Девочка играет с мячом занятие по лепке. Занятие по лепке человека в движении в подготовительной группе: «Девочка играет в мяч» и другие варианты. Дидактическая игра «Где спрятался мячик»

Логопедические игры с мячом

Первые игрушки в образе любимых детских героев сказок и мультфильмов (Колобок, Лошарик, снеговик, Винни-пух, Крош, Чебурашка) имеют форму шара или состоят из шариков. Мяч имеет форму шара. Детям нравится играть с мячом, шарами. Почему?

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве.

Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.

Игровые действия с мячом,шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов  века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы: усвоении грамматических конструкций, автоматизации звуков, совершенствовании просодики речи, увеличении лексических единиц. Ребенок лучше усвоит, если повторит нужные слова 20-30раз, придерживаюсь принципа: « Многократность повторения - залог успеха».

На первоначальном этапе применяю игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, шариками и фитболом, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Еще ценность логопедических игр с мячом в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, конструироваться, даже когда игра уже сыграна. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками самостоятельно, дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками. Так например: считалки с мячом «Вот со звуком Р считалка: рукавица, рак, русалка,

груша, кенгуру, топор,

ранец, зебра, мухомор,

морж, тропинка, барабан,

тигр, парта, таракан»

В работе использую игры с мячом известных петербургских логопедов Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые представлены в книге «Логопедические игры с мячом» для развития мелкой и общей моторики, отработки звукопроизношения и многие др. Авторы «Двигательного игротренинга для дошкольников» А.А Потапчук и Т,С, Овчинникова разработали нестандартный подход к занятиям на фитболах с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Эти игры прекрасны в коррекционной практике. Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак,игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.

Литература: 1.Воробьева Т.А, О.И.Крупенчук Логопедичекие игры с мячом –СПб: Изд.Дом «Литература, 2009

2. Филичева Т. Б. , Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с

3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с

4. Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с

5.Потапчук,А.А.Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. –СПб.: Речь; Сфера, 2009

6.Тарасова, И. Баскетбол для самых маленьких/ И. Тарасова//обруч -2000.№2

Н.Ж. Степанюгина, логопед я/с №116 г.Павлодара. Казахстан.

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной группе с диагнозом ФФНР

Тема:

Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в слогах, в словах

Цель: Практическое усвоение правильного произношения звуков «Ш», «Ж» и их различие при помощи движений.

Задачи:

Способствовать формированию у детей таких физических качеств, как: ловкость, развитость координации, быстрота реакции с мячом\, развитию глазомера при метании в горизонтальную цель.

Воспитывать интерес к спортивным играм: «Здоровый» соревновательный дух.

Развивать мелкую моторику рук, автоматизировать в упражнениях звуки «Ш», «С», «Ж», «З»,и закрепить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах.

Продолжать работу над развитием фонематического слуха, над диафрагмальным дыханием, зрительно-моторной координации.

Оборудование:

Малые мячи

Корзины для метания

Домики с буквами

Предметные картинки со звуками «Ш», «Ж» в разных позициях

Кубики разных размеров

Скамейка

Стрелки-указатели

Ход занятия:

1. Сообщение цели занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие и необычный гость-

Чтение загадки: Без тропинки, без дорог

прикатился к нам клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (ЁЖ)

он приглашает вас в Лесную школу, чтобы вы научили его различать звуки:

Эти звуки спрятались в начале слов –отгадок:

« на сосну забрался мишка, там росла большая …(ш ишка)

«Узнать его нам просто, узнать его легко:

высокого он роста и видит далеко» (ж ираф)

В лесную школу нелегок путь, но вместе мы все преодолеем.

1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Вам будут помогать схемы звуков. Чем отличается звук «Ж» от «Ш» (Он звонкий) - губы выдвинуты вперед, м/у зубами небольшая щель, язык поднят к небу « чашечкой», воздух проходит поверху «чашечки»Чтобы легче было идти, мы разделимся на команды: «Жучки»(показ картинки) и команда «лягушата»Если одна команда попадет в беду, то другая поможет. Давайте выбирем детей с помощью чистоговорок на звук «Ш» для команды «лягушат», остальные попадут в команду «Жуков»

ША-ША-ША МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ ПАША КУШАЕТ ЛАПШУ

ШИ-ШИ-ШИ ЗАШУМЕЛИ КАМЫШИ

На пути мы встретили непроходимую чащу(заросли леса), чтобы их пройти нам нужны пилы

Игра «Пила»- команда «Лягушата» -Ш-Ш-Ш (ничего не спилили, потому что звук «Ш» глухой)

