Дизартрия. Анартрия, Дизартрия. Нарушение Звукопроизношения. Каша во рту Анартрия коррекция
Вопрос: Что такое дизартрия или анартрия?
Такое расстройство речи как дизартрия или анартрия представляет собой нарушение произношения, связанное с дисфункцией центральной нервной системы.
При дизартрии произношение вообще – артикуляция, формирование звуков в глотке – имеет существенные расстройства. Обычно больные с этим диагнозом имеют неритмичное дыхание, нарушенный темп и громкость речи, а также практически неподвижную мимическую мускулатуру. Дизартрия может быть следствием дородовой или родовой травмы, может стать результатом заболевания. Так, причиной развития дизартрии может оказаться менингит, менингоэнцифалит и другие инфекционные заболевания мозга. Тяжёлые формы дизартрии отмечаются как компонент детского церебрального паралича или других форм паралича. Больные с тяжёлыми формами дизартрии нуждаются не только в логопедической, но и сугубо медицинской помощи.
Проявления дизартрии чаще всего фиксируются в детстве. В лёгких формах это расстройство заметно у детей в виде нарушений моторики (и общей, и особенно – мелкой), деятельности артикуляционного аппарата, а также в произношении. Речь в случаях лёгкой степени дизартрии – или, как это ещё называется, дизартрический компонент или стёртая форма дизартрии – вполне понятна для окружающих, однако её чёткость оставляет желать лучшего.
Для того, чтобы преодолеть сложности дизартрии и улучшить произношение, необходимо в первую очередь работать над восстановлением и активизацией моторики. Так, нужно понемногу увеличивать дозы твёрдых продуктов, требующих тщательного пережёвывания, в рационе питания, а также в качестве тренировки делать упражнения вроде полоскания рта (с водой или условно). Улучшение управляемости мышц языка и щёк приводят к улучшению произношения. Кроме того, рекомендуется изобразительная терапия. Поскольку рисование требует достаточно хорошо развитой мелкой моторики, то требования этого процесса стимулируют не только мышечную деятельность, но и соответствующие зоны мозга. В качестве упражнений можно использовать также и различные шнуровки, особенно для детей, а также танцы. Движения в такт, соотнесение собственных движений с мелодикой и ритмом очень важно и для детей, и для взрослых, имеющих проблемы с речью. Кроме того, такого рода движения как, например, прыжки на одной ноге – требующие достаточно высокого уровня координации движений – также активно стимулируют и речевую активность.
Работа по восстановлению или формированию речевой функции должна вестись совместными усилиями логопеда, психоневролога, физиотерапевта, а также специалиста по лечебной физкультуре.
Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в затрудненном произношении некоторых слов, отдельных звуков, слогов или в их искаженном произношении. Дизартрия возникает как следствие мозгового поражения или расстройства иннервации голосовых связок, лицевых, дыхательных мышц и мышц мягкого неба, при таких заболеваниях, как волчья пасть, заячья губа и вследствие отсутствия зубов.
Вторичным следствием дизартрии может быть нарушение письменной речи, которое происходит из-за невозможности четкого проговаривания звуков слова. В более тяжелых проявлениях дизартрии, речь становится абсолютно недоступной для понимания окружающих, что ведет к ограничению общения и вторичным признакам отклонения в развитии.
Дизартрия причины
Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.
У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.
Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.
При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.
Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.
К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.
Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.
Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы ( , Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.
Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.
Дизартрия у детей
При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью. Часто они пропускают звуки или их коверкают, при этом искажая слова. Больные дети в большинстве своем ошибаются при употреблении предлогов, пользуются неправильными синтаксическими связками слов в предложении. Дети с такими нарушениями должны обучаться в специализированных учреждениях.
Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.
Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.
Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.
Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.
Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.
Формы дизартрии
Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.
Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.
Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.
Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.
Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.
Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.
Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.
Стертая дизартрия
Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.
Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.
Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.
Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.
Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.
Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.
Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.
Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.
Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.
Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.
Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.
Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.
Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.
Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.
Диагностика дизартрии
При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.
Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.
Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.
Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.
Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.
Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.
По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.
С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.
К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:
— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);
— наличие просодических расстройств;
— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);
— замедленность темпа артикуляций;
— трудность удержания артикуляции;
— трудность в переключении артикуляций;
— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.
Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.
При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.
Дизартрия лечение
Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.
Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.
Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.
Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.
Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.
Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.
Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.
Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.
Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.
Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.
Коррекция дизартрии
Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.
Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.
Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.
Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми. Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет. Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.
