Метод единственного сходства относится к. Метод сходства как метод научной индукции. При условии А1,Б,В возникает явление "а1"

Метод единственного сходства основывается на таких свойствах причинной связи, как предшествование , необходимость и всеобщность . Этот метод состоит в попытке среди условий интересующего нас явления выделить явление, которое постоянно предшествует данному явлению. Последнее явление в таком случае считается вероятной причиной этого явления.

Пусть мы ищем причину явления х среди условий а, b, с, d, е . Тогда метод единственного сходства можно сформулировать следующим образом:

Если какое-то условие F постоянно предшествует наступлению исследуемого явления X в то время, как иные условия изменяются, то это условие, вероятно, есть причина явления X.

Приведем схему этого метода для пяти условий.

При наличии условий a, b, с, d , но в отсутствие е имеет место х .

При наличии условий а, b, с, e , но в отсутствие d имеет место х .

При наличии условий а, с, d, е , но в отсутствие b имеет место х .

При наличии условий b, с, d, е, но в отсутствие а имеет месро х .

Следовательно, с , вероятно, есть причина х .

Пример. В стакан налили горячей воды, стакан лопнул.

Стакан с холодной водой поставили в горячую печь, стакан лопнул.

У зеркала поставили лампу, на стекле образовалась трещина.

Следовательно, причиной разрушения стекла, вероятно, является

резкое нагревание.

Обозначим: a - форма стакана, b - резкое нагревание, с - вода, d - печь, е - форма зеркала, f - лампа, х - разрушение стекла.

Тогда получится следующая схема:

При наличии а, b, с имеет место х .

При наличии а, b, d имеет место х .

При наличии е, f, b имеет место х .

Следовательно, b , вероятно, является причиной х .

Структура реального умозаключения не вполне совпадает со схемой, но имеющегося совпадения вполне достаточно, чтобы узнать метод единственного сходства.

Методы установления причинной связи используются не только в экспериментальных науках типа физики, химии и т.п., но и в гуманитарных науках, медицинской диагностике и следственной практике.

Пример. В спортивно-развлекательном бадминтонном клубе «Янтарный волан» во время тренировок было три случая хищения уникальных воланов, сделанных их перьев сибирских страусов: 6 декабря, 8 декабря, 10 декабря 2000 г. Следователь определил круг лиц, имевших доступ в тренерскую комнату, и составил следующую таблицу:

Из этого следователь заключил, что виновником хищения вероятнее всего является Киншин, поскмльку именно он и только он входил в тренерскую комнату всякий раз, когда происходило хищение, а все остальные лица менялись.

Предостережение. Метод сходства, хотя и позволяет с большой долей уверенности выдвигать гипотезы и версии, тем не менее обладает и значительными недостатками, сходными, во-первых, с ошибками индукции через простое перечисление, поскольку здесь также обращается внимание по преимуществу на сходство изучаемых условий появления некоторого явления, и, во-вторых, с ошибками, встречающимися в разделительных умозаключениях. Строки нашей таблицы говорят о том, что хищение совершил или Кулдышев, или Киншин, или Сандлер, или Кузнецов, или Чуйкин, или Широглазов. Но мы знаем, что во всех разделительных умозаключениях возможна ошибка "неполный перечень альтернатив". Так и в данном случае возможно, что во все эти дни работала уборщица Хапугина, которая во время уборки выгоняла всех работников из тренерской, где находились драгоценные воланы, и на некоторое время оставалась там она. В таком случае то, что Киншин имел доступ к тренерской во все дни, когда совершалось хищение, окажется простым совпадением.

Этот метод представляет собой умозаключение, основанное на сравнении нескольких случаев наступления одного и того же явления и выявления действительной причины на основе единственного сходства. Например, возьмем некоторое явление а и сопровождающие его обстоятельства АВС. Чтобы воспользоваться методом сходства, рассмотрим другие обстоятельства, когда данное явление произошло при иных и лишь частично сходных обстоятельствах; допустим, при обстоятельствах АКМ. Сравнивая эти случаи и опираясь на правило причинной связи, согласно которому явление не может наступить при отсутствии его причины, мы можем заключить, что причиной а не могут быть обстоятельства ВС, поскольку они отсутствуют во втором случае, когда явление а опять произошло. То же самое мы можем сказать и об обстоятельствах КМ, так как их не было в первом случае, когда имело место явление а, следовательно, остается предположить, что причиной а является обстоятельство А.

Если два или более случаев наступления наблюдаемого явления сходны только в одном предшествующем обстоятельстве, то вероятно это обстоятельство и является причиной данного явления:

АВС – а,

АКМ – а,

вероятно, А есть причина а.

