Солдатские вопли: пять самых известных боевых кличей. Самые известные боевые кличи Боевой клич крестоносцев

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля . Об этом и других символах читайте далее.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них – магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек – это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне – это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Девиз тамплиеров звучал благородно: “Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam” - “Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего”.

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма – правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет – золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время “чёрных месс” .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот “символ бафомета” (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

“Пять” в мистицизме катаров и тамплиеров – знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм – с ульем. Сущность их небесная, а мёд – приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе – душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза – символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa (“под розой”), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются “Розарий”. “Розарий” соотносится с размышлением о трёх “пятерицах” – пяти “радостных”, пяти “скорбных” и пяти “славных” таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте – смерть Христа. Шип розы – страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов – неблагодарность. венок из роз – небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы – с печалью, сам цветок – со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале Божественной комедии” Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны – Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III - белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название “крест ” происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением “искривлённый “. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском – crux – крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал – женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест - прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы - чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста – крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля .

Замок Грааля

Замок Грааля назывался “Корбенуа” - “Рог изобилия” – символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле – агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах – знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями – знак Святого Духа.

Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.

Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале .

Белая лебедь

Белая лебедь – символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью – церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.

В лебедь является символом второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.

Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла крест . Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо – взять крест на земле. Правое крыло – девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел – могущество Грааля , сила девства.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля . В духовном смысле – Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.

Больше интересного

В истории христианского мира есть исторические персонажи, которые сумели своими действиями и поступками внести существенный вклад в развитие Западной цивилизации. Такими персонажами, безусловно, считаются рыцари ордена тамплиеров – члены одной из самых могущественных политически-религиозных организаций Средневековой Европы.

Несмотря на достаточно короткий период существования, деятельность Ордена обросла множеством легенд, продолжающих и в наши дни беспокоить сообщество историков, религиоведов и теологов. Основные вопросы, которые сегодня интересуют историческое и научное сообщество, заключаются в следующем:

  • существовал ли орден тамплиеров на самом деле;
  • каковы тайные знания, которыми владели тамплиеры;
  • откуда у храмовников появилось огромное богатство;
  • куда делись несметные сокровища Ордена после его упразднения.

Кто такие тамплиеры? Откуда берет начало это движение?

История духовно-рыцарского ордена рыцарей Храма тесно связана с христианством, которое на рубеже первого и второго тысячелетий переживало трудные времена. Христианский мир в раннем Средневековье пребывал в крайне разрозненном состоянии. После развала Империи Карла Великого в Европе воцарилась междоусобица. На осколках некогда могущественной империи франков возникли новые королевства, герцогства и княжества, которые пытались занять ведущие позиции в европейской и мировой политике. В этот момент значительно ослабло влияние церкви, которая ранее выступала цементирующим материалом любой монархии.

Католическая церковь срочно нуждалась в новой идее, которая бы не только восстановила влияние церкви, но и стала объединяющим фактором для всего христианского мира. Такая инициатива в скором времени была найдена. В 1096 году на церковном соборе в Клермоне Папа Урбан II провозгласил идею освобождения Иерусалима и всей Святой Земли от мусульманского владычества. С этого момента в истории Европы начинается новый этап развития, связанный с началом христианской экспансии.

Именно в этот период на волне религиозного энтузиазма и появляются на политической арене тамплиеры. В это же время под флагами борьбы за Христианскую веру появляются и другие рыцарские ордена – военно-политические организации религиозного толка. Каждый из вновь образованных орденов преследовал свои цели, однако именно за тамплиерами закрепилась слава истинных защитников Гроба Господня.

