Значение речи в жизни человека психология. Роль красивой речи в нашей жизни. Понятие и функции речи

Говорить нс думая - вес равно, что стрелять нс целясь.

М. Сервантес

Общая характеристика речи. Основные виды речи. Функции речи и ее связь с мышлением. Развитие речи

Одним из основных отличий человека от животного мира является речь. Это - процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Он вырабатывается обществом, причем одним из его феноменов является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает.

Зачем человеку нужен язык? Для чего необходима членораздельная речь?

Язык нужен для того, чтобы люди могли:

  • - обмениваться мыслями при совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения;
  • - закреплять и сохранять коллективный опыт человечества;
  • - с его помощью выразить свои чувства, эмоции.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в нем.

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная Вселенная... Новый человек родился с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку».

Язык един для всех людей, пользующихся им, и отражает в себе психологию народа. Речь индивидуальна, и в ней выражается психология отдельно взятого человека.

Значение слова - это его содержательная сторона. Каждый раз, употребляя слово для обозначения реального предмета, мы тем самым указываем своему собеседнику или себе, к какому классу относится данный предмет, какими свойствами он обладает, какое действие может быть с ним произведено. Но при этом мы связываем с ним и некоторые особенности индивидуального опыта. Например, слово «кисть» художник, врач и садовод воспримут по-разному, связывая с ним разные представления. Бывает, что «язык» представителя той или иной профессии, класса, группы до такой степени своеобразен, что становится малопонятным людям, не принадлежащим к этой профессии или социальной группе.

Мы также выделяем людей не только по тому, как они говорят, но и сколько.

Например, бытует мнение, что женщины - «самый болтливый в мире народ». Чешские ученые подвергли сомнению это широко распространенное мнение. В результате проведенного исследования выяснилось, что пальма первенства принадлежит детям в возрасте от 5 до 10 лет. За день они произносят не менее 14 тысяч слов. Иногда ребенок даже разговаривает сам с собой. Второе место занимают... моряки загранплаваний, рассказывающие после возвращения из долгих рейсов о своих впечатлениях. На третьем месте - молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. В день они произносят примерно 10 тысяч слов.

Но даже речь одного человека не может быть всегда одинаковой: выступая с трибуны, он будет говорить медленнее и разборчивее, употреблять слова и выражения, которыми никогда не пользуется в простой беседе. В зависимости от обстоятельств, от условий, в которых человек говорит, в его речи появляются стилистические отличия.

Часто мы слышим, что то или иное слово или выражение «нельзя» употреблять, «так не говорят», «это не литературно».

Язык, так же как и одежда, различен у одного и того же человека в зависимости от времени и места. Поэтому, когда нас учат в школе, что «надо» говорить определенным образом, то это не насилие над личностью. Школа должна научить, в частности, тому, при каких обстоятельствах как надо говорить. Так как обычную разговорную речь мы усваиваем и без школы, в семье и на улице, то основная задача школы - сформировать у нас навыки речи, научить литературному языку, т.е. такой форме общенародного языка, которая используется в художественной и научной литературе, в газетах, журналах и т.д. Никто не обязывает нас во всех случаях жизни непременно пользоваться только им - это могло бы привести к комическим ситуациям, но там, где принято, - надо говорить на нем.

Именно эта совокупность правил литературного языка, по которым принято строить свою речь в тех или иных конкретных условиях общения, и принято называть нормой языка.

Конечно, каждый из нас говорит на русском языке, пользуется его лексикой, строит фразы по правилам русской грамматики. Но то, что и как мы говорим, не всегда предусмотрено грамматикой и словарем.

Обратимся к примерам.

Вот отрывок из стихотворения С. Есенина:

Золото холодное луны,

Запах олеандра и левкоя.

Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны...

А вот отрывок из книги профессора М. А. Сапожкова «Речевой сигнал в кибернетике и связи»: «Сравнение ширины частотного диапазона трехслойной и однослойной передач (при равноценной разборчивости полосы) показывает, что трехслойная передача дает сужение частотного диапазона примерно в 1,5 раза».

Любой школьник понимает, что в обоих примерах - язык русский. Но в первом случае мы имеем дело со стихами, с поэтической речью, а во втором - с речью научной. Таким образом, мы можем сделать вывод, что речь подразделяется на виды.

Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю, письменную.

Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой обмен репликами двух или более людей.

Письменная речь - разновидность монологической речи, но в отличие от последней строится при помощи письменных знаков. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика, грамматика и знаки препинания.

Внутренняя речь - беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Она специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме, кодирует образы реального мира и выступает как средство мышления.

Это речь, которую мы обращаем к самим себе. Допустим, вы не подготовились к занятиям. Преподаватель берет журнал и смотрит, кого бы ему вызвать. Вы говорите себе мысленно: «Хоть бы меня не спросили». Это и есть внутренняя речь. И даже очень характерный для нее случай - когда в предложении нет подлежащего. Оно для внутренней речи обычно не нужно. Ведь то, о чем мы думаем, в таких случаях у нас перед глазами или, по крайней мере, достаточно ярко представляется нам.

Любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции (см. рис. 12).

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает отношение к определенному предмету, явлению или самому себе. При высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими этого отношения.

Функция воздействия заключается в том, что мы с помощью речи пытаемся побудить другого человека или группу

Рис. 12.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Она обеспечивает контакты между людьми.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Она является высшей.

Обычно выделяют четыре периода развития речи у ребенка.

Первый период, от рождения до года, является подготовительным к словесной речи. Второй период длится примерно до трех лет и характеризуется первоначальным овладением языком. Третий период - это дошкольный возраст, от грех до шести-семи лет. Это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Четвертый период связан с овладением письменной речью. Это школьные годы.

Можно выделить и пятый период, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части людей развитие речи завершается с окончанием школы, и последующее увеличение словарного запаса происходит крайне незначительно.

Например, исследования, проведенные в университетской клинике речевых проблем в г. Майнц (Германия) выявили, что у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста есть речевое расстройство. Были обнаружены речевые расстройства у детей трех-четырех лет, и они составили 18-34%. В 1982 г. это число составляло всего 4%. В чем причина? Вывод следующий: в семьях слишком много смотрят телевизор и слишком мало разговаривают. Похоже, что в семьях роль родителей играют видео, телевидение и компьютерные игры. Исследователи заметили, что многие дети с трудом говорят, но очень быстро реагируют, когда дело доходит до компьютерных игр. Более того, ситуация ухудшается в связи с научно-техническим прогрессом.

В заключение хотелось бы привести некоторую интересную статистику. Геронтологи сделали вывод, что молчаливые, немногословные люди живут дольше. Ведь разговор это значительная трата энергии, а мы и так расходуем ее безжалостно.

Например, известно, что писательница Мариэтта Шагинян (она дожила до 99 лет) регулярно, раз в неделю, устраивала себе «день молчания». По ее словам, это помогало ей восстановить силы для дальнейшей работы.

Отличаются долголетием буддийские монахи, давшие обет молчания. До 112 лет дожил, сохранив рассудок и интерес к жизни, узник Соловецкого монастыря Петр Калнишевский, проведший в одиночном заключении четверть века.

А те, кому по роду деятельности приходится много говорить (лекторы, педагоги, актеры, экскурсоводы, работники радио и телевидения), часто жалуются на полную опустошенность, выжатость после работы. Им рекомендуется в качестве восстановления искать возможность помолчать. Окружающие с пониманием должны относиться к таким людям. Надо помнить, что энергетические ресурсы человека не безграничны.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Какую роль играет память в жизни человека?
  • 2. Дайте характеристику основных процессов памяти.
  • 3. Что общего между восприятием и памятью, каковы различия?
  • 4. Какие способы запоминания вы знаете и используете ли их на практике?
  • 5. Перечислите и охарактеризуйте законы памяти.
  • 6. Приведите примеры рациональных приемов запоминания.
  • 7. Что общего и различного между мышлением и восприятием как познавательными процессами?
  • 8. Каким образом связаны мышление и речь?
  • 9. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?
  • 10. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем?
23.03.2015

Снежана Иванова

Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности...

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев), способы активизации и развития творческого мышления.

Дж. Гилфор делит мышление на конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление может быть репродуктивным и творческим. Дивергентное мышление – это креативность.

Креативность – это вид творческого мышления. Она может иметь разную степень развития: творческие учебные способности, собственно креативность, одаренность, талант, гениальность.

Креативное мышление включает в себя:

§ Ремесленный аспект: беглость, разработанность, компиляция.

