Карта индии 16 века. Узнаем где находится Индия. Местоположение Древней Индии. Древняя индийская столица

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Является одной из самых колоритных и самобытных в мире. Многообразие духовно-философских учений, древняя архитектура, красота природы притягивают к себе. Появляется желание побывать на территории, где находится Индия - страна древних Вед. Это страна, в которой красота и величие храмов поражают, а музыка и волшебная атмосфера погружают в мир таинственности и чувственности.

Индия на карте мира

Где находится Индия на карте мира? В географическом плане страна примыкает к Южной Азии и занимает значительную часть полуострова Индостан. У Индии очень много соседей - государств. На северо-западе страна граничит с Пакистаном и Афганистаном. На северо-востоке - с Китаем, Непалом и Бутаном. Индийско-китайская граница является самой протяжённой и проходит она по главному Гималайскому хребту. На востоке граничит с государствами Бангладеш и Мьянмой. Морские границы на юго-западе Индия имеет с Мальдивскими островами, на юге - со Шри-Ланкой и на юго-востоке - с Индонезией.

Площадь страны довольно большая и составляет 3,3 млн. кв. км. На востоке, юге и западе полуостров омывают Бенгальский залив, Лаккадивское и Аравийское море. Крупные реки Индии - это Ганг, Брахмапутра, Годавари, Инд, Кришна, Сабармати.

Так как территория страны отличается большим размером, различной топографией, то и климат в разных регионах - различный.

Где находится Индия, покрытая снегом? В северной части страны находятся Гималаи - одна из самых высоких горных систем. Здесь вершины гор и долины покрыты снегами. На востоке страны находится долина Ганга. В восточной и центральной части страны расположена Индо-Гангская равнина, с запада к ней примыкает

Название государства

Где находится Индия, название которой менялось несколько раз? В древности её называли «страной ариев», «страной брахманов», «страной мудрецов». Современное название государства Индия происходит от наименования реки Инд, слово «синду» в переводе с древнеперсидского означает «река». У страны есть второе название, в переводе с санскрита звучит как Бхарат. Это название связано с историей древнеиндийского короля, которая описана в Махабхарате. Хиндустан - третье название страны, используют его с эпохи правления Империи Великих Моголов, но статус официального ему не присвоен. Республика Индия - официальное название страны, появилось оно в XIX веке.

Древняя Индия

На территории, где находилась древняя Индия, родилась одна из старейших цивилизаций мира. Её история включает в себя два периода. Первый — это период хараппской цивилизации, начавшей своё развитие в долине реки Инд. Второй период - арийский цивилизации, связанной с появлением в долинах рек Ганг и Инд арийских племен.

В Хараппской цивилизации главными центрами были города Хараппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»). Уровень цивилизации был очень высок, об этом свидетельствуют постройки городов со стройной планировкой и водосточной системой. Была развита письменность, в художественной культуре получила развитие мелкая пластика: статуэтки небольшого размера, печатки с рельефами. Но харапская культура пришла в упадок, связанно это с изменением климата, разливом рек и эпидемиями.

После того как хараппская цивилизация закончила своё существование, в долины рек Ганга и Инда пришли арийские племена. Их появление вдохнуло новую жизнь в индийский этнос. С этого периода начинается индоарийский период.

Главным достоянием, созданным ариями того периода, был сборник текстов - Веды. Написаны они на ведическом языке - древнейшей форме санскрита.

Культура Древней Индии

Территория, где находится Индия - это место зарождения и развития религиозно-философских учений. Культура древней страны тесно связана с тайнами мироздания. С древних времён люди обращались с вопросами к Вселенной, пытаясь разгадать смысл бытия. Отдельное место занимает учение йоги, где происходит самопогружение в мир человеческой души. Уникальность культуры состоит ещё в том, что музыка и танец являются спутником любого мероприятия или события. Самобытность и многообразие культуры во многом сложились благодаря тому, что в её формировании участвовали как местные народности, так и пришлые.

Культура Древней Индии относится к периоду с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э.

Архитектура этого периода имеет свои особенности. Ни один памятник древнеиндийской культуры не сохранился. Вызвано это тем, что строительным материалом того периода являлось дерево, которое к нашему времени не сохранилось. И начиная с III в. до н.э. в строительстве начинают использовать камень. Архитектурные постройки этого периода сохранились до наших дней. Основной религией этого периода был буддизм, и поэтому возводились характерные сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Культура Древней Индии в мировой истории занимает важное место. Она оказала больше влияние на все мировое развитие.

Агра

Древний города Агра основан в XV веке. Расположен он на берегу реки Ямуны. Город Агра очень велик, и, чтобы не заблудиться, нужна карта. Где находится Индия времён правления Моголов, расскажут стены древнего города. В столице империи Великих Моголов находилось множество дворцов, парков, прекрасных садов.

Агра - древний город, пропитанный национальным колоритом. Здесь можно увидеть и узнать народа, окунуться в мир национальной кухни, приобрести сувениры, выполненные в технике флорентийской мозаики - Pietra Dura, которая является национальным ремеслом со времен Великих Моголов.

Центр Агры, как и многие индийские города, представляет собой огромный рынок. В городе находится один из самых больших во всей Азии спа-центр Kaya Kalp.

Тадж Махал

Одним из располагает Индия. Тадж Махал, где находится мавзолей одной из самых любимых жен Шаха Джахана - Мумтаз Махал, является одной из достопримечательностей Агры.Подобное архитектурное строение не встречалось за последние 400 лет.

Тадж Махал - это памятник любви и в переводе с хинди означает «Венец Дворцов». Он стал последним даром для любимой. Дворец строили 22 года, мрамор для него добывали за 300 км. Стены усыпальницы украшены мозаиками из драгоценных и полудрагоценных камней, хотя если смотреть издалека, то цвет мавзолея кажется белым. Пропорции строения совершенны. Даже тот факт, что у него отклонены минареты - не случаен. Это сделано для того, чтобы в случае землетрясения минареты не упали на мавзолей.

Тадж Махал - это жемчужина индийской культуры, в которой воплощена любовь и богатство императора Великих Моголов Шах Джахана.