Создаваемые ордена одновременно были и монашескими и рыцарскими, т.е. имели религиозный подтекст. Однако, в отличие от ордена Святого Иоанна (госпитальеры), который напрямую подчинялся Папе, новая религиозно-военная организация была независимой. Объединившиеся в религиозно-рыцарскую конгрегацию рыцари не подчинялись ни Папе, ни попадали под влияние светской власти. Создание ордена тамплиеров совпадает по времени с текущими событиями, происходящими в Первый крестовый поход, который оказался единственным из всех последующих подобных мероприятий. На Ближнем Востоке крестоносцам удалось нанести поражения отдельным отрядам сельджуков, на короткое время ослабив мусульманское владычество.

Основание ордена тамплиеров историки приписывают разным историческим личностям. По одной версии в 1099 году Готфрид Бульонский, провозгласивший себя королем Иерусалима, стал инициатором создания новой военно-религиозной организации.

По другой версии инициатива создания рыцарского ордена принадлежит сподвижникам Иерусалимского короля Балдуина II — французским рыцарям. В 1118 году девять рыцарей во главе с Гуго де Пейном и Сент Омером предложили Иерусалимскому королю свои услуги по охране святынь. Первый в последствие стал магистром ордена. К слову, эти цифры фигурируют в Уставе ордена как дата основания братства.

В первую очередь акцент был сделан именно на военную составляющую новой организации, так как требовалось создать некое подобие королевской гвардии, мощное и хорошо подготовленное военизированное подразделение. Происхождение новой военной организации, несмотря на пропаганду о высоких идеалах, объясняется банальными потребностями. Христианские святыни на земле Палестины и тысячи паломников, нуждались в постоянной защите не только от мусульман, но и от нападений грабителей и разбойников, появившихся на этих землях вместе с приходом европейцев. Новый орден стал реальной военной силой, способной защитить завоевания европейцев на Ближнем Востоке.

Соответствует заявленным целям и название, которое получил орден. Первоначально рыцари объединились в братство во имя высокой цели – защита христианских святынь. Король Болдуин II, приняв предложение бедных рыцарей, определил местом дислокации нового братства место, где предположительно когда-то находился храм Соломона. Новые духовные братья оборудовали на месте бывшей мусульманской мечети Аль-Акса свою штаб-квартиру и казарму. Население города ввиду такого расположения быстро окрестило новых братьев храмовниками. В итоге появилось европеизированное название ордена. Храм на французском языке называется «тампль». Соответственно отсюда вытекает и последующее название участников нового братства – рыцари Храма, тамплиеры или храмовники.

Официально орден носил целый ряд других названий, так или иначе, связанных с основной миссией — охрана Гроба Господня и других святынь. В разные времена и в разных местах храмовников называли бедными рыцарями Христа или бедными воинами Христа и Храма Соломона. Реже звучало название Орден бедных рыцарей Иерусалимского Храма.

Краткая история организации деятельности тамплиеров

Слово «бедный» намерено подчеркивает аскетичный образ жизни членов братства, которые ставят служение Христу выше земных благ, получаемых при жизни. Вторит этому и легенда, окружающая историю создания ордена, согласно которой основателями организации стали 9 бедных рыцарей. Символом братства стала эмблема, на которой изображены два всадника, восседающих на одной лошади, что лишний раз подчеркивает образ бедных поборников Христа.

В некоторых источниках утверждается, что причина появления такой эмблемы имеет скорее экономические мотивы. Ввиду тяжелого финансового состояния, у храмовников не было возможности позволить себе иметь собственную лошадь. Этот факт сегодня активно оспаривается потому, как рыцарское звание предполагает обязательное наличие собственного коня. Вероятно комбинация с двумя всадниками на одной лошади – это удачный рекламный трюк, к которому прибегли тамплиеры, решив создать вокруг себя ореол аскетизма и пренебрежения к материальным ценностям.

В период гонений на членов братства эмблема ордена тамплиеров была использована противниками храмовников в качестве доказательства смертельного греха — мужеложства, являющегося связующим звеном между членами братства.

Количество членов ордена на момент его основания было небольшим. В число основателей вошло девять французских рыцарей, которые были участниками первого крестового похода. В их число наряду с Гуго де Пейном, де Сент-Омером и Андре де Монбаром вошли и другие соратники Готфрида Бульонского по оружию.

