Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях. витализм - витализм в истории химии Что такое витализм в химии определение

Витализм

Витали́зм (от лат. vitalis - «жизненный») - учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы» (лат. vis vitalis ) («души», «энтелехии», «археи» и проч.). Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии .

Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:

  • часто обнаруживается в наивных биологических теориях детей;
  • в восточных учениях - «ци » или «прана » (представление об энергетической структуре человека), в учении Гиппократа эти энергии назывались «гуморы»;
  • в аристотелевском классицизме сущность живого выносилась вне физического контекста в так называемые «энтелехии »;
  • в христианской, буддийской традициях сущность/исток жизни относили непосредственно к Абсолюту (см. Гегель и теоретическая биология);
  • у Ганса Дриша энтелехия получила интерпретацию в экспериментальных данных и имеет антимеханистическую направленность;

В результате накопления опытных данных химией и биологией витализм потерял свое значение. В настоящее время он относится к неакадемическим теориям.

Развитие

Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм . Хотя они были общепринятыми, попытки создать правдоподобную научную модель начинаются с начале XVII в., когда было предположено, что материя существует в двух совершенно различных формах, отличающихся поведением по отношению к теплоте. Эти две формы были названы «органическая» и «неорганическая». Неорганическая материя может быть расплавлена и возвращена в первоначальное состояние, как только будет прекращено нагревание. Органические структуры «спекаются» при нагревании, переходя в новые формы, которые невозможно восстановить до прежнего состояния, просто прекратив нагревание. Велись споры, является ли причиной различий между этими двумя формами материи существование «жизненной силы», присутствующей только в «органической материи».

Теория о микробиологических причинах заболеваний, поддержанная изобретением микроскопа в XVI веке , уменьшила значение витализма в западной медицине, и роль органов в жизнедеятельности стала более понятной, уменьшая потребность в объяснениях феномена жизни посредством мистических «жизненных сил». Тем не менее, виталистические идеи все ещё считались необходимыми некоторыми учёными.

См. также

Примечания

Литература

  • Аристотель . О душе.
  • Г. Дриш . Витализм. Его история и система. 1915 // репринт 2007 URSS (Конспект «Витализма» Ганса Дриша)
  • Р. Шелдрейк . Новая наука о жизни. //«Рипол классик» М2005
  • Guenter Albrecht-Buehler . Cell Intelligence.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Витализм" в других словарях:

    - (от лат. vita жизнь) биологическая и филос. концепция, согласно которой явления жизни обладают специфическим характером, в силу чего они радикально отличаются от физико химических явлений. Виталист приписывает активность живых организмов действию … Философская энциклопедия

    - (от лат. vita жизнь). Учение, по которому все органические отправления приписываются действию жизненного начала, жизненной силы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИТАЛИЗМ [ … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. vitalis жизненный), учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к физико химическим законам неживой природы, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.… … Экологический словарь

    витализм - а, м. vitalisme m. Учение о жизненной силе, согласно которому явления, происходящие в организме, являются действием особого жизненного начала, присущего живым телам и не подлежащего законам физики и химии. Павленков 1911. Витализм микробов.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат. vitalis живой, жизненный) (1) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от… … История Философии: Энциклопедия

    Так называется учение о жизненной силе, как особомпринципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живыхорганизмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Такимпризнанием воодушевляющего живые организмы духовного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Витализм - (лат. vitalis – өмірлік, рухтандырғыш, тірі) – өмірді физика мен химия заңдарының тек іс әрекетімен ғана түсіндірмейтін, оны бірегей (уникальды) құбылыс деп қарайтын ілім, себебі тіріге ерекше материалдық емес элемент – жандандырушы, рухтандырушы … Философиялық терминдердің сөздігі

    Витализм - Витализм ♦ Vitalisme Попытка объяснить жизнь самой жизнью (или принципом «жизненности»), иными словами, стремление отказаться от всякого объяснения жизни. Витализм противостоит материализму, который объясняет существование жизни… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского vitalis жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы (жизненная сила, душа, энтелехия и другие), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма.… … Современная энциклопедия

    - (от лат. vitalis жизненный) течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы (жизненная сила, душа, архей и др.), управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии… … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. vitalis живой, жизненный) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего… … Новейший философский словарь

Витализм

Так называется учение о «жизненной силе» как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона , Аристотеля и в особенности Аретея (50 г до Р. Х.), кажется, впервые употребившего выражение «жизненная сила», употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Монпельё. В физиологии Бурдаха () мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жизни. Бюффон утверждал, что в состав живых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы.