Природные условия Географические условия Индии чрезвычайно сложны и многообразны. Индия представляет собой громадный полуостров, почти материк, отрезанный от всего окружающего мира двумя океанами и величайшим в мире горным хребтом Гималаев. Центральная часть, так называемый Деккан, является самой древней частью полуострова, который первоначально, может быть, представлял собой остров. Это плоскогорье, достигающее 2, 5 тыс. м высоты, включает горные и степные области, джунгли и саванны, мало приспособленные для человеческой жизни, в особенности в тех местах, где часто бывают сильные засухи. Наиболее удобны для расселения людей области северо-западной Индии, большие аллювиальные равнины Инда и Ганга. Обилие воды, плодородная почва и мягкий климат способствовали созданию здесь в глубокой древности обширных государств. Морские берега Индии либо слишком высоки и круты, либо, наоборот, слишком низки. Только на юге имеются лагуны, удобные для устройства гаваней. Наиболее благоприятной для поселений частью южной Индии является юго-западный Малабарский.

Население Индии чрезвычайно пестро и разнообразно. По официальному отчету 1911 г. , в Индии было зарегистрировано 220 отдельных языков. Коренным населением Индии являются дравиды (мелано-индусы), образующие обширную и сложную группу низко рослых и темнокожих племён, населяющих главным образом среднюю и южную часть Индии. Но наиболее древним этническим слоем Индии являются племена, говорящие на языках мунда. Эти племена живут в центральных провинциях Индии, в Гималаях и в Чота-Нагпур.

Периоды истории Древней Индии: Хараппская цивилизация в долине реки Инд (III тыс. XVII в. до н. э) «Ведийский период» или арийско-ведическая цивилизация (приход и расселение арийских племен в долинах рек Инд и Ганг XIII-VI вв. до н. э.) Буддийский период, династия Маурьв (V-III вв. до н. э.) «Классическая эпоха» , династия Гуптов (II в. до н. э. IV в.) Хараппская цивилизация (III тыс. XVII в. до н. э) (центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро ("Холм мертвых"), в которых проживало более 100 тыс. человек. Первым из обнаруженных Индской цивилизации был город Хараппа (отсюда и термин «хараппская цивилизация» или «хараппская культура»)

Древнейшие памятники, позволяющие говорить о существовании культурных государств в Индии, были обнаружены в северо-западной Индии, в бассейне Инда в Хараппа (Пенджаб) и в Мохенджо-Даро (провинция Синд). Улицы были прямые, шли параллельно и пересекались под прямыми углами. На перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Весь Мохенджо-Даро выстроен из кирпича. В качестве материала для кирпичей употреблялась глина, которую они в отличие от шумеров и египтян не смешивали с соломой. В качестве связующего материала употреблялся илистый раствор, в особых случаях - гипсовый. Внешний вид двухэтажных домов мохенджодарцев был довольно невзрачный: высокие глухие стены без окон и лишь под самой крышей малюсенькие отверстия. бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро

Но в каждом доме были прихожая, гостиная, дворик, лестницы, скамейки, и почти во всех жилищах – туалеты с душем. Тщательно разработанная система канализации. В развалинах найдено множество предметов материального быта и произведений искусства, в частности различного типа глиняная посуда, сделанная без гончарного круга. Наряду с раскрашенной керамикой тут были найдены терракотовые статуэтки людей и животных, кольца из голубой стеклянной пасты, кости и шашки для игры. Особенный интерес представляют каменные орудия из рога и камня и очень небольшое количество металлических вещей. Найденные в большом количестве печати из твёрдого камня, мягкого стеатита, слоновой кости и глины. Эти печати покрыты религиозными изображениями священных животных (особенно быка), а Раскопки Мохенджо-Даро также надписями.

Большая купальня III тыс. до н. э. из Мохенджо-Дар В долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500– 1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабжения, дворцами и общественными зданиями.

Основным занятием населения долины Инда было земледелие. О значении земледелия говорят находки огромного числа зернотерок. Продукты с/х хранились в специальных амбарах. Раскопки свидетельствуют о культивировании пшеницы двух сортов, ячменя, проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дыни, о развитии садоводства. Разводили коров, овец, коз, зебу, свиней, держали также кур. В поселениях были собаки, домашние кошки, ослы. Немалую роль играло рыболовство. Из меди и бронзы производили орудия производства и оружие: ножи, топоры, зеркала, бритвы, кинжалы, мечи, наконечники стрел и копий, булавы. Хараппцы хорошо знали плавку, ковку и литьё металлов. Употреблялись, кроме того, золото, серебро, свинец. Из золота изготовлялись различные украшения, а из серебра - и сосуды. Кроме металлов в хозяйстве по-прежнему широко использовали камень.

Индоарийский период XIII-VI вв. до н. э с приходом ариев- кочевников, ставшими земледельцами и скотоводами. Веды- главный источник сведений о их жизни, они были написаны на Санскри те (древний литературный язык Индии). Важную роль в жизни играют касты, насчитываемых более двух тысяч. Касты сложились на основе четырех варн: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные). Первая религия Индии - ведизм - религия Вед. Для него характерно многобожие и наделение человеческими качествами животных, предметов (антропоморфность).

Религия Брахманизм формируется I тыс. до н. э. Это более стройное учение о мире, множество богов сведено к троице. Постепенно брахманизм переходит в индуизм, которая является самой распространенной в Индии религ ей, хватывая более 80% охватывая о верующих. Индуизм существует в виде направлений: - вишнуизма; - шиваизма; - кришнаизма. В индуизм включены многие культы через концепцию аватары (воплощений) Вишны. То есть Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы (принимает облики Рамы, Кришны и Будды). "Бхагаватгита" - священное писание индуизма. Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

Основные практики и верования Драхма – морально-нравственный долг Сансара – круговорот рождения и смерти Карма - вера в то, что поступки влияют на качество перерождений Йога – комплекс физических и духовных (медитативных) упражнений Священные книги индуизма Махабхарата Рамаяна

Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти.

Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.

Богиня-мать III тыс. до н. э. из Мохенджо-Даро Терракота Богиня реки Ганг V в. Северная Индия Терракота

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950 -1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла.

Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо.

Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева, посвященный Шиве – одному из трех верховных богов. Построен он был в XI в. 31 -м в высоту храм Шивы олицетворяет священную гору Меру, окруженную колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора.

Завоевание Индии Александром Македонским В 327 г. до н. э. Александр Македонский во главе стотысячной армии двинулся на восток с целью завоевания всех известных грекам азиатских стран. Его армия двинулась из Никеи, прошла через Согдиану и Бактрию, далее, идя вдоль Кабула, проникла в северо-западную Индию, достигла Инда и области Пятиречья. Племя гандхара, находившееся раньше под властью персидских царей и подпавшее в некоторой степени под влияние эллинистической культуры, присоединилось к Александру. Особенно упорное сопротивление оказал Александру Пор, царь государства Пуру. Пор выступил против Александра с большой армией, состоящей из 30 тыс. пехоты, 4 тыс. всадников, 300 колесниц и 200 слонов. Однако Александр одержал над ним большую победу и наголову разбил его войска, потерявшие убитыми около 12 тыс. человек. Одержав целый ряд блестящих побед, Александр Македонский со своей армией дошёл до реки Гифазиса, но ввиду отказа армии продолжать поход вынужден был вернуться обратно. Часть македонского войска во главе с Неархом была отправлена морем обратно, а сам Александр с небольшими остатками другой половины армии вернулся через безводную пустыню Гедрозию и вскоре умер (в 323 г.).

Чандрагунта (321– 297 гг. до н. э.) Чандрагупта, основатель новую династии Маурья. По одним сведениям, Чандрагупта был молодым кшатрием, по другим, он был незаконным сыном последнего царя из династии Нанда и даже происходил из рода шудр. В 318 г. Чандрагупта захватил всю северную Индию вплоть до Нарбады и образовал в Индии новое крупное и мощное государство. Свергнув последнего представителя династии Нанда, Чандрагупта продолжал деятельность своих воинственных предшественников. После смерти Александра Македонского один из военачальников Александра, Селевк, укрепившись в Сирии, сделал попытку снова завоевать северную Индию в 305 г. до н. э. Однако, начав войну с Чандрагуптой, Селевк потерпел неудачу. Он принуждён был не только отступить, но даже уступить Чандрагупте в обмен на 500 боевых слонов ряд областей своего государства: Арию, Арахозию, восточную часть Гедрозии и страну парапамисадов.

Империя Маурьев (IV-III вв. до н. э.) Держава Маурьев. IV-III в. до н. э. создание общеиндийской державы Маурьев (317 -180 гг. до н. э.), со столицей в Паталипутре (её описал Мегасфен, прибывший ко двору к Чандрагупте). Борьба за влияние между знатью из государства Магадха династия Нандов, и Чандрогупты (Сандракотт), который возглавил антимакедонское движение в период завоевательных походов Александра Македонского. Расцвет держава Маурьев достигла в сер. III в. до н. э. при внуке Чандрогупты Ашоке. Ашок объединил многие территории (от Кабула до Декана на Юге /не вошли южные районы Индостана/), от устья Инда до устья Ганга. Завоевание провинцией не уничтожило в них прежних династий. Власть царя была ограничена царским советом, состоящим из родственников царя и представителей наиболее знатных фамилий. Маурии покровительствовали буддизму нетрадиционной тогда религии. Традиционны были жрецыбрахманы.

Ашока (272– 232 гг. до н. э.) Ашока, сын и преемник Биндусары. От своего отца и деда он унаследовал большое и могущественное государство. Ещё при жизни Биндусары Ашока выполнял обязанности наместника царя в северо-западной, а затем в западной Индии, получив таким образом хорошую подготовку для управления всем государством. Совсем молодым человеком вступил Ашока на престол в 272 г. О первых годах его царствования почти не сохранилось сведений. Известно лишь, что в 261 г. Ашока начал войну с царством Калинга, которое он завоевал после упорной борьбы. Этим он завершил начатое Чандрагуптой объединение почти всей Индии в пределах одного государства.

В Индии появляется буддизм в VI веке до н. э. Его создатель- Сидцхартха Гаутама, который в 40 лет достиг состояния просветления (нирваны) и получил имя Будда (просветленный). В III в. до н. э. буддизм достиг наибольшего распространения, вытеснив брахманизм, но в начале II тыс. н. э. он растворяется в индуизме. Сегодня буддизм распространен в Китае, Японии и других странах. Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах» . Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование. Высшее состояние нирвана- это пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление.

Буддистские храмы В Индии более всего распространены Ступы это погребальные сооружения Считается, что в Ступах хранятся священные реликвии Будды. Вокруг Ступ часто существует ограда, испещренная рельефами, которые описывают жизнь Будды.

Пещерный монастырь Аджанта Создание этого монастыря относят к 3 -6 векам. Состоит из 29 пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. Потолки пещер поддерживают резные и покрытые росписями колонны. Известность эта пещера приобрела как раз благодаря росписям на темы буддистских легенд.

Первые века новой эры - преобладание Кушанской державы. Многочисленные находки кушанских монет свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский период. IV-V вв. н. э. - В северной Индии объединили территории снова правители Магадха (династия Гуптов). Расцвет Гуптской державы - Чандрогупт II (380 -415 гг. н. э.). Но внутренние усобицы и нашествие гуннов-эфталитов в кон. V - нач. VI вв. привело к распаду державы. Социально-экономические отношения в Классический период. Индийцы научились плавить сталь, которая была известна и у греков. Известна железная колонна с надписью царя Чандры (вероятно Чандрогупт II) - за полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины. Крепости строились уже не из дерева, а из камня. В эту эпоху достигает искусства чеканка монет. с изображениями правителей и надписями на различных языках

Древний город Лотхал,возникший 2400л. До н.э.

