Информационный час: «Как помочь ближнему. Уроки милосердия: как помочь своему ближнему? Молитва к Пресвятой Богородице

Как помочь ближнему своему?

Истинные христиане всегда помогут ближнему своему, который нуждается в помощи. Важно суметь сделать так, чтобы помощь, идущая от сердца, была во благо . Большинство из нас — современных людей, к сожалению, не оглядывается по сторонам, но не потому, что мы равнодушны, а просто из-за отсутствия свободного времени.

Жизнь диктует свои правила, заставляет нас постоянно куда-то спешить. Если вы все же найдете свободное время, то обязательно оглянитесь по сторонам, чтобы посмотреть, как живут те, кто рядом с вами. Возможно, ваши соседи нуждаются в помощи, которую вы можете им оказать. Задумайтесь, осмотритесь вокруг. Помощь — это немалая часть служения Господу, а значит, нашей христианской жизни. Добрые дела будут учтены, ни один хороший жест не ускользнет от внимания Господа Бога.

У слова «помощь» широкий смысл. Нередко в помощи нуждаются близкие люди — они джут от нас просто добрых и уместных слов. Выслушайте близкого человека, дайте ему выговориться, не скупитесь на улыбку и добрые слова. Это только кажется, что слово — это совсем немного, на самом деле именно слова, сказанные своевременно или, наоборот, некстати, нередко кардинально меняют человеческие судьбы.

Если вы решили помочь ближнему добрым делом, то заранее оцените собственные возможности. Если вы не уверены в том, что сможете оказать помощь или же точно знаете, что ваши действия будут вам в тягость, то подобные цели лучше не ставьте.

Например, в Интернете часто появляются сообщения о больных людях, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Родственники больных просят неравнодушных людей оказать посильную помощь. К сожалению, в Сети также немало мошенников, которые хотят заработать нечестным способом. Чтобы определить, действительно ли люди нуждаются в помощи, прислушайтесь к своему сердцу. Оно подскажет вам, нужно помогать или не стоит этого делать. Если вы решили перечислить больному определенную сумму денег, то она должна быть разумной и посильной для вас. Не проходите мимо чужого горя.

В это время проходят благотворительные мероприятия для воспитанников детских домов, больниц и социальных учреждений. Да и сегодня мы можем с уверенностью сказать, что не только в праздники, а и в течение года, мы слышим о делах милосердия. Благотворительность активно развивается. А значит, уже можно говорить и о культуре милосердия – о том, кому и как помогать, чтобы эта помощь была нужной. Об этом мы говорим со старшей сестрой православного сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице Наталией Гусевой.

Сестричество призвано помогать не «внешне», а «внутренне»

– Наталия, сегодня наряду с благотворительными организациями, появляются и православные сестричества. Наверное, их можно отнести к форме социального служения Церкви. Что это за организации?

– Сестричества – это сравнительно новая форма церковного женского служения. Во время Крымской войны были сформированы первые общины сестер милосердия, одним из горячих защитников и поборников женского медицинского служения был знаменитый врач Н.И.Пирогов. Ну, и если посчитать, сколько времени прошло от начала сестринского движения в России до его окончания в 1917 году – можно понять, что опыта построения сестринских общин в настоящее время весьма и весьма немного, а соответственно зачинателям этого святого дела приходится быть первопроходцами.

Прежде всего, как мне кажется надо понимать, что сестричество призвано помогать не «внешне», а «внутренне». То есть ты – как сестра милосердия – помогаешь, прежде всего, СЕБЕ. К этому-то приходишь довольно быстро, очутившись ВНУТРИ этого служения, хотя, на первых порах людьми движет естественное желание ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, как-то служить Богу и Матери-Церкви, ближнему своему. Возможно, где-то и нотка тщеславия проскальзывает: ведь это служение, в отличие от ИСКОННО ЖЕНСКОГО служения в семье – служение ВНЕШНЕЕ, ВИДИМОЕ, ЗАМЕТНОЕ…

– Какую помощь призваны оказывать православные сестричества? Это только помощь в больницах или ещё какое-то служение?