Против учения анимистов, или, лучше, виталистов, стояло другое учение материалистического характера, а именно - атомистов с главой их Демокритом , по которому все явления жизни сводятся лишь на движение атомов . Не духовный принцип, но механическая необходимость определяют, по словам атомистов, мировой строй со всеми его жизненными явлениями. Пока в науке о жизни организмов господствовали только одни умозрения и отвлеченные гипотезы, до тех пор В. в биологии и физиологии имел бесспорный перевес. Но с применением с конца прошлого столетия к разработке явлений жизни экспериментального метода, вооруженного точными методами физического и химического исследования, биология и физиология начали обогащаться многочисленными фактами, доказывавшими как в общем, так и в частности, что и явления жизни, подобно всем остальным явлениям природы, подчиняются строго определенной закономерности, или детерминизму, по выражению Клода Бернара, то есть что каждое жизненное психическое или телесное явление протекает только при строго определенных физико-химических условиях. Одновременно с этим было доказано, что в состав живых организмов не входит таких тел, которых бы не было в неодушевленном мире, что многие соединения, вырабатываемые метаморфозом веществ в организмах, получаются искусственно и лабораторным путем; было выяснено с весами в руках, что и в животных организмах ни один атом вещества не исчезает и не нарождается, а только превращается и что в них также применяется закон превращения сил. Ввиду таких огромных приобретений, толчок к которым был дан знаменитым Лавуазье , живые организмы становились в глазах исследователей полем игры все тех же общих физико-химических сил природы, находивших здесь благодаря своеобразному устройству живых тканей и органов особое применение и превращение. Этот механический взгдяд на явления жизни благодаря высокой научной продуктивности его за последние десятилетия совершенно вытеснил воззрение виталистов, и ныне физиологию, наиближе всего касающуюся явлений жизни, называют не чем иным, как прикладной физикой и химией живых организмов. Согласно с этим и всякое физиологическое исследование явлений жизни имеет в окончательном результате целью сводить их на физические и химические причины, то есть на механические законы, управляющие ими.

Вот против этого-то заключения, служившего путеводной нитью биологов и физиологов последних десятилетий, вооружился известный физиолого-химик проф. Бунге во вступлении к своей книге «Lehrbuch d. Physiologischen Chemie» (). В талантливом очерке «О витализме и механизме» (Vitalismus und Mechanismus ) автор указывает на недостаточность механического метода как орудия исследования жизненных явлений и на полную несостоятельность его в деле объяснения активных сторон жизненных явлений. Бурге оспаривает современное учение о том, что в живых существах действуют только те же силы и вещества, как и в остальной неодушевленной природе, так как никакими физико-химическими законами нельзя объяснить главных активных сторон жизненных функций: явлений развития организмов и отдельных органов из первоначальной яйцевой клетки, явлений наследственной передачи и развития психических функций в обширном смысле слова. Столь же необъяснимым с точки зрения механической представляются, по мнению Бунге: непосредственные причины возникновения нервных импульсов, управляющих функциями органов, способность выбора клетками пригодного для них материала и отталкивания негодного, целесообразная деятельность фагоцитов, своеобразное всасывание пищевых веществ из пищеварительного канала и выработка железами секретов - противоположно законам простой физической диффузии и осмоса сквозь мертвые перепонки. Все, что есть активного в перечисленных жизненных явлениях, безусловно недоступно ни для физики, ни для химии, ни даже для гистологии , которая исследование с целого организма переносит на мельчайшую клетку или часть ее; но и тут приходится сталкиваться с теми же активными тайнами жизни, которые, по мнению Бунге, недоступны механическому способу исследования. В качестве существенного возражения против механической точки зрения неовитализм Бунге приводит тот факт, что явления внешнего мира не имеют ничего общего с нашими ощущениями и представлениями о них и что нам доступны лишь проявления собственного нашего сознания; отсюда вытекает главное требование неовитализма , чтобы мы, пользуясь внутренним чувством, исходили из внутреннего, непосредственно доступного нам мира явлений для объяснения более неизвестного нам мира внешних явлений. Материализм же делает как раз обратное. Наконец, многие элементы психической жизни совершенно лишены для нашего внутреннего чувства всякого пространственного оттенка, а следовательно, не могут быть выяснены из явлений движения; приняв же эту посылку за верную, пришлось бы заключить, что эти элементы психической жизни недоступны механическому объяснению.

