Государства востока начало европейской колонизации вывод. Начало европейской колонизации государств Востока. Государства Востока. Начало европейской колонизации

Подготовил учитель

истории и обществознания

Цицкиев В.Х.

Государства Востока.

Начало европейской

колонизации

Государства Востока.

Начало европейской

колонизации


План урока:

  • Империя Великих Моголов в Индии.

2. «Мир для всех».

3. Кризис и распад империи.

4. Борьба Португалии, Франции и Англии

за Индию.

5. Маньчжурское завоевание Китая.

6. «Закрытие» Китая.

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат

Токугава.

8. «Закрытие» Японии.


Великие географические открытия

Колониальные завоевания

Государства Востока, утратившие независимость

Государства Востока, сохранившие свободу ценой «закрытия» своих стран для европейцев ( изоляция от мира )

XVIII век – страны Востока

продолжали жить в рамках традиционного общества и отставали в своем развитии от стран Европы


Начало европейской колонизации государств Востока

Индия

Китай

1. 1526-1530 гг. – правление падишаха (императора) Бабура Великого

2.

3. Кризис и распад империи

4. Борьба европейских держав за Индию

Япония

1. 1368 - 1644 гг. – правление династии Мин

2. 1644-1911 гг. – правление маньчжурск ой династи и Цин

3. “Изоляция” Китая

1. 1603-1868 гг. – правление князей в Японии из династии Токугава - с ёгунат Токугава

2. “Изоляция” Японии


1526 год – вторжение правителя Кабула (Афганистана) Бабура в Индию и завоевание огромных территорий – начало образования Могольской империи.

П ричины побед Бабура:

  • опытн ая , закаленн ая в боях арми я ,
  • отличн ая артиллери я,
  • новы е прием ы ведения боя (прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединенных цепями).

При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан.


1526-1530 гг. – правление падишаха (императора) Бабура Великого

  • П оложил конец феодальным распрям,
  • О казывал покровительство торговле,
  • З аложи л основы империи Великих Моголов,
  • Объявил ислам государственной религией.

Бабур Великий, падишах Индии


В о много раз увеличил территорию своего государства.

1556-1605 гг. – правление Акбара

Акбар Великий

1556-1605

Падишах

и мперии Великих Моголов .

Реформы Акбара:

  • Р еформ а управления :
  • сам вникал во все дела ,
  • сам вникал во все дела ,
  • привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев,
  • поощрял развитие ремесел и торговли.
  • Н алогов ая реформ а:
  • установи л для крестьян налог, равн ый одной трети урожая, отмени л должности откупщиков ( )
  • установи л для крестьян налог, равн ый одной трети урожая,
  • отмени л должности откупщиков ( крестьяне отдавали налог прямо государству )
  • налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка.
  • перевел крестьян с натурального налога на денежный
  • З аботился о хорошем состоянии оросительной системы
  • З апретил обращать в рабство военнопленных.
  • П ровозгласил равноправие всех религий
  • поощрял изучение индуизма,
  • отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения, поощрял изучение индуизма, разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
  • отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения,
  • поощрял изучение индуизма,
  • разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
  • Покро вительствовал искусств у .
  • ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса.
  • В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры,
  • копировали европейские гравюры, привезенные в страну католиками-миссионерами.
  • В этой мастерской создавались портреты и жанровые сцены, иллюстрировались книги.

1556-1605 гг. – правление Акбара

Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.

В годы его правления возникло общество, где в относительной гармонии сосуществовали различные религии.

Акбар Великий ( 1556-1605 )

Падишах и мперии Великих Моголов.


Кризис и распад империи

  • Индийское общество было слишком разобщено:
  • кастовый строй, разных
  • кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на разных уровнях экономического и культурного развития.
  • кастовый строй,
  • индуистская и мусульманская религии,
  • разные народы, находившиеся на разных уровнях экономического и культурного развития.
  • Бесконечные завоевательные войны .
  • Мятеж ная знат ь обирала крестьян и разоряла целы е област и.
  • Казна получала все меньше налогов .
  • Центральная власть становилась слабее.
  • Начал о XVIII в. - империя распалась.
  • 1739 г. - персидск ий завоевател ь Надир-шах разграбил Дели и уничтожил большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы.

В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.


Португали я

Инди я

Англи я

Голландия

1600 г. - основал а Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии.

1690 г. - построил а город Калькутту , приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор, для их охраны строила крепости и создавала войска из наемных солдат-индийцев (сипаев), вооруженных и обученных на европейский лад под командованием английских офицеров.

1757 г. - захватил а Бенгалию - начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, ее владения превратились в настоящую колониальную империю.