– Разброс «специализаций» сестричеств только по Санкт-Петербургу, не говоря уже о России, Беларуси, Украине и т.д., просто огромен. Это и медицинское служение, и социальное (по типу соцработников), и воспитательское (в детских домах), и катехизаторское (когда сестры только беседуют с людьми, обучают основам веры)… Много направлений. И никогда нельзя угадать – чем именно сестричество будет заниматься – одна скорбь людская приводит за собой еще 10… Так, например, в сестричестве Святой Преподобномученицы Елисаветы в Лахте при хосписе № 1 Санкт-Петербурга поначалу было медицинское служение. Но когда стали появляться в поле зрения сестер сироты, чьи родители умерли в данном хосписе, само собой родилось педагогическое служение…

Сейчас служение ближнему уже не вызывает столько косых взглядов как, скажем, 10 лет назад

– Могут ли подключаться к такой помощи люди со стороны? То есть те, кто хочет помочь, но не готов вступать в сестричество?

– Надо сказать, что очень большую помощь оказывают нам наши помогающие – то есть те, кто почувствовал в своем сердце жажду служения, но боится или не решается пока облечь ее в сестринскую форму. И, слава Богу, что не решаются: помощь Божия, конечно, присутствует, но дисциплина, ответственность перед сотрудницами, требовательность со стороны руководства рождают множество нестроений как общественных, так и духовных. А с помогающих спрос пока не столь строг, поэтому им немножко «повольготнее». И заодно они имеют возможность присмотреться к этому служению, понять: надо ли мне оно?

– Активно ли сегодня помогают люди?

– Слава Богу, сейчас служение ближнему уже не вызывает столько косых взглядов как, скажем, 10 лет назад, когда я только пришла в сестричество. Я не могу судить об остальных церковных организациях, потому что, к сожалению, практически «безвылазно» нахожусь на своих послушаниях, могу наблюдать и рассказывать только то, что вижу у нас. Так вот: люди присмотрелись, привыкли, потянулись и доверились. Конечно, пришлось преодолевать искусы и насмешки. Помню, когда мы второй или третий раз пришли в Новогоднюю ночь мыть приемный покой и помогать тем, кто попал в этот час в больницу, на нас вышел смотреть весь персонал отделения. А врачи скорой, похоже, передавали о нас информацию по цепочке, потому что смотреть на ненормальных, оттирающих угаженный туалет и смотровые, приходили целыми бригадами. Теперь все реже встретишь удивленный взгляд и покручивание пальцем у виска – уже знают, узнают.

Пусть многие сильные мира сего занимаются благотворительностью «по моде», главное – что они это делают

– Благотворительность сегодня – какой она должна быть? Какие проблемы нужно решать сегодня? Ведь мы можем говорить уже об определённой культуре.

– Благотворительность сегодня делает первые некрепкие шажки, как годовалый ребенок. Очень радостно видеть, что заниматься благотворительностью стало «модно». И не надо кривых усмешек: вспомните мытаря Петра, кинувшего в нищего краюхой хлеба от злости, и в момент смерти увидевшего, как краюха эта перевешивает все злые дела его жизни. Пусть многие сильные мира сего делают это «по моде», главное – что они это делают. А дальше – оставим на Суды Божии. Ибо они – милосерднее наших.

Поэтому говорить, как надо жертвовать и кому, – дело не очень благодарное. Естественно, я скажу то, что ближе мне, за что болит моя душа. То есть, я – лицо заинтересованное, поэтому не могу беспристрастно судить о том, как и кому надо помогать.

Единственное, что мне кажется, настала пора подключаться властным структурам. Вот тут попытаюсь объяснить почему. На благотворительность, как я уже сказала, стали выделять средства. Стали выделять даже гранты. Но чтобы составить план на его получение, а паче – отчитываться по нему, надо содержать специалиста – бухгалтера-экономиста. Что естественно автоматически отсекает от соискательства маленькие сестричества вроде нашего. У нас все сестры – волонтеры, трудятся бесплатно, в свое свободное время, на износ. И выделять из наших и без того крошечных пожертвований на зарплату экономисту в ущерб основной деятельности – рука не поднимется. Потом: вот выделяют гранты. Но в этот год только на программу с детьми. С остальным – не суйся. А ведь тот же бомж – он ждать год не может. У него сейчас проблемы, например, с документами и определением в интернат.