Позовем команду «Жуков» -Ж-Ж-Ж (у жуков пила острее, так как звук «Ж» звонкий) Молодцы, помогли друг другу, теперь мы можем идти дальше

«Полоса препятствий»:

а) Ходьба с высоким подниманием колен – перешагивание ч/з бруски правой и левой ногой. (Ш-Ж)

Слова: Чтобы нам быстрей добраться

Нужно очень постараться

Поднимайте выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

б) вот пенёчки впереди, змейкой их ты обойди(ШИ-ЖИ)

Ждет овраг нас на пути

в)По мосточку ты пройди (ходьба по ребристой доске,руки в стороны)

г) От лисички убеги (бег со сменой направления по указателям- стрелкам)

е) Вот мы и нашли тропиночку.(звучит музыка: пение птиц)

Улучшает настроение. Мы на солнечной поляночке.

Дыхательная гимнастика: « Шарик»

Я надул упругий шарик (пальцы в щепотки, пальцы разжимаются и образуют шарик)-«С»-«С»-«С»-

Укусил его комарик (сжимают в щепотки)

Спустился шарик –«Ш»-«Ш-«-«Ш»

Не беда (качают головой)

Новый шар надую я- С»-«С»-«С»

Лопнул шарик – «Ш»-«Ш»-«Ш»

«Лягушата»

Лягушата улыбаются, лапки выпрямляются(пальцы вверх)-вдох,губы трубочкой –выдох, руки сжать.

Общеразвивающие упражнения: (с малым мячом)

    « Полет жука»»- ЖУ-ЖУ-ЖУ-над цветком я покружу –Ж-Ж-Ж

И.П. –основная стойка, руки вытянуты в перед, перенести мяч через стороны перед грудью со звуком «Ж»(6раз)

2.«Ежик прячется» (исходное положение- основная стойка)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- спрячусь я от стрекозы- З-З-З

поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони.:(6-8р)

3.«Покатился ежик вверх по горам- Ш-Ш-Ш

Вниз по долам-С-С-С- прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз. (6р)

4. «Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи» - основная стойка на коленях с мячом в руках. Надо наклониться вперед, после чего вернуться в исходное положение и сказать: Жи-Жи-Жи (повт. 6-8р)

5. «Кобра» - Чу-Чу-Чу – вместе с коброй шепчу- Ш-Ш-Ш- основная стойка- лежа на животе руки под подбородком, мяч рядом на полу. поднять верхнюю часть туловища, заложив руки за голову, зашипеть – Ш-Ш-Ш (повт. 6-8 раз)

6. «Как лягушонок поскачу»- прыжки вокруг мяча, чередовать с ходьбой.

ΙΙ основная часть:

Вот и «Лесная школа» .

Давайте поможем другу ежика бельчонку собрать шишки на зиму.

«Эстафеты» - соревнование команд будет оценивать все участники (гости) путешествия (у всех по два сигнальчика желтый и зеленый, «желтый»-за команду-«жуков»,а зеленый за команду «лягушат»,а счет сигнальчиков будет вести жюри.

    «Слоги с гласными поем мы с мячом моим вдвоем, дружно шишки соберем»

(ша-жа- шо-жо и. т.д..) прыжки на фитболах, метание шишек в корзинку-(гласные буквы на полу.)

2 «Ползи и мяч толкай - и животных называй »- ползти на четвереньках и толкать мяч –фитбол головой до домиков, вставить нужную картинку в домик со звуком «Ш» и «Ж»

    Конкурс: « Кто лучше расскажет считалку на звук «Ш» «Мяч руками отбивай – считалочку считай»- отбивание мяча двумя руками на стихотворный ритм.(картинки) Пока жюри будет подводить итоги, мы поиграем.

ΙΙΙ часть: Чтобы не попасть в беду, все жители леса всегда очень внимательны. Игра называется: «Кто внимательный?»-дети танцуют под музыку, имитируя животных, птиц, а затем забегают в нужный обруч под хлопок и звучащее слово со звуком «ш» или «ж». (2-3раза)

Итог занятия : Вот путешествие и закончилось, вы помогли выполнить все задания и научили ежика правильно говорить, и различать звуки «Ш» и»Ж». А для чего их различать?(иначе изменится слово.)Назовите ежику слова со звуком «Ш», которые встречались вам на пути, а теперь со звуком «Ж».Вы молодцы, все умения бегать, прыгать, метать, ловить и правильно произносить пригодятся вам в школе. Слово жюри: дети награждаются шариками.

Программные задачи:

    Закреплять умение ходить и бегать по кругу.

    Учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу.

    Упражнять в ползании на четвереньках.

    Развивать интерес к действиям с мячом в соответствии с его свойствами (круглый, гладкий – можно катать).

    Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

    Формировать умение самостоятельно действовать с предметами.

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методические приёмы:

    Художественное слово.

    Игровой приём.

    Сюрпризный момент.

    Вопросы к детям.

    Обследование свойств мяча на ощупь.

    Целостный показ.

    Поощрение.

    Напоминание.

    Указание.

    Имитационные движения.

    Использование фонограммы.

Предварительная работа:

    Подвижные игры: «Догони мяч» (бег в заданном направлении), «Доползи до домика» (ползанье в заданном направлении), «Попрыгаем, как зайки.

    Индивидуальные и совместные игры с мячами: на бросание, прокатывание, ловлю с использованием зрительных ориентиров.

    Чтение стихов А.Барто «Мячик», С.Маршак «Мой весёлый, звонкий мяч».

    Занятия по художественной деятельности: «Мячики катятся по дорожке» (рисование), «Круглый мяч» (лепка).

Материал и оборудование:

    Мячи размером 12-15 см (по количеству детей): красные и зелёные.

    Мяч размером 22 см (яркий, красочный).

    Эмблемы для детей «Мячики» (красные и зелёные).

    Ориентиры – прямые линии, кольца по размеру мячей, расположенные по кругу, выполненные из плёнки с клейкой основой.

    Коврики: по количеству детей.

    Магнитофон с аудиозаписями.

Индивидуальная работа:

    Активизировать Диму, Артёма во время бега.

    Поупражнять Соню, Диму в умении отталкивать мяч двумя руками при прокатывании мяча в парах.

    Поупражнять Сашу, Аню в прыжках вокруг себя на месте.

Дифференцированный подход:

По уровню физической подготовленности (по усвоению программы «Детство») -

1 подгруппа: учить прокатыванию мячей друг другу в парах на расстоянии 1,5 м (в основных движениях), упражнять в прыжках на месте с поворотом вокруг себя (в ОРУ).

2 подгруппа: учить прокатыванию мячей друг другу в парах на расстоянии 1,3 м (в основных движениях), упражнять в прыжках на месте без поворота (в ОРУ).

По половому признаку –

Девочки – при прокатывании мячей друг другу в парах принять И.П.: сидя, ноги слегка разведены в стороны (в основных движениях),

Мальчики – при прокатывании мячей друг другу в парах принять И.П.: стоя на коленях (в основных движениях).

Литература:

    Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования.- СПб: Детство пресс, 2015.

    Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.,2014.

    Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.,2000.

    Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

    Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

    Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005.

Ход занятия:

60 сек

Я прочту вам стихотворение, а вы отгадайте, про что в нём говорится:

«Стукнешь о стенку –

А я отскочу.

Бросишь на землю –

А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу.» (А.Рождественская)

Догадались, это… («Мяч»).

Посмотрите, какой красивый мяч пришёл к нам в гости (показ).

Какой он красивый, красочный, очень яркий. Какого он цвета? («Красный, с желтой и голубой полосками».)

Посмотрите, какой он? Мяч круглый или квадратный? («Круглый».) Потрогайте его! Какой он: гладкий или шероховатый? («Гладкий».)

Мячик сказал мне по секрету, что он хочет, чтобы мы познакомились с его друзьями – другими мячами. Они тоже пришли к нам в гости, и сегодня они вас научат делать то, что умеют сами. Вот они нас ждут. Какой красивый кружок из мячей! Покажем, как мы будем ходить вокруг них, не задевая.

Ходьба колонной по кругу

(вокруг мячей).

свободное

30 сек

средний

Построились все ребята в шеренгу, повернулись друг за другом в колонну, шагаем вокруг мячиков, старайтесь их не обидеть.

«Мы играем целый день

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Друг за другом ты шагай!

Друг за другом ты шагай,

Мячики не задевай! ».

Вот какой красивый у нас круг получается!

Бег колонной по кругу

(вокруг мячей).

свободное

20 сек

средний

Побежали по кругу, не задеваем мячики!

Остановка по сигналу воспитателя, поворот, бег в другую сторону.

свободное

20 сек

средний

Как музыка перестанет звучать, сделаем остановку.

А теперь в другую сторону побежали!

А теперь остановились все около мячиков, возьмите каждый по мячику. (Дети с зелёными эмблемами – зелёные мячи, с красными – красные мячи). Будем с ними играть!

2.Основная часть.

Общеразвивающие упражнения:

«Играем с мячами».

1. «Полюбуемся на свои мячи».

