Занятие прямоугольник. Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с прямоугольником" (средняя группа). Пособие используется в нескольких вариантах

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

ЗАНЯТИЕ 5. АППЛИКАЦИЯ. «КОВРИК ДЛЯ КУКОЛ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей разрезать узкие полоски по сгибам бумаги на части; складывать полоску два раза для получения четырех квадратиков или прямоугольников; симметрично располагать элементы узора по углам и сторонам квадрата; различать два оттенка одного цвета.

Материал.

Квадратный фланелеграф и фигуры для выкладывания узоров: крупные квадраты и круги, мелкие квадратики и прямоугольники; полоски для показа приемов складывания и разрезания по сгибам; персонаж Петрушка; у детей листы тонированной бумаги 15×15 см, готовые крупные формы 3×3 см и две полоски 8×2 см (для квадратиков) или 1,5×12 см (для прямоугольников). У некоторых детей крупные фигуры и полоски одного цвета, но разных оттенков (красные и темно-красные, зеленые и темно-зеленые и т. п.).

Ход занятия.

Перед детьми ставят фланелеграф. Появляется Петрушка: «Здравствуйте! Что это вы собираетесь делать?»

Воспитатель. Я хочу показать детям, как составлять узор из больших и маленьких квадратов на этом коврике.

Петрушка. А можно я попробую составить узор?

Воспитатель. Попробуй, Петрушка.

Петрушка в беспорядке прикрепляет фигурки на фланелеграфе.

Воспитатель. Дети! Разве это узор? Нет, Петрушка (снимает фигурки с фланелеграфа). Узор получится тогда, когда фигурки будут расположены в определенных местах. Посмотри. Я в каждом уголке коврика помещу одинаковые квадраты. Вот эти большие. А по сторонам по два маленьких.

Петрушка. Да, красиво получилось! А дети могут составить узор?


...

Воспитатель. Дети, кто хочет помочь мне составить узор из других фигурок?

Вызывает желающего ребенка, дает ему кружки и спрашивает, где их можно расположить на коврике (по углам).

Петрушка. Теперь я знаю, где надо поместить эти маленькие прямоугольники.

Воспитатель. Где же?

Петрушка. По сторонам коврика. Вот здесь, здесь…

Воспитатель и ребенок составляют узор на фланелеграфе.

Петрушка смотрит на изобразительный материал у детей и говорит: «А дети не смогут сделать такие узоры. У них нет маленьких квадратиков и прямоугольников».

Воспитатель. Но у них есть полоски. Они их сложат и разрежут ножницами. Вот так. Сначала сложат полоску пополам, потом еще раз пополам, развернут и разрежут ее по сгибам.

Предлагает детям сложить и разрезать полоски. Спрашивает, какие фигурки у них получились. Подтверждает, что у одних детей получились маленькие квадратики, а у других маленькие прямоугольники. Затем предлагает выложить из больших и маленьких фигурок узор на своих листах бумаги. Тем, кто выложил правильно, разрешает наклеить узор. Советы, указания дает детям от имени Петрушки («Петрушка спрашивает… Петрушка говорит, что…»). В конце занятия помещает детские работы на стенд.

Петрушка. Сколько красивых узоров, и везде большие фигуры – круги или квадраты – наклеены по углам коврика, а маленькие – по сторонам. Я теперь понял, что такое узор. Но почему на одних ковриках большие и маленькие фигурки разного цвета, а на других одинакового?

Воспитатель. Да, по цвету они одинаковые, а по оттенку разные. Сейчас дети объяснят тебе, Петрушка.

Обращается к детям: «Скажите, большие квадраты на этом коврике какие? (Красные.) А маленькие? (Темно-красные.) Какие круги в этом узоре? (Темно-зеленые.) А какие маленькие прямоугольники? (Светло-зеленые.) И т. д. Видишь, Петрушка, наши дети знают, что каждый цвет может быть разных оттенков».

