Урок презентация некрасов крестьянские дети. Урок литературы "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети"". III. Проверка домашнего задания

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

  • Играйте же, дети! растите на воле! На то вам и красное детство дано...

Цель урока:

1. Познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения.

2. Расширить и углубить сведения о творчестве поэта.


Отец Некрасова,

Алексей Сергеевич

Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. О нем поэт написал в стихотворении «Родина»:

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил!


  • На краю Абакумцева стоит церковь Петра и Павла. Ее часто посещала семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери стоит белый памятник, увенчанный медным крестом.

Памятник Елене Андреевне Некрасовой.


Грешнево. Река Самарка.

  • Как добираться до Грешнева, Некрасов указал в своих «Автобиографических заметках»: “Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутишься на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 вёрст по песчаному грунту, где справа и слева песок, песок, мелкий кустарник и вереск (зайцев и куропаток там несть числа), то увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых»”.


Склеп Некрасовых

  • Налево у самой ограды находится сложенный из красного кирпича семейный склеп Некрасовых. В нем похоронены отец и другие родственники поэта.

Уголок села. Слева фамильный склеп Некрасовых.






Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки...

О Волга! ... Колыбель моя! Любил ли кто тебя. Как я?


  • И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»




  • С чего начинается стихотворение?
  • До каких слов идёт рассказ об этом?
  • Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
  • Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
  • Начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить строение этого стихотворения?

Разделим текст на части и составим план

1. Охотник рад возвращению в родную деревню.

2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4. Раздумья о детском труде.

5. Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6. Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.


Словарная работа.

  • вирши - стихи. вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим кинулись прочь - убежали. мякина - остатки колосьев.
  • вирши - стихи.
  • вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим кинулись прочь - убежали.
  • мякина - остатки колосьев.

радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей

Каким настроением проникнута I часть?

Как определить, что охотник доволен ночлегом?

Как воспринимает окружающую обстановку?

Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.



  • Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?
  • Как он сам об этом говорит?

Растроган, нежность наполняет его, умиление. «Я детского глаза люблю выраженье»


Вопрос:

Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику?

Каким он им показался?

Не понравился, боятся, смеются над ним – ноги как жерди…







Эскиз иллюстрации В. А. Серова





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : познакомить с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», с творчеством поэта, учить выразительному чтению стихотворения, ориентироваться в тексте, анализировать поэтическое произведение, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, память, внимание, познавательную активность; воспитывать интерес к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля.

Ход урока

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Тихо в школе
Тихо в классе
Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь

II . Разминка (слайды презентации от 1-го до 6-го).

«Задуй свечу»

Таблица Шульте.

Жужжащее чтение.

Чтение чистоговорки.

Чтение скороговорки.

III . Проверка домашнего задания.

С произведениями какого писателя мы знакомились на протяжении нескольких уроков? (Л. Н. Толстого)

Немножко вспомним.

Игра «Отгадай»

Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу (быль «Прыжок»).

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам. («Зайцы»).

Лебедь опустился на воду и сложил крылья. (рассказ «Лебеди»).

Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти (былина « Как боролся русский богатырь»).

С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями (сказка « Два брата»).

Пусти меня прежде на дерево. Я оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя (басня «Белка и волк»).

Игра «Слово»

- Я буду называть слово, а вы должны сказать значение этого слова.

  • Печенеги – кочевое племя, совершавшие набеги на Русь
  • Побрани – поругай
  • Одолеет – победит
  • Кушак – матерчатый, широкий пояс

Итог.

IV . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Откройте стр.159 содержание и скажите с произведениями какого автора мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков.

2. Вступительная беседа. (слайды 8-12)

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать - Елена Андреевна, дворянка. Отец - Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” - как они мгновенно исчезали.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.
«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

Чтобы лучше представить то историческое время, в котором жил Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского. (Слайды 13- 15)

Как жили дети в то время? Какое было жилище, одежда, чем они занимались?

Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока.

Кто такие крестьянские дети? О таких детях мы познакомимся на уроке.

Какова цель урока? Познакомимся…

Научимся выразительно…

Анализировать …

3. Чтение учителем стихотворения. Словарная работа (стр. 123).

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

Какие слова непонятны?

Извилистая река - изгибистая, петлистая

Вязы – лиственные деревья

Про турку – имеются в виду турки, которыми воевала Россия

Гурьбой – все вместе

Река огласилась- наполнилась громкими звуками

Зной – жара

Лукошко – корзинка

4. Физкультминутка.

