Эссе учителя биологии и экологии. Эссе учителя биологии «Почему я выбрала эту профессию и что удерживает меня в ней? Матусевич Татьяны Валентиновны

Эссе

Я и биология

Когда мы осмыслим свою роль на земле,

пусть самую скромную и незаметную,

тогда лишь мы будем счастливы.

Антуан де Сент-Экзюпери

Когда выдаётся свободная минута, я люблю перелистывать «Маленького Принца» Антуана де Сент-Экзюпери, одно из любимых мной произведений. Взгляд невольно останавливается на строчках, отмеченных карандашом: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». По мере взросления смысл этих строк для меня все более проясняется: мы, разумные существа, несем ответственность и перед теми, «кого мы приручили», и перед будущими поколениями за сохранение гармонии природы. Перелистываю страницы… «Разум обретает ценность тогда, когда он служит любви». Как просто и точно сказано об ответственности науки, об ответственности человека за путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Отсчитывает последние дни 2010 год – год, когда нам, выпускникам, уже необходимо было делать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать свою жизнь с бурно развивающейся в последние годы наукой биологией. Мне кажется, что у биологии самая важная миссия – не просто постичь закономерности жизни, разгадать ее тайны, но и суметь сохранить многообразие живой природы. Биология – великая наука. Она окружает нас повсюду.

Вспоминаю начало сентября: нас попросили назвать пятый предмет для тестирования. Многие задумались, некоторые не смогли определиться долгое время. Мне же было легко. Мой выбор сделан, наверное, в раннем детстве. Самые яркие детские воспоминания связаны с открытием мира вокруг себя. Это чудо открытия жизни, кипящей везде: и в маленькой речке, куда нас возили купаться, и в безбрежной степи, начинающейся сразу за нашим огородом. Мы живём на краю села, и у нас частые гости – перепелки, зайцы, лисы. А летом стоит поднять голову вверх: летают птицы, порхают бабочки, носятся стрекозы… К живой природе меня тянуло всегда: сколько неизведанного и интересного!

Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями и животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая свойства живого и жизнь во всех ее проявлениях, и есть биология. Наука, которую избрала я!

В судьбе любого человека случаются события, которые, сначала малопримечательные, в будущем оказываются для тебя своеобразной точкой отсчёта. Таким эпизодом в моей жизни стало появление в расписании урока биологии. Он стал самым любимым. Учебники, полученные в библиотеке, прочитывала ещё летом. С тех пор моим главным увлечением стало изучение Природы. Именно так, с большой буквы. Иначе я и не отношусь к любому живому существу, к любому цветку. О цветах, об этом чуде, я могла говорить бесконечно. Моя детская мечта, которую я надеюсь осуществить,– создать на своём участке цветочные часы. Чтобы сотворить это чудо, необходимы не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. Издревле было известно, что многие явления природы обладают определенной периодичностью. Раскрывание и закрывание цветков, появление росы на траве, множество других примет помогали раньше людям ориентироваться во времени. Еще в Древней Греции и Риме на клумбах высаживались растения, с помощью которых можно было определить время суток. Первые цветочные часы появились в 20-х годах XVIII века. Они показывали время с 3-5 часов утра. Чтобы ответить на вопрос «Какая сила заставляет цветы раскрываться и закрываться приблизительно в одно и то же время?», ученым предстояло сделать важное открытие: оказывается, растения тоже способны двигаться. До сих пор помню, с каким интересом постигала я мир растений и животных. Каждый день происходило маленькое чудо открытия. Оказывается, самое многообразное семейство цветковых растений – орхидные: в него входит от 17 до 30 тысяч видов. Самым старым деревом на Земле считается сосна остистая, растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. А ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных: он проводит всю свою жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. Меня всегда привлекала загадка появления жизни на Земле. В третьем классе я увлеклась греческой мифологией. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Согласно мифам, источник жизни заключался в вечном, безграничном Хаосе. Все возникло из него – весь мир и бессмертные боги. Мой пытливый ум не мог удовлетвориться таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла мне понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За годы учёбы сделано много открытий, но знаю, что ещё больше ждёт меня впереди, так как биология способна дать ответы на многие вопросы, волнующие человека.

Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Многовековая, полная драматизма история биологии отражает борьбу взглядов и идей, вбирает в себя особенности общественного развития в то или иное время. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В IV веке до н.э. Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии. В средние века развитие биологии существенно затормозилось. В это мрачное время хранителями знаний были арабские ученые. Развитие науки продолжилось в эпоху Возрождения, а с открытием в XVII веке кровообращения и микроскопа начинается бурное исследование всего живого. XIX и XX века – время потрясающих научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, появление генетики, установление структуры молекулы ДНК и расшифровка генома человека, открытие стволовых клеток…

В последние годы биология бурно развивается, становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. Думаю, что XXI век по праву будет веком биологии, так как эта наука может помочь решить многие проблемы, существующие в современном мире. Сегодня биология включает обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология), разные царства (ботаника, зоология). Она тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. В нашей стране развитию биологии уделяется большое внимание. В конце октября в Алматы на биологическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялась очередная Международная конференция «Биотехнология, нанотехнология и физико-химическая биология», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.Б.Дарканбаева. На конференции было представлено более 60 докладов ведущих ученых и специалистов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Цель данной конференции – определение состояния и перспектив развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – это передовая наука, наука будущего!

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь? Но знаю точно, что каждый человек должен владеть хотя бы элементарными биологическими знаниями. Без них немыслимо освоение основ медицины, сельского и лесного хозяйства, наконец, ведение здорового образа жизни. Дальнейшее развитие человечества, в связи с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий, возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей. Однако знания в руках безнравственных людей – страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Наука жизни и любви

К природе и дарам Земли

Научит мир воспринимать

И по другому понимать

Всё то, что окружает нас.

И в добрый путь, и в добрый час

Перешагнёт пусть человек

Тяжёлый XXI век.

Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Человек же до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. Роль биологии в познании природы человека велика: она развивается, осваивая гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, так как я хочу связать свою жизнь с медициной. Еще в детстве я хотела помочь людям, у которых были проблемы со здоровьем. Я знала, что врач должен быть ответственным в работе и в жизни, добрым и внимательным к людям, бескорыстным и благородным. Для него самая большая радость в жизни – счастье и здоровье окружающих. Он, как солнце, готов согреть каждого; у него добрые глаза и открытое сердце. Теперь я уже точно решила, кем быть. Я хочу стать врачом! Потому что это – зов сердца и души!

Я знаю, что хорошим специалистом стать очень трудно. Мечты без реального труда не воплотятся сами по себе, поэтому сейчас надо трудиться, учиться, набираться знаний. Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня я все свободное время посвящаю изучению биологии: с интересом читаю научно-популярную литературу, принимаю участие в конкурсах, олимпиадах, защите научных проектов – хочу каждый день узнавать что-то новое и не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии: именно люди, ставившие перед собой масштабные цели, победили черную оспу, научились пересаживать сердце. Сомерсет Моэм заявлял, что, в отличие от существующего мнения о бесполезности мечты, она – «не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Если бы люди не представляли себе свое будущее, не ставили перед собой четкие задачи, что побуждало бы их к активной деятельности, к самой жизни? Жизнь без мечты бесцветна, безрадостна и просто бесполезна.

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Уже сегодня я спрашиваю себя: «Если я стану врачом, смогу ли прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте?» Смогу ли я? Буду стараться. И в этом мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука Биология.

Ефремова Нина

ученица 11 класса ГУ «Пешковская средняя

школа» ОО Федоровского района»

Костанайская область

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

У врача – клятва Гиппократа. У солдата – присяга. А какое обещание дает учитель, выбирая свой путь служения людям?