Дизартрия у детей классифицируется также по степени ее тяжести. Выделяют так называемую стертую дизартрию, или минимальные проявления дизартрии, и тяжелую степень выраженности дизартрических явлений - анартрию. Существует также классификация дизартрии у детей по степени понятности речи для окружающих (G.Tardier, 1968):
Нарушения звукопроизношения незаметны, выявляются только специалистами в ходе обследования ребенка;
Нарушения произношения заметны для всех, но в целом речь ребенка понятна окружающим;
Речь ребенка понятна близким и только отчасти окружающим;
Речь непонятна даже близким ребенка.
Анартрия у детей
Тяжелая степень дизартрических расстройств, при которой совсем не имеются, либо имеются лишь слабовыраженные звукопроизносительные возможности, называется анартрией. В основе недоразвития звкопроизносительных способностей лежат резидуально-органические изменения ЦНС, аналогичные тем изменениям, которые наблюдаются у детей с ДЦП.
Как правило, у таких детей имеются нарушения ручного, артикуляционого, фонаторного и дыхательного праксиса, связанного с патологией стволово-подкорковых отделов мозга.
У детей может наблюдаться полное отсутствие речи и голоса, наличие только голосовых реакций, возможности зву-кослового произношения. Отмечается, что при обследовании произносительной попытки ребенка при речевом стимулировании демонстрируют более речевой уровень, чем спонтанные произносительные попытки детей по собственному побуждению. В условиях собственной мотивационно-поведенческой активности появляется большее количество «случайно воспроизведенных» звуков, слогов и их сочетаний.
Имитация звуков и слогов при анартрии бывает в ограниченном диапазоне, проявляется главным образом, в произношении гласных, чаще «а», «э», реже - «у», «о», «и».
У детей, способных к произношению слоговых структур, отмечается произнесение в прямых слогах лишь твердых, смычных, щелевых. Аффикаты и соноры, как правило, не удаются в произношении.
Дети с анартриями понимают обращенную речь, обучаются пользоваться наборной азбукой, что свидетельствует об определенной сформированности фонематического восприятия.
При анартриях регистрируется большая истощаемость речевого слуха. Даже подростки с анартрией, которые в процессе коррекционной работы получили определенные понимания речи, испытывают значительные затруднения при прослеживании за развертыванием смысла бытовой беседы и диалога, за ходом действия кинофильма.
У части детей с анартрией длительные и систематические коррекционные мероприятия помогают сформировать полноценное фонематическое восприятие.
3.5.2. Минимальные проявления дизартрии
Минимальные проявления дизартрии в педагогической литературе чаще обозначаются как «стертая дизартрия» (далее в главе оба этих термина употребляются как равноценные).
Термин «стертая дизартрия» введен в логопедию относительно недавно (О.А. Токарева, 1969) и до настоящего времени является дискуссионным. Все чаще стертая дизартрия обозначается в литературе как минимальные проявления дизартрии. В последнее время специалисты отмечают, что у многих детей к пяти годам жизни звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. Несмотря на то, что звукопроизносительные нарушения выражены негрубо, словарь и грамматические структуры соответствуют низкой границе нормы, такие дети характеризуются определенными особенностями речевого анамнеза в раннем возрасте и трудностями обучения письму и чтению в школе. Первые слова у них появляются с некоторой задержкой, при этом хуже усваивается эмотивная лексика, в дошкольном возрасте отмечаются ошибки в грамматическом структурировании.
Для таких детей особенно характерным является то, что у них страдает просодическое оформление устной речи. Повествовательная интонация практически не выявляется в контекстной речи и при чтении стихов, что ведет к слиянию отдельных фраз, отсутствию завершенности интонационного высказывания. Для данной группы детей, в целом, характерна некоторая темпоритмическая дезорганизация устной речи.
Несмотря на то, что нет грубых отклонений от нормы в звуковом оформлении речи, тщательный логопедический анализ позволяет установить дизартрический характер этих нарушений и их связь с органическим поражением центральной нервной системы.
Дети со стертой дизартрией в анамнезе имеют осложненные внутриутробный и родовой периоды жизни. Первый крик часто короткий, не звонкий. Гуление и лепет появляются у большинства детей своевременно. Однако репертуар звуков и их интонирование ограничены. Мышечный тонус как правило несколько снижен, главным образом, в артику-ляторной, мимической и мускулатуре рук. Язык бывает вялым, или, напротив, спастичным, несколько ограниченным в своих движениях. Как правило, отмечается напряженность корня языка, недостаточная выраженность кончика языка. При открывании рта язык слегка оттягивается внутрь, выявляется некоторое его беспокойство. Иногда при побуждении к действию язык становится узким. Особенностью стертой дизартрии является то, что у некоторых детей в мышцах языка отмечается разное их напряжение, например, при несколько повышенном тонусе мышц корня языка может отмечаться одностороннее снижение тонуса его боковой части или кончика.