4-5 раз

средний

«Вот какой красивый мяч,

Хочет с нами поиграть!»

И.П.: о.с., руки с мячом внизу.

1–поднять мяч вверх.

вдох

Подняли мячи высоко, вот какие красивые!

2 –вернуться в и.п.

выдох

Опустили мячики вниз.

2. «Покажем мячи друг другу ».

4-5 раз

средний

«Мячик другу покажи!

Повернулись, малыши».

И.П.: о.с., мячик в руках внизу.

1–повернуться вправо.

вдох

Вот как показали мячик в правую сторону, голову держим прямо.

2–вернуться в и.п.

выдох

А теперь выпрямились.

3– повернуться влево.

вдох

Вот как показали мячик в левую сторону, голову держим прямо.

4–вернуться в и.п.

вдох

Теперь выпрямились.

3. «Покажите мне мячик».

«Мы на мячик посмотрели,

И тихонечко присели».

И.П.: ноги «узкой дорожкой», руки с мячом внизу.

Ножки поставьте узкой дорожкой, руки внизу.

1 – присесть, мячик в согнутых руках.

выдох

4 раза

медленный

Присели, держим мячик, не роняем. Спинку держим прямо.

2 – вернуться в и.п.

вдох

Встали, выпрямились, опустили мячики.

4. «Попрыгаем, как мячики».

свободное

20 сек

(повторить

2 раза)

быстрый

Встали, ножки вместе, мячики держим перед собой.

И.П.: стоя, ноги вместе, мяч в согнутых перед грудью руках.

«Вот какой весёлый мячик,

Так и скачет, так и скачет!»

Выполнение: прыжки на месте прямо (СУ) и вокруг себя (ВУ)

Дети с зелёными мячами прыгаем, стоя прямо, на месте. Дети с красными мячиками прыгают вокруг себя.

в чередовании с ходьбой.

Прыгаем, как мячики.

Дышим только носом.

(После выполнения упражнений половина мячей убирается в корзину).

«Положим мячики в домики».

Основные движения

(способ организации: фронтальный).

1.Катание мячей друг другу

на расстоянии

1,5м (ВУ) и 1,3м (СУ) .

Девочки:

из положения сидя, ноги врозь,

Мальчики:

стоя на коленях.

свободное

Повторить

6-8 раз

средний

«Любят мячики

С нами поиграть,

Ну-ка, попробуйте

Вы его поймать».

Будем катать мяч друг другу от черты до черты. Дети с красными эмблемами подойдите к красной линии, с зелёнными – к зелёной.

Девочки сядут, разведя ноги в стороны, мальчики будут стоять на коленях.

Пальцы рук надо чуть развести, сильнее отталкивайте мяч, чтобы он катился, а не подпрыгивал.

Старайтесь точнее прокатить мяч товарищу. Ловим мяч двумя руками.

(После выполнения движения оставшаяся половина мячей убирается в корзину).

«Положим мячики в домики».

2.Ползанье на четвереньках в прямом направлении.

свободное

3-4 раза

средний

Наш мячик умеет быстро катиться, потому что он круглый.

«Вот какой весёлый мячик,

Покатился он от нас!

Мне б скорей его поймать,

Чтобы снова поиграть».

Не умеем мы катиться как мячики, но умеем быстро ползать.

Давайте покажем как мы умеем ползать на четвереньках.

Осторожно опустимся на колени и обопрёмся на ладони, доползём вслед за мячиком до линии (у противоположной стены).

Подвижная игра

«Мой весёлый,

звонкий мяч».

свободное

3 раза

средний

Наш мячик весёлый, озорной, он очень любит играть с ребятками.

Посмотрите, как мяч прыгает (отбиваю мяч правой рукой на расстоянии 50 см от поверхности пола, повторяя стихотворение С.Маршака «Мяч»).

Дети прыгают на месте, затем бегут до обозначенной линии.

«Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!»

Теперь вы попрыгайте вместе с мячиком, а я ещё раз прочту стихотворение, а теперь убегайте, а я вас сейчас догоню!

3.Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Найди мяч».

свободное

30 сек

медленный

А теперь мячик хочет, чтоб вы его нашли. Закрывайте глазки. Никто не подглядывает.

(Прячу мяч, дети его находят).

А теперь приглашайте мячик к себе в гости. Он ещё к вам придёт.

Цели:

Формировать устойчивые представления о величине (большой-маленький), количестве (один-много), расположении в пространстве (верх-низ), цветах (красный, синий).
Продолжать учить слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворений (А. Барто «Мячик»).
Развивать память, чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, координацию движений.

