен небосвод.

Защищаем мы страну родную.

И "Катюша" нам в бою поет!

Песня «Катюша»

Ведущая. В дни войны песня была оружием, клятвой, паролем и мечтою. Мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с местами, где они жили. Запели солдаты о красоте природы, о березах, о реке, и каждый вспомнил свою родную сторонку. Словно какое-то волшебное слово перенесло его в родные края.

Композиция «Синенький платочек»

Танец «Яблочко»

Ведущий : Особенным этот день стал для жителей Ленинграда, переживших страшную 900 дневную блокаду города.

Проходят дни и месяцы, и годы, но в памяти останется всегда

Война, что принесла лишения, невзгоды, и детство ваше забрала.

Присев на скамеечку в сквере, где слышится смех детворы,

Вам вспомнится трудное детство далекой блокадной поры.

Пусть солнце вам ласково светит и звонко поют соловьи.

А дети на нашей планете вовек не узнают войны.

Песня (Взрослые)

Песня «Победа далась нелегко»

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Вед. Давайте встанем, помолчим. Почтим память героев Великой Отечественной. Всех, чьи жизни унесла в суровый час война.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Победы ветер был не за горами

Он несся к нам сквозь дым, огонь и шквал

И каждый человек в тылу, на фронте

Её прихода с нетерпеньем ждал!

Песня «Дорога на Берлин»

Победой кончилась война,

Те годы – позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

2-й ребёнок :

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Ребенок :

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Песня «О мире»

1-й ребенок

Есть солнце, которое с песней проснется

И песней веселой по свету несется.

2-й ребенок

У Солнца - веснушки, у солнца - игрушки,

Ему не нужны автоматы и пушки.

3-й ребенок

Мечтает о счастье оно и танцует,

Улыбки цветов на асфальте рисует.

Танец «Я рисую этот мир»

1-й ребенок

Солнце светит так красиво,

Солнце ярко светит нам!

Детям нужен мир счастливый,

Нужен мир для пап и мам!

2-й ребенок

Взрослые, вас просят дети,

Чтобы мир вы берегли,

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке земли.

Ведущий Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником. Счастья вам, добра и мирного неба над головой (Дети дарят

цветы ветеранам.)

Песня «День Победы»

Под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто» к празднику 9 мая для старшего дошкольного возраста Цель праздника: 1. Знакомство с государственным праздником Днём Победы. 2. Приобщение к культурному наследию народа, воспитание в детях.

Литературно-музыкальная композиция "О Том, Чья заповедь - любовь!" Цель: формирование православной культуры дошкольников как средства.

Сценарий литературно-художественной композиции «Мой любимый край» (подготовительная группа) Дети под музыку входят в зал, перестраиваясь в хороводы, останавливаются у центральной стены. Вед. Почти в самом центре Мурманской области.

Сценарий литературно-игровой композиции «Чтобы помнили» ко Дню 9 мая Литературно- игровая композиция «Чтобы помнили» ко дню открытых дверей(21.04.15) для детей 2 класса А, МБОУНОШ №5 г. Тулы. Воспитатель гпд.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Белые Журавли» памяти солдат погибших на фронтах разных войн Блок 1. История праздника «Белые Журавли» (Скорбная музыка на фоне слова ведущего) Ведущий: От неизвестных и до знаменитых, Сразить.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Материал подобран в соответствии с возрастной категорией.В разработке предоставлены стихотворения советских писателей о войне, исторические сведения о ходе ВОв, дополнительный материал для инсценирования стихотворений. Сочетание звукового и литературного сопровождения помогают детям проникнуться настроением тех событий.

Цели и задачи:

  • Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям;
  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.
  • Представления об активной роли человека в жизни общества.
  • Воспитание познавательной активности.
  • Воспитание политической сознательности.
  • Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.
  • Развитие наклонностей к художественному творчеству.

Оборудование: Аудиозаписи: голос И.Левитана о начале Великой Отечественной войны, об окончании Великой Отечественной войны, П.И.Чайковский «Вальс цветов», Моцарт «Реквием Лакримоза», песня «День Победы», «Прощание славянки», минусовка песни «Смуглянка»; ход секундной стрелки часов, свеча, листки с дневника Тани Савичевой, имитация костра.

Ход мероприятия

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Выходят девочка в платьице и с заплетенными косичками и мальчик в шортах и с удочкой.