Моторика у детей несколько отстает в своем развитии, отличается сниженными пластичностью и грациозностью. Точность движений нарушена. Особенно страдают движения пальцев рук. При обследовании обнаруживается диспраксия разного характера.
Развитие речи несколько отстает от нормы. Слова появляются после полутора лет, фраза к трем годам.
Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции. Для детей со стертой дизартрией характерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи. Чаще всего это проявляется в наличии искажения, а также отсутствия различных групп звуков, реже - в заменах звуков. Для них характерны следующие виды звуко-произносительных нарушений: межзубный сигматизм свистящих и шипящих, боковой сигматизм свистящих и шипящих, ротацизм, лямбдацизм, реже - дефекты оглушения, озвончения.
Чаще всего страдают звуки, связанные с тонкими движениями кончика языка. У некоторых детей стертая дизартрия выявляется в виде нарушения произношения «р» (велярное). Упрощенное произношение шипящих и свистящих «ш», «ж», «с», «з» сочетается со сложной комбинацией патологических артикуляций, которое приводит к сочетанным межзубному и боковому сигматизму группы звуков шипящих и/или свистящих.
Фонематическое восприятие парциально нарушено и касается тех звуков, которые искажены или отсутствуют в устной речи. Особым свойством фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети хорошо слышат ошибки звукопроизношения в чужой речи и не ощущают своих.
Облигатным признаком стертой дизартрии в отличие от дислалии является то, что автоматизированный в изолированном звучании звук нарушается снова при экстренном введении его в слово и тем более в связную речь.
Темп речи чаще ускорен. В развернутом высказывании отмечается некоторая его аритмия, связанная с ошибками последовательности произнесения слогов в словах. Внятность произношения в речевом потоке недостаточно четкая. В процессе речи накапливают слюну во рту. Затруднено формирование автоматизации сглатывания.
Интонация несколько обеднена. Между фразами отсутствует пауза. Особенно затруднена повествовательная интонация.
Речевое дыхание замедлено в своем развитии. В процессе связного речевого высказывания делаются дополнительные вдохи, в связи с чем возникает необоснованное паузи-рование.
Особенностью психического развития таких детей является неточность оптико-пространственного гнозиса, затрудненное формирование ориентировки в схеме тела. Большинство детей неточно определяет цвета, не знает их оттенков, внимание недостаточно устойчиво.
Отличием детей со стертой дизартрией от детей, у которых имеются выраженные нарушения дизартрического характера, является то, что у большинства из них логопедическая помощь достаточно эффективно компенсирует нарушение звукопроизносительной стороны речи. Все дети этой группы направляются в общеобразовательную школу.
Однако переход к более сложному уровню речевого развития (письмо и чтение) у всех детей, имеющих в анамнезе стертую дизартрию, наблюдаются трудности формирования письма и чтения.
Обследование таких детей на первых годах обучения в школе выявляет нарушение ритмической организации движений, статическую и динамическую диспраксию, несоответствие развития просодической стороны речи возрастной норме.
Наиболее частыми ошибками письма у этой группы учащихся являются ошибки, связанные с несформированнос-тью анализа структуры предложения, слитное написание слов в предложении, ошибки оптического характера (смешения букв, имеющих одинаковые элементы начертания), недописывание элементов букв, элементы зеркального письма, каллиграфические трудности, многочисленные исправления, плохой, нестабильный, неряшливый почерк. Отмечается несформированность слоговых автоматизмов в устной речи и вслед за этим автоматизмов серии движений в письме.
Наблюдение 6. Ребенок К.Е. 8 лет, ученик 2 класса.
Логопедическое заключение: стертая дизартрия. Дисграфия смешанного характера.
Учитель отмечает большое количество ошибок письма в диктантах и работах при списывании текстов. Чтение формируется медленно. При чтении допускает много ошибок.
Обследование. Анкетные данные, собранные у родителей, свидетельствуют о том, что у матери отмечался токсикоз второй половины беременности. Роды были нормальными. У новорожденного отмечалось обвитие пуповины. Ранние этапы моторного развития проходили с незначительной задержкой, ходить стал с 1 года 2 месяца. Всегда отмечались неловкие движения на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях в детском саду. Рисовать и лепить не любил. Первые слова появились после года, длительное время наблюдалось большое количество лепетных слов. Фразовая речь стала развиваться после 2-х с половиной лет. До 5 лет у ребенка было много нарушенных звуков. Был определен в специализированную группу для детей с нарушениями речи общеобразовательного детского учреждения. В выписке из детского сада было отмечено, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи компенсировано. В заключении у невропатолога не отмечено никаких отклонений от нормы в состоянии ЦНС.