Как и положено любой серьезной организации, ее деятельность регламентировал устав ордена тамплиеров, который был принят в 1128 году. В тексте прямо указано, что данный документ принят спустя 9 лет после создания братства рыцарей, т.е. все предыдущие 9 лет орден существовал на полулегальном положении. Ведущую роль в становлении братства сыграл Святой Бернард — аббат Клервоский, к которому рыцари обратились за помощью в организации нового ордена. Его пронял интерес к начинаниям рыцарей, принявших обет монашества. Аббат разработал устав для братства монахов-воинов и взял на себя хлопоты перед Папой за легализацию нового учреждения.

В число заслуг аббата Клервоского входит и приверженность храмовников носить поверх доспехов белые накидки с красным восьмиконечным крестом в области сердца. Белое облачение разительно отличало тамплиеров от рыцарей – монахов ордена Госпитальеров в черных сутанах. Аббат сдержал данное обещание и в 1128 году на консилиуме в Труа Папа Гонорий II объявил об образовании Ордена Рыцарей Христа и Храма Иерусалимского. Новый монашеский и военный орден возглавил Гуго де Пейн, получивший статус Великого Магистра.

Следует сделать акцент на существующей иерархии в Ордене. Глава братства (Ордена) — Великий Магистр, за которым следовали следующие должности и звания:

  • командор Ордена — он же начальник крупного воинского подразделения;
  • приоры — уровень губернатора или коменданта определенной области (территории);
  • офицеры – военачальники среднего уровня;
  • сержанты – рядовые члены ордена.

Продвижение по служебной лестнице осуществлялось с учетом военных и других заслуг перед орденом. Рыцари составляли основу военных подразделений и администрации ордена. Обслуживанием братства занимались слуги и конюхи, выполнявшие во время походов функции оруженосцев. В течении неполных 200 лет были выбраны 23 Великих магистра.

Если говорить о содержании устава ордена, то он более чем точно передавал всю организацию братства изнутри. Обычные монашеские обеты послушания опирались на приверженность к мирской нищете и целомудрию. Именно эти два аспекта и стали основным девизом братства храмовников. В уставе были даны указания по поводу воздержания от земных благ и излишеств. Вместе с обязательным посещением мессы, братьям следовало регулярно заниматься физическими упражнениями и военному делу. Мясо разрешалось употреблять три раза в неделю, сохраняя при этом чистоту духа и помыслов.

Вместе с основными положениями, изложенными в уставе ордена, существовала клятва, которую давали все члены братства. Основные положения рыцарской клятвы были следующие:

  • помогать нищим;
  • ценой собственной жизни оказывать помощь братьям по ордену, попавшим в беду;
  • не отвечать на оскорбления и провокации рыцаря христианской веры;
  • быть способным принять бой сразу с тремя противниками.

Нарушение данной клятвы сурово каралось, вплоть до применения телесных наказаний. Следует отметить, что именно рыцари Храма считались самыми последовательными в своих убеждениях. Благодаря вкладу аббата Бернарда католическая церковь получила в свои руки мощный военно-политический инструмент. Можно сказать, что Бернарду удалось достичь невозможного. Используя воинствующий пыл и энтузиазм рыцарей, Бернарду удалось направить эти качества на служение святому делу. Отныне рыцари не только сражались за честь, но вынуждены были идти в бой и по религиозным убеждениям.

Расцвет и могущество ордена. Тайны и загадки храмовников

С продолжением крестовых походов авторитет рыцарей-монахов Ордена Храма только окреп и усилился. Воины-храмовники в белых сутанах с пурпурным крестом на груди принимали участие во всех крупных баталиях и сражениях того времени, часто выступая на самые опасные участки. Многие из них стали легендарными личностями, войдя в историю, как последовательные и отважные воины Христа. С окончанием крестовых походов, которые закончились вытеснением христиан из Палестины, деятельность ордена не прекратилась. После потери в 1291 году последних христианских твердынь на Ближнем Востоке, тамплиеры ненадолго осели на Кипре, где пробыли неполных 20 лет.

