Календарный переворот. Календарная революция. Как большевики ввели григорианское летоисчисление Введение нового стиля 1918

Сто лет назад в Советской России отменили юлианский календарь и страна стала жить по календарю григорианскому, как во всей Европе. Хотя считается, что смена летоисчисления - это была инициатива молодой власти, на самом деле предложение о переходе на западноевропейский календарь вносили в царское правительство еще с середины XIX века.

С конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э. Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь.

Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток, поэтому реформа календаря стала только вопросом времени. И в 1582 году римский папа Григорий XIII создал специальную комиссию, которая и разработала новый календарь. После 4 октября 1582 было предписано считать сразу 15 октября. Григорианским новый календарь назвали в честь папы-реформатора.

В отличие от юлианского, в новом календаре завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году - 29 февраля и начало года - 1 января.

Переходили на новый календарь долго. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ-ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов".

По его мнению, "выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики". После получения такого "доклада" царь написал на нем: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы".

В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера.

Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви.

Стремясь парализовать активность комиссии, "императорская" Академия наук срочно создала свою календарную комиссию на основе высочайшего разрешения, в котором было сказано, чтобы новая комиссия при Академии наукв своей деятельности "приняла во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля".

Эти "соображения" нам уже известны и сводились к явному запрету проведения календарной реформы. В "академическую" комиссию поступило и мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введение нового календаря несвоевременным.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После Великой Октябрьской революции новое правительство снова вернулось к этому вопросу и уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение, а 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря", подписанный Владимиром Лениным. Опубликовали документ 25 января 1918 года.

Начинался он словами "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь".

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Правда, и тут не обошлось без путаницы. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.


Октябрьский переворот 1917 года и захват власти большевиками повлияли на все стороны общественной жизни бывшей Российской империи. Устои российского общества были безжалостно сломаны, банки национализированы, помещичьи земли конфискованы, церковь отделена от государства. Не остались без внимания и проблемы счёта времени. Календарная реформа назревала давно, ещё с середины XIX века. В дореволюционной России в гражданском и церковном обиходе использовался юлианский календарь, а в большинстве западных стран - григорианский. Отечественными учёными П. М. Саладиловым, Н. В. Степановым, Д. И. Менделеевым неоднократно предлагались различные варианты для изменения системы летоисчисления. Задачей реформы являлось устранение 12-дневной, а затем и 13-дневной разницы, возникшей из-за разного способа вычисления високосных годов. Эти предложения наталкивались на негативную реакцию РПЦ и ряда высших должностных лиц, отстаивавших мнение, что введение нового календаря станет изменой канонам православия.

Вопрос о календарной реформе большевики поставили уже в ноябре 1917-го. Меньше чем за два месяца проекты были подготовлены, и 24 января 1918 года председатель Совнаркома Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»1. В документе предписывалось ввести в гражданский обиход григорианский календарь вместо существовавшего юлианского для установления одинаковой системы летоисчисления с большинством мировых держав. Для уравнения дневного счёта следовало после 31 января 1918 года считать не 1-е, а 14 февраля.

Изменение стиля летоисчисления вызвало отрицательную реакцию со стороны Церкви. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения2. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов - о богослужении и правовом положении Церкви в государстве. Оно состоялось 29 января 1918-го. Председательствовавший митрополит Арсений (А. Г. Стадницкий) потребовал скорейшего решения проблемы - к следующему дню. По его мнению, оба отдела должны были выработать аргументированную позицию по столь принципиальному для Церкви вопросу. Срочность диктовалась введением нового стиля через два дня, с 1 февраля.

На заседании единодушно решили сохранить юлианский стиль летоисчисления в церковном обиходе. Одному из делегатов собора, профессору богословия Московской духовной академии С. С. Глаголеву, было поручено подготовить проект по календарному вопросу, оглашённый им на заседании собора 30 января3. В нём констатировалось, что:

1) введение нового стиля в гражданской жизни не должно препятствовать верующим придерживаться юлианского календаря; 2) Церковь должна сохранить старый стиль, потому что введение нового календаря в церковный обиход повлекло бы ликвидацию праздника Сретения в 1918 году; 3) вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решённым Вселенским собором с участием всех христиан; 4) к григорианскому календарю нельзя применять правила о праздновании Пасхи, поскольку в некоторые годы по новому стилю она праздновалась ранее еврейской Пасхи; 5) подчёркивалось, что новый, исправленный, календарь необходим для всего христианского мира, но значение григорианского календаря в этом качестве отрицалось.