Обследование состояния органов артикуляции: отклонений в строении органов артикуляции не отмечается. Вытянутый вперед язык слегка отклоняется влево. Слегка снижен тонус левого бокового края языка. Двигательные пробы выявляют нарушения плавности переключения и ритмичности исполнения, быструю истощаемость движений. При выполнении двигательных проб артикуляторных мышц наблюдаются синкинезии пальцев рук правой руки, напряжение мышц шеи. С трудом выполняет артикуляционные упражнения для языка «Иголочка», «Чашечка». Обнаруживается затрудненный поиск арти-куляторной позы. При выполнении артикуляторных проб отмечается подтекание слюны. Обследование общей моторики выявляет затруднения переключения в серии движений, нарушение статической и динамической координации, плохо развитое чувство ритма.
Обследование звукопроизношения: произношение звуков в пределах нормы. Фонематическое восприятие сформировано недостаточно (ошибки при восприятии слов сложнослогового состава).
Обследование произношения, словаря и грамматического строя речи: боковой вариант произношения свистящих и шипящих звуков, недостаточная четкость артикуляции в речевом потоке.
Допускает много ошибок при исследовании фонемного и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Оптико-пространственные представления неустойчивые, путается в схеме тела.
Списывание текста показывает многочисленные ошибки разного характера: не выделение слов в предложении, смешение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, элементы зеркального письма, почерк неровный.
Чтение отрывка из учебника за 2 класс общеобразовательной школы выявляет значительное число ошибок, медленный темп, неполное понимание прочитанного.
В старших классах, как правило, у таких детей отмечаются ошибки письма и чтения, указывающие на остаточные явления дизартрии. Ошибки письма в старших классах, редуцируясь в своем количестве, нередко остаются на всем протяжении школьного обучения. Письменная речь формируется у них, в большинстве случаев, с трудностями. Эти трудности связаны с ограниченной лексикой, ошибками грамматического характера, что, скорее всего, свидетельствует о том, что помимо дизартрии у этих детей была па-раалалическая симптоматика и потому слабо выраженные явления общего недоразвития речи остаются длительное время. При дизартриях у детей сохраняются долго движения артикуляционных органов при чтении про себя и при письме, в то время как эти явления кратковременны при норме развития речи.
В любом логопедическом диагнозе, тем более дифференциальном, учитываются несколько факторов: физический (анатомический), неврологический и психолого-педагогический, лингвистический.
При обследовании у детей со стертой дизартрией отмечается нарушение динамического праксиса.
Как и при любых других речевых расстройствах нарушение звукопроизношения у разных детей различны. У большей части детей страдают переднеязычные звуки ш, ж, р. При этом отмечается главным образом нарушение движений кончика языка.
В некоторых случаях нарушение может быть связано с одним звуком, чаще «р». Несмотря на минимальность проявления, постановка звука и в особенности автоматизация, требует длительной коррекционной работы.
У других детей нарушаются, главным образом, шипящие и аффрикаты. Дети с трудом принимают заданную артикуля-торную позу и с трудом ее удерживают. Коррекция успешна при условии контроля знания.
Упрощение произношения шипящих и свистящих осуществляет с помощью их межзубной артикуляции. Язык при произнесении «ш», «ж», «с», «з» произносится при осуществлении сложной комбинации патологических артикуляций: речевая струя воздуха проходит с одной стороны между зубами, щекой и языком, кончик которого принимает межзубное боковое положение.
Есть дети, у которых изолированно своеобразно нарушены аффрикаты: «ч» - распадается на «ть», «щ», подчеркивается щелевой вариант; «ц» - распадается на «ть», «сь».
При обследовании обнаруживаются замедленность переключения с одного движения на другое при обследовании кинетического праксиса. Эти нарушения сопровождаются аналогичными расстройствами в мускулатуре рук, проба на переключение движений (кулак - ребро - ладонь) выполняется не римично, замедленно с плохим качеством исполнения кинетической мелодии.
У многих детей со стертой дизартрией имеется неустойчивость фонематического восприятия на те звуки, которые нарушены в его речи. Особенностью фонематического вос-прития является то, что в речи окружающих они определяют ошибки произношения, а свои ошибки не замечают. Нередко у этой группы можно диагностировать фонетико-фонемати-ческое недоразвитие. Эти особенности устной речи нарушают процесс усовения письма и чтения.
При стертой дизартрии отмечаются слабовыраженные признаки поражения ЦНС: легкая сглаженность с одной строны носогубной складки, не грубые девиации языка, разное раскрытие глазной щели, иногда патологические рефлексы (хоботковый рефлекс). Общим является вялость артикуляции, нечеткость дикции. Общая смазанность речи. Недостатки произношения устраняются только при введении предварительного этапа артикуляционной гимнастики.