Из этого краткого очерка неовиталистического учения Бунге с очевидностью следует, что в живых организмах должны действовать такие силы, должны протекать такие явления, которые могут не иметь ничего общего с остальными явлениями неодушевленной природы, и если мы неспособны уловить этих специальных активных факторов жизни, то лишь потому, что для наблюдения одушевленной и неодушевленной природы мы пользуемся одними и теми же органами чувств, которые не воспринимают ничего другого, кроме разнообразных форм движения. Очевидно, что при помощи тех же чувств мы не в состоянии открыть в одушевленной природе ничего такого, чего бы не было в неодушевленной природе, и в то же время способны упустить их специфические активные факторы жизни, которые неуловимы для наших внешних чувств и могут быть доступны лишь внутреннему чувству нашего самосознания. Вот в какой новой форме воскрес ныне в науке старый витализм, и этот неовитализм находит защитников совершенно самостоятельных в лице таких видных деятелей, как Риндфлейш и Вирхов . Главная слабая сторона неовиталистического учения сводится к тому, что оно стремится познать непостижимое, то есть сущность жизненных явлений, составляющую активную сторону их. Везде ставятся вопросы вроде следующих: почему и что побуждает организм проделывать весь ход своего развития, почему известные признаки передаются наследственно из поколения в поколение, почему в центре рождается при возбуждении нервный импульс , почему последний приводит в деятельность мышцу и т. д. и т. д. Между тем из современной теории познавания нам известно, что такие вопросы не могут предъявляться умом человека не только миру одушевленных, но и неодушевленных явлений, так как ответы на них могли бы быть даны при условии знания сущности вещей, что, как известно, недоступно нашим познавательным силам. Аналогичные вопросы, приложенные к явлениям электричества, магнетизма и т. д., остались бы столь же безответными, как и вышеуказанные вопросы, касающиеся активных сторон жизни. Следовательно, упрек, делаемый Бунге механическому способу в этом направлении, является делом простого недоразумения. Во-вторых, если явления осмоса, диффузии, всасывания протекают в живых тканях противоположно законам физики и химии, установленным для мертвых тканей, то это объясняется естественнее всего тем, что физико-химические свойства живых тканей иные, чем свойства тех же тканей в мертвом состоянии. Но разница эта трудно определима для нас, так как приступ к исследованию физико-химических свойств живых тканей или органов уже убивает их и уничтожает искомые свойства. В-третьих, явления выбора клетками разнообразных веществ могут быть основаны на неведомых - искомых физико-химических свойствах живой протоплазмы , и, наконец, в основе психических функций, какого бы характера они ни были, лежит процесс молекулярного движения частиц протоплазмы нервных центров, обнаруживаемый ныне даже гальванометром в серой коре мозговых полушарий. Вопреки внутреннему чувству, не улавливающему во многих ощущениях пространственного характера, совместно все же происходит процесс молекулярного движения нервных молекул; этим объясняется, почему психофизические способы исследования так прекрасно анализируют течение психических явлений во времени, время реакции, время, выпадающее на возникновение простейших ощущений и т. д.

Неовитализм, таким образом, не в состоянии сдвинуть современных механических способов исследования жизненных явлений с их настоящего направления, приносящего изо дня в день огромные услуги науке о жизни.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Витализм (лат.), идеалистическое направление в биологии , объясняющее процессы жизни действием присущей только живым организмам особой жизненной силы (vis vitalis ), отличающейся от основных сил материи, с которыми мы имеем дело в физических и химических явлениях. Идеи В. возникли в древности, когда самые элементарные законы природы не были еще известны, когда мифы, предания и поэтические образы служили главным и почти исключительным объяснением природы. Весь мир наделялся душой, которая в различных предметах была неодинакова уплотнена, что и определяло различную степень одушевленности предметов. См. Анимизм . Но уже и в древнем мире были попытки освободиться от такого виталистического воззрения в философских школах Греции и Рима (в учении Демокрита, Лукреция Кара, сводивших выявление жизни к движению атомов, в противоположность учениям Аристотеля и Платона). Постепенно, с развитием естествознания, В. изгнан из всех областей науки; вместо чудотворной души везде устанавливается строгий закон, закономерная связь между явлениями. Дольше всего В. задержался в биологии. Центр тяжести своего представления о душе он переносит исключительно на живой организм, а самый термин «душа» заменяет модными словами, звучащими как будто бы более научно: жизненная сила, энтелехия, жизненный порыв и т. п. Причина того, что В. оказался более живучим в биологии, лежит в чрезвычайной сложности жизненных процессов и во влиянии церкви на научную мысль.