Позиция Глаголева выражала официальную точку зрения православной церкви. По решению одного из первых Вселенских соборов в Никее устанавливалось, что христианскую Пасху следовало праздновать позднее еврейской. РПЦ в течение многих лет неуклонно следовала этому правилу и неоднократно обвиняла католическую церковь в его нарушении. Однако в силу изменения политической ситуации в стране Церковь была вынуждена смягчить жёсткую позицию. В 1918 году возможность проведения календарной и тесно связанной с ней пасхальной реформы не отрицалась. В то же время возможность её проведения прямо ставилась в зависимость от созыва Вселенского собора и, следовательно, откладывалась на неопределённое время. По мнению Глаголева, до этого светская власть не имела права препятствовать использованию верующими юлианского календаря для проведения внутренних вычислений. Это заявление было напрямую связано с отрицательным отношением руководства православной церкви к вмешательству в её дела со стороны советского правительства. После краткого обсуждения заключение было утверждено Собором4.

Вскоре для углублённого изучения календарного вопроса была образована специальная комиссия5. В её состав вошли делегаты Собора РПЦ епископ Черниговский Пахомий (П. П. Кедров), профессора С. С. Глаголев, И. И. Соколов, И. А. Карабинов, Б. А. Тураев, П. Н. Жу-кович. Глаголев и Соколов сошлись во мнении, что григорианский календарь вреден, а юлианский - соответствует научным требованиям. Однако это не означало, что в России необходимо сохранить старый стиль. В частности, Глаголев предложил отменить 31-е числа
месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым6. Им был предложен также другой вариант исправления григорианского календаря - через отмену одного дня какого-либо 31-го числа и ликвидацию одного високоса через каждые 128 лет. Одновременно признавалось, что подобное изменение могло быть произведено только по решению международной конференции. Исследователь признал, что правильнее будет передвинуть старый стиль указанным методом не на 13, а на 14 дней. С его точки зрения, проведённые им астрономические вычисления доказали, что этот проект являлся более точным. Тем не менее, несмотря на такие радикальные предложения, учёный считал, что в ближайшее время Церковь должна сохранить старый стиль7.

Членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей.

В связи с начавшейся Гражданской войной заседания комиссии более не проводились. Деятельность её ограничилась составлением и попыткой издания церковного календаря на 1919 год8.

В последующие годы РПЦ продолжала придерживаться старого стиля. Одной из причин этого явилось негативное отношение церковнослужителей к советской власти. Примечательно заявление, сделанное одним из делегатов Поместного собора М. А. Семёновым: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них не реагировать. Я знаю, что так очень многие поступают»9.

В первые месяцы советской власти церковь не посчитала возможным признать её легитимность. Такое положение вещей не могло устроить руководство большевистской партии. После окончательной победы в Гражданской войне оно начинает политику террора против отдельных священнослужителей и Церкви в целом. Для окончательного её подчинения ОГПУ было организовано движение обновленчества и создана специальная антирелигиозная комиссия. Не последнюю роль в этом процессе играл факт признания григорианского календаря. На волне преследований патриарх Тихон был вынужден подписать документы, в которых предписывалось считать день, следующий после 1 октября 1923 года, 14-м октября10. При этом указывалось, что введение нового календаря не затрагивает догматов и священных канонов православной церкви и находится в точном соответствии с данными астрономической науки. Особенно подчёркивалось, что постановление являлось не введением григорианского календаря, а лишь исправлением старой пасхалии11. Это решение было принято под давлением ОГПУ. Однако недовольство многих верующих и служителей Церкви побудило патриарха 8 ноября отменить своё решение, мотивируя это тем, что «удобное время для перехода на новый стиль уже прошло»12.

Реакция властей последовала незамедлительно: канцелярия патриарха была опечатана, экземпляры послания изъяты, а тексты предыдущего постановления расклеены по улицам Москвы без разрешения. Тихон сделал официальное заявление ЦИК СССР, в котором признал, что реформа «возможна в закономерной и безболезненной форме». Патриарх выступил против вмешательства гражданской власти в её проведение, «потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет её осуществление»13. Были сформулированы основные причины нежелания и противодействия введению нового стиля. Как утверждал Тихон, русский народ отличался консерватизмом по отношению к переменам. Малейшие изменения приводят к смуте. Церковный год тесно связан с народным бытом и экономическим годом крестьянина,так как праздниками определяется начало полевых работ. Календарная реформа скомпрометирована движением обновленчества, потому что они отказались соблюдать многие церковные каноны".

Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить Церковь изменить летоисчисление. В результате получалась двойственность, которая образовывала дополнительные проблемы в определении церковных праздников.

Такое положение сохранялось до конца 1920-х годов. Утвердившийся у власти Сталин провозгласил курс на индустриализацию СССР. По мысли руководства страны, новый календарь должен был соответствовать производственному циклу.

Другим важным требованием являлось его «избавление» от религиозной основы. В частности, предполагалось изменить эру летоисчисления, заменив её на более «прогрессивную». В апреле 1929 года этот вопрос стал обсуждаться на страницах печати15. Изначально речь шла лишь о реформе системы отдыха советских трудящихся. Предлагалось отменить все существовавшие праздники и перейти на шестидневную неделю. Революционные праздники планировалось перенести на ближайший день отдыха, используя также вечера рабочих дней. Особо подчёркивалось, что календарную систему шестидневная неделя не ломала, так как оставляла без изменений те же месяцы и числа в году, за исключением «отброшенного лишнего дня». Введение изменённого календаря планировалось с 1 января 1930 года16.

Это предложение положило начало широкому обсуждению реформы календаря. Советские функционеры публиковали пропагандистские статьи, призывавшие к её скорейшему осуществлению. В частности, сотрудник Госплана СССР Л. М. Сабсович считал изменение календаря одним из условий скорейшего перехода на непрерывный производственный год17. Его поддержал работник Наркомата труда Б. В. Бабин-Корень, считавший главным достоинством новой системы летоисчисления «максимальную жёсткость»18. По его мнению, это выражалось в твёрдом сочетании рабочих и выходных дней.

Редакция газеты «Известия» вынесла вопрос об изменении календаря на обсуждение читателей. Оно вызвало живой отклик с их стороны. Большинство предложений сводилось к введению в СССР пятидневной или шестидневной непрерывной недели с одним выходным19.

Собственный проект предложил А. Певцов. Его календарь состоял из декад с двумя выходными днями20. Год делился на десятидневки (декады) и стодневки (тектады) и состоял из 36 декад и одной дополнительной полудекады (5 или б дней). Певцов высказался за отмену месяцев и мотивировал это следующим доводом: так как число 36 делилось на 2, 3,4, б, 9,12,18, то возможно в случае надобности деление года на половины, трети, четверти и т. д. Это могло оказаться необходимым в повседневной жизни, при составлении отчётов, счёта сезонов. Названия дней недели изменялись: первый деньдекады -ДеньСвобо-ды; второй -День Труда; третий - День Партии; четвёртый - День Обороны; пятый - День Победы; шестой - День Просвещения; седьмой - День Союза; восьмой - День Профсоюза; девятый - День Молодёжи; десятый - День Воспоминаний. Первый и шестой дни являлись днями отдыха.

Схожие проекты присылались в редакции других газет. Однако предложения о замене наименований месяцев и дней недели порядковыми номерами не везде встретили поддержку. В частности, редакцией «Торгово-промышленной газеты» они были признаны неприемлемыми и нецелесообразными21.

Специальный проект подал на рассмотрение в Академию наук СССР сын великого химика И. Д. Менделеев22. Он предложил делить год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Неделя состояла из б дней. Её введение определялось возможностью определять дробную часть года одинаковым числом недель в месяце; при исчислении месяца в 5 недель каждое его число приходилось на одинаковые дни недели. В каждом месяце было одинаковое количество рабочих дней. Важным достоинством новой календарной системы, с точки зрения автора, являлось наличие равных по числу месяцев промежутков между датами, которые имели одинаковое количество дней и недель: от 5 февраля до 5 мая и от 5 июля до 5 октября было 3 месяца, 15 недель, 90 дней. Пять или шесть добавочных дней являлись нерабочими. Им присваивались обозначения событий, которые отмечались этим днём. После февраля вставлялся День свержения самодержавия, после апреля - Первомайский праздник, после июня - День Конституции СССР, после августа - День юношества, после октября - День Октябрьской революции. В високосный год дополнительный день вставлялся после декабря и назывался днём памяти Ленина. Название месяцев и дней оставалось без изменений. Упразднялся один день в неделе. Его наименование следовало уточнить впоследствии.

