Явление сознания как предмет психологии. Сознание как предмет психологии. Основные явления и свойства сознания. Непосредственный опыт как предмет психологии

Лекция 1.Роль и значение психологической науки в становлении субъекта системы образования. Исторический анализ предмета психологии

История психол – это череда сменяющихся представлений, определяющих развитие психол. представлений о духовной сфере человека, где первоначально она ориентирована на изучение души.

Первые представления о Душе как определяющую психологию человека исследовалась несколько веков, до развития научной психологии. На основе её изучения посредством методов интроспекции(самонаблюдение) и наблюдение возникло много около научных направлений *астрология, хиромантия, физиогномика и многое другие представления о психологии человека.

С развитием научных взглядов в естественно-научной сфере, физиологии учение Дарвина, Павлова, Сеченова и др. формируются новые представления, связанные с необходимостью изучения сознания как внутреннего зрения которое делает обзор всем процессам. Предметом психологии становится сознание, как отражающее мир и нутро человека. В связи с этим, большое значение придаётся психическим процессам(ощущению, восприятию, памяти, мышлению и т.д. Возникают основы когнитивной психологии. Однако, сознание - это только одна из сфер психического, которая не всегда полностью отражает суть человека, поэтому в дальнейшем предметом психологии становится исследование бессознательного , основателем которого является Фрейд. Однако, исследования бессознательного посредством гипноза и проективных методик не всегда достоверно.

В связи с этим, возникает направление поведенческой психологии , которая начинает строго фиксировать поведенческие реакции, вызванные теми или иными стимулами. Поведение – единственный предмет психологии, который содно реально видеть, замерить и находить стимулы для его изменения. Направление поведенческой психологии является в настоящее время одним из определяющих в мире, поскольку более эффективна в производстве изменений чел. Поведения и восприятия мира. Однако, любое поведение имеет внутреннюю подоплёку: когнитивные карты, схемы, стимулирующие те или иные действия. Поэтому предметом психологии должны стать Когниции , то есть познавательные процессы, перерабатывающие информацию, связанные с работой нейронов мозга – когнитивная психология

Лекция 2 . Душа как предмет психологии, особенности диагностики и изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта «Страсти души».



Одной из методологических проблем психологии является ее научный предмет. При этом наблюдается закономерная для психологической науки в целом тенденция к переходу от частных описаний отдельных психических процессов, явлений и др. к определению системообразующей человеческой целостности, отличающей психологию от других антропологических дисциплин. В качестве такой целостности выступает душа. Преобладающая на сегодняшний день естественнонаучная парадигма в отечественной психологии отвергает рассмотрение души как предмета научного исследования. При этом научный поиск зачастую низводит предмет психологии до уровня прикладной области антропологических наук (физиологии, социологии и др.). Другими словами, очевидна ассимиляция психологии в другие науки. Так, выделяемые в психологических исследованиях, основанных на естественнонаучной парадигме, психологические закономерности и механизмы рассматриваются как производные от физиологических закономерностей и механизмов, а в основе функционирования психики представляются законы природы, реализуемые через биохимические и биофизические процессы, происходящие в организме человека. В качестве органа психики рассматривается головной мозг, работа которого и обеспечивает протекание психических процессов, возникновение и проявление психических явлений, свойств и других феноменов.

Само понятие психики рассматривается как функция высокоорганизованной материи, как наивысшая форма отражения объективной реальности, возникшая в результате эволюции живой природы. Любой идеалистический подход к пониманию психического наталкивается на жесткое сопротивление большинства современных отечественных ученых-психологов, отнесение его к ненаучному, то есть исключительно религиозному мировоззрению. В качестве научного принимается только материалистическое мировоззрение. Не ставя задачу анализа причин доминирования материалистического подхода в отечественной психологии, а только лишь констатируя наличие такого факта, отметим в этой связи, что рассмотрение психологии как науки о душе представляется неправомерным потому лишь, что само понятие ≪душа≫ трактуется как нечто эфемерное, нереальное и ненаучное. Так называемое ≪душевное≫ и ≪духовное≫ сводится к внутреннему субъективному миру, который возникает как результат функционирования нервной системы, предполагающий организмическое отражение внешнего объективного мира человека (или животных). В отечественной психологии, выстраивающейся на гуманитарной парадигме, определение предмета психологии также является проблематичным. Не смотря на то, что душа человека трактуется как предметная область психологии, существует несколько подходов к определению содержания психологического знания о душе. Так в христианской психологии, рассматривая возникновение, сущность и существование человека как продукт божественного творчества, ряд ученых психологов и богословов противопоставляет научную психологию учению Церкви и Святоотеческому учению. В этом случае о психологии, представленной в научно-психологических исследованиях и основывающейся на материалистическом мировоззрении, говорят как о ≪мертвой психологии≫, а о психологии, представленной в учении Церкви и Святоотеческом учении, - как о ≪живой психологии≫.



Существует также мнение о психологии как о прикладной области христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др. Третьи определяют психологию как самостоятельную научную область знания, базирующуюся на религиозной и идеалистической философии. Понятия ≪души≫ и ≪психики≫ в этом случае тождественны и трактуются как ≪вневременные идеальные субстанции≫. Такое понимание психики является характерным и для зарубежной гуманитарной психологии (в основном христианской). Душа и дух здесь зачастую трактуются нераздельно как ≪деятельные, вневременные, нематериальные, бессмертные субстанции≫ (В. Штерн, Э. Шпрангер, У. Джеймс, Л. Лопатин, Н. Грот, А. Галич и др.). Однако такая трактовка требует уточнения сущностных характеристик духа и души с точки зрения психологии. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо уточнить содержательный состав предметной области психологии, выделить психологический аспект.

Сопоставляя между собой естественнонаучную и гуманитарную парадигмы, можно заключить, что сохранение психологии как самостоятельной науки возможно лишь в том случае, если ее предметная область будет отделена от других наук. Изучение души в гуманитарной психологии как раз и решает такую задачу.

Развитие гуманитарной психологии осуществляется по различным мировоззренческим направлениям. Одним из них является православная психология. В своем содержании и построении научных исследований она реализует все вышеприведенные подходы христианской психологии (1 - противопоставление православной психологии научной психологии; 2 - православная психология

Исследования: психология как прикладная область христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др.; 3 - православная психология как самостоятельная научная дисциплина). На наш взгляд, наиболее перспективным в определении специфики содержания психологического знания можно признать только тот подход, который рассматривает православную психологию как самостоятельную науку. При этом следует иметь в виду, что в качестве методологической основы православной психологии должна выступать, наряду со Священным Писанием, Святоотеческим учением, христианская философия. Также следует иметь в виду, что, несмотря на содержательную взаимосвязь православной психологии с христианской антропологией, сотериологией, аскетикой, ее категориальный состав, способы и процедуры построения исследования, выбор доказательной базы существенно отличается от указанных наук.