Оборудование:

Мячи разных размеров и цветов, в том числе теннисные, массажные, фитболы.
Чудесный мешочек, наполненный небольшими мячами.
Строительный материал, кукла, платочки.
Корзина (баскетбольная или для мусора).
Магниты в виде разноцветных кругов.
Музыкальные молоточки.
Коррегирующая дорожка, «труба» для пролезания.
Мяч-сортер.
Соленое тесто, листок с нарисованными красным и синим кругами.
Рисунок с клоуном и белями кругами для мячей, красные и синие мячи из мягкого картона, клей-карандаш.
Манная крупа на подносах, пробки от вина.
Аудиозаписи песен «Веселый мяч», «Мой веселый мяч».

Ход занятия:

Приветствие «Это я»

Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка.
Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Вот наш чудесный мешочек приготовил для вас интересные игрушки. Опустите руку в мешочек, достаньте и узнаете, что же это.

Дети достают мячи. Обследуют их: легкие, форма шара, катятся.

Дидактическая игра «Где спрятался мячик»

Воспитатель выкладывает перед ребенком мячик и кубик, затем накрывает их платочками. Где спрятался мяч? Найди его, сними с него платочек.

Строительно-конструктивная игра «Построй ворота»

Перед детьми параллельно друг другу выкладываются два бруска, а ребенок должен положить поперек сверху третий брусок, так, чтобы получились ворота.

Дидактическое упражнение «Прокати мяч в ворота»

Толкните мячик так, чтобы он прокатился через ворота. Ребенок толкает мяч с одной стороны, а родитель ловит с другой. Затем прокатывает мяч родитель, а ребенок старается поймать.

Дидактическое упражнение «Найди место мячику»

Дети располагают круглые разноцветные магниты-мячи по просьбе воспитателя на магнитной доске.
Расположи мяч в середине, с краю, вверху, внизу.

Динамическая пауза «Мой веселый мяч»

Под одноименную песню дети проходят по коррегирующим дорожкам, пролазят в «трубу», катя перед собой мяч.

Аппликация «Клоун с мячами»

Клоун растерял свои мячи. Соберите их и поставьте на место. А теперь можно намазать мячи клеем и приклеить к картинке.

Готовая работа.


Заготовка к занятию.

Дидактическая игра «Большие и маленькие мячи»

У нас есть мячи. Мячи разные. Вот большой мяч, а вот маленький мяч.
Сложите большие мячи в большую корзину, а маленькие мячики в маленькую корзину.

Подвижная игра «Попади в кольцо»

Дети стараются попасть мячом в низко расположенную баскетбольную корзину.

Динамическая пауза «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики,
Хлоп, хлоп, хлоп.
Прыгают как мячики,
Прыг, прыг, прыг.
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал.
Мяч на место покатился,
Ну а мы за стол садимся.

Чтение и инсценировка стихотворения А. Барто «Мячик»

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Детям предлагается пожалеть Таню (погладить по головке, протянуть ей свой мяч со словами «на», «возьми»)

Игра с мячом-сортером

Дети вставляют фигурки в соответствующие отверстия на мяче-сортере.

Массаж ладоней «Я мячом круги катаю»

Я мячом круги катаю,
(между ладоней по кругу)

Взад-вперед его гоняю,
(движения вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук
(переброс мяча из руки в руку).

Лепка «Мячи красные и синие»

Дети лепят из соленого теста красного и синего цветов шарики, прижимают их ладошкой, чтобы получились лепешки. Из них вырезают формочкой круги и прикладывают их к картону с нарисованными синим и красным кругом. Прижимают ладонью сверху и украшают (оставляют оттиски концом карандаша).

Игра «По мячу ладошкой бьем»

По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело, вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело, вдвоём.

Ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.

Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю.
Играем в мяч.
(бросаем другу-другу)

Рисование «Много мячей»

На подносе с манной крупой воспитатель рисует пробкой от вина круг-мячик. Сколько мячиков я нарисовала? Один мячик. А ты нарисуй много мячей.

Дыхательное упражнение «Подуй на мяч»

Мячи бывают разные. Вот этот мяч маленький и легкий. Подуйте на него - он покатится. Потому что очень легкий.

Музыкально-ритмическое упражнение «Веселый мяч»

Дети слушают музыку и отбивают ритм музыкальными молоточками.

Упражнения на большом мяче

Для снятия возбуждения родители качают детей на мячах-фитболах.

Конспект занятия из цикла «Школа мяча»

Цель: Формирование умений владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координацию движений в процессе работы с мячом.

