1. Предмет, методы, источники изучения истории. Значение изучения курса «Отечественная история». Тесты

Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления.

Принципы – это главные, фундаментальные положения науки. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления.

Основные принципы исторической науки:

а) объективность, б) историзм, в) всесторонность.

Укажите, каково содержание каждого их этих принципов применительно к изучению истории.

Основные методы, используемые при изучении истории:

а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический). Сформулируйте основные черты каждого из основных методов.

Подходы к изучению истории.

При изучении общества все многообразие общественных отношений обычно группируют в четыре блока: а) экономика, б) социальная сфера, в) политика, г) духовная сфера. На сегодняшний день преобладают два подхода к изучению истории: а) формационный, б) цивилизационный.

Формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития мировой истории человеческого общества.Рассматривая общества при таком подходе, исследователь стремится в первую очередь выявить черты сходства общества с другими обществами, прошедшими или находящимися на этой же стадии формационного развития. Это позволяет применить исторический опыт иных обществ к решению проблем собственного общества.

Цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая цивилизация выступает как все человечество, вместе взятое, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития. При цивилизационном подходе на первое место выходить поиск своеобразия каждого общества, его отличий от других общественных систем. Это позволяет выявить ведущие тенденции и принципы развития изучаемого общества, которые нельзя игнорировать, используя опыт иных цивилизаций при решении своих внутренних проблем..

В науке еще не сложилось единого представления о цивилизации. Поэтому в разных научных и учебных изданиях можно найти разные трактовки сути и терминологии цивилизационного подхода.

Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии несколько стадий:

1) вызов природы – период, когда общество вынуждено осознать радикально изменившуюся ситуацию, в которой оно существует, и начать ради собственного выживания поиски новых решений, радикально отличающихся от привычных стереотипов прежней общественной жизни во всех сферах общества;

2) рождение – период, когда формируется этнос, определяется границы территории его обитания, складывается государство и вырабатывается идеология этого общества;

3) рост (или расцвет) – период, когда формируются типичные черты экономической жизни, социальной структуры, политической системы и духовной культуры, которые и отличают данное общество от других, определяют его самобытность.

4) надлом – период, когда общество начинает испытывать внутренние потрясения, являющиеся следствием нарастания противоречия между традиционными чертами общественного уклада и меняющимися объективными условиями, в которых существует данное общество.

5) закат – период разрушения традиционных форм существования данного общества, изменение системы его ценностей. Внутренние противоречия общества дополняются серьезно осложняющимися внешними факторами. В результате общество должно или перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, т.е. перейти в иную цивилизацию, или погибнуть.

Общий период существования локальной цивилизации оценивают в среднем в 1000-1500 лет.

Типы цивилизации:

1) по природно-географическому положению: а) морские, б) континентальные, в) прибрежные.

2) по типу взаимодействия человека с природой:

а) примитивные общества (человек полностью зависит от природы),

б) агарные общества (человек берет в готовом виде то, что дает ему природа),

в) индустриальные общества (человек переделывает природу, исходя из собственных потребностей, создает «вторую природу»),

г) постиндустриальные (информационные) общества (человек взаимодействует с природой, возмещая нанесенный ей своей деятельностью ущерб).

3) по темпу и направленности развития:

а) Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой;

б) Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу.

Самостоятельно определите , к какому из указанных типов отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определяли ее своеобразие применительно к каждому варианту типологизации.

Вопросы для самопроверки:

1.Сформулируйте предмет истории.

2..Назовите основные методы исторической науки. Сформулируйте основные особенности каждого метода.

3.Дайте определение формации.

4.Каковы структурные элементы формации и как они связаны между собой.

5.Дайте определение локальной цивилизации.

6.Укажите основные черты цивилизаций морских, континентальных и прибрежных.

7.Сформулируйте основные отличия аграрного общества от примитивного и от индустриального.

8.Чем различаются западный и восточный типы цивилизаций?

9.Укажите основные этапы развития локальных цивилизаций.

10.Какие сферы общественной жизни преимущественно рассматривают при формационном подходе и какие – при цивилизационном?

Восточные славяне в древности.

Территория и население.

Первые упоминания о восточных славянах как о самостоятельной этнической группе прослеживаются в источниках с VI в. По вопросу происхождения восточных славян в исторической науке нет единого мнения. Преобладает миграционная теория: восточные славяне – выходцы из Центральной Европы. Но существует и автохтонная теория (восточные славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины), а также ряд теорий, пытающихся найти прародину восточных славян в Центральной Азии, на Арктическом Севере и других регионах планеты.

Самостоятельно сформулируйте причины такого многообразия мнений среди исследователей. Проследите на карте места расселения восточнославянских племен к IX в.

Социально-экономическое развитие.

Восточные славяне в VI-VIII вв. – оседлые племена, основным занятием которых было земледелие. Сформулируйте на основе текста учебника, в чем состояли особенности подсечно-огневой системы земледелия, а также подсобных земледелию занятий. Определите, на какой стадии общественного разделения труда находились восточные славяне к IX в. (отделилась ли уже торговля от земледелия и ремесла).

В этот период по археологическим материалам прослеживается переход славян от родовой общины к соседской. Сформулируйте основные отличия этих типов общины друг от друга. Переход к новому типу общинных отношений проистекал из развития экономики, изменения условий хозяйствования.

Политический строй.

Общественный строй восточных славян в указанный период принято называть «военной демократией». Сформулируйте основные особенности этого строя. Высшими лицами в управлении были старейшина и князь. Значительную роль играло вече. Отметьте функции каждого из должностных лиц и полномочия веча.

Между племенами восточных славян к IX в. сложились достаточно устойчивые племенные союзы. Постарайтесь определить на основании текста учебника, были ли у восточных славян к этому времени города.

Религия и церковь.

Религия восточных славян до X в. – язычество. Язычество восточных славян достаточно трудно поддается реконструкции в силу ограниченности источников, поэтому можно встретить различные варианты описания пантеона. Но исследователи сходятся в том, что высшие языческие божества славян олицетворяли силы природы, затем следовал ряд низших божеств (домовые, лешие, водяные и др.), которые были выражением одушевления природы, окружавшей человека. Еще один ряд занимали умершие предки, культ которых играл важное значение в жизни древнеславянского общества.

Обратите внимание на особенности культа: а) Отсутствие храмов (известны лишь капища и требища– открытые места, где помещали идолов и исполняли обряды); б) Нет единого мнения по поводу жертвоприношений – насколько типичны были человеческие жертвы богам?; в) Спорна также роль волхвов – было ли это особое сословие или нет?

В общих чертах религиозная система восточных славян содержала две основные ценности: а) единство человека с природой, б) приоритет родовых, коллективных ценностей над личными.

