Переход на новый стиль в 1918. Старый и новый стиль в исторических датах. Новый, он же старый

Почему у нас Октябрьская революция в ноябре, рождество не со всеми, и есть странный праздник под не менее странным названием «Старый новый год»? А что происходило в России с первого по четырнадцатое февраля 1918 года? Ничего. Потому что этого времени в России не было — ни первого февраля, ни второго, ни далее до четырнадцатого в тот год не случилось. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Декрет подписан товарищем Лениным и принят, как указано в документе, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Конечно, решение было политическим. Но и наболевшим, безусловно, тоже. Как говорится, совместили одно с другим, или, опять же, как писал великий Горин: «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Большевикам не нравились церковные торжества, аресты уже порядком поднадоели, и тут как раз подвернулась идея. Не свежая.


В 1582 году жители славного города Рима легли спать четвертого октября, а проснулись на следующий день, но день этот был уже пятнадцатым. Разница в 10 суток накопилась за долгие годы и решением папы Григория XIII была исправлена. Само собой, после длительных совещаний и переговоров. Осуществляли реформу на основе проекта итальянского доктора, астронома и математика Луиджи Лиллио. К середине XX века григорианским календарем пользовался почти весь мир.


РПЦ реформу 1582 года решительно осудила, отметив, что Римская Церковь слишком уж любит «новшества» и потому совершенно «безрассудно» идет на поводу у астрономов. Да и вообще - «григорианский календарь далек от совершенства».


Астрономы между тем не молчали и, найдя поддержку некоторых ученых российских мужей, уже в 30-е годы XIX века от имени комиссии, созданной по календарному вопросу при Академии наук, высказались в пользу григорианского календаря. Николай I доклад министра просвещения князя Ливена выслушал с интересом и... согласился с князем, что календарная реформа в стране, как заметил Его Величество, «не желательна».

Очередная календарная комиссия собиралась в октябре 1905 года. Время выбрали более чем неудачное. Ясное дело, Николай II называет реформу «нежелательной» и довольно сурово намекает членам комиссии, что надо бы отнестись к вопросу «весьма осторожно», имея в виду политическую ситуацию в стране.


Ситуация между тем накалялась, и в результате случилось то, что теперь все знают как Октябрьскую революцию. В ноябре 1917 года на заседании Совнаркома было решено заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный».


Противоречия с православными праздниками - не смущают. Напротив, «старорежимные» Морозы и елки должны уйти вон из новой страны. На утренниках и приемах читают стихи поэта Валентина Горянского:


Скоро будет рождество

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку...


Горянский, шутит. Он поэт-сатирик. Он не то чтобы не любит революцию, он находится в глубокой депрессии. Бежит в Одессу, потом уезжает в эмиграцию. Но стихи про буржуазный праздник уже опубликованы. Подняты, как знамя, и вовсе без шуток. Прекращается выпуск новогодних открыток, и населению новой страны велено упорно трудиться, а если и праздновать, то новые даты...


С датами выходит путаница. После перехода на «новый стиль» оказывается, что революция в ноябре, Новый год становится старым, в смысле по старому стилю и переезжает на после Рождества, а Рождество, в свою очередь, оказывается 7 января. В справочниках появляются даты в скобочках. Сначала старый стиль - потом в скобках новый.


Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко вносят в 2007 году в Государственную Думу новый законопроект - о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечают, что «мирового календаря не существует» и предлагают установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании принимают только четыре депутата. Трое - против, один - за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование игнорируют.


Так и живем пока. На широкую русскую ногу и с распахнутой русской душой, отмечая католическое Рождество до Нового Года, потом Новый год, потом Православное Рождество, старый Новый год и... далее везде. Уже невзирая на даты. И на лица. Кстати, в феврале Новый год по восточному календарю. И документ у нас есть, если что - декрет 1918 года «о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Анна Трефилова

Старый и новый стиль календаря в наше время имеет отличие в 13 дней. Такое различие произошло в 1582 году, когда цивилизованные европейцы по настоянию папы Римского сменили Юлианский календарь на Григорианский.