Почему становятся учителями? Почему я среди всех профессий для себя выбрала профессию учителя? Учителя химии?

Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила математику, биологию, физическую культуру, и, конечно, химию.

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании. Согласны ли мы быть всю жизнь на незаметных, хотя и нужных, ролях?

Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят за «лечение», в общем-то не очень и стремятся «лечиться».

Пройдут годы, прежде чем «вылеченный», поставленный на ноги, придет и скажет «Спасибо». Но этого надо ждать годы.

Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!

Пианист в день концерта иногда не ест, ни с кем не разговаривает, молча готовится к свиданию со зрителем, копит свое вдохновение. Хирург перед операцией долго и тщательно моет и без того стерильно чистые руки: он тоже готовится, собирается с силами. А ведь у учителя нет и этих спасительных минут перед уроком. Зажатый заботами классного руководителя, встречей с родителями, школьными звонками, не отдохнув, учитель входит в класс. И сразу же овладевает «и партером, и галёркой». Спадает шумок. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия.

Лучами сотен огоньков,

То неподвижных, то игривых,

Глаза моих учеников

Спокойных, добрых, шаловливых.

То незабудок синева,

То карих угольков сияние,

То грусть недетская вошла

В черноресничное мигание.

Не все откроют, не всегда

Слезою выльется случайное.

Глаза – зеркальная вода,

На дне их – сердца тайна тайная.

…Прочесть бы многое без слов,

Найти ответное, мгновенное,

Смотрю в глаза учеников,

Понять пытаясь сокровенное.

Что школа должна дать ребенку? На всю жизнь я запомнила слова героини А. Алексина: «Он сделал мне самый дорогой подарок — подарил мне меня». Школа должна дать ребенку возможность самовыражения, самоутверждения. Задача задач учителя — в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Подарить самого себя. Помочь поверить в свои силы, для каждого найти «слова, исполненные доброго доверия».

Не сумма знаний, а развитие способностей — моя цель. Для меня главное — золотое сердце и золотые руки, а не золотая голова. Талант — удел немногих. А сделать сердце и руки добрыми можно! Уверена! И мы творим на уроке, творим на сцене: словно цветок, распускаются души, ум требует новой пищи, рука тянется к книге, пробуждается жажда знаний и творчества.

Сотворчество, сотрудничество… Эти слова для меня однокоренные. Нет творчества без труда! И какой же труд без творчества!? Моя задача — воспитывать «привычку к труду благородную». Эта привычка — основа будущего счастья, духовного обогащения.

Учить и учиться — вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное — чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу. Идти вперед…

«Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет».

(Белинский Виссарион Григорьевич (1811 — 1848)

— русский писатель и литературный критик)

Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека, доброго, чуткого, порядочного. Человека – личность, человека – творца. Учиться у детей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учиться у коллег, но помнить: скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину, ибо «каждый выбирает по себе».

И я ищу свой путь и свою истину…

Будучи ещё школьницей, я прочитала «толстую», на первый взгляд, но интересную книгу великого русского педагога А. С. Макаренко «Педагогическая поэма». Знакомство с его трудами помогло мне обрести веру в себя, веру в людей, веру в то, что человек способен к совершенствованию.

А ещё я никогда не забуду уроки учителя химии Карлушиной Марины Петровны. Именно она привила мне любовь к химии, научила решать задачи, которые я до сих пор решаю с удовольствием. Сначала нравилось, потому что получалось, потом, потому что могла объяснить, как решать другому ученику, испытывающему затруднения в задаче.

Марина Петровна была для меня не только учителем химии. Как классный руководитель она стала моим идейным вдохновителем. Благодаря ей я решила связать свою жизнь с образованием.

И теперь я с гордостью думаю о себе: Я — УЧИТЕЛЬ. Учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать им свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что маленький человек совершил добрый поступок: отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, для меня важно то, что при этом чувствует ребенок? Искренне радуется или хочет, чтобы его поступок заметили, похвалили.