Культура.

Сведения о достижениях культуры восточных славян скудны из-за отсутствия достаточного количества источников. Спорным остается вопрос о наличии древнеславянской письменности в дохристианский период Руси. Принято считать, что уровень научных знаний восточных славян был не ниже уровня научных знаний окружавших их соседних народов.

Археологические источники не дают оснований считать, что славянам было известно в то время каменное зодчество.

Обратите внимание , что календарь ориентирован на цикл земледельческих работ.

В семейных отношениях господствовал парный брак и большая патриархальная семья.

Вопросы для самопроверки:

1.Укажите территорию расселения восточных славян к IX в. ?

2.Сформулируйте основные положения миграционной теории происхождения восточных славян.

3.Каковы были особенности формирования российской цивилизации в домонгольский период?

2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития

Российского государства.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

автора

Научная задача изучения местной истории Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества. Но этот воспитательный, т.е. практический, интерес не исключает научного,

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Удобство истории России для социологического изучения История России представляет некоторые методологические удобства для отдельного социологического изучения. Эти удобства состоят: 1) в сравнительной простоте господствующих в ней процессов, помогающей достаточно

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Практическая цель изучения отечественной истории Из общей задачи исторического изучения мы вывели научную цель изучения местной истории, а эта цель дала нам основание для плана курса, указала порядок и приёмы изучения русской истории. В связи с той же задачей решается

Из книги Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России [Полная версия с приложениями и иллюстрациями] автора Сенявская Елена Спартаковна

К истории изучения проблемы «Человек воюющий» - это особое явление, не только социальное, но и психологическое. Однако, в отличие от человека «гражданского», человека в мирной жизни, изучался он явно недостаточно. Военное искусство, техника, другие «прикладные»

Из книги Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции автора Мизес Людвиг фон

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ 2.1. ВСЕОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЯ КНИГИ Наука со всеми своими атрибутами - системой доказательств, внутренней соподчиненностью, внешними связями - оформилась в самостоятельный род человеческой деятельности

Из книги Герольды «Наследия предков» автора Васильченко Андрей Вячеславович

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

автора

§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения На основании соображений, изложенных выше, легко придти к заключению, что методология науки преследует две задачи - основную и производную; основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Часть II Методы исторического изучения

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

§ 1. Методы исторического изучения В предшествующей части я попытался изложить общую теорию исторического знания; я рассмотрел, каким образом обосновывается та точка зрения, с которой оно строится, и изучение какого-либо объекта становится историческим; я также выяснил,

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе В общем очерке развития методологии истории я уже указал на главнейшие периоды, которые можно различать в нем, и на важнейшие из сочинений, авторы которых частью затрагивали теорию исторического познания,

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Методы устной истории В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

автора Коллектив авторов

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей. Будучи сводами предшествующих текстов, они могут

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала Древнерусские акты представляют собой обширный комплекс источников. По подсчетам В. А. Кучкина, до нашего времени дошли всего восемь актов XII в., 15 актов

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

К основным принципам истории отечественного государства и права можно отнести следующие:

Принцип объективности обязывает рассматривать историче­скую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и собы­тиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции;

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпо­хи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точ­ки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки дава­лись ему на том или ином этапе развития;

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исто­рико-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классо­вого, партийного подхода) обязывает соотносить интересы клас­совые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъ­ективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

Принцип альтернативности определяет степень вероятно­сти осуществления того или иного события, явления, процесса

на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-ново­му оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные воз­можности процесса, извлечь уроки на будущее. Историко-правовая наука, опираясь на указанные принципы, ис­пользует различные методы.

Метод - это совокупность приемов, способов и средств, использующих­ся при изучении предмета науки.

Система методов истории отечественного государства и права:

Общенаучные методы теоретического и эмпирического исследо­вания, они же общефилософские и общесоциологические. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позити­визм, экзистенциализм, инструментализм, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, логический и другие; к общесо­циологическим относятся методы сбора и обработки информации (наблюдение, анкетирование, статистический анализ, математиче­ская обработка данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент), номотетические (т. е. на­правленные на обобщение эмпирических фактов и выявление об­щих закономерностей), идеографические и др.;

Специальные методы (различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых историко-правовых объектов). Системный - акцентирует внимание на взаимодейст­вии явлений, их единстве и целостности; структурно-функциональ­ный - определение места, роли и функций каждого элемента систе­мы; сравнительный - сравнение государства, права, их элементов с иными однородными явлениями; типологический-основа каждой классификации; психологический - изучение, главным образом, правового поведения; статистический - оперирование количест­венными величинами; исторический - изучение закономерностей

права и государства в динамике; диахронический - сопоставление явлений, идущих друг за другом; синхронический - сопоставление сосуществующих систем и их элементов и др.

В числе самых важных специальных методов ученые называют историческую преемственность в развитии институтов государст­ва и права, или хронологический метод, так как все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформи­руются в будущие формы. Существует тесная «связь времен», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет увидеть единую истори­ческую перспективу. Историческая преемственность лежит в основе и проблемно-хронологического метода.

Весьма продуктивен также метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предше­ствовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памят­ников. Историк права, изучая более поздние источники, восстанавли­вает обычное право народов в древние времена. Наглядный пример дает нам «поле» - судебный поединок, один из видов доказательства в судебном процессе, который впервые упоминается только в зако­нодательных памятниках XIV-XV вв., но который, восходя к нормам обычного права, явно существовал и в более ранние времена.

Нельзя не назвать метод научной абстракции, с помощью которо­го историк права как бы дорисовывает в своем сознании некоторые слабо освещенные стороны прежней жизни народа. В истории права, как и в любой другой науке, возможно построение на основе вообра­жения, гипотез и предположений.

Частноправовые методы: формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, прово­дить классификацию, толковать содержание правовых предписа­ний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы; сравнительно-правовой - предполагает сопоставление различных государственно-право­вых систем либо их отдельных элементов: институтов, законов, юридической практики и т. д. в целях выявления общих законо­мерностей и особенных свойств.