Хампи - затерянная столица империи Виджаянагаров

В южноиндийском штате Карнатака на берегах реки с труднопроизносимым названием Тунгабхадра, посреди могучих гранитных валунов находятся руины столицы некогда могущественной Виджаянагарской империи. Остатки Виджаянагара принадлежат к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, где они числятся как "Памятники Хампи". Кажется, что сама природа дала людям совочек и песочницу для реализации своих желаний и амбиций. Выходы серого крупнозернистого гранита в сердце плоскогорья Декан, наличие водных артерий и плодородная почва привлекали сюда людей с I века н.э.

Когда-то здесь проживало почти полмиллиона человек, и это был один из крупнейших городов Индии.

Величайшего развития здесь достигли разнообразные ремесла, литература, музыка и архитектура. Бесчисленные путешественники со всего света напрасно пытались описать чудеса Виджаянагары.

Возникает разумный вопрос: "Как же мастера резали и обрабатывали прочный и плотный гранит"? Многие псевдоученые утверждают, что эти огромные валуны древние народы резали лазером или невероятными космическими технологиями.

Вдоль дороги тянется "тысяча колонн". Их назначение доподлинно неизвестно. Остается полагать, что раньше здесь находились крытые торговые ряды для городского рынка.

Это настоящий шедевр резчиков по камню - гранитная колесница. Сейчас видно, что в упряжке стоят слоны. Однако раньше на их месте были лошади

Хампи

Культура Хараппы и Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро

Геракл на печатях города

Посуда из Мохенджо-Даро






Культура Хараппа

Жрец

На улицах Мохенджо-Даро


украшение из Мохенджо-Даро


Орудия труда


Настольная лампа

По всей вероятности Хараппы торговали с Шумерами . В Шумерских письменах были упомянуты города, с которыми вели торговлю. Среди них был город с названием Мелуке, ученые отождествляют его с протоиндийским городом Мохенджо - Даро. В больших количествах были найдено на хараппской территории остатки хлопчатобумажных тканей, разнообразие фаянсовых бус, раковины – все это было иноземного происхождения.

Раскоп в Мохенджо-Даро


Печати из Мохенджо-Даро

Среди руин были найдены гончарные и текстильные инструменты. Гончарные мастерские располагались по всему городу. Там изготавливали практически все от труб и кирпича до тонкостенных сосудов, изящных статуэток и украшений. Жители также использовали предметы, сделанные из меди, олова, бронзы - это орудия труда, украшения и оружие. Правда, оружие было сделано очень грубо, наверно на этой территории не было военных действий. Хараппский народ так и не смог освоить выплавку железа.

Хараппская керамика


Хараппская игра


Дохараппская культура


Хараппские статуэтки


Хараппская керамика

Терракотовые статуэтки из Хараппа

Терракота

Хараппское письмо


Одна или две комнаты для омовений (по-современному, два санузла), вентиляционные каналы. Кондиционеров пока не нашли.

Немыслимо развитая система раздельной канализации с отстойниками и даже... общественные туалеты. Водоснабжение. Дождевая вода сливалась с крыш по гончарным трубам специальной формы, что бы брызги не падали на прохожих. Стены были оштукатурены, но всю это, убранство, краски и верхние этажи, исчезло.

Качество кладки непривычно высокое, включает много приёмов (нет арочного свода), и каменные плиты -для шика. Вот комнатка второго этажа

Хараппа


Дома имели 2-3 этажа, как минимум 8х9 м,обязательно хоть один внутренний двор и колодцы. Вот это - не башня, это колодец (цистерна?) со второго этажа.

Хараппа

Хараппа


Иероглифы из Хараппы




Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга.


Полы богатых домов тоже кирпичные, бассейны обмазаны битумом. Некоторые полы покрыты неизвестным стекловидным составом, а под отдельными - каналы для воздушного обогрева


План города


Керамика. Мохенджо-Даро. 4500 ВС.


Глиняная печать из Хараппа но пока еще не расшифрована.

Цивилизация долины Инда была в основном городской культуры, вели торговлю с шумерами из Южной Месопотамии.
Безусловно, самый изысканный, и редкий артефакты, найденные на сегодняшний день - это небольшая, квадратной формы печать с гравировкой животного. Несмотря на усилия филологов из всех частях мира, тем не менее и несмотря на использование компьютеров, содержание текста остается не расшифрованным.
Хотя историки согласны с тем, что цивилизация резко пришла в упадок, существуют разногласия по возможным причинам ее завершения. Завоеватели из Центральной и Западной Азии, по мнению некоторых историков были причиной исчезновения цивилизации Долины Инда , но это мнение открыто для обсуждения и споров. Более правдоподобные объяснения - повторяющиеся наводнения, вызванные тектоническими движением земли, засоление почв, опустынивание.

Быки, запряженные в арбу. Детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации

Ожерелье из спиральной медной проволоки. Внутри сохранились следы от шёлка. Это самые ранние следы от использования волокон дикого тутового шелкопряда в Южной Азии. Хараппа 3В: около 2450 - 220 до н.э.

Хараппские статуэтки

Женское захоронение, нарушенное древними грабителями. Под ногами матери похоронен младенец. Хараппа - одна из двух столиц древней цивилизации в бассейне реки Инд.

Индия – прекрасная и загадочная страна; давно привлекала мое внимание, главным образом своей архитектурой. Особенно желанием узнать, как же все это было построено? Например, вот это:


Вырубленный из скалы храм Кайласанатха, вид сверху

В официальную версию о том, что он был выдолблен в скале вручную, мне не очень верится. Площадь храма сверху около 3000 м² (58х51м), объем – около 97 000 м3. И это ведь не известняк, а базальт. Конечно, не весь этот объем пришлось вынуть - в центре осталось здание вырезанного храма, площадью 1980 м² (прибл. 30 000 м3). Так фигурно вынимать еще намного сложнее. Одно дело - просто долбить кувалдой и выносить щебень, и совсем другое дело - долбить так, чтобы в результате получилось вот такое:

В прошлом, значит, вручную такие вещи создавали, вероятно, не имея и чертежей? А в наше время повторить такое, используя всю нашу современную технику, слабо? Поэтому не совсем доверяя современным источникам, я подумала, что, может быть, древние прольют больше света на этот вопрос? И я обратила свой взор на Страбона (греческий географ, живший в 1-м веке до н.э., написавший «Географическую энциклопедию» в 17 томах). Сразу предупрежу, что найти ответ на этот вопрос мне пока не удалось, но много интересного для себя я откопала. Чем и делюсь.