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперед.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево - вправо, вправо-влево!
Тихо сели. Вновь за дело

5. Повторное чтение.

Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение?

(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

6. Анализ стихотворения.

О ком рассказывает поэт?

Где собирались ребята? (у старинных вязов)

О чём они говорили? Найдите.

Почему дети устали? (было жарко, и собирали до полудня грибы)

После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? (играми, купанием в реке)

Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах).

7. Выразительное чтение стихотворения.

- самостоятельное чтение.

Конкурс на выразительное чтение.

8. Работа в тетради.

Задание «Поиск».

V . Итог.

С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке?

Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» (о тяжёлой жизни детей, их развлечениях, играх)

Что нового вы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок?

Домашнее задание: стр.123-124- выразительное чтение.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ №____

Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

    учить школьников анализировать поэтическое произведение

    учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций

    формировать представление об историческом прошлом

    учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

    учить рассуждать

    обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

    пробуждать интерес к истории своей Родины

    развивать познавательную активность детей

    развивать самостоятельность учащихся

    развивать устную речь учащихся

    формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке).

Воспитательные:

    формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

    воспитывать патриотизм

    прививать интерес к книге, к чтению

    раскрыть нравственный смысл произведения

    воспитывать эстетические чувства

    прививать навыки умственного труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

Что запомнилось вам из его биографии? (выдать листочки по биографии)

- С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

У человека какая бывает красота? (внутренняя и внешняя)

Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

- Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?

4.Изучение нового материала.

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти слова?

В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях.

Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики (дано заранее задание найти материал о детстве Некрасова).

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

«Костромская почтовая дорога (луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»

- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

Докладчик 3.

Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? (Шестой миновал)

Как выглядит мальчик? (в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к другому)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (12 минут)

Доска: Нацеливание: - проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

Что понравилось? Что не понравилось?

Что поняли? А что не поняли?

Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

Что интересного в стихотворении?

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части.

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

С чего начинается стихотворение? (рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? («…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.

Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену : (найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили.

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Рассказчик

Слушатели

Друзья, гости

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Друзья,гости

История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом.

У нас есть стены дома-начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого дома, и где крыша? (начертить на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был продуктивным, надо поработать дома.

8. Повторение и закрепление пройденного.

Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Работа с эпиграфом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

9. Итоги.Рефлексия

«Жизнь и творчество Некрасова» - Н. Николай Алексеевич Некрасов. Г. Некрасов. Родился Н. Выполнил ученик 6ж класса Горошко Александр Учитель И.П. Фукс. В 1846 году Николай Некрасов с И. Жизнь и творчество. 1821 – 1877 гг. А. А.Некрасов.

«Некрасов 10 класс» - Выполнили ученики 10 класса СОШ№2 Волков И. и Грушко Е. руководитель Емельянова О. Б. Тупик, в который приходят чувства. В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Цель: И всё же почему нам нравится любовная лирика Некрасова? Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно.

«Некрасов лирика» - В чём особенность поэзии и новаторство Н.А. Некрасова? Тема: Своеобразие лирики Н.А.Некрасова. Тема поэта и поэзии в лирике. Княгиня Волконская «Нет! Любуйся, а нам не мешай!». «Мороз, Красный нос». «На Волге». «Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?». «Русские женщины». (1821-1878). «…Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.

«Поэма Некрасова» - «Русские женщины». Жизнь - героическое усилие... Полина Гебль (Анненкова). Приход в редакцию Добролюбова. 1860 г. – уход из «Современника» И. С. Тургенева. Написана на материале истории декабристов. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Первыми в нач. 1827 в Нерчинские рудники приехали Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева.

«Некрасов Николай Алексеевич» - В 1838 г. начал печатать свои стихи. В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал поступать в Петербург поступать в Дворянский полк (офицерское училище). Некрасов был поэтом глубоко национальным. Чего только не пришлось пережить Некрасову! Памятники Н.А.Некрасову. Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877).

«Стихотворения Некрасова» - А. Н. Островский. Петербург в жизни Н.А.Некрасова. Поэт и гражданин. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом. И. А. Гончаров. Д. В. Григорович. А. Я. Панаева. И. С. Тургенев. Бурлаки на Волге. И.Е.Репин. Писательница. Л. Н. Толстой. 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта.

Всего в теме 30 презентаций

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то