Петрушка. Ая придумал, что можно сделать! Можно эти маленькие коврики наклеить на большой лист бумаги, и получится большой ковер для кукол. И в кукольной комнате станет очень красиво!

Воспитатель. Ты хорошо придумал, Петрушка. В свободное время мы так и сделаем. Будет у кукол красивый ковер!

ЗАНЯТИЕ 6. РИСОВАНИЕ. «ПЛАТОЧКИ И ПОЛОТЕНЦА СУШАТСЯ НА ВЕРЕВКЕ»

Программные задачи.

Учить детей передавать в рисунке различия между квадратной и прямоугольной формами; продолжать учить закрашиванию рисунка карандашами, непрерывным движением «туда-обратно», в одном направлении, не выходя за контур; ориентироваться на листе бумаги – изображать несколько предметов в верхней части листа; побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением ежихи-прачки из сказки «Ухти-Тухти», кукольное полотенце и носовой платок, лист бумаги и цветной карандаш для показа приемов рисования. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа и цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель помещает перед детьми картинку с изображением ежихи и рассказывает: «В одном лесу жила ежиха. Она была лесной прачкой и стирала белье лесным зверятам. Ее звали Ухти-Тухти. А звали ее так потому, что когда она стирала белье, то всегда пыхтела: «Ухти-тухти, ухти-тухти». Однажды к ней пришли зверята и попросили выстирать им полотенца и носовые платочки. Полотенца были вот такой формы (показывает кукольное полотенце). Какой? (Прямоугольной.) А носовые платки были вот такой формы (показывает носовой платок). Какой? (Квадратной.)

Полотенца и платочки были белыми только у белого зайчонка. У других зверюшек полотенца и платочки были такого цвета, как сами зверюшки. У лягушки… (дети показывают: «Зеленого»), у медвежонка… («Коричневого»), у лисички и белочки… («Оранжевого»), у маленького птенчика… («Желтого»). Чисто выстирала платочки и полотенца старательная Ухти-Тухти, но у нее не было веревок, чтобы повесить эти вещи сушиться. И она просит вас, дети, повесить сушиться полотенца и платочки на ваших листках бумаги».

Педагог показывает, как вверху на листе бумаги провести горизонтальную линию (веревку), а на ней нарисовать прямоугольное полотенце. Для этого нужно провести длинную линию вниз, остановиться, повернуть карандаш и нарисовать короткую линию в сторону, снова остановиться и провести длинную линию снизу вверх. Получается длинное прямоугольное полотенце.

Рядом надо нарисовать носовой платок. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при рисовании платка все линии должны быть одинаковыми по длине, тогда платочек получится квадратным.

Предлагает детям нарисовать несколько платочков и полотенец на веревке и раскрасить их карандашами таких цветов, чтобы было понятно, чьи это вещи, каких зверюшек.

В ходе занятия нужно следить за техникой раскрашивания карандашом. Побуждать детей вносить в рисунки дополнения (трава, солнышко, тазик с бельем и др.).

В конце занятия педагог предлагает тому или иному ребенку выходить со своим рисунком, а остальным детям отгадывать, кому могут принадлежать полотенца и платочки. Обращает внимание на рисунки, где хорошо передана форма предметов («Сразу видно, где платочек, а где полотенце»).

В заключение можно позвать ежиху Ухти-Тухти (снова поставить перед детьми картинку с ее изображением) и поблагодарить от ее имени детей за помощь: «Без вас я бы не сумела вовремя выполнить заказ зверюшек».

...

ЗАНЯТИЕ 7. РИСОВАНИЕ. «СЛОЖИМ В КОРОБКИ КУБИКИ И КИРПИЧИКИ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей различать и изображать квадратные и прямоугольные формы; изображать предметы четырехугольной формы, ориентируясь на форму «ячеек» коробки; упражнять в закрашивании фигур в одном направлении, не выходя за контур; самостоятельно выбирать цвет при закрашивании предметов на рисунке.

Материал.