Осенью 1929 года вопрос о реформе календаря обсуждался на самом высоком уровне. Одной из задач правительственной комиссии по введению непрерывного производства в СССР стало «утверждение и издание нового табель-календаря, необходимого при пятидневке и непрерывке»23. В одном из отчётов Наркомата труда СССР подчёркивалось, что «изменение условий работы предприятий, бытовых привычек рабочих и служащих требует соответствующего приспособления календаря»24. Специально оговаривалось, что сложность вопроса заключалась в необходимости его сопоставления с астрономическим годом и западными странами. Поэтому принятие новой календарной системы нуждалось в тщательной проработке. Правительственная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) под председательством В. В. Куйбышева 21 октября 1929 года поручила Наркомату труда СССР проработать вопрос о реформе календаря применительно к непрерывной производственной неделе25.

28 декабря образовалась подкомиссия по реформе календаря во главе с наркомом просвещения РСФСР А. С. Бубновым. Работу её следовало закончить не позднее 20 января 1930 года26. Комиссия провела два совещания. На первом присутствовали астрономы С. Н. Блажко, Н. И. Идель-сон, директора Московского планетария К. Н. Шистовский и Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Было изучено три проекта нового календаря.

Первый из них предполагал установление твёрдой календарной шкалы и определял гражданскую длительность года в 360 дней, при этом каждый месяц включал 30 дней. Оставшиеся пять дней являлись революционными праздниками и из нумерации исключались, однако оставались на прежних местах.
Второй вариант определял длительность года в 365 дней. Дни революционных праздников включались в общую нумерацию дней года. Проект нарушал принцип твёрдой шкалы, но сохранял длительность рабочей части каждого месяца в 30 дней. Однако физическая продолжительность нескольких месяцев (апрель, ноябрь) удлинялась до 32 дней.

Третий вариант предлагал заменить существовавшую семидневную неделю пятидневной с оставлением всех календарных дат на прежних местах. Он допускал установление только скользящей шкалы распределения дней отдыха по числам месяцев.

Участники совещания признали допустимость изменений, предлагавшихся в проектах. Однако были высказаны пожелания, связанные с установлением одинаковой длительности гражданского и тропического годов и «возможно большего сохранения единства календарных дат нового и григорианского календарей»27. В итоге большинство высказалось за первый вариант календаря, предложив при этом установить в нём новые наименования дней недели, соответствовавшие революционному календарю.

На второе заседание были приглашены представители ВСНХ М. Я. Лапиров-Скобло, Госплана СССР - Г. И. Смирнов, Астрономического института - Н. И. Идельсон, директор Пулковской обсерватории А. А. Иванов и другие. Совещание, кроме упомянутых выше проектов, приняло к рассмотрению два новых варианта - календарь Французской революции и проект Госплана РСФСР, разработанный по решению правительственной комиссии при Совнаркоме РСФСР от 15 октября 1929 года28. Основные положения последнего календаря выглядели следующим образом. Продолжительность года 365 дней в простом и 366 в високосном году, добавлявшемся один раз в четыре года. Летоисчисление устанавливалось со дня Октябрьской революции. Начало общественного и хозяйственного года совпадало и начиналось 1 ноября. Их продолжительность составляла 360 рабочих и 5 или 6 праздничных дней. Каждый год делился на 4 квартала по 90 дней в каждом, квартал - на 3 равных месяца по 30 рабочих дней, месяц - на 3 декады по 10 дней или 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев оставались прежними, но наименования дней изменялись. Первый - День Коммуны, второй - День Маркса, третий - День Энгельса, четвёртый - День Ленина, пятый - День Сталина. Другой новацией стало оставление дней недели без названия, используя лишь порядковые номера.

Большинство членов комиссии высказалось за первый вариант, предложенный ранее. При этом были высказаны пожелания о внесении в него поправок, вытекавших из проекта Госплана РСФСР. Было решено объединить оба варианта таким образом, чтобы устранить необходимость перенесения празднования революционных дней на новые даты29.

26 января 1930 года на заседании правительственной комиссии при СТО по переводу предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю был заслушан отчёт Бубнова о проделанной работе. В итоге появилось постановление об одобрении первого варианта проекта календаря с некоторыми дополнениями. Новый гражданский советский календарь устанавливался с постоянным совпадением чисел месяцев на один и тот же день. Продолжительность года составила 360 обычных дней и 5 или 6 праздничных, имевших наименования первого и второго дня Пролетарской революции, первого и второго дня Интернационала и дня памяти Ленина. Указанные дни обозначались числом предыдущего дня месяца с прибавлением литеры А или Б. Год делился на 12 месяцев по 30 рабочих дней в каждом с прибавлением соответствующих литерных дней. Каждый месяц делился на 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев и дней сохранялись, упразднялись только суббота и воскресенье. Началом гражданского года считался первый день Пролетарской революции.