Географические положение Индии

Страбон так описывает Индию:

«Это первая и самая большая страна, лежащая к востоку».

Далее он дает характеристику имеющимся на то время источникам информации, из которых он черпал свои сведения по географии. Эта характеристика, как я считаю, актуальна и сейчас, так как те источники являются всё ещё нашими источниками знаний о тех временах:

«Читателям приходится снисходительно принимать сведения об этой стране, так как она находится дальше всех от нас и только немногим из наших современников удалось ее увидеть. Однако даже и те, кто видел, видел только какие-то части этой страны, а большинство сведений передают по слухам. Более того, даже то, что они видели мимоходом во время военного похода, они узнали, подхватив налету. Поэтому-то они и сообщают разноречивые сведения об одном и том же предмете, записав, однако, все факты так, как будто они были тщательно проверены. Некоторые из них писали даже после совместного участия в походе и пребывания в этой стране, как например спутники Александра, которые помогали ему покорить Азию. Тем не менее нередко все эти писатели противоречат друг другу. Но если они так расходятся в своих отчетах о виденном, то что же следует думать о том, что они сообщают по слухам?»

Он пишет, что основными маршрутами в то время были морские. Купцы попадали из Египта в Индию через Аравийский залив и редко доходили до Ганга.

Карта, нарисованная Страбоном:


Карта мира по представлениям Страбона, кликабельно

Вообще-то это было представлением не Страбона, а Эратосфена (греческого математика, астронома, географа, филолога и поэта 3 века до н.э.). Можно сказать, что Страбон его позаимствовал.

Эратосфен разделил известную в то время или, вернее, освоенную людьми того времени территорию на две части – северную и южную. Граница между этими двумя частями была обозначена горной цепью, названной Тавром (Taurus mons), проходящей практически через весь континент от Средиземного моря до Тихого океана (в современных названиях). Эти две половинки в свою очередь делились на части, называемые в то время «сфрагидами». В северной части было всего две сфрагиды: Европа и Скифия. А в южной – Либия (в настоящее время Ливия, видимо, название "Африка" появилось позже), Арабия, Сирия, Персия, Ариана и Индия. Китая тогда, видимо, тоже еще не знали, и территорию Seres, которая впоследствии была названа Китаем, они относили к Скифии. Кроме горизонтального разделения на карте присутствует и явное вертикальное разделение: всё, что обозначалось красным цветом, названо Азией. Следуя логике этой раскраски можно прийти к выводу, что все части Азии были чем-то объединены между собой, т.е. представляли из себя если не единое государство, то какую-то общность, в противовес Европе и Либии, которые не были объединены одним цветом по тому же принципу.

Иберия – по Страбону, самая западная страна, а Индия – самая восточная, т.е. за ней – только океан. Далее Страбон описывает размеры Индии, ссылаясь на вычисления Эратосфена. Современные ученые считают, что измерения Эратосфена были не очень точны. Хотя эта оценки и усложняется тем, что сейчас неизвестно какими именно стадиями он пользовался. Так как различные стадии разнятся от 157,5 до 209,4 м. Но возьмем среднеарифметическое - примерно 185 м - и переведем его размеры в современные:

«Что касается длины, то она считается с запада на восток. Часть этой длины до Палибофров можно определить более надежно, так как она измерена измерительным шнуром и является царской дорогой на расстоянии 10 000 стадий (1850 км).

Длину частей за Палибофрами исчисляют предположительно во время плавания с моря вверх по реке Гангу до Палибофров. Эта длина может составить что-то около 6000 стадий. Таким образом, общая длина страны, именно наименьшая, будет 16 000 стадий (3000км); эта цифра, согласно Эратосфену, взята из «Списка дорожных станций» , обычно самого достоверного. С Эратосфеном согласен и Мегасфен, тогда как Патрокл принимает на 1000 стадий меньше. Если к этому расстоянию прибавить еще длину мыса, выдающегося далее на восток, то эти 3000 стадий составят наибольшую длину (т.е. 19 000 стадий – 3515 км ). Последняя есть расстояние от устьев реки Инда вдоль следующего дальше побережья до упомянутого мыса и восточных пределов Индии, где обитают так называемые кониаки»

Современный вид Индии:

Наибольший ее размер с севера на юг составляет примерно 3200 км , с запада на восток – 4500 км , если считать и восточную часть Индии, почти отрезанную от основной части республикой Бангладеш. Хотя границы Индии с тех пор могли не раз поменяться, но тем не менее измерения древних примерно совпадают с ныне существующими размерами Индии, хотя Страбон и обвиняет своих современников и предшественников в допускаемых ими неточностях.

Царская дорога и почтовая служба

Я нашла в интернете упоминание о Царской Дороге, но расположенной не на территории Индии, а западнее – на территориях современных Турции, Ирака и Ирана:


Карта Царской дороги

«Королевская дорога: согласно греческому исследователю Геродоту Галикарнасскому (5 век до н.э.), дорога, соединяющая столицу Лидии, Сардеса и столицу Ахаменидской империи, Сузы и Персеполиса. Из клинописных текстов известны и другие подобные дороги.

Геродот описывает дорогу между Сардесом и Сузой в следующих словах :

Что касается этой дороги, то истина такова. Повсюду есть королевские станции с превосходными местами отдыха, и вся дорога проходит через страну, которая населена и безопасна.