У воспитателя лист бумаги, разделенный на квадратные и прямоугольные ячейки, кубик и кирпичик. У детей листы бумаги, расчерченные на квадратные и прямоугольные клетки – «коробки» с разным количеством «ячеек» (от 4 до 6 шт.), цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает детям, что на одной игрушечной фабрике мастера сделали много кубиков и кирпичиков. Показывает кубик и кирпичик и обводит пальцем одну из их сторон. Продолжает рассказ: «А другие мастера сделали для строительного материала вот такие коробки с ячейками (показывает). Не успели рабочие сложить кубики и кирпичики в коробки, как приехала машина, чтобы отвезти их в магазин на продажу. Шофер очень торопился, не мог ждать и сказал, что завезет строительный материал и коробки в детский сад и там дети разложат его по ячейкам. Слышите сигнал? Это подъехал грузовой автомобиль».

Можно разыграть сценку с шофером и автомобилем или выйти за дверь и вернуться с коробками (расчерченные листы бумаги) и раздать их детям. Предложить рассмотреть коробки, определить форму «ячеек» (квадратные и прямоугольные). Спросить, в какие ячейки нужно сложить кубики, а в какие кирпичики.

...

Далее нужно показать приемы рисования квадрата и прямоугольника, разместив их в соответствующих клетках на своем листе бумаги. При показе пояснить приемы рисования (рисовать формы следует неотрывным движением с остановкой в углах и поворотом карандаша).

Предложить детям обратной, незаточенной стороной карандаша показать, как они будут рисовать кубик, а потом кирпичик в ячейках коробки. Напомнить, что в ячейках у кирпичиков две стороны длинные, а две короткие, а у кубика все стороны одинаковые.

Дать детям задание: нарисовать («разложить») кубики и кирпичики в коробки по ячейкам.

В процессе рисования побуждать детей рисовать и закрашивать формы разными по цвету карандашами. Следить за правильностью приемов закрашивания.

В конце занятия поместить рисунки детей на стенд и сказать, что теперь все кубики и кирпичики разложены в коробки. В квадратных ячейках лежат… (кубики), а в прямоугольных… (кирпичики). Есть кирпичики и кубики очень хорошо покрашенные. Дети могут показать такие ровно, в одном направлении, закрашенные формы и назвать их цвет.

Можно обыграть конец занятия так. Позвонить шоферу, сказать ему, что дети разложили кирпичики и кубики в коробки. Пусть он приезжает за ними и везет в магазин.

ЗАНЯТИЕ 8. РИСОВАНИЕ. «ВАГОН»

Программные задачи.

Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму вагона и квадратную форму окон; рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги; соблюдать правила закрашивания красками (закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая ее от бумаги и каждый раз доводя до контура); самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания вагона; поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением паровоза и вагона, игровой персонаж: мишка или Петрушка, лист бумаги для показа приемов изображения, маленькие флажки. У детей листы бумаги в форме вытянутого прямоугольника (примерно 25×17 см ), краски гуашь, кисточки.

Ход занятия.

Петрушка рассказывает, что все зверюшки и куклы захотели в осеннем лесу набрать грибов. До леса можно добраться только на поезде. У зверят и кукол есть только паровоз и один вагон (помещает перед детьми картинки), но зверят и кукол много, а вагон один. Все не поместятся.

Дети не раз помогали куклам и зверюшкам, и те надеются, что и на этот раз ребята им помогут.

Воспитатель. Дети! Поможем нашим куклам и зверюшкам? А как поможем?

Петрушка. А знают ли дети, какой формы бывают вагоны?

Воспитатель. Конечно, знают. Ведь они сами ездили на настоящем поезде, в настоящих вагонах на море, на дачу, в другие города.

Петрушка. Ваши дети правильно определили форму вагонов, а знают ли они форму окошек у вагонов? (Дети отвечают.)