Бомжом может стать любой из нас, если в незнакомом городе у него украли документы и мобильник

– Как на ваш взгляд можно решить эти и другие проблемы?

– Почему бы не рассматривать гранты с позиции «на милосердную деятельность», и сделать отчетность по ним элементарнее. Не знаю. Далее: большего беспредела чем при оформлении утраченных документов я еще не встречала. Бомжом, дорогие мои, может стать любой из нас, если в незнакомом городе у него украли документы и мобильник. Всё! БОМЖ готов! Любой запрос об удостоверении личности идет по нашей необъятной Родине по почте. В то время как по электронной почте можно подать жалобу, послать прошение хоть во Владивосток, но получить запрос о том, что данный человек был прописан по данному адресу: будьте любезны – по почте отправить ТУДА, и получить ответ ОТТУДА. Прибавьте к этому официальный срок, за который вам обязаны ответить (а будьте уверены, что раньше этого срока вам не ответят), то можно понять, что человек за это время успеет обовшиветь, обтрепать одежду и вообще пропасть… Но, кроме государства, эту проблему не решит никто.

Следующая проблема – с теми же документами. Беготни, я вам скажу, на три дня при полной загрузке. Туда-сюда подать заявления, оттуда-отсюда принести справки. Почему бы не найти решение, которое лежит на поверхности: создать ЕДИНЫЙ ЦЕНТР для потерявших документы. И, придя туда и обратившись к дежурному, человек сможет получить схему: в Вашем КОНКРЕТНОМ случае нужно оставить запросы в таких-то окнах, получить справки в таких-то и отдать все это в такое-то окно. То есть максимально уменьшить транспортные маршруты «потеряшке». Ведь помимо того, что организации находятся в разных концах города, они еще и имеют особенность работать так, что в два-три места за день не успеешь при всем желании…

– Люди любят помогать детям. Почему? Может, потому что это просто на первый взгляд – принёс игрушки, перевёл деньги на счёт. Или потому что много информации именно о больных детках, к примеру? Или такая помощь кажется благородней. Но ведь есть и другие категории тех, кому нужна помощь. Как соблюсти баланс и помочь всем?

– Насчет помощи детям… Ох, какой трудный вопрос… Как тут выделишь: надо-ненадо помогать. Помогать надо, ВСЕМ: и детям, и взрослым… Но понимаете… Есть у нас какое-то клише что ли… Дети – наше будущее. Нет, дорогие мои, дети – это наше прошлое. А наше с вами будущее – это старость. Помните, есть рассказ, как в деревенской семье старого немощного деда отсадили есть за печку из деревянной миски, потому что он проливал еду и разбивал глиняную тарелку. А через день родители увидели, как их сын вырезает деревянное корытце по типу свиного. На вопрос: зачем? малыш ответил: это для вас, мама и папа, когда вы состаритесь. Поучительнейший рассказ.

Мы должны помогать детям, но не в ущерб пожилым. Тут, понимаете, на мой взгляд, срабатывает стереотип. Каждый человек хочет видеть результаты своего труда, результаты своего доброго дела. Несмотря на то, что Господь учил нас чтобы одна рука не знала что творит другая, все равно хочется посмотреть: а как оно действует, мое доброе дело. Потому что, сделав это дело, ты уже кусочек своей души подарил этому человеку. Поняла это по себе: когда сдавала кровь для онкобольного, которому срочно нужно было переливание, а крови не было. Больной умер через день. И вот я стою возле его гроба и понимаю, что сегодня вместе с ним похоронят часть меня – мою кровь (переливание было срочное, прямое, то есть кровь была именно моя).

Самое трудное для нас – увидеть в них то, чего они и сами, зачастую, в себе уже не видят – ОБРАЗ БОЖИЙ

– Есть определённая категория людей, которая оказалась как бы на обочине жизни. Это БОМЖи, те, кто страдает от алкоголизма, наверное, можно сюда отнести и наркоманов, и заключённых. Помогать им не всегда спешат и не всегда легко. С одной стороны, есть мнение, что человек сам кузнец своей счастья и сам виноват в том, что оказался на дне общества. С другой стороны, не всегда понятно, какая помощь нужна этим людям?

