Интеграционная психотерапия. Интегративная психотерапия. Приблизительно одинаковая эффективность различных методов психотерапии

В последние два десятилетия отмечается усиление тенденции к интеграции различных методов психотерапии. В обзоре «Интегративное движение в психотерапии» (1989) Б. Д. Бейтман, М. Р. Голдфрид и Дж. С. Норкросс с оптимизмом оценивают будущее интегративного движения, которое станет «духом времени» следующих нескольких десятилетий для исследований и практики психотерапии. По прогнозам авторов, неподтвержденные теории о психотерапевтическом процессе уступят место солидным концепциям, в разработку которых войдут различные подходы. Великий харизматический лидер, провозглашающий истинный путь, будет иметь все меньше приверженцев, поскольку психотерапия становится все более прагматичной. Новые идеи будут приветствоваться как вклады, а не как квантовые выбросы в непознанную область исследования. Практикантов станут обучать признанию ценности каждого подхода, а также осознанию неизбежного влияния их собственных личностей на психотерапевтический процесс.

О значимости интегративного движения свидетельствует, в частности, издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Соединенные в названии журнала понятия «интегративный» и «эклектический» дополняют друг друга. Использование термина «эклектицизм» в психотерапии ограничивается техническим синтезом клинических методов. «Техническая эклектика» – термин, предложенный А. Лазарусом – использует процедуры, заимствованные из различных источников, без обязательного согласия с теориями, которые их породили. Термин «интеграция» приобрел более теоретическое значение. «Интеграция» обычно обозначает концептуальный синтез различных теоретических систем. «Эклектицизм» является одним из компонентов интеграции психотерапии; «эклектицизм» атеоретичен, но эмпиричен в прагматическом применении того, что уже существует.

Интегративное движение – не причуда нового времени, а закономерный этап эволюционного развития психотерапии. Многие современные подходы можно рассматривать как более высокую ступень эволюции психотерапии – в них «в снятом виде» присутствуют предшествующие идеи и концепции. В силу этого интегративную тенденцию психотерапии можно рассматривать как неотъемлемую черту ее развития, как в недавнем прошлом стихийный, а теперь уже целенаправленный творческий процесс на основе накопленного опыта предшественников. Прекрасным примером в этом отношении может служить гештальт-терапия Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, телесной терапии и дзен-буддизма составляют единый сплав, иллюстрируя известное положение гештальт-психологии о том, что «целое не сводится к сумме составляющих его элементов».

В основных подходах психотерапии (психодинамическом, когнитивно-поведенческом и феноменологическом) имманентно заложены предпосылки для их интеграции в единую систему, поскольку точкой их приложения является единый объект – человеческая личность, хотя каждый из них акцентирует ее разные аспекты и проблемы, чем и обусловлено различие в методах психотерапии. Далее, идея интеграции различных психотерапевтических приемов заложена в самой сущности личностно-ориентированных систем психотерапии, поскольку любая психотерапия, ориентированная на личностное изменение, акцентируя, как правило, одну из плоскостей личностного функционирования (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), не может полностью игнорировать другие. Внутри единого психотерапевтического подхода существенно использование в зависимости от конкретных задач каждого этапа лечения определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы патологического реагирования пациента. Подобные приемы, детально разработанные в основных психотерапевтических направлениях, могут успешно дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения полезен психодинамический подход, расширяющий сферу познания пациента (достижение инсайта), на другом этапе – поведенческий подход, помогающий ему выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Интеграция когнитивной и поведенческой терапии, возникновение на основе этого слияния нового подхода – когнитивно-поведенческого – важная веха на пути создания интегративной модели психотерапии.

Важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. Групповая психотерапия создает уникальную терапевтическую ситуацию, связанную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими людьми, при которой создаются условия интенсивного психологического воздействия на все плоскости личностного функционирования. Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приемов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов.

Другими факторами, которые способствовали развитию интегративного движения, являются: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более объединяющее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

В России интерес к проблемам интеграции заметно возрастает после выхода сборника научных трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Интегративные аспекты современной психотерапии» под редакцией Б. Д. Карвасарского, В. А. Ташлыкова, Г. Л. Исуриной (1992), в котором впервые рассматривается возможность интеграции принципов и методов основных направлений зарубежной психотерапии на основе отечественного подхода – патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева.

Заслуга Мясищева заключается в том, что он произвел основательную «ревизию» психоанализа, преодолев его биологическую направленность и создав социально-психологическую модель психотерапии. Среди тех, кто стремился придать психоанализу более «культурное лицо», Мясищев был наиболее последовательным и кардинальным преобразователем: сохранив понятие интрапсихического (психодинамического) конфликта, он отбросил вольные интерпретации психоанализа, основанные на мифологии, заменив их анализом реальных жизненных отношений. Интрапсихические конфликты описываются Мясищевым не по содержанию, как у Фрейда, а по структуре. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы наполнить интрапсихический конфликт содержанием, почерпнутым из конкретной жизненной ситуации пациента и анализа его системы отношений. Из психоанализа были заимствованы и такие понятия, как «психологические механизмы защиты», «инсайт», «эмоциональное отреагирование» («катарсис») и др. Таким образом, разрабатывая патогенетическую психотерапию, Мясищев интегрировал в эту систему, теоретической основой которой послужила разработанная им социально-психологическая модель личности, известные достижения психотерапии своего времени.

Настоящая ситуация в психотерапии характеризуется осознанным стремлением к интеграции различных методов психотерапии. Многие психотерапевты, работая в рамках выбранного ими психотерапевтического подхода, заимствуют те или иные методы из других подходов, что продиктовано стремлением повышения эффективности психотерапии. В связи с этим назревает необходимость поиска единой интеграционной платформы, теоретико-методологической основы психотерапии. С нашей точки зрения, этой цели наилучшим образом отвечает модель личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. В развитии личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии можно выделить три этапа.

