Приемы импровизации. Импровизационные упражнения для повышения навыков коммуникации. Партия баса на гитаре

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня.»

Марк Твен

Не знаю у кого как, а у меня ночь за окном. Поэтому, доброй ночи, товарищи. Не спрашивайте, чего мне не спиться, еще как спиться, но днем и даже вечером нет возможности нам с вами пообщаться. Но главное, что сейчас мы встретились. Так вот, сегодня, у нас не романтическая тема, а просто нужно-интересная. Хочешь узнать, как научиться импровизировать в повседневной жизни и перестать бояться вопросов в диалогах, а также выступлений на сцене? Тогда правильно сделал, что заглянул в нашу беседку.

Чего желается

Я правильно понимаю, что тебе хочется говорить без пауз, не теряться при обсуждении не знакомой темы и вменяемо отвечать на вопросы, так сказать из зала? Это достижимо. Скажу сейчас и буду повторять далее, импровизация в разговоре, требует такой же постоянной практики, как и любое другое действие по принципу «ЗУН»: знания – умения – навыки. Ты узнаешь теорию, применяешь, коряво, в жизни в первый раз, и с каждым новым подходом и повторением, у тебя вырабатывается автоматическая реакция в нужный тебе момент. Это уже навык. Упражнения, приведенные ниже по тексту – обязательны к большому количеству тренировок, до получения нужного результата.

Для чего она нужна

Давай рассуждать вместе, что нам дает выше названый навык. Учит непринужденно вести беседу? Учит. И это плюс. Когда ты не переживаешь о выступлениях при большом скопление людей - это здорово? Да! Плюсуем. Ведя сухой технический или презентационный монолог, заметив, что публика стухает, ведь классно уметь с ходу перестроиться, и рассказать байку из жизни, чтобы вернуть внимание аудитории. Уже 3 «за». Пока не отошли от массовой работы с публикой, умение импровизировать помогает нам не «батанить» материал доклада на полную толщину книжки, а дает возможность, оперируя 10-30 ключевыми словами, довести до заказчика или потенциального клиента основную суть. Четыре. И пятое с шестым это то, что есть на поверхности всегда в жизни: легко отвечаем на любые вопросы и устраняем паузы-ступоры, когда от нас ждут нашего мнения.

Убедил? Или есть что забыл из причин? Напиши в комментариях.

Что делаем

Техник, для речевой раскрепощённости, довольно много, и они разного уровня вхождения. Сейчас мы с тобой поговорим о доступных, не требующих глубоких знаний с твоей стороны, и которые можно практиковать по всюду.

Мне очень помогает в этом деле моя зависимость от чтения. У меня для этого есть десятилетний смартфон, нокейка E71, с очень удобным по размерам экраном, который со мной постоянно. Я читаю в очередях, ожидая кого-нибудь в машине, в дороге пассажиром, в ванне, ложусь и засыпаю с электронной книжкой в руке. К чему это я, к тому что информация из книг: диалоги, сюжеты, описание поступков героев, шутки, юмор, не единожды помогали мне в жизни.

Так вот, скажу банальность, но так и есть — чтение разноплановой литературы и просмотр фильмов, художественных или документальных, если это делать с небольшой постановкой в мозге – запоминать, то что может использоваться в разговорах – наша палочка-выручалочка.

Снова не буду оригинальным. Чем больше вы общаетесь с незнакомыми людьми, в транспорте, в магазине, по профилю работы и так далее, и чем более разнообразные темы – ваша копилочка спонтанности пополняется подсознательно.

Как упражнение, можно специально заводить разговор о далеких вам сферах, и пытаться не терять логическую мысль рассуждения. Быть может, ваш собеседник в ней профи, и ты почерпнешь новое и полезное для себя.

Все мы немножко актеры

Собеседование

Однажды, я проходил собеседование в одну гос. лавочку, с очень, как он сам думал, «гениальным» начальником. Должность, что-то связано работой с патриотическими клубами города, на уровне их администраций. А отбор он сделал, как на заместителя С.В. Лаврова. Там были тесты, опросники, даже на IQ был тест в онлайне. В общем мужику вообще не чего было делать по своим должностным, вот он и развлекался с кандидатами как мог. И крайний этап был общение на стороннюю тему, мне попалось, что-то наподобие «Охрана папуасов в северных регионах Малайзии». Так как я уже довольно долго работал с молодежью, то язык у меня был подвешен, и я что-то да наговорил в ответ. Но признаюсь, был удивлен. Для 2007 г. такое на собеседование было в новинку. Далее, я не раз встречал задачи на этапе отбора, по типу «продай мне эту ручку», но было уже легче. Я был готов к этому.

