Пальчиковая игра тема по самообразованию. Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников. Теличко Светланы Ивановны

Тема : самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

    Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

    Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

    Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

    Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

    Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    Провести анкетирование родителей.

    Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Профессии

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мам

Начало весны

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Приложение № 1

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №29»
«План по самообразованию педагога»
Ершовой Галины Евгеньевны
20 лет стаж работы первая категория
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.»2015-2016/2017-2018 учебный год
I группа раннего возраста
г.Майкоп-2015г.
\
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
-повысить уровень речевой компетентности детей
- повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Литература по теме:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
План работы

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты,доклады,
открытый просмотр, выставка работ и т.) Отчёт об исполнении
Работа с детьми
Сентябрь-октябрь
В течении года
В течении года
Март
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года Изучение методической литературы по данной теме
Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Разучивание новых пальчиковых игр.
Внедрение в работу с детьми новых дидактические игры и пособий.
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Чтение скороговорок.
Картотека пальчиковых игр -
Текстовой материал
Текстовой материал.
Подборка игр и дидактических пособий
Подборка загадок.
Подборка физкультминуток
Подборка скороговорок
Подбор пальчиковых игр
Работа с родителями
Сентябрь- октябрь
Ноябрь
В течении года
Декабрь
Сентябрь
Май Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Приобретение необходимых атрибутов для организации развивающей среды в группе
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».
Мастер – класс для родителей
«Волшебные рисунки» Текстовый материал для папки передвижки
Конспект сообщения
Конспект мастер- класса Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Работа с педагогами
Январь
Апрель Консультация для педагогов
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей
«Волшебные рисунки» Конспект консультации
Конспект мастер класса Выполнено
Выполнено
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
В течение года работала над темой самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формируя игротеку состоящую из дидактических игр с пальчиками, пальчиковых игр с палочками, со скороговорками, со стихами, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.
Обновила развивающую среду новыми играми и пособиями.
По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
Оформила папку-передвижку «Игры с пальчиками»
Подготовила сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».
Подготовила и провела Мастер – класс для родителей «Волшебные рисунки».
Для педагогов подготовила консультацию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Провела Мастер – класс для воспитателей «Волшебные рисунки»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2015-2016
Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.
Доклад на тему: «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики» 2015-2016 Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
Формулировка цели и задач работы над темой
Выступление на педагогическом совете

Самообразование 2015 - 2016 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

    Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

    Повысить уровень речевой компетентности детей

    Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

    Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука - это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Литература по теме:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

    Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.

    Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. - Профиздат, 2007. - 62с.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.

    Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». - СПб.: «Паритет», 2003;

    Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». - М.: «ГНОМ и Д», 2002;

    Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

    Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

    Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

    Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

План работы 2015- 2016 учебный год

Практические выходы

(рефераты,доклады,открытый просмотр, выставка работ и т.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

Сентябрь- Октябрь, 2015

Ноябрь- Декабрь, 2015

Январь- Февраль, 2016

Март- Апрель, 2016

В течении

Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток,чтение скороговорок.

Текстовой материал

Инсценировки сказок, атрибуты для театра

Подборка новых пальчиковых игр согласно возрасту

Картотека пальчиковых игр

Подборка чистоговорок, физминуток,

скороговорок,загадок

Работа с родителями

Сентябрь,

В течение года

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Презентация и наглядность на родительском собрании

Готовая папка- передвижка

Записи в тетради консультаций

Конспект сообщения (на родительском собрании)

Работа с педагогами

Январь, 2016

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Конспект консультации

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, позволила добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

Примерные пальчиковые игры для разучивания с детьми 1 мл.группы:

    «Готовим салат вместе с мамой»

    Точка, точка, запятая»

  • «Этот пальчик»

  • «Катя кашу наварила»

    «Птички»

    «Дом на горе»

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Проект по самообразованию

«Пальчиковые игры и упражнения, как средство

развития речи у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Е.Н. Хлыстова

Сентябрь, 2015

Анализ работы по самообразованию

за 2015-2016 учебный год

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»Тема самообразования,

актуальность

Цели самообразования

Консультации для

педагогов

Диалог с родителями

Работа с детьми

Хлыстова

Николаевна

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Изучение методической литературы по данной теме

Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

Разучивание новых пальчиковых игр.