За последние 50 лет все мы стали свидетелями того, что психотерапевтических систем становится все больше и больше. По разным данным их число составляет от 400 до 1000 и продолжает расти…

И в каком-то смысле это очень хорошо…Известный гуманистический психолог Абрахам Маслоу любил повторять афоризм: «Если у вас есть лишь молоток, то все вокруг вас – гвозди». Многие современные психотерапевты, столкнувшись со сложной проблемой хватаются за свой любимый инструмент. Дж. Норкросс и Дж. Прохазка пишут: «Клиницисты слишком привыкли рекомендовать идентичное лечение – свои излюбленные методы – буквально каждому пациенту».
На самом деле излюбленный метод помогает только определенному числу клиентов.
Стремясь расширить свои возможности, многие психотерапевты начинают изучать и применять и другие методы, выходящие за рамки той единственной теории, которой они обучались, а некоторые изобретают свои «новые» методы.
Проводимые в разных странах исследования показали, что самый большой процент опрашиваемых профессионалов считает себя представителем эклектической или интегративной ориентации (от 27 до 53%).
Казалось бы задача индивидуального подхода к каждому клиенту решена…
Но, при этом возникает другая сложность!
Каким образом все эти многочисленные теории и подходы сочетаются друг с другом?
В более глобальном смысле – остается ли психотерапия при таком подходе научной дисциплиной или это просто сборище ремесленников, каждый из которых либо как-то объясняет свои действия своим языком, либо вообще игнорирует всякие объяснения, прибегая к формуле: «Ну это работает, и значит это хорошо!»…
Одно из отечественных исследований состояния психотерапии как научной дисциплины на сегодня было проведено в рамках реализации комплексного проекта по разработке актуальных теоретических и практических аспектов направления интегративной и эклектической психотерапии (основные исполнители настоящего проекта – кафедра психотерапии, психиатрии – наркологии, клинической и консультативной психологии РНПЦ МСПН, руководитель – профессор А.Л. Катков; кафедра психотерапии, медицинской психологии с курсом сексологии и сексопатологии РАПО, руководитель – профессор В.В. Макаров. Проведенный ими предварительный анализ выявил почти полное несоответствие теории (правильнее сказать – теорий) психотерапии кодифицированным критериям научного знания, принятым на современном этапе развития науки.

Так, например, по наиболее важному критерию, свидетельствующему о состоятельности и зрелости какого-либо анализируемого научного направления – проработанной предметной сфере – приходится констатировать отсутствие четкого определения предмета профессиональной психотерапии и даже сколько-нибудь удовлетворительного консенсуса по данному вопросу.

По такому критерию, как принцип подтверждаемости (верификации), с которым обычно соседствует принцип инвариантности (симметрии) – оба этих принципа обосновывают наличие дифференцированных изменений, возникающих именно по причине определенного воздействия; а если характер воздействия изменяется, то симметрично меняется и результат – следует признать факт того, что в психотерапии весьма часто получают схожие результаты при использовании различных методов и разные результаты при использовании одного и того же метода в идентичной клиентской группе. Кроме того, почти всеми исследователями отмечается непроработанность и отсутствие консенсуса по методам и критериям определения эффективности профессиональной психотерапии.

Далее, по критерию наличия проработанных принципов фальсификации (на основании чего общее поле профессиональной психотерапии, может, во-первых, очищаться от произвольных и не оправдывающих себя теоретических построений, а во-вторых – от неэффективных практик) следует констатировать почти полную несостоятельность, прежде всего по причине отсутствия реального продвижения по предыдущей позиции (критерий верификации и симметрии).

Следующий критерий – наблюдаемости и измеряемости динамики предметной сферы – в общем поле профессиональной психотерапии представлен идеологическими установками каждой из многочисленных модальностей (разновидностей психотерапии). В силу отсутствия продвижения по позициям 1-го и 2-го критериев шансов на достижение консенсуса по разработке единой шкалы измерения психотерапевтических эффектов практически нет.
Критерий так называемого принципа простоты, т.е. наличия наиболее вероятного и не требующего дополнительных логических конструкций объяснения психотерапевтических эффектов, – также не проработан, прежде всего в силу отсутствия продвижения по 2-й и 3-й позициям критериев верификации и фальсификации.

По критерию системности (согласованности в отношении концептуального ядра рассматриваемого научного направления или методологии его формирования) следует констатировать разобщение и неохватываемое разнообразие идеологических концептов психотерапии. При этом какие-либо ссылки на якобы полипарадигмальный статус психотерапевтической науки и практики попросту неуместны, так как любая психотерапевтическая идеология, как понятно из всего вышесказанного, в значительной степени произвольна и не подпадает под определение научной парадигмы.

Наконец, по критерию соответствия всем вышеназванным позициям (по большинству из которых у состоятельных научных дисциплин должно констатироваться аргументированное соответствие, а по другим позициям должно быть представлено внятное объяснение имеющихся методологических сложностей и перспективы их преодоления) приходится признать, что мы имеем дело с тем редким случаем, когда рассматриваемая специальность обнаруживает почти полное несоответствие общепринятым критериям, по которым устанавливается статус научных дисциплин.

В такой нелицеприятной для нашей профессии ситуации существует два выхода:
1) согласиться с тем, что психотерапия по своим сущностным характеристикам соответствует критериям идеологизированной технологической практики, подпитываемой произвольными психотехническими теориями (т.е. профессиональная психотерапия – это ремесло, а не состоятельное научно-практическое направление, оформленное соответствующими институциями); и здесь же следует распрощаться с иллюзиями интеграции, поскольку предлагаемые варианты, выстраиваемые в духе произвольного технического синтеза или на основе столь же произвольных общетерапевтических факторов, в лучшем случае будут повторять судьбу психотерапевтических модальностей (т.е. отдельных направлений психотерапии), как это и происходит в настоящее время;

2) попытаться идентифицировать и систематизировать имеющиеся методологические сложности (прежде всего в отношении сущностного определения предметной сферы, с чего, собственно, и берет начало общая канва методологической несостоятельности психотерапии как научной дисциплины), аргументировать возможность их преодоления за счет разработки и реализации стержневой исследовательской программы (в понимании И. Лакатоса), гипотетическая часть которой может быть сформирована за счет реализованной методологии эпистемологического анализа. В этом случае профессиональная психотерапия с некоторыми оговорками, указывающими на статус «молодой» и еще только становящейся дисциплины, с полными на то основаниями может быть признана научной.