– Мы зачастую считаем, что помощь должна быть материальна и ощутима. Помните, Мартышку из мультика про попугая, слоненка, удава и мартышку? Как удав передал ей через Слоненка привет, а она никак не могла его «пощупать». Так и мы, как глупенькая мартышка, все хотим потрогать. А людям очень часто надо просто наше участие, наши глаза, наше (ох, самое дефицитное!!!) время!

Тот же БОМЖ или безнадежный больной – кажется: чего в него вкладывать. Помню, привезли в отделение БОМЖиху, она сгнила заживо изнутри, из ее естественных отверстий сыпались личинки мух. Сдерживая рвотные позывы мы с сестрой (одной работать было невозможно из-за запаха, и мы менялись: одна работает, другая дышит в сторонке и пережидает спазм) взялись ее протирать пеной для мытья и переодевать грязные лохмотья, одевать памперс и мыть лицо. Фельдшер скорой, привезший ее, зло крикнул нам: она все равно умирает. Ей осталась пара часов. Зачем вы ЭТО делаете??? Тогда мы просто не успели ответить на этот вопрос, но я шла домой и думала: а и правда – зачем? Потом поняла: потому что она – Образ Божий, и она имеет право умереть по-человечески: чистой, умытой, ухоженной. И это нужно не ей – беспамятной уже, а мне и всем кто рядом… Вот примерно так можно ответить на вопрос о том, что надо БОМЖам: самое простое и самое трудное для нас – увидеть в них то, чего они и сами, зачастую, в себе уже не видят – ОБРАЗ БОЖИЙ.

Вопрос милостыни – очень сложный даже потому, что и поучения святых зачастую дают нам прямо противоположные ответы

– А как быть с теми, кто просит милостыню? Сегодня мы знаем, что среди этих людей не всегда нуждающиеся, и есть место обману, порой – жестокому. Подавать или нет?

– Вопрос милостыни – очень сложный даже потому, что и поучения святых зачастую дают нам прямо противоположные ответы. Наверное, надо поступать так, чтобы после встречи с нищим тебя «не царапала совесть». Ведь совесть – это Голос Божий в нас, и она может нам просигнализировать. Помню, как-то подошел ко мне выпивший БОМЖ и попросил денег. Я сказала ему: пойдемте к ларьку, я куплю вам еды. Он согласился. Пока мы стояли, я – вся из себя образец праведности – говорю ему: Вы бы вместо «бормотухи» себе сами еду и купили. А он мне отвечает: на 10 рублей я ничего не смогу себе купить, а купив на эти деньги «бормотухи» я приглушил чувство голода. Господи, так стыдно мне не было уже очень давно. Господь научил за один раз – не осуждай, пока САМА в этой же ситуации не окажешься!

Вообще, наш духовник так сказал сестрам: подавать не деньгами, а делом. Просит «на еду» – пройди в магазин, купи. Просит «на билет» – проедь на вокзал, купи. Просит «на лекарство» – марш в аптеку. И так далее. Это действительно будет МИЛОСТЫНЯ, так как, во-первых, потратишь ты всяк побольше, чем кинул бы в кружечку, во-вторых, потратишь свое драгоценное время, в-третьих, отсечешь от себя тех, кто собирает не на то, о чем просит….

Если вы пошли поработать Богу, то Он сумеет воспитать из ваших забалованных чадушек помощников

– У благотворительности бывает такая крайность. Человек искренне хочет помогать и делает это: посещает детские дома, занимается волонтёрством, отправляет пожертвования нуждающимся. Но часто не замечает тех, кто рядом. Например, пенсионеров и ветеранов, живущих по соседству. А бывает и так, что его семья не получает внимания и необходимого тепла. Крайность ли это или неизбежная сторона благотворительности? И можно ли её избежать?