Это было уже не религиозно-военное братство бедных рыцарей. За почти полтораста лет своего существования орден трансформировался в огромную корпорацию, где наряду с военными ремеслом оказывались другие услуги, включая финансовые и транспортные услуги. Это привело к тому, что религиозно-военное братство сумело превратиться в такую мощную и властную организацию. Многие историки и теологи связывают могущество тамплиеров с находками, которые были сделаны монахами во время своего пребывания на Святой Земле. По мнению некоторых историков, владение ковчегом завета позволило найти тамплиерам путь к несметным сокровищам. Внезапное появление в распоряжении Ордена огромным финансовых ресурсов — главная тайна ордена тамплиеров.

Завоеванный и заслуженный авторитет, который обрело братство, является основной причиной того, что со временем тамплиеры стали самым популярным монашеским орденом в средневековой Европе. Это стало возможным благодаря четкому соблюдению иерархии внутри ордена и самой организации братства. Высокое воинское мастерство и доблесть только усиливали достигаемый эффект. Практически вся французская знать и аристократия являлась членами Ордена. Многие из светских господ предпочли богатой и благополучной жизни одеяние простого монаха и аскетичную жизнь воина.

Франция не стала единственной страной Европы, где осели тамплиеры. По всей Европе храмовники строили свои замки и крепости. Велико было влияние тамплиеров в других странах, особенно в Испании и в Португалии. Орден имел политический вес в Англии и в Германских государствах. Их финансовая империя опутала своими сетями все королевские дома Европы. Храмовники имели широчайшие юридические и религиозные полномочия, которые были дарованы ордену римскими папами и государями, на землях которых братство имело свои владения и интересы. В XII-XIII века Орден Тамплиеров становится на зависть многим сильным мира сего основным банкиром Европы. Материальные ценности, огромные земельные владения и ростовщичество стали основным факторами, приведшими к последующему уничтожению ордена тамплиеров.

Возвращение храмовников во Францию стало началом конца их господства в качестве военной, политической и финансовой силы средневековой Европы. Дело в том, что, несмотря на покровительство Папы, Орден в некоторых аспектах превысил свои полномочия, становясь государством в государстве, живя по своим законам и часто игнорируя интересы владетельного господина.

Разгром ордена тамплиеров

Несмотря на то, что орден имел колоссальную власть и влияние по всей Европе, у этой организации было немало противников и врагов. Хотя изначально главной целью учреждения братства была военная защита христианских государств, созданных крестоносцами на Востоке, орден в своих последующих действиях далеко ушел от этого. Перебравшись в Европу, рыцари – монахи сделали свой главный штаб в Париже. Французский порт Ла-Рошель, расположенный на берегу Атлантического океана, орден сделал своей главной морской базой.

Хоть империя тамплиеров имела достаточно прочные позиции, в Европе нашлось немало противников влияния ордена. За время своего существования братство неоднократно боролось с заговорами, целью которых были попытки добиться упразднения ордена или уменьшения его влияния. Эта тенденция особенно ярко проявилась во Франции, где король Филипп Красивый решил покончить с могущественной организацией.

Причины, которые побудили французского монарха начать гонения на храмовников, банальны. Французское королевство в начале XIV века переживало глубокий экономический кризис. Королевская казна была пуста, и Филиппу IV приходилось постоянно одалживать средства. Одним из основных источников финансирования являлся Орден. В итоге долг королевского двора перед тамплиерами достиг огромных размеров. Уничтожить орден было для французского монарха единственным решением избавиться от кредиторов. Не имея собственных сил на борьбу напрямую с тамплиерами, Филипп обратился за помощью к Ватикану. У римской католической церкви имелись свои счета к храмовникам, и поэтому римские первосвященники рьяно ухватились за идею, раз и навсегда покончить с непокорным братством. Несмотря на то, что орден находился официально под покровительством римской Церкви, Папа Клемент V живо откликнулся на просьбу французского короля совместными усилиями уничтожить орден.