Задачи, которые решает в этом случае православная психология, связаны с психологической интерпретацией фактов, представленных в Священном Писании, ведущих доктрин и понятий, имеющих место в учении святых отцов Православной Церкви, категорий и основных положений христианской антропологии, сотериологии, аскетики, философии. Например, объяснить с психологической точки зрения сущностные изменения, происшедшие в человеке в результате его грехопадения, определить психологическое содержание личности, сопоставив его с понятием личности в Святоотеческом учении, христианской антропологии, сотериологии, аскетики, раскрыть антропологические категории через психологические понятия и др.

Решение этих задач невозможно без опоры на достижения психологической науки, основывающейся на естественнонаучной парадигме. В этой связи следует обратить внимание на научные разработки в области психологии бессознательного и сознания (А. Адлер, А. Н. Леонтьев, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Г. Юнг и др.); психологии творчества (Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, А. Танненбаум, Д. Векслер, Э. Де Боно и др.); психологии смысловой сферы (А. Г. Асмолов, Е. З. Басина, Б. С. Братусь,

В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонть ев, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин и др.); психологии интеллекта (Х. Айзенк, А. В. Брушлинский, А. Бандура, Д. Векслер, Л. А. Венгер, Дж. Келли, Р. Б. Кеттелл, Б. Ф. Скиннер, М. А. Холодная, А. Бине, Дж. Гилфрод, Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Ч. Спирмен, А. Стаатс, Р. Стернберг, Л. Терстоун, Д.Б. Уотсон и др.).

Однако все теоретические позиции, концептуальные положения, понятия и т. д., приводимые в этих разработках, должны быть соотнесены со Святоотеческим учением, понятийным аппаратом христианской антропологии, сотериологии, аскетики.

Одной из ведущих методологических проблем, стоящих в настоящее время перед гуманитарной психологией в целом и перед православной психологией в частности является определение понятия ≪души» как базисной психологической категории, раскрывающей научный предмет психологии.

Представления о душе занимают одно ведущих мест в Святоотеческом учении и религиозной философии. Так, например, блаженный Августин писал о том, что понимание души имеет прямое отношение к познанию Бога: ≪Два вопроса составляют предмет… исследования: один о душе, другой о Боге. Первый приводит нас к познанию самих себя, другой - к познанию своего происхождения≫. Преподобный Амвросий старец Оптинский писал: ≪Как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей≫. В традициях Святоотеческого учения душа трактуется многоаспектно и мыслится как ≪субстанция самоцельная и бестелесная≫, ≪одинаковая с духом по существу≫ и т. д. Отмечается, что душа есть ≪сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, безо бразная, но образ и тип Божий≫. Наиболее полное представление Святых Отцов о душе выразил св. Иоанн Дамаскин: ≪Душа есть существо живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе, невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное≫.Определение души в Святоотеческом учении идет либо через ее отношения к телу, либо через отношения к духу. Так, например, блаженный Августин писал, что ≪душа есть некая субстанция, имеющая участие в разуме и приноровленная к управлению телом≫. Согласно Мелетию Монаху, ≪душа есть субъект тела≫. Понимание души как проявление духовного прослеживается в трактовке Макария Египетского: ≪Душа поистине есть великое, чудное, Божественное творение. Бог, созидая ее, не вложил зла в ее природу, но одарил всеми совершенствами, свойственными духу. Он заключил в ней законы добродетелей, способность различения, ведение, мудрость, веру, любовь…≫. Такое деление в понимании сущности души является весьма условным.

Человеческая душа мыслится как идеальная, метафизическая субстанция, интегрирующая в себе духовное и природное в человеке. Будучи невидимой, она проявляет себя через видимое тело8. В этой связи понимание ее сущности не возможно вне рассмотрения Божественного творчества мира.

Идея Божественного творения мира наиболее целостно отражена в христианской метафизике. В этой идее соотносятся между собой понятия абсолютного и относительного бытия. Поскольку мир не имеет ≪корней в самом себе≫ и является результатом Божественного творчества, он относителен. В Боге имеет место абсолютное бытие. Человек же, сотворенный по образу и подобию Бога, сочетает в себе относительное и абсолютное бытие. Он одновременно является творением (тварью) и образом Божьим. При этом абсолютное бытие в человеке соединяется с тварной сферой и соединяется так, что все присущие тварной сфере качества сохраняют свои силы9. Иначе говоря, в человеке ≪идея творения≫ имеет свое продолжение, выражающееся в подобии человека Богу. И, вместе с тем, человек является творением Бога, и в этом отношении он принадлежит миру.

В конечном итоге в человеке можно выделить две субстанциональных основы - духовную и природную. Если в духовной человек несет в себе образ Божий, то в природной он представлен, прежде всего, телесно. Такими образом, согласно христианской метафизике, духовное и природное в человеке представлено так, что первое отражается во втором. Результатом такого отражения является возникновение некоего сущностного интегратива, образующего относительно автономную человеческую субстанцию - душу.

Другими словами, душа есть сущностная человеческая целостность, возникающая в результате отражения духовного в телесном, и представляющая собой оживляющую энергетическую систему. По своей сути душа как и дух идеальны(метафизичны), однако результаты ее проявления можно наблюдать в жизнедеятельности человека.

Говоря о душе необходимо выделить сущностные различия между человеком и животным. Как жизненное начало душа есть и у животных. Однако, по совершенно справедливому утверждению св. Григория Паламы, душа животного есть жизнь тела, ее одушевленного и имеющего эту жизнь не по существу, а по действию. Эта душа ничего другого не может, кроме действия тела, и при разложении тела распадается вместе с ним10. Душа человека и душа животного качественно различные феномены и потому несопоставимы. Человеческая душа одухотворена, в ней проявляется образ Божий, в то время как душа животного есть лишь энергетический потенциал, заложенный Творцом в животного для оживления тела животного.

Исходя из идеи Божественного творения мира, можно предположить, что духовное и природное в человеке заданно изначально. Эти субстанции по большей части не имеют качественного развития, они лишь количественно изменяются (объем, содержание и др.) в онтогенезе. Возникновение же качественных новообразований имеет место в душе человека. При этом духовное и природные содержания детерминируют душевное развитие в виде развития задатков и предрасположенностей человека. Таким образом, имеет смысл говорить об онтогенетическом развитии духовного и природного применительно к развитию души человека. Именно в душе человека духовные и природные задатки и предрасположенности становятся способностями, различными психическими свойствами, процессами, качествами и др.