2. Воспитывать интерес детей к занятиям спортивными играми с использованием мяча.

3. Формировать стремление к достижению положительных результатов.

4. Совершенствовать и закреплять навыки основных способов катания, отбивания, ведения, передач, бросков и ловли мяча.

Способы:

1. Беседа.

2. Вопросы.

3. Дидактическая игра «Назови виды спорта».

4. Игровая мотивация ( приход персонажа: Олимпийский Медведь).

5. Полоса спортивных препятствий.

6. Дыхательные упражнения «Надуй шар», «Любимое блюдо».

7. Разминка с мячами (в движении).

8. Упражнения в обруче.

9. Игра «Мяч через сетку».

10. Круговая тренировка.

11. Рефлексия (анализ).

Средства:

1. Мультимедийная установка.

2. Скамейка гимнастическая.

3. Гимнастический мат

4. Ребристая доска

5. Стойка с обручем.

6. Стойка с дугой.

7. Мячи.

8. Конусы.

9. Обручи.

10. Шнур.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с историей возникновения мяча.

2. Знакомство с видами спорта, в которых используется мяч.

3. Подвижные игры с элементами соревнования: «Мяч капитану», «Ловишки с мячом», «Охотники и утки», «Гонка мячей».

4. Упражнения из «Школы мяча» на месте и в движении.

5. Дыхательные упражнения: «Насосы», «Надуй шар», «Ветер».

6. Разучивание элементов спортивных игр (перекатывание мяча, отбивание мяча, ведение мяча, передачи и броски).

7. Проведение эстафет и игровых заданий с элементами спортивных игр.

Ход мероприятия.

Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу.

Инструктор: Ребята, к нам сегодня в детский сад пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Дети здороваются.

Звучит музыка. В зал вкатывается спортивный мяч

Инструктор: Мяч один к нам в зал попал!

Видно кто – то с ним играл.

Очень хочется узнать,

Кто его мог потерять!

В зал вбегает Олимпийский Мишка.

Инструктор: Дети, а кто это к нам пришёл в гости?

Дети: Олимпийский Мишка.

Инструктор: Да, это Олимпийский Мишка - талисман Олимпийских игр.

Дети: Здравствуй, Миша!

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Встрече с вами очень рад!

Инструктор: Почему печальный взгляд?

Мишка: Грустный я, мой мяч грустит,

Кто же нас развеселит?

Инструктор: Ребята много игр знают,

В них дружно, весело играют!

И мяч – герой в них главный:

Веселый и забавный!

Мишка: Ребята, я много раз бывал на соревнованиях по разным видам спорта и наблюдал за спортсменами. А вот вы можете мне назвать спортивные игры, в которых используется мяч?

Дидактическая игра «Назови виды спорта"

На экране появляютсякартинки с изображением разных видов спорта. Дети дают краткую характеристику данных видов:

· Футбол

· Волейбол

· Баскетбол

· Ручной мяч

· Большой теннис

· Водное поло

· Хоккей с мячом

Мишка: Друзья, я вижу. Что вы хорошо знаете разные виды спортивных игр,поэтому я приглашаю вас отправиться в путешествие в «Страну спортивных игр». Вы готовы?

Дети: Готовы!

Инструктор: Ребята, тогда наберитесь сил и в путь! Дорога вам предстоит долгая и трудная. Посмотрите на схему нашего пути (На экране появляется схема)

Дети идут по периметру зала. Преодолевая полосу препятствий.

Полоса препятствий.

1. «Ворота» - большая дуга.

2. «Мостик» - доска.

3. «Барьер» - гимнастическая палка

4. «Извилистая дорожка» - конусы.

После преодоления «полосы препятствий» дети выполняют упражнение на восстановление дыхания – «Надуй шар».

Затем строятся в одну шеренгу.

Мишка: Ребята, мы продолжаем наше путешествие по «Стране спортивных игр». Но теперь мы будем путешествовать с мячом. Возьмите из корзины мячи – и в путь! Повторяйте упражнения за мной!

Мишка выполняет упражнения с мячом, а дети повторяют за ним.

Разминка с мячом.

1. Вращение мяча пальцами обеих кистей вперёд.

2. Прокатывание мяча между ладоней вверх-вниз.

3. Перекладывание мяча из ладони в ладонь.

4. Подбрасывание мяча двумя руками.

5. Ходьба с выпадами ног вперёд и касанием стоп мячом.

6. Ходьба с касанием коленями мяча на уровне пояса.

7. Прокатывание мяча по полу поочерёдно правой и левой руками.

8. Отбивание мяча об пол двумя руками в движении.