Начало драмы приходится на октябрь 1307 года, когда по приказу короля была арестована верхушка Ордена во главе с Великим Магистром Жаком де Моле. Был также захвачен парижский замок Тампль — главная штаб-квартира Ордена. На следующий день после начала арестов Папа Климент V дал распоряжение всем аббатам и епископам во Франции начать аресты рыцарей и заняться конфискацией имущества тамплиеров. Начатые королем Франции репрессии в отношении представителей ордена поддержали не только власти Ватикана. Многие крупные феодалы Европы поддержали французского монарха и выступили против тамплиеров. Преследования членов ордена во Франции было самым ожесточенным. По всей стране над арестованными тамплиерами начались суды инквизиции, результатом которых стали пытки тамплиеров и последующие смертельные приговоры.

Главное обвинение, озвученное на процессах и предъявленное тамплиерам, заключалось в поддержке ереси, сатанизма и распространении содомии. Несмотря на то, что первоначально многие арестованные высокопоставленные тамплиеры признали свою вину, трагедия уничтожения ордена на этом не закончилась. Во Франции действиям светских властей и Ватикану противились многие сторонники ордена, в том числе и в самом Ватикане. Период гонений и борьбы с тамплиерами приходится на 1307-1314 годы. В 1312 году Папа Климент V своей буллой упразднил Орден Храма и передал все его имущество и полномочия Ордену Святого Иоанна — госпитальерам.

Последний Великий Магистр Ордена Жак де Моле, находясь четыре года под следствием и пытками, был сожжен на костре 18 марта 1314 года. В результате уничтожения Ордена рыцарей Иерусалимского Храма, ни королю Франции, ни других лицам из числа преследователей тамплиеров, так и не удалось разгадать великую тайну братства – откуда взялось и куда исчезло огромное богатство Ордена.

Ты знаешь об этих кличах, ты часто их используешь. Узнай, откуда они взялись и что означают.

Бар-рр-ра!!!

Клич римских легионеров. Так они подражали крику слонов. Клич использовали редко, в основном для подбадривания новичков или на поле боя с совсем слабеньким противником — чтобы размазать его морально, не поднимая меча.

“Почему именно слоны?“, — спросит любопытный читатель. Все потому, что римляне находили слонов сильными и могучими животными. А еще они понимали: если противник превосходит силами и вооружением, то им “бар-рр-ра!“ — как мертвому припарки.

Источник: wikipedia.org

No pasaran!

Известный клич. Но не все знают его историю. Так вот: представь себе 1916-й год, Первую мировую. Немецкие войска столкнулись с французами в Вердене. Кровопролитная битва. Французский генерал Робер Нивель выкрикнул фразу “on ne passe pas!“ (никто не пройдет!“) и кинулся на поле боя рубить врага.

Эту фразу услышал и стал активно использовать художник Морис Луи Анри Ньюмонт — рисовал ее на всех пропагандистских плакатах. Через год фраза “on ne passe pas“ стала боевым кличем всех французских солдат, а затем и румынских.

В 1936 году “они не пройдут!“ прозвучало в Мадриде — из уст испанской коммунистки Долорес Ибаррури. На испанском фраза звучит “No pasaran!“. Именно Испания и увековечила уже и без того легендарный боевой клич. Но слегка по-иному звучащий.

“No pasaran!“, кстати, часто громыхало и во Вторую мировую, и даже в гражданских войнах Центральной Америки.


Источник: Sonic R. System

Аллах акбар!

До боли знакомое арабское выражение, означающее “Аллах — великий“. Не имело ничего общего с войной до тех пор, пока мусульмане не взяли в руки оружие, и не начали погибать во имя своего бога.


Источник: Cunoaste lumea

Банзай!

В VII — X веках нашей эры Китаем правила династия Тан. Тамошние жители приветствовали друг друга и особенно императора фразой “ву хуанг ваньсуй“, что в переводе означало “пусть живет император десять тысяч лет“.