Ю.Е.Соловьева, учитель химии МОУ СОШ №5 г.Вятские Поляны Кировской области

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Черноморова А.В.
учитель биологии и химии
МОУ "Вечерняя (сменная) ОШ"
г.Константиновска

2009 г.
Да здравствуют профессионалы во всех областях жизни и, в первую очередь, - в медицине и в педагогике. Физическое состояние тела и внутреннее состояние души - вот они те сферы, властвовать над которыми должны виртуозы.

«Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор», - пишет Анатолий Гин, автор книги «Приёмы педагогической техники».

Свой выбор - быть учителем - сделала я легко. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелёгкий путь. Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим - в то время ещё небольшим - богатством с соседскими мальчишками и девчонками. Моей тяге «играть в учителя», проводя «уроки» с детьми соседей, никто не препятствовал. Позже я без колебаний выбрала ту область науки, которая открывала передо мной тайны мироздания, самая восхитительная из которых - жизнь. Я не просто любитель биологии, я учитель, призванный научить жить.

Совсем недавно в одной из книг мне довелось прочитать о том, что часто учителями становятся инфантильные молодые люди, не желающие расстаться со школой и привычной учебной деятельностью, особенно если эта деятельность была успешной. Там же было сказано, что в этой профессии часто оказываются деспотичные люди, самоутверждающиеся за счёт власти над учениками. Как же больно было читать подобное о людях своей любимой профессии!

А вот Т. Шаш, американский психиатр, сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». К сказанному им присоединяюсь. По опыту знаю, что за свой авторитет, за моральное право быть наставником молодых, пользоваться их неограниченным доверием учитель платит большую цену: его сердце должно воспринять и вместить проблемы учеников как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей как своих, родных. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят.

Действительно, учитель воздействует на обучаемых манерой говорить, держать себя, одеваться, спорить, смеяться - короче говоря, «всеми приметами своей неповторимой личности». Но не будем наивны, не надо думать, а точнее - делать вид, будто сосуществующие в человеке отрицательные черты и свойства не оказывают своего антивоспитывающего воздействия. Если самокритичность не способна повредить решительно никому на свете, то учителю она необходима больше, чем любому другому, «… его свет, подобно свету дворцовой лампы, множится зеркалами - лицами его учеников!»

Любить самокритику противоестественно. Однако держать на вооружении - обязанность всякого, кто хочет по совести служить детям.

Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя - вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.

Каким же хотят видеть учителя учащиеся? Изучая их запросы и профессиональную литературу, я поняла, что они желают видеть в каждом из нас человека с выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с ними, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией, выразительностью в процессе общения. Им необходим учитель с эмоциональной пластичностью, высоким самоконтролем над эмоциями и поведением, и в то же время с интуитивностью восприятия действительности, артистичностью.

Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

Достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;

Осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли;

Создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;

Создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.

Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня, и я научусь».

Я глубоко убеждена в том, что успех - это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, всегда готов подумать, что выйдет из этого, что из того. А если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допустить.

Себя я считаю успешным человеком. К своему успеху иду не по головам коллег, не манипулированием друзьями и близкими. У меня другой путь. Во-первых, я люблю свою работу и людей, с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями.

Мы, учителя, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утончённой. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь - учись… Быть культурным - это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат - словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого - мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньше, чем роль образованности.

Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель - это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли пережить славу (если она придёт), а также неудачу и беду (если уж они случатся). Часто обращаюсь к любимой сказке выдающегося бельгийского драматурга Мориса Метерлинка - «Синяя птица». Именно словами пьесы я рассказываю своим ученикам об истинных Блаженствах (с заглавной буквы слово написано в тексте) жизни:

Блаженстве чувствовать себя здоровым;

Блаженстве любить своих родителей;

Блаженстве глядеть на голубое небо;

Блаженстве невинных мыслей.