Вот так же и ты, сам себе назначай тему собеседования и рассказывай. Перед зеркалом будет вообще здорово, будешь отслеживать еще и мимику с руками. И чем сложнее она будет, тем больше мозг начнет работать и генерировать варианты.

Пара-тройка слов

Следующее упражнение такое: берешь 3 абсолютно разных слова, на пример: банан, Ирак, шкатулка, и начинаешь рассказывать историю о них. Цель – пару минут речи и чем меньше бреда будет, тем выше ставь себе оценку.

Побудь Гоблином

Помнишь фильмы 90-ых с гнусавым переводчиком? Или уже современные, в озвучке Дмитрия Пучкова. Так вот от тебя, требуется то же самое.

Нам подойдут любые, не мыльные сериалы. Отключаешь звук, и начинаешь озвучивать героев, на свое усмотрение. К примеру, парни из сериала Друзья, вместо вечеринки обсуждают таяние льдов Арктики или смену правительства в ЮАР. Хорошо так обсуждают, подробно. 😉

Вечные вопросы тебе в помощь

Рассуждение на тему вечных проблем человечества по типу: куда подевались эти, долбанутые ключи или есть ли жизнь на Марсе, так же пополнят твой опыт по риторике. Держи стартовый список:

  1. Почему люди часто не понимают друг друга.
  2. Какие будут открытия в будущем.
  3. От чего будет конец света.
  4. Кто и зачем рисует круги на полях и почему на полях и почему круги
  5. Что такое русский менталитет и почему мы всем помогаем в мире, а нас никто не любит.

Сначала было слово

Открываешь не художественную книгу, ищешь глазами трудное, не знакомое слово, закрываешь литературу, и складно фантазируешь — что бы выбранное слово могло значить? Рассказ на 1,5-2 минуты. Потом читаешь, верно ли ты трактовал значение? Если нет, то уже после понятия реального смысла, так же закрываешь книгу и уже 3 минуты повествуешь повторно, зная точную суть выражения.

Учимся быстро набрасывать синонимы и ассоциации с одним словом или темой. Даю пример, мир:

  • свобода
  • Земля
  • народ
  • благодать
  • доброта
  • Солнце
  • семья
  • дружба
  • перемирие
  • космическая станция

Количество должно тебя радовать. Тренируем интеллект.

Привлекаем реципиента

Если не знаешь, что говорить – пускай говорит собеседник! Люблю это правило. Научись непринужденно втягивать партнера в проблему повествования, передавая тому слово в «трудный» момент. У тебя как раз будет время обдумать свои слова, после реплик партнера. Да и поощряй собеседника, к высказыванию своего мнения.

Можно так же использовать закрытые вопросы, требующие однозначного ответа, чтобы привести оппонента, к нужной тебе реакции в конце разговора.

«Каждый из вас знает, что поезда идут дольше, чем летит самолет, верно? Да, железной дорогой дешевле, но наш главный ресурс, это время, которое мы с полна экономим используя воздушный транспорт. И быть может, пока один едет на переговоры, второй прилетев уже, подпишет заветный договор первым. Ведь, мы знаем, что работаем для увеличения нашего благосостояния».

Другими словами принцип игры «горячая картошка» — вам вопрос или обращение, вы пару предложений и встречный вопрос или желание выслушать мнение окружающих, как бы возвращаете «мяч» от себя.

Я не узнаю вас в гриме

Упражнение на разные темпераменты. Каждый день одеваешь на себя с утра разный образы. День беззаботный весельчак, другой задумчивый скряга, после юморист, далее начальник. И пробуешь соответствовать выбранному стилю сутки. Манеры, мимика, речевые обороты, вот как тебе кажется должен выглядеть и что говорить подобный персонаж, так и действуй. Очень сильный тренинг, если будешь придерживаться правил.