  1. Через Лидию и Фригию проходит двадцать этапов, составляющих 520 километров.
  2. После впадения реки Фригия в реку Халис, у которой имеются ворота, через которые нужно пройти, чтобы пересечь реку, и там установлен сильный охранный пост.
  3. Затем, пройдя через Каппадокию, что насчитывает двадцать восемь этапов (572км) до границ Киликии.
  4. На границах Киликии вы пройдете через два ряда ворот и охранных постов: затем, пройдя через них, еще три этапа (85 км), чтобы проехать через Киликию.
  5. Граница Киликии и Армении - судоходная река, называемая Евфратом. В Армении количество этапов с местами отдыха составляет пятнадцать (310км), а по дороге есть охранные посты.
  6. Затем из Армении, когда вы попадаете в землю Матиене, есть тридцать четыре этапа, составляющие 753 километра. Через эту страну протекают 4 судоходные реки, которые можно пересечь только на паромах, сначала Тигр, затем вторую и третью, называемые одним и тем же именем - Забатус, хотя они не являются одной и той же рекой.
  7. Проезжая оттуда в Циссианскую землю, проходите одиннадцать этапов (234км) к реке Часпес, которая также является судоходной; и на ней построен город Суза. Общее количество этапов составляет всего сто одиннадцать.

Так Геродот описывает работу почтовой службы, пользующейся этой дорогой:

«Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон». [Herodotus, Histories 8.98.]

«На развитие почтовых сношений в прежней Руси имело отчасти влияние и господство татар , которые, еще в местах прежнего их пребывания в Азии, устраивали на проездных дорогах для своих чиновников, послов и гонцов особые станы, и на эти станы окрестные жители, по повелению хана, должны были доставлять лошадей и всякого рода продовольствие. Сами слова, сделавшиеся столь употребительными в русском языке: «ям» и «ямщик» - слова татарские . Из них первое происходит от «дзям» - дорога, а второе от «ям-чи» - проводник. Устройство ямов так размножилось, что в XVII веке Архангельск, Смоленск, Нижний Новгород и северские города, а позднее и украинские, преимущественно Новгород и Псков, через которые проезжали в столицу иноземные послы, были соединены ямами с Москвою.

Подорожные грамоты стали появляться уже в XV веке. Древнейшая из них относится к 1493 году.

Из иностранцев впервые сообщил сведения об ямской езде в России известный барон Герберштейн, бывший в Московском государстве в начале XVI века. Он пишет: «великий князь московский имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что куда бы князь ни послал своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который покажется ему лучшим. На каждом яму лошадей нам меняли. В свежих лошадях недостатка не было. Кто требовал их 10 или 12, тому приводили их 40 и 50. Усталых оставляли на дороге и заменяли другими, которых брали в первом селении или у проезжающих». ( )

Под татарами имеются в виду, кончено же, тартары. Из другого источника (Гурлянд И. Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль. 1900):

Граница селения, видимо, окраина населенного пункта. Раньше селения-поселения обносились стенами и рвами. Которые назывались ямами? Т.е., это вполне может быть и русским словом. А не только персидским, тюркским или татарским. Но почему-то наличие в России почтовой службы еще в средние века пытались скрыть:

Или объяснить ее возникновение чьим-то инородным влиянием:

Хотя тартары по отношению к русским инородцами вовсе не являются. Получается вообще извращенное искажение: сначала своих объявить инородными, а потом у них же еще что-то и позаимствовать. Когда другие страны пытаются себя прославить при любой появившейся возможности, Россия, видимо, всегда «славилась» тем, чтобы как можно больше себя принизить. Хотя русскость этих «принизителей» тоже можно поставить под сомнение.

Но я совсем отвлеклась от Индии. Всё меня что-то сносит в «Родные Пенаты».

Древняя индийская столица

В той цитате Страбон упоминает также и вполне конкретное место – город Палибофры. Так Страбон описывает город Палибофры, вернее не сам Страбон, а Мегасфен, которого он цитирует:

«При слиянии Ганга с другой рекой, как говорят, расположены Палибофры - 80 стадий длиной и 15 в ширину, в форме параллелограмма; город окружен деревянным тыном с прорубленными в нем отверстиями, так что через эти просветы можно стрелять из лука. Перед тыном тянется ров, служащий как для защиты, так и для стока нечистот, вытекающих из города. Племя, в области которого находится этот город, называется прасиями; оно самое замечательное из всех. Царь должен, кроме собственного имени, полученного при рождении, носить еще имя, одинаковое с городом, и называться Палибофром, как например Сандрокотт, к которому был отправлен послом Мегасфен.»

Не только это, но и много других описаний Индии Страбон взял у Мегасфена, называя его при этом лживым писателем. Мегасфен – это греческий путешественник, живший в 3 веке до н.э. Записи Мегасфена до нашего времени не сохранилась, но обширные выдержки из них приводят Диодор Сицилийский, Страбон и Арриан. Мегасфен называет Палибофры главным городом Индии. Другое его название – Паталипутра. Считается, что он был построен в 490 году до нашей эры в виде небольшого форта на реке Ганг. Если это действительно тот город, упомянутый Страбоном, то получается, что Царская дорога была куда большей протяженностью, чем об этом известно сейчас.


Расположение Паталипутры на современной карте Индии

В связи с этим вспоминается еще одно сооружение, напоминающее дорогу – вал Чингисхана.

Климат Индии

Далее Страбон описывает климат Индии, опираясь на слова Эратосфена. Это еще один факт, на который я обратила внимание: очень многие из рассматриваемых мной источники состоят из выдержек из более ранних источников. И получается, что это касается не только источников более поздних – 16-18 века, но и таких ранних как Страбон. Он сам жил в 1 веке ДО н.э. Но постоянно ссылается на авторов, живших на 100-200 лет раньше него. Так Страбон описывает внешность индийцев:

«Что касается населения, то южные индийцы по цвету кожи похожи на эфиопов, а по чертам лица и волосам - на прочих людей (ведь из-за влажности воздуха волосы у них некурчавые), тогда как северные - на египтян»

Т.е. южане - черные, а северяне – белые. Описание зимы в Индии:

«Аристобул сообщает, что только горы и предгорья Индии орошаются дождями и покрываются снегом; равнины же, напротив, лишены как дождя, так и снега и получают влагу только от разлива рек. Зимой горы покрыты снегом; с наступлением весны начинаются дожди, все больше и больше усиливающиеся, а во время пассатных ветров они уже изливаются непрерывно днем и ночью с большой силой вплоть до восхода Арктура; и реки, переполненные водой от снега и дождей, орошают равнины.