Франци я

В XVI в. о тк рыла морской путь в Индию, захватил а несколько баз на Малабарском побережье.

Однако не располагал а достаточными силами для того, чтобы продвигаться в глубь страны.

Главны й соперник Англии , лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю.

В большом количестве вывози ла из Индии пряности и занимал а сь исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев.



С конца XVI в. Северо-Востоке Китая усилилось государство маньчжуров. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, подчинили соседние племена и Корею. Затем они начали войну с Китаем.

В то же время в Китае из-за введения все новых налогов происходили крестьянские восстания.

Создатель империи Цин –

Нурхаци


5. Маньчжурское завоевание Китая

Армия повстанцев разгро-мила правительственные войска династии Мин и всту-пила в Пекин. Напуганные китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжур-ской коннице.

В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Ки-тае утвердилась маньчжурс-кая династия Цин, правившая до 1911 г.

- государство

династии Мин


5. Маньчжурское завоевание Китая

Дворцовая жизнь

времен династии Цин

Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегирован-ное положение. По форме правления цинский Китай в XVII - XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан , наделенный неограниченной властью.

Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присое-динила к Китаю государство уйгуров и восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.


6. «Закрытие» Китая

В XVII - XVIII вв. в китайс-ких портах стали появля-ться английские и фран-цузские купцы. Китайцы со страхом и уважением смотрели на приплыва-ющих чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и пред-принимательстве.

Но в 1757 г. указом цинс-кого императора все пор-ты, кроме Гуанчжоу, бы-ли закрыты для внешней торговли.

Богдыхан цинской династии


6. «Закрытие» Китая

Так было положено начало изоляции Китая. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая в том, что до мань-чжурского двора дошли сведения о колонизатор-ской политике европей-цев в соседних странах. Контакты с иностранца-ми, как представлялось властям, подрывали тра-диционные устои китайс-кого общества.

Скульптурное изображение Будды


В борьбе за власть между феодальными группиров-ками в Японии в конце XVI - в начале XVII в. по-беду одержал Иэясу Току-гава , подчинивший затем своей власти всех удель-ных князей Японии и при-нявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали пол-новластными правителя­ ми Японии в последую-щие 250 лет. Императорс-кий двор вынужден был склониться перед их мо-гуществом.

Основатель системы сёгуната

Иэясу Токугава


7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава

Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в соб-ственности землю, а на ее содержание выделялся не-большой рисовый паек.

При императорском дворе постоянно находились чино-вники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но по-дчеркивалось, что божеств-енному императору не к ли-цу «снисходить» до общения с подданными .

Императорский дворец


7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава

Дворец сёгуна

Сёгуны Токугава получали от 13 до 25% доходов государства. Для укре-пления власти они установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей. Чтобы подчинить себе князей, Токугава ввели систему заложничества . Они построил новую столицу - город Эдо и потребовали, чтобы каждый князь год жил в столице, а год в своем княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава

В начале XVII в. Токугава объ-явили буддизм государственной религией и каждую семью припи-сали к определенному храму. Уче-нием, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамо-тности. Среди городского населе-ния популярны были рассказы развлекательного и поучительно-го характера. Но правительство следило, чтобы в печатные изда-ния не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии книж-ного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные вы-сказывания о предках сегуна, вла-дельца магазина казнили .

В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государст­венной религией и каждую семью приписали к определен­ному храму. Учением, регулирующим отношения в общест­ве, стало конфуцианство.

Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали разви­тию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характе­ра. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типогра­фии осакского книжного магазина напечатали книгу, со­держащую непочтительные высказывания по адресу пред­ков сегуна, владельца магазина казнили.

Иэясу Токугава

8. «Закрытие» Японии

Нападение на английскую

делегацию

к императору Мэйдзи.

С 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев. Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограни-чивался мир, существуют и другие страны. Миссионеры пропове-довали в стране христианское учение. Центральная власть и знать, усмотрели в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.

Еще до установления сёгуната То-кугавы, в 1542 г., португальские корабли бросили якоря у одного из японских островов. Вслед за этим в Японию при­был миссионер - католик Франсиск Ксавье. Так произош­ла встреча Запада с Японией.

С этого времени в течение почти 100 лет у «южных вар­варов» (как в Японии называли португальцев) японцы по­купали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну при­были испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, ко­торыми в их представлении ограничивался мир, существу­ют и другие страны. ьМиссионеры проповедовали в стране христианское уче­ние, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудо­вольствие центральной власти и знати, усмотревшей в хри­стианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.


8. «Закрытие» Японии

В 30-х гг. XVII в были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сегуна Иэ-мицу Токугава гласил: «На бу-дущие времена, доколе солн-це освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменен под страхом смерти».

Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти.

Указ сегуна Иэмицу Токугава


8. «Закрытие» Японии

Окуша - гробница первого

сёгуна эпохи Эдо,

Токугавы Иэясу

К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? Деспо-тический режим династии Токугавы пытался предотвратить разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. Закреплялось техническое отставание Японии от стран Запада


Домашнее задание

  • Параграф 29-30 выучить, ответить письменно на вопросы в конце параграфа .

Земля принадлежит государству.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

В Индии по традиции государство предоставляло земли на 10 лет в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам - в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству. Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым.

В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Деревенская община.

В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины.

В Индии , например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Сословный строй.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли.

В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия : воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии - неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, - в сословия не входили.

Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев - «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр.

Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии . Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека - встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Конфуцизм.

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551-479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество - Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей , находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин - знатному). Старший в государстве - сын Неба, государь.

Буддизм.

Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно учению Будды, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Синтоизм.

«Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Империя Великих Моголов в Индии.

В 1526 г. правитель Кабула (Афганистан) — Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи. При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения.

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Мусульманские правители могли в течение веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605) — талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Акбар провёл реформу управления и налоговую реформу. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела. Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли. Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных. Акбар провозгласил равноправие всех религий. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.

Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее - центральная власть.

С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Борьба за Индию.

В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Маньчжурское завоевание Китая.

В начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. На территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. Маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею.

В Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

Маньчжуры не растворились среди местного населения (были даже запрещены браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан, наделённый неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны.

В эпоху Великих географических открытий португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII-XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами.

Причины проводившейся политики «закрытия» Китая состояли в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах.

Правление сёгунов в Японии.

В начале XVII в. Иэясу Токугава принял титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.

Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными.

Сёгуны были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу - город Эдо - и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год - в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников.

В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

«Закрытие» Японии.

С 1542 года в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны, существует христианское учение.

В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти.

Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.

Конспект урока «Государства Востока в XVI-XVIII вв.». Следующая тема:

4.6 (91.11%) 9 vote[s]

Урок истории в 7 классе Дата проведен ия ______________________

Тема: Государства Востока. Начало европейской колонизации

Цель: узнать:

Как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами.

Выявить, что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран

Возможная личностно-значимая проблема:

Основные понятия: Могол, клан, сипаи.Оборудование: рабочие листы с маркировочной таблицей, дополнительный материал
Государства Востока: начало европейской колонизации Индии

1.Империя Великих Моголов в Индии.

2.«Мир для всех».

3.Кризис и распад империи.

4.Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии.

Ход урока

1.Организационный этап урока.

2.Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

2.1.Фронтальный опрос

Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

Каков был сословный строй в странах Востока?

Расскажите об одной из восточных религий.

2.2 проверка синквейна по теме «Религии Востока»

3.Работа над новым материалом

3.1.Определение темы и целей урока.

«Эту страну греки называли волшебной. Она знаменита сокровищами и на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. Население страны делилось на касты.» О какой стране идет речь? (Индия)

Проблемный вопрос: Только сильное государство способно защитить народ от разоритель-ных войн и сохранить независимость.

Учитель: В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни. Почему? (предположительные ответы уч-ся). Нам предстоит узнать о колонизации Индии.

Запись темы урока.

3.2.Стадия вызова: прием «Знаю-хочу знать - узнал» Работа с маркировочной таблицей

-работа в парах: Составляется список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения (запись в 1 столбик (З))

-Прочтите проблемный вопрос. Что вы скажите? (предположительные ответы уч-ся)

Нам предстоит узнать, как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями .

-Запишем во 2 столбик (ХЗ)

3.3.Стадия осмысления (реализация) - уч-ся при заполнении 3 столбика (У) маркировочной таблицы вступают в непосредственный контакт с текстом учебника и дополнительным материалом, который у них на партах. По ходу работы делается запись в тетрадь понятий: Могол, падишах, сипаи

1.Местонахождение Индии.

2.сословия в Индии, религия. Изобретения.

1.Как и почему возникла империя великих Моголов в Индии? ( работа с текстом учебника п.1.стр.286-287)

1.политическая раздроблен-ность в этих землях,

Из-за постоянных войн разорялось сельское хозяй-ство, вести торговлю стано-вилось все труднее;

· феодалы-мусульмане стре-мились к объединению, так как боялись усиления фео-далов-индусов.

2. 1526 год- вторжение войск Бабу́ра , правителя Кабула.

3.Создание Бабуром империи Великих Моголов.

Что такое реформы?(изменения)

Кто провел реформы в империи?.Какие были проведены реформы?