Отмеченный характер нарушения речевых движений сходен с проявлениями артикуляторной апраксии, т.е. афферентными нарушениями речедвигательного анализатора.
У детей с диспраксией нередко отмечается недоразвитие речи разной степени от фонетико-фонематического недоразвития речи до явлений общего недоразвития речи. В этих случаях в школьном возрасте у детей нередко отмечается дис-графия, дислексия.
Стертая дизартрия, несмотря на кажущуюся парциаль-ность нарушения звукопроизносительной стороны речи, является сложным видом дизонтогенеза речевой деятельности.
Не представляется возможным дать единую психолого-педагогическую картину при стертой дизартрии. Это связано с мозаичностью органического поражения ЦНС, выражающейся как в разной локализации, так и в разной степени поражения мозга.
Характерным при стертой дизартрии является нарушение одной-двух фонетических групп, близких по способу артикуляции. У большинства детей со стертой дизартрией диагностируется повышение мышечного тонуса, главным образом, в артикуляционных мышцах, иногда патологические рефлексы (чаще всего, хоботковый).
У этих детей можно диагностировать минимальные признаки проявления псевдобульбарной дизартрии, как правило, отчетливо выраженные у взрослых. У таких детей нет отставания в речевом развитии, лексико-грамматический строй развивается в соответствии с возрастом.
Часть детей имеет нарушение звукопроизношения, связанные с более разнообразными поражениями звукопроизносительной стороны речи: распадение аффрикат на составные части, замена звонких глухими. Затруднения в произнесении звуков, требующих сложной мозаики переключения отдельных мышечных волокон от напряжения к расслаблению. Затруднение образования динамического стереотипа, заключающегося в координированном взаимодействии ар-тикуляторного и голосового аппарата. В связи с этим происходит беззвучное произнесение звонкого согласного - оглушение.
Выводы
1. Минимальные (стертые) проявления дизартрии имеют ту же структуру речевого дефекта, что и при выраженной степени: нарушения звукопроизношения и просодической сторны речи.
2. Неясное произнесение гласных с легким носовым оттенком.
3. Искажение простых и сложных звуков.
4. Изолированное произнесение звуков осуществляется лучше, чем в речевом потоке.
5. Автоматизация исправленных звуков затруднена. Поставленный звук часто не используется в спонтанной речи.
6. Темп речи ускорен или замедлен.
7. Дыхание поверхностное. Фонационный выдох укорочен, речь на вдохе.
8. Страдает координация и темпоритм движений в разной степени.
ГЛАВА 4. Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией
4.1. Общие черты психического развития детей с ДЦП
Психическое развитие детей с ДЦП определяется во многом распространенностью и тяжестью поражения моторных функций.
В силу параличей глазодвигательных мышц нарушается двустороннее восприятие предмета, что влечет нарушение формирования лево- или правостороннего гнозиса. Отмечаются трудности в восприятии формы, соотнесенности в пространстве, нарушается восприятие схемы собственного тела, т.е. пространственно-различительная деятельность.
Не меньшее значение, чем зрительный и кинестетический, имеет слуховой анализатор. У детей с ДЦП выявляется изолированное снижение слуха на высокочастотные звуки и сохранность на низкочастотные. В этих случаях ребенок не слышит ряд речевых звуков высокой частоты: «т», «к», «с», «п», «э», «ш», «ф» и потому не дает их в собственной речи, что обусловливает затруднения при обучении письму и письменной речи.
В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, могут наблюдаться недостаточность слуховой памяти, слухового внимания и недоразвитие фонематического восприятия.
В сравнении с нормально развивающимися детьми, у детей с ДЦП до двух лет познавательная функция развивается медленно, а после двух лет можно отметить более интенсивное психическое развитие. У детей с ДЦП психическое развитие характеризуется неравномерностью развития психических функций, двигательной сферы и речи.
Если не наблюдается «скачка» в психическом развитии после двух лет, то это является прогностически неблагопритным признаком, свидетельствующим о возможном наличии олигофрении.
Практически всем детям с клинически выраженной симптоматикой церебральных параличей присуща интеллектуальная и личностная дисгармония.
Речевые нарушения у детей с ДЦП в первую очередь про-ниляются задержкой развития моторной стороны речи, зву-конроизношения и просодической ее стороны. Коммуникативное и речевое поведение детей с ДЦП по объему и качеству не развивается спонтанно, а требует специального коррекционногопсихолого-педагогического воздействия.
Развитие личности детей с ДЦП в значительно большей степени зависит от социальных условий, чем развитие здоровых.