Вообще, вся история с календарями и летоисчислением тянется в седую древность. От времени года очень сильно зависели крестьяне, которые занимались земледелием. Вот они первыми и начали пытаться систематизировать и упорядочивать время.

Больших значений в точности календарных вычислений добилась великая цивилизация Майя. Они точно определяли дни летнего и зимнего солнцестояния и могли просчитать время на несколько тысячелетий вперёд. Но мы не приняли их достижений, а переняли Римский (Юлианский) календарь.

Когда Рим был центром цивилизации и просвещения, в период правления Юлия Цезаря, когда государство было на пике развития – римский сенат принял решение о замене старого греческого календаря, в котором насчитывалось всего десять месяцев, на Юлианский, который Цезарь, по советам Египетских звездочётов, принял за наиболее удобный вариант. Дело в том, что летоисчислением в Риме занимались жрецы.

Началом года считался месяц март, названный в честь Марса (греческого бога плодородия). И раз в четыре года добавлялся дополнительный месяц мерцедоний. Во-первых, никто не знал, когда наступит конец мерцедония, во-вторых, уплата налогов и возвращение долгов слишком затягивалась в связи с добавочным месяцем.

Есть информация, что жрецы получали солидные дары и награды за отсрочку конца года. Вот как раз из-за нестабильности пополнения государственного бюджета (казны) и произошли коренные изменения.

Когда был введен в России Юлианский календарь

Это событие случилось в 1918 году. В этом году просто не было дат: 1, 2, 3 и т. д. до 13 февраля. Было 31 января, а на следующий день наступило 14 февраля.

Это делалось для сближения с Европой. Партийное руководство надеялось на всемирный коммунизм и старалось как можно ближе слиться с западом.

Какое сегодня число по старому стилю

С каждым столетием растёт разрыв между Григорианским и Юлианским календарями, если номер предыдущего столетия не делится с целым результатом на 4.

Например, с 1700 по 1800 года для определения даты события по новому стилю следует добавлять 11 дней, с 1800 по 1900 – 12 суток, а с 1900 по 2100 – 13. После 2100 года разрыв повысится ещё на один день и будет составлять 14 суток.

Разница между Юлианским и Григорианским календарями

Особого отличия в этих системах измерения времени нет, но православные христиане напрочь отказались от применения Григорианского календаря для определения дат праздников.

В 1923 году Советская власть оказывала сильное давление на святейшего Патриарха Тихона, но так и не смогла добиться от Церкви согласия на использование Григорианского календаря (нового стиля).

Как легко осуществить перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь

Для этого следует знать дату события. Если дата ранее 1700 года, то необходимо добавить 10 дней, если с 1700 до 1800 – 11, с 1800 до 1900 – 12, а с 1900 по 2100 – 13 суток. Но стоит заметить, что в России в связи с переходом на новый стиль летоисчисления чисел с 1.02.1918 г. до 13.02.1918 года не было вовсе.

Поменяли старый стиль календаря на новый после революции. Декрет о введении новой календарной системы был предложен на заседании совнаркома и утверждён лично В. Лениным.

Примеры перевода на новый стиль исчисления

Например, давайте разберёмся с днём рождения Тараса Шевченко. Всем известно, что он родился 25 февраля 1814 года по старому стилю. Этот год не был високосным и имел 28 дней февраля. Прибавляем к этой дате 12 дней и получаем 9 марта по новому стилю (Григорианскому).

Ошибки с переводами дат на новый стиль

При переводе на новый стиль событий давно минувших дней допускается колоссальное число ошибок. Люди не задумывались о растущей разнице между Григорианским и Юлианским календарями.

Сейчас такие ошибки можно увидеть в очень авторитетных источниках – Википедия не исключение. Но теперь вы знаете, как можно легко и быстро вычислить дату события, зная лишь его дату по старому стилю.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией , которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.