Сопоставляя между собой уровни существования психики, рассматриваемые в современной психологии и в области существования души, представленные в христианкой антропологии, сотериологии и Святоотеческом учении в качестве основных уровней душевного бытия, можно выделить сознательный, сверхсознательный и бессознательный. Эти уровни образуют основные области психики человека.

С позиции антропологического подхода, реализуемого в отечественной психологии, сознание есть ≪интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать предметом практического преобразования...≫. В этой связи типичным является выведение сознания из утверждения Г.В.Ф. Гегеля о том, что Абсолютная Идея, стремясь познать себя, порождает свою собственную противоположность - материю. Развиваясь и усложняясь, материя восходит к человеку, в котором Абсолютная Идея находит инструмент познания.

Принимая во внимание вышесказанное, и опираясь на разносторонний анализ философско-психологической литературы (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, Ю. В. Линник, Б. Ф. Ломов, В. И. Слободчиков, Ю. М. Шилков и др.), можно констатировать, что:

1. Сознание любого человека уникально. Оно, с одной стороны, обуславливается внешними по отношению к нему социальными влияниями, а с другой - имеет метафизический смысл, который выражается в персонализации духовного бытия. Уникальность сознания и в том, что оно обладает бесконечными степенями свободы, выражающимися в многообразии человеческих способностей и возможностей их совершенствования.

2. Сознание имеет особенность, которая выражается в том, что психологические явления предстают перед человеком в той мере, в какой они осознаются.

3. Сознание не локализуется во внешнем пространстве. Его нельзя расчленить и во времени.

Также представляются важными идеи И. Канта о том, что сознание имеет устойчивые инвариантные структуры, накладывающиеся на непрерывно меняющийся поток информации, поступающий извне13, и Г. Гегеля о социокультурном характере сознания.

Сознание по своей сути является исключительно душевным образованием, связанным с возникновением рефлексии. Рефлексия прежде всего реализуется через способность человека обнаруживать разной степени и глубины осознания собственной самости. В ней выражается функциональность сознания следовать некоторым символам, смыслы которых могут быть раскрыты в ≪терминах≫ человеческой жизни. При таком понимании сознание можно трактовать как ≪связующее≫ звено между бессознательным и сверхсознанием.

Бессознательное есть природно детерминированная область психики. В нем имеет место душевная ориентированность на телесное бытие человека или бытие, связанное с существованием группы как целостного социального организма. В широком (описательном) смысле бессознательное, согласно З. Фрейду, есть ≪те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал...≫. Бессознательное имеет два уровня: глубинное бессознательное и подсознательное. В первом случае речь идет о психическом содержании, открытом ≪соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение.... Благодаря влечениям, оно наполняется энергией, но не имеет организованности, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия...≫. Во втором случае имеются в виду психические свойства, предписывающие человеку определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны ≪инстинктов≫ и внешнего мира, и ≪наказывают его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины≫. По мнению П. В. Симонова, в сферу подсознания входят глубоко усвоенные человеком социальные нормы, ≪регулирующая функция которых переживается как “голос совести”, “зов сердца”, “веление долга”≫. При этом подчеркивается, что ≪интериоризация внешних по происхождению социальных норм придает им императивность, которой они не обладали до момента интериоризации≫.

Сверхсознание также духовно детерминированная область психики. Здесь наблюдается душевная ориентация человека на духовное самобытие. Сверхсознание связано, прежде всего, с реализацией духовной свободы человека. В этом случае проявляется ≪способность ума “разбираться” в положении и обдумывать планы, способность души зажигаться теми или иными чувствами и, наконец, способность принимать решения и осуществлять их≫. Согласно этому в сверхсознании реализуется духовная направленность человека к Богу или в ≪противоположную сторону≫. В первом случае человек переживает вершинные чувства - сострадание, терпимость, самопожертвование, добродетельность (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, смирение и др.). Все это обеспечивает достижения вершины духовного бытия - состояние любви Бога и людей. Во втором случае человек переживает глубинные чувства - страх, зависть, неприязнь, гордыню, враждебность и др. В результате имеет место ненависть как состояние отвержения, богоборения, эгоизма и др., что свойственно духовному упадку, греховному самобытию человека.

Духовная свобода в сверхсознании человека характеризует его способность к творчеству. По мнению Н. А. Бердяева, творчество есть эманация духовной свободы. В творчестве человек демонстрирует способность создавать нечто новое, ранее несуществующее.

Рассматривая творчество относительно сверхсознательной области психики, необходимо отметить его связь с сознанием человека. На это указывают представители различных психологических школ (Г. С. Батищев, С. О. Грузенберг, В. Н. Дружинин, В. В. Зеньковский, Ч. Ломброзо, Я. Л. Пономарев, П. В. Симонов и др.). Так, например, П. В. Симонов указывает на то, что: ≪функции сверхсознания и сознания в процессе творчества сопоставимы с функциями изменчивости и отбора в процессе “творчества природы” - биологической, а затем и культурной эволюции. Сразу же отметим, что сверхсознание не сводится к одному лишь порождению ≪психических мутаций≫, то есть к чисто случайному рекомбинированию хранившихся в памяти следов. По неведомым нам законам сверхсознание производит первоначальный отбор возникающих рекомбинаций и предъявляет сознанию только те из них, которым присуща известная вероятность их соответствия реальной действительности. Вот почему даже самые ≪безумные идеи≫ ученого принципиально отличны от патологического безумия душевнобольных и фантасмагории сновидений≫22.

Особую связь сверхсознания и сознания в творчестве человека отмечают православные психологи (В. В. Зеньковский, Б. П. Вышеславцев и др.). Они рассматривали творчество как атрибут духовной сферы, благодаря которому человек уподобляется Богу. Имея истоки в сверхсознании человека, творческий акт на уровне сознания выражается в порождении новых идей. Сверсознание и бессознательное в душе человека составляют основу двух заданных психологических целостностей: индивидуальности и индивида. В первой из них реализуется духовная человеческая субстанция, во второй - природная. Опираясь на христианскую метафизику в качестве первопричины индивидуальности, следует рассматривать духовные интенции как смыслы Божественного творчества, реализованные в отдельно взятом человеке, в его непохожести в духовном плане на других людей. Это есть ≪идея≫ человека, воплотившаяся в неповторимости его духовного мира, особенностях жизненного пути. Такое понимание индивидуальности в некотором роде согласуется с ее трактовкой в антропологическом подходе В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева. Рассматривая индивидуальность как один из образов субъективной реальности, определяющей духовное бытие человека, они трактуют ее через уникальность, самобытность, реализацию в свободной творческой деятельности, проявление в самоопределении, ≪самостоянии≫ и ≪самосовершенствовании≫25. Опираясь на христианскую метафизику, все эти проявления индивидуальности следует рассматривать относительно метафизической субстанции человека и искать их основу в духовных интенциях (замыслах) Божественного творчества, реализуемого в конкретном человеке.