§ Творческий аспект – оригинальность. Оригинальность может быть как для себя, так и для других. Оригинальность для других, виды:

i. Крейзитивность (девиантная оригинальность) + произвол

ii. Эстетическое чувство (чувство гармонии)

iii. Чувствительность к недостаткам, интеллектуальная инициативна

iv. Осмысленная оригинальность: переопределение (интерпретация) и проницательность (глубина проникновения)

Механизм творческого мышления – использование косвенных, побочных продуктов, в том числе из прошлого опыта.

Я.А. Пономарёв при исследовании творческого мышления использовал метод подсказки: перед человеком ставилась задача, которую нельзя решить традиционными методами. Он заходил в тупик, и в этот момент ему давалась очень косвенная подсказка, с помощью которой можно было найти новое, творческое решение.

В связи с этим были выделены этапы творческого решения задачи:

1. сознательный процесс решения задачи, который не приводит к результату.

2. период инкубации

3. «озарение», основанное на использовании прошлого неосознаваемого опыта или побочных объектов.

Механизмы творческого мышления активно исследовались в гештальт-психологии.

Речь – это форма общения опосредованная языком. Речь – это средство, с помощью которого происходит опосредствование остальных психических процессов. Речь индивидуальна, в то время, как язык является общим для всех его носителей. Единица речевого мышления – слово.

Физиологическая основа речи – левое полушарие головного мозга. В височных долях находится центр Вернике, центр распознавания речи. В лобной доле – центр Брока, центр воспроизведения речи.

Свойства речи:

2. выразительность

3. связность

4. ситуативность

Функции речи:

1. общение, воздействие на другого человека

2. обобщение. Слово выступает как исгнал, понятие, указатель на предмет

3. воздействие на самого себя, регуляция своей психической деятельности: произвольность внимания, памяти, воображения.

Теории речи:

1. эгоцентрическая (Пиаже, Выготский)

2. теория научения. У человека есть врождённая потребность к подражанию.



3. теория Хомского: в мозге существуют структуры, определяющие врождённую способность каждого человека к усвоению речи.

4. когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Слово – единица речевого мышления. Оно включает в себя 2 составляющие:

· семантика (содержание). Сюда входят:

¾ значение слова. Открывается в слове объективно. Значения устойчивы и определяются языком.

¾ Индивидуальный смысл слова. Отличается у разных людей. Формируется и меняется в течение жизни.

· материальный носитель

¾ материальный носитель: речедвигательный голосовой аппарат / движения руки при письме + активность головного мозга

¾ графический носитель

Нарушение речи – афазия. Афазия может быть как психической (нарушение понимания и воспроизведения речи), так и физической, или моторной (нарушение артикуляции речи).

1. Понятия речи. Значение речи в жизни человека.

2. Физиологические основы речи.

3. Развитие речи у человека.

4. Основные функции речи.

Основные понятия и положения темы

Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт.

Коммуникационная (иногда ее также называют коммуникативной) функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку.

Интеллектуальная функция речи з аключается в том, что для человека она также служит средством мышления.

Регуляционная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей.

Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах.

Психотерапевтическая функция речи состоит в том, что с ее помощью люди оказывают терапевтическое влияние на себя и на других, рассчитанное на психологическую помощь, поддержку, а также на предупреждение и лечение многих психогенных заболеваний. Данная функция речи широко используется в различных методах современной психотерапии, практической психологии, причем как индивидуальной, так и групповой, например - в аутотренинге, в гештальттерапии, в логотерапии, в нейролингвистическом программировании.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внутренняя речь - беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

Самостоятельная работа по теме.

Какая речь применяется в повседневной жизни чаще? Устная или письменная?

5.4. Итоговый контроль знаний:

1. В чем связь речи и языка?

2. Какие виды речи Вы знаете?

3. Чем письменная речь отличается от устной?

4. Какие существуют особенности в языковой организации письменной речи?

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Тест:

1. Жаргон и интонация присущи:

1) внешней речи.

2) внутренней речи.

3) эгоцентрической речи.

4) промежуточному между внутренней и внешней виду речи.

2. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что она:

1) служит средством передачи и переработки информации.

2) служит средством передачи эмоций и чувств.

3) служит средством передачи мыслей.

4) служит средством мышления.

3. Регуляционная функция речи заключается в том, что она:

1) служит фактором управления собственной психикой и поведением человека.

2) может дать сведения об особенностях человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах.

3) оказывает терапевтическое влияние на других, рассчитанное на психологическую помощь, поддержку, а также на предупреждение и лечение многих психогенных заболеваний.

4) применяется как при индивидуальной, так и групповой терапии.

4. Эгоцентрическая речь – это:

1) особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию.

2) особая форма внутренней речи, необходимая для успешного общения людей между собой.

3) особая форма внешней речи, выполняющая интеллектуальную, а так же, частично, - коммуникативную функцию.

4) особая форма речи, направленная извне на человека, рассчитанная на психологическую помощь и поддержку.

5. Речь является:

1) полиморфной деятельностью.

2) мономорфной деятельностью.

3) аморфной деятельностью.

4) интероморфной деятельностью.

Задачи:

1. Разговор двух подруг, Екатерины и Юлии:

Юля, вот смотри: я уже прочувствовала, что то, что у меня в руках – это не разбитая ваза, это уже черепки, которые никак не применишь. И вроде как смогла отпустить. Но мне вообще тяжело выбрасывать вещи. Даже если они не нужны.

Я помню, как ты говорила о штанах, которые не снимают, пока новые не купят. Но это если штаны – единственные. А если – вторые, третьи?

Вот представь себе вазу, которая у тебя хранится. Эту вазу подарил… допустим, твой дед твоей бабушке. Далеко не в самый лучший момент. Принес ее на какой-то праздник. Бабушке она не нравилась, но она эту вазу хранила.

Потом передала твоей маме. И вот мама передала вазу тебе.

И ты видишь, что эта ваза не важна для тебя – ни как приятная память, ни как семейная ценность. Она тяготила твою бабушку, маму, а теперь и тебя.

И вот ты, наконец, набралась смелости – и эту вазу разбила об стену! Представь, какую свободу ты чувствуешь в этот момент!

Кажется, мне стало понятно, что делать с вещами, которые до сих пор я ни носить, ни выбросить не могла.

Какая функция речи проявилась в данной ситуации?

Речь человека абсолютно уникальное явление. Это результат взаимодействия многих процессов высшей нервной деятельности, это и есть тот самый «разум», отличающий людей от зверей. Много интересной информации о том, что мы говорим и как, можно найти на тематических ресурсах в интернете. И не только о собственно речи, но и о том, какой у нас голос, как с его можно использовать, какие проблемы в речи встречаются, упражнения для их исправления, бессловесные способы передачи информации и многое другое, что связано с коммуникацией.

Каждый из нас раньше или позже начинает говорить в детстве. И если сначала это лишь бессвязные слоги, то затем это уже слова, фразы и озвученные сложные мысли. Процесс развития речи уникален, и его интересно наблюдать: как из ничего рождается мысль. Однако, немногие знают, что специалисты уже по первому крику новорожденного способны оценить будущие способности, голосовой диапазон и возможные сложности речевого развития.

Так или иначе, все люди с сохранным слухом и отсутствием отклонений в психическом развитии начинают говорить. Некоторые делают это раньше и успешнее, другие позже. Мы никогда не задумываемся, как и благодаря чему мы говорим, почему и зачем дышим, как видим все объемно и в цвете. И именно поэтому используем лишь часть своих данных природой возможностей, в том числе и тех, которые касаются речи. Лишь те, для кого голос и речь инструмент для работы, задумываются или вынужденно приходят к тому, что с ними можно работать.

Люди голосовых и речевых профессий часто нуждаются в профессиональной помощи лора, фониатра, логопеда и др. Все, что касается звуковой стороны речи, силы голоса, тембра важно тем, кто много говорит или выступает перед слушателями. Те, кто профессионально занимаются пением, тоже прибегают к помощи специалистов сначала для постановки голоса, а затем и для поддержания его в здоровом виде, для предупреждения и профилактики проблем.

Однако хорошо владеть речью и невербальными средствами коммуникации пригодится не только профессионалам, но и просто тем, кто хочет быть успешным, уметь владеть собой слушающими и ситуацией. Коммуникация является очень важной частью нашей повседневной социальной жизни, а значит, является ключом к успеху или, напротив, неправильно построенная, обрекает на одиночество, отсутствие личного и профессионального роста, порождает комплексы и страхи.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то