Оформление и пополнение картотеки пальчиковых игр

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток,

чтение скороговорок

В результате проделанной работы у детей повышен интерес к настольным играм, таким как мозаики различных видов и размеров, работа со шнуровкой, усовершенствованы навыки застегивания - расстегивания пуговиц на одежде. Родители, после консультаций и бесед смогли больше узнать о роли пальчиковых игр, мелкой моторики и пополнить домашний игровой материал необходимыми играми.

Будькова Людмила Владимировна воспитатель «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М.Бехтерев


Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.


План работы Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства Разработка перспективного плана работы Разработка перспективного плана работы Создание картотеки пальчиковых игр Создание картотеки пальчиковых игр Разработать план работы с родителями по данной теме= Разработать план работы с родителями по данной теме= Консультативная помощь родителям Консультативная помощь родителям Обобщение опыта работы по теме самообразования Обобщение опыта работы по теме самообразования Выступление с докладом об опыте работы на педсовете Выступление с докладом об опыте работы на педсовете


Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы: Рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Консультации « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » « Пальчиковая гимнастика » « Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников » Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие деией младшего дошкольного возраста» Выпуск памяток для родителей « Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников », «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»




Наша речь имеет неврологические основы. Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью.




Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.


По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.




«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.


Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой. Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.




Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.






Упражнение для кончиков пальцев Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук – стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь. Палец указательный Умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он – помощник капитана. Вращение пальцами




Касание подушечками пальцев соответствующей ладони Средний палец – старший брат, Он помочь братишкам рад. Засучивши рукава, Начал он колоть дрова. Долго – долго суп варился, Котелок наш закоптился. Будем мы его тереть, Чтобы начал он блестеть. Массаж пальцев




Составление из пальцев различных фигур «Коза» «Коза» Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Глазками хлоп-хлоп, Ножками топ –топ, Кто кашу не ест, молоко не пьет Забодаю, забодаю! «Зайка» Скачет зайка косой Под высокой сосной Под другою сосной Скачет зайка второй






Литература Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С.-П. – 1996г. Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» 7 – 2008 г., 3 – 2005 г.



ТЕМА: «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»

    Ясельная - 1я младшая группа

    Количество образовательной деятельности в год - 36

    Количество образовательной деятельности в неделю -1

Пояснительная записка

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Перспективный план образовательной деятельности по теме:

«Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»

«Ладушки – ладушки»

формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений

сентябрь

«Сорока – сорока»

«Как у нашего кота…»

Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

«Этот пальчик – бабушка»

Активизировать движения пальцев рук.

«Где же ручки»

Активизировать движения пальцев рук.

октябрь

«Бумажный мячик»

« Водичка, водичка…»

Развивать моторику обеих рук.

«Пальчик о пальчик»

«Волк раскроет свою пасть»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

ноябрь

«Сидит белка на тележке»

Развивать моторику обеих рук.

«Капуста»

Развивать моторику обеих рук.

«Пальчики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Перчатка»

Активизировать движения пальцев рук.

декабрь

"Дом"

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Два маленьких кузнечика…»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Маленькая мышка»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Паучок»

январь

«Червячки»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Шалун»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Лягушка – попрыгушка»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«На лесной лужайке»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

февраль

«В домике живёт волчок»

Активизировать движения пальцев рук

«Избушка на лужочке»

Активизировать движения пальцев рук.

«Встали пальчики»

Активизировать движения пальцев рук.

«Пальчики здороваются»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

март

«Кольцо»

Активизировать движения пальцев рук.

«Вымыли мы ручки»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Крылья нашей мельницы»

Активизировать движения пальцев рук.

«Пляшут в кухне на стене»

Активизировать движения пальцев рук.

апрель

«Мои веселые пальчики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Повстречались»

Активизировать движения пальцев рук.

«Идет коза рогатая»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

«Котятки»

Развивать моторику обеих рук.

май

«Дарики-комарики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

«Два медведя»

Развивать моторику обеих рук.

«Помощник»

Активизировать движения пальцев рук.

Методическая литература:

- «Ребенок от рождения до года» под. ред. С. Н. Теплюк;
- Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения);
- А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения);
- Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

(1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез».

Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то