(работа в парах: над текстом учебника п.2. и дополнитель-ный материал)

1.правитель Акбар (1556-1605)

2.Административная, налоговая, религиозная, военная реформы

Междоусобные войны приводят к распаду страны

Почему распалась империя Великих Моголов?

(чтение текста учебника п.3 и дополнительного материала)

1.Причины распада:

Разобщение индийского общества;

Бесконечные завоевательные войны;

Ослабление центральной власти; реальная власть у князей

Возврат к состоянию раздробленности.Распад

Только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость .

1.Кто из европейских колонизаторов проник в Индию?

2.Кому досталась Индия? (работа в парах: чтение п.4 учебника и дополнительного материала)

1.1.Португалия

1.2.Голландия

1.3.Франция и Англия

2.В XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

3.4.Обогащение колонизаторов.Рассказ учителя. Составление схемы. Вывод

Англия и Франция поддерживали феодальную раздробленность в Индии, так как это было им очень выгодно. Они оказывали помощь феодалам, а те становились им обязанными, часто феодалы содержали войска сипаев.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Началось создание Британской Индии. Генерал-губернатор Ост-Индской компании был объявлен генерал-губернатором всех английских владений в Индии.

Английские колонизаторы с захватом Бенгалии приступили к разграблению этих территорий. Обогащение происходило разными путями: ( Составление схемы по рассказу учителя)

    первым делом англичанами была захвачена казна Бенгалии;

    важным источником дохода оставалась торговля. Представители компании запретили местным купцам вести внешнюю торговлю, это приводило к разорению торговцев. Также была установлена монополия на торговлю солью, что было существенным источником доходов индийцев;

    началась эксплуатация ремесленников. Они должны были за бесценок сдавать свою продукцию в фактории. Те, кто уклонялся от этого, подвергались избиениям или тюремному заключению;

    еще одним источником доходов стали крестьяне, для которых установили очень большие налоги;

    ·князья платили колонизаторам дань и обязаны были содержать войска сипаев.

Как результат английские колонизаторы нажили себе огромные состояния после захвата индийских территорий.

4.Итог урока. Делаем вывод. Рефлексия.

Таким образом, вы узнали, что: (обращаемся к 3 колонке маркировочной таблицы(У)

    в начале XVI века в Индии была создана империя Великих Моголов;

    ее основателем стал падишах Бабур;

    наибольшего расцвета империя достигла при Акбаре, который провел ряд реформ, способствовавших централизации государства;

    после смерти внука Акбара Аурангзеба в империи начались междоусобицы, что привело к ее распаду;

    в XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

Как вы оцениваете свою работу на уроке (активен - не активен)

Что было интересным на уроке?

Какие трудности испытали при работе на уроке?

5.Домашнее задание: параграф 29 с.286-290, подготовить синквейн к параграфу

1.Индия

Маркировочная таблица

Дополнительный материал

Бабур создал империю, которая получила название Мого́льская . Моголами называли народы, которые проживали в Северной Индии, Средней Азии и на юге Центральной Азии. Столицей нового государства стал город А́гра . Бабур был просвещенным правителем, в столице он собрал лучших писателей, поэтов и музыкантов. Также он стремился к развитию городов, в которых появлялись новые библиотеки, сады. Сам правитель – падиша́х – писал стихи, большую славу ему принесла автобиография «Записки Бабура», которая стала ценным источником для историков при изучении этого периода. Однако правил он не долго, в 1530 году Бабур умер.

Империя была разделена между сыновьями, но между ними постоянно возникали разногласия из-за того, что большая часть государства принадлежала старшему брату Хумаю́ну. Их борьба ослабляла империю, даже привела к тому, что на несколько лет потомки Бабура вовсе потеряли власть.

Реформы Акбара . В 1556 году новым падишахом стал сын Хумаюна Акба́р , именно при нем империя Моголов достигла своего расцвета.Акбар провел ряд реформ, которые способствовали

централизации государства.

Административная реформа :

· вся империя была разделена на 12 провинций, во главе которых поставлены наместники;

· с целью ограничения власти этих наместников, Акбар назначил в провинции чиновников, которые подчинялись лично ему;

Каждая провинция была разделена на округа.

Таким образом, правителем осуществлялся контроль за каждым уголком империи.

Налоговая реформа . Акбар ввел новую систему сбора налогов. Его чиновниками были обмерены поля в империи, высчитана их средняя урожайность. На основе этих показателей введен налог, который составлял 1/3 часть от урожая с каждого из полей. Однако было предусмотрено снижение налога, если из-за непогоды пропадет часть урожая.