Индивид в психологии обычно трактуется как единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его социальности. Он представляется в природных, биологических особенностях как человеческий организм. Согласно А. Н. Леонтьеву, индивид характеризуется целостностью и неделимостью человека. В этой связи А. Н. Леонтьев писал: ≪Индивид - это, прежде всего, генотипическое образование… Понятие ≪индивид≫ выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграция, их взаимное “слаживание”≫26. Таким образом, в индивиде содержится родовая общность, представленная в единичном человеке.

Онтогенетическое развитие человека предполагает влияние на индивидуальность и индивида социальной среды. Результатом такого влияния выступают психические новообразования, возникающие в результате формирования новых свойств, процессов, состояний, качеств души. Именно в этих душевных образованиях имеет место духовное и природное развитие человека. Если духовное и природное выступают заданными базисными субстанциями и реализуются в объективном бытие человека, то душевные образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, характеризуют субъективное бытие человека. В этих душевных образованиях проявляется субъектность человека. В современной отечественной психологии под субъектностью зачастую понимается ≪социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость - субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека≫27.

Исходя из того, что индивидуальность и индивид есть заданные психологические целостности человека, субъектность можно определить как продукт социализации этих целостностей. В этом случае результатом социализации индивидуальности выступает личность, а индивида - социальный индивид.

Личность можно определить как духовно-социальный феномен, представленный в сознательном существовании, то есть личность - это та область субъективной реальности, в которой духовный мир человека реализуется через социальное бытие. Здесь человек осознает себя субъектом, отличным от других. Таким образом, критерием личности выступает сознание, по наличию или отсутствию которого говорят о наличии или отсутствии личности, а по степени развития -определяют уровень развития личности28.

Социальный индивид это социально-биологический феномен. Этот феномен характеризуется бессознательной социальностью, его свойства позволяют человеку идентифицировать себя с определенной социальной совокупностью или обществом в целом. Процесс становления социального индивида во многом детерминирован индивидными свойствами человека, среди которых типические свойства занимают одно из ведущих мест. Следует сказать, что если индивидуальность является характеристикой личности, то типическое характерно для социального индивида. При этом типизация социального индивида осуществляется на основе взаимосвязи типических особенностей индивида и его социальной активности. Другими словами, речь идет о типических особенностях субъектов поведения, общения и т. д.29

Опираясь на Святоотеческое учение, христианскую антропологию и сотериологию, можно сказать, что личность и социальный индивид находят свою реализацию в трех основных формах самобытия: ≪растительной≫, ≪чувственной≫, ≪разумной≫30. Это представляется тремя силами, частями души: 1) чувствующей; 2) желательной; 3) разумной. В этой связи свт. Феофан Затворник отмечает, что ≪душа приснодвижна и на одном стоять не в силах≫, все действия души можно подразделить на три разряда - ≪мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души - мыслительною, желательною и чувствующею≫31.

Мыслительная сторона души, по мнению свт. Феофана Затворника, включает в себя воображение, память, восприятие, ≪рассудок≫; желательная сторона души состоит из воли, ≪ревности≫, потребностей, желания; чувственная сторона души рассматривается как ≪центр жизни≫, это ≪дело сердца≫, выражающееся в ≪состоянии души и тела≫, переживаемых в результате разнообразных впечатлений ≪от окружающих и встречаемых предметов, от внешнего положения и вообще от течения жизни, принуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное≫32.

На уровне самобытия личности и социального индивида указанные стороны души наполняются определенным психологическим содержанием. Мыслительная сторона души наиболее целостно представлена интеллектом человека. Интеллект является одной из философско-психологических категорий, определяющих сущность человека. Используя различные основания, исследователи по-разному рассматривают природу интеллекта, его формы и пр. Следует отметить, что в большинстве психологических теорий и концепций интеллекта преимущественно рассматривается его структура как ≪складывание≫ свойств или проявлений, сам же интеллект, как феномен, психологическое качество, оставляется за рамками рассмотрения. В этой связи вызывает интерес теория интеллекта М.А. Холодной. На сегодняшний день это, пожалуй, единственная психологическая теория, которая предусматривает некую метафизичность в структуре интеллекта и, кроме того, дает представление об интеллекте как особой психической реальности. В данном случае интеллект определяется как ≪особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения, и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего…≫. При этом под метальным опытом понимается ≪система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обслуживающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности≫.

Таким образом, в рамках этой теории данный опыт представляется в виде ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций. Ментальные структуры представляют собой систему психических образований, которые ≪в условиях познавательного контакта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения≫35. Ментальное пространство есть ≪особая динамическая форма состояния ментального опыта, которая оперативно актуализируется в условиях осуществления субъектом тех или иных интеллектуальных актов≫36. Ментальная репрезентация характеризует ≪актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективную форму “видения” происходящего)≫. В рамках субъектности человека выделенные формы ментального опыта определяют ≪изнутри≫ особенности поведения личности и социального индивида.

Особое место здесь принадлежит ментальным структурам, так как они лежат в ≪основании≫ иерархии ментального опыта. Иначе говоря, ментальные структуры - это ≪своеобразные психические механизмы, в которых в ≪свернутом≫ виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые могут ≪развертывать≫ при столкновении с любым внешним воздействием особым образом организованное ментальное пространство38, последнее же позволяет перейти к ≪ментальным репрезентациям≫39, которые имеют выраженность в трех уровнях ментального опыта - когнитивного, метакогнитивного, интенционального. Первый из них обеспечивает хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивые, закономерные аспекты его окружения. Второй позволяет осуществить непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. В третьем заключены индивидуальные интеллектуальные склонности, основное назначение которых заключается в том, чтобы предопределять субъективные критерии выбора определенной предметной области, направление поиска решения, источников информации, субъективных средств ее представления и т. д.40. Указанные уровни определяют свойства индивидуального интеллекта человека, который проявляется через интеллектуальные способности, реализуемые в сверхсознательной, сознательной, бессознательной областях психики. Желательная сторона души наиболее целостно представлена ценностно-ориентационной сферой личности и социального индивида. Ценности - это, прежде всего, специфически социальные определения

объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, то есть это система критериев, характеризующих происходящеее с человеком и вокруг него. Таким образом, в основе ценностей всегда лежат потребности человека (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Ш. А. Надирашвили, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.). В психологии отсутствует единое понимание того, что есть такая потребность. Существует более десяти дефиниций потребностей. В каждой из них фиксируется взгляд на отдельные свойства данного психологического феномена. Так или иначе потребности определяют побуждения человека, они дают изначальный импульс любой человеческой активности (деятельности, поведения, общения, познания). В потребностях всегда проявляется развертывания человеческой активности на объект удовлетворения. В этой связи все потребности можно классифицировать на ≪биологические≫, ≪социальные≫, ≪духовные≫. В каждом из классов проявляется душевная ориентированность человека. Так, ≪биологические≫ и ≪социальные≫ потребности связаны с природным существованием, ≪духовные≫ направлены на духовное бытие человека. Принимая это во внимание, потребности можно представить либо как бессознательные, либо как сверхсознательные психические образования. При этом, рассматривая потребности относительно душевной организации человека, их качественное возникновение следует отнести к социализации человека, то есть представить как результат влияния среды на развитие импульсных побуждений духовной и природной субстанций. Согласно сказанному, потребность можно определить как психическое свойство, характеризующееся переживанием состояния переживания ≪нужды≫, нехватки чего-то, к чему существует стремление.

Детерминируя нравственные и моральные ценности, потребности определяют специфику социального активности человека. При этом нравственные ценности характеризуют духовный потенциал человека и определяют личность. Моральные же ценности выполняют социально адаптивную функцию, присущи как личности, так и социальному индивиду и определяются обобщенными социально выраженными потребностями большинства членов социальной совокупности. Другими словами, данные ценности отражают обобщенные жизненно важные потребности той социальной среды, к которой принадлежит человек. Они находят свою выраженность в нормах ≪сознательной≫ и ≪бессознательной≫ морали. ≪Сознательная≫ мораль характерна для личности, в то время как ≪бессознательная≫ -для социального индивида.

В ≪бессознательной≫ морали ведущую роль играют ценности той социальной среды, в которой изначально формировался социальный индивид человека (семья и др.). Первоначальные социальные группы часто становятся образцом для человека, ориентируясь на которые он строит свою жизнь. Следовательно, человек, живя в определенной социальной среде, превращает ее ценности в свои и испытывает успешность в зависимости от достижений, соответствующих данным ценностям, устремлений. Одновременно с этим каждый человек, включаясь в жизнь новой социальной группы, вносит в нее ранее усвоенную систему ценностей, что может привести к конфликту индивидуальных потребностей.

В результате разрешения конфликта сохраняются лишь те потребности, которые характерны для большинства членов новой группы. Они образуют потребностный профиль группы и определяют конвенциональные ценности. Наиболее часто ценности социального индивида отражаются в социальных установках. Согласно последним, поведение человека возникает и протекает на стыке потребностей индивида и воздействия актуальной им ситуации41. Таким образом, поведение социального индивида носит установочный характер. Оно во многом проявляется в характерных для определенного социума реакциях его членов на различные ситуации.

≪Сознательную мораль≫ определяет объективация социальных установок, порождающая систему отношений человека к различным социальным объектам (семья, родина, культура и т. д.)42. Выступая в виде социальных аттитюдов, они придают целесообразность установочному поведению, рационализируют поступки человека и устанавливают взаимосвязь между ≪я хочу≫ - ≪так должно быть≫ - ≪все, что я делаю, разумно≫. Социальные аттитюды составляют индивидуальную мораль личности. Содержание нравственных ценностей детерминировано духовными потребностями человека. Образуя индивидуальную нравственность личности, эти ценности имеют свою выраженность в виде нравственно-смысловых конструктов. Являясь разновидностью личностных конструктов, нравственно-смысловые выступают критериями, характеризующими индивидуальный мир человека, обусловливают мотивацию человека в конкретной поведенческой ситуации, представляют категориальные шкалы, служащие для оценки личностью объектов действительности по значимым параметрам45. Нравственно-смысловые конструкты, характеризуя нравственную ориентацию человека, обладают дихотомией, задавая, таким образом, границы духовности человека, реализуемой через социальное бытие. В зависимости от этих конструктов вырабатывается система индивидуальных нравственных принципов, норм, правил жизнедеятельности человека.

Говоря о желательной стороне души, возникает необходимость затронуть определение воли как составляющей данной стороны. В христианской антропологии понятие ≪воля≫ рассматривается во взаимосвязи с понятиями ≪желание≫, ≪влечение≫, ≪страсть≫.

В современной психологии понятие ≪воля≫, ≪желание≫, ≪мотивация≫ также четко не разделены. Зачастую воля поменяется или отождествляется с мотивацией, при этом понятия ≪желание≫, ≪стремление≫, ≪хотение≫, ≪мотив≫, как правило, пересекаются и различаются лишь в основном по степени осознанности. Рассматривается воля и как потребность преодоления препятствий. Такой подход к пониманию воли навряд ли можно считать правомерным, если рассматривать человеческую сущность как с позиции христианской метафизики, так и в целом с позиции Священного Писания. Воля, как и свобода, есть атрибут духа, и в этом случае человеческая воля есть эманация Божественной воли. В человеческой воле проявляется Образ Божий. Поэтому сводить волю к мотивации и еще более к потребности есть заблуждение. Воля, конечно, имеет свое присутствие в человеческой душе, однако она выходит за границы какой-то отдельной стороны души, воля входит во все одухотворенные душевные образования. В желательной стороне души воля естественно связана с духовными потребностями человека и, таким образом, детерминирует соответствующую мотивацию. Чувственная сторона души раскрывает содержание чувственно-эмоциональной сферы человека. В христианской антропологии и Святоотеческом учении данная сторона связана с сердцем и выступает духовным центром всей жизни человека. Святые отцы указывают на то, что сердце способно мыслить и оно является вместилищем чувств, ему присущи радость, скорбь, страх и т. д. Как писал святитель Феофан Затворник, ≪сердце телесное есть мускулистый серчак - мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг для ума≫. Святые отцы отмечают, что в глуби не сердца сокрыта любовь. В нем Бог открывает себя человеку.

Таким образом, чувственная сторона является системообразующей стороной души, она выступает основанием для мыслительной и желательной сторон. ≪Тогда как умом человек хочет все собрать в себе, а волею - себя выразить вовне, сердце пребывает в себе и вращается внутри не исходя. Видно, что оно лежит глубже тех сил деятельных и составляет для них как бы подкладку или основу≫, - писал святитель Феофан Затворник.