Используя метод сходства для определения причины исследуемого явления, следует помнить, что случаи этого явления как можно больше различались между собой в обстоятельствах; такой подбор значительно облегчает процесс нахождения причины и уменьшает число случаев, необходимых для вывода. К этому надо добавить, что рассуждение, которое приводит нас к заключению о причине исследуемого явления, справедливо только тогда, когда это явление происходит от одной причины.

Метод сходства широко применяется в обыденной жизни и науке лишь в первых шагах исследования как первичное предположение. Это предположение затем проверяется и обосновывается с помощью более точных методов установления причинной связи.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изучение дисциплины в течение одного семестра
Дневное отделение: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа студентов – 66. Аттестация: промежуточный контроль (проверка домашних заданий, тестирование), зачет.

Программа курса
Тема 1. Предмет и значение науки логики. Формальный язык и семантические категории(лекция, практическое занятие) Процесс мышления и формы мысли. Значение логики. История л

Зачетные вопросы
1. Что является предметом формальной логики и в чем ее значение? 2. К чему приводит обобщение знания об отдельных предметах и их свойствах и отношениях? 3. Чем отличается логическ

Изучив "Логику", студенты должны
знать: ‑ историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики как науки; ‑ сущность и содержание принципов логики, к

Методические рекомендации для студентов-заочников
Учитывая дистанционную форму обучения студентов заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации. Первое.Студенты должны внимательно выс

Законы логики и принципы правильного мышления
Введение. Общая характеристика основных законов логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Заключение. Практическое зад

Язык как знаковая система. Понятие знака
Введение. Понятие языковой формы. Языки естественные и искусственные. Функции естественного и искусственного языков. Знаковая система языка. Имя, предмет, функция. Заключение. Прак

Основные характеристики знаков
Введение. Определение знака и знаковой системы. Типы знаков. Три вида знаковых отношений. Основные принципы семиотики. Заключение. Практическое задание: 1. Показани

Общие принципы построения истинностных таблиц
Введение. Интерпретация пропозициональных переменных. Табличные определения пропозициональных связок. Логические отношения (по истинности и ложности) между формулами. Заключение. П

Исчисление высказываний
Введение. Пропозициональная логика. Общезначимость исчисления высказываний. Пропозициональные связки. Язык логики высказываний. Заключение. 1.Записать символически выск

Понятие как форма мышления. Общая характеристика
Введение. Определение понятия. Классификация признаков. Содержание и объем понятия. Понятие и термин. Заключение. Практическое задание: 1.Каки

Логическая структура и основные характеристики понятия
Введение. Виды понятий. Отношения между понятиями. Заключение. Практическое задание: 1.Дайте полную логическую характеристику понятиям (единич

Значение понятий в познании
Введение. Понятие как член логической связи. Логические ошибки в понятиях. Заключение. Практическое задание: 1.Приведите пример логической свя

Виды понятий Обобщение и ограничение понятий
Введение. Виды понятий по содержанию. Виды понятий по объему. Обобщение понятий. Ограничение понятий. Заключение. Практическое задание: 1.Дайт

Виды отношений между понятиями по содержанию и объему
Введение. Отношения между понятиями по содержанию. Отношения между понятиями по объему. Графическая иллюстрация отношения понятий по объему. Заключение. Практическое задание:

Категорические суждения
Введение. Деление суждений по количеству. Деление суждений по качеству. Объединенная классификация категорических суждений в «логическом квадрате». Распределенность терминов в суждении. Заключение.

Логические отношения между категорическими суждениями
Введение. Отношения несовместимости. Отношения совместимости. Графическая схема отношений (логический квадрат). Зависимость истинности или ложности суждений от их отношений. Заключение.

Сложные суждения
Введение. Характеристика конъюнктивных, дизъюнктивных, импликативных и эквивалентных суждений. Сводная таблица истинности (ложности) этих суждений Заключение. Практическое задание:

Общие правила простого категорического силлогизма
Введение. Правила терминов. Правила посылок. Правила фигур. Понятие о модусах фигур силлогизма. Заключение. Практическое задание: 1. Какое

Индуктивные умозаключения
Введение. Понятие об индукции. Полная индукция. Неполная индукция. Индукция через простое перечисление. Научная индукция. Заключение. Практическое задание:

Методы установления причинной зависимости явлений
Введение. Причинная связь явлений. Пять методов установления причинной связи. Умозаключения по аналогии. Заключение. Практическое задание: 1.О

Гипотеза
Введение. Общая характеристика гипотезы. Виды гипотез. Развитие гипотезы. Проверка гипотезы. Фактическое (решающий опыт) и логическое доказательства гипотезы. Практическое задание:

Ошибки в доказательствах
Введение. Подмена доказываемого тезиса. Ошибки в основаниях доказательств. Ошибки в способе доказательства. Ошибки омонимии и амфиболии. Ошибка ложного следования. Заключение. Прак