Воспитатель прикрепляет на мольберт лист бумаги, показывает приемы рисования красками прямоугольного вагона с квадратными окнами. Обращает внимание детей на форму листа бумаги (прямоугольная), на последовательность рисования. Сначала рисуют контур прямоугольного вагона, потом закрашивают его такой же краской. При закрашивании надо подчеркнуть отличие приемов закрашивания красками от приемов закрашивания карандашами. Пояснить, что пока краска высыхает, надо нарисовать колеса, немного отступив от краев вагона. Изобразить голубой или серой краской одно квадратное окно и сказать, что еще несколько таких окошек дети нарисуют на своем вагоне.

В процессе рисования педагог следит за техникой изображения, помогает от имени Петрушки советами, указаниями. Говорит, что вагоны могут быть разного цвета, поэтому их можно рисовать кто какой хочет краской. Поощряет тех, кто вносит в рисунок дополнения.

...

По мере готовности детские рисунки прикладывают к паровозу так, чтобы получился длинный поезд. Можно поезд из рисунков составить на полу. Отметить, что поезд получился веселым, потому что в нем много ярких, разноцветных вагонов. Спросить детей о цвете вагонов. От имени Петрушки дать нескольким детям маленькие флажки и предложить отметить ими те вагоны, которые имеют прямоугольную форму и квадратные окошки.

Петрушка говорит, что поедет к зверюшкам и куклам с радостной вестью, пусть они собираются в лес за грибами.

ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «ДОМИК ДЛЯ КУКЛЫ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги; побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя два образца домика: один с тремя окнами, другой с дверью и двумя окнами, лист бумаги с нарисованной стеной дома, закрашенной на 2/3; игровой персонаж мишка или кто-то другой. У детей – прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, кисти.

Ход занятия.

Занятие проводится в игровой форме.

Появляется мишка, у которого под мышкой образцы двух домиков и незаконченный рисунок. Мишка здоровается с детьми и воспитателем.

Воспитатель. Откуда ты, мишка, пришел и что принес?

Мишка. Я был в другом детском саду. Там дети нарисовали для кукол красивые дома. Вот такие!

Педагог берет у мишки образцы и помещает их на стенд (доску).

Мишка. Очень хочется, чтобы и для наших кукол дети нарисовали такие дома. Да не знаю, сумеют ли они это сделать?

...

Воспитатель. Не беспокойся, мишка. Я научу детей рисовать такие дома, и ты поможешь нам.

Мишка. Пусть дети хорошо рассмотрят эти дома. Дети, вы знаете, какой формы нужно нарисовать стену у дома (обводит лапой стену дома)? А окошки? (Обводит окна.) Правильно, стены прямоугольные, а окна квадратные. Ребята! Посмотрите на крышу. Она возле стены длиннее, чем наверху, а сбоку наклонная (обводит). С такой крыши снег и дождь быстро скатятся вниз, и стены останутся сухими.

Воспитатель. Мишка, что это за лист бумаги, который ты принес вместе с рисунками?

Мишка. Это я хотел нарисовать такой же дом, но не сумел.

Воспитатель. Сейчас я тебе и детям покажу, как надо рисовать дом. Мишка, ты даже не закрасил всю стену дома. Дети, кто хочет показать, как нужно закрашивать красками рисунок?

Вызывает ребенка, который двумя-тремя широкими линиями, положив кисть плашмя, докрашивает стену. Во время его работы педагог поясняет правила закрашивания красками.

Далее проводится показ изображения остальных частей дома: крыши, окон. При рисовании окон внимание детей обращают на последовательность их размещения на стене дома. Сначала рисуют окно посередине стены, а потом окна слева и справа от первого. Такой прием поможет детям равномерно распределить окна на стене дома.

Педагог говорит, что каждый из них нарисует дом для куклы и раскрасит какими хочет красками стену и крышу, а окна нарисует голубой (серой) краской. Каждый сам решит, нарисует ли он дом с тремя окошками или с дверью посередине и двумя окошками.

В процессе рисования воспитатель уточняет, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приемы закрашивания красками. Напоминает, что окна следует рисовать только после того как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме).

В заключение надо отметить разную окраску домов, ровно расположенные окна, форму домов и окон, похвалить тех, кто внес интересные дополнения в рисунок. Например: «Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево). А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п.