– Как быть, если дела милосердия отнимают время у родных и близких? Понимаете, нам очень тяжело держаться срединного – царского – пути. А ответ-то на поверхности. В сутках 24 часа, в неделе 7 дней… То есть, если ты пошел к больным, то естественно, это время ты отнял, прежде всего, у себя, потом уже и у ближних. Но надо повнимательнее посмотреть: не то ли это время, которое ты потратила бы на смотрение в зомбоящик? Не то ли это время, в которое ты бы устроила себе 15-е «последнее» чаепитие с тортиком? Не то ли это время, которое ты провела за болтовней с подругой и перемыванием косточек своим мужьям? Если – то, то, Слава Богу, что его у тебя не осталось. И потом, посмотрите, как мы ограничиваем взросление наших детей. Мы же только что еду за них не пережевываем. Дитятке 12-15 лет, а он (она) ни завтрак-ужин разогреть (не говоря уж о «сделать») не умеет, ни белье постирать-погладить, ни в квартире убрать. Кто растет? – эгоист, собственник и «качественный потребитель». Нужны ли вы будете ему в старческой немощи своей – нет! А вот если вы пошли поработать Богу, то Он сумеет воспитать из ваших забалованных чадушек помощников. И все будет – слава Богу!

Но и в крайность кидаться не надо, «взваливая» все свои заботы на Бога. Все-таки понимать, что служение твое для твоего же усмирения надо. И потерпеть, и промолчать, и помолиться про себя, и обвинить себя, и лечь попозже, и встать пораньше, чтобы дела все дома переделать женских рук требующие. Все – на благо.

Наше служение – это брать и оттягивать на себя боль и скорбь наших подопечных

– Ещё один момент, касающийся больше служения в сестричестве или волонтёрской деятельности. Не каждому, наверное, легко выдержать чужое горе, особенно, когда тот человек, которому помогаешь, уходит из этой жизни. Да и в целом, не каждый готов видеть, если не ежедневно, то часто, болезни, тяжёлые диагнозы, страдание. А ведь нужно ещё и поддержать человека, вселить надежду. Как самому не сломаться?

– Насчет трудности в служении в этом океане скорбей – все верно. Но ведь не зря сестричества организуются при храмах. Милость Божия, если «у руля» сестринского корабля стоит Христос, а штурман – хороший и мудрый священник, который любит свое незаметное, «невыгодное» служение, который болеет за него всей душой, который молится с кровавым потом… Тогда все будет хорошо. Не «без проблем» – ибо им все равно быть положено коли дело Божие, а в смысле, что все проблемы будут обращаться на благо и на возрастание в себе… Единственно, к смерти нельзя привыкать. Потому что наше служение – это брать и оттягивать на себя боль и скорбь наших подопечных. Принять на себя часть ударов судьбы, чтобы немощный человек, не ведающий еще Бога, не сломался. А ты, знающая Его, можешь пойти на исповедь, можешь помолиться, у тебя есть Святое Причастие, поэтому тебе однозначно положено «брать удар на себя». Еще и еще, и еще… «Если после встречи с тобой больному не стало легче, значит, ты напрасно с ним встречался» – архимандрит Зосима (Сокур).

Уходят иногда. Правда, два только случая за все 10 лет…

– Бывает, что кто-то не выдерживает и уходит из сестричества?

– В сестричество и вступают, и, к сожалению, уходят. Уходят и по немощи физической (хотя, они остаются в сестринском молитвенном синодике, и все равно душой – с нами), и по самости (вот, о чем постоянно просишь на молитве – не попусти, Господи, самостью этой заболеть, не отпусти от Себя)… Все, конечно, добровольно, с советом и предостережениями духовника. Сейчас, как старшая сестра говорю, даже рекомендовать ко вступлению страшусь. Очень много проблем наваливается, чисто человеческая немощь берет верх: вот, примем, а она будет от своего послушания уходить, придется снова на кого-то «безотказного» его взваливать… Не хочу… Но что тут может значить мое «не хочу», коли человека зовет Господь. Приходят, страдают, ломают себя, очищаются от самостей в горниле скорбей… Ну, и уходят иногда. Правда, два только случая за все 10 лет, но больно до сих пор: значит, где-то не разглядела, не нашла ключик к сердцу. Ведь каждую сестру воспринимаешь как Богом данного тебе ребенка. И страшишься: Господи, сама-то я немощная, негодная, а еще и за них ответственность нести, за что мне это???

Попытайтесь смотреть на мир с позиции сильного человека

– Наталия, спасибо за этот разговор, искренний и мудрый. И в завершении. Грядут святые Праздники. Что хочется пожелать нашим читателям? И главное – что посоветовать тем, кто ещё сомневается, может ли он кому-то помочь, и не знает, с чего начать и как правильно оказать помощь ближнему?