Наиболее распространенные методы - описательный, формально­юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и проблемно-хронологический.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

1.2. Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Истории экономических учений

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Древняя Индия, Древний Китай). 2.Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель. 3. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. 4. Экономическая

  • Клинические методы диагностики

    | Лекция(и) | 2016 | docx | 1.76 Мб

    ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ СЛУЖБ Выделяют следующие лабораторные службы: Клинико-диагностические лаборатории Значение исследований, проводимых в КДЛ Аналитические лаборатории

  • Ответы по предмету История экономических учений РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

    1. Особенности концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. 2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония). «Законы Хаммурапи». 3. Воззрения Августина о богатстве, доходах и справедливой

  • Средства и методы управления качеством

    | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 1.34 Мб

  • История и философия науки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.32 Мб

    Предмет и круг проблем современной истории и философии науки. Формирование и основные этапы исторической эволюции философии науки. Единство и многообразие типов знания. Понятие науки. Социокультурные

очной и очно-заочной (вечерней)

форм обучения

Воронеж 2004

Составители: д-р ист. наук, проф. , д-р ист. наук, проф. , канд. ист. наук, ст. преп. -тин, канд. ист. наук, доц. Л. А Брицкая., канд. ист. наук, доц. , канд. ист. наук, доц. , ст. преп. .

Тесты по отечественной истории для студентов всех специальностей очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения /Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост. , -ров, . Воронеж, 20с.

Данные тесты предназначены для студентов, изучающих курс «Отечественная история». Они соответствуют государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов с высшим образованием. Содержат вопросы, охватывающие все темы учебного курса, а также варианты ответов, в том числе развернутые варианты верных ответов. Предназначены для контроля и самоконтроля знаний студентов, проверки остаточных знаний для студентов 1 курса.

Библиогр.: 18 назв.

Рецензент канд ист. наук, доц.

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р ист. наук, проф.

© Воронежский государственный

технический университет, 2004

Тесты по отечественной истории

для студентов всех специальностей

дневной и вечерней форм обучения

Составители:

ЛР № 000 от 25.08.99. Подписано в печать 29.09.03.

Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 3,5 Уч.-изд. л. 3,2 Тираж 150 экз.

«С» 13 Заказ №

Воронежский государственный технический университет

394026 Воронеж, Московский пр., 14

Организация тестирования

Тестирование, как считают, это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по Отечественной истории. Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить свои собственные знания, а также восполнить их. Тестирование можно проводить в процессе проверки так называемых остаточных знаний студентов, разбивая тесты на несколько вариантов.

Тесты составлены так, что они охватывают все темы учебного курса по Отечественной истории. Затем была разработана программа для компьютера.

Всего студентам предлагается ответить на 14 тестов. Каждый тест включает несколько вопросов с вариантами ответов. Студенту достаточно выбрать один из предложенных ответов. Если он ошибается, то может узнать верный ответ, причем в развернутом виде.

Если студент ответил на все вопросы тестов, то получает оценку «5». Если ответил на%), то получает оценку «4», если на 50%, то оценку «3».

Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в обучения. Например, после изучения нескольких тем студентам предлагаются соответствующие тесты. В этом случае преподаватель сам устанавливает, за какое количество вопросов, какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определенных случаях все же может быть организовано, например для слабоуспевающих студентов.

Примерная тематика тестов:

1. Как называется наиболее полный из источников, освещающих историю Древней Руси?

а) Новгородская первая летопись;

*б) «Повесть временных лет»;

в) Остромирово Евангелие.

*Наиболее полным источником для изучения истории Древней Руси является «Повесть временных лет». Он представляет из себя летописный свод, составленный в Киеве в начале ХП в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дополненный позднее игуменом Сильвестром. Этот документ был, по существу, первым на Руси историческим трудом, в котором история Древнерусского государства показана на широком фоне событий всемирной истории.

2. Какой из указываемых ниже принципов применяется при изучении Отечественной истории?

а) принцип больших чисел;

*б) принцип альтернативности;

в) принцип равновесия.

*Одним из главных принципов изучения Отечественной истории является принцип альтернативности. Это не просто противопоставление одного варианта другому, что часто происходит в дискуссиях. Альтернативой не может быть и умозрительное, не основывающееся на фактах предложение. Альтернатива – это определение степени вероятности на основе анализа имевшихся объективных, реальных возможностей. Использование этого принципа позволяет увидеть поливариантность исторического процесса, проследить возможные, но не состоявшиеся пути развития.

3. Назовите науку, которая помогает лучше изучить историю?

а) архитектоника;

*Археография является вспомогательной исторической дисциплиной, занимающейся изучением вопросов издания письменных исторических источников. Принципы и методы издания, организация публикаторской работы, история публикации документов – основные проблемы, разрабатываемые археографией. В задачу археографов входит также работа по изданию источников.

ТЕСТ № 2

К какой языковой общности принадлежат славяне?

а) тюркской;

*б) индоевропейской;

в) уральской.

*Славяне относятся к древней индоевропейской языковой общности, включающей такие народы, как германские, греческие, иранские, индийские и другие. Географическим центром первоначального индоевропейского массива 5-4 тысяч лет до н. э. была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. На рубеже 4-3 тысячелетия до н. э. у индоевропейцев развивается пастушеское скотоводство и они широко расселяются по Европе. К середине 2 тысячелетия до н. э. на первое место в их экономике выходит земледелие. Перешедшие в связи с этим к оседлости родственные индоевропейские племена постепенно распадаются на большие этнические массивы. Одним из таких этнических массивов и были праславяне, расселившиеся на территории от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северного склона Карпат на юге до р. Припяти на севере.

2. Существует ли взаимосвязь (и какая) между способом земледелия и социальным развитием восточных славян УШ-1Х вв.?

а) взаимосвязи нет;

б) подсечный способ – более прогрессивный;

*в) более прогрессивно пашенное земледелие.

*Пашенное земледелие делало повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства отдельной малой семьей, поэтому способствовало замене патриархальной семейной общины территориальной общиной; подсечное же земледелие требовало большого объема работ, коллективной организации труда и общинной собственности – следовательно, консервировало первобытные отношения.

ТЕСТ № 3

1. Каковы объективные предпосылки образования Древнерусского государства?

а) призвание ильменскими славянами варягов на Русь;

*б) появление у восточных славян частной собственности и начало расслоения социального общества.

*Образование Древнерусского государства есть объективный процесс, порожденный появлением частной собственности и расслоением общества на классы. Восточные славяне занимались не только собирательством, рыболовством и охотой, но и пастбищным скотоводством. Однако, основное занятие восточных славян – это земледелие и ремесло. Переход от присваивающего к производящему хозяйству привел к появлению избыточного продукта, который постепенно стал аккумулироваться у представителей власти (князей). Причем князья и дружинники обогащались, в основном, в результате грабежа соседних племен. Имущественная дифференциация постепенно расшатывала родовой строй с его уравнительными институтами и привела к зарождению основных институтов классового общества.

*а) норманнской;

б) германской;

в) восточно-славянской;

г) прибалтийской.