Этот мудрый писатель и его сказка помогают мне объяснять, в чём заключаются настоящие, Великие Радости жизни:

Радость Материнской (Отцовской) любви;

Радость быть справедливым и добрым;

Радость мыслить и понимать;

Радость завершённой работы;

Радость созерцать прекрасное;

Радость любить.

Мною составлен личный нравственный кодекс, приоритетные законы которого в общении с учащимися я сформулировала так:

Самый верный друг и самый строгий судья - совесть;

Слукавишь раз - лишишься доверия;

Влюблённость в Истину - обязательна!

Ребёнок - личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации.

Я часто перечитываю любопытное письмо А.П.Чехова брату Николаю. В этом письме, в частности, изложены интересные взгляды писателя на воспитание и воспитанность. Вот такие главные черты он называет: воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. «Они сострадательны не к одним лишь нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом». Но это не всё. «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются…» И Чехов продолжает: «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Они не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Они воспитывают в себе эстетику…». Убедительнее сказать трудно.

Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент, я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества: твёрдая уверенность в себе и своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, внутренняя самодисциплина. Мои советчики при этом - любимые философы, педагоги, писатели. Часто цитирую своим воспитанникам (с последующим обсуждением) слова великого писателя современности - А.И.Солженицына, сказанные им во время выступления при получении Нобелевской премии в области литературы: «Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня».

Насколько возможно доверять ученикам? То, что в них нужно верить, - это прописная истина. А хочу я сказать вот что: не слова рождают доверие человека к человеку, то есть и слова, конечно, тоже, но прежде всего - поступки, действия. Это справедливо в отношениях учителя и ученика, вообще - людей. Повышая меру доверия ученику, учитель рискует. Возможное ли это дело - исключить риск, свести его до полного нуля, застраховать себя от всякой неожиданности? Риск в нашей жизни - неизбежность. И весь вопрос в том, какую долю вероятного успеха считать разумной, какую - допустимой, какую - крайней, вынужденной. Иными словами, без риска - не проживёшь.

Но потому успехов и результатов мы вправе ожидать, что едва ли существует более действенный стимулятор для молодой души, для юного сердца, чем доверие. Нужно разумно рисковать, и наша смелость окупится сторицей, и уважение к нам возрастёт во много крат.

Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила, методы воспитания и развития ребёнка… И всё это в быстро меняющемся мире.

И ещё о наболевшем. Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек. Незнание законов физики не освобождает от ответственности за чернобыли. Незнание законов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы. Незнание опасно, а значит знание обязательно. «Труд учителя нелёгок, но подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает долгие годы. Учитель формирует человека. Учителя формируют поколения» - утверждает писатель-публицист Инга Преловская. Её слова очень точно характеризуют ответственную роль учителя перед обществом.

Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена:

Когда умирает эпоха В бесправье и вечной тщете,

Мы все - до последнего вздоха -

Повинны в её пустоте.

Коренные вопросы нации «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» надо ставить и решать без промедления. Государство вряд ли сможет быстро и легко решить эту сложную проблему. Но государство может и должно вкладывать в образование - это очевидно. А пока что делать учителю? Хочется сформулировать ответ лирическим и возвышенным слогом, ибо говорить об этом бесстрастно, рассудочно, без волнения я не могу: «Распахнуть душу детям! Гореть огнём жертвенной любви к ним! Продолжать нелёгкую битву за душу юного человека!» Только тогда известные слова классика русской поэзии обретут утраченный смысл:

… учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

«Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только координирует их работу. Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель». Поэтому учителю так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского округа г. Выксы Нижегородской области

Учитель биологии и экологии: Новичкова Анастасия Александровна.

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету биологии.

Чтобы дать ученику искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В.А.Сухомлинский.

У каждого человека есть свое предназначение, данное ему природой, Богом или обществом, в котором он рожден.