Патологическое формирование личности у школьника зависит главным образом от его реакции на осознание дефекта, физической или сенсорной неполноценности, изоляции от общества сверстников, а также неправильного воспитания и своеобразного отношения окружающих к неполноценному ребенку.
Комплекс неполноценности при ДЦП возникает в связи со следующими психотравмирующими обстоятельствами: переживание положения «отвергнутых», недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания и любопытства окружающих, социальной депривацией в связи с частым ("рационированием в специализированные учреждения, эмоциональной депривацией, обусловленной частыми разлуками с матерью или уходом отца из семьи, психическими травмами в связи с постоянными лечебными процедурами (операции, кинезотерапии и т.д.), переживаниями, связанными с затруднениями в учебе и устройстве на работу, сенсорной депривацией, вызванной нарушениями слуха, зрения.
Помимо этих психогенных факторов большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания в семье или интернате. Преобладающим типом воспитания детей с ДЦП является гиперопека (чрезмерное внимание к ребенку, выражающееся в стремлении подменить его деятельность своей, у родителей - выполнить все желания, подчинение членов семьи ребенку). Такое неправильное воспитание формирует эмоциональную и социальную незрелость, усугубляя проблемы социореабилитации таких детей.
Другие формы неправильного воспитания: гипоопека, связанная с холодностью матери к ребенку-инвалиду, с частым пренебрежительным отношением в больницах и др. учреждениях.
Важнейшим неблагоприятным фактором является длительное пребывание в условиях частичной изоляции, невозможность полноценно передвигаться, общаться со сверстниками, участвовать в их играх. Речевые расстройства усугубляют нарушения коммуникации. Все это ведет к вторичной задержке психического развития вследствие невозможности накопления необходимого познавательного и сенсорного опыта, развитию черт тормозимости и аутизма, ранней десо-циализации.
Выделяют следующие формы психогенно-обусловленных патологических отклонений личности у детей и подростков с ДЦП:
I. Астеническая.
П. Псевдоаутическая.
Аффективно-возбудимая.
Диспропорциональный тип формирования личности.
При астенической форме отмечаются: повышенная ранимость, болезненная обидчивость, не выносливость к малейшим жизненным и учебным затруднениям. Развиваются черты недоверчивости, недоброжелательности к сверстникам. Пубертатный период наступает на 1 - 2 года позже, с аффективными колебаниями, аффективной возбудимостью, склонностью к тревожным и субдепрессивным состояниям, иногда суицидальные мысли и попытки.
При псевдоаутической форме отмечаются: замкнутость, пассивность, склонность к одиночеству, самоанализу, своеобразное фантазирование с уходом в мир собственных мечтаний и ярких переживаний. Фантазии носят компенсаторный и гиперкомпенсаторный характер и отражают, помимо инфантильности психики, реактивные переживания собственного дефекта.
При аффективно-возбудимой форме наблюдаются: склонность к аффективным вспышкам, агрессии, грубости. Не могут сдерживать раздражение, подавлять инстинкты, подчинять свое поведение требованиям ситуации. В связи с пси-хогенией у них легко возникают неадекватные формы реагирования (протест, отказ), а также - реакции имитации отрицательного поведения сверстников и членов семьи.
При диспропорциональном типе формировании личности имеются: сочетание черт с парциальной психической акселерацией. При наличии формально достаточного интеллекта они часто некритичны, недоучитывают ситуации, в то же время могут быть начитаны, чрезмерно информированы в узких областях знаний, рассудительны, не по возрасту серьезны.
Следует отметить, что интеллектуальная и личностная дисгармония в той степени присуща большинству детей с ДЦП.
На разных возрастных этапах удельный вес органических и психологических расстройств бывает неодинаков:
в дошкольном возрасте: психоорганические симптомы - инертность, замедленность психической деятельности, общая или парциальная задержка психического развития, истощаемость, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (оборонительный вместо ориентировочного). В 3-4 года - страхи. Неправильное воспитание особенно неблагоприятно сказывается в этом возрасте, так как формируется личность и интеллект;
в 7-9 лет - появляется осознание своего дефекта. Ситуационные нарушения поведения сочетаются с апатико-адинамическими и церебрастеническими явлениями;
в подростковом и юношеском возрасте психогеннные изменения личности начинают преобладать над психоорганической симптоматикой, которая с возрастом начинает носить стертый характер. В отличие от подростков без органического поражения, личностные переживания дефекта неглубоки, сочетаются с недостаточной критичностью. Средовые влияния вызывают разную картину измененного поведения в зависимости от уровня и глубины поражения мозга.
Дети и подростки проявляют слабые волевые усилия для преодоления дефекта. Возможно, что в этих случаях помимо неблагоприятных условий воспитания, оказывают влияние астения, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.