Слово за слово

Крайнее на сегодня упражнение, это новые фразы из крайних слов предыдущего предложения. И высший пилотаж, в конце прийти к последнему слову из первого предложения. Пример по ходу нашего общения — посмотрел на заставку на экране, с летнего отпуска иии... поехали:

«Люблю бывать на море. Море дает заряд бодрости и здоровье. А здоровье, как известно, не купишь ни за какие деньги. Но деньги всего лишь инструмент успешной жизни. И жизнь наша не всегда складывается так как нам бы хотелось. Хочется бывать за границе по чаще? Чаще исполняйте дополнительные задачи в повседневной работе. Работодатель, оценит ваше усердие, и вас, возможно, премируют путёвкой на море.»

Тяжело устно так делать, начинай записывать. Написал 10-15 предложений — прочитал. Проговорил в слух по памяти.

Резюме

Хороший импровизатор, как опытный водолаз, без паники работает и принимает решения в любой критической ситуации. Зацепился снаряжением за сеть — выверенным движение достаём нож, и устраняем зацеп. Так же и ты в диалоге, должен быть готов к любому повороту событий.

Пару слов о бредогенераторе. Очень распространен как оружие пикаперов, при соблазнении. Когда начинаешь нести чушь и пытаешься сам в это поверить, и склонить свой объект соблазнения к такой же точке зрения. Работает с малолетками, пьяными, и не далекими людьми. В общем словесный бред, можно очень с натяжкой считать начальным этапом в освоении ораторского искусства. И рекомендую на нем не задерживаться.

Импровизация в разговоре и в жизни, это не устный спам о чем угодно, а выдержанная линия повествования. Кстати, а ты знаешь, от куда пошло слово спам? Я не так давно узнал, и честно признаться, удивился. Напишите свое мнение, а я поделюсь своим.

В деловых кругах, не считается плохим тоном, сказать, что вы возьмёте паузу, перед ответом, что бы взвесить приемлемые варианты и выдать продуманное решение. Это так же нормально. Пользуйтесь такой уловкой и в повседневной жизни. Я пользуюсь.)

Надеюсь, что тебе было интересно и ты подпишешься на новости и поделишься ссылками в социальных сетях с друзьями. Не стесняйся приглашать их на наши беседы. Большой коллектив нам только в радость!

Если ты глубоко увлечешься развитием импровизации и ораторским мастерством, то очень рекомендую к прочтению . Автор очень хорошо и понятно пишет. Не буду хитрить, многие упражнения взяты от него, так как они реально работают. Красиво излагать свою мысль и быть приятным собеседником, не самое последнее оружие, которое можно применить в соблазнение. Поверь мне 😉 .

До скорых встреч, мой говорливый друг!

«- У тебя есть стратегический план дальнейших действий, мой мальчик?

Да. Называется импровизация.»

Жить по написанному сценарию, без импровизации, скучно. Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда что-то пошло не по плану. И как себя ведет при этом творческий человек? Что он выбирает: стушеваться и пустить дело на самотек или включить воображение и действовать, сочиняя сценарий на ходу? Конечно, второй вариант.

Есть люди, которые категорически не приемлют необдуманные поступки и незапланированные изменения. Они в критической ситуации предпочитают пользоваться выверенным отходным путем и часто заранее составляют несколько его вариантов.

Но если жизнь заставляет действовать незамедлительно, а как выбрать наилучший путь, неизвестно, тогда способность к импровизации станет палочкой-выручалочкой. Но как научиться импровизировать?

Виды импровизации

Искусство импровизации можно развить. Некоторые люди достигают удивительных результатов. Что особенно ценно, импровизатор, даже имея в запасе какие-то заготовки, всегда учитывает то, где и когда он выступает. Этот сиюминутный ответ на обстоятельства, будь то наигранная мелодия, речь с трибуны или танец, не обязан быть совершенством. Его ценность именно в точности соответствия моменту.

Чтобы понять, как научиться импровизировать на сцене, для начала следует хорошо понимать обстоятельства. Примером могут служить актеры: неожиданное событие или накладка в спектакле вынуждает всех подстраиваться под него, сохраняя при этом общую канву пьесы.

При этом сохраняется стиль подачи информации и логика построения сюжета. Это характерно для всего, что связано с живым словом: поэзии, выступления стендап, ответа на неожиданный вопрос интервьюера, каламбура. В музыке и танце действуют те же законы, просто выражаются они другими средствами. Рассмотрим каждый вид подробно.