Октябрьский переворот 1917 года и захват власти большевиками повлияли на все стороны общественной жизни бывшей Российской империи. Устои российского общества были безжалостно сломаны, банки национализированы, помещичьи земли конфискованы, церковь отделена от государства. Не остались без внимания и проблемы счёта времени. Календарная реформа назревала давно, ещё с середины XIX века. В дореволюционной России в гражданском и церковном обиходе использовался юлианский календарь, а в большинстве западных стран - григорианский. Отечественными учёными П. М. Саладиловым, Н. В. Степановым, Д. И. Менделеевым неоднократно предлагались различные варианты для изменения системы летоисчисления. Задачей реформы являлось устранение 12-дневной, а затем и 13-дневной разницы, возникшей из-за разного способа вычисления високосных годов. Эти предложения наталкивались на негативную реакцию РПЦ и ряда высших должностных лиц, отстаивавших мнение, что введение нового календаря станет изменой канонам православия.

Вопрос о календарной реформе большевики поставили уже в ноябре 1917-го. Меньше чем за два месяца проекты были подготовлены, и 24 января 1918 года председатель Совнаркома Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»1. В документе предписывалось ввести в гражданский обиход григорианский календарь вместо существовавшего юлианского для установления одинаковой системы летоисчисления с большинством мировых держав. Для уравнения дневного счёта следовало после 31 января 1918 года считать не 1-е, а 14 февраля.

Изменение стиля летоисчисления вызвало отрицательную реакцию со стороны Церкви. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения2. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов - о богослужении и правовом положении Церкви в государстве. Оно состоялось 29 января 1918-го. Председательствовавший митрополит Арсений (А. Г. Стадницкий) потребовал скорейшего решения проблемы - к следующему дню. По его мнению, оба отдела должны были выработать аргументированную позицию по столь принципиальному для Церкви вопросу. Срочность диктовалась введением нового стиля через два дня, с 1 февраля.

На заседании единодушно решили сохранить юлианский стиль летоисчисления в церковном обиходе. Одному из делегатов собора, профессору богословия Московской духовной академии С. С. Глаголеву, было поручено подготовить проект по календарному вопросу, оглашённый им на заседании собора 30 января3. В нём констатировалось, что:

1) введение нового стиля в гражданской жизни не должно препятствовать верующим придерживаться юлианского календаря; 2) Церковь должна сохранить старый стиль, потому что введение нового календаря в церковный обиход повлекло бы ликвидацию праздника Сретения в 1918 году; 3) вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решённым Вселенским собором с участием всех христиан; 4) к григорианскому календарю нельзя применять правила о праздновании Пасхи, поскольку в некоторые годы по новому стилю она праздновалась ранее еврейской Пасхи; 5) подчёркивалось, что новый, исправленный, календарь необходим для всего христианского мира, но значение григорианского календаря в этом качестве отрицалось.

Позиция Глаголева выражала официальную точку зрения православной церкви. По решению одного из первых Вселенских соборов в Никее устанавливалось, что христианскую Пасху следовало праздновать позднее еврейской. РПЦ в течение многих лет неуклонно следовала этому правилу и неоднократно обвиняла католическую церковь в его нарушении. Однако в силу изменения политической ситуации в стране Церковь была вынуждена смягчить жёсткую позицию. В 1918 году возможность проведения календарной и тесно связанной с ней пасхальной реформы не отрицалась. В то же время возможность её проведения прямо ставилась в зависимость от созыва Вселенского собора и, следовательно, откладывалась на неопределённое время. По мнению Глаголева, до этого светская власть не имела права препятствовать использованию верующими юлианского календаря для проведения внутренних вычислений. Это заявление было напрямую связано с отрицательным отношением руководства православной церкви к вмешательству в её дела со стороны советского правительства. После краткого обсуждения заключение было утверждено Собором4.