Религиозная реформа . В Могольской империи мусульмане составляли меньшинство населения. Акбар понимал, централизация государства невозможна, если внутри него будет идти война между представителями разных религий. Тогда он провозгласил равенство всех религий в государстве. Сам падишах женился на индусской принцессе. Также он запретил превращать в рабов индусов, которые попали в плен. Индусским паломникам были отменены подати. Его действия вызвали недовольство има́мов – мусульманских священнослужителей. Тогда Акбар присвоил себе верховное право решать любые религиозные споры. А в 1582 году им была предпринята попытка введения новой веры, которая получила название « божественная вера », она сочетала в себе принципы трех основных религий государства.

Военная реформа . Для облегчения контроля над армией, Акбар ввел систему рангов. Также воины моголов во время сражений применяли пушки, мушкеты, за это империю моголов прозвали «Империей огнестрельного оружия», в войска были введены боевые слоны.

Акбар построил новую столицу, на протяжении 15 лет лучшие архитекторы возводили город, который должен был прославлять могущество падишаха. Назывался он Фатехпу́р-Сикри́ , или «Город победы». Расположен он был в 40 километрах от Агры в пустынной местности и являлся столицей с 1571 по 1585 годы. Здесь Акбар собрал всех своих министров и советников, он мог их постоянно контролировать. Построен город был из красного песчаника и мрамора и по своим размерам превосходил любой европейский город того времени. Правитель всегда заботился о собственной безопасности, поэтому спальня во дворце представляла собою комнату, заполненную водой, посреди помещения находилась кровать. Никто не мог подойти к правителю и быть неуслышанным. Однако Фатехпу́р-Сикри́ был столицей всего 14 лет, город сложно было обеспечить водой, поэтому столица была перенесена в Лахо́р .

Могольская империя после Акбара.

С окончанием правления Акбара начало падать могущество империи. С 1605 по 1627 годы правил сын Акбара Джаханги́р , его сменил Шах-Джаха́н . Им удалось присоединить к империи отдельные земли. Однако авторитет правителя уже не был так силен как раньше. Военачальники вышли из-под контроля, военная техника не совершенствовалась. Управлять империей становилось все труднее.

Территория империи практически не увеличивалась, феодалы, которые не получали новых земель усилили давление на крестьян. Налоги росли, сельское хозяйство приносило меньше прибыли.

Начались восстания среди феодалов, которые приводили к ослаблению власти правителя. Однажды Джахангир был взят в плен полководцем.

Все большее количество средств стало тратиться на содержание двора и правителя, особенно это стало заметно при Шах-Джахане. Деньги, которые поступали со сбора налогов шли на строительство различных архитектурных сооружений. Для своей умершей жены Шах-Джахан построил мавзолей Тадж-Маха́л , который сейчас является одним из новых семи чудес света.

Упадок империи наступил после смерти сына Шах-Джахана Аурангзе́ба . Он был ревностным мусульманином. Во время его правления начались религиозные преследования. Такая политика лишила опоры в лице индусского населения, которое когда-то поддерживало его предков. Все чаще и чаще в империи вспыхивали восстания.

При Аурангзебе территория империи Моголов достигла своих максимальных размеров, однако это только усложнило управление ею.

Подорвал власть правителя и массовый голод, разразившийся в империи в начале XVIII века. В одном только Декане от него погибли около двух миллионов человек.

Сыновья и внуки Аурангзеба после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.

Колонизация Индии.

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были порту-гальцы . Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.

Затем территории стали захватывать голландцы . Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.

Однако основная борьба за Индию развернулась между британской и французской Ост-Индскими компаниями.

Британская Ост-Индская компания была основана в 1600 году, на протяжении XVII века она создавала свои факто́рии – торговые поселения – на территории Индии. Англичане покупали право на торговлю у правителей империи Великих Моголов. В 1690 году они выкупили у Аурангзеба три деревни, из которых позже выросла Кальку́тта.

Французская Ост-Индская компания проводила политику захвата индийских территорий. Так как переправлять в Индию войска из Франции было дорого, то они нанимали на службу местных солдат – сипа́ев . Позже так же стали поступать и англичане. Таким образом, завоевание Индии осуществлялось руками ее же жителей.

1 слайд

2 слайд

План урока: Империя Великих Моголов в Индии. 2. «Мир для всех». 3. Кризис и распад империи. 4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. 5. Маньчжурское завоевание Китая. 6. «Закрытие» Китая. 7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. 8. «Закрытие» Японии.

3 слайд

Задание на урок: Подумайте, как повлияло «закрытие» Китая и Японии на экономическое развитие этих стран.

4 слайд

5 слайд

1. Империя Великих Моголов в Индии Бабур В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал побду в неско-льких сражениях и положил нача-ло Могольской империи. Победа-ми над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отлич-ной артиллерии и новым прие-мам ведения боя. Став падишахом, Бабур поло-жил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торго-вле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.