Психологическое содержание чувственной стороны души составляют эмоции и чувства человека. В эмоциях имеет место душевная ориентация на природную субстанциональную основу человека. Они представляют собой психические состояния, детерминированные ≪пользой≫ или ≪угрозой≫ для человека внутренней или внешней объективной реальности. В таких состояниях либо мобилизуются энергетические ресурсы в ситуациях связанных с опасностью физического или социального существования человека, либо демобилизуются в ситуациях покоя.

Эмоции всегда отражаются во внешнем облике человека через мимику, жесты, взгляд, запах и т. д. Они, как правило, связаны с ощущениями человека. В основном эмоции характеризуют реактивность поведения социального индивида. Чувства характеризуют душевную ориентацию на духовную субстанцию человека. В них отображаются низменные или вершинные переживания, связанные с духовным бытием личности. В низменных чувствах имеет место эгодоминатность личностного самобытия. Это переживание гордыни, зависти, мстительности, неприязни, отчуждения, тщеславия и др. Они связаны с ценностной ориентированностью человека на телесное и социальное существование, во многом они являются результатом ≪прельщения благами видимого физического мира≫ (прелести). Такие чувства определяют греховность личностного самобытия и, в конечном итоге, приводят к ненависти как интегративному состоянию человеческой души. В вершинных чувствах человека реализуются смысловые устремления к Богу. Они предполагают переживания бесстрастия, смирения, покаяния, благодарности и благоговения к Богу, нестяжания, терпимости, сострадания, кротости. В них реализуется христианская нравственность, ориентированность на соблюдение законов Божиих. Эти чувства детерминируют состояние человеческой души, вершинное ее одухотворение - любовь. Признаками любви является радость, внутреннее просветление, воодушевление, общность чувств. ≪Духовная любовь не зависит от внешних условий: она приходит таинственным путем от Бога и влечет сердце человека к своему Первоисточнику. Поэтому человек ощущает все большую и большую жажду общения с Богом≫. Наиболее целостно любовь представлена в вере как системообразующем интегративном душевном образовании, направляющем человеческую деятельность, поведение, общение, познание Бога. Рассмотренные стороны человеческой души определенным образом раскрывают содержание сверхсознательной, сознательной, бессознательной областей психики. В этом отношении их исследование определяет человеческую душу как научную категорию и позволяет рассматривать ее в качестве научного предмета психологии.

А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие экспериментально-психологической лаборатории (Германия, Лейпциг) В.Вундт. Он изучал сознание с помощью манометра (какое количество отдельных впечатлений может вместить манометр). Есть единый опыт, но изучать мы его можем по-разному. Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Первый из этих факторов – объект познания, второй – познающий субъект. Объекты познания изучает естествознание, а психология изучает все содержания нашего опыта в его отношениях к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в этот опыт последним. Метод – эксперимент + интроспекция. Но не вся психика поддается экспериментальному исследованию (только простейшие психические процессы – ощущения, представления, время реакции, простейшие ассоциации и чувствования). Исследование ВПФ и психического развития требует других методов. Предмет психологии – непосредственный опыт. Объект – сознание.

Основания:

В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (поднял руку – причина: принял решение поднять руку). Т.е. причина дана непосредственно (изначально).

Интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде, без искажений.

Три цели программы Вундта:

Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивают связь между элементами, синтез элементов сознания.

Представления (следы ощущений).

Выяснить, в каких взаимоотношениях находятся эти элементы. Законы связи элементов:

1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях) – цельное чувство, частичные, простые.

2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма).

3. На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни:

Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.

Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.

Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.

Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной

Свойства сознания:

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания).

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это может быть непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Явления внимания и явления сознания в целом представлялись В. Вундту однородными. Для разграничения он использовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения.

Основные процессы сознания:

Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания (восприятие в более обширном объеме сознания).

Апперцепция (восприятие, попадающее в фиксационную точку внимания) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

Б) Динамическая психология сознания. У. Джемс: надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, акт зрения – фунуционализм. Сознание не структура, а процесс. Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы, состояния сознания сменяются в нем одно другим.

Свойства потока сознания:

Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (каждая мысль связана со всеми мыслями, сознание принадлежит кому-то).

В границах личного сознания его состояния изменчивы (ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться; тождественен воспринимаемый нами объект, а не наши ощущения).

Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений – поток.

Пример: Сознавание грома сливается с сознаванием предшествующей тишины, которое продолжается: мы слышим не просто грохот, а грохот, внезапно нарушающий молчание и контрастирующий с ним. Наше ощущение грохота при таких условиях совершенно отличается от впечатления, вызванного тем же самым грохотом в непрерывном ряду других подобных шумов.

Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые, направляют поток в целом.

В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени.

Г) З. Фрейд: сознание – небольшая часть ума, она включает то, что мы сознаем каждый момент.

Д) Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, наиболее высокий - уровень сознания. А.Н. Леонтьев: сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мере усложнения общественных отношений. Сознание - это отражение действительности, ее объективных, независимых от субъективного состояния свойств. Происходит формирование устойчивой картины мира. Беспристрастность сознания – отражение мира «самого по себе», независимо от потребностного состояния субъекта.

Обязательным условием формирования сознания являются:

Трудовая деятельность – в ней внимание направлено на удовлетворение общественных потребностей, т.е. деятельность всего общества. Деятельность человека становится его сознательной деятельностью.

Язык - истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со - знание, т.е. совместное, общественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет обобщенное предметное значение. (Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга).

Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

Чувственная ткань сознания

Чувственные впечатления, чувственные образы.

Основная функция чувственной ткани сознания - создание «чувства реальности» внешнего мира. Благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий вне сознания. Пример: А.Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минёрами, которые потеряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное состояние - «утрату связи с реальностью».

Чувственная ткань - необходимая, но второстепенная образующая сознания. Пример: слепые люди (нет визуальной составляющей чувственной ткани сознания) также, как и зрячие, обладают сознанием.

Значение

Не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д.

В универсальных значениях в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов.

При несовпадении культурного опыта могут быть разные значения для разных людей.

Значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. За счет положения в системе индивидуальных значений слова приобретают коннотации (дополнительные значения), которые не зафиксированы в словарях. Пример: слово «немец» еще долго после окончания Второй мировой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями «враг».

Личностный смысл

Фиксация, чтó то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Пример: рассуждать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно принимать меры по ее искоренению, и стать жертвой уличного ограбления – сразу приобретается иной личностный смысл.

Придает пристрастность сознанию и делает его «моим», т.к. личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.

Таким образом, «сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла – значения для индивидуальной жизни».

С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

Построение отношений;

Познание;

Переживание.

Свойства сознания как функционального органа:

Реактивность;

Чувствительность;

Диалогизм;

Полифоничность;

Спонтанность развития;

Рефлексивность.