С годами от фразы осталось лишь окончание “ваньсуй“. Тут набежали японцы и позаимствовали его. Но произносили его по-своему, звучало как “банзей“. Означало пожелание “жить много лет“.

А потом пришел XIX век, который изменил звучание слова. Теперь это был “банзай!“. И использовалось оно не только по отношению к императору, но и японскими солдатами во времена Второй мировой. Особенно популярно было среди камикадзе.


В античности, поговаривают, никаких кличей не было. Закаленные римские легионеры не использовали боевой клич как варвары, а «Барра» (позаимствованное у германцев barritus) кричали только новобранцы или вспомогательные войска. При этом у греков, у которых римляне позаимствовали очень многое существовал клич «Алала», «Элелеу». А что же средневековье?

Боевой клич рыцарей

Пусть и малочисленные средневековые армии не могли идти в атаку молча. Боевой клич рыцарей, естественно, отличался и от современного лаконичного «Ура» (впрочем, есть версии об очень древнем происхождении) и от римского «Барра!». Так, как какой-либо организованной силы рыцарство из себя не представляло, боевые кличи если и существовали, то следов в истории оставили мало. А вот рыцари-крестоносцы имея идеологию и устав ордена боевые кличи точно имели.

Caelum denique!

«Наконец-то в рай!» Естественно, латинское выражение. Приписывается крестоносцам безотносительно принадлежности к орденам.

Deus vult!

«Этого хочет Бог» или «Так хочет Бог» . Появился во времена Первого Крестового похода. Далее следы приводят к «Deus lo vult», боевой клич уже Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (Не стоит путать с Тамплиерами, это другой орден), созданного соответственно в Иерусалимском королевстве после Первого Крестового похода.

Vive Dieu Saint Amour!

«Да Здравствует Бог Святая Любовь!» Боевой клич ордена рыцарей Тамплиеров.

Gott mit uns! «

Бог с нами!» или «С нами Бог!» . Боевой клич Тевтонских рыцарей. Впрочем, не все источники с этим согласны. Это скорее девиз, а не боевой клич.

Популярные из существующих боевых кличей.

Самые известные боевые кличи

Одни из самых известных и грозных воинов всех времен и народов - римские легионеры - кричали «Бар-рр-ра», подражая слоновьему рёву.

Кроме того, то римлянам (времен поздней империи), то византийцам приписывался крик «Nobiscum Deus!» то есть, Бог с нами в переводе с латыни.

Кстати, есть версия, что легионеры использовали свой клич не постоянно, а только в качестве ободрения для новобранцев или когда понимали, что противник настолько слаб, что его можно подавить прежде всего морально.

Использование боевых кличей римлянами упоминалось при описании боя с самнитами, а вот в битве при Мутине легионы сражались в молчании.

Промежуточный вывод можно сделать такой: римлянам казались страшными слоны, а также они вполне осознавали тот факт, что если противник превосходит в силе, то никакой боевой клич тут не поможет.

Кстати, словом baritus те же римляне обозначали как раз крик слонов, а также боевые песни германских племен. Вообще, в ряде текстов слово «барит» или «баритус» является аналогом словосочетания «боевой клич».

И, раз уж мы заговорили о воинских криках древних народов, то нелишним будет упомянуть, что эллины, то бишь греки, кричали «Алале!» (по их мнению, именно так кричала жутко страшная птица сова); «Ахарай!» был кличем евреев (в переводе с иврита он означает «За мной!»), а «Мара!» или «Марай!» - это был призыв к убийству у сарматов.

В 1916 году в ходе Первой мировой войны французский генерал Робер Нивель (Robert Nivelle) выкрикнул фразу: «On ne passe pas!» Она была адресована немецким войскам во время столкновения при Вердене и переводилась как «Они не пройдут!» Это выражение стал активно использовать художник Морис Луи Анри Ньюмонт на пропагандистских плакатах. Примерно через год оно стало боевым кличем всех французских солдат, а затем и румынских.