Города, расположенные на вершинах искусственных холмов , образуют острова (подобно тому, как это бывает в Египте и Эфиопии)»

К сожалению, древние авторы не сообщают, каким именно образом сооружаются искусственные холмы. Так как насыпать холмы такого размера, чтобы на них могли уместиться целые города, не так уж и просто. Но, видимо, для них это было не в диковинку? Ведь как тут описано, в Египте и Эфиопии города были устроены по тому же принципу.

«Аристобул указывает на сходство этой страны с Египтом и Эфиопией и подчеркивает их различие - то обстоятельство, что разлив Нила происходит от южных дождей, тогда как у индийских рек - от северных.

Из его сообщений можно с вероятностью предположить, что эта страна подвержена сильным землетрясениям, так как от большой влажности земля становится рыхлой и получает трещины, так что даже реки меняют русла. Во всяком случае он говорит, что посланный с каким-то поручением он видел страну с более чем тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, оставив свое прежнее русло и повернув налево в другое русло, гораздо более глубокое , стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту (водопаду), поэто­му остав­лен­ная спра­ва область уже более не обвод­ня­ет­ся раз­ли­вом реки, так как она лежит теперь не толь­ко выше ново­го рус­ла, но и выше уров­ня воды во вре­мя раз­ли­ва.»

Все авторы (описания которых приводит Страбон) указывают на то, что земля в Индии плодородная и дает богатый урожай два раза в год. Поэтому там выращивается много зерна, в том числе просо, рис, пшеницу, ячмень, а так же лен, много различных овощей и фруктов. А также экзотических для европейцев растений. И огромные деревья:

«Относительно величины деревьев он сообщает, что 5 человек с трудом могут охватить их стволы.

Аристобул упоминает, что вблизи Акесина и слияния его с Гиаротидой есть деревья с наклоненными к земле ветвями, такой величины, что под тенью одного дерева могут предаваться полуденному отдыху 50 всадников (а по Онесикриту - даже 400).

Впрочем, что касается рассказов о величине деревьев, то все затмили писатели, которые сообщают, что видели за Гиаротидой дерево, дающее в полдень тень длиной в 5 стадий»

5 стадий – это примерно 1км. Какой же высоты должно быть дерево, чтобы давать такую тень в полдень? Хотя возможно, древние авторы слегка привирали? Или прав Кадыкчанский, утверждая, что здесь описана не Индия, а более северные широты . Производят также в Индии много снадобий и ядов. Но:

«Аристобул, кроме того, добавляет, что у индийцев есть закон, карающий смертью изобретателя какого-нибудь смертоносного снадобья, если он не изобрел и противоядия; если же он изобрел противоядие, то получает награду от царей»

Александр Македонский в Индии

Описывает Страбон и похождения Александра Македонского в этих местах. Испугавшись сильного разлива рек и в связи с этим трудной проходимости для его армии, он полез осваивать горы:

«Александр узнал, что гористая и северная области наиболее обитаемы и плодородны, южная же область, напротив, частью безводна, а частью подвержена наводнениям и совершенно выжжена, так что более подходит для диких зверей, чем для обитания людей. Как бы то ни было, он выступил в поход, чтобы сначала захватить эту прославленную страну, рассчитывая в то же время, что те реки, что ему приходилось преодолевать, лучше переходить вблизи истоков, так как они протекали поперек, разрезая страну, которую он хотел пересечь. Вместе с тем он услышал, что некоторые реки сливаются в один поток и притом все больше, чем дальше они текут, так что эта страна становится все более трудно проходимой, в особенности же при недостатке кораблей. Из опасения этого Александр перешел реку Кофу и начал покорение горной области, которая обращена к востоку»

Дойдя до Гипаниса, он остановился, потому что его войско уже не выдерживало трудностей похода. Воины были измучены непрекращающимися ливнями. В древности три реки носили название Гипанис: река Южный Буг на юге Украины, река Кубань на юге России и река Беас в штате Пенджаб Индии, которую также называют Арджикуджа - в Ведах или Випаша в древнеиндийских текстах, и Гифасис у древних греков. Находится она на севере Индии.

«После Кофы следовали Инд, Гидасп, Акесин, Гиаротида и, наконец, Гипанис. Проникнуть дальше Александру помешало, во-первых, уважение к некоторым оракулам, а во-вторых, он был вынужден к остановке своим войском, которое уже не выдержало непосильных трудностей похода. Впрочем, больше всего воины страдали от сырости при беспрерывных ливнях. Из восточных частей Индии, таким образом, нам стали известны все области, лежащие по эту сторону Гипаниса и даже некоторые земли за Гипанисом, о которых добавили сведения те, кто проник после Александра за Гипанис до Ганга и Палибофров.»

«Александр принял это решение и отказался от проникновения в восточные области, во-первых, потому, что встретил препятствия для перехода через Гипанис; во-вторых, из-за того, что по опыту убедился в ложности слухов, которым он раньше придавал значение, будто равнинные области выжжены солнцем и подходят более для диких зверей, чем для обитания человеческого рода. Вот почему Александр вступил в равнинные области, отказавшись от восточных, отчего первые нам и известны лучше последних.

Земли между Гипанисом и Гидаспом, по рассказам, занимают 9 племен, а городов там около 5000 , все не меньше Коса, что в Меропиде; впрочем, эта цифра, по-видимому, преувеличена. Относительно страны между Индом и Гидаспом я уже сказал, какие предположительно народности, стоящие упоминания, там обитают. Далее, ниже их живут так называемые сибы (о них я также упомянул), маллы и сидраки - большие племена»

Вот любили в древности города тысячами считать! Современная Индия с его населением 1,3 млрд. человек насчитывает всего 415 городов. Но, возможно, в этот список вошли только крупные города. А если посчитать еще и деревни? Страбон пишет, что все упомянутые им города были не меньше, чем Коса. Современное название Коса - Хора (Chora). Этот город находится на острове Астипалея в Эгейском море, население его составляет 1385 человек. Археологи утверждают, что современный город равен по площади античному, потому что стоит на старых фундаментах.