Во всяком явлении мы прежде всего устанавливаем причину как действующее и определяющее начало, а самое явление рассматриваем как следствие этого действия. В биологии только в редких случаях возможно выявление закономерных связей в такой простой форме, как мы их встречаем в других областях знания. Здесь отношения гораздо сложнее, и отыскание их нередко представляет большие трудности. Эти затруднения и питают В. Из трудности выявления этих связей и причин В. делает заключение, что живой организм не подчиняется общим законам природы, и заранее объявляет безнадежным всякие попытки открыть их. Приписывая особому нематериальному жизненному фактору регулирование жизненных процессов, витализм отказывается от научной точки зрения. Недаром витализм так сильно поддерживается церковью и всеми обскурантами. Долгое время виталисты утверждали, что все усилия в области лабораторного получения органических веществ из материалов так называемой мертвой природы безнадежны, так как «жизненная сила», будто бы обусловливающая их появление, отсутствует в условиях опыта вне живого организма. Химик Ф. Велер показал (1828) вздорность этих утверждений, приготовив в лаборатории мочевину. Его открытием было уничтожено принципиальное различие между органическими и неорганическими соединениями; успехи химии последнего времени показали возможность синтеза таких сложных тел, как белки и углеводы . Не менее сильный удар В. нанес Дарвин (см.) своей книгой о происхождении видов путем естественного отбора (1859), в которой показал, что второй оплот В. - целесообразность строения организмов - объясняется естественными законами природы.

Широкое развитие экспериментальн. биологии в 19 столетии нанесло столь сильный удар по В., что к середине этого века он почти бесследно исчез, и в биологии безраздельно утвердилась научная материалистическая точка зрения. Но к началу 20 века В. под новой вывеской «неовитализма » снова стал проявлять некоторые признаки жизни. Это течение основывается главным образом на опровержении и критике теории Дарвина и его объяснений существования целесообразностей. Между старым и новым В. нет никакой принципиальной разницы. «Их различие сводится к мотивам, их породившим: первый был вызван отсутствием научного объяснения жизненных явлений, второй наоборот - желанием освободиться от полученных научных объяснений и найти почву для необъяснимого, таинственного, чудесного, на которой только и могут сохраниться шаткие построения теолога и метафизика» (Тимирязев).

Неовиталисты так же, как и старые виталисты, утверждают, что жизненные процессы нельзя понять, если не допустить наличия в организме особого жизненного фактора, по существу непознаваемого. Они так. обр. объявляют задачи биологии неразрешимыми и бессильно пытаются вернуть ее на старый путь телеологии и религии. Неовитализм нельзя рассматривать как научное направление. Это - ненаучная реакция против материалистической науки.

Литература :

  • Слепков В., Биология и марксизм, М., 1928;
  • Агол И. И., Неовитализм и марксизм, ст. в журн. «Под знаменем марксизма», № 3, М., 1928;
  • Фишер Б., Витализм и патология, М., 1926;
  • Финкельштейн Е., Жизнь как диалектический процесс, Харьков, 1928;
  • Агол И. И., Витализм, механический материализм и марксизм, М., 1928;
  • Фаусек В. А., Сущность жизни, СПБ, 1906;
  • Тимирязев К. А., Витализм и наука, сборн. «Философия науки», стр. 64-78, М., 1923.

И. Агол .

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Витализм (от лат. vitalis - жизненный, животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Витализм берёт начало от первобытного анимизма - представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях величайших мыслителей античности: Платона - о бессмертной душе (психее) и Аристотеля - об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического так и органического мира. В 17 в. появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» - духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 в. немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство. В начале 19 в. отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 в. (Д. Дидро , Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус - жизненной силой (vis vitalis - отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму. Во 2-й половине 19 в. вульгарный механистический материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом . Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш , считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и другие виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В. демонстрирует бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, её происхождении и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистических воззрений является неудовлетворённость виталистов механистическими объяснениями жизненных явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и главных свойств живого механистического материализмом, В., по существу, сам не выходит за рамки метафизической, механистической методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание Х. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистической трактовки эволюции современными идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования своей позиции нерешённость тех или иных проблем (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма и т. п.). По мере того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое объяснение, В. апеллировал к другим, ещё не изученным областям. В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, например психоламаркизм , творческая эволюция (французский философ А. Бергсон) и др.