Вскоре для углублённого изучения календарного вопроса была образована специальная комиссия5. В её состав вошли делегаты Собора РПЦ епископ Черниговский Пахомий (П. П. Кедров), профессора С. С. Глаголев, И. И. Соколов, И. А. Карабинов, Б. А. Тураев, П. Н. Жу-кович. Глаголев и Соколов сошлись во мнении, что григорианский календарь вреден, а юлианский - соответствует научным требованиям. Однако это не означало, что в России необходимо сохранить старый стиль. В частности, Глаголев предложил отменить 31-е числа
месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым6. Им был предложен также другой вариант исправления григорианского календаря - через отмену одного дня какого-либо 31-го числа и ликвидацию одного високоса через каждые 128 лет. Одновременно признавалось, что подобное изменение могло быть произведено только по решению международной конференции. Исследователь признал, что правильнее будет передвинуть старый стиль указанным методом не на 13, а на 14 дней. С его точки зрения, проведённые им астрономические вычисления доказали, что этот проект являлся более точным. Тем не менее, несмотря на такие радикальные предложения, учёный считал, что в ближайшее время Церковь должна сохранить старый стиль7.

Членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей.

В связи с начавшейся Гражданской войной заседания комиссии более не проводились. Деятельность её ограничилась составлением и попыткой издания церковного календаря на 1919 год8.

В последующие годы РПЦ продолжала придерживаться старого стиля. Одной из причин этого явилось негативное отношение церковнослужителей к советской власти. Примечательно заявление, сделанное одним из делегатов Поместного собора М. А. Семёновым: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них не реагировать. Я знаю, что так очень многие поступают»9.

В первые месяцы советской власти церковь не посчитала возможным признать её легитимность. Такое положение вещей не могло устроить руководство большевистской партии. После окончательной победы в Гражданской войне оно начинает политику террора против отдельных священнослужителей и Церкви в целом. Для окончательного её подчинения ОГПУ было организовано движение обновленчества и создана специальная антирелигиозная комиссия. Не последнюю роль в этом процессе играл факт признания григорианского календаря. На волне преследований патриарх Тихон был вынужден подписать документы, в которых предписывалось считать день, следующий после 1 октября 1923 года, 14-м октября10. При этом указывалось, что введение нового календаря не затрагивает догматов и священных канонов православной церкви и находится в точном соответствии с данными астрономической науки. Особенно подчёркивалось, что постановление являлось не введением григорианского календаря, а лишь исправлением старой пасхалии11. Это решение было принято под давлением ОГПУ. Однако недовольство многих верующих и служителей Церкви побудило патриарха 8 ноября отменить своё решение, мотивируя это тем, что «удобное время для перехода на новый стиль уже прошло»12.

Реакция властей последовала незамедлительно: канцелярия патриарха была опечатана, экземпляры послания изъяты, а тексты предыдущего постановления расклеены по улицам Москвы без разрешения. Тихон сделал официальное заявление ЦИК СССР, в котором признал, что реформа «возможна в закономерной и безболезненной форме». Патриарх выступил против вмешательства гражданской власти в её проведение, «потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет её осуществление»13. Были сформулированы основные причины нежелания и противодействия введению нового стиля. Как утверждал Тихон, русский народ отличался консерватизмом по отношению к переменам. Малейшие изменения приводят к смуте. Церковный год тесно связан с народным бытом и экономическим годом крестьянина,так как праздниками определяется начало полевых работ. Календарная реформа скомпрометирована движением обновленчества, потому что они отказались соблюдать многие церковные каноны".

Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить Церковь изменить летоисчисление. В результате получалась двойственность, которая образовывала дополнительные проблемы в определении церковных праздников.

Такое положение сохранялось до конца 1920-х годов. Утвердившийся у власти Сталин провозгласил курс на индустриализацию СССР. По мысли руководства страны, новый календарь должен был соответствовать производственному циклу.

Другим важным требованием являлось его «избавление» от религиозной основы. В частности, предполагалось изменить эру летоисчисления, заменив её на более «прогрессивную». В апреле 1929 года этот вопрос стал обсуждаться на страницах печати15. Изначально речь шла лишь о реформе системы отдыха советских трудящихся. Предлагалось отменить все существовавшие праздники и перейти на шестидневную неделю. Революционные праздники планировалось перенести на ближайший день отдыха, используя также вечера рабочих дней. Особо подчёркивалось, что календарную систему шестидневная неделя не ломала, так как оставляла без изменений те же месяцы и числа в году, за исключением «отброшенного лишнего дня». Введение изменённого календаря планировалось с 1 января 1930 года16.