Эти особенности замечают мишка и куклы при выборе домика, в котором они хотели бы жить.

ЗАНЯТИЕ 10. АППЛИКАЦИЯ. «УКРАСИМ ШАПОЧКУ УЗОРОМ ИЗ КВАДРАТИКОВ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей разрезать разными способами широкие и узкие полоски по сгибам; учить составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету, самостоятельно выбирать цвет для элементов узора; располагать узор в определенном месте изделия (на отвороте шапочки); закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Материал.

У воспитателя силуэт шапочки из бархатной бумаги, квадратики двух размеров разного цвета, подклеенные с обратной стороны фланелью; узкая и широкая полоски бумаги, 4–5 картонных ободков (по объему головы ребенка), скрепки. У детей силуэты шапочек разного цвета (ширина шапочки внизу 28 см ), полоски бумаги двух размеров: 3×12 и 1,5×6 см, сочетающиеся по цвету с цветом шапочки. Для каждого ребенка приготовлены 3–4 бумажные полоски разного цвета для самостоятельного выбора цвета узора, ножницы, клей.

Ход занятий.


...

Рис. 23. Силуэт шапочки для украшения.

...

Рис. 24. Полоски для разрезания на квадратики

Воспитатель говорит, что сейчас стоит холодная погода и дети, когда идут на прогулку, надевают теплые шерстяные шапочки. Шапочки могут быть украшены узором. Помещает на мольберт шапочку, вырезанную из бархатной бумаги, говорит: «У меня есть квадратики разного цвета и размера (показывает). Давайте составим из них узор и украсим шапочку. Где лучше всего расположить узор на шапочке? (Внизу на отвороте.) Чтобы узор получился красивым, я буду чередовать квадратики по величине: большой – маленький, опять большой – маленький… (прикладывает квадратики к шапочке). Вот какой красивой стала шапочка! А какого цвета квадратики на красной шапочке? Я специально подобрала квадратики такого цвета, чтобы из них получился узор, красивый и по цвету.

Дети, из этих же квадратиков можно выложить другой узор, если изменить их положение. Сейчас я поставлю маленькие квадраты уголком. Узор стал другим.

А кто хочет поставить и большие квадраты уголком? Наверное, узор снова изменится».

Вызывает ребенка к доске для показа нового варианта узора.

Педагог просит детей показать, из какой полоски они вырежут большие квадратики и из какой – маленькие. Подчеркивает, что широкие полоски нужно разрезать иначе, чем узкие. Узкие надо перерезать одним движением ножниц, а широкие – медленными движениями ножниц, не закрывая лезвие до конца (показывает). «Кто хочет еще раз показать, как надо разрезать широкие полоски?» – спрашивает воспитатель.

Предлагает провести пальцем по тому месту на шапочке, где будет расположен узор. Напоминает, что квадратики в узоре можно располагать по-разному. Убирает образец.

В процессе работы педагог следит за правильностью приемов работы ножницами при разрезании широких и узких полос. При необходимости напоминает, как складывать полоски, чтобы получилось четыре квадратика (пополам и еще раз пополам). Также напоминает, что прежде чем наклеивать, следует выложить узор на шапочке. Побуждает выкладывать разные варианты узора. Следит за аккуратностью в работе с клеем.

Детям, быстрее других выполнившим работу, воспитатель может предложить разрезать на квадратики еще одну узкую полоску (или дать готовые маленькие квадратики) и наклеить их на большие.

В конце занятия педагог выставляет шапочки на стенде и предлагает поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы покупателями. В наш магазин привезли красивые шапочки с узорами. Шапочки разного цвета, и узоры на них тоже разные. Кто хочет купить себе шапочку? Какого цвета шапочка тебе понравилась? Какой узор на этой шапочке?»

...