*Немецкие ученые ХУШ века и, работавшие в России, создали так называемую «норманнскую теорию». Данная теория основывалась на буквальном прочтении древнейшей русской летописи – «Повесть временных лет», под редакцией монаха Нестора. В «Повести» сообщалось о призвании ильменскими славянами варягов на Русь для управления Новгородской землей. Варягами в средние века на Руси называли норманнские или северные народы проживавшие на территории Скандинавии. Основываясь на «норманнской теории», немецкие ученые сделали далеко идущий вывод о неполноценности русского народа,

неспособного образовать свое государство. Вполне очевидно, что данный вывод имеет политическую направленность.

С критикой данной теории впервые выступил великий ученый. Вполне убедительно выглядят его доказательства о том, что славяне имели все данные для того, чтобы самостоятельно образовать свое государство. Отечественные историки, как дореволюционные, так и советские были единодушны в критике «норманнской теории». Современные российские ученые считают, что образование Древнерусского государства представляет собой объективный процесс, порожденный разложением общинных отношений и зарождением основных институтов классового общества у восточных славян.

3. Почему главным политическим центром Древнерусского государства стал Киев?

а) Киев находился в географическом центре Древнерусского государства;

б) Киев был религиозным центром славянских племен;

*в) Киев был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал чрезвычайно выгодное военно-стратегическое положение.

*Столицей Древнерусского государства стал Киев потому, что он был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал очень выгодное военно-стратегическое положение. Киев был политическим центром наиболее экономически и культурно развитого племенного союза восточных славян – полян. Из него открывался удобный водный путь из славянских земель в наиболее развитую часть Европы –Византию.

4. Почему христианство стало при Владимире 1 Святославиче государственной религией Древней Руси?

а) Владимир Святославич был очарован красотой службы в христианских церквях;

*б) принимая христианство, Владимир Святославич прежде всего руководствовался государственными интересами Руси;

в) Владимир Святославич чудесно уверовал в христианские религиозные истины.

*Крестя Русь, Владимир Святославич руководствовался не какими-то религиозно-мистическими соображениями, а вполне реальными государственными интересами: главные внешнеполитические партнеры Руси в Европе к этому времени уже приняли христианство, что открывало им доступ к культурным достижениям передовых стран. В то время единая религия и единая церковная организация значительно облегчала экономические и политические отношения внутри христианского мира. Христианские государи отказались от династических браков с язычниками. Русские купцы в христианских странах подвергались дискриминации по религиозным мотивам. Географическое положение и давние исторические связи предопределили для Руси, как и для других европейских стран принятие христианства.

5. Какое влияние на историческое развитие Руси оказало монгольское иго?

а) монгольское иго способствовало более быстрому преодолению феодальной раздробленности и образованию централизованного государства;

*б) монгольское иго замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определяющих ее относительное историческое отставание от Западной Европы;

*Монгольское иго наложило тяжелый отпечаток на историю Руси с 1237 по 1480 год, оно замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси, явилось одним из главных факторов, определивших ее относительное историческое отставание от стран Западной Европы. И даже после 1480 года, когда с монгольским игом было покончено, борьба с опустошительными набегами монголо-татар продолжала отвлекать силы нации и государства от решения других проблем. Только через триста лет завоевание Крымского ханства при Екатерине П обеспечило безопасность населения лесостепных и степных районов России.

ТЕСТ № 4

1. Каковы были причины возвышения Москвы и превращения ее в центр Русского государства?

а) Москва являлась наиболее древним и развитым центром Руси;

б) слабость других княжеств;

*Первым общественно-политическим течением было правительственное. Его представители критиковали любые планы проведения реформ, требовали их ограничения, настаивали на безусловном контроле со стороны правительства над общественно-политической жизнью страны и на реставрации пошатнувшихся привилегий дворянства. Вторым общественно-политическим движением был либерализм. Основными носителями либеральных идей выступали буржуазные слои дворянства и интеллигенции, а их деятельность проходила в рамках земских учреждений. На рубеже Х1Х – ХХ вв. социальная база либерализма укрупняется за счет широкого вовлечения в борьбу представителей интеллигенции, врачей, учителей, агрономов. Либерализм выступал против абсолютизма, осуждал произвол и насилие, стремился к введению в стране демократических свобод, расширения функций местного самоуправления. Третьим течением было революционно-демократическое. Его идеологией стало народничество, основы которого были сформулированы Герценым, Огаревым и Чернышевским. До конца 70-х г. самым влиятельным направлением внутри этого движения было анархическое направление. Российская социал-демократия прошла длительный путь, прежде чем она стала самостоятельным идейным политическим движением. Ее возникновение тесно связано с выходом пролетариата на аренду самостоятельной политической борьбы, что явилось важнейшей особенностью всемирной истории ХХ в.

4. Была ли предпринята попытка царского правительства разрешить острые политические, экономические и социальные проблемы, которые стояли перед Россией в начале ХХ в. путем реформ без революционных потрясений?

*Такую попытку предпринимал, министр финансов, возглавлявший сторонников реформ и промышленной модернизации страны. Он выступал за создание национальной промышленности, за освобождение крестьян от опеки местных властей и общины, за совершенствование фабричного законодательства отчасти в пользу рабочих и т. п. Противником реформ был, министр внутренних дел, стремившийся сохранить самодержавие неизменным. И в этом вопросе он находил поддержку царя. В конечном итоге, отказавшись от реформ, царское правительство рассчитывало за счет войны с Японией разрешить внутренние проблемы. Однако расчеты не оправдались. Русско-японская война принесла поражение царизму и до предела обострила кризис самодержавия. Свой ответ на острые внутренние проблемы стали предлагать различные партии, политические течения, находившиеся в оппозиции к власти.

5. Какие цели в революции гг. являлись основой для объединения партий «левого блока»?

а) осуществление буржуазно-демократической революции и уничтожение самодержавия;

б) осуществление буржуазно-демократической революции и ее пере-растание в социалистическую революцию;

*в) осуществление буржуазно-демократической революции и уничтоже-ние самодержавия. Высший идеал борьбы – замена капитализма социализмом.

* Осуществление буржуазно-демократической революции и уничтожение самодержавия. Высший идеал борьбы – замена капитализма социализмом. Ведущими партиями «левого блока» выступали социал-демократы, делившиеся на фракции большевиков и меньшевиков, социалисты-революционеры (эсеры), а также национальные партии социал-демократического, социал-революционного, а также анархического направления. Последние за основу разработки своих программ брали документы эсеров. Чтобы обеспечить успешный ход революции, партиям революционно-демократического лагеря необходимо было создать общедемократический фронт против царизма, привлечь на свою сторону все революционно-демократические силы, добиться прочного союза рабочего класса и крестьянства. Одним из средств решения этой сложной задачи была тактика заключения временных частичных соглашений между революционными партиями, борющимися за демократическую республику и признающими необходимость вооруженного восстания. Революционно-демократический лагерь, достаточно четко определившийся в начале ХХ в., представлял собой в России крупную революционную силу, объективно способную успешно противостоять самодержавию. Однако в 1гг. скоординированного выступления различных революционных сил, которое обеспечило бы победу их над самодержавием, не произошло, да вряд ли и могло произойти, так как уже на первом этапе развития российской революции ее главные политические силы заняли по отношению друг к другу непримиримые позиции.