На трибуне

Ситуация, когда необходимо выступить с речью без подготовки, возникает довольно часто. С ней знаком каждый студент: чтобы отвечать на экзамене, на подготовку к теме билета дается определенное время. Но его нет при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. А они могут быть совсем не связаны с темой билета. Тогда, если студент не имеет точного ответа, он начинает импровизировать на основе тех знаний, которые у него есть. Применяя логику и правильно выстраивая фразы, он умудряется преподнести информацию настолько значительно, что создается впечатление о его компетентности. На самом деле важно просто знать основные факты.

Некоторые приемы, помогающие понять, как научиться импровизировать:

  • Применение ассоциаций.
  • Риторические вопросы.
  • Акцент на одно слово.

Ассоциации, которые спонтанно возникают как реакция на слово, вопрос или событие, могут быть интересны. В таком случае это можно рассказать. Это может быть забавная история или анекдот, данные статистики, которые по какой-то причине остались в памяти или невеселые события и новости.

Задавая вопрос, не требующий ответа, трибун устанавливает контакт с аудиторией. По реакции зала можно видеть, правильно ли он избрал путь. И скорректировать его в случае появления недовольства публики: снова объединить себя с аудиторией подведением итога: «Это никому не нравится», после чего продолжать говорить на нейтральную тему.

Если в голову не приходит совсем ничего, простое повторение слова или последней мысли, вопроса из зала или лозунга, не вызывающего возражений, поможет найти способы обрисовать его с разных сторон, как бы с разных точек зрения. Вводные слова при этом: «может показаться, что…», «не вызывает сомнения, что…», «представим себе, что…».

В разговоре

Как научиться импровизировать в разговоре? Помогут классики. В частности, Ильф и Петров. Как известно, в общении с женщинами герой их произведений Остап Бендер полагался на вдохновение. Имея задачу приобрести стул у Эллочки, он сначала выбрал неверный тон: просил продать его. Это вызвало волну неприязни. Взяв тайм-аут, он предложил обменять стул на золотое ситечко. Это удалось. Остап изменил канву разговора: предстал знатоком европейских салонов. Для этого он рассказал по теме две-три байки, использовал соответствующий лексикон и, самое главное, умело подвел свою речь к сделке.

Конечно, это шутка. Но все законы импровизированной речи хорошо видны:

  • Не выходить из темы. При смене темы не возвращаться к прежней.
  • Видеть цель разговора и идти к ней, обходя возражения, не останавливаясь на них.
  • Украшать речь цитатами, анекдотами или случаями из жизни.
  • Вовремя вытащить козырь - ценную информацию, которая дает преимущество.

Такие приемы помогут дать интервью и не показаться зажатым, скованным, и, как следствие, неискренним.

В шутках

Обратить все в шутку - это ценное умение. Шекспиру приписывают фразу: «Мир уцелел, потому что смеялся». Чтобы не показаться окружающим шутом, несерьезным человеком или, еще хуже, занудой, следует понимать принципы смешного. Есть определенные табу, не подлежащие юмору. Это религиозная, политическая, гендерная принадлежность. Низкими считаются шутки «ниже пояса», плоскими - про мужа в командировке, пошлыми - про намеки на секс и ненормативная лексика.

Чтобы стать остроумным человеком, прежде всего нужен ум. Широкий кругозор поможет применить интеллект. Помимо этого, необходим дружеский настрой, чтобы шутка не превратилась в злорадство, сатиру или высмеивание недостатков. Этого достаточно для понимания, как научиться импровизировать в шутках.

Люди несовершенны, и это не смешно. А вот ситуации, в которые они попадают, бывают забавные. Комедия положений - классический сюжет. Интерпретация события, в котором небольшая ошибка воспринимается как норма, приводит к рождению хорошей шутки.