Мы (Меновщиков В.Ю.) придерживаемся точки зрения известных теоретиков психотерапии – Дж. Прохазки и Дж. Норкросса, которые пишут: «…мы не одобряем бесконечного размножения психотерапевтических систем, каждую из которых ее разработчики провозглашают уникальной и безупречной панацеей от всех бед, даже когда у них нет к этому ни оснований, ни практических доказательств. В чем наша аморфная дисциплина действительно нуждается, так это в неустанных попытках свести воедино основополагающие переменные, задействованные в эффективных разновидностях психотерапии, и в отказе от тех, которые не проявляют себя достаточно эффективными на практике».
Другими словами, речь идет о более высоком уровне интеграции, создании некой метатеории, которая давала бы возможность ясного и четкого понимания и применения ведущих психотерапевтических концепций.

Норкрос и Прохазка далее пишут: «Кроме того, десятилетия преподавания и супервизии в психотерапии научили нас понимать, что для приобретения, анализа и сравнения информации студентам необходима некая объединяющая теоретическая структура, жесткая схема, позволяющая разложить материал «по полочкам». Мы (Меновщиков В.Ю.) также считаем, что такого рода теоретическая структура необходима и практикующим психотерапевтам. И хотя, мы считаем окончательную интеграцию и приведение всех терапий только к одной такой структуре утопией, разиваемый нами транстеоретический подход Дж. Прохазки, К. ДиКлименте и Дж. Норкросса, по нашему мнению, дает одну из замечательных возможностей использования объединяющей теоретической структуры, проверенной временем и имеющей эмпирические подтверждения ее эффективности.
Остановимся далее (в следующей конференции) на кратком историческом очерке развития интегративного движения и на основных формах интеграции и эклектизма.

В.В.Козлов, ЯрГУ

Современная ситуация в психотерапии характеризуется противостоянием традиционного (академического) подхода и огромного количества школ, направлений, новых терапевтических подходов к пониманию теории и практики этой науки.

Академическая психотерапия основывается на биологическом и социальном детерминизме активности человека и отдает предпочтение материалистической, позитивистской парадигме науки.

Новоиспеченные эклектические "направления" и "школы", особенно прикладной ориентации, или не имеют методологического осмысления или считают методологию схоластической профанацией науки.

Основная проблема заключается в том, что ни практики, ни теоретики психотерапии не пытаются рефлексировать целостную картину психической реальности человека. В психотерапии отсутствует восприятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях - от биологического до духовного.

В силу этого необходимы создание и разработка принципиально новой методологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека.

При первом приближении мы можем вычленить, в крайнем случае, два уровня в этом едином подходе:

Объяснительный - система основных постулатов, принципов построения науки, а также теорий, концепций, смысловых моделей, раскрывающих топологию, динамику психического;

Воздействующий - система методов, практик, умений, навыков, психотехник, направленных на восстановление целостности сознания, личности, деятельности, психического здоровья.

Даже вычленение этих уровней является искусственным в соответствии с интегративным подходом, т.к. любое объяснение является воздействием, а некоторые теории обладают качеством модели мира человека, имеющим мировоззренческий смысл. Любое воздействие концептуализируется личностью, а наиболее мощные из них полностью изменяют объяснительную схему реальности, жизненный мир.

Мировоззренческим оком интегративной методологии является принцип целостности, который подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

Понятия «целостный подход», «целостная личность» использовались давно и разными направлениями и школами психотерапии: от гештальт и гуманистической психотерапии до отечественных направлений (культурно-исторический, деятельностный подходы...). Вероятно, сами понятия “цель” и “целое” этимологически связаны (по-гречески τελός – свершение, завершение; окончание, высшая точка, предел, цель; τελειός – законченный, полный, свершившийся; окончательный, крайний, совершенный). Достижение цели одновременно означает и завершения действия, замыкание круга, восхождение к полноте, совершенству, красоте.

Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное симметричное целое. Только в настоящее время, к началу третьего тысячилетия, когда знания о психике человека пополняются не только за счет чисто научных исследований (в общем понимании этого), а еще и за счет существовавших всегда в качестве скрытых эзотерических знаний, можно говорить о более целостном понимании, что такое человек и его сознание.

В эзотерике всегда понималось четкое отличие психики и сознания человека, души и духа, в отличие от научной психотерапии, которая пыталась идти своим путем, расколотым по большей части на две линии: материалистическую и идеалистическую (что дало неплохие результаты исследования разных сторон психики, ее объективную детерминацию и субъективную сущность).

Сложность предмета прикладной психотерапии заключается в том, что личность, ее содержание, не определяется лишь набором характерологических черт или неким проблемным состоянием. Как правило, за проблемами стоят более глубокие неосознаваемые структуры (гештальты, СКО, целостности психической реальности, субличности, скрипты и т. п.). Более того, с интегративной точки зрения они является одновременным следствием всей психической реальности, включающей не только персональные, но и интерперсональные и трансперсональные мегаструктуры.

Интегративная методология исходит из постулата, что человек - существо целостное, т. е. самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию. Но человек - не единственная целостная сущность в мире. Все в природе обладает целостностью, сама природа целостна и представляет собой иерархию, в которой каждый элемент является "целым" по отношению к своим частям и "частью" по отношению к большему целому. Оба эти аспекта существования: и часть, и целое должны быть выражены полноценно для осуществления потенций любого существа. Отсюда понятна тяга человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью мироздания.

Все в обществе как в социальном организме так же обладает целостностью, само социальное сообщество целостно на любой стадия функционирования (от диффузной группы до коллектива и чувства «мы») и независимо от сложности и объема организации (от малых групп до человечества как мегасоциальной системы). Социальные сообщества, которые являются объектом ПСИХОТЕРАПИИ, представляют собой иерархию, в которой каждый индивид является "целым" по отношению к своим системным компонентам и "частью" по отношению к социальным сообществам. Оба эти аспекта существования: и часть, и целое должны быть выражены полноценно для осуществления потенций любого индивида. Отсюда понятна тяга человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью социальных сообществ и всего мироздания.