Это предложение положило начало широкому обсуждению реформы календаря. Советские функционеры публиковали пропагандистские статьи, призывавшие к её скорейшему осуществлению. В частности, сотрудник Госплана СССР Л. М. Сабсович считал изменение календаря одним из условий скорейшего перехода на непрерывный производственный год17. Его поддержал работник Наркомата труда Б. В. Бабин-Корень, считавший главным достоинством новой системы летоисчисления «максимальную жёсткость»18. По его мнению, это выражалось в твёрдом сочетании рабочих и выходных дней.

Редакция газеты «Известия» вынесла вопрос об изменении календаря на обсуждение читателей. Оно вызвало живой отклик с их стороны. Большинство предложений сводилось к введению в СССР пятидневной или шестидневной непрерывной недели с одним выходным19.

Собственный проект предложил А. Певцов. Его календарь состоял из декад с двумя выходными днями20. Год делился на десятидневки (декады) и стодневки (тектады) и состоял из 36 декад и одной дополнительной полудекады (5 или б дней). Певцов высказался за отмену месяцев и мотивировал это следующим доводом: так как число 36 делилось на 2, 3,4, б, 9,12,18, то возможно в случае надобности деление года на половины, трети, четверти и т. д. Это могло оказаться необходимым в повседневной жизни, при составлении отчётов, счёта сезонов. Названия дней недели изменялись: первый деньдекады -ДеньСвобо-ды; второй -День Труда; третий - День Партии; четвёртый - День Обороны; пятый - День Победы; шестой - День Просвещения; седьмой - День Союза; восьмой - День Профсоюза; девятый - День Молодёжи; десятый - День Воспоминаний. Первый и шестой дни являлись днями отдыха.

Схожие проекты присылались в редакции других газет. Однако предложения о замене наименований месяцев и дней недели порядковыми номерами не везде встретили поддержку. В частности, редакцией «Торгово-промышленной газеты» они были признаны неприемлемыми и нецелесообразными21.

Специальный проект подал на рассмотрение в Академию наук СССР сын великого химика И. Д. Менделеев22. Он предложил делить год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Неделя состояла из б дней. Её введение определялось возможностью определять дробную часть года одинаковым числом недель в месяце; при исчислении месяца в 5 недель каждое его число приходилось на одинаковые дни недели. В каждом месяце было одинаковое количество рабочих дней. Важным достоинством новой календарной системы, с точки зрения автора, являлось наличие равных по числу месяцев промежутков между датами, которые имели одинаковое количество дней и недель: от 5 февраля до 5 мая и от 5 июля до 5 октября было 3 месяца, 15 недель, 90 дней. Пять или шесть добавочных дней являлись нерабочими. Им присваивались обозначения событий, которые отмечались этим днём. После февраля вставлялся День свержения самодержавия, после апреля - Первомайский праздник, после июня - День Конституции СССР, после августа - День юношества, после октября - День Октябрьской революции. В високосный год дополнительный день вставлялся после декабря и назывался днём памяти Ленина. Название месяцев и дней оставалось без изменений. Упразднялся один день в неделе. Его наименование следовало уточнить впоследствии.

Осенью 1929 года вопрос о реформе календаря обсуждался на самом высоком уровне. Одной из задач правительственной комиссии по введению непрерывного производства в СССР стало «утверждение и издание нового табель-календаря, необходимого при пятидневке и непрерывке»23. В одном из отчётов Наркомата труда СССР подчёркивалось, что «изменение условий работы предприятий, бытовых привычек рабочих и служащих требует соответствующего приспособления календаря»24. Специально оговаривалось, что сложность вопроса заключалась в необходимости его сопоставления с астрономическим годом и западными странами. Поэтому принятие новой календарной системы нуждалось в тщательной проработке. Правительственная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) под председательством В. В. Куйбышева 21 октября 1929 года поручила Наркомату труда СССР проработать вопрос о реформе календаря применительно к непрерывной производственной неделе25.