Новый календарь планировалось ввести не позднее 25 февраля 1930-го. Для окончательного обсуждения и согласования основных положений проекта в течение декады Госплану предписывалось созвать межведомственное совещание. После этого окончательный проект следовало передать на утверждение Совнаркома СССР30.

Конференция при Госплане СССР высказалась за новое летоисчисление. Однако, по её мнению, начало года и наименование месяцев следовало оставить неизменными. В итоге решением правительственной комиссии СТО в стране был введён единый производственный табель-календарь31. Его главным отличием от существовавшей системы летоисчисления являлось включение в него 360 рабочих дней и 5 нерабочих. Так называемые революционные дни (22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября) в календарь не включались. Работники каждого предприятия или учреждения распределялись администрацией на пять групп одинаковой численности. Для её каждого члена выходной устанавливался в определённый день каждой пятидневки: работникам первой группы - в первый день, второй группы - во второй и так далее. Заседания общественных, профсоюзных и административных организаций должны были проходить в первый, третий и пятый дни пятидневки; периодические заседания - в течение года и в определённые дни. Специально оговаривалось, что постановление имело силу «впредь до проведения реформы календаря». Таким образом, единый производственный календарь также вводился на определённый срок. Это означало, что нововведения являлись первым шагом на пути всеобщей календарной реформы. По прошествии нескольких месяцев этот проект планировалось ввести в качестве нового гражданского календаря.

В последующие несколько лет гражданский и производственный календари использовались параллельно. Тем не менее реформа календаря в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х годов так и не была осуществлена. Сочетание производственного и гражданского календарей создавало большую путаницу в определении рабочих и выходных дней. Ситуацию ещё более осложняло одновременное применение различными организациями и учреждениями, зависящими друг от друга, твёрдой и скользящей шкалы выходных дней. При этом для руководящих работников была установлена твёрдая шкала. Это обстоятельство создавало дополнительные трудности в работе предприятий, учреждений и учебных заведений, так как выходные дни начальства и подчинённых часто не совпадали. Отмечались случаи совпадения часов занятий у преподавателей в различных высших учебных заведениях.

Несмотря на попытки разрешения ситуации путём установления во всех предприятиях, учреждениях и учебных заведениях скользящей шкалы выходных дней, положение в лучшую сторону не менялось. В материале, представленном Наркоматом труда РСФСР в правительственную комиссию по введению в СССР непрерывного производства от 23 августа 1930 года, отмечалось, что «опыт применения скользящей шкалы показал, что при существующем общегражданском грегорианском (так в тексте. - Е. Н.) эта шкала с трудом усваивается населением, осложняет составление графиков и т. д.»32.

Постепенно под влиянием экономических и социальных факторов идея о введении непрерывного производства была признана невозможной и бесперспективной. Это повлекло постепенный отказ от её осуществления. В свою очередь, отмирала мысль о реформе календаря. В итоге 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»33. Оно вернуло в СССР привычное сочетание рабочих и выходных дней и положило конец попыткам изменить календарь. Пятидневка же до сих пор осталась в массовом сознании благодаря фильму Григория Александрова «Волга-Волга»: современному зрителю довольно трудно разобраться, что это такое.

Календарный вопрос на протяжении первых лет существования советской власти играл заметную роль в общественно-политической жизни страны. Провал замысла создания революционного календаря объяснялся несколькими факторами. К их числу относились несовпадение советской календарной системы с летоисчислением зарубежных государств. Это вызвало неразбериху в международных отношениях. Этот факт признавался в советской литературе. Один из идеологов новой экономической системы, писатель И. Л. Кремлев-Свэн, считал одним из наиболее серьёзных препятствий для введения нового календаря «возможность разнобоя с заграницей»34. Другой причиной стало непринятие нового календаря большинством населения СССР. Это вызвало путаницу в определении рабочих и выходных дней, сроков отпусков, порождало прогулы и в совокупности уменьшало экономическое благосостояние страны. В силу этих обстоятельств советское правительство отказалось от изменения системы летоисчисления, оставив в гражданском обиходе григорианский календарь.