– Хочется пожелать вам, родные мои, чтобы с вами всегда был Господь. А это – единственное, что может иметь ценность и в этой, и в будущей жизни. Вот, близится Праздник, когда наше Спасение уже явится на земле в холодной пещерке Вифлеема и сонм сил Небесных возгласит: «Христос рождается, славите!» Пусть сердечко ваше отзовется на Ангельский призыв славить Бога. А как мы можем Его славить? Как может славить отца и мать сын или дочь? Да своею жизнью, конечно! Своим добрым сердцем, своею справедливостью, своей щедростью и милостью. Чего и вам желаю. Попытайтесь смотреть на мир с позиции сильного человека. То есть с позиции: кому бы помочь? Ну, хотя бы несколько часов в день. И это не требует какого-то особого настроя: просто сказать спасибо дворнику за чистый двор, просто улыбнуться растерянной девушке, просто придержать за локоток старушку… Усилий мало, а удовольствие – на весь день. Проверьте! С Праздником!

Подготовила Мария Сметанина

Фото предоставлено Наталией Гусевой

В ответ на вопрос законника: «Кто мой ближний?» (Лк. 10, 29) - Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине, завершая ее призывом: «И ты поступай так же» (Лк. 10, 37). Эта притча дает нам прекрасный образец отношения к другим людям, однако мы, оказываясь в конкретных жизненных обстоятельствах, часто бываем неготовыми поступать по слову Спаситель.

В Ветхом завете понятие «ближний» было жестко ограничено определенными признаками, которые объединяли лишь некоторую часть людей, отсекая остальных. Для иудеев ближними были лишь единоверцы. Христос принес людям совершенно новое понимание слова «ближний». Однако, несмотря на то, что уже более двух тысяч лет это знание живет в человечестве, все же повсюду проникает разделение, диктующее разное отношение к окружающим нас людям. Например, члены семьи — «ближние» друг для друга по признаку единой крови, а жители одного города или страны, особенно старожилы, признают ближними только коренных жителей этого города или соотечественников, а остальных считают «понаехавшими».

Даже в наших храмах прихожане разделяют всех на «своих» и «чужих»: к первым приветливы, а вторым не особенно рады. Ведь они всего лишь «захожане» — такое специальное наименование придумано для «чужаков». Этого не должно быть среди православных христиан. Нам надо не только знать, но и своим поведением исповедовать, что ближний — это любой человек, который в данный момент нуждается в нашей помощи, независимо от степени родства, национальности, образования, веры, возраста, уровня доходов, нашего к нему отношения и всего остального.

Согласно прикровенному толкованию притчи, под израненным путником подразумеваемся все мы, потомки Адама, рождающиеся с поврежденной природой. Город Иерусалим, из которого вышел путник, символизирует собой Небесный град — рай, который человек покинул после грехопадения. По пути он был избит и обокраден разбойниками — падшими духами, позавидовавшими той прекрасной участи, которую Бог уготовал человеку. Помочь себе избитый до полусмерти человек уже не мог. Не оказали ему помощь ни священник, ни левит — закон, данный Богом через Моисея, и священство, установленное в роде Аарона. Наконец, к беспомощному страдальцу под видом милосердного самарянина пришел Сам Господь, Который спас человека от вечной смерти и рабства дьяволу.

С тех пор все верующие во Христа должны «поступать так же», то есть творить добро тому, кто нуждается в нем «здесь и сейчас». Однако признаемся честно: если речь идет о добром деле, которое не доставляет особых хлопот, каждый из нас с удовольствием его сделает. Можно раздать мелочь на паперти или перевести старушку через дорогу и с удовлетворением почувствовать себя добрым и отзывчивым. Если же помощь ближнему требует от нас самоотдачи, лишений, усилий над собой, то возникают внутренние преткновения. Мы задумываемся, стоит ли помогать именно этому человеку? Как отдавать другим, когда даже на свою семью средств не хватает? Эти и другие подобные вопросы оправданны, потому что не всегда понятно, как теоретическое знание евангельских заповедей применять на практике. В таком случае полезен совет духовно мудрого человека, который может оценить ситуацию со стороны. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что «надо нудить себя на пользу ближним во славу Божию». Он и сам поступал так даже в мелочах. И нам полезно приучатся, начиная с малого, преодолевать себя ради блага ближнего.