На фортепиано

Импровизацией на фортепиано хорошо владеют аккомпаниаторы, композиторы, джазмены. Хотя это узкоспециальное направление в музыке, при желании обучиться ему может каждый, кто немного играет для себя. Для начала достаточно узнать несколько основных приемов. Суть процесса заключается в сочинении мелодии на ходу, составление ее вариаций. Вопрос «как научиться импровизировать на фортепиано» сводится к изучению нескольких основных музыкальных понятий:

  • Одно из них - тема. Для примера можно вспомнить исполнение темы Паганини или одной и той же мелодии в треке к фильму. Каждый раз она узнаваема, но звучит по-новому.
  • Форма произведения предполагает соблюдение законов музыкального жанра: если это песня, она имеет смену мелодии в припеве.
  • Стиль у каждого композитора свой. Он узнаваем у Чайковского, Шопена, Баха. Можно подражать классикам или известным эстрадным исполнителям, которые используют фортепиано в своих композициях.
  • Ритм - основа музыки. Джаз или блюз, вальс или марш. Существуют несколько популярных ритмов, можно попробовать их все.
  • Фактура - рисунок музыки. Левая рука исполняет партию баса, правая ведет мелодию. Или обе руки играют арпеджио, гаммы и аккорды. Может быть и такой рисунок: диалог баса и верхней октавы.

Если играть не по нотам, а нащупывая мелодию руками, подбирать ее, то дело пойдет быстрее.

Важность тоники

Некоторые думают, что в импровизации нет законов, что «душа поет сама по себе». Это не так. Чтобы научиться импровизировать на фортепиано, как профессионал, нужны знания законов музыки. Их основы обычно преподают на уроках сольфеджио. Самое время вспомнить строение мажорных, минорных и септ-аккордов.

Чтобы гармония не терялась, а, наоборот, создавалась, следует соблюдать сочетания аккордов и следить, чтобы акценты падали на одну из нот в их составе. Это похоже на составление стихов: рифма должна падать в определенных местах строки. Музыкальные фразы более поэтичны, чем простой разговор,не имеющий определенных законов. Ведь если абсолютную свободу применить к музыке, гармонии не будет.

Между акцентами можно рисовать различные украшения, использовать для этого какие-то специальные приемы, вроде тремоло, например. Но когда рисунок четко соблюдается, он приятен для слуха. И, конечно, в конце фразы должен быть переход в тонику. Так можно погулять по основным аккордам мажорной гаммы (до мажор), сделав переход в соответствующую минорную (ля минор). Но если переход будет через септ-аккорд, музыка будет выглядеть богаче.

Соло на гитаре

В период становления собственного стиля композиторы применяют приемы подражания. Этим нарабатывается база, которая позволит в будущем строить из этих, образно говоря, «кирпичиков», целые музыкальные фразы. Чтобы разобраться, как научиться импровизировать на гитаре, следует освоить следующие приемы:

  • Переход из мажора в минор на тех ладах, которые удобнее исполнителю. Некоторые применяют каподастр.
  • Переход из одной тональности в другую по гармоничным аккордам.
  • Ведение партии соло, не выходя из тональности.
  • заучивание рифов.

Импровизация для джазовых музыкантов - привычное дело. Они достигают высокого мастерства не только наработкой элементов музыкальной фразы, но и техническим исполнением сложных партий, записанных нотной грамотой. Классика для таких музыкантов - первый учитель. Вот почему не стоит пренебрегать разучиванием этюдов.

Партия баса на гитаре

Если партия соло на гитаре вызывает восхищение виртуозным мастерством, то что можно сказать о бас-гитаристе? Довольствоваться ли ему повторением аккордов своей партии или попытаться показать уровень владения инструментом? И как научиться импровизировать на бас-гитаре? Звуки басовых струн звучат намного тяжелее, чем первые три гитарные струны. Тем значительнее может выглядеть игра на них. Если использовать нарочито грубое повторение партии соло, подчеркивать акценты, применять чисто басовые украшения музыкальной темы, то цель будет достигнута.

Обыгрывание какой-то ноты с интервалами в квинту, кварту и октаву выглядит очень достойно. Сначала это упражнения, позже - импровизация. Как и всякая настоящая музыка, она рождается сначала в голове. Стоит настроиться на какую-то волну, как память услужливо предложит наработанные ранее элементы. Они будут слагаться в мелодию.

В танце

Иногда судьи на конкурсах просят танцоров импровизировать, чтобы показать их способность понимать музыку и выражать чувства через движение. Это потребует отхода от жестких рамок танцевальных стилей. Создать новые па не требуется, хотя и приветствуется. Скорее всего, танец получится из «домашних заготовок», любимых движений, которые одновременно зрелищны и выгодно подчеркивают красоту самого танцора.