Примечания
1. Декреты Советской власти. Т. 1. М. 1957. № 272. С 404-405.
2. Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. М. 1918. С 132-133.
3. ГАРФ. Ф. Р-3431. Д. 74. Л. 86 об.
4. Там же. Л. 39, 60 об.
5. Там же. Д. 283. Л. 354-355.
6. Там же. Л. 431.
7. Там же. Л. 432.
8. Там же. Л. 463 об., 663.
9. Там же. Л. 86 об; Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 2. С 188.
10. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Малого собора епископов о переходе на новый (григорианский) стиль в богослужебной практике от 24. 09 (7. 10)//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Ч. 1. М. 1994. С 299.
11. Послание Святейшего Патриарха Тихона к православному народу
о реформе календаря в Русской Православной Церкви от 18.09 (1.10). 1923//Следственное дело патриарха Тихона. М. 2000. № 186. С 361.
12. Распоряжение («резолюция») Святейшего Патриарха Тихона об отмене в богослужебной практике «нового» (григорианского) календарного стиля от 26.10 (8.11.) 1923 г.//Следственное дело... №187. С 362-363.
13. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль) от
17 (30) 09. 1924 г.//Акты... 4.1. С. 337.
14. Там же. С. 337.
15. Дубнер П. М. Советский календарь// Огонёк. 1929. № 40; Викторов Ю. Нужен почин//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5; Кайгородов
А. Надо реформировать неделю//Там же. С. 5; Кремлев И. Л. Непрерывное производство и социалистическое строительство. М.; Л. 1929. С. 108-115.
16. Баранчиков П. Не праздники, а дни отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 86. С. 3.
17. Сабсович Л. М. Решительнее переходить на непрерывный производственный год//Торгово-промышленная газета. 1929. № 173. С. 3.
18. Бабин-Корень Б. В. Стандартизация календарной сетки//Торгово-промышленная газета. 1929. № 223. С. 3.
19. Мотивы за пятидневку (обзор читательских писем)//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3; Пятница//Там же; 0 шестидневке//Там же. № 203. С. 3.
20. Певцов А. За декаду с двумя днями отдыха//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3.
21. П. Д. Первые шаги непрерывки. За реформу календаря//Торгово-промышленная газета. 1929.
№ 249. С. 5.
22. Проект шестидневки в Академии Наук//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 203. С. 3.
23. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 7. Л. 15.
24. Там же. Д. 2. Л. 4.
25. Там же. Д. 4. Л. 22, 25.
26. Там же. Л. 24 об., 52 об.
27. Там же. Л. 41.
28. Там же. Д. 6. Л. 12.
29. Там же. Д. 4. Л. 41.
30. Там же. Л. 28 об.
31. Постановление правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. «0 переводе предприятий и учреждений на непрерывную производственную неделю»//Труд. 1930. № 74. С. 4.
32. ГАРФ. Ф. Р-7059. On. 1. Д. 2. Л. 444, 505.
33. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года
«0 переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»//Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1940. № 20. С. 1.
34. Кремлев-Свэн И. Л. Две беседы о непрерывной неделе. М. 1930. С. 27.

— система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год составляет приблизительно 365,2422 средних солнечных суток.

К солнечному календарю относятся юлианский календарь, григорианский календарь и некоторые другие.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 века до нашей эры.

Григорианский календарь является дальнейшим уточнением юлианского календаря.

В юлианском календаре , предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

© Public Domain

© Public Domain

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого новым стилем.

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время . Первыми в 1582 году на новый стиль перешли Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. Затем в 1580-х годах он был введен в Австрии, Швейцарии, Венгрии. В XVIII веке григорианский календарь стал применяться в Германии, Норвегии, Дании, Великобритании, Швеции и Финляндия, в XIX веке — в Японии. В начале XX века григорианский календарь был введен в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси вместе с принятием христианства (X век) утвердился юлианский календарь . Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре "от сотворения мира" (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — "от Рождества Христова".

19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь . Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Хотя Григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в григорианском календаре на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку — 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет. Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Современная структура григорианского календаря также не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях.

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

В России Государственную думу был , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. Депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Савельева и Александр Фоменко предложили установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект был отклонен большинством голосов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1918 год. 6 февраля (24 января ст.ст.) Совет Народных Комиссаров издает Декрет о переходе на Григорианский календарь.

Согласно декрету в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

Новый календарь получил в обиходе название «новый стиль» в отличие от «старого стиля» - юлианского календаря, принятого в России при Петре I.