Логика и язык
Язык – это знаковая система, материальная форма, посредством которой люди выражают мысли. Язык имеет пять видов: линий, звуков, жестов, цвета и запаха, и три формы: естественный, ко

Связь между мышлением и языком
Язык и мышление неразрывно связаны между собой. С помощью языка мы излагаем мысли в определенной, общедоступной форме. Этому способствуют понятийные стереотипы, которые накладывают ограничения на и

Логическое и психологическое
Рассуждая логически, мы следуем тем принципам и правилам, которые указывают, как следует делать «правильные» выводы. Принципы логики устанавливают нормы, по которым мы оцениваем качество чьих-либо

Семантические категории
Логическая семантика изучает отношения знака и значения, правила перевода абстрактных символов на язык содержательного знания. В логике важно найти совместимость естественного и искусственного язык

Процесс мышления и формы мысли
Существует много способов представить процесс мышления. Для биолога ‑ это активация групп нейронов, для психолога – это комбинация в сознании ряда образов, для кибернетика – это процесс перед

Общая характеристика понятия
Логическое мышление представляет собой различные связи мыслей. Если вглядеться в суждение, то мы увидим, что оно состоит из некоторых мыслей, которые многократно встречались нам в других суждениях

Понятие и представление
Всякое понятие есть мысль о признаках предмета. Однако не всякая мысль о признаках есть понятие. В чувственном познании представление тоже есть мысль о признаках предмета. Представить предмет – это

Признаки понятия
Те мысли, которые образуют целостность суждения, называются понятиями. Мысль о предмете есть понятие только при условии, если мыслимый предмет имеет сходство или различие с другими предметами, то е

Виды понятий
Всякое понятие имеет две логические характеристики – содержание и объем. Существенные признаки предмета составляют содержание понятия. Бессодержательных понятий не

Функции понятий
Язык является средством мышления. Он выражает понятия, которые выполняют множество функций. Из них основными являются следующие: 1. Символическая функция. Понятие становится символо

Вопросы для самопроверки
1. Перечислите признаки предмета в логической классификации. 2. Чем различаются: слово, понятие, термин? 3. Что такое содержание и объем понятия? 4. Объясните смысл закон

Определение понятий
Определение понятий (definitio) – одна из важнейших логических операций, которую мы постоянно совершаем как в повседневной жизни, так и в научном процессе. Смысл ее заключается в том, что, раскрыва

Неявные определения
Если нельзя определить понятия через родовые и видовые признаки, то используют описание отношений между определяемыми понятиями. Особенность таких определений состоит в том, что предмет определяетс

Ограничение и обобщение понятий
В процессе мышления часто приходится конкретизировать знания о предмете мысли. Уточняя понятие, мы вводим новые признаки, тем самым увеличивая его содержание, но при этом объем понятия уменьшается.

Деление понятий
Предметы, которые мыслятся в понятии, составляют известное множество, которое включает в себя отдельные группы предметов. В процессе деления мы выясняем, из каких подмножеств состоит исходное множе

Вопросы для самопроверки
1. Что такое деление понятия? 2. Чем отличается дихотомическое деление от видообразующего? 3. Каким принципам подчиняется классификация? 4. Какие функции выполняет класси

Общая характеристика суждения
Суждение – это развернутое понятие; поскольку понятие заключает в себе некоторые признаки предмета мысли, то суждение – это такая форма мысли, в которой выражена связь между предметом мысли и его п

Структура суждения
Суждение как логическая форма состоит из следующих элементов: субъекта, предиката и связки. Субъект (лат. subjectum – лежащий в основе, подлежащее) ес

Модальность суждений
Модальность суждения (лат. мodus – способ, мера, наклонение) выражает степень существования, свойства, отношения, отображенного в суждении. При этом в суждении утверждается или отрицается действите

Зависимость познавательного значения суждения от его формы
Значение или важность суждения для знания зависит во многом от его формы. Так, условные и разделительные суждения становятся ценными для знания лишь в связи с категорическими суждениями. В

Определите модальность суждения. Приведите их схемы
Пример: А). Ухта южнее Воркуты. – Суждение об отношении места. xRy = R(x,y). Б). Нет дыма без огня. – Суждение существования. Р есть. В).

Составьте схемы сложных суждений
Пример: Эмиссия есть изготовление и выпуск в обращение денег или ценных бумаг Схема: S есть Р(Р¹ Λ Р² V Р³) &nb

Выделите три группы суждений: совместимые, несовместимые, частично совместимые
Пример: Ни один волос не упал с его головы. Многие хотели его видеть. Он лишился всех своих волос. Некоторые гайки имеют правую резьбу. Все пришли вовремя.