Опытные педагоги дают советы, как научиться импровизировать в танце:

  • Слиться с музыкой.
  • Использовать возможности тела.
  • Применять противоположные движения.
  • Танцевать действия.

Некоторые считают, что способность к импровизации в танце заложена в каждом, нужно только освободить ее от зажатости. Танец выражает чувства, рассказывает о действиях. Не меняя одной темы, следует стараться раскрыть ее всеми средствами, подойти к ее рассмотрению с разных сторон - и в медленном темпе, когда движения плавные, и в быстром, когда задействовано все пространство сцены. Не допускать повторений и пауз, иногда использовать партер - все это сделает импровизацию незабываемой.

В джазе

Голос - мощный инструмент. Подобно игре на гитаре или саксофоне, можно использовать его для создания красивых композиций. Особенно богат на них джазовый стиль исполнения. Опытные исполнители дают советы, как научиться импровизировать: вокал в джазе подчиняется трем законам, которые составляют его рамки:

  • Вначале поют основную тему. Если это песня, то куплет и припев.
  • Используют скэты (слоги под музыку). У них есть свои определенные гласные и согласные.
  • Приемы рифов исключаются.

Импровизация строится по аккордам темы, не выходя из ее сетки. Она может длиться дольше, чем один куплет с припевом. Здесь возможны различные голосовые приемы. И когда в импровизации участвует группа целиком, все по очереди исполняют вариацию одной и той же фразы. В такой перекличке, как в диалоге, соблюдают логику разговора. Иначе получится базарный гомон.

А как научиться импровизировать скэтами? Скэтовая импровизация преследует цель использовать голос для имитации звучания духового инструмента. Слоги изучаются на курсе джазового вокала в вузе и применяются в быстром темпе. Баллады используют текст.

На блокфлейте

В музыкальной группе звуки блок-флейты красиво сочетаются с гитарой. Освоить академическую флейту решится не каждый, а этот инструмент позволяет создавать украшения музыкальных композиций без особого труда. Тот, кто прошел путь новичка, может посоветовать, как научиться импровизировать на блокфлейте.

Необходимым навыком называют умение подобрать мелодию на слух. Самая распространенная флейта сопрано имеет строй до. На ней можно играть в тональности ре и си, до и ля, ми и соль. Освоив основные арпеджио этих гамм, можно приступать к импровизации в сопровождении гитары. Меняя ритм и громкость, рисуют мелодию. Используют стаккато и легато. Освоив эту технику, приступают к характерным для флейты приемам:

  • Форшлаги.
  • Группетто.
  • Морденты.
  • Трели.

Можно использовать вибрато. Диафрагма при выдувании звука вибрирует. Здесь необходимо правильное дыхание. Этого достаточно, чтобы музыка рождалась спонтанно. С опытом придет раскованность и уверенность в своих силах.

Заключение

Принципы у всех рассмотренных направлений очень похожи: не выходить за рамки темы, соблюдать ритм, делать вариации из заготовленных ранее отрывков. Теперь вы знаете, как научиться импровизировать.

…Э-э-э… М-м-м… Сейчас, сформулирую… Э-э-э…

Представьте, если бы такие строки встречались в статьях! Стали бы вы читать их? Конечно, нет. А вот в устной речи подобные ситуации встречаются сплошь и рядом. Потому что письменный текст мы можем перечитать, исправить, порыться в словаре, если забылось слово. В устной речи у нас на это времени нет – все происходит прямо здесь и сейчас. Поэтому красиво говорить не менее трудно, чем красиво писать. И это умение нужно нам каждый день, а особенно, если мы постоянно работаем с людьми.

Устный разговор – это по сути сплошная импровизация. Когда в голове оформилась мысль, мы тут же начинаем ее излагать, подбирая слова на ходу. Мы учимся этому с детства, поэтому словесная импровизация на уровне бытового общения дается легко.

Выступать перед аудиторией или излагать потенциальным партнерам суть проекта – куда сложнее. Тут необходимо четко следовать фабуле повествования, не запинаться от волнения, оперировать терминологией, использовать образность речи. Как говорил один известный оратор: «Это вам не это!»

Причем даже опытным «говорунам» не всегда удается подготовиться к «спичу» - то журналисты подловят, то на незапланированном мероприятии окажешься. Даже отдышаться не дадут, тут же приглашают дорогого гостя «толкать речь»…

Поэтому каждый, кто умеет красиво говорить – мастер импровизации. Это полезно во всех сферах жизни – от карьерной до романтической. Но как научиться импровизировать в разговоре?

