Либеральные реформы 60 70 годов 19 кратко. Реформа городского самоуправления

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX вв.

Цели:

Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой

Задачи:

Обучающие:

    Продолжить работу по раскрытию исторических терминов и понятий, формированию хронологических знаний.

    Продолжить работу по формированию специальных и общеучебных умений и навыков, таких как работа с историческим документом, тетрадью, дидактической картой.

Развивающие:

    Развивать умения строить, определять понятия, анализировать, анализировать и разрешать проблемы

    развитие у школьников способностей устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;

Воспитывающие

    Воспитание патриотизма за свою родину,

    воспитание культуры труда

План урока:

Проверка домашнего задания.

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

другим - по мужику

    О каком событии идет речь? (крестьянская реформа 1861 г)

    Что такое отрезки?

    Что такое выкупные платежи?

    Каково на ваш взгляд историческое значение крестьянской реформы?

Изучение нового материала.

За отменой крепостного права последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, военном деле, которые принято называть либеральными. На уроке мы рассмотрим три реформы: земскую, реформу суда и военную реформу. Определим их основное содержание.

Работа с документами по рядам (5 минут)

1 ряд земская реформа

2 ряд – судебная

3 ряд – военная

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Реформы 60-70 гг. XIX века в России»

Судебная

Городская

Обсуждение: заслушиваем ответы учащихся, затем обсуждаем ряд вопросов:

Земская реформа.

В 1864 г. была проведена реформа земская реформа, которая учредила в стране органы местного самоуправления. Основной вклад в ее разработку внесли Н. А. Милютин и П. А. Валуев

Какие «заботы» возлагались на земства? Насколько органы самоуправления были самостоятельны в своей деятельности?

В земской школе акцент делался главным образом на содержательной стороне образования, на усвоении учащимися определенной суммы знаний. Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции.

Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына и на какую из них пожертвует деньги? Почему?

В 1865 г. в 29 губерниях в составе губернских земских собраний было 74,2% - дворян и чиновников, 10,6% - крестьян, 10,9% - купечества, 4,3% - прочих сословий. Среди же уездных гласных было предлставлено41,7% - дворян и чиновников, 388,4% - крестьян, 10,4% - купцов, 9,5% - прочих сословных групп населения.

Ленин называл земства «пятым колесом в телеге», но при этом признавал, что «Земство – кусочек конституции» подтвердите, что земства являлись представительной формой управления.

Насколько широко были отражены в них интересы различных слоев населения?

В 1870 г. по образцу земской реформы была проведена реформа городского самоуправления содержанием которой, вы познакомитесь дома самостоятельно по учебнику.

Судебная реформа.

В 1864 году была проведена еще одна важная реформа – судебная.

По словам одного из активных участников судебной реформы С. И. Зарудного, «при крепостном праве, в сущности не было надобности в справедливом суде. Настоящими судьями были только помещики… Наступило время, когда и для России точно также, как и для всякого порядочного государства, явилась безотлагательная надобность в суде скором и справедливом»

Какие основные принципы провозглашались реформой 1864 г? что нового появилось в судебной системе России?

Почему и в наши дни вопрос о присяжных заседателях стал актуален?

Судебная реформа по праву считается наиболее последовательной среди реформ 60-70 гг. Однако при ее проведении сохранялись пережитки сословности, в частности сохранялся волостной суд для крестьян и телесные наказания для них.

Военная реформа.

В середине 60- гг. военный министр Д. А. Милютин отменил телесные наказания в армии. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Расширялась система высшего военного образования. Наконец в 1874 г. был принят новый военный устав. Современники называли это событие 19 февраля 1861 г. в русской армии.

Каковы основные положения устава, почему современники давали такую оценку названному документу?

Однако в 1901 г. Ленин писал: «В сущности, у нас не было, и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

Объясните, чем вызваны такие суждения? Аргументируйте свое мнение.