Табличное определение истинности (ложности) сложных суждений
Выше мы уже говорили о том, что суждение может быть классифицировано либо как истинное, либо как ложное, но не то и другое вместе. «Истинность» или «ложность» повествовательного предложения, которы

Вопросы для самопроверки
1. Что такое преобразование суждения? 2. Чем отличается обращение суждения от превращения суждения? 3. Каким принципам подчиняется истинность (ложность) суждения? 4. Каку

Общая характеристика умозаключения
Если основной задачей логики является составление приемов приобретения и доказательства знаний, то одним из главных приемов является умозаключение. Умозаключением называется такой прием мышления

Непосредственные умозаключения
Мы можем получать вывод из посылок путем преобразования последних. Истинность вывода в этом случае целиком зависит от истинности посылок, если, разумеется, не нарушены правила преобразования, котор

Силлогизм
Силлогизм (греч. syllogismos – сосчитывание) – это вид умозаключения, в котором требуется определить, следует ли из двух или нескольких суждений данный вывод. Признав истинность пос

Энтимемы
В практике нашего мышления, как обыденного, так и научного, мы пропускаем либо одну из посылок, либо заключение. Такие силлогизмы, в которых та или иная часть не выражена в явной форме, называются

Условные силлогизмы
Если в силлогизме обе посылки взяты как условные суждения, то заключение также будет условным суждением, а силлогизм будет опосредованным условным умозаключением. Если А

Упражнения
А) Определите модальность суждения. Приведите их схемы. Пример: 1). Ухта южнее Воркуты. – Суждение об отношении места. xRy = R(x,y). 2). Нет дым

Упражнения
А). Укажите, какие из приведенных умозаключений получены с помощью полной, а какие с помощью неполной индукции: 1). Все студенты нашей группы прошли практику. 2). Угол падения равен углу отражения.

Метод различия
Для умозаключения по этому методу необходимо иметь два случая: случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает. При этом они подбираются так, чтобы были сходны

Соединенный метод сходства и различия
В этом методе соединились оба предшествующие правила, поэтому его можно сформулировать так: если два или более случаев наступления наблюдаемого явления сходны только в одном предшествующем обсто

Метод сопутствующих изменений
В основе метода сопутствующих изменений лежит принцип причинно-следственной связи, который гласит, что всякое изменение причины вызывает соответственное изменение следствия; и наоборот, всякое изме

Метод остатков
В основе этого метода лежит следующее наблюдение: если сложное явление есть результат сложной причины, то каждый простой элемент этого явления вызывается простым элементом сложной причины, соответс

Вопросы для самопроверки
Что необходимо для нахождения действительной причины или действительного следствия? На чем основан «метод сходства»? Что необходимо умозаключению по «методу различ

Упражнения
Определите, какие методы установления причинной связи применимы, запишите их в виде схемы и в виде суждений, образующих причинно-следственную связь. Картофель, проросший в темном пог

Аналогичные умозаключения
Умозаключения по аналогии (греч. analogia – подобие, сходство) относится к модификации традуктивного типа умозаключений. Отличие заключается лишь в том, что в основе традукции лежит тождество, уста

Упражнения
Определите вид аналогии, запишите их в виде схемы и в виде суждений, образующих связь предметов или отношений. Пример: При исследовании горных пород в Ав

Понятие доказательства
Связь между понятиями и суждениями, которыми мы пользуемся для выражения мыслей, ‑ это отражение связи предметов, их признаков, их отношений и их законов. Но истинность суждений не о

Упражнения
Выделите тезис и аргументы. Выберите одну из форм умозаключения и постройте демонстрацию. Пример: Студент Петров сдал дипломный проект досрочно, так как оче

Правила доказательства и опровержения
В процессе доказательства возможны ошибки, возникающие при умышленном или не умышленном нарушении правил. Правила доказательства делятся на три группы в соответствии со структурой доказательства: п

Виды доказательств
По цели доказательства делятся на: 1) доказательство истинности тезиса и 2) доказательство ложности тезиса. Первое, имеющее целью установление истинности тезиса, называется про

Вопросы для самопроверки
1.Какие три группы правил в доказательстве вы знаете? 2.Чем объясняется ясность и четкость в формулировании тезиса? 3.Что такое «подмена тезиса»? 4.Почему истинность аргу

Упражнения
Подберите аргументы и постройте прямое доказательство тезиса. Пример: Студента Иванова вызвали в суд для дачи свидетельских показаний. Аргументами

Понятие гипотезы и условия её появления
Слово гипотеза (греч. hypothesis – предположение) имеет несколько значений. Во-первых, это догадка о факте, который пока недоступен для обнаружения, но может проявиться с вероятностью, близкой к