28 декабря образовалась подкомиссия по реформе календаря во главе с наркомом просвещения РСФСР А. С. Бубновым. Работу её следовало закончить не позднее 20 января 1930 года26. Комиссия провела два совещания. На первом присутствовали астрономы С. Н. Блажко, Н. И. Идель-сон, директора Московского планетария К. Н. Шистовский и Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Было изучено три проекта нового календаря.

Первый из них предполагал установление твёрдой календарной шкалы и определял гражданскую длительность года в 360 дней, при этом каждый месяц включал 30 дней. Оставшиеся пять дней являлись революционными праздниками и из нумерации исключались, однако оставались на прежних местах.
Второй вариант определял длительность года в 365 дней. Дни революционных праздников включались в общую нумерацию дней года. Проект нарушал принцип твёрдой шкалы, но сохранял длительность рабочей части каждого месяца в 30 дней. Однако физическая продолжительность нескольких месяцев (апрель, ноябрь) удлинялась до 32 дней.

Третий вариант предлагал заменить существовавшую семидневную неделю пятидневной с оставлением всех календарных дат на прежних местах. Он допускал установление только скользящей шкалы распределения дней отдыха по числам месяцев.

Участники совещания признали допустимость изменений, предлагавшихся в проектах. Однако были высказаны пожелания, связанные с установлением одинаковой длительности гражданского и тропического годов и «возможно большего сохранения единства календарных дат нового и григорианского календарей»27. В итоге большинство высказалось за первый вариант календаря, предложив при этом установить в нём новые наименования дней недели, соответствовавшие революционному календарю.

На второе заседание были приглашены представители ВСНХ М. Я. Лапиров-Скобло, Госплана СССР - Г. И. Смирнов, Астрономического института - Н. И. Идельсон, директор Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Совещание, кроме упомянутых выше проектов, приняло к рассмотрению два новых варианта - календарь Французской революции и проект Госплана РСФСР, разработанный по решению правительственной комиссии при Совнаркоме РСФСР от 15 октября 1929 года28. Основные положения последнего календаря выглядели следующим образом. Продолжительность года 365 дней в простом и 366 в високосном году, добавлявшемся один раз в четыре года. Летоисчисление устанавливалось со дня Октябрьской революции. Начало общественного и хозяйственного года совпадало и начиналось 1 ноября. Их продолжительность составляла 360 рабочих и 5 или 6 праздничных дней. Каждый год делился на 4 квартала по 90 дней в каждом, квартал - на 3 равных месяца по 30 рабочих дней, месяц - на 3 декады по 10 дней или 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев оставались прежними, но наименования дней изменялись. Первый - День Коммуны, второй - День Маркса, третий - День Энгельса, четвёртый - День Ленина, пятый - День Сталина. Другой новацией стало оставление дней недели без названия, используя лишь порядковые номера.

Большинство членов комиссии высказалось за первый вариант, предложенный ранее. При этом были высказаны пожелания о внесении в него поправок, вытекавших из проекта Госплана РСФСР. Было решено объединить оба варианта таким образом, чтобы устранить необходимость перенесения празднования революционных дней на новые даты29.

26 января 1930 года на заседании правительственной комиссии при СТО по переводу предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю был заслушан отчёт Бубнова о проделанной работе. В итоге появилось постановление об одобрении первого варианта проекта календаря с некоторыми дополнениями. Новый гражданский советский календарь устанавливался с постоянным совпадением чисел месяцев на один и тот же день. Продолжительность года составила 360 обычных дней и 5 или 6 праздничных, имевших наименования первого и второго дня Пролетарской революции, первого и второго дня Интернационала и дня памяти Ленина. Указанные дни обозначались числом предыдущего дня месяца с прибавлением литеры А или Б. Год делился на 12 месяцев по 30 рабочих дней в каждом с прибавлением соответствующих литерных дней. Каждый месяц делился на 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев и дней сохранялись, упразднялись только суббота и воскресенье. Началом гражданского года считался первый день Пролетарской революции.