Рис. 25. Варианты узоров

Выбранную шапочку следует прикрепить скрепками к ободку и надеть на голову ребенка. Вызвать еще трех-четырех детей для покупки шапочек. Предложить им самим рассказать про шапочку, которую они хотели бы купить. Назвать ее цвет, цвет квадратиков в узоре, их расположение (квадратики наклеены прямо или уголками). Сказать, что магазин закрывается на перерыв, но вечером он снова откроется и тогда все желающие смогут купить себе шапочки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Алтынчеч» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Знакомство с прямоугольником
план- конспект занятии по ФЭМП в средней группе
Подготовила Кариева Р.Ф.
Воспитатель 1 кв. категории
Продолжительность занятия: 15 минут
Цель: создать условия для формирования умения узнавать и правильно называть прямоугольник.
Программные задачи:
Знакомить детей с « прямоугольником», обучать узнавать и называть его. Продолжать развивать умения сравнивать два предмета по размеру (ширина, высота).
Развивать слуховую память восприятие.
Виды деятельности: двигательная, игровая, восприятие художественного слова.
Формы реализации: дидактические игры, двигательная активность.
Оборудование.
Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник; картинки с изображением многоэтажного дома разной высоты.
Раздаточный материал: по одному квадрату и прямоугольнику, листок с изображением прямоугольника, карандаши, две полоски- широкая и узкая.
Ход занятия
- Дети, сегодня к нам пришел Петрушка. Он принес нам 2 фигуры, одну из них он знает, а другую нет. Давайте ему поможем разобраться. Детям показываю квадрат и прямоугольник. – Что это? (ответ детей - квадрат) - Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Что мы обводили? (ответ детей- квадрат) - А как называется эта фигура? Ответ 1-2 детей (прямоугольник) - Правильно, это прямоугольник. Повторим все вместе. – Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Чем отличаются прямоугольник от квадрата? Накладываю квадрат на прямоугольник. - Смотрите одна сторона у них одинаковая, а две другие стороны разные, они у прямоугольника длиннее, чем у квадрата. – Дети возьмите в тарелочках квадрат и прямоугольник, положите перед собой.
– Давайте обведем пальчиком квадрат. – Что вы обводили? (квадрат) - Обведите прямоугольник. –Что вы обводили?(прямоугольник) - Давайте сравним ваши прямоугольники и квадраты. Наложите квадрат на прямоугольник.
– Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника? (одна сторона одинаковая, а две стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата).
Физкультминутка
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо влево
А теперь руками крутим и для них разминка будет
Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим,
Повороты вправо- влево плавно производим
Наклоняемся легко достаем руками пол
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминки
Игра «На что похоже?»
- Посмотрите вокруг и назовите предметы похожие на прямоугольник.
- На какую фигуру похожи эти многоэтажные дома?
- На прямоугольник
- А чем они отличаются?
- Один дом- высокий, другой- низкий.
У вас на столах листочки с изображением прямоугольника. Закончите рисунок так, чтобы получился какой- нибудь предмет прямоугольной формы.
Гимнастика для глаз.
Посмотрели вверх на тачку - капля первая упала- кап! (моргнуть правым глазом)
И вторая прибежала – кап! (моргнуть левым глазом)
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап- кап запели. (моргать двумя глазами)
Мы кусточки поискали и от дождика убежали!
Игра « Огород»
Нам надо помочь зайке посадить на огороде овощи. На узкой грядке мы посадим морковку, на широкой - картофель.- Достаньте из тарелочек полоски - это наши грядки, сравните их, какая из них узкая, а какая- широкая (сравнивают полоски путем наложения друг на друга).
На узкой полоске рисуем - морковку, на широкой- картофель (показывают свои полоски).
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
А мне, как и Петрушке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы!
Все старались.


Приложенные файлы

Участник выставки

Хабибуллина Фархия Начиповна,

воспитатель

Детский развивающий центр «Лукошко»

г. Тюмень

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрические коврики».

Назначение: Данное пособие предназначено для детейот 2-5 лет. Данный материал могут использовать педагоги, воспитатели ДОУ и родители.