В притче добрый самарянин помогает избитому человеку по собственной инициативе, поскольку лежащий на дороге просить о помощи уже не может. И вокруг каждого из нас есть люди, которым живется очень тяжело. Чтобы мы увидели их бедственное положение, им не обязательно на наших глазах проливать слезы или умолять нас о помощи. Мы просто должны быть внимательнее к окружающим. Мне рассказывали о женщине, которая живет в небольшом калужском селе, работает библиотекарем и за свой труд получает десять тысяч рублей. Вот она постоянно стоит перед выбором: потратить эти деньги на скромное питание, купить лекарства или заплатить за газ (отопление), что очень недешево. А многие ли знают о ее трудностях? Всем нам надо стараться, несмотря на перегруженность делами и обязанностями, интересоваться жизнью окружающих, узнавать их беды и нужды и включать помощь ближним в свою повседневную жизнь.

Однако, желая поддержать другого, человек обычно решает дилемму: ждать, когда его попросят о помощи, или предложить ее самому? Ведь жизнь коротка и, как говорил еще в XIX веке московский врач Феодор Гааз, надо «спешить делать добро». Но порой трудно решиться предложить свое содействие из опасения обидеть или даже унизить человека, особенно, зная его характер и понимая, что он будет категорически отказываться. И все же в большинстве случаев наша помощь будет нелишней. Однозначного рецепта, согласно которому всегда и везде стоит вмешиваться и помогать, не существует. Случается и так, что, желая помочь, мы переоцениваем свои возможности и, уже обнадежив человека, не исполняем обещанного, подобно строителю, который не рассчитал своих сил и бросил начатое недоделанным (см. Лк. 14, 28—30).

К помощи другим людям надо всегда подходить с рассуждением и для того, чтобы оказанная помощь не стала «медвежьей услугой»: когда человек искренне желал помочь, но в результате оказалось, что лучше бы он этого не делал. К примеру, наблюдая, мягко говоря, ненадлежащее воспитание ребенка матерью-одиночкой, ее соседи понимают, что та и сама пропадает, и малыша губит. Самарянин подобрал человека, которого разбойники изувечили физически, а здесь ситуация еще хуже: мать губит душу своего ребенка. Чем здесь помочь? Вмешаться не получится — мать вряд ли прислушается к словам посторонних. Тем не менее, прежде чем прибегать к радикальным мерам: вызывать полицию, лишать ее родительских прав, надо серьезно подумать о последствиях, чтобы не получилось еще хуже. Можно попробовать иные меры: поискать организацию или людей, которые занимаются подобными проблемами, посоветоваться с психологами, священниками, сообща подумать, как можно помочь ребенку и его матери. Предпринимая какие-то действия, надо всегда стараться не просто «что-нибудь сделать», а принести пользу, изменить ситуацию к лучшему.

Всему надо учиться. Это относится и к помощи людям. Если не упражняться в этой добродетели, то невозможно взрастить в себе великодушие и умение тактично, от всего сердца делиться с другими тем, что у нас есть. Это могут быть не только материальные средства, но и профессиональные навыки, и душевное тепло, забота, оптимизм - именно то, что дано Богом конкретно каждому из нас для помощи ближнему.

Будем милосердны к старости

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (мать, отца, бабушку, дедушку).

Ход проведения информационного часа

Сегодня наш информационный час называется: «Будем милосердны к старости», он посвящен Дню пожилых людей. Мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из них.

В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это - люди пожилого возраста. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову.

Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат​​, ненавидят, обзывают». И таких примеров - множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого.

Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...

Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!»

Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь всю ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Звучит аудиозапись песни «Родительский дом».

Одиночество... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.

Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...

Звучит аудиозапись песни Игоря Саруханова «Дорогие мои старики».

Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра, будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодые могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся рассказывают, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу... Если бы мне вернулась молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду

«Старость и Молодость»

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

Чего тебе от меня надо? - спрашивает у нее Молодость.

Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы - и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет...

Звучит песня Сосо Павлиашвили «Помолимся за родителей».

С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой-либо беде - пожаре, вражеском нашествии т.д. (Звонят колокола - звучит аудиозапись.) Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то