Литература :

  • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20;
  • Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т 18;
  • Тимирязев К. А., Витализм и наука, Соч., т. 5. М., 1938;
  • Дриш Г., Витализм. Его история и система, М., 1915;
  • Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

Л. Я. Бляхер.

Эта статья или раздел использует текст

Как говорит Википедия, витализм – это учение про жизненную силу, которая управляет разнообразными процессами в живых организмах. Виталисты же – это люди, которые являются приверженцами данного учения.

Теория витализма совершенно идеалистическая, и она допускает, что некая нематериальная сила жизни содержится в каждом организме.

Все процессы находятся в зависимости от данной силы, и их никак нельзя объяснить через научные законы. В этой статье мы поговорим подробно о том, чем является витализм, как развивалась виталистическая теория в разные исторические периоды и как она повлияла на современную психологию и педагогику.

История развития витализма

Данное учение развивалось на протяжении разных эпох. Так, его черты прослеживаются в ряде традиций:

  • Это «прана» и «ци» в учениях Востока.
  • Гиппократ называл это термином «гуморы».
  • Аристотель в своем учении говорил о сущности всего живого, которая выносилась за пределы контекста физики.
  • Традиция буддизма указывала на источник всего живого, определяя его как Абсолют.
  • Традиция христианства также рассматривала источник всего сущего.
  • Ганс Дриша интерпретировал энтелехию в различных данных, взятых из экспериментов. Ее направленность является антимеханической.

В результате того, что такие науки, как химия, биология и физика, накопили значительный объем данных опытным путем, витализм начал попросту терять свое значение и влияние. Так, сейчас его относят к теориям неакадемического характера.

Истоки подобных воззрений нужно искать в древности. Тогда предпринимались попытки придумать определенную модель мира и жизни всех живых существ.

В те времена появилось предположение о том, что материя имеет разные формы, которые отличаются своим отношением к такому фактору, как теплота. Форм жизни было две, их назвали органической и неорганической материей.

Последнюю можно вернуть назад, в ее первичное состояние, в том случае, если она нагревается, а затем нагрев прекращается. А вот все органические структуры в результате такого нагрева спекаются и переходят в другие формы, которые не восстанавливаются до прежних значений.

И вот таким образом среди ученых шли споры о том, что является причиной различий этих двух форм жизни. Был сделан вывод, что существует некая сила жизни, которая присутствует лишь в органической форме существования.

Когда в XVI столетии была разработана теория причин разных заболеваний (в качестве такой причины в ней рассматривались микробы), влияние витализма на западную медицину уменьшилось. Также стало более очевидным и функционирование разных органов в живых организмах, благодаря чему ученые начали постепенно отказываться от мистических теорий объяснения жизненных феноменов.

Однако ряд ученых еще долгое время пытался развивать данные идеи в своих работах. Тем не менее в XIX столетии Якоб Берцелиус отверг объяснение витализма с мистической точки зрения. Этот ученый считается «отцом» химии как современной науки. В то же время среди других ученых велись споры о том, существует сила в материи или нет.

Позднее было введено понятие «сила Одина», которое объясняет энергию жизни, пронизывающую все живые организмы. Автором этой теории был Карл Рейхенбах. Данная концепция не получила большой популярности, даже несмотря на авторитет изобретателя. С тех пор термин «витализм» начал использоваться в качестве уничижительного наименования.

Но даже в 2002 году Эрнст Майр, несмотря на то, что он со своими коллегами разработал синтетическую теорию эволюции и был явным критиком витализма, говорил, что высмеивать виталистов неисторично и ненаучно. Так, если прочитать работы некоторых выдающихся виталистов, например Дриша, то приходится соглашаться с теориями о том, что ряд биологических проблем невозможно объяснить при помощи философии Декарта, в рамках которой организм воспринимается как обычный робот.