Описание: Пособие состоит из дорожки (спортивный коврик, тканевая дорожка), на которую из цветной пленки наклеены изображения различных геометрических фигур. Отдельно из плотного материала (изолон, плотный картон) вырезаются дубликаты таких же фигур, к которым крепятся липучки.

Игровая задача: сделать заплатки на коврике, закрыть выбоины в асфальте, провести дорожку для героя и т.д.

Пособие способствует запоминанию основных геометрических фигур, благодаря использованию всех органов восприятия (слушаем название, смотрим изображение, трогаем руками, потом идем ногами) дети легко усваивают названия и отличия фигур. Учатся соотносить размеры и цвета.

Пособие используется в нескольких вариантах:

  1. Используем коврик одного цвета, и поочередно выдавая детали, просим детей крепить их к основам коврика.Детям нужно сортировать детали по форме и размеру.
  2. Используем два коврика разных цветов, выдаем детям смешанные по цветам детали, и просим прикрепить их к основам коврика. Детям нужно сортировать детали по цвету, форме и размеру.
  3. Выкладываем все отдельные детали фигур и просим выбрать и прикрепить только круги, овалы, квадраты и т.д.
  4. После того как дорожки собраны – проходим по ним, выполняя определенные задания: идем наступая, только на кружочки/квадраты и т.д.

Идем на носочках, прыгаем и т.д.

  1. Отдельно используем вырезанные фигуры и сортируем их в коробки с соответствующим изображением.
  2. Отдельно используем вырезанные фигуры и обводим их по контуру на больших листах бумаги.
  3. Отдельно используем коврики - ставим на каждый цветной островок – игрушку (ищем в море островок - круг, квадрат для зайки, мишки и т.д.)

Конспект занятия в средней группе

По теме: "Прямоугольник и квадрат"

Цель: сформироать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры, развивать умение наблюдать и сравнивать.

Развивающая среда: геометрические фигуры, рисунки, с геометрическими фигурами,игра сложи узор, мяч для игры, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я вас расскажу сказку. Она необычная, математическая и называется "Родственники".

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми,так как при изготовлении многих вещей. Форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, все хвалилась "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете". воспитатель показывает фигуру сказочного квадрата и просит детей назвать фигуру (квадрат).

Воспитатель: Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые). Чтобы проверить, дети измеряют стороны квадрата с помощью условной мерки. Детям предлагают найти квадрат среди геометрических фигур на столе и проверить равенство сторон методом приложения. При помощи угольника проверяется, что углы у квадрата прямые.

Воспитатель: ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей компании. И решил квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю

Думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня"

Однождыц он встретил на пути такую фигуру (воспитатель показывает сказочный прямоугольник)

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" - спрашивает.

Воспитатель: Узнали, дети?

Дети: Это прямоугольник.

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети: У него все углы прямые.

воспитатель предлпгпет детям с помощью условной мерки измерить длину сторон прямоугольника и подводит детей к выводу о том, что у прямоугольника стороны. Которые лежат одна против другой, равны. Тем же способом, что и у квадрата, проверяются углы. Детям предлагают найти прямоугольник среди геометрических фигур на столе.

Совместно с воспитателем дети делают вывод об отличии квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные)

Воспитатель: У прямоугольника та сторона,. которая длиннее, называется "длина", сторона, котрая короче, называется "ширина". Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Дети: у квадрата все стороны одинаковой длины. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь прослушайте продолжение сказки. Квадрат спрашивает у прямоугольника:

Мы родственники с тобой?

Я бы тоже рад узнать об этом, - говорит прямоугольник - Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки.

Дети: У фигур 4 угла, все углы прямые, у них по 4 стороны равны, противоположные стороны равны.

Воспитатель: А какая у них общая фамилия?

Дети: прямоугольники.

Воспитатель: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе и трудятся.

Игра с мячом "Подбери слово к заданной геометрической фигуре"

Дети становятся в шеренгу у края ковра. Каждому ребенку и называет геометрическую фигуру. Ребенок возвращает мяч и называет похожий предмет на эту геометрическую фигуру.