6 слайд

1. Империя Великих Моголов в Индии При преемниках Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религией завоевателей был ислам, он и стал государственной религией империи Великих Моголов. Мусульманские правители были представителями численного меньшинства населения, но проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Они позво-ляли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям, исповедуя традиционную религию – индуизм. Великие Моголы – Бабур, Акбар, Джахан Знак– власти падишаха

7 слайд

2. «Мир для всех» Акбар Наивысшего расцвета империя Ве-ликих Моголов достигла в правле-ние Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольс-кой империи, талантливый рефор-матор, стремившийся создать си-льное централизованное государ-ство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего госу-дарства. Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут подде-рживать различные слои населе-ния. Что он для этого сделал? Учебник, с.277

8 слайд

2. «Мир для всех» Из индусской книги золотых правил Акбар прославился и как покро-витель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В им- ператорской мастерской худож-ники создавали прекрасные об-разцы могольской миниатюры, копировали европейские гравю-ры, привезенные в страну като-ликами-миссионерами.В этой ма-стерской создавались портреты и жанровые сцены иллюстриро-вались книги. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», ук-репили империю Великих Мого-лов.

9 слайд

3. Кризис и распад империи Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания си- льного централизованного госуда-рства. Индийское общество разоб-щалось кастовым строем, разным уровнем жизни многочисленных народов и бесконечными завоева-тельными войнами. Необходимо было жаловать все новые и но-вые земли всегда готовой к мяте-жам знати. А казна получала нало-гов все меньше и меньше, и мого-лы вновь развязывали захватни-ческие войны. Но чем больше ста-новилась территория империи Ве-ликих Моголов, тем слабее - цент-ральная власть. Персидский завоеватель Надир-шах

10 слайд

3. Кризис и распад империи С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничто-жила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоя-нию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию. Конница Надир-шаха

11 слайд

4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось еще с XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы зах-ватили несколько баз на Малабарском побережье. Но они не рас-полагали достаточными силами для продвижения в глубь стра-ны. На смену португальцам явились голландцы, которые стали в большом количестве вывозить из Индии пряности и занимались исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев. Следующими были французы. И наконец, в Индию прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев. Открытие морского пути в Индию Васко да Гама

12 слайд

4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создав-шую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, ук-репленный город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор, и для их охраны строила крепости и создавала войска из наемных солдат-индийцев (сипаев), вооруженных и обученных на европе-йский лад. Эти войсками командовали английские офицеры. Современные развалины Ост-индской компании

13 слайд

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило нача-ло систематическому завоева-нию всей страны войсками Ост-Индской компании, ее вла-дения превратились в настоя-щую колониальную империю. Главным соперником Англии в Индии была Франция, но она лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю. Англичане вывозили из Индии ткани, пряности, фарфор 4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию

14 слайд

15 слайд

5. Маньчжурское завоевание Китая С конца XVI в. Северо-Востоке Китая усилилось государство маньчжуров. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, подчинили соседние племена и Корею. Затем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае из-за введения все новых налогов происходили крестьянские восстания. Создатель империи Цин – Нурхаци

16 слайд

Армия повстанцев разгро-мила правительственные войска династии Мин и всту-пила в Пекин. Напуганные китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжур-ской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Ки-тае утвердилась маньчжурс-кая династия Цин, правившая до 1911 г. 5. Маньчжурское завоевание Китая - государство династии Мин

17 слайд

5. Маньчжурское завоевание Китая Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегирован-ное положение. По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан, наделенный неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присое-динила к Китаю государство уйгуров и восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму. Дворцовая жизнь времен династии Цин

18 слайд

6. «Закрытие» Китая В XVII-XVIII вв. в китайс-ких портах стали появля-ться английские и фран-цузские купцы. Китайцы со страхом и уважением смотрели на приплыва-ющих чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и пред-принимательстве. Но в 1757 г. указом цинс-кого императора все пор-ты, кроме Гуанчжоу, бы-ли закрыты для внешней торговли. Богдыхан цинской династии

19 слайд

Так было положено начало изоляции Китая. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая в том, что до мань-чжурского двора дошли сведения о колонизатор-ской политике европей-цев в соседних странах. Контакты с иностранца-ми, как представлялось властям, подрывали тра-диционные устои китайс-кого общества. 6. «Закрытие» Китая Скульптурное изображение Будды

20 слайд

21 слайд

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава В борьбе за власть между феодальными группиров-ками в Японии в конце XVI - в начале XVII в. по-беду одержал Иэясу Току-гава, подчинивший затем своей власти всех удель-ных князей Японии и при-нявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали пол-новластными правителя ми Японии в последую-щие 250 лет. Императорс-кий двор вынужден был склониться перед их мо-гуществом. Основатель системы сёгуната Иэясу Токугава

22 слайд

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава Императорский дворец Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в соб-ственности землю, а на ее содержание выделялся не-большой рисовый паек. При императорском дворе постоянно находились чино-вники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но по-дчеркивалось, что божеств-енному императору не к ли-цу «снисходить» до общения с подданными.