Патологическое формирование личности бывает чаще у детей со спастическими формами, реже - при гиперкинетической, т.е. средовые влияния, накладываясь на те или иные формы поражения мозга, вызывают разную картину измененного поведения.
Развитие личности ребенка с ДЦП осложняется тем, что родители этого ребенка, с рождения испытывающие тяжелый пролонгированный стресс, также имеют психологические проблемы, приводящие к аномальной личностной изменчивости.
Психологический портрет родителей детей-инвалидов включает такие характеристики как: интровертность (75%), обидчивость, ранимость с высоким уровнем тревожности и очень низкой самооценкой (80%). Нередко у отцов отмечается безучастность, эгоистические отклонения от воспитания, игнорирование проблем и переживаний ребенка. Среди матерей часто преобладают идеи обвинения, привычки ставить в вину ребенку все его неудачи, оплошности и поступки. В семьях с такими проблемами у родителей возникают изменения взаимоотношений, конфликты. В результате нарушается геометрия семьи, появляются стереотипы воспитания, формирующие неправильные формы воспитания.
Образование прочной связи «мать-ребенок», а также монопольное право в уходе и воспитании больного ребенка нередко являются причиной распада семьи. Наиболее частым вариантом отношений с ребенком-инвалидом является гиперопека. В отдельных случаях гиперопека трансформируется в симбиоз - патологическая связь между ребенком и матерью. Больные, выросшие в условиях симбиоза крайне тяжело самостоятельно адаптируются в жизненных ситуациях. У детей развивается тяжелая дезадаптация, приводящая к суицидальным попыткам.
Выделяют три типа отношений членов семьи к ребенку с ДЦП: оптимальный, при котором родители относятся к больному как равному члену семьи; второй тип - сокрытие факта наличия ребенка-инвалида от окружающих; третий тип - игнорирование ребенка в семье.
Развитие личности больного с ДЦП зависит и от формы школьного обучения. В России имеются три варианта получения образования ребенком с ДЦП: специализированные школы-интернаты; общеобразовательные школы; получение образования на дому. Исследования подтверждают, что у учащихся специализированных школ-интернатов адаптационные возможности выше, чем в двух других вариантах обучения.
Для лиц с последствиями ДЦП характерно обостренное чувство трудовой деятельности. Уже в подростковом возрасте они осознают, что факт наличия трудового места означает хорошую интеграцию в обществе. В выборе будущей профессии подростки с ДЦП ориентируются не на перспективные возможности профессии, а на популярность специальности в данное время. Во временной перспективе у них нет места запасным профессиональным планам.
Молодые люди с последствиями ДЦП чаще всего находят себе будущих супругов среди инвалидов с этим же заболеванием.
Анартрия – это заболевание, связанное с тяжелым нарушением речи. В отличие от другого речевого расстройства – , рассматриваемая патология затрагивает только фонетический строй. Является тяжелой формой .
Способность пациента использовать грамматически правильные выражения – сохранена. Развитие анартрии взаимосвязано с поражением мышц лица, языка, гортани, впоследствии которого пострадавший человек не имеет возможности полноценно разговаривать. Это кладет начало развитию у пациента страха.
Причины развития нарушения
Анартрия – это сложное нарушение, обусловленное поражением определенных зон головного мозга (мозжечка, ствола, задних отделов лобной доли).
Причинами болезни нередко становятся такие патологические процессы в головном мозге:
Симптомы и жалобы
Классическими проявлениями анартрии являются:
- Неясная речь , произносимая в нос, с заметными запинаниями. Голос становится хриплым. Нередко человек, осознавая такой дефект своей речи, предпочитает общаться при помощи записок либо вообще молчать.
- Больной не может произнести звуки, слоги, слова .
- Пациенты нередко жалуются на проблемы с глотанием пищи – велика вероятность того, что больной может поперхнуться пищей или питьем. Такое явление не является самостоятельным признаком анартрии, однако часто сопровождает ее.
- Психологическое состояние можно охарактеризовать как замкнутое .
Виды и степени нарушения
Анартрия классифицируется следующим образом:
- легкая степень отличается от остальных тем, что у человека сохраняется возможность произносить звуки, слоги;
- при недуге средней степени тяжести человек может произносить лишь отдельные звуки;
- в тяжелом случае он полностью лишен возможности говорить, его звуковая активность полностью утрачивается.
В зависимости от локализации поражения нервной системы, выделяют такие формы патологии:
Анартрия развивается как следствие протекающих в организме неврологических заболеваний. Поэтому лечение направлено на их устранение, а уже после – речевых нарушений.