Мишка: Ребята, мне понравилось, как вы хорошо выполняете упражнения с мячами.

Инструктор: Мишка, а наши дети умеют не только эти упражнения. Они могут выполнять и более сложные задания из разных видов спортивных игр. Посмотри. Как у них это получается.

Дети берут по обручу и строятся вдоль зала в две шеренги. Выполняют по заданию инструктора упражнения в обручах.

Упражнения с мячами в обруче.

1. «Волейбол» - броски мяча двумя руками вверх и ловля его с поворотом на 90 ͦ.

2. «Ручной мяч» - стоя на ребре обруча отбивание мяча двумя руками об пол с продвижением по обручу.

3. «Ручной мяч» - отбивание мяча двумя руками без остановки с перемещением вокруг обруча.

4. «Баскетбол» - ведение мяча правой рукой, стоя внутри обруча.

5. «Мини-баскетбол» - стоя на коленях, вести мяч в обруче поочерёдно правой и левой руками.

6. «Хоккей с мячом» - прокатывание рукой мяча вокруг обруча.

7. «Баскетбол» - передача мяча двумя руками.

(Дети убирают обручи и строятся с мячами в шеренгу)

Инструктор: Миша, тебе понравились у детей навыки владения мячом?

Мишка: Да, действительно, ваши дети не зря называются «юными спортсменами». У них хорошо получаются упражнения из спортивных игр. А теперь давайте присядем и отдохнем.

(Дети садятся на стульчики, а Мишка и инструктор по периметру зала оборудование.)

Мишка: Ребята, а теперь посмотрим вашу ловкость и сноровку.

Проведём мы с вами круговую тренировку.

Инструктор: Миша, а какие задания должны выполнить дети?

Мишка объясняет детям задание. Дети идут по станциям круговой тренировки.

Круговая тренировка.

· Станция №1 – ходьба по скамейке с мячом (любым способом).

· Станция №2 – прыжки через шнур (любым способом).

· Станция №3 – прокатывание мяча по полу в дугу (любым способом).

· Станция №4 – передача мяча инструктору, а затем перекаты по мату (любым способом).

Выполняют два круга.

(Затем убирают мячи в корзину.Строятся в одну шеренгу).

Мишка: Вместе путь прошли мы сложный,

Отдохнуть теперь нам можно.

Предлагаю поиграть –

Мяч – через сетку передать.

Игра «Мяч через сетку».

Дети строятся в две команды (мальчики и девочки) вдоль сетки.

По команде Мишки кидают мячи через сетку (кто больше перекинет мячей).

Игра проводится 2 раза.

После завершения игры дети садятся на стулья.

Инструктор: Ребята, мы с вами любим не только играть, но и отдыхать.

Игра «Любимое блюдо».

Инструктор: Представьте, что вы пришли в детское кафе. Официант подал на стол ваше любимое блюдо. Давайте насладимся его запахом.

Задание: Закройте глаза и представьте это блюдо. Медленно вдыхайте его запах носом. Затем выдыхая через рот восхищенно произносим: «А-а-ах!»

(Повторить 4 раза.)

Дети строятся в шеренгу.

Инструктор: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в «Страну спортивных игр» с нашим новым другом Олимпийским Мишкой.
- Вам понравилось путешествие по Стране спортивных игр?

Дети: Да!

Инструктор: Покажите цветными шариками, как вам понравилось путешествие (красный шарик – очень понравилось, зеленый – если у вас были трудности, а если вам путешествие не понравилось - желтый).

Дети: Нам было весело!

(дети раскладывают мячики в обручи)

Мишка: В «Стране спортивных игр» сегодня побывали.

И все заданья дружно в пути мы выполняли:

Играли в игры весело, с мячами занимались.

И вижу я, что очень ребята все старались!

Было с вами интересно и совсем не скучно,

Только вот уже обратно возвращаться нужно.

Ждут меня другие страны и ещё спортсмены.

К ним спешить я должен, ребята, непременно!

Мишка прощается с детьми и уходит из зала.

Инструктор: Ребята, нам тоже пора уходить и нужно попрощаться с гостями.

Дети прощаются с взрослыми и под музыку уходят из зала.

Дать понятие детям, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут

«выпрыгивать» из воды, а тяжёлые предметы тонут в воде;

Развивать смекалку, внимание, наблюдательность;

Развивать воображение детей, выразительность движений мимики лица;

Формировать основы здорового образа жизни;

Учить приёмам самомассажа;

Формировать правильную осанка у детей;

Упражнять в выполнении упражнений на укрепление мышц спины.