О больших племенах маллов и сидраков Страбон больше нигде не упоминает, а племя сибов описывает так:

«Когда Алек­сандр одним толь­ко при­сту­пом взял ска­лу Аорн, у подош­вы кото­рой про­те­ка­ет Инд, вбли­зи сво­их исто­ков, то его хва­ли­те­ли заяви­ли, что Геракл три­жды ходил на при­ступ этой ска­лы и три­жды был отбит. Потом­ка­ми участ­ни­ков похо­да Герак­ла были сибы, кото­рые, по их сло­вам, сохра­ни­ли как знак сво­е­го про­ис­хож­де­ния обы­чай оде­вать­ся подоб­но Герак­лу в зве­ри­ные шку­ры, носить дуби­ны и выжи­гать на быках и мулах тав­ро в виде пали­цы. Этот миф они ста­ра­ют­ся под­кре­пить рас­ска­за­ми о Кав­ка­зе и Про­ме­тее. Дей­ст­ви­тель­но, они пере­но­сят сюда место дей­ст­вия этих мифов с Пон­та на совер­шен­но незна­чи­тель­ном осно­ва­нии: пото­му что они разыс­ка­ли какую-то свя­щен­ную пеще­ру в обла­сти паро­па­ми­са­дов. Эту пеще­ру они выда­ва­ли за тем­ни­цу Про­ме­тея; сюда-то, по их сло­вам, при­хо­дил Геракл для осво­бож­де­ния Про­ме­тея, и это место буд­то бы и есть Кав­каз, кото­рый гре­ки объ­яви­ли тем­ни­цей Про­ме­тея»

Индо-греческое царство

Упомянутая здесь область паро­па­ми­са­дов находится на границе между Афганистаном и Пакистаном (а ранее, значит, это была территория Индии или Греко-Индии после начала освоения этой территории греками). Другое ее название Paropamisus – Гиндукуш или Hindu Kush . Вроде это название означает «Выше орлиного полета». Завоевав это место, Александр Македонский основал здесь город Александрию Кавказскую в 329 году до н. э., которая в II-I веках до н. э. являлась одной из столиц Индо-греческого царства, возникшего как расширение Греко-Бактрийского царства , и просуществовало с 180 г. до н. э. до 10 года н. э.


Древние города, основанные Александром Великим в Центральной и Южной Азии

Кавказскую, потому что эти горы в то время назывались тоже Кавказскими. Вот у древних напряженка была с названиями! С Александриями-то понятно. Их по всему миру полно. Даже на Украине и в Белоруссии, где Македонский наверняка не был (или был?). А может быть, и не только с Македонским связаны названия Александрии? Ведь имя Александр довольно-таки распространенное. 3 Александрии имеются также в Австралии, 2 - в Канаде, 22 – в США, еще 1 - в Колумбии, 1 – в Бразилии, 2 – в Южной Африке (). Но Кавказ?


Расположение Индо-греческого царства

Однако Страбон, живший в 1 веке до н.э., об этом царстве (которое существовало в то же время) ничего не знал. Поэтому и не упоминает его в своей книге. Более того, он утверждает, что эти места мало изучены его соплеменниками. Позже на этой же территории и намного большей расположилась империя Великих Моголов:

Горы Гиндукуш (Паро­па­ми­са­ды) кроме прочего известны еще вот такими статуями:


Статуи Будды в Бамиане, рисунок 1896г.

И фото. Первое было сделано в 1976 году, когда статуи еще были, второе - уже после уничтожения статуй исламистами-талибами в 2001 году:

Правда, они были построены уже позже того времени, когда Александр Македонский основывал там свои города, а сибы раскопали священную пещеру. Меньшая статуя (35 м) была построена в 507г н.э.., а большая статуя (53 м) – в 554г. н.э. Хотя лично меня все еще интересует вопрос: каким образом эти статуи были изготовлены? С использованием каких инструментов? Тут даже на фото видно, что поверхность ниши как ножом срезана. Как будто взяли гигантский электролобзик и аккуратно вырезали эту нишу в скале. Там как в насмешку специально люди для масштаба стоят. Дырочки – от деревянной арматуры, к которой крепились деревянные элементы. Так как статуи были облицованы деревом. Судя по диаметру этих дырочек, арматура эта представляла из себя стволы довольно крупных деревьев. В настоящее время местность там не очень лесистая. Лица в них тоже были деревянные. На рисунке 1896 года они нарисованы, но как-то непонятно. А на фото 1976 года верхняя часть лица уже отсутствует. И не знаю, как насчет темницы Прометея, а вот древние манускрипты в пещерах Гиндукуша были обнаружены. Некоторые рукописи были написаны на Гандхари и Харухи, а другие - на санскрите.

Ничего не пишет Страбон о технологиях древних индийский строителей. Вероятно, потому, что и сам не знает. Зато приводит описания этой страны, которые сам считает мифическими и мистическими, настолько необычны они по своему содержанию:

«По общему мнению, вся страна по ту сторону Гипаниса является наилучшей, однако точных описаний ее не существует. Сведения же, передаваемые писателями, преувеличены и носят более фантастический характер в силу незнакомства со страной и ее отдаленности от нас. (Эх, Википедию нашу Страбон не читал! Около 300 письменных источников, описывающих ТЕ МЕСТА В ТЕ ВРЕМЕНА - прим. мое) Таковы, например, рассказы о муравьях, роющих золото, и других созданиях - животных и людях - своеобразных по внешнему виду и совершенно необычных в смысле некоторых своих природных данных. Так, например, передают о долговечности серов, которые растягивают время жизни даже за 200 лет. Рассказывают об аристократическом строе в некотором смысле тамошнего государства, причем правящий совет состоит из 5000 советников ; каждый из них доставляет государству по слону.»

О каком-то государстве Страбон все-таки слышал, но описывает его как "тамошнее", а не как "нашенское". И, видимо, любили древние авторы число 5000. Городов между Гипанисом и Гидаспом было 5000. Совет состоял из 5000 советников. Вот уж действительно фантастика! Современная Российская Гос.дума насчитывает всего то 450 депутатов.

Думаю, что на этом я и закончу свою статью обо всем понемногу, в том числе и про Индию.

В оформлении статьи использован фрагмент карты Паоло Тосканелли, 1475г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то