Построение гипотезы
Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В одних случаях гипотеза возникает как результат сравнения двух единичных явлений, т.е. ее основой выст

Развитие гипотезы
Гипотеза не сводится к выдвижению предположения, а проходит процесс развития, в ходе которого она корректируется, дополняется новыми предположениями и либо опровергается и заменяетс

Подтверждение гипотезы
Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов

Упражнения
Подберите факты и постройте гипотезу. Пример: В известном кинофильме «Земля Санникова» было высказано предположение, что в Северном Ледовито

Закон тождества
Следует отметить, что всякая правильная мысль должна быть определенной. Это значит, что в процессе рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Например, в рассуждении «жизнь бьет ключом

Закон противоречия
Из закона тождества следует, что никакая мысль не может быть тождественна мысли её отрицающей, то есть, чтобы быть понятым, необходимо соблюдать требование непротиворечивости мысли

Закон исключенного третьего
То, что мысль может быть приравнена либо к истине, либо ко лжи, следует из закона исключенного третьего: из двух взаимоотрицающих суждений одно непременно истинное в данное время, в данном месте

Закон достаточного основания
Правильность или истинность мысли обусловлена достаточным для них основанием. Действительно, мы можем считать ту или иную мысль истинной лишь после того, как приведены основания, являющиеся уже про

Вопросы для самопроверки
1. Что называется законами мышления? 2. Почему законы мышления называют формальными законами? 3. Как формулируется закон тождества? 4. Как формулируется закон противоречи

Упражнения
Определите, требование какого логического закона нарушено в следующих рассуждениях. Пример: Этот студент не раскрыл основное содержание темы, но заслужив

Основные логические понятия
АКСИОМА (гр. axioma -значимое, достойное уважения, бесспорное) - истинное суждение, которое при дедуктивном построении какой - либо теории принимается без доказательств в качестве и

Правила фигур
№ Фигура Правильные модусы

Правила терминов
№ Правило Пример ошибки Примечания В силлогизме должны быть только три термина Движение –

Правила посылок
№ Правило Пример ошибки Примечсния Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого

Логические символы
Название Изображение Обыденный язык Формула (схема) как пишется

По отношению к тезису
Правила Ошибки 1. Тезис должен быть ясным и четким 1. Выдвижение неясного, неточного тезиса 2. Тезис должен

Глоссарий
ЗАКОН ЛОГИКИ – устойчивая, существенная, повторяющаяся связь мыслей; обладает следующими свойствами: а) определенность (представление предмета в одних и тех же признаках); б) посл

Метод единственного различия.

Метод сопутствующих изменений.

Метод остатков.

Первый метод, получившей названиеметода единственного сходства, в экспериментальной работе используется в тех случаях, когда явление, причину которого нужно установить, воз­никает в разных условиях, но при наличии одного общего для всех случаев обстоятельства. Исследуя все случаи, необходи­мо проанализировать, по возможности, все разнообразные ус­ловия возникновения изучаемого явления и выделить общее обстоятельство, сопутствующее каждому случаю появления похожего следствия. Таким образом, делается вывод: так как различные условия не могут быть причиной одинакового след­ствия, искать его следует в общей для всех причине.

Логически метод единственного сходства может быть выра­жен следующей схемой:

1.При наличии условий А, Б, В возникает явление "а".

2.При наличии условий А, Д, Г возникает явление "а".

3.При наличии условий А, Е, Ж возникает явление "а".

Отсюда делается вывод, что поскольку во всех трех случаях общим является наличие условия "А", постольку оно и являет­ся причиной, вызывающей следствие "а".

Применительно к "школьной" социологии это можно про­иллюстрировать следующим примером. Один из учеников класса, попадая в различное окружение своих сверстников, постоян­но оказывается в положении обиженного. Следовательно, при­чину обид нужно искать не в товарищах, а в личности самого обижаемого. Возможно, что корни данного явления придется искать в особенностях семейного воспитания. Это воспитание может быть отнюдь не обязательно отрицательным. Оно может быть и безупречным в плане интеллигентности, т.е. языковой подготовки, эстетических основ и т.д. Но развитие этих эле­ментов высокой культуры могло сопровождаться выработкой нетерпимости к людям, не обладающим данными качествами.

Второй метод построения эксперимента -метод единствен­ного различия - логически может быть сформулирован следу­ющим образом: если при одних и тех же условиях наличие какого-либо дополнительного обстоятельства вызывает или, наоборот, отсутствие этого обстоятельства устраняет исследу­емое явление, то именно это обстоятельство и следует считать причиной обнаруженного явления.

Схема данного метода может быть записана так:

1.При условии А,Б,В возникает явление "а".

2.При условии Б,В явление "а" отсутствует. Вывод: наличие условия А есть необходимая причина появ­ления следствия "а".