К основным функциям сознания относятся следующие:

Отражательная;

Порождающая (творческая, или креативная);

Регулятивно-оценочная;

Рефлексивная;

  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).

    Сейчас сознание уже не является отдельным предметом изучения. Сознание – в рамках мышления, познания.

    Сознание как предмет научной психологии.

    Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, наиболее высокий - уровень сознания . А.Н. Леонтьев: сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мере услож­нения общественных отношений. Сознание - это такое отражение действительности, ее объективных, незави­симых от субъективного состояния свойствах. Происходит формирование устойчивой картины мира. Беспристрастность сознания - отражение мира «самого по себе», независимо от потребностного состоя­ния субъекта.

    По А.Н. Леонтьеву, главные предпосылки возникновения созна­ния

      совместный труд, включающий в себя разделение тру­довых функций . Пример: первобытные племена. Часть членов племени должна остаться дома и продолжать заниматься своим делом – вести хоз-во, делать оружие - ожидая, что охотники поде­лятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а не съесть все на ме­сте. И тем и другим необходимо сознание , иначе они просто одича­ют и вернутся к животной форме существования. «Действие» по Леонтьеву возникает, когда предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Действие на­правляется не напрямую на мотив, побудивший его деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Важно, что деятельность - социально «разделенная», это требует представления о целях действий и мотивах других людей - участ­ников совместной деятельности. С возникновением целенаправлен­ного действия , таким образом, складывается объективная необходи­мость и возможность сознания.

      язык. Язык человека- истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со - знание, т.е. совместное, об­щественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет обобщенное предметное зна­чение. (Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга).

    Таким образом, «созна­ние обязано своим возникновением происходящему в труде выде­лению действий, познавательные результаты которых абстрагиру­ются от живой целостности человеческой деятельности и идеали­зируются в форме языковых значений», - пишет А.Н. Леонтьев. Развиваясь и совер­шенствуясь, сознание достигает формы самосознания , в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.

    Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл (Леонтьев)

    3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.

    чувственная ткань сознания

    Чувственные впечатления, чув­ственные образы.

    Основная функция чувственной ткани сознания - создание «чувства реальности» внешнего мира. Бла­годаря ей мир выступает для субъекта как существующий вне сознания. Пример: А.Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минёрами, которые по­теряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное со­стояние - «утрату связи с реальностью».

    Чувственная ткань - не­обходимая, но второстепенная образующая сознания. Пример: слепые люди (нет визуальной составляющей чувственного ткани сознания) также, как и зрячие, обладают сознанием.

    Значение

    Не только значения слов языка, но и зна­чения событий, состояний и т.д.

    В универсальных значениях в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов.

    При несовпадении культурного опыта могут быть разные значения для разных людей

    Значения не существуют изолированно, а объединя­ются в сложные системы. За счет положения в сис­теме индивидуальных значений слова приобретают коннотации (дополнительные значения), которые не зафиксированы в словарях. Пример: слово «немец» еще долго после окончания Второй ми­ровой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями «враг».

    (Генезис, строение и функционирование конкретных систем значений изучает психосемантика. С помощью метода построения субъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей или представителей определенных социальных групп).

    Личностный смысл

    Фиксация, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Пример: рассуж­дать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно прини­мать меры по ее искоренению, и стать жертвой уличного ограбления – сразу приобретается иной личностный смысл.

    Придает пристрастность сознанию и делает его «моим», т.к. личностные смыслы отражают опыт индивиду­альной деятельности.

    Таким образом, как пишет А.Н. Леонтьев: «Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: ре­альность мира, представленную в чувственной ткани, опыт челове­чества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла - значения для индивидуальной жизни».

    Явления и свойства сознания В.Вундту.

    Вильгельм Вундт (1832 - 1920):

    Изучал ощущения и мышечные движения

    Столкнулся с вли­янием на физиологические процессы психических факторов

    Пред­ложил изучать психологию экспериментальными методами и поставил задачу - экспериментально выявить структуру сознания

    В 1879 году создал в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным цен­тром психологических исследований.

    Провоз­гласил апперцепцию - некий центр всей сферы сознания, расположен­ный в лобных долях мозга - универсальным объяснительным принципом психологии.

    Структурные элементы сознания по Вундту - ощущения, чувства и сенсомоторные реак­ции , которые объединяются волей.

    Свойства сознания

    1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

    2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

    3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться

    По Нурковой,подробнее

    Явления внимания и явления сознания в целом представлялись В. Вундту однородными. Для разграничения он использовал метафору зрительного поля : наиболее отчетливо воспринима­емое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точ­ ке, менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание - «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии области содержаний, ограниченной по сравнению со всем полем сознания». Внимание, по В. Вундту - одна из харак­теристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

    В своих опытах по изучению сознания Вундт установил:

    Объем сознания составляет около 6 ассоциативно связанных объектов

    Количественная мера V сознания (в эксперим-х) – мелодический ряд, включающий разное количество тактов

    Сам эсперим-т: Вундт давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из 1,2,3 и т.д. тактов. Такты могли быть двухдольными (тик-так), трехдольным (вальс – раз-два-три) и т.д. Специально сосчитывать такты было запрещено. После предъявления одного ряда, сразу давался другой. Испытуемый д.б. сказать, есть ли ощущение равенства рядов или нет. Верные ответы давались при 8 двудольных, 6 трехдольных, 5 четырехдольных тактов. Но наиболее отчетливым был такт, воспринимаемый в данный момент, следующие – уже менее отчетливы и т.д. вплоть до полного исчезновения ощущения. (Если удар был уже настолько давно, то «впечатление» от него исчезает, т.е. оно погрузилось под порог сознания . При обратном процессе – впечатление поднялось над порогом сознания . Т.о. условия объединения состоящего из разнообразных частей целого: объединение возможно до тех пор, пока ни одна составная часть не погрузилась под порог сознания.)

    Вывод: в фокусе сознания находится только тот такт, который воспринимается в данный момент, остальные удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.

    Измеряя V узкой зоны поля сознания (это и есть внимание по Вундту), он предъявлял испыт-м матрицы со случайным наборами букв или изолированных звуков, которые не удавалось объединить в такты. В этом случае испытуемые могли ясно различить только 6 элементов =>

      постоянный V сознания – это 6 целостных сложных элементов, ассоциативно связанных между собой

      V внимания – 6 изолированных элементов

    Наглядная демонстрация действия внимания – многобуквенные слова. Ех, достопримечательность . Его длина – 21 буква, однако мы можем мгновенно его осознать. По Вундту, внимание не охватывает все слово сразу, а только 6 букв в каждую ед времени – то есть ограниченную часть целого, но от которой психическое сцепление элементов переходит к «периферийным» областям сознания. (ассоциативная связь фокуса (внимания) и периферии дает нам возможность осознать целое.)