6. Произошли ли какие-либо позитивные изменения в России после революции 1905 – 1907 гг.?

а) революция потерпела поражение и поэтому не привела ни к каким изменениям в обществе;

б) достигнуто было некоторое улучшение экономического положения рабочих и крестьян;

*в) несмотря на поражение революции, ее исходом явилась частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию.

*Несмотря на поражение революции, ее исходом явилась частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. Революция вызвала определенные изменения в основных сферах жизни общества: политической, экономической и духовной. Главным событием политической жизни стало создание законодательной Государственной думы. При всей ограниченности прав Думы, сословном характере ее представительства, это был первый в истории опыт российского парламентаризма. В стране возникла обстановка фактической многопартийности. Трудящиеся получили право создания массовых самостоятельных организаций (профсоюзов, культурно-просветительных обществ, кооперативных и т. п.), получили некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические свободы. В экономической сфере революция поставила в повестку дня аграрную реформу. Однако правительство осознало необходимость рабочего законодательства. Увеличились расходы предпринимателей на улучшение социальных условий жизни рабочих. Для крестьян были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Огромные изменения произошли в духовной жизни общества. Люди стали задумываться над привычными, казавшимися незыблемыми понятиями: государственным устройством, положением различных сословий и т. п.

7. Согласны ли Вы с точкой зрения, что столыпинская аграрная реформа потерпела крах?

*Столыпинская аграрная реформа потерпела крах. Она не была доведена до конца, хотя призвана была обеспечить прогресс сельского хозяйства . Реформа заменяла отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. Отчасти удалось добиться позитивных перемен. К 1913 г. увеличились посевные площади, за счет чего было получено дополнительно 500 млн. пудов хлеба. В зажиточных хозяйствах за счет агротехнических методов увеличилась урожайность в 1,5 – 2 раза. Оживление сельского хозяйства неминуемо повлекло за собой оживление промышленности. По темпам ее среднегодового роста (8,8 %) Россия вышла на первое место в мире. В г., произошел небывалый взлет кооперативного движения. И все же реформа провалилась еще до начала 1 мировой войны. Она не смогла решить основного вопроса, который поставила еще 1 русская революция – крестьянского, т. к. сохраняла помещичье землевладение. Не удалось разрушить и сельскую общину. Более того, реформа даже обострила социальные противоречия в стране.

8. Определите отношение основных партий России к Первой мировой войне?

а) все партии отказались поддержать внешнюю политику царизма в годы войны;

б) партии революционно-демократического лагеря отказались поддержать внешнюю политику царизма в годы войны;

в) только РСДРП отказались поддержать внешнюю политику царизма в годы войны;

*г) только большевики отказались поддерживать внешнюю политику царизма в годы войны.

* Только большевики отказались поддержать внешнюю политику царизма в войне. С позиций безоговорочной поддержки царского правительства с самого начала выступил «Союз русского народа» и другие правые партии. То же самое сделали партии либеральной буржуазии, в т. ч. и основная –партия кадетов. Идеи социал-шовинизма были весьма популярны среди меньшевиков, эсеров и анархистов. В целом партии революционно-демократического лагеря в период Первой мировой войны находились в состоянии раздробленности и острой внутрипартийной борьбы. Особую позицию заняли в этой ситуации большевики. Она нашла отражение в Манифесте ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», подготовленном. В Манифесте была дана оценка войны как несправедливой, захватнической. В противовес своим оппонентам, большевики в массе своей определили отношение к войне, выразившееся в их тактических лозунгах. Основными из них были: 1. Превращение империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против господствующих классов. 2. Поражение своего правительства в войне. 3. Полный разрыв с потерпевшим крах П Интернационалом и образование нового Интернационала. Лозунги большевиков были подчинены решению главной, с их точки зрения, задачи – взятию политической власти. Большевики стремились к объединению всех левых сил на основе последовательной антивоенной позиции для сокрушения царского самодержавия.

1. Были ли особенности у Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.?

а) особенностей не было. Февральская буржуазно-демократическая революция произошла подобно буржуазным революциям на Западе и к власти пришла буржуазия;

*б) Февральская революция в России имела свои особенности и рази-тельно отличалась от буржуазных революций на Западе.

*Февральская революция 1917г. в России имела свои особенности. Важной особенностью было стремление российской буржуазии, в силу условий ее развития, к соглашению и дележу власти с царизмом. Но, не желая революции, буржуазная оппозиция объективно способствовала ей. Главную роль в свержении самодержавия сыграл революционно-демократический лагерь, в центре которого стоял пролетариат. Быстрая победа революции была обеспечена политической изоляцией царизма, мощью общедемократического движения. Сама идея самодержавия потерпела крах даже в глазах бывших сторонников. Февральская революция дала широким массам первый опыт реального демократизма. Она завершила длительный период исторического развития России (существование 300-летней монархии), борьбу всех демократических сил против одного из самых диких и реакционных режимов того времени. Одновременно февральская революция стала начальным этапом Октябрьской революции. Своеобразием отличался и заключительный этап Февральской революции. Она завершилась установлением двоевластия в стране. С одной стороны – Временное буржуазное правительство, с другой – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

а) переворот;

*б) революция.

*С точки зрения качественного изменения состояния общества, Октябрь 1917 года был революцией, он изменил ход истории России , вызвал к жизни новое содержание и новые формы социально-политичекой деятельности. Естественно, что Октябрьская революция не сводится к единственному акту завоевания политической власти. Это акт – важнейший, но лишь важнейший этап Октябрьской революции. Свести Октябрьскую революцию только к политическому перевороту – значит существенно сузить рамки Октябрьской революции. Революция захватывает не одну, а все без исключения сферы жизнедеятельности общества, в том числе экономику, социальную, духовную области. Октябрьская революция явилась могучим прорывом миллионов людей, в котором соединились коренные интересы рабочего класса, вековые чаяния крестьянства, жажда мира у солдат и матросов, неистребимая тяга народов многонациональной России к свободе и свету. Октябрьская революция остается событием, заставившим мир по-иному взглянуть на Россию и ее народ.

3. Существовала ли в 1917 году альтернатива Октябрьской революции?