Новый календарь планировалось ввести не позднее 25 февраля 1930-го. Для окончательного обсуждения и согласования основных положений проекта в течение декады Госплану предписывалось созвать межведомственное совещание. После этого окончательный проект следовало передать на утверждение Совнаркома СССР30.

Конференция при Госплане СССР высказалась за новое летоисчисление. Однако, по её мнению, начало года и наименование месяцев следовало оставить неизменными. В итоге решением правительственной комиссии СТО в стране был введён единый производственный табель-календарь31. Его главным отличием от существовавшей системы летоисчисления являлось включение в него 360 рабочих дней и 5 нерабочих. Так называемые революционные дни (22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября) в календарь не включались. Работники каждого предприятия или учреждения распределялись администрацией на пять групп одинаковой численности. Для её каждого члена выходной устанавливался в определённый день каждой пятидневки: работникам первой группы - в первый день, второй группы - во второй и так далее. Заседания общественных, профсоюзных и административных организаций должны были проходить в первый, третий и пятый дни пятидневки; периодические заседания - в течение года и в определённые дни. Специально оговаривалось, что постановление имело силу «впредь до проведения реформы календаря». Таким образом, единый производственный календарь также вводился на определённый срок. Это означало, что нововведения являлись первым шагом на пути всеобщей календарной реформы. По прошествии нескольких месяцев этот проект планировалось ввести в качестве нового гражданского календаря.

В последующие несколько лет гражданский и производственный календари использовались параллельно. Тем не менее реформа календаря в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х годов так и не была осуществлена. Сочетание производственного и гражданского календарей создавало большую путаницу в определении рабочих и выходных дней. Ситуацию ещё более осложняло одновременное применение различными организациями и учреждениями, зависящими друг от друга, твёрдой и скользящей шкалы выходных дней. При этом для руководящих работников была установлена твёрдая шкала. Это обстоятельство создавало дополнительные трудности в работе предприятий, учреждений и учебных заведений, так как выходные дни начальства и подчинённых часто не совпадали. Отмечались случаи совпадения часов занятий у преподавателей в различных высших учебных заведениях.

Несмотря на попытки разрешения ситуации путём установления во всех предприятиях, учреждениях и учебных заведениях скользящей шкалы выходных дней, положение в лучшую сторону не менялось. В материале, представленном Наркоматом труда РСФСР в правительственную комиссию по введению в СССР непрерывного производства от 23 августа 1930 года, отмечалось, что «опыт применения скользящей шкалы показал, что при существующем общегражданском грегорианском (так в тексте. - Е. Н.) эта шкала с трудом усваивается населением, осложняет составление графиков и т. д.»32.

Постепенно под влиянием экономических и социальных факторов идея о введении непрерывного производства была признана невозможной и бесперспективной. Это повлекло постепенный отказ от её осуществления. В свою очередь, отмирала мысль о реформе календаря. В итоге 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»33. Оно вернуло в СССР привычное сочетание рабочих и выходных дней и положило конец попыткам изменить календарь. Пятидневка же до сих пор осталась в массовом сознании благодаря фильму Григория Александрова «Волга-Волга»: современному зрителю довольно трудно разобраться, что это такое.

Календарный вопрос на протяжении первых лет существования советской власти играл заметную роль в общественно-политической жизни страны. Провал замысла создания революционного календаря объяснялся несколькими факторами. К их числу относились несовпадение советской календарной системы с летоисчислением зарубежных государств. Это вызвало неразбериху в международных отношениях. Этот факт признавался в советской литературе. Один из идеологов новой экономической системы, писатель И. Л. Кремлев-Свэн, считал одним из наиболее серьёзных препятствий для введения нового календаря «возможность разнобоя с заграницей»34. Другой причиной стало непринятие нового календаря большинством населения СССР. Это вызвало путаницу в определении рабочих и выходных дней, сроков отпусков, порождало прогулы и в совокупности уменьшало экономическое благосостояние страны. В силу этих обстоятельств советское правительство отказалось от изменения системы летоисчисления, оставив в гражданском обиходе григорианский календарь.