    Вундт использовал термины Лейбница для описания фокуса и периферии сознания.

    Перцепция – вхождения содержания в сознание. Апперцепция – вхождение этого содержания в фокус сознания (сосредоточение именно на этом содержании).

    Также он отмечал:

    Наша способность к осознанию не постоянна, а зависит от хар-ра воспринимаемого материала

    Если воспринимается набор не связанных друг с другом элементов – объемы внимания и сознания совпадают

    Если множество взаимосвязанных элементов – то сознание «расширяется»: апперципируемое(то, что в фокусе) и перципируемое (за пределами внимания, периферия) сливаются.

    Подробнее о зрительном поле:

    Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в фиксационной точке сознания (blickpunkt), остальные - в зрительном поле сознания (blickfeld).

    Зрительное поле можно представить - область, окружающую фиксационную точку, которая непрерывно тускнеет по направлению к периферии. Пока не соприкоснется с порогом сознания.

    Точка фиксации сознания – идеальное сосредоточение центральной области, внутри которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. Для центральной части зрительного поля сознания, прилегающего к внутренней фиксационной точке принимается термин – фокус внимания – впечатления и иные содержания, которые в данное мгновение отличаются от остальных содержаний особенной ясностью.

    В.Джеймс.

      Амер. Психолог и философ (1842 - 1910)

      Говорил о целостности и динамичности сознания, отвергая его членение Вундтом на ощущение, образ, чувство

      Поэтому ввел термин «поток сознания»

      1875 – созданная им первая американская психологическая лаборатория

    По Нурковой:

    Его интересовала проблема колебаний внимания . Считал, что произ­вольное внимание не может продолжаться долее нескольких секунд. Хорошая иллюстрация – рисунок Жена или Теща (нуркова, рис.6):

    Если просто смотреть – изображения будут меняться друг на друга, «перемигиваться»

    Если начать пересчитывать морщины «тещи» или ресницы «жены»,например, - можно устойчиво удержать внимание на одном из объектов – то есть все время развивать свой объект внимания, смотреть на него с новой стороны

    Именно с последним замечанием Вундт связывал гениальность – гению никогда не наскучивает его занятие, он все время воспринимает его по-разному

    Джеймс говорил о явлении преперцепции : мысленное ожидание наступающего явления. По Джеймсу, преперцепция – это половина перцепции. Готовность психики избирательно воспринимать один тип информации и отвергать другой – потом получило развитие в когнитивной психологии.

    Джеймс предложил классификацию внимания. Выделил 6 видов по критериям:

    Произвольности

    Направленности (на внеш или на внутр мир субъекта)

    Способу связи акта внимания с наличным мотивационным состоянием (непосредственно или через ассоциативную связь – опосредствованно)

    - Чувственное внимание:

    - Интеллектуальное внимание, (также)

    Непроизвольное опосредствованное

    Непроизвольное непосредственное

    Произвольное опосредствованное

    Примеры:

    Спешащий на работу человек вдруг замирает у витри­ны магазина, увидев на обложке одного из журналов фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен. - -чувственное непроизвольное опосредствованное внимание.

    Выпускник института мысленно продумывает порядок разгово­ра с потенциальным работодателем, от успеха которого зависят его дальнейшие служебные перспективы, - - интеллекту­альное произвольное опосредствованное внимание.

    Свойства потока сознания:

    1.Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (каждая мысль связана со всеми мыслями)

    2.В границах личного сознания его состояния изменчивы (Ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться; тождествен воспринимаемый нами объект, а не наши ощущения).

    3.Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений – поток .

    Пример: Сознавание грома сливается с сознаванием предшествующей тишины, которое продолжается: мы слышим не просто грохот , а грохот, внезапно нарушающий молчание и контрастирующий с ним. Наше ощущение грохота при таких условиях совершенно отличается от впечатления, вызванного тем же самым грохотом в непрерывном ряду других подобных шумов. Едва ли можно найти в конкретном реальном сознании человека ощущение, настолько ограниченное настоящим, что в нем не нашлось бы ни малейшего намека на то, что ему предшествовало.

    4.Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом. (связано с преперценцией)

    Основные метафоры и свойства сознания

    Предпосылки. Декарт: критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания). Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Но сознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознания как предмета науки. Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельности ума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можно изучать сознание.

    Психология сознания

    Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

    Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

    А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

    Свойства сознания

    1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

    2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

    3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

    Основные процессы сознания.

    Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

    Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

    3 цели программы Вундта:

    Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

    На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

    1. Элементы сознания:

    Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

    Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

    2. Законы связи этих элементов.

    1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)

    Ц Ц - цельное

    Ч Ч Ч - частичные

    П П П П П П П П П - простые

    2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

    Отношения:

    Принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

    3. Законы душевной жизни:

    Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.

    Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.

    Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.

    Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.

    В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.

    Б) Динамическая психология сознания. У.Джемс: Сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Выделил 2 вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые (метафора полета птицы). Свойства потока сознания: непрерывность, изменчивость, невозможность “войти в одну и ту же реку”.

    Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим.

    Свойства потока сознания:

    Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то).

    В границах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

    Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

    (а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

    б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

    Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

    Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

    В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

    Характеристики внимания.

    Интенсивность внимания

    Продолжительность во времени

    3. Особенности “психологии сознания”:

    1) точное определение предмета и метода;

    2) Т. Кун (США) признаки нормальной науки для своего времени: теоретическое представление предмета, выделение его свойств, ряд объяснительных понятий;

    3) заявление о своей специфике по отношению к естественным (предмет - сознание) и гуманитарным (предмет - индивидуальное сознание) наукам.

    Когда сознание проявляет усилие, оно выступает как структура. Если не делать никаких специальных усилий, в сознании сами собой, непроизвольно проносятся впечатления.

    В XVIII в. место души заняли явления сознания , то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в себе, оборачиваясь на свою “внутреннюю душевную деятельность”. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное.

    В начале XVIII в. вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

    В середине XVIII в. сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли ). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX в. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

    Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Основным методом является интроспекция.

    Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у А. Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма “конструктивной ассоциации” на основе проб и ошибок.

    Для Г. Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Приоритетным методом исследования остается интроспекция .

    Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты , гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения . Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

    Непосредственный опыт как предмет психологии

    Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела программа, разработанная В. Вундтом . Уникальным предметом психологии, по Вундту, является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

    Интенциональные акты сознания как предмет психологии

    Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты (“действия”), которые производит субъект (акты представления, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает “направленность на” интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то