24 слайд

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава В начале XVII в. Токугава объ-явили буддизм государственной религией и каждую семью припи-сали к определенному храму. Уче-нием, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство. Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамо-тности. Среди городского населе-ния популярны были рассказы развлекательного и поучительно-го характера. Но правительство следило, чтобы в печатные изда-ния не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии книж-ного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные вы-сказывания о предках сегуна, вла-дельца магазина казнили. Иэясу Токугава

25 слайд

8. «Закрытие» Японии С 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев. Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограни-чивался мир, существуют и другие страны. Миссионеры пропове-довали в стране христианское учение. Центральная власть и знать, усмотрели в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций. Нападение на английскую делегацию к императору Мэйдзи.

26 слайд

8. «Закрытие» Японии В 30-х гг. XVII в были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сегуна Иэ-мицу Токугава гласил: «На бу-дущие времена, доколе солн-це освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменен под страхом смерти». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти. Указ сегуна Иэмицу Токугава

27 слайд

8. «Закрытие» Японии К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? Деспо-тический режим династии Токугавы пытался предотвратить разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. Закреплялось техническое отставание Японии от стран Запада Окуша - гробница первого сёгуна эпохи Эдо, Токугавы Иэясу

Вы уже знаете, что после Великих географических открытий на Восток стали проникать европейские купцы и торговые компании. Так началась эпоха колониальных завоеваний, длившаяся в течение нескольких веков.

Государства Востока постепенно или утрачивали независимость, или сохраняли свободу, но ценой «закрытия» своих стран для европейцев, что приводило к их изоляции от мира. К XVIII в. страны Востока всё ещё продолжали жить в рамках традиционного общества, и это приводило их к техническому отставанию от Европы. В XVI-XVIII вв. Восток ещё не вступил в эпоху Нового времени.

Индия с ее знаменитыми сокровищами на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни.

Создание империи Великих Моголов .

Предпосылками создания единого государства в Северной Индии стали следующие:

· политическая раздробленность в этих землях, в начале XVI века исчезло самое крупное государство на этой территории – Дели́йский султана́т;

· из-за постоянных войн разорялось сельское хозяйство, вести торговлю становилось все труднее;

· феодалы-мусульмане стремились к объединению, так как боялись усиления феодалов-индусов.

Это все способствовало тому, что в 1526 году на территорию Северной Индии вторглись войска Бабу́ра, правителя Кабула, под властью которого объединились мусульманские феодалы. Нанести поражение правителю Делийского султаната ему удалось благодаря армии, которая была вооружена мушкетами и пушками, также он использовал необычную тактику ведения боя – нанесение ударов с тыла армии врага.

Бабур создал империю, которая получила название Мого́льская. Моголами называли народы, которые проживали в Северной Индии, Средней Азии и на юге Центральной Азии. Столицей нового государства стал город А́гра.

Бабур был просвещенным правителем, в столице он собрал лучших писателей, поэтов и музыкантов. Также он стремился к развитию городов, в которых появлялись новые библиотеки, сады. Сам правитель – падиша́х – писал стихи, большую славу ему принесла автобиография «Записки Бабура», которая стала ценным источником для историков при изучении этого периода. Однако правил он не долго, в 1530 году Бабур умер.

Империя была разделена между сыновьями, но между ними постоянно возникали разногласия из-за того, что большая часть государства принадлежала старшему брату Хумаю́ну. Их борьба ослабляла империю, даже привела к тому, что на несколько лет потомки Бабура вовсе потеряли власть.

Реформы Акбара.

В 1556 году новым падишахом стал сын Хумаюна Акба́р , именно при нем империя Моголов достигла своего расцвета. Акбар провел ряд реформ, которые способствовали централизации государства.

Административная реформа:

· вся империя была разделена на 12 провинций, во главе которых поставлены наместники;

· с целью ограничения власти этих наместников, Акбар назначил в провинции чиновников, которые подчинялись лично ему;

· каждая провинция была разделена на округа.

Таким образом, правителем осуществлялся контроль за каждым уголком империи.