Девочка.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Мальчик.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

Учитель. Стоял погожий летний день. Закончился учебный год. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились войти в большой мир. У каждого были свои планы…

На сцену выходят дети, рассказывают стихотворения.

Ученик.

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Ученица.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Ученица.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Ученик.

Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.

Дети садятся. Звучит «Прощание славянки». Мальчики на сцене надевают пилотки, прощаются с девочками и строевым шагом уходят со сцены. Девочки машут платочками вслед уходящим «солдатам». Утирают слезы.

Учитель . 22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории человечества – Великая Отечественная война. Великая Отечественная война была самой смертоносной и разрушительной. Она унесла с собой миллионы жизней, не жалела ни стариков ни детей, стёрла с лица земли тысячи городов и селений

Ученик.

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!

Ученица.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

Учитель. 4 долгих года длилась Великая отечественная война - тысяча четыреста восемьдесят дней. От Москвы до Берлина 2600 километров. Если ехать поездом, то это более двух суток, если лететь на самолёте – три часа, а если перебежками и по–пластунски – четыре года.

27 миллионов погибших на 2600 километров. Это почти 10400 убитых на один километр, это 10 человек на один квадратный метр земли.

27 миллионов погибших за1418 дней. Это 19000 убитых каждый день, это 800 человек - в час, это 13 человек - каждую минуту.

27 миллионов погибших в соотношении ко всему населения того времени, это – каждый шестой. Каждый шестой житель погиб.

Учитель. После тяжелых боев, в те минуты, когда наши доблестные воины отдыхали, очень часто звучали песни.

На сцену выходят дети, инсценируют песню «Смуглянка» .

Учитель. Для каждого воина важной была «весточка» от родных и близких людей. С каким нетерпением они ожидали известий из дома! Часто вечерами, в перерывах между боями, сидя у костра, они писали домой.

На сцену выходят мальчики в костюмах солдат, садятся у костра и пишут письма. Звучит аудиозапись « Реквием Лакримоза» Моцарта.

Мальчик (имитирует написание письма)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Учитель. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Они помогали в тылу и на фронте. Двадцать тысяч пионеров получили медаль "За оборону Москвы". Пятнадцать тысяч двести сорок девять юных ленинградцев награждены медалями за оборону Ленинграда.

На сцену выходят девочки в костюмах солдат.

Девочка.

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.

Девочка.

Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Учитель. Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

СЦЕНКА

Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель. Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125 г хлеба из смеси опилок и муки в день. Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

Как страшно было жить в блокадном Ленинграде, написано много. Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда - Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом

На сцену выходят дети, которые держат в руках «страницы» из дневника Тани Савичевой – жительницы блокадного Ленинграда. Дети зачитывают и демонстрируют записи девочки.

Ученик 7. "Умерли все". "Осталась одна Таня"

Дети уходят со сцены.

Ученик.

За утратою - утрата,
Гаснут сверстники мои.
Бьет по нашему квадрату,
Хоть давно прошли бои.
Что же делать?-
Вжавшись в землю,
Тело бренное беречь?
Нет, такого не приемлю,
Не об этом вовсе речь.
Кто осилил сорок первый,
Будет драться до конца.
Ах обугленные нервы,
Обожженные сердца!..

Учитель. Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. И 9мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

Ученик.

Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что двадцать семь миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.

Учитель. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Учитель зажигает свечу, звучит запись хода секундной стрелки часов. Дети встают, склоняют головы.

Ученик.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.

Звучит песня «День Победы».

Учитель. Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней… И эти гвоздики дарят тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам, и тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.

Дети вручают гвоздики ветеранам, присутствующим на празднике.

Литературно - музыкальная композиция «Это надо помнить» (для учащихся среднего и старшего звена)

Составитель: Заметаева Юлия Алексеевна, преподаватель хора, МБДОУ ДМШ №22 Приволжского района г.Казани республика Татарстан

Одним из постулатов патриотического воспитания в школе, является формирование у учащихся, уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

Цели:
1. Наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших в начале войны, показать жизнь и быт солдат.
2. Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к ветеранам;
3. Показать мужество и патриотизм героев защитников Родины;
4. Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и её народа;
5. Продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 70-летие Победы.
6. Развивать художественные и творческие способности;
7. Уметь работать в коллективе, развивать в детях организованность и дисциплину;

Оборудование : проектор, запись военных мелодий и песен; костюмы военных лет, баян, рация.