В Русской православной церкви после периода колебаний григорианский календарь был формально введён патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. Однако нововведение вызвало несогласие в церкви, и поэтому уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Церкви только 24 дня, и она вернулась к Юлианскому календарю.

Вот что писали поводу введения «нового стиля» современные газеты:

Докладная записка к декрету о введении в Российской Республике нового календаря

Польза, которую принесет замена Юлианского календаря принятым почти во всем мире Григорианским, с точки зрения международного общения настолько велика и разнообразна, и, вместе с тем, настолько очевидна, что обосновывать ее нет никакой надобности. Достаточно сказать, что Григорианский календарь уже при прежнем режиме был принят в военном и коммерческом флоте и употреблялся в различных случаях прежними министерствами иностранных дел, финансов, путей сообщения и внутренних дел, а равно - при астрономических и метеорологических наблюдениях. Вопрос о введении в России нового стиля, возбуждавшийся не раз и бывший довольно близко к разрешению еще в 1830 году, может быть рассматриваем с четырех точек зрения: церковной астрономической, юридической и экономической. Для церкви введение нового стиля связано с исчислением дней передвижных праздников, главным образом, Пасхи и с отношениями между православной и католической церквами. Что касается исчисления праздников, то давно уже авторитетные представители церкви указывали, что переход к другому календарю не разрушает канонов.

Основным препятствием было опасение, что введение Григорианского счисления будет истолковано как уступка православия католичеству. Ныне, при изменившихся политических обстоятельствах, не может быть и речи о каких-либо посягательствах католичества по отношению к православию, так, что и это препятствие отпадает. ...

Введение нового стиля

Декрет принадлежит к числу наиболее безобидных актов большевистской власти. Расхождение русского и западно-европейского календарей всегда представляло значительные неудобства при сношениях с заграницей. Эти неудобства были особенно заметны в сфере международной торговли, ...

Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как-раз большевики. Это объясняется отнюдь не " революционной смелостью" этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами " исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели России, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы. ...

К реформе календаря

Опубликованный вчера декрет о реформе календаря, которая должна последовать не далее 1 февраля, встретил в духовных кругах в высшей степени отрицательное отношение. Церковь новый стиль не признает ни в коем случае. Высказываются мнения, что новый стиль не будет признан и всей Россией, так как большинство крестьянского населения не по календарям, которых не имеет, а по церковным праздникам.

Комиссариат народного просвещения календарную реформу предлагал провести не ранее середины лета текущего года. Был намечен особый план составления для деревни новых календарей и соответствующей литературы.

В первую очередь предполагалось обратиться ко всем без исключения существующим в России конфессиональным исповеданиям, прося их разъяснений, насколько приемлем для них предполагаемый комиссариатом срок календарной реформы.

Все эти мероприятия, к сожалению, не получили осуществления. События последних дней и в особенности энергичные настояния эмигранта Чичерина, заставили Совет Народных Комиссаров действовать с большею решительностью.

История в лицах

Из Заявления Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский "новый" стиль).

Ныне вопрос о введении нового стиля в церковное употребление снова возбуждается Правительством, и с его стороны заявлено настоятельное желание, чтобы Нами были приняты решительные меры к согласованию церковного календаря с гражданским. Принимая во внимание свои прежние опыты, Мы считаем себя вынужденными заявить, что решительно не находим возможным их повторять. Новое Наше распоряжение о реформе календаря, пока не достигнуто общее согласие по этому вопросу всех Православных Церквей, и в глазах верующих, и по существу дела было бы лишено канонического основания и оправдало бы противодействие народа. По Нашему глубокому убеждению, такое распоряжение, настойчиво проводимое Нами и, может быть, поддержанное мерами государственного воздействия, послужило бы причиной больших волнений и несогласия в Церкви.