Самый распространенный пример, которым можно проил­люстрировать данный экспериментальный метод, показывает педагогическая практика. Одно присутствие на уроке ученика (назовем его "х")может либо настраивать весь класс на дело­вой лад, либо стать детонатором коллективного нарушения дисциплины и полностью дезорганизовать учеников. Любые усилия учителя в этом случае могут быть сведены на нет. И самые добрые его начинания рухнут под градом насмешек воспитуемых. Возможны и куда более сложные случаи поста­новки социального эксперимента с использованием этого ме­тода.

Как показывает история не только нашей страны, смена наци­онального лидера при относительно стабильных всех прочих ус­ловиях развития общества может привести к длительному периоду экономической депрессии, а нередко и к социальному взрыву.

Основное положение третьего метода - методасопутствую­щих изменений- может быть сформулировано следующим обра­зом: если изменяющееся явление может представлять результат изменений какого-то одного определенного условия при неизмен­ности всех остальных сопутствующих ему условий, то можно го­ворить о наличии причинной связи изучаемых явлений. Логичес­кая структура данного метода выглядит так:

1.При условии А,Б,В возникает явление "а".

2.При условии А1,Б,В возникает явление "а1".

ЗЛри условии А2,Б,В возникает явление "а2". Естественно, может быть сделан вывод, что изменяющееся условие А,А1,А2 находится в причинно-следственном отно­шении с явлениями а,а1,а2.

Возвращаясь к опыту Мэйо, можно было бы напомнить, что по мере формирования сплоченного коллектива из слу­чайно набранных работниц практически синхронно росла про­изводительность их общего труда, хотя все остальные условия работы оставались в основном неизменными.

Логика четвертого метода экспериментального исследова­ния, получившего название "метода остатков ", может быть сведена к следующему: если из сложного явления, вызываемо­го рядом обстоятельств, вычесть изученную часть, зависящую "от уже известных условий, то пока неизвестный остаток этого явления будет следствием еще не изученных условий и обсто­ятельств, выступающих в роли причины. Схематично это выглядит так:

1. Обстоятельства А,Б,В,Г вызывают явления а, б, в, г. 2.0бстоятельства А,Б,В вызывают явления а, б, в. Можно сделать вывод, что следствие "г" представляет со­бой результат действующей причины "Г".

Иллюстрируя данный экспериментальный метод, отечествен­ный ученый, профессор В.Ф. Асмус, приводил такой пример: известно, что Луна в полнолуние, когда по отношению к Сол­нцу она находится по другую сторону Земли на прямой, со­единяющей центры Земли, Луны и Солнца, производит своим притяжением прилив, величина которого может быть в каждой данной местности точно измерена. Та же Луна в новолуние, когда по отношению к Солнцу она находится между Землей и Солнцем на той же прямой, производит своим притяжением тоже явление прилива, но более сильное. Какова причина этой добавочной силы прилива? Для ответа на этот вопрос необхо­димо из большей величины явления, имеющей место во вто­ром случае, вычесть меньшую величину, полученную в первом случае. Так определяется остаток, соответствующий различию между обстоятельствами явления в первом и во втором случа­ях.

Огромное количество примеров может дать и социология школы. Достаточно учителю перейти от образцово-эмоциональ­ного изложения материала к рационально-умозрительному, как тут же снижается уровень восприятия школьников, возрастает количество нарушений дисциплины, растет напряжение между преподавателем и классом.

Перечисленные методы построения эксперимента не суще­ствуют строго изолированно друг от друга. Их применение требует не только элементарного знания логических схем, но и творчества.

В социологическом исследовании, осуществляемом мето­дом эксперимента, могут быть выделены следующие операции: 1.Выдвижение и уточнение основной и рабочих гипотез.

2.Выбор объекта, на котором можно было бы поставить эксперимент.

3.Разработка общего плана эксперимента.

4. Создание экспериментальной ситуации.

В некоторых случаях само социологическое исследование можно было бы назвать экспериментом, нацеленным на про­верку выдвинутых гипотез. Но чтобы состоялось само иссле­дование, необходимо, чтобы гипотезы определенно вытекали из концептуальной модели о функционировании изучаемого объекта. А концептуальная модель, как говорилось в началь­ных главах пособия, должна строиться на базе информацион­ной модели.

Содержанием гипотезы определяется и выбор эмпиричес­кого объекта. Если экспериментальным путем изучается отно­шение к образованию студенчества страны, естественно, объек­том должны стать различные вузы в разных городах. Но если речь идет о региональных проблемах, объектом исследования могут стать вузы одного города либо вообще какой-либо кон­кретный институт.

В свою очередь, содержание гипотезы и выбор объекта дик­туют и содержание плана эксперимента, характер экспериментальных ситуаций и методы анализа собираемых эксперимен­тальных данных.