Примечания
1. Декреты Советской власти. Т. 1. М. 1957. № 272. С 404-405.
2. Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. М. 1918. С 132-133.
3. ГАРФ. Ф. Р-3431. Д. 74. Л. 86 об.
4. Там же. Л. 39, 60 об.
5. Там же. Д. 283. Л. 354-355.
6. Там же. Л. 431.
7. Там же. Л. 432.
8. Там же. Л. 463 об., 663.
9. Там же. Л. 86 об; Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. С 188.
10. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Малого собора епископов о переходе на новый (григорианский) стиль в богослужебной практике от 24. 09 (7. 10)//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Ч. 1. М. 1994. С 299.
11. Послание Святейшего Патриарха Тихона к православному народу
о реформе календаря в Русской Православной Церкви от 18.09 (1.10). 1923//Следственное дело патриарха Тихона. М. 2000. № 186. С 361.
12. Распоряжение («резолюция») Святейшего Патриарха Тихона об отмене в богослужебной практике «нового» (григорианского) календарного стиля от 26.10 (8.11.) 1923 г.//Следственное дело... №187. С 362-363.
13. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) от
17 (30) 09. 1924 г.//Акты... 4.1. С. 337.
14. Там же. С. 337.
15. Дубнер П. М. Советский календарь// Огонёк. 1929. № 40; Викторов Ю. Нужен почин//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5; Кайгородов
А. Надо реформировать неделю//Там же. С. 5; Кремлев И. Л. Непрерывное производство и социалистическое строительство. М.; Л. 1929. С. 108-115.
16. Баранчиков П. Не праздники, а дни отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 86. С. 3.
17. Сабсович Л. М. Решительнее переходить на непрерывный производственный год//Торгово-промышленная газета. 1929. № 173. С. 3.
18. Бабин-Корень Б. В. Стандартизация календарной сетки//Торгово-промышленная газета. 1929. № 223. С. 3.
19. Мотивы за пятидневку (обзор читательских писем)//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3; Пятница//Там же; 0 шестидневке//Там же. № 203. С. 3.
20. Певцов А. За декаду с двумя днями отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3.
21. П. Д. Первые шаги непрерывки. За реформу календаря//Торгово-промышленная газета. 1929.
№ 249. С. 5.
22. Проект шестидневки в Академии Наук//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 203. С. 3.
23. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 7. Л. 15.
24. Там же. Д. 2. Л. 4.
25. Там же. Д. 4. Л. 22, 25.
26. Там же. Л. 24 об., 52 об.
27. Там же. Л. 41.
28. Там же. Д. 6. Л. 12.
29. Там же. Д. 4. Л. 41.
30. Там же. Л. 28 об.
31. Постановление правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. «0 переводе предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю»//Труд. 1930. № 74. С. 4.
32. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 2. Л. 444, 505.
33. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года
«0 переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»//Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1940. № 20. С. 1.
34. Кремлев-Свэн И. Л. Две беседы о непрерывной неделе. М. 1930. С. 27.

— система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год составляет приблизительно 365,2422 средних солнечных суток.

К солнечному календарю относятся юлианский календарь, григорианский календарь и некоторые другие.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 века до нашей эры.

Григорианский календарь является дальнейшим уточнением юлианского календаря.

В юлианском календаре , предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

© Public Domain

© Public Domain

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого новым стилем.

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время . Первыми в 1582 году на новый стиль перешли Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. Затем в 1580-х годах он был введен в Австрии, Швейцарии, Венгрии. В XVIII веке григорианский календарь стал применяться в Германии, Норвегии, Дании, Великобритании, Швеции и Финляндия, в XIX веке — в Японии. В начале XX века григорианский календарь был введен в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси вместе с принятием христианства (X век) утвердился юлианский календарь . Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре "от сотворения мира" (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — "от Рождества Христова".

19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь . Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Хотя Григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в григорианском календаре на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку — 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет. Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Современная структура григорианского календаря также не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях.

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

В России Государственную думу был , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. Депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Савельева и Александр Фоменко предложили установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект был отклонен большинством голосов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то