*Да, возможны были следующие варианты развития российского общества. Буржуазно-демократическое развитие, начало которому было положено свержением самодержавия. Однако для реализации такого пути не было соответствующих условий. Российское общество не могло длительное время пребывать в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Требовалось изменение политического курса. C июля-августа 1917 года в стране создается угроза установления военно-террористической диктатуры («корниловщина»). Причиной ее угрозы стала слабость демократических институтов, социальная усталость масс в условиях нарастающего кризиса. Анархистский мятеж, угроза которого сложилась к осени 1917 г., когда Временное правительство властью фактически не обладало, а большевики еще не были готовы к ее захвату. Анархизм в России имел достаточно глубокие корни. Однако произошла Октябрьская революция. Приход к власти большевиков был связан с установившимися после провала «корниловщины» безвластием. Временное правительство не могло контролировать обстановку в стране, не имело достаточно вооруженных формирований. Однако именно последние обстоятельства предопределили развитие октябрьских событий.

4. Основные положения программы какой партии включал в себя «Декрет о земле»?

а) большевистской партии;

*б) эсеровской партии;

в) кадетской партии.

*В целом «Декрет о земле» включал основные положения эсеровской программы по аграрному вопросу. В основу «Декрета о земле» был положен крестьянский наказ о земле, составленный на основании 242-х местных крестьянских наказов. Сущность Декрета сводилась к отмене частной собственности на землю, ликвидации помещичьего землевладения, национализации земли, передачи ее в распоряжение крестьянских организаций и к уравнительному землепользованию. Принятие П съездом Советов «Декрета о земле» положило начало самому глубокому в истории России аграрному перевороту.

5. В чем заключались причины быстрого установления Советской власти по всей стране?

а) установление Советской власти во всей стране не являлось необходимостью. Достаточно было созвать Учредительное собрание и подтвердить установление Советской власти;

*б) чтобы победить до конца, Октябрьская социалистическая революция должна выйти за рамки столицы.

*Чтобы победить до конца Октябрьская социалистическая революция должна была выйти за рамки столицы. Бесспорно, что главная причина заключалась в массовой поддержке первых советских декретов, носивших общедемократический характер и отвечавших жизненным интересам большинства населения страны, это видно хорошо из следующей таблицы:

Пет-ро-град

Латвия, Эстония,

Белорус-сия,

Баку, Северный и

Западный фронты

Юго-западный, Румын-ский и Кавказ-ский фронты

Украина, Южный Урал

Кубань, Крым, Средняя Азия

Период установления Советской власти длился менее полугода (с 25 октября 1917 г. по март 1918 г.). При этом уже в течение первых 2,5 месяцев Советская власть утвердилась на большей части территории России, а к марту 1918 г. 9/10 Советов являлись полновластными органами государственной власти. Характерным было стремительное изменение соотношения классовых сил в этот период в пользу социалистической революции. Поэтому общим правилом утверждения всевластия Советов на местах была мирная форма перехода. Навязанная контрреволюцией вооруженная борьба завершилась победой революционных сил.

6. Что такое гражданская война?

а) массовые выступления хулиганов на улицах городов;

*б) вооруженная форма борьбы за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны;

в) массовые забастовки с политическими требованиями.

*Гражданская война есть вооруженная форма борьбы за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны. Вскоре после Октябрьской революции произошло резкое размежевание политических сил и в последующие месяцы обычные политические средства борьбы за власть были полностью исчерпаны. Разгон большевиками и левыми эсерами в январе 1918 г. Учредительного собрания фактически поставил вне политической системы Советской власти не только буржуазные, но и правосоциалистические партии (правые эсеры, меньшевики и др.), так как основная часть их социальной базы не имела права избирать своих представителей в Советы.

7. Зачем большевикам нужна была власть в стране?

а) физически уничтожить всех представителей буржуазии;

б) обогатить членов своей партии за счет ограбления всего народа;

*в) ликвидировать капиталистическую собственность на землю, фаб-рики, заводы и другие основные средства производства с тем, чтобы построить социализм.

*Большевики боролись за политическую власть для того, чтобы реализовать свою концепцию социалистической модели общественного развития и вывода России из глубочайшего социально-политического кризиса: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, установление социалистической организации общества. Конституция РСФСР 1918 г. юридически закрепила победу социалистической революции и основы нового общественного строя: диктатуру пролетариата: Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как государственную форму диктатуры пролетариата.

1. Одним из важнейших шагов по переходу к мирной жизни после гражданской войны в России было решение о:

*а) замене продразверстки продналогом;

б) возвращение земли помещикам;

в) разрешение деятельности партий кадетов и октябристов;

*25 января 1943 г. г. Воронеж был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Воронеж имел важное стратегическое значение, поэтому ему отводилась роль в захватнических планах Германии. На воронежском направлении гитлеровцы предпринимали три наступления. Наиболее жесткие бои за Воронеж развернулись с июля 1942 г., которые продолжались 212 дней и ночей. На воронежской земле сражались войска семи фронтов, главным из которых был Воронежский фронт. В боях за освобождение нашего города погибло около 600 тысяч человек. 320 человек получили звание Героя Советского Союза.

1. Какие факторы способствовали успешному восстановлению экономики СССР в последний период?

*а) энтузиазм советского народа и внутренние экономические факторы;

б) помощь США в соответствии с планом Маршалла ;

в) помощь других союзников по антигитлеровской коалиции.

*Успешному восстановлению народного хозяйства способствовали энтузиазм советского народа и внутренние экономические факторы. Не приняв условий «Плана Маршалла», Советский Союз в восстановлении экономики страны мог рассчитывать только на внутренние ресурсы. Советские люди проявили героические усилия, высокое чувство патриотизма, взаимопомощи в восстановлении разрушенного войной хозяйства. К внутренним экономическим факторам следует отнести следующее: за годы войны была создана крупная индустриальная база на востоке страны. К 1946 г. в строй вступило 3500 крупных промышленных предприятий, которые после войны переоборудовались на выпуск мирной продукции. По мере освобождения советской земли от фашистов сразу же велись восстановительные работа. К концу войны вступило в строй 1/3 разрушенных производственных мощностей. После окончания войны были предприняты меры по демилитаризации страны. Расходы бюджета на военные нужды были сокращены в 1948 г. с 48 % до 17,9%. Капиталовложения были преимущественно направлены на восстановление отраслей тяжелой промышленности. Лишь незначительная часть потерь была восполнена за счет платежей побежденных стран. В итоге в 1948 г. страна достигла показателей довоенного уровня в отраслях тяжелой промышленности, а в 1950 г. – в промышленности в целом. Однако отставание в отраслях легкой промышленности и в сельском хозяйстве в годы четвертой пятилетки не было преодолено.

2. В чем выразилась новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны?