Виталистическая теория в педагогике

Отдельно следует остановиться на влиянии витализма на педагогику и психологию. Здесь сразу же стоит вспомнить талантливого итальянского педагога и теоретика воспитания дошкольников – Марию Монтессори. Она была первой женщиной в истории Италии, которая получила степень доктора медицинских наук.

Мария Монтессори проводила работы вначале в психиатрической клинике для детей. Она разрабатывала методики воспитания малышей и затем включила их в свою практику. В итоге ее система развития дошкольников стала популярной по всему миру.

В течение всей жизни эта женщина постоянно пропагандировала разработанный ею метод. Ее работы стали невероятно популярными в детских учреждениях ряда стран мира.

Мировоззрение Монтессори соотносимо с субъективным идеализмом. Она противопоставляла душу и человеческое тело и являлась последовательницей виталистической философии. Педагог считала, что есть некая постоянная жизненная сила, которая имеет мистический характер и является двигателем в развитии каждого индивида.

Женщина была противницей материализма и его взглядов на природу мира и человека, а также на сам процесс воспитания ребенка. Ею были разработаны вопросы антропологического подхода в педагогике и поставлен ряд экспериментов в сфере воспитания дошкольников.

Монтессори полагала, что как мы не можем влиять на тело ребенка, на его форму и внешность, так же мы не способны понять, каковы его внутренняя сущность и потребности, как и в какое время ребенку может понадобиться то или иное для его развития. Все это привело ее к принципам ненасилия над ребенком и уважения его личности.

В итоге была выведена теория о недопустимости активной роли воспитателя, о выдвижении на первый план принципов самообучения и самовоспитания детей. В процессе практики педагогом изучалась психология малышей, проводились постоянные антропологические измерения различных показателей.

Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно обучаться, были сделаны различные изменения в оснащении комнат детских учреждений. Так, парты заменили легкой мебелью, стали использовать удобное оборудование.

Впрочем, Монтессори не смогла избежать ряда противоречий. Так, хотя она и говорила о том, что невозможно познать те законы, которые управляют развитием малыша и руководить ими, все же она сама ставила эксперименты и продумывала средства, которые способствовали бы раскрытию детских жизненных сил. Она говорила, что воспитание – это активное содействие обычным процессам развития малыша.

Так что следует отметить, что виталистическая теория до сих пор играет важную роль в развитии общества, особенно если это касается педагогических вопросов, и подтверждением этому служит распространенность педагогики Монтессори в практике воспитания. Автор: Наталья Зорина

1) Витализм - (лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм ".

2) Витализм - (лат. vitalis - жизненный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых факторов («жизнен, порыв», «созидающая сила » и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее противопоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.

3) Витализм - (от лат. vita - жизнь) - учение о существовании "жизненного принципа ", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы " (А.Койре). Витализм нередко соединяется с панпсихизмом и анимизмом и противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики личностной жизни.

4) Витализм - (от лат. vita - жизнь) - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. В. противостоит объяснению жизненных процессов с позиций их механистического и физико-химического понимания. В XX в. идеи В. получили распространение в 20-е годы, когда в атмосфере послевоенного духовного кризиса были поставлены под сомнение ценности рационализма, механицизма и технического прогресса. Главными представителями В. были Дриш, И. Рейнке, Икскюль. Основные принципы, отстаиваемые ими: телеологическая причинность и целостность в объяснении живого; наличие специфических нематериальных, витальных факторов (энтелехия, доминанта), управляющих физико-химическими процессами в живом организме и определяющих направление его развития. По Икскюлю, каждый организм представляет собой подобие монады со своим собственным опытом и окружающим миром. В. повлиял на некоторых представителей философской антропологии. Последующий ход развития биологического знания оттеснил его в область натурфилософии.

5) Витализм - доктрина, объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа, например, « жизненная сила », « жизненный порыв ». Витализм противостоит как материализму, отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм), так и спиритуализму, объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм – это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм, считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей, либо зарождающейся формой.

6) Витализм - (лат. vitalis - живой, жизненный) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. "энтелехией", фактором "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. П.С. Карако

7) Витализм - (лат. "vita", " жизнь ") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

8) Витализм - (от лат. vitalis - жизненный) - взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического анализа. В 20 в. Рейнке, Дриш ("Philosophie des Organischen", 1928) и др. создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются "проспективная потенция элементов зародыша" (Дриш; см. Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус, Виртуальности гипотеза.

Витализм

(лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм ".