Постановка диагноза
Анартрия – достаточно сложное заболевание, требующее полноценной диагностики, консультации целого ряда специалистов. Должен быть составлен подробный анамнез больного, изучается наследственность, анализируются его жалобы, отмечаются другие перенесенные, а также текущие заболевания.
Затем производится неврологический осмотр. Неврологом исследуются особенности рефлексов, артикуляционного аппарата.
Отоларинголог исследует глотку, гортань, нос с целью исключения или, наоборот, выявления каких-либо патологических процессов, оказывающих влияние на речевую активность человека.
Чтобы оценить и звукопроизношения, больной должен посетить логопеда.
Невролог, с целью выявления причин нарушений мозга, направит пациента на такие исследования, как и . Благодаря полученным результатам, станет известно, какие неврологические причины повлияли на развитие недуга.
Нейропсихолог поможет справиться пациенту со стрессом, возникающим из-за переносимого заболевания, невозможностью полноценно общаться. Дополнительно, пациенту могут назначаться консультации других специалистов (генетика, онколога).
Коррекция и лечение
Лечение анартрии происходит в двух направлениях: медикаментозно и аналитически.
Комплекс мероприятий, предполагающих прием лекарственных средств и направленных на устранение первичного заболевания, включает:
- антибиотикотерапию;
- назначение витаминных комплексов для укрепления иммунной системы;
- стабилизация кровообращения головного мозга и уровня артериального давления;
- а также хирургическое вскрытие гнойных ран, устранение кровоизлияний;
- и прохождение курса физиотерапии.
Одновременно с перечисленными процедурами, пациент посещает занятия с логопедом – это необходимо для фонетического восстановления речи.
Нередко, для лечения подобного заболевания, используются стволовые клетки, способные восстановить работу головного мозга: они принимают на себя функции поврежденных и улучшают проводимость нервной оболочки.
С целью коррекции психического состояния пациента, ему назначают прием седативных средств, а также транквилизаторов, благодаря свойствам которых стресс будет менее интенсивным. Перечисленные мероприятия медикаментозного лечения анартрии не способствуют устранению страха у пациента, а лишь снижают степень его остроты.
Аналитическое лечение – альтернативный вариант устранения анартрии. Его преимущество в том, что такой вид терапии исключает прием лекарственных средств – они компенсируются длительными беседами с психиатром, который поможет пациенту провести психоанализ и выявить истинную причину его фобии, которые находящиеся в подсознании. Недостатком аналитической терапии является ее продолжительность, иногда достигающая 18 месяцев, и немалая стоимость.
Анартрия осложняется утратой человеком возможности нормально общаться с окружающими, что сказывается на его жизни, нанося непоправимые психологические травмы. При отсутствии медицинской помощи, заболевание быстро прогрессирует – до полной утраты речевой активности.
При своевременной, комплексной терапии, прогноз благоприятный, возможно даже достижение значительных успехов. Однако абсолютно излечиться от заболевания практически невозможно, особенно если визит к врачу был отложен на долгий период.
Здоровый образ жизни — наш выбор!
Профилактика заболевания заключается в ведении здорового образа жизни – отказа от курения, употребления алкогольных напитков.
Необходимо уделять достаточное внимание физическим тренировкам.
Важно соблюдать режим дня, включающий достаточный сон (от 8 часов), четырехразовое сбалансированное питание, длительные прогулки на свежем воздухе.
При возникновении заболеваний, связанных с нарушением работы систем организма, артериального давления, расстройством обменных процессов, необходимо незамедлительно обращаться к врачу, проходить своевременное, полноценное лечение.
– расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
Общие сведения
Причины дизартрии
Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности , гипоксия плода , резус-конфликт , хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов , родовые травмы , асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных , недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита , энцефалита), гнойного среднего отита , гидроцефалии , черепно-мозговой травмы , тяжелых интоксикаций.
Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом , травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга . Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом , боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией , болезнью Паркинсона , миотонией , миастенией , церебральным атеросклерозом , нейросифилисом , олигофренией .
Классификация дизартрии
В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
- бульбарную дизартрию , связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
- псевдобульбарную дизартрию , связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
- экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию , связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
- мозжечковую дизартрию , связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
- корковую дизартрию , связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.
В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.
Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
- 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
- 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
- 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
- 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).
Симптомы дизартрии
Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией , при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии .
Характеристика клинических форм дизартрии
Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.
При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия . Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизведение соноров, свистящих и шипящих.
Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.
При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии , тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.
Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).
Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия , тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.
Диагностика дизартрии
Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии , электромиографии , электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции , МРТ головного мозга и др.
Прогноз и профилактика дизартрии
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.
При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.
При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.