Объясните следующие цифры: земства вводились лишь в 34 губерниях империи, городские думы – в 509 городах, судебная реформа проводилась только в 44 губерниях. Почему?

Справедливо ли называть реформы 60-70 гг. «великими»?

Как повлияли эти преобразования на повседневную жизнь российского общества? Как вы можете объяснить слова историка Ключевского о том, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к восприятию?

Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.

Запомнился Александр II как выдающийся новатор, проводящий либеральные реформы 60-70 годов 19 века. О том, улучшили они или ухудшили социально-экономическую и политическую обстановку в нашей стране, историки спорят до сих пор. Но роль императора сложно переоценить. Не зря в российской историографии он известен как Александр Освободитель. Такое почетное звание правитель получил за Погиб Александр II в результате террористического акта, ответственность за который взяли на себя активисты движения "Народная воля".

Судебная реформа

В 1864 году был издан важнейший документ, который во многом изменил систему юстиции в России. Это был Судебный устав. Именно в нем либеральные реформы 60-70-х годов XIX века проявились очень ярко. Этот устав стал основой единой системы судов, деятельность которых отныне должна была основываться на принципе равенства всех слоев населения перед законом. Теперь заседания, на которых рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, стали публичными, а их результат должен был публиковаться в печатных изданиях. Стороны тяжбы пользоваться услугами адвоката, имеющего высшее и не состоящего на государственной службе.

Несмотря на существенные нововведения, направленные на укрепление капиталистического строя, все же либеральные реформы 60-70 годов 19 века сохраняли пережитки крепостного права. Для крестьян создавались специализированные которые в качестве наказания могли назначать и побои. Если рассматривались политические процессы, то административные репрессии были неминуемы, даже если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Александр Второй осознавал необходимость внесения изменений в систему местного управления. Либеральные реформы 60-70-х годов повлекли создание выборных земских органов. Они должны были заниматься вопросами, связанными с налогообложением, с медицинской помощью, начальным образованием, финансированием и т. д. Выборы в уездные и земские управы проходили в два этапа и обеспечивали большинство мест в них дворянам. Крестьянам отводилась незначительная роль в решении местных вопросов. Такое положение сохранялось вплоть до конца 19-го века. Незначительное изменение пропорций достигалось вхождением в управы кулаков и купцов, выходцев из крестьянской среды.

Избирались земства на четыре года. Они занимались вопросами местного самоуправления. В любых случаях, затрагивавших интересы крестьян, решение принималось в пользу помещиков.

Военная реформа

Коснулись изменения и армии. Либеральные реформы 60-70 годов 19 века были продиктованы необходимостью срочной модернизации военных механизмов. Руководил преобразованиями Д. А. Милютин. Реформа проходила в несколько этапов. Сначала вся страна была разделена на военные округи. Для этого был издан ряд документов. Центральным стал нормативный акт о всеобщей воинской повинности, подписанный императором в 1862 году. Он заменял рекрутский набор в армию всеобщей мобилизацией, независимо от сословий. Основной целью реформы стало сокращение численности солдат в мирное время и возможность оперативного их сбора в случае неожиданного начала боевых действий.

В результате преобразований были достигнуты такие результаты:

  1. Создана обширная сеть военных и юнкерских училищ, в которых занимались представители всех сословий.
  2. Численность армии сократилась на 40%.
  3. Был основан главный штаб и военные округи.
  4. В армии была отменена традиция за малейшую провинность.
  5. Глобальное перевооружение.

Крестьянская реформа

В период правления Александра Второго уже практически себя изжило. Проводила Российская империя либеральные реформы 60-70 гг. XIX века с основной целью создать более развитое и цивилизованное государство. Нельзя было не затрагивать важнейшую жизни. Крестьянские волнения становились все сильнее, особенно обострились они после изнурительной Крымской войны. Государство обратилось к этому слою населения за поддержкой в ходе боевых действий. Крестьяне были уверены, что наградой за это станет их освобождение от помещичьего самоуправства, но их надежды не оправдались. Все чаще вспыхивали бунты. Если в 1855 году их было 56, то в 1856-м их количество превысило уже 700.
Александр Второй распорядился о создании специализированного комитета по крестьянскому делу, в который вошло 11 человек. Летом 1858 года был представлен проект реформы. Он предполагал организацию комитетов на местах, в которые входили бы самые авторитетные представители дворянской знати. Им предоставлялось право вносить поправки в проект.