В 1936 году «Они не пройдут!» прозвучало в Мадриде из уст коммунистки Долорес Ибаррури (Dolores Ibаrruri). Именно в испанском переводе «No pasaran» этот клич стал известен во всем мире. Он продолжал вдохновлять солдат во Вторую мировую войну и в гражданской войнах Центральной Америки.

Возникновению клича «Джеронимо!» мы обязаны индейцу Гоятлаю из племени апачей. Он стал легендарной личностью, потому как в течение 25 лет возглавлял сопротивление против вторжения американцев на свои земли в XIX веке. Когда в бою индеец несся на врага, то солдаты с ужасом взывали к своему Святому Иерониму. Так Гоятлай стал Джеронимо.

В 1939 году режиссер Пол Слоан (Paul Sloanе) посвятил свой вестерн «Geronimo» знаменитому индейцу. После просмотра этой киноленты рядовой 501-го воздушно-десантного полка Эберхард, совершая тестовые прыжки с парашютом, выпрыгнул из самолета с криком: «Джеронимо!» Его сослуживцы сделали то же самое. На сегодняшний день прозвище бравого индейца является официальным кличем американских парашютистов.

Если кто-то слышит «Аллах акбар», то воображение тут же рисует нелицеприятные картинки радикально настроенных джихадистов. Но эта фраза сама по себе не несет никакого негативного оттенка. «Акбар» — это превосходная степень слова «важный». Таким образом, «Аллах Акбар» можно дословно перевести как «Аллах Велик».


В далекие времена, когда Китаем правила династия Тан, жители широко использовали фразу «Ву хуанг ваньсуй», которую можно перевести как «Пусть живет император 10 тысяч лет». Со временем от выражения осталась только вторая часть «ваньсуй». Японцы переняли это пожелание, но в транскрипции страны Восходящего солнца слово звучало как «банзей». Но его продолжали использовать только в отношении правителя, желая долгого здравствования.

В XIX веке слово снова изменилось. Теперь оно звучало как «банзай» и использовалось не только в отношении императора. С наступлением Второй мировой войны «банзай» стал боевым кличем японских солдат, особенно камикадзе.

Интересно то, что боевые кличи были раньше своеобразным маркером рода. В качестве примера можно вспомнить казахские «ураны». У каждого рода был свой «уран», большинство из них восстановить сегодня не представляется возможным, поскольку боевые кличи вне поля сражения считались табуированной лексикой и хранились в тайне.

Из наиболее древних казахских «уранов» известен общенародный — «Алаш!» О боевом кличе казахов нам известно из рукописи «Бабурнаме», которую написал правнук Тамерлана Бабур.

В частности там говорится: «Хан и те, кто стоял подле него, тоже повернули лица к стягу и плеснули на него кумыса. И тут же заревели медные трубы, забили барабаны, а выстроившиеся в ряд воины стали громко повторять боевой клич. От всего этого вокруг поднялся невообразимый шум, который вскорости затих. Все это повторилось трижды, после чего предводители вскочили на своих коней и трижды объехали стан…».

Этот фрагмент «Бабурнаме» важен тем, что показывает: боевой клич использовался не только в бою, но и до него. Это была своеобразная формула настроя на успешную битву. Тогдашний уран казахов «Ур-р» выкрикивался наподобие нашего троекратного «Ура».

Существует немало версий этимологии боевого клича «Ура». Филологи склоняются к двум версиям происхождения этого слова. Его используют в английской и немецкой культурах. Там есть созвучные Hurra, Hurah, Hooray. Языковеды считают, что клич возник от верхненемецкого слова «hurren», т. е «быстро двигаться».

Согласно второй версии, клич позаимствовали у монголо-татар. С тюркского «ur» можно перевести как «бей!»

Некоторые историки возводят наше «ура» к южнославянскому «уррра», что буквально означает «возьмем верх». Эта версия более слабая, чем первая. Заимствования из южнославянских языков в основном касались книжной лексики.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то