Принципиальный интегративный тезис состоит в том, что мир - это не сложная комбинация дискретных объектов, а единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. И хотя наш непосредственный опыт, кажется, говорит нам, что мы имеем дело с реальными объектами, на самом деле, мы реагируем на сенсорные преобразования объектов или сообщения о различиях.

Как доказывает в своих работах Грегори Бэйтсон, мышление в терминах субстанции и дискретных объектов представляет собой серьезную эпистемиологическую ошибку. Информация течет в цепях, которые выходят за границы индивидуальности и включает все окружающее, социальное и природное.

Таким образом, при интегративном взгляде на мир акцент смещается от субстанции и объекта к форме, паттерну и процессу, от бытия к становлению. Структура - продукт взаимодействующих процессов, не более прочный, чем рисунок стоячей волны при слиянии двух рек. Согласно интегративному подходу в ПСИХОТЕРАПИИ человечество подобно живому организму, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в их отношении к целому.

Смысл интегративного подхода на уровне индивидуальности заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность, которое мы при ближайшем приближении можем обозначить как интерперсональные и трансперсональные уровни организации психического. Осознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства.

Целостность личности подразумевает учет всех ее проявлений (по крайней мере тех, которые уже описаны, возможно изучены, но не до конца объяснены): биогенетических, социогенетических, персоногенетических, интерперсональных и трансперсональных (на наш взгляд, включающих ряд особенностей, или проявлений, еще мало принимаемых официальной наукой, но уже не отрицаемых как несуществующие).

Если говорить о существовании такой личности, то она существовала не одно тысячилетие и существует в наше время (независимо от научных психологических измышлений и образовательных систем, правда, чаще искореженная ими, но функционирующая интегративно и целостно)

Личность является формой проявления психического, средой сознания и имеет фрагментарную структуру, и между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение. Бинарный характер оценки человеком собственного опыта приводит к усилению интрапсихического напряжения.

Интеграция на уровне личностном подразумевает осознание конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики и открытое принятие того, что раньше отвергалось. Способность к интеграции опыта является основным критерием психического здоровья. Низкая способность к интеграции ведет к формированию деструктивных реакций личности и в крайних выражениях - к социальной девиации и психопатологической симптоматике, но и при этом варианте личность функционирует интегративно и целостно.

Практические методы социально-психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного и социального ресурсного потенциала.

Интегративный подход является принципиально новым смысловым пространством как для профессионалов - психологов, социальных работников, психотерапевтов, так и для их клиентов.

Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливыми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности.

В настоящее время существует широкий интерес ко всякого рода школам и методикам, нацеленных на работу с сознанием и личностью. Многие люди обращаются к психотерапии, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзен-буддизму, транзактному анализу, индуизму, биоэнергетике, психоанализу, йоге и гештальт-терапии. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным путем вызвать изменения в человеческом сознаниии личности. На этом, однако, их сходство заканчивается.

Человек, искренне стремящийся к самопознанию, сталкивается с огромным разнообразием психологических систем, крайне затрудняющих проблему выбора, так как эти школы, взятые в целом, явно противоречат друг другу. Например, дзэн-буддизм предлагает забыть или превзойти «эго», а психоанализ – усилить и укрепить «эго». Кто прав? Эта проблема стоит одинаково остро как перед непрофессионалами, так перед психотерапевтами и практическими психологами.

Но если представить, что в действительности эти различные подходы являются подходами к различным уровням человеческого «я», тогда они не противоречат друг другу, но отражают действительные и весьма существенные различия между разными уровнями психической организации, и все эти подходы могут быть более-менее верны в приложении к соответствующим уровням среды сознания.

Различные религиозные и психологические школы представляют собой не столько различные подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению различных уровней человеческого сознания. При этом все множество школ распадаются на пять-шесть ясно различных групп, и становится очевидно, что каждая группа ориентирована преимущественно на один из основных диапазонов уровней психической организации.

Чтобы дать несколько кратких и общих примеров, отметим, что целью психоанализа и большинства форм традиционной психотерапии является устранение раскола между сознательным и бессознательным аспектом психики, с тем, чтобы человек вошел в соприкосновение со всем, что творится в его душе. Эти школы психотерапии нацелены на воссоединение, если воспользоваться юнгианской терминологией, маски и тени для создания сильного и здорового «эго» – правильного и приемлемого образа себя. Иными словами, все они ориентированы на уровень «эго». Они пытаются помочь индивиду, живущему на уровне маски, переделать карту своей души так, чтобы перейти на уровень «эго».

В отличие от этого цель большинства школ так называемой гуманистической психотерапии иная – устранить раскол между самим «эго» и телом, воссоединить психику и соматику для возрождения целостного организма. Вот почему о гуманистической психотерапии, называемой «третье силой» (другими двумя является психоанализ и бихевиоризм), говорят также как о «Движении за осуществление возможностей человека». По мере расширения самоотождествления человека от одного разума или «эго» до организма в целом огромные возможности целостного организма высвобождаются и становятся достоянием человека.

Если мы пойдем еще дальше, то обнаружим такие дисциплины, как ранний даосизм, буддизм третьего круга Шакьямуни или веданты, задача которых состоит в интеграции целостного организма и средой для восстановления внешнего тождества со всей Вселенной. Они нацелены на уровень единства сознания во всем многообразии

Между уровнем сознания единства и уровнем целостного организма лежат надличные, трансперсональные диапазоны психической реальности. Школы психотерапии, которые обращаются к этому уровню, заняты углубленным изучением «сверхиндивидуальных», «коллективных» или «трансперсональных» процессов в человеке. К числу школ, ориентированных на это уровень, относятся психосинтез, юнгианский анализ, различные предварительные ступени йогической практики, «трансцендентальная медитация», различные дыхательные психопрактики типа холотропного дыхания и так далее. Цель некоторых из этих видов терапии, таких, как юнгианская психотерапия, состоит в том, чтобы помочь нам сознательно признать в себе эти могущественные силы, подружиться с ними и использовать их, вместо того чтобы быть движимыми ими бессознательно и против нашей воли.