Налоговая реформа. Акбар ввел новую систему сбора налогов. Его чиновниками были обмерены поля в империи, высчитана их средняя урожайность. На основе этих показателей введен налог, который составлял 1/3 часть от урожая с каждого из полей. Однако было предусмотрено снижение налога, если из-за непогоды пропадет часть урожая.

Религиозная реформа . В Могольской империи мусульмане составляли меньшинство населения. Акбар понимал, централизация государства невозможна, если внутри него будет идти война между представителями разных религий. Тогда он провозгласил равенство всех религий в государстве. Сам падишах женился на индусской принцессе. Также он запретил превращать в рабов индусов, которые попали в плен. Индусским паломникам были отменены подати. Его действия вызвали недовольство има́мов – мусульманских священнослужителей. Тогда Акбар присвоил себе верховное право решать любые религиозные споры. А в 1582 году им была предпринята попытка введения новой веры, которая получила название «божественная вера », она сочетала в себе принципы трех основных религий государства.

Военная реформа . Для облегчения контроля над армией, Акбар ввел систему рангов. Также воины моголов во время сражений применяли пушки, мушкеты, за это империю моголов прозвали «Империей огнестрельного оружия», в войска были введены боевые слоны.

Могольская империя после Акбара.

С окончанием правления Акбара начало падать могущество империи. С 1605 по 1627 годы правил сын Акбара Джаханги́р, его сменил Шах-Джаха́н. Им удалось присоединить к империи отдельные земли. Однако авторитет правителя уже не был так силен как раньше. Военачальники вышли из-под контроля, военная техника не совершенствовалась. Управлять империей становилось все труднее.

Территория империи практически не увеличивалась, феодалы, которые не получали новых земель усилили давление на крестьян. Налоги росли, сельское хозяйство приносило меньше прибыли.

Начались восстания среди феодалов, которые приводили к ослаблению власти правителя. Однажды Джахангир был взят в плен полководцем.

Все большее количество средств стало тратиться на содержание двора и правителя, особенно это стало заметно при Шах-Джахане. Деньги, которые поступали со сбора налогов шли на строительство различных архитектурных сооружений. Для своей умершей жены Шах-Джахан построил мавзолей Тадж-Маха́л, который сейчас является одним из новых семи чудес света.

Причины упадка империи

Упадок империи наступил после смерти сына Шах-Джахана Аурангзе́ба. Он был ревностным мусульманином. Во время его правления начались религиозные преследования. Такая политика лишила опоры в лице индусского населения, которое когда-то поддерживало его предков. Все чаще и чаще в империи вспыхивали восстания.

При Аурангзебе территория империи Моголов достигла своих максимальных размеров, однако это только усложнило управление ею.

Подорвал власть правителя и массовый голод, разразившийся в империи в начале XVIII века. В одном только Декане от него погибли около двух миллионов человек.

Сыновья и внуки Аурангзеба после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.

Колонизация Индии .

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были португальцы. Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.

Затем территории стали захватывать голландцы. Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.

Британская Ост-Индская компания была основана в 1600 году, на протяжении XVII века она создавала свои факто́рии – торговые поселения – на территории Индии. Англичане покупали право на торговлю у правителей империи Великих Моголов. В 1690 году они выкупили у Аурангзеба три деревни, из которых позже выросла Кальку́тта.

Французская Ост-Индская компания проводила политику захвата индийских территорий. Так как переправлять в Индию войска из Франции было дорого, то они нанимали на службу местных солдат – сипа́ев. Позже так же стали поступать и англичане. Таким образом, завоевание Индии осуществлялось руками ее же жителей.

Англия и Франция поддерживали феодальную раздробленность в Индии, так как это было им очень выгодно. Они оказывали помощь феодалам, а те становились им обязанными, часто феодалы содержали войска сипаев.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Началось создание Британской Индии. Генерал-губернатор Ост-Индской компании был объявлен генерал-губернатором всех английских владений в Индии.

Английские колонизаторы с захватом Бенгалии приступили к разграблению этих территорий. Обогащение происходило разными путями:

· первым делом англичанами была захвачена казна Бенгалии;

· важным источником дохода оставалась торговля. Представители компании запретили местным купцам вести внешнюю торговлю, это приводило к разорению торговцев. Также была установлена монополия на торговлю солью, что было существенным источником доходов индийцев;

· началась эксплуатация ремесленников. Они должны были за бесценок сдавать свою продукцию в фактории. Те, кто уклонялся от этого, подвергались избиениям или тюремному заключению;

· еще одним источником доходов стали крестьяне, для которых установили очень большие налоги;

· князья платили колонизаторам дань и обязаны были содержать войска сипаев.

Как результат английские колонизаторы нажили себе огромные состояния после захвата индийских территорий.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то