а) Германия по-прежнему представляла опасность миру;

*б) произошло перемещение политического, военного и экономичес-кого центра из Европы в США;

в) Европа сохраняла свое лидирующее положение в мире.

*После войны экономический, военный и политический центр мира переместился из Европы в США.

Германия, Италия и Япония, потерпевшие поражение в войне, утратили свои довоенные позиции. Англия и Франция, имевшие ранее политический престиж и экономическое благополучие, ослабли. Из войны окрепшими в экономическом, военном и политическом отношении вышли только США. На их долю приходилось 2/3 мировой промышленности продукции. Они обладали монополией на атомное оружие. Морально-политический авторитет СССР после разгрома фашизма хотя и возрос, но экономическая разруха в стране ставила его в невыгодное положение по отношению к США. В силу своего могущества США стали проявлять политику диктатора по отношению к другим странам и в том числе к СССР, что вызвало протест Советского Союза, как страны - победительницы. Между СССР и США стало проявляться все больше конфликтов и проблем: (германская, балканская, корейская, иранская и др.), которые в конечном итоге привели к началу «холодной войны» между бывшими союзниками. Её апогей пришелся на гг.

3. Как можно оценить политическое положение советского общества после войны?

а) общество находилось в состоянии апатии;

*б) положение было противоречивым;

в) страна сразу была возвращена к политическим репрессиям.

*Политическое положение советского общества после окончания войны было противоречиво. Победа в Великой Отечественной войне пробудила у советских людей чувство гордости за Родину, огромный энтузиазм, стремление как можно быстрее восстановить страну, достичь желаемого благополучия. Но демократические тенденции во внутренней жизни страны были очень слабы. И после некоторых поисков путей дальнейшего развития общества, дискуссий в руководстве страны победили силы, вернувшие ее к прежним командно-административным методам 30-х гг. В стране вновь усилился идеологический контроль, прокатилась волна политических репрессий.

В то же время, несмотря на неприятие негативных методов и процессов частью общества, не было и намека на изменения политического строя. Вера в социализм была очень велика.

1. Как можно оценить деятельность?

а) только положительно;

б) только отрицательно;

*в) его деятельность носила противоречивый характер. В результате его руководства в нашей стране были достигнуты определенные успехи, но были допущены и просчеты.

*В годы его руководства наша страна выиграла 1-ый этап НТР. Огромное значение придавалось восстановлению законности и правопорядка. При Хрущеве началось разоблачение культа личности Сталина. Производительные силы страны вышли на новый уровень развития, повысился уровень жизни народа. Определенные успехи были и во внешней политике. Большое внимание уделялось поддержке государствам, освободившимся от колониальной зависимости. Особенно большую помощь получил кубинский народ после революции. В то же время Хрущев так и не стал на путь глубоких демократических преобразований. Высшее политическое руководство страны, его деятельность оставались вне сферы критики.

Выступая инициатором многочисленных начинаний в области экономики, управления государством, Хрущев проявлял поспешность, непродуманность и поэтому не мог добиться положительных результатов.

При Хрущеве сохранилась конфронтация с капиталистическим миром, что побуждало к принятию мер по наращиванию оборонного потенциала страны. Все это требовало огромных экономических и политических усилий.

2. Что означает хрущевская «оттепель» после смерти Сталина?

а) ряд важных государственных мер, направленных на частичную демократизацию жизни общества;

б) ряд мер в государственном масштабе, направленных на полную либерализацию страны;

*в) оживление культурной жизни страны.

*Оживление культурной жизни при Хрущеве было названо современниками «оттепелью». Появились высокохудожественные литературные произведения, в которых ставились острые вопросы общественной жизни. Среди них роман «Не хлебом единым», поэма «Теркин на том свете», повесть «Один день Ивана Денисовича» и др. С другой стороны, продолжалось давление на творческую интеллигенцию, которое особенно проявилось в ходе кампании 1958 г. против, критики Хрущевым абстракционистов и формалистов во время осмотра выставки московских художников в 1962 г.

3. Что было характерно для нашей страны в период с 1964– до начала 70-х годов?

*а) масштабность и интенсивность работы по поиску путей обновления общества, утверждения научного подхода и экономике;

б) реформа политических структур;

в) крупные преобразования в социальном и духовном развитии общества.

*Эти годы характеризуются масштабностью и интенсивностью деятельности партии и государства по поиску путей обновления общества, утверждения научного подхода к экономике. Брежнев и его команда после снятия Хрущева поняли, что время требует научного подхода к решению многих проблем в стране. Мартовский и сентябрьский пленумы ЦК (1965 г.) обсудили новые подходы в руководстве экономикой и положили начало развертыванию существенных реформ. Это была самая крупная за весь послевоенный период попытка перестройки экономики с требованием времени. Решения пленумов затронули промышленность, строительство и сельское хозяйство. В качестве главной формы государственного планирования утверждался пятилетний план, предусматривалось решение сферы действия хозяйства на предприятиях и в отраслях, намечались меры по совершенствованию системы стимулирования. Реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны. Она развязала на какое-то время инициативу предприятий, стимулировала появление производственных объединений, где лучше решались вопросы технического перевооружения. Преобразования середины 60-х годов в сельском хозяйстве были направлены на интенсификацию производства, повышение жизненного уровня трудящихся. Страна развивалась по восходящей линии.

*а) реформа не принесла ожидаемых результатов;

б) реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны и развязала инициативу промышленных предприятий;

в) реформа вызвала изменения в системе управления промышленностью и строительством;

г) реформа закончилась большими успехами в развитии страны.

* Преобразования 60-х годов в экономике страны были половинчаты. Они не сопровождались преобразованиями в политических структурах, в социальном и духовном развитии общества. С самого начала реформа была обречена на провал, Созданная система экономического управления стала давать сбои (участились корректировки планов, ограничивались права предприятий, усилился диктат центра). Как видим, административно-директивное начало осталось преобладающим. Новые формы управления сельского хозяйства, задуманные мартовским (1965 г.) пленумом ЦК, не были внедрены, деятельность колхозов и совхозов по-прежнему регламентировалась до мелочей, система заготовок сельхозпродукции государством осталась по сути той же «продразверсткой», которая «выбивалась» всеми методами и средствами. Твердые планы закупок продукции нарушались.

Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. приостановился. На практике наблюдался волюнтаризм и субъективизм. После сентябрьского (1965 г.) пленума ЦК укрепилось централизованное начало. Если на ХХШ съезде говорилось о необходимости отстаивать хозяйственную самостоятельность, то на ХХ1У съезде (1971 г.) даны установки о «повышении роли и расширении самостоятельности министерств и ведомств». Неимоверно вырос управленческий аппарат, который диктовал волю хозяйству и политике.