Для начала научитесь импровизировать в жизни. Поле для экспериментов находится прямо вокруг нас – можно отправиться путешествовать автостопом или хотя бы пойти на работу неизвестным путем, взяться за непривычный проект, заговорить на улице с незнакомым человеком.
Выходя за рамки привычного и не цепляясь за правила, мы постоянно учимся новому, нарабатывая опыт.

И правильно делаем, ведь виртуозная импровизация в разговоре приходит исключительно с опытом . Те, кто умеют импровизировать, знают, что на самом деле это всего лишь набор отработанных приемов. Так же как джазовые музыканты импровизируют, используя набор различных сетов, спикеры увлекают слушателей грамотно использованным приемом, пришедшимся ко времени. Вот он обводит глазами ряды в зале, а вот отвлекается, чтобы рассказать забавный случай из жизни и дать людям отдохнуть. Это уже опробованные и проверенные механизмы, они подбираются интуитивно. А интуиция, как известно – тоже дочь опыта.

У каждого опытного спикера есть приемы, которые используются, если потеряна нить разговора, если в зале оказался комментатор-задира; он знает, как разрядить напряженную атмосферу и расслабить людей, как подогреть интерес до нужного градуса. Это не заучишь по бумажке и не придумаешь на ходу. Нужно изучать методы других ораторов, применять их и проверять в работе; что-то придумывать самому. Имея в запасе несколько десятков приемов, вы вооружены на все случаи жизни.

Не бойтесь слушателей (сколько бы их ни было – 500 или один). А если и боитесь – не показывайте этого. Что выдает наш страх? Слишком быстрая речь, напряженное лицо, скованные движения. Перед тем как начать говорить, выдержите небольшую паузу, расслабьтесь и начинайте говорить медленно, спокойно. Где это уместно – улыбайтесь. Не бойтесь шутить и быть собой – люди это любят. Вообще обычно собеседник или аудитория изначально настроены к спикеру положительно, они ожидают услышать что-то интересное, поэтому не нужно опасаться, что вас тут же начнут есть.

Выучите и попробуйте применять распространенный прием, которым обычно спасаются ораторы, когда оказываются в неожиданной ситуации. Условно его можно окрестить «Поиск похожего». Если вам нечего сказать по теме, ищите что-то общее, что вы знаете и о чем можете говорить. Очень хорошо этот прием показан в анекдоте о студенте-биологе: бедолага выучил только билет о блохах, а вытянул о теплокровных млекопитающих. Но не растерялся и ударился в импровизацию: «Кошка - теплокровное млекопитающее, если она гуляет на улице, то у нее появляются блохи, а блохи это…» Конечно, пример грубый и утрированный, но суть ясна.

Потренируйте свою смекалку с помощью упражнения, которое я называю «Говорю ни о чем». Оно помогает быстро переключаться и реагировать в неожиданных ситуациях.

Лучше всего практиковать его как игру со знакомыми. Пускай друг выберет 10 любых слов и называет их по очереди с 20-секундным интервалом. Как только прозвучит слово, нужно плавно переключиться на него и говорить на эту тему, пока не прозвучит следующий «сигнал». Сначала вы будете нести бред, но со временем повествования станут более осмысленными.

Снабжайте свою «карту памяти» нейтральным материалом, который можно использовать для заполнения пауз в разговоре. Например, один мой знакомый – ходячий сборник анекдотов, другой постоянно рассказывает интересные факты и истории из жизни людей. Третий прочитал тонну книг и всегда сможет провести параллель с чем-то из прочитанного. Чем больше информации в голове – тем больше материала для разговора.

Чтобы научиться импровизировать в разговоре, нужно побольше практиковаться. Организуйте с друзьями дебатный клуб или запишитесь в уже существующий, поучитесь в школе ораторского мастерства, заведите канал на Ютубе.

Доверяйте себе и рискуйте, экспериментируйте и учитесь – и даже самый скромный и застенчивый молчун сумеет стать прекрасным спикером на удивление своим знакомым.

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация - один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот , подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги - продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец - хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения , которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу - начало, развитие, кульминация... вход-выход и пр.)
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

И наоборот:

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то