В общем случае можно обнаружить, что психотерапия любого уровня будет принимать и признавать потенциальную возможность существования всех тех уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существенные всех тех уровней, которые находятся под ним, провозглашая эти более глубокие уровни патологическими, иллюзорными или же вообще несуществующими.

Самопознание и личностный рост, прежде всего, означает расширение горизонтов индивида, продвижение его границ вовне и вглубь. В процессе духовного поиска человек перестраивает карту своей души, расширяя ее территорию. Рост – это постоянное перераспределение, перезонирование, переделка карты самого себя, признание, а потом и обретение все более глубоких и всеобъемлющих уровней своего «Я».

В настоящий момент в научных дисциплинах наблюдается бум в стремлении целостного, всеохватного осмысления человека. Понятие, которое вводится для обозначения этого стремления – интегративное. Мы можем встретить в научных публикациях словосочетания «интегративный подход в науке», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология» и даже «интегративная гештальт-терапия».

Еще в начале 90-х годов мы основали прикладное психологическое направление, которое обозначили «интенсивные интегративные психотехнологии», которое рассматривали как систему теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

В начале третьего тысячелетия мы можем в некотором приближении сам подход обозначить как интегративную психологию. Массовые эксперименты с различными психотехниками и психотехнологиями показали правильность базового методологического посыла - целостного подхода в теоретической и практической деятельности психолога, который подразумевает не только системный анализ предмета науки, но и целостное видение своей природы, своих клиентов в реальной деятельности.

Мы уже понимаем, что наше представление человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации, является новым катгориальным осмыслением традиционных холистических подходов в теологии и философии. Мы не будем затрагивать огромный пласт восточной философии и духовной традиции, которая призывала сохранять целостность и чистоту мировосприятия через транцендентный подход к реальности. Трансцендентный подход (от латинского слова transcendere - выходить за пределы, проходить сквозь), принимая иллюзорность материального мира для достижения Реальности считает нежелательным взаимодействие с его структурами. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь материальный мир к Реальности и минимальном с ним взаимодействии. Именно поэтому на протяжении всей эволюции человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши (сангхьи, монастыри, братства, ордена, общины), чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни. Сохранение целостности через культивирование «вей у вей» (деяние недеяния) в даосизме, дхарму Равностности (невовлеченности в переживания и отношения) в буддизме являются классическими образцами той стратегии, когда снимается сама проблема интеграции и интегрированности личности, т.к. «зеркало сознания чисто» и даже самые сильные волнения-переживания «не вызывают ряби на спокойной глади озера».

В европейской философии родоначальником интегративной психотерапии можно считать Иммануила Канта (1724-1804), который в своих философских трактатах высказал идею целостности природы человека, наметив иерархические уровни его психики. Философская антропология, возникшая в начале двадцатого столетия в Германии, воскресила взгляды И. Канта о единстве природы человека, однако дало им новое, отвечающее духу времени, истолкование. В это же время (в 1921 году вышла первым изданием книга Эрнста Кречмера "Телосложение и характер"), доводы о необходимости интегрального подхода к совершенствованию диагностики заболеваний и их лечению приводились со стороны психиатрии и медицины.

Интегративный подход традиционен для отечественной науки и свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности.

Одновременно в истории психотерапии мы можем обнаружить несколько крупных кризисов, которые не позволили реализоваться идеям интегративной методологии. Первый, когда в июле 1936 года был наложен партийный и правительственный запрет на развитие педологии как комплексной науки о детях. Тем самым оказались подорваны биологические основы возрастной психологии. Второй, когда 1951 году в ходе известной научноакадемической сессии, связанной с изучением творческого наследия И.П. Павлова, предпринималась попытка низвести психологию к изучению физиологии высшей нервной деятельности.

Третий методологический кризис психология переживала в конце 20-го столетия, когда, лишаясь привычной материалистической методологии и испытывая воздействие ряда направлений зарубежной науки, она рискует при некритическом восприятии всего иноземного утратить определенность цели и четкость ориентиров. Сегодня как никогда необходимы историческая преемственность и методологичекая заданность при выборе путей развития психотерапии. Этим условиям в полной мере удовлетворяет интегративная психология.

В российской психотерапии учение об интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, обосновавшее соматопсихическое единство человека при его подразделенности по определенным иерархическим уровням, и психологическая антропология Б.Г.Ананьева, перекинув мостик от психологии человека к его психофизиологии и биологии, послужили мощным стимулом для возникновения интегративной психологии.

Во второй половине двадцатого столетия наметилась тенденция возврата к единым и цельным представлениям о человеке, бытовавшим до середины ХIХ века и разрушенным ходом процесса дифференциации наук. Теоретическая возможность нового синтеза знаний о человеке была обоснована философами. Возникли необходимые предпосылки к воссозданию науки, центральным содержанием которой явились бы представления о соматопсихической целостности человека.

В настоящий момент существует методологическая неопределенность в дальнейшем движении антропологических наук. И насколько я понимаю, мы можем вычленить два основных подхода:

Коммуникативная методология (В.А.Мазилов), которая предполагает кооперативное взаимодействие наук, школ и направлений в решении конкретных вопросов психотерапии и других гуманитарных наук;

Интегративная методология (К.Уилбер, В.В.Козлов), которая предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психотерапии.

Мы уверены в полезности и того и другого подхода. Более того, может коммуникативная методология и является необходимой стадией формирования интегративного подхода.

В этом контексте абсолютно справедливо замечание Мазилова В.А., что сегодня необходимо направить усилия на разработку научного аппарата, позволяющего реально соотносить различные концепции и, тем самым, способствовать установлению взаимопонимания в рамках научной психотерапии. Конкретная задача, которую предстоит решить в первую очередь, состоит в разработке модели методологии психологической науки, ориентированной на коммуникацию, т.е. предполагающей улучшение реального взаимопонимания:

Между различными направлениями в рамках научной психотерапии;

Между академической, научной психотерапией и практико-ориентированными концепциями;

Между научной психотерапией теми ветвями психотерапии, которые не относятся к традиционной академической науке (трансперсональная, религиозная, мистическая, эзотерическая и т.п.);

Между научной психотерапией и искусством, философией, религией

Между психотерапиями, которые опредмечивают различные уровни психической организации – персона, интерперсональное и трасперсональное.