Учитель…Такое знакомое, родное, до боли близкое слово для каждого человека. Для дошколят учитель - это тайна, которую хочется поскорее раскрыть; для учеников учитель - это знание, которое необходимо усвоить. Для меня же, учителя, моя профессия – особая миссия, особый склад души и ума, это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. Особый след в душе каждого оставляет первый учитель. Мой первый учитель - моя мама. До сих пор с теплотой и нежностью вспоминаю ее уроки. Я благодарна ей за то, что она вдохновляла меня на новые открытия, делилась со мной своими лучшими знаниями и умениями. Я выросла в семье педагогов, с ранних лет знала, насколько нелегок учительский труд, но при выборе профессии у меня не было никаких сомнений. У каждого свой путь, свое призвание. Для меня – это школа, то место, где могу передать свои знания и любовь детям. Я считаю, что профессия учитель – это источник человеческого общения, возможность приоткрыть тайны внутреннего мира, заглянуть в будущее.

Современной школе нужен молодой современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя.

«Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только координирует их работу. Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель». Поэтому учителю так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока.

Статистика утверждает, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90 -100% того, что делает сам. Поэтому для себя я выделила несколько определений современного урока биологии и экологии. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик с интересом познает биологические явления. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология развития критического мышления. Она заинтересовала меня тем, что позволяет простыми и понятными методами сделать изучение биологических процессов интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многим детям тяжело учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке, позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Он отражает основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное изучение, антропогенез и др. Для правильного научного понимания природных явлений, распознавания и систематики растений, грибов, животных в природе, учащимся необходимо вникнуть в суть биологических процессов, осознать их важность. Следовательно, главную ценность технология развития критического мышления на уроках биологии и экологии я вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению биологии и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию в повседневной жизни?". Формирование критического мышления школьников, основанное на умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т.д.), является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в не стандартных ситуациях в значительной степени способствуют успешной самореализации личности.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. В первой стадии происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией в виде прочтения текста, просмотра фильма или прослушивания лекции. На стадии рефлексии происходит переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию с известной им ранее, используя знания, полученные на стадии осмысления. На каждой стадии используются различные приемы технологии развития критического мышления: «толстые» и «тонкие» вопросы, «синквейн», «кластер», «концептуальное колесо», «верите ли вы?», «рефлексивные вопросы», «закончи предложение», «INSERT». Например, прием «толстые» и «тонкие» вопросы при изучении темы биосинтез белка. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Где находится ДНК в клетке? Где в клетке собираются белки? Что является посредником при переносе информации от ДНК к рибосоме? «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Какими свойствами обладает генетический код? В чем различие процессов транскрипции и трансляции? Предположите, что будет, если во время транскрипции будет изменена последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК? Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

На стадии рефлексии можно использовать прием «синквейн». Это пятистрочие которое требует синтеза материала в кратких предложениях. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными. Третья строчка - это описание действия тремя глаголами в рамках заданной темы. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, раскрывающая тему. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы. При изучении темы клетка учащимися был составлен следующий синквейн:

клетка

живая растительная

растет, питается, размножается

единица всех живых организмов

жизнь

Синквейн позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, а так же систематизировать знания.

Дидактическая характеристика развития критического мышления на уроках биологии и экологии, основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Я создаю проблемные ситуации, например «Почему фотосинтез назвали «фотосинтезом»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» или «Как можно объяснить то, что клетка является единицей всего живого на Земле?» В результате для их решения у учащихся происходит организация мыслительного поиска. Далее регулирую процесс решения: ввожу необходимую информацию, определяю степень свободы выбора, направляю на поиск адекватных способов действий, способствую смысловому пониманию информации. Важно, организовать проблемную ситуацию, предложив ученикам задачу, для решения которой нужны новые знания. Полезно при этом использовать цепь проблемных вопросов, сменяющих один другой.

Особое место в изучении биологии и экологии отводится научно-исследовательским работам. Они позволяют вникнуть в тайны биологических процессов, осознать значимость тех или иных явлений в биосфере, лучше запомнить биологические термины. В процессе выполнения этих работ формируется интерес к предмету, повышается мотивация учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

В современной школе именно такой нестандартный подход к изучению предмета биология, дает толчок к развитию творческих способностей школьников, создает условия для их личностного развития, нравственного взросления, позволяет самостоятельно находить ответы на важные вопросы.