Задание: "Найти лишнюю"

На листочках нарисовано по пять фигур:

Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.

Физкультминутка:

Сколько квадратов здесь зеленых,

столько выполним наклонов,

Сколькот здесь у нас кружков,

Столько выполним кружков.

(На доске семь квадратов и семь кружков)

Игра "Сложи узор".

Воспитатель предлагает детям составить узоры из кубиков, чтобы в середине не был квадрат, прямоугольник.

Воспитатель отличает активность детей на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в средней группе по ФЭМП "Путешествие в сказку"

Познание. Выявить знания детей: умение соотносить цифры с количеством предметов; знания о геометрических фигурах; знания о временах года (зима, весна, лето, осень); умение ориентироваться на листе бум...

Конспект проведения занятия в средней группе по формированию сенсорных эталонов. Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, гиперметропия) по формированию сенсорных эталонов в средней группе детского сада компенсирующего вида....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Цель: учить выкладывать узоры из бумажных полосок; закреплять приемы аккуратного наклеивания;

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить выкладывать узоры из бумажных полосок.
  2. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
  3. Формировать проявление активности и творчества.
  4. Продолжать учить оценивать работы своих сверстников.

Развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие и чувство красоты.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать, выделять красивые и аккуратные работы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: подготовка места для проведения аппликации.

Материал и оборудование: листы бумаги (5 * 20) с подрезанными краями(бахрома), полоски цветной бумаги, клей, клеенка, образцы узоров для аппликации.

Ход проведения организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышали кто-то постучал к нам в дверь? Пойду посмотрю кто же это к нам пришел! (идет к двери)

В дверной проем заглядывает кукла.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут кукла Даша, я пришла к вам в гости! Можно мне зайти?

Дети: (да)

Кукла осматривает группу и говорит : Как у вас здесь уютно и красиво! А в моем кукольном домике совсем не уютно. Расскажите мне пожалуйста, как сделать его таким же уютным как ваша группа!

Воспитатель: Расскажем тебе, кукла Даше об уюте. Что делает, нашу группу красивой и уютной, как вы думаете дети?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Живые цветы, ковры, картины, занавески украшают нашу группу и делают ее яркой и уютной.

Кукла: У меня совсем ничего нет - для уюта в моем домике.

Воспитатель: Не переживай кукла Даша, мы тебе с ребятами поможем, и сделаем для твоего домика коврик, и он станет уютнее. Правда ребята?

Дети: (да)

Воспитатель: Чтобы приступить к работе, нужно подготовить наши пальчики. А кукла Даша пока, посидит на стульчике и посмотрит на ребяток. (сажает куклы на стульчик)

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежат уже заготовленные коврики, но они совершенно не красивые. Сделаем их красивее для куклы Даши?

Дети: (да)

Воспитатель: Посмотрите, я уже заготовила для вас образцы красивых узоров! (показ заготовок и расположение их на магнитной доске) Но не обязательно делать такие же узоры, можете придумать свой. Давайте, вспомним как правильно намазывать бумагу клеем! Берем полоску, кладем на клеенку, а затем немного намазываем клеем. После того как намазали, аккуратно приклеиваем к нашему коврику. (показ и объяснение)

Воспитатель: Теперь можете приступать к работе, не торопитесь, аккуратно наклеивайте.

Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает, дает совет.

Рефлексия

После того как все работы выполнены, дети раскладывают свои работы на стол и сравнивают узоры.

Воспитатель спрашивает, какие работы больше всего понравились детям и почему, затем сам отмечает интересно выполненные работы, а так же недочеты наклеивания, которые делают работу некрасивой.

Воспитатель предлагает разложить на пол все работы, и посмотреть вместе с куклой Дашей какой большой и красивой может получиться ковер из маленьких ковриков.

Дети раскладывают свои работы на пол.

Кукла Даша благодарит детей за красивые коврики и прощается. Воспитатель спрашивает у детей, что нового они узнали и чем занимались.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то