Оформление сцены: Костёр из поленьев, котелок, сиденья (брёвна), брезентовая палатка, берёзы.
Объём времени: 25 минут.
Организация и подготовка мероприятия: композиция готовится учащимися среднего и старшего звена. Мероприятию предшествуют экскурсии в музей, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике.

Литературно - музыкальная композиция «Это надо помнить!»

Звучит фонограмма мелодии довоенного времени.
На передний план, пританцовывая, выходят 2 девушки (выпускницы школы)
1 Девушка: Ну, вот и закончилась школьная жизнь. Прошел выпускной бал, а дальше настоящая жизнь, в институты поступим.
2 Девушка: А может, и замуж выйдем.
1 Девушка: Я, в педагогический поступаю, учительницей буду. А ты своих детей ко мне приводи учиться.
2 Девушка: Интересно, что будет с нами лет через 5 или 10?

Радио. Голос Левитана. Звук взрыва.
Под песню «Священная война» строем выходят дети 5 человек в военной форме, загораживают выпускниц. Выпускницы переодеваются в военную форму, встают в строй. Музыка стихает. Начинают читать по очереди стихотворение:

Ах, ей бы Блока, Брюсова,
А у неё винтовка.

Ах, ей бы косы русые,
Да целиться неловко.

Ах, как ромашкам бредиться –
Понять бы их, понять!

Ах, как березкам брезжится –

Обнять бы их, обнять!

Ах, как ручьям клокочется –
Припасть бы к ним, припасть!

Ах, до чего не хочется,
Не хочется пропасть!

Музыка звучит громко. На экране военная хроника. Все уходят «в землянку». Музыка стихает.
Землянка
(под музыку «В землянке» все рассаживаются вокруг костра, поют. Каждый занят делом: радистка у рации, кто - то варит кашу, санитарка сматывает бинты, гармонист играет, кто - то пишет письмо, подшивает рубаху, читает газету)

Ребёнок 1 : Послушайте, какое стихотворение в газете напечатали. (Входит на первый план)
Стихотворение «Жди меня» К.Симонова (чтение стихотворения на фоне музыки, на экране военные кадры по теме)

Ребёнок 2 : Послушайте, какое письмо я маме написала.
«Дорогая моя, любимая моя мамочка! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистила автомат, покушала. Комбат говорит «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Я часто вспоминаю тебя, мама, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Мама, я видела, как умирали мои товарищи, ведь война - такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотела бы умереть в бою. Очень люблю тебя и целую. Твоя дочь Александра».
Ребёнок 3: А мне от брата пришло письмо с другого фронта «Дорогая Аннушка! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров. Я уверен в нашей победе. Дорогая, моя сестрёнка! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.Целую, твой брат Ваня».

Ребёнок 4: Да что мы всё грустим? Запевай Катюшу!

Исполняется песня «Катюша» М.Блантера (начинает одна, остальные подхватывают)

Ребёнок 5: Ах, девочки, до чего же танцевать хочется!

Танец «Рио - Рита» (танцую 2 пары)

Музыка танца стихает, голос Левитана объявляет о конце войны. Все радуются. Звучит песня «День победы» с кадрами хроники на экране (Победа 1945 – Парад современный). Все уходят за кулисы, переодеваются в белые блузки и чёрные юбки.

Музыка «Журавли» Я. Френкеля. Все выходят на сцену из-за кулис выстраиваются клином, в руках зажженные свечи.

1 Девушка:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты! Подарили вы планете
Великий май, победный май.

2 Девушка: Всех, не пришедших с поля брани
Весенним днём, победным днём
Минутой скорбною молчанья
Мы всенародно помянем!
Исполняется песня «Журавли» Я.Френкеля (на экране эпизод летящих журавлей и вечного огня)
(на фоне музыки дети читают стихи по очереди)

Как хорошо проснуться на рассвете…
Как хорошо, что ночью снятся сны…

Как хорошо, что кружится планета…
Как хорошо на свете без войны!

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города!

Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!

Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат!

Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!

Мир и счастье пусть длятся годами,
А войне скажем «Нет!» навсегда мы!
Используемый материал:
К.Симонов «Жди меня»
В.Лебедь-Кумач «Священная война»
Е.Евтушенко «Азбука революции»
К.Листов «В землянке»
М.Блантер «Катюша»
Энрике Сантеухини « Рио - Рита»
Д.Тухманов «День Победы»
Я.Френкель «Журавли
Хроники военных боевых сражений, писем, Парад Победы 1945 и 2014 годов, хроники довоенного времени.
Голос Левитана о начале и конце войны.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то