Вторым шагом после реализации проекта коммуникативной методологии должна быть разработка интегративной научной модели и методологического аппарата, позволяющего реально соотносить различные подходы как внутри психотерапевтической науки, так и реализующие другие смысловые формы психологического знания.

Таким образом, первый шаг в формировании интегративной методологии и одновременно способ профессионального становления психотерапевта – коммуникативность, открытость знанию как системообразущий принцип.

Обобщение научных знаний о человеке в единое целое способно не только выявить и ликвидировать пустоты, белые пятна последних на рубежах традиционных наук, но и расширить горизонты психотерапии за счет интеграции знаний и прикладных технологий из других наук и тех направлений, которые в соответствии с картезианской парадигмой считались ненаучными и даже антинаучными.

К концу двадцатого столетия выявился тот факт, что психотерапия, по праву претендовавшая на роль лидеров человекознания, не обладала должной методологией комплексного познания человека, включая все уровни функционирования психического. Методологический кризис, который возник в российской психотерапии, является очень продуктивным состоянием эволюции антропоцентированных наук в том смысле, что породил к жизни идею коммуникативной методологии и обозначил вектор интегративного подхода в психотерапии.

Мы уже достаточно хорошо представляем, что учение об интегральной индивидуальности человека (В.С. Мерлин) является частной реализацией интегративной методологии внутри позитивистского понимания психотерапевтической науки. Для удовлетворения современного понимания интегративности необходима методологическая вооруженность такого уровня, которая не только вбирала бы лучшие достижения биологических, исторических, общественных наук, но и метанаучных концепций трансперсонального, религиозного, мистического, эзотерического характера, искусства и философии.

При этом центральное положение в концептуальном плане должна занять интегративная психотерапия.

Смена ориентиров государственного и общественного строительства, переживаемая Россией начиная с 80-х годов, накал межнациональных отношений, поиски новых идеологий, кризис в гуманитарных науках и в психотерапии, возвращение к традиционным истокам духовности, возникновение психотехнического и психотехнологического пласта психотерапии, многообразие в понимании предмета, задач и концептуального содержания сотен психологий требуют тех усилий, которые способствовали бы возникновению интегративной психотерапии.

На наш взгляд, развитие психотерапии связано со все большей интеграцией различных подходов, вначале рассматривавшихся как противоречащие, несовместимые, но впоследствии оказавшиеся вполне дополнительными. Более того - мы можем обозначить интегративный подход как эволюционно адекватный. Развитие психотерапии приводит к все большей популярности концепций, ориентированных на интегральный, целостны подход. Наиболее совершенным выражением этой идеи является интегральная психология Кена Уилбера, который, продолжая традицию И.Канта, Ф. Брентано, В. Дильтея и Карла Юнга смог создать целостную картину эволюции человеческого сознания и описать многоуровневый спектр психической реальности.

Известный физиолог, кардинально повлиявший на судьбу российской психотерапии, И.П. Павлов писал: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и ученых. Между ними резкая разница. Одни - художники, писатели, музыканты, живописцы и т.д. захватывают действительность целиком... Другие - ученые, именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее скелет. А затем как бы снова собирают ее части и стараются таким образом оживить, что им не удается никогда".

Используя метафору Ивана Павлова можно сказать – пришла пора ученых-художников, одновременно целостно «захватывающих действительность» и при этом не теряющие аналитическую рефлексивность.

Научная парадигма, которая структурируется всоциальной психотерапии накануне третьего тысячилетия, должна целостно представлять все уровни человеческого сознания и иметь интегративный характер. Более того – будущее науки о человеке – в интегративной психотерапии. Она учитывает не только духовные измерения человеческого существования, но и соизмерена обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе.

Именно интегративный подход дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы и всей Вселенной. С позиции этого подхода представляется возможным свести воедино основные положения трех ведущих направлений психологии и психотерапии: ортодоксального, гуманистического и трансперсонального в рамках концептуальной схемы интегративного подхода.

В настоящее время наиболее перспективным в мировой практике считается интегративное направление в психотерапии. Сочетание в нем различных психотерапевтических подходов позволяет пациенту отреагировать на различных уровнях его психической организации те факторы онтогенетического развития, которые привели к развитию психопатологического состояния. Как указывалось выше, поскольку в процессе психотерапии можно выделить три основных этапа, заключающиеся в создании модели состояния пациента, получении им нового, эмоционально значимого опыта и интеграции этого опыта в его личностную жизнь, то интегративная психотерапия, основываясь на динамическом, бихевиоральном и гуманистическом направлениях, позволяет сделать это наиболее полно.

Первой и одной из наиболее удачных попыток интегративной психотерапии следует считать гештальт-терапию, основанную немецким психоаналитиком Фрицем Перлзом. В основе данного подхода лежит несколько принципов, таких, как понятие фигуры и фона, где фигурой является актуальное состояние, а фоном служит предшествующий опыт, осознание и сосредоточенность на настоящем и вытекающий отсюда принцип «здесь и теперь», континуум противоположностей и функции психологической защиты.

Терапевтический процесс при проведении гештальт-психотерапии заключается в достижении пациентом личностной зрелости путем осознания и изменения старых, непродуктивных форм поведения и создания новых паттернов.

Другим, достаточно интересным интегративным подходом представляется опыт применения позитивной психотерапии для лечения психопатологических состояний. В основе данного подхода лежит представление о психопатологии как о глубоком нарушении межличностной коммуникации, являющейся следствием репрессивного влияния социума. Для восстановления нарушений предлагаются различные взаимодействия в диаде врач–больной, целью которых является повышение позитивной самооценки пациента.

В настоящее время одним из перспективных направлений в лечении психопатологических расстройств посредством интегративной психотерапии является психоделическая и психолитическая психотерапия. Свой наибольший расцвет она получила после открытия А.Хофманом выраженного психотропного действия у диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД), когда началось использование данного класса препаратов в качестве средства для психотерапии.

Как известно, психотомиметики вызывают яркие, эмоционально окрашенные переживания, сопряженные с галлюцинаторными образами. Аналитически ориентированные психотерапевты, сохраняя при этом принципы гуманистического отношения к пациенту, интерпретируют такие переживания как проявления травматических моментов личностной истории пациентов, выраженных в символической форме. В психоаналитической психотерапии для вскрытия этих фрустрирующих влияний требуется большое количество психоаналитических сессий, при применении же психотомиметика длительность процесса лечения значительно сокращается. Это привело к формулированию концепции пcихолитичеcкой психотерапии. Была показана достаточно высокая эффективность данной терапии при различных психопатологических состояниях. Другая концепция применения такой опосредованной психотерапии строится на наличии при применении данных веществ переживаний мистического характера. Это направление было обозначено как пcиходеличеcкое, и получило наибольшее распространение в конце 1950-х – первой половине 60-х годов.

Пcиходеличеcкая терапия разрабатывалась в основном в США и Канаде. Термин «пcиходеличеcкий» был предложен X.Оcмондом (1957) как производное от греческих слов «психе» – душа и «делоc» – проявление, выявление. В пcиходеличеcкой терапии одноразово (или небольшое число раз) применяют большие дозы психотомиметика с целью вызвать глубокие переживания трансцендентного характера, способствующие катарсису и позитивным личностным изменениям.

Психотерапия в рамках данного подхода заключается в подготовке пациента к сеансу, его проведении, а также в психотерапевтических беседах после сеанса с целью помочь пациенту соотнести мистические переживания с его дальнейшей жизнью. Тем самым, психотерапевтическая работа получает ранее совершенно не свойственное ей качество. Она рассматривается не только как процесс разрешения психологических проблем личности, но и как этап духовной преобразовательной работы.

Таким образом, интегративная психотерапия, учитывая имеющиеся достоинства и недостатки трех основных психотерапевтических направлений, является на сегодняшний день наиболее перспективным и развивающимся направлением. По-видимому, будущее психотерапии лежит именно в развитии этого направления.

Формы психотерапии

Для лечения различных психопатологических состояний применяется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия. Наиболее распространенной формой психотерапевтического вмешательства является индивидуальная психотерапия . При этом со стороны психотерапевта предпринимаются воздействия, направленные на выяснение индивидуально-неразрешимых ситуаций (чаще всего из области бытовых, производственных, семейных и сексуальных отношений), а также на обнаружение факторов, способствующих устранению болезненных проявлений. В дальнейшем, проводится переориентация пациента на иной стиль взаимоотношений, не несущий деструктивного начала. Важно подчеркнуть, что при проведении индивидуальной психотерапии одним из ведущих терапевтических механизмов, способствующих реализации лечебных эффектов является межличностное взаимодействие в диаде врач–больной.

Большое место при психотерапевтическом лечении должна занимать семейная психотерапия . В кажущемся простом переходе от индивидуальной психотерапии к терапии пары имеется важный концептуальный момент. Он заключается в том, что проблема касается не только одного человека, а затрагивает обоих партнеров по браку. Кроме того, корни ее кроются во взаимодействии партнеров, и терапия направлена на коррекцию этого взаимодействия. Согласно общепринятым представлениям, гармоничный брак подразумевает разделяемую обоими супругами систему ценностей, заботу каждого из них о благосостоянии и развитии личности партнера, терпимость к различиям, а также основанное на взаимном согласии, определенным образом сбалансированное распределение ролей в отношении доминирования и принятия решений. Однако врач, стремясь избежать навязывания своих взглядов, зачастую применяет подход «проблема – мишень»: он предлагает супругам самим сформулировать проблему, которую им хотелось бы разрешить. В процессе беседы с пациентами клиницист также должен иметь в виду, что брак с течением времени проходит определенные стадии: сначала – просто совместная жизнь супругов, затем воспитание детей и, наконец, наступает период, когда повзрослевшие дети покидают дом и супругам необходимо вновь адаптироваться к жизни вдвоем. При проведении семейной психотерапии проводится совместное обсуждение взаимодействия в семье, коррекция отношений окружающих к больному члену семьи. Важными являются попытки благоприятного разрешения конфликтных ситуаций или хотя бы уменьшения их значимости, оздоровление эмоционального микроклимата в семье. Одна из главных задач семейной психотерапии – повышение уровня критической оценки неконструктивных взаимоотношений и, тем самым, увеличение компенсаторных возможностей семьи.

Групповая психотерапия является на сегодняшний момент наиболее перспективной формой психотерапии. Она представляет собой создание искусственных, лабораторных взаимоотношений, имитирующих различные социальные ситуации. Самым существенным фактором, оказывающим лечебное воздействие при проведении групповой психотерапии, является групповая динамика. Именно она способствует получению участниками группы иного, более конструктивного опыта во взаимодействии с окружающим социумом. В групповой динамике выделяются следующие этапы;

1) этап ориентации на формального лидера (психотерапевта). На этом этапе происходит ознакомление группы с правилами, которые должны выполняться на протяжении ее проведения. Кроме того, происходит создание мотивации к позитивным изменениям в результате группового взаимодействия. Участники группы обычно, в силу сложившихся жизненных стереотипов поведения, ждут от руководителя достаточно четких директив по избавлению от существующей проблематики.

2) этап группового псевдосплочения. На этом этапе происходит объединение группы на уровне формальных, социально окрашенных взаимоотношений.

3) этап поиска «козла отпущения». В это время участники группы начинают проявлять групповую агрессию. Однако стоит отметить, что на этом этапе еще имеется принятие формального лидерства психотерапевта, и именно поэтому групповая агрессия выливается на самого слабого участника группы. Основной задачей психотерапевта на этом этапе является защита этого участника с переведением групповой агрессии на себя.

4) этап выдвижения групповых лидеров. На этом этапе происходит отрицание ведущей роли психотерапевта и взятие инициативы отдельными участниками группы.

5) этап истинного группового сплочения. Именно во время этого этапа происходит получение пациентами нового эмоционально значимого опыта и интеграция его в личностную жизнь пациента.

Социотерапия

Как подчеркивал Ф.И.Случевский, при понимании психических расстройств как многофакторного феномена, при образовании которого психологические и социальные факторы играют одно из значимых мест, психотерапия и социотерапия должны оставаться одними из ведущих методов лечения.

Как указывалось выше, на одном из этапов проведения психотерапии пациенты достаточно часто теряют интерес к лечению, отказываются от дальнейшего сотрудничества с психиатром и начинают поиски нового, с которым, по их мнению, им удастся «научиться лучше выполнять роль послушного больного», получая при этом прежние дивиденды от симптоматики, либо, что встречается в наших условиях чаще, наступает достаточно глубокая инвалидизация, заключающаяся, прежде всего, в усилении негативной симптоматики. Чтобы сгладить данные явления, на этом этапе должно начинаться подключение, помимо психотерапевтических, еще и социотерапевтических реабилитационных мероприятий.

Большое место среди социотерапевтических мероприятий необходимо отдавать научению взаимодействиям в социуме, коррекции отношения окружающих к больному, прежде всего это касается членов его семьи, если возможно, исправлению дефектов воспитания, оказанию помощи в приобретении профессиональных навыков и далее рациональном трудоустройстве. Важными являются попытки благоприятного разрешения конфликтных ситуаций или хотя бы уменьшение их значимости. Одна из главных задач социотерапии – повышение компенсаторных возможностей индивида при межличностном взаимодействии.

Таким образом, возможна следующая схема построения реабилитационных программ;

· создание терапевтической среды, терапевтических сообществ пациентов в стационаре;

· работа, направленная на преодоление анозогнозии и повышение психологической грамотности пациентов;

· проведение индивидуальной и групповой психотерапии пациентов, направленной на осознание их собственных личностных особенностей и психологических проблем, а также проработку выявленной проблематики для гармонизации их собственной личности;

· индивидуальная и групповая работа с пациентами, направленная на повышения уровня их социальной адаптации, формирование ответственности за свое социальное поведение, обучение навыкам конструктивного общения, преодоления конфликтных ситуаций;

· разработка системы социальной реабилитации пациентов, их трудовой и бытовой адаптации, составление индивидуальных планов социальной реабилитации пациентов в различных социальных группах (семья, производственный коллектив, неформальные группы);

· организация службы профессиональной ориентации пациентов с учетом их ценностных установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов, создание в пределах психиатрического стационара групп пациентов по интересам;

· организация мероприятий по психопрофилактике рецидивов психического расстройства у бывших пациентов, включающих проведение групп встреч, семейного консультирования и т.д.

ГЛАВА 3

ЧАСТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Сравнительная эффективность психотерапии при различных психопатологических расстройствах

Вопрос об эффективности психотерапии принадлежит к одному из наиболее сложных. По мнению Ханса Айзенка, а также многих других исследователей, проведение психотерапии при эндогенных психических расстройствах является бессмысленной тратой времени. Однако стоит подчеркнуть, что при оценке эффективности стоит ориентироваться не только на объективные критерии изменения в симптоматике, но и на субъективные переживания пациентов во время прохождения ими лечения. Исследования последних десятилетий показали, что в результате прохождения психотерапии, болезненные симптомы во время обострения психического расстройства, переживаются пациентами значительно легче, если совместно с медикаментозным лечением им оказывается и психотерапевтическая помощь.

До недавнего времени, особенно в нашей стране, считалось, что основной точкой приложения психотерапии является пограничная психиатрия. Психотерапия считалась применимой при неврозах, психопатиях, а также как вспомогательный метод при лечении реактивных состояний. Однако, как показала практика, ее применение приносит значительное улучшение не только при этих состояниях. Имеется достаточно большое число научных работ, где убедительно доказывается эффективность применения психотерапии при шизофрении, биполярном расстройстве, посттравматических стрессовых расстройствах, а также при психосоматических заболеваниях.

Исходя из изложенных в предыдущих разделах условий эффективности психотерапии, наиболее полно ее лечебные эффекты реализуются при посттравматическом стрессовом расстройстве. Именно при нем человек, попавший в трудноразрешимую ситуацию, стремиться как можно скорее выйти из нее и имеет для этого все необходимые предпосылки. Наиболее эффективным направлением при этом оказывается экзистенциально-гуманистическая психотерапия, поскольку именно она дает необходимый опыт сочувствия и сопереживания, так необходимый человеку, пережившему ситуацию, разрушившую его прежние жизненные стереотипы. Применение динамической и поведенческой психотерапии при этом зачастую оказывается бесполезным.

Ниже приводится клинический случай, иллюстрирующий применение психотерапии при посттравматическом стрессовом расстройстве:

Больной К. 43 лет, поступил на стационарное лечение в Клинику неврозов по направлению невропатолога областной клинической больницы, где находился на реабилитационной терапии после полученного во время автомобильной катастрофы сотрясения головного мозга. Во время аварии у пациента погибли жена и дочь. В произошедшей трагедии он обвинял только себя. Клиническая симптоматика характеризовалась сниженным настроением, отсутствием интереса к жизни, суицидными мыслями, раздражительностью, бессонницей, отсутствием аппетита. До поступления в Клинику неврозов больному проводилась рациональная психотерапия, во время которой врачи пытались переубедить больного в его самообвинениях, кроме того, проводилось медикаментозное лечение ноотропами и транквилизаторами.

Начиная с первичного приема, в клинике стала проводиться терапия, во время которой больной подробно рассказывал об обстоятельствах произошедшей аварии, делился воспоминаниями о своей семье, рассказывал о чувствах, которые испытывал к жене и дочери. В дальнейшем, был проведен символический ритуал прощания с погибшей семьей, так как на похоронах пациент не присутствовал.

Следующим этапом было обсуждение целей и смыслов его прошлой и будущей жизни. В ходе данного обсуждения была сформирована ориентация на создание новой семьи, произошло более глубокое осознание собственной жизни.

После проведенной терапии произошла редукция выше обозначенной симптоматики. Пациент выписан в удовлетворительном состоянии.

По данным годового катамнеза, больной повторно женился, планирует завести ребенка.

Следующей группой расстройств, при которых психотерапия является наиболее эффективным методом лечения, являются