Товарно-денежные отношения развивались в уродливых формах, образуя теневую экономику. Они становились фактором разложения, источником злоупотреблений, хозяйственной преступности, разрушения традиционных норм морали. В итоге, даже эта, половинчатая реформа, касающаяся главным образом экономического базиса и не связанная с перестройкой общественных структур, не получив поддержки со стороны руководства и встретив мощное сопротивление бюрократического аппарата, быстро сошла на нет.

5. Чем характеризуется застойный период в развитии советского общества (гг.)?

*а) резким ослаблением новаторских устремлений, консервацией принципов и форм общественного устройства;

б) борьбой за радикальные перемены во всех сферах жизни обществ

в) советское общество вообще не имело застойного периода.

*Эти годы характеризуются заметным ослаблением новаторских устремлений, консервацией принципов и форм общественного устройства. Именно в это время формировался механизм торможения, появились и развивались застойные явления во всех сферах жизни советского общества. В высшем эшелоне власти верх взяли силы, которые признавали формы хозяйственной и политической организации , сложившейся еще в 30-е годы. Гонениям подвергались ученые, искавшие решения экономических проблем на путях расширения сфер действия закона стоимости и рыночных отношений. Продолжала действовать административная природа экономических механизмов, сложившихся в 30-40-х гг. В СССР по-прежнему игнорировались экономические стимулы, господствовала затратная система ведения хозяйства. Кризисная ситуация в стране затронула и социальные отношения, политическую жизнь страны.

6. Когда был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

*а) в 1975 г.;

б) в 1979 г.;

*«Разрядка» напряженности, оказавшаяся наиболее глубокой в гг. была закреплена важным международным соглашением: 1 апреля 1975 г. руководители европейских стран, к которым присоединились США и Канада, подписан в Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это было большим успехом советской дипломатии. СССР наконец достиг цели, которую уже давно преследовал: торжественное признание территориального и политического порядка, установленного им в Восточной Европе. В обмен на это признание западные участники настояли на включении в Акт, несмотря на сопротивление советской стороны, статей о защите прав человека, свободе информации и передвижения.

1. Чем были обусловлены причины отставания нашей страны от ведущих стран мира в условиях возрастающего влияния НТР?

*а) отсутствием эффективного механизма хозяйствования;

б) недостатками в системе управления НТП;

в) недостаточной численностью и компетентностью научных кадров;

г) низким уровнем активности и ответственности трудящихся масс.

*Отсутствием эффективного механизма хозяйствования, создающего экономические стимулы для внедрения в производство научно-технических достижений. В мире действуют общие тенденции развития науки, техники, производительных сил. И те страны, которые не нашли в себе сил и возможности им следовать, надолго оказываются на обочине истории. В нашей стране не удалось создать эффективную систему хозяйствования. Отдельные, пусть даже удивительные достижения, не выражали общих тенденций развития науки и техники. Поэтому крушение прежней системы управления хозяйством было неизбежным. В ходе поиска эффективных методов хозяйствования возникла необходимость в формировании нового типа экономических отношений, создающего стимулы для ускорения внедрения научно-технических достижений. При этом ориентиром служит современный хозяйственный механизм передовых стран мира, органически сочетающий сильные стороны планового и рыночного начала. Именно на

этом пути удалось добиться внушительных экономических результатов США и Японии, преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации Южной Корее, успешно осуществлять экономические реформы в Китае.

2. Какова цель реформ, начавшихся в 1992 году?

*б) осуществить переход к рыночной экономике и в соответствии с этим преобразовать общественные отношения.

*Осуществить переход к рыночной экономике. Социалистическое реформаторство в нашей стране не состоялось. Не сумев на социалистической основе создать мощные стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, в обществе осуществлен поворот к коренным изменениям во всей системе экономических и общественных отношений. Однако, предпринятые шаги реформирования показали, что для того, чтобы преодолеть кризис, чтобы включиться в мировые процессы ускоренного освоения достижений современной НТР и наравне с ведущими странами создавать новый технический базис экономики, Россия должна располагать концепцией естественно-исторического развития. Не представляется возможным внедрение в жизнь готовых экономических эталонов, политических образцов. В связи с этим, будущее страны – в возникновении принципиально нового общества, органически вбирающего в себя и весь драматический опыт нашего Отечества, и все прогрессивные достижения человечества. Причем оно обретет реальные очертания лишь при условии учета национальных традиций, социально-экономического и культурного уровня, состояния общественного сознания, природных условий и т. п.

3. Каким образом изменилась внешняя политика нашей страны с середины 80-х годов?

а) привела к обострению международной обстановки;

*б) способствовала ослаблению международной напряженности;

*Способствовала ослаблению международной напряженности. Внешняя политика любого государства во многом является продолжением его внутренней политики. Изменения, начавшиеся весной 1985 г. во внутриполитической жизни страны, не могли не затронуть и сферы внешнеполитической деятельности. Требовалось пересмотреть многие догмы политического мышления, воспринимающего мир через призму конфронтационного подхода, делившего его на две общественно-политические системы, обреченные в своих отношениях на вечный антагонизм . Таким образом, начал создаваться новый внешнеполитический курс нашего государства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса военных сил универсальным способом решения международных вопросов объявляется баланс интересов, находимый на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. На основе нового внешнеполитического курса рядом смелых инициатив наша страна взломала лед международной конфронтации и выступила лидером в процессе глобальных изменений международных отношений , а также окончания холодной войны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Загоровский: историческая хроника. Воронеж, 1989.

2. , Почкаев история: популярный очерк. IX – середина XVIII вв. М., 1992.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М.,1991.

5. История России. Россия в мировой цивилизации: Курс лекций /Под ред. . М.,1997.

6. История России с древнейших времен до1861 г.: Учеб. пособие /Под ред. Н. А, Душковой. Воронеж,1994.

7. История России со второй половины XIX в. до начала второй мировой войны: Учеб. пособие /Под ред. . Воронеж, 1995.

8. История России с конца 30-х годов ХХ в. до наших дней: Учеб. пособие /Под ред. . Воронеж,1995.

9. Карамзин государства Российского. (Любое издание).

10. Основы современной цивилизации /Под ред. и. М.,1992.

11. Основы современной цивилизации /Под ред. и др. Воронеж, 1993.

12. Отечественная история: Учеб. пособие /Под ред. . Воронеж, 2003.

13. Платонов по русской истории. М.,1993.

14. Политическая история России: Учеб. пособие /Под ред. . Воронеж, 1992.

15. Пушкарев русской истории. М.,1991.

16. Соловьев России с древнейших времен. (Любое издание).

17. Семенникова в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для вузов. М., 1994.

18. Яковец цивилизаций. М., 1995

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то