Оборудование: – тазики с водой по количеству детей; шипованные мячи на каждого ребёнка; салфетки для рук; мячик средний для игры; облака вырезанные и подвешанные; фонограмма «Облака белогривые лошадки»; кольца на голову для формирования правильной осанки; насос,воздушный шарик.

Ход занятия:

Сегодня,ребята, мы с вами поедем гулять, каждый на своей машине. Садитесь на сиденье, закрывайте дверь,а чтобы машина машина поехала, что надо сделать? Правильно, завести её надо.

(самомассаж груди)

Ставим кулачок посередине груди и заводим машину круговыми движениями (дети ставят кулачок на середину грудины от вилочковой железы вниз, делают вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж»).

Машины наши завелись,поехали!

(дети поют песню « В машине, в машине шофёр сидит….).

Вот,мы и приехали.Выходим из машин. А,чтобы идти дальше,нам надо пройти вот по этой волшебной дорожке с мешочками на голове,не уронив их. Дети проходят по мостику со словами: (упражнение на формирование правильной осанки )

В час прогулки по мосту, я уверен иду,

свой мешочек, он – не вата, ни за что не уроню!

(Следить за осанкой детей, руки на поясе, идут друг за другом).

Мы идём по мостику, а вокруг какая красота! Птички поют, а по небу облака плывут. Дети посмотрим на облака и поиграем немного с ними.

(мимическая гимнастика )

По небу плыли облака, а я на них смотрел.

И два похожих облачка найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь, и даже щурил глаз,

А, что увидел я, то вам всё расскажу сейчас.

(Дети наблюдают за воображаемыми облаками с выражение внимания на лице, глаза прищурены).

И вдруг по небу грозное страшилище летит,

И кулаком громадным сердито мне грозит.

Ох, испугался я друзья, но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище пустилось наутёк!

(Выражение страха на лице дети показывают).

Вот облачко весёлое, смеётся надо мной.

Я тоже посмеялся с ним – мне весело с тобой!

И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

(мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

А вот другое облачко – расстроилось всерьёз,

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.

И каплями дождинками расплакалось оно…..

И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице).

Смотрите, ребята, что-то я нашла…..ой это чудесный мешочек, что же в нём? А узнаем мы, отгадав вот эту загадку, потом потрогав мешочек,на ощупь..

Загадка: кинешь в стенку – а я отскачу, бросишь на землю, а я подскочу.

Правильно, в мешочке мячи. Возьмите каждый себе по мячу. Рассмотрим их. По форме какой мячик? Что он может? Почему может катиться? Покатайте мяч между ладонями. Какой он? (упругий, лёгкий). Из чего мяч сделан, кто знает? А можно с ним поиграть? Вот сейчас я вам предлагаю поиграть с мячом в прятки. Но сначала хотите узнать, что внутри мяча и почему он такой легкий? Я вам покажу, как воздух попадает в мяч. (Воспитатель берёт насос, шарик и накачивает шарик.) Вот посмотрите – шарик тоже стал круглым и упругим, как мячики наши. А теперь поиграем с мячом и посмотрим, что с ним будет происходить в воде.

1 опыт. Опускаем мяч в тазик с водой. Что с мячом произошло? Почему он не утонул? Правильно, внутри него воздух, и мяч не тонет в воде (дети сами делают выводы).

2 опыт. А теперь спрячем мячик на дне тазика, погружаем мячик на дно, немного придерживаем рукой и резко отпускаем. Что сейчас получилось? (Мячик выскочил на поверхность воды, не утонул).

Подвожу детей к выводу: мячик заполнен воздухом, он лёгкий, а лёгкие предметы не тонут; вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

3 опыт. А теперь сравним мячик с камушком. Положите камешек на воду, что вы увидели? (Утонул камешек, он тяжёлый, а тяжёлые предметы тонут).

(дети вытирают руки).

А в нашем чудесном мешочке ещё мяч остался, оказывается. И я предлагаю с ним поиграть, а заодно и отдохнуть немного.

(Дети располагаются по кругу, лежат на животе, лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из участников игры в руках мяч. Слегка выпрямляясь, игрок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение. Мяч переходит к разным игрокам, но не выпускается за пределы круга). Цель игры: укрепление мышц спины, разгрузка позвоночника.

Молодцы, дети поиграли, а теперь подходите ко мне, нам пора возвращаться в наш садик, а то мы заигрались с вами. Садимся в свои машины, заводим мотор и вперёд! Выходим из машин. Скажите, что мы с вами увидели на нашей прогулке? Что узнали нового? Во что играли? Я рада, что вам понравилось!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то