Постановка социального Эксперимента должна соответство­вать следующим требованиям:

1. Устанавливаемая экспериментатором система искусствен­ных условий должна соответствовать системе условий изучае­мой объективной действительности. Эти условия должны быть по возможности тождественными, а в идеале стремиться к го-моморфии, т.е. подобию.

Кроме того, экспериментальная система должна быть реп­резентативной для намеченной к исследованию макросисте­мы, будь то общество в целом или крупный производственный коллектив, система образования или отдельная школа.

2. Экспериментальная система должна обладать хорошо управляемыми условиями. В случае необходимости они долж­ны быть легко изменяемы. Но в любом случае необходимо выделять главный экспериментальный фактор. В зависимости от управляемости и контролируемости условий рождается точ­ность всего исследования.

3. Необходимым условием проведения эксперимента долж­на быть его наблюдаемость. Там, где наблюдаемые явления могут быть оценены количественно, необходима регистрация изменений с тем, чтобы можно было провести сравнение. Иног­да в целях повышения точности измерения оказывается необ­ходимым разработать специальный масштаб и шкалы. Среди социальных экспериментов могут быть выделены:

1. Социально-экономические.

2. Педагогические.

3. Социально-психологические.

4. Правовые.

5. Эстетические.

Они могут касаться других сфер научного анализа, но для того, чтобы эксперимент сохранил собственно социологичес­кое значение, он должен выяснять, каким образом та или иная система общественных отношений оказывает влияние на со­знание людей, как это отражается на их конкретном поведении. Говоря об эксперименте, иногда употребляют термины "по­левой" и"лабораторный". Их различие в социологии весьма условно. В какой-то степени это сродни естественному и ис­кусственному экспериментам. Принято считать, что в полевом эксперименте его участники не знают о выполняемой ими роли обследуемых и это обусловливает их естественное поведение. В лабораторном эксперименте участвуют люди, как правило, предварительно отобранные. Здесь создается своеобразная искусственная среда.

Если в полевом эксперименте задача социолога сводится к тому, чтобы устранить собственное влияние на испытуемых, то в лабораторном - он выполняет чаще всего роль активного дирижера.

Постановка социального эксперимента - достаточно слож­ный и чаще всего дорогостоящий метод исследования. Его, как отмечают некоторые социологи, следует отличать от об­щественной практики. Понятие "эксперимент" употребляется и в обыденном, и в научном смысле. Экспериментом следует называть совокупность методов, при использовании которых ставится задача получения нового знания. Его результаты ис­пользуются для проверки и развития теоретических положе­ний. А целью деятельности в сфере общественной практики является изменение конкретных условий социальной действи­тельности, условий жизни людей, их сознания и поведения.

Таким образом, экспериментальные исследования служат преимущественно целям науки, а общественная практика свя­зана с целями управления обществом или отдельными его сфе­рами.

Библиография.

Парникель Ю.Л. Прикладная социология. Пособие для студентов. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология.М.,1998. Псков. 1998.

Девятко И.Ф./Методы социологического исследования/Екатеринбург, 1994г.

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Москва 2006.

Этот метод заключается в следующем. Допустим, мы подыскиваем причину какого-то явления а. По наблюдению нам известно, что явление а масс место при обстоятельствах АВС. Обстоятельство ABC является сложной, она представляет собой совокупность различных частей (элементов): А, В, С. Какая часть (элемент) этой сложной обстоятельства (А или В, или С) является причиной явления а по наблюдению только одного случая связи а с обстоятельством ABC сказать нельзя. Тогда мы ставим перед собой задачу отыскать несколько случаев, когда существует явление а. Наблюдая, мы устанавливаем, что явление а масс место также при обстоятельствах AD и при обстоятельствах AFD *

Сравнивая эти три случая, мы обнаруживаем, что явление а имеет место при обстоятельствах (ABC, ADE, AFG), которые во всем отличные и только в одном похожи - все они имеют одну и ту же обстоятельство А, поскольку обстоятельства В, С, D , Е, F, G не могут быть причиной а, так как явление а наступает и при отсутствии какой-либо из этих обстоятельств, то делается вывод, что причиной явления а есть единственная похожа во всех случаях обстоятельство А.

Умозаключение по методу единственного сходства можно записать в виде следующей схемы:

Пример. В одной районной конторе связи было три случая совершения кражи одинаковым способом (ценности вынимались из страховых мешков без их повреждения): 4 августа, 20 и 25 декабря. Следствие установило, что во всех трех случаях почту перевозил из одной конторы связи ко второй извозчик Сашина. Отправляли и получали почту во всех трех случаях разные лица 4 августа - Петренко и Иваненко, 20 декабря - Николаенко и Яковенко, 25 декабря - Ворона и Савченко. На этом основании следователь выдвинул версию о том, что кража совершена извозчиком Сашиным.