Церковь в настоящее время переживает беспримерное внешнее потрясение. Она лишена материальных средств существования, окружена атмосферой подозрительности и вражды, десятки епископов и сотни священников и мирян без суда, часто даже без объяснения причин, брошены в тюрьму, сосланы в отдаленнейшие области республики, влачимы с места на место; православные епископы, назначенные Нами, или не допускаются в свои епархии, или изгоняются из них при первом появлении туда, или подвергаются арестам; центральное управление Православной Церкви дезорганизовано, так как учреждения, состоящие при Патриархе Всероссийском, не зарегистрированы и даже канцелярия и архив их опечатаны и недоступны; Церкви закрываются, обращаются в клубы и кинематографы или отбираются у многочисленных православных приходов для незначительных численно обновленческих групп; духовенство обложено непосильными налогами, терпит всевозможные стеснения в жилищах, и дети его изгоняются со службы и из учебных заведений потому только, что их отцы служат Церкви. При таких условиях произвести еще внутреннее потрясение в лоне самой Церкви, вызвать смуту и создать, в добавление к расколу слева, раскол справа канонически незакономерным, неосмотрительным и насильственным распоряжением было бы тяжким грехом пред Богом и людьми со стороны того, на кого Промыслом Божиим возложен тяжелый Крест управления Церковью и заботы об Ее благе в наши дни.

Но изменение церковного календаря, предположенное Первым Всероссийским Собором 1917-1918 гг., при некоторых обстоятельствах могло бы быть осуществлено в закономерной и безболезненной форме.

Этому в значительной мере содействовало бы невмешательство в течение реформы со стороны гражданской власти, потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет ее осуществление. Пусть будет предоставлено самой Церкви преодолеть те затруднения, которые встают на пути введения нового стиля в богослужебную практику. Реформа календаря выдвинута потребностями жизни во всех Православных Церквах, и можно думать, что в недалеком будущем она будет принята Церквами без всяких внешних побуждений. Невмешательство в это церковное дело гражданской власти вполне отвечало бы принципам отделения Церкви от государства и свободы религиозной совести, возвещенным нашими основными законами. Правда, Президиумом Всероссийского Исполнительного Комитета уже издано распоряжение, приурочивающее дни отдыха и христианские праздники к новому стилю. Но престиж Правительства нисколько не пострадал бы, если бы оно, не отменяя формально этого распоряжения, объявило к началу 1925 г. список дней отдыха в христианские праздники по старому стилю с перечислением их на соответствующие числа нового стиля, так, например, чтобы Рождество Христово значилось не под 25 декабря, а под 7 января, подобно тому и воспоминание об известном выступлении рабочих не переносится на новый стиль, но приурочивается к 9(22) января, а праздник Октябрьской революции падает не на 25 октября нового стиля, а на 7 ноября. Напротив, невмешательство имело бы для Правительства свою выгодную сторону, так как при насильственном введении нового стиля весь одиум нссочувствующих этой реформе падает не на духовенство, а на гражданскую власть, вынудившую духовенство пойти против сложившегося церковного быта.

Предпосылки

В России начала ХХ века продолжал использоваться старый юлианский календарь , в то время как почти во всех европейских странах к тому времени был принят григорианский календарь . Сохранение старого стиля было связано с православной традицией - в РПЦ традиционно использовался юлианский календарь. После Октябрьской революции церковь была отделена от государства, соответственно и привязка гражданского календаря к церковному утратила особую актуальность. Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен уже на одном из первых заседаний СНК 16 (29) ноября 1917 года . На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и Православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы Церкви при этом не учитывались. Сторонником этого варианта был В. И. Ленин .

Принятие

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и 26 января (8 февраля) 1918 года подписан В. И. Лениным. В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Декретом предписывалось после 31 января 1918 года считать не 1 февраля по юлианскому календарю, а 14 февраля по григорианскому календарю. До 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках предлагалось проставлять и число по старому.

Церкви введение нового стиля не коснулось - РПЦ пользуется юлианским календарём до настоящего времени.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Декрет от 26 января 1918 года" в других словарях:

    - «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Декрет от 26 января 1918 года Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря нормативно правовой акт РСФСР … Википедия

    Орфографическая реформа 1917 1918 годов состояла в изменении ряда правил русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита. Содержание 1 История реформы 2 Содержание… … Википедия

    Орфографическая реформа 1917 1918 годов состояла в изменении ряда правил русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита. Содержание 1 История реформы 2 Содержание… … Википедия

    Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была… … Википедия

    Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была… … Википедия

    Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была… … Википедия

    Декрет об образовании Крымской автономии в составе России - В древние времена в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров (от имени которых происходит название горной и прибрежной части Крыма Таврия, Таврида) и скифов, позднее на побережье Крыма основали свои колонии греки. С IV V веков Крым объект… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Годы 1914 · 1915 · 1916 · 1917 1918 1919 · 1920 · 1921 · 1922 Десятилетия 1890 е · 1900 е 1910 е 1920 е · 1930 е … Википедия

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то