(лат. vitalis - жизненный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых факторов («жизнен, порыв», «созидающая сила » и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее противопоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.

(от лат. vita - жизнь) - учение о существовании "жизненного принципа ", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы " (А.Койре). Витализм нередко соединяется с панпсихизмом и анимизмом и противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики личностной жизни.

(от лат. vita - жизнь) - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. В. противостоит объяснению жизненных процессов с позиций их механистического и физико-химического понимания. В XX в. идеи В. получили распространение в 20-е годы, когда в атмосфере послевоенного духовного кризиса были поставлены под сомнение ценности рационализма, механицизма и технического прогресса. Главными представителями В. были Дриш, И. Рейнке, Икскюль. Основные принципы, отстаиваемые ими: телеологическая причинность и целостность в объяснении живого; наличие специфических нематериальных, витальных факторов (энтелехия, доминанта), управляющих физико-химическими процессами в живом организме и определяющих направление его развития. По Икскюлю, каждый организм представляет собой подобие монады со своим собственным опытом и окружающим миром. В. повлиял на некоторых представителей философской антропологии. Последующий ход развития биологического знания оттеснил его в область натурфилософии.

доктрина, объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа, например, « жизненная сила », « жизненный порыв ». Витализм противостоит как материализму, отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм), так и спиритуализму, объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм – это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм, считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей, либо зарождающейся формой.

(лат. vitalis - живой, жизненный) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. "энтелехией", фактором "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. П.С. Карако

(лат. "vita", " жизнь ") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

(от лат. vitalis - жизненный) - взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического анализа. В 20 в. Рейнке, Дриш ("Philosophie des Organischen", 1928) и др. создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются "проспективная потенция элементов зародыша" (Дриш; см. Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус, Виртуальности гипотеза.

лат. жизненный, животворный, живой) - совокупность идеалистических течений в биологии, объясняющих жизненные явления действием якобы присутствующего в организмах особого нематериального начала - «жизненной силы», «души», «энтелехии», в философии Аристотеля (384 - 322 до н. э.) - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; у некоторых виталистов особое нематериальное жизненное начало, творческая сила, якобы направляющая развитие организмов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВИТАЛИЗМ

лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась "машинная теория жизни". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д.

Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм".

С сер. 19 в. витализм уступил свои позиции альтернативной мировоззренческой позиции в биологии- механицизму Согласно последнему, все биологические явления могут быть сведены к законам физики и химии, а сама биология есть прикладной раздел этих наук. Механицизм полностью отвергает телеологию, а целесообразные свойства живых организмов объясняет результатом естественного отбора. Этот подход, доминирующий в биологии и в настоящее время, основан на расчленении биологических систем на отдельные составные части, выяснении их структур и анализе биологических функций как причинно-следственных цепочек, в ходе которых структурные элементы переходят из одного более или менее устойчивого состояния в другое. Он оказался чрезвычайно плодотворным для выяснения деталей механизмов, реализующих разнообразные биологические функции. Однако механицизм не дает ответа на основной вопрос биологии о природе биологического формообразования как процесса осуществления наследственных задатков во времени и в пространстве. В кон. 19 в. витализм возродился в форме неовитализма, или «практического витализма». В основу его легли открытые виталистом Г. Дришем основные принципы эмбрионального развития - «судьба части есть функция ее положения в целом» и «принцип эквифинальности», в соответствии с которым развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое «целое» обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении. Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов (холизм, органицизм, системность), были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке. К ним следует отнести различные варианты теорий специфических биологических (когерентных) полей (А. Г. Гурвич, П. Вейсс, Р. Шелдрей, Ф. А. Попп). Холистическое и системное мировоззрение послужило основой для разработки принципов теоретической биологии (Э. Бауэр, К. Уоддингтон, Л. фон Берталанфи), современных теорий самоорганизации (И. Пригожин, М. Эйген), а также биосферной концепции (В. И. Вернадский, Дж. Лявлок). Авторы этих теорий относили себя к сторонникам или противникам витализма в зависимости от их отношения к проблеме телеологии.

Однако виталистическое мировоззрение чаще всего подвергали критике за то, что оно ставит живое вне сферы действия физических законов. Наиболее последовательные виталисты, напротив, утверждали, что физические законы (в самом широком смысле) могут рассматриваться как частные случаи биологических законов (А. А. Любищев). В. Д. Воейков

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то