В виде схемы это умозаключение можно записать так:

Применение метода единственного сходства состоит из трех последовательных этапов.

1. Прежде всего устанавливаются все те случаи, где имеется явление а причину которого мы выясняем.

2. Затем анализируется каждый случай и выделяются обстоятельства, при которых возникает явление а.

3. После этого отыскиваются общие для всех этих случаев обстоятельства, которые и являются причиной явления а что нас интересует.

Вывод по методу единственного сходства основывается на таком правиле: если два или более случаев исследуемого явления имеют общую лишь одно обстоятельство, а все остальные обстоятельства разные, то это единственное сходное обстоятельство и является причиной этого явления.

Метод единственного сходства дает выводы не достоверны, а вероятные. Степень вероятности заключения зависит от различных условий: а) от количества рассматриваемых случаев. Чем больше исследованы случаев, тем вывод будет более вероятным; б) от глубины и тщательности исследования всех обстоятельств, от точности установления того, что во всех случаях похожей с только одна обставила; в) степень вероятности вывода по методу единственного сходства зависит только от того, насколько значительные различия всех обстоятельств, кроме того единственно похожего, которое мы определяем как причину. Чем больше различий в обстоятельствах, тем вероятнее будет вывод о том, что причиной явления, которое нас интересует, является то обстоятельство, которая одна оказалась во всех случаях одной и той же.

В умозаключениях по методу единственного сходства следует иметь в виду еще и такс. В одних случаях может быть, что взята за причину единственно похожа обстоятельство само является сложной и причиной исследуемого явления служит не вся обстоятельство, а только какая-то его часть, которую и надо определить. В других случаях может оказаться, что взята за причину обстоятельство действует не сама по себе, а вместе с другими, то есть только частью причины или одной из причин, а мы неправильно считали ее единственной причине.

Метод единственного сходства нередко используется в следственной практике для выдвижения версий по делу.

1. Метод сходства

По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лить в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Метод сходства называют методом нахождения общего в различном, поскольку все случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства.

Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.

(1) Требуется общее знание о возможных причинах исследуемого явления.

(2) Из предшествующих должны быть исключены (злиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи.

(3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяют сходное и повторяющееся в каждом из рассмотренных случаев, которое и будет вероятной причиной явления.

В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умозаключения.

Обоснованность полученного с помощью метода сходства заключения зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.

Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристическую функцию: он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.

Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.

2. Метод различия

По методу различия сравнивают два случаи, в одним из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.

Метод различия называют методом нахождения различного в сходном, ибо сравниваемые случаи совпадают друг с другом по многим свойствам.

Применяется метод различия как в процессе наблюдения над явлениями в естественных условиях, так и в условиях лабораторного или производственного эксперимента. В истории экономики методом различия были открыты многие законы (закон убывающей предельной полезности). В сельскохозяйственном производстве этим методом проверяют, к примеру, эффективность удобрений.

Рассуждение по методу различия также предполагает ряд предпосылок.

(1) Требуется общее знание о предшествующих обстоятельствах, каждое из которых может быть причиной исследуемого явления.

(2) Из членов дизъюнкции следует исключить обстоятельства, не удовлетворяющие условию достаточности для исследуемого действия.

(3) Среди множества возможных причин остается единственное обстоятельство, которое рассматривается в качестве действительной причины.

Логический механизм вывода по методу различия также принимает форму модуса tollendo ponens разделительно-категорического умозаключения.

Рассуждение по методу различия приобретает доказательное знание лишь в том случае, если имеется точное и полное знание предшествующих обстоятельств, составляющих закрытое дизъюнктивное множество.

Поскольку в условиях эмпирического познания трудно претендовать на исчерпывающую констатацию всех обстоятельств, выводы по методу различия в большинстве случаев дают лишь проблематичные заключения.

По признанию многих исследователей, методом различия достигаются наиболее правдоподобные индуктивные выводы.

3. Соединенный метод сходства и различия

Этот метод представляет собой комбинацию первых двух методов, когда путем анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.

В качестве примера остановимся на приведенном выше рассуждении по методу сходства о причинах заболевания трех студентов. Если дополнить это рассуждение анализом новых трех случаев, в которых повторяются те же обстоятельства, кроме сходного, т.е. в пищу употреблялись одинаковые продукты, кроме пива, и при этом не наблюдалось заболевания, то вывод будет протекать в форме соединенного метода.

Вероятность заключения в таком усложненном рассуждении заметно возрастает, ибо соединяются преимущества метода сходства и метода различия, каждый из которых в отдельности дает менее надежные результаты.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то