Основным принципом, на котором основывались либеральные реформы 60-70 годов 19 века в сфере крепостного права, стало признание личной независимости всех подданных Российской империи. Тем не менее, помещики оставались полноправными хозяевами и владельцами земельных угодий, на которых работали крестьяне. Но последние получали возможность со временем выкупить участок, на котором трудились, вместе с хозяйственными постройками и жилым помещением. Проект вызвал волну возмущения как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Последние были против безземельного освобождения, утверждая, что "одним воздухом сыт не будешь".

Опасаясь обострения ситуации, связанной с крестьянскими бунтами, правительство идет на существенные уступки. Новый проект реформы носил более радикальный характер. Крестьянам давалась личная свобода и участок земли в постоянное владение с последующим правом выкупа. Для этого была разработана программа льготного кредитования.

19.02.1861 года император подписал манифест, который законодательно закрепил нововведения. После этого были приняты и нормативные акты, которые детально урегулировали вопросы, возникающие в ходе воплощения реформы в жизнь. После того как крепостное право было отменено, удалось достичь следующих результатов:

  1. Крестьяне получили личную независимость, а также возможность распоряжаться всем своим имуществом по собственному желанию.
  2. Помещики оставались полноправными владельцами своей земли, но были обязаны отдавать бывшим крепостным определенные наделы.
  3. За использование арендуемых участков крестьяне должны были платить оброк, от которого нельзя было отказаться на протяжении девяти лет.
  4. Размеры барщины и надела записывались в специальные грамоты, которые проверялись посредническими органами.
  5. Крестьяне со временем могли выкупить свой земельный участок по согласованию с арендодателем.

Реформа образования

Изменилась и система обучения. Были созданы реальные училища, в которых, в отличие от стандартных гимназий, упор делался на математику и естественные науки. В 1868 году в Москве начали функционировать единственные на то время высшие курсы для женщин, что стало большим прорывом в отношении равноправия полов.

Иные реформы

Помимо всего вышеперечисленного, изменения коснулись и множества других сфер жизнедеятельности. Так, существенно расширились права евреев. Им было разрешено свободно перемещаться по всей территории России. Право переезжать и работать по специальности получили представители интеллигенции, врачи, юристы и ремесленники.

Подробно изучает либеральные реформы 60-70-х годов XIX века 8-й класс средней школы.

Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа . 1 января 1864 года было издано «Положение о губернскихи уездных земских учреждениях» , в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел. Узость социальной базы городского самоуправления и жесткий контроль за ним со стороны губернского присутствия делали реформу ограниченной. Но в целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа . В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.

Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа , по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формально равенства перед законом всех социальных групп населения. И в пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.


В 1860-е годы проходила и реформа образования . В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения - Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа , необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне.

Давая оценку реформам Александра II, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине «Великими реформами», которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России.

Утром 1 марта 1881г. за несколько часов до своей гибели Александр II назначил заседание Государственного совета для обсуждения проекта, получившего название «конституции» М.Т. Лорис-Меликова. Но смерть императора помешала реализовать эти планы, переход к политике контрреформ был исторически предрешен. Россия оказалась перед выбором – либо продолжение буржуазно-либеральных реформ вплоть до перестройки всей системы общественных отношений, либо, компенсируя издержки политики укрепления сословных и имперских основ государственности, взять курс на глубокие экономические преобразования.

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II. Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти. Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями. Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797. Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа. В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства. Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества. Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа. Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов. До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй. Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики. Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем. Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д. Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста. Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий. Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности. Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений. В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то