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.


Эссе

«Я – учитель»

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

Многие из нас еще в детстве задумываются о выборе профессии. Нам нравятся известные люди, и мы хотим быть похожими на них. Мы представляем себя доктором или известным журналистом, юристом или популярным артистом, иногда даже мечтаем быть президентом. Нередко хотим быть похожими на маму или папу. С возрастом наши взгляды меняются: не все профессии, о которых мы мечтали, нас устраивают. Мы более реально смотрим на мир и понимаем, что от того, какую профессию выберем, зависит наше будущее.

Выбор профессии - один из самых ответственных моментов в нашей жизни. В мире много профессий, но где-то есть одна единственная, твоя. Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их педагогические судьбы... Кто-то с детства видит в профессии учителя свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно...

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Бычкова Лидия Владимировна. Она пришла к нам в школу совсем молодым педагогом, но зато с какой любовью и пониманием относилась к каждому из нас! Класс у нас, хотя и был небольшой, но все равно, нужно было каждого научить и читать, и писать, а самое главное - самостоятельно добывать знания, стремиться добиваться успеха, находить интересные пути решения и не бояться проблем.

А так же, на выбор моей будущей профессии повлияло то, что моя мама работала в детском саду, младшим воспитателем. Я очень часто, после занятий в школе, бежала к ней в сад и там проводила свои детские уроки для ребят. Готовила им карточки с заданиями, рисовала картинки, учила считать конфеты. Еще тогда, в детстве, решила для себя - хочу быть учителем!

После окончания школы устроилась работать продавцом в наш сельский магазин. Работа была интересная, нравилась, но детская мечта об учительстве меня не оставляла. Поступила учиться на заочное отделение в НГПУ, будучи в декретном отпуске, в 2011 году получила диплом об окончании университета.

В 2012 году директор школы пригласила меня в школу, появилась вакансия учителя. Сегодня я работаю в школе, в которой училась сама, поэтому всем сердцем и всей душой люблю ее. В школе сложился сплоченный коллектив, объединенный одной общей идеей. Работать в таком коллективе - одно удовольствие.

Кто же он – современный учитель?

На мой взгляд, это человек, увлеченный своей любимой работой, старающийся быть важным, необходимым для того, кто нуждается в его внимании, заботе, и самое главное - в знаниях. В профессии учителя много привлекательных сторон: она представляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. А сколько радости приносит работа с детьми.

Для меня современный учитель - это новатор, проявляющий готовность к испытаниям, полностью отдающий себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, всегда стремится к развитию и совершенству.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, ещё интереснее рассказывать детям о такой замечательной науке, как биология. Многообразие растений и животных, проблемы экологии, строение человека, генетика - разве это не интересно?

Какой я учитель? Спросите вы у меня. Иногда я бываю требовательной, строгой; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Я считаю, что важно не просто учить предмету, а необходимо формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Самыми главными и необходимыми профессиональными ценностями учителя считаю интерес к инновациям, новым методам преподавания и совершенствования качества образования, оригинальности и креативности мышления, неординарности в поиске решений нестандартных задач и проблем, которые помогают в организации исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной работе. Конечно, очень важно прекрасное знание своего предмета, осведомленность и желание изучать новейшие аспекты развития предмета как науки, способность решать сложные и нестандартные задачи, которые возникают в нашей профессии.

В наши дни, когда с невиданной скоростью происходит радикальная смена представлений о мире, о жизненных приоритетах и моральных ценностях, требуется формировать у детей такие понятия, как любовь к Родине, толерантность, уважение к старшим, наследуя моральные и нравственные ценности, оставленные нашими предками.

Школа – это мой второй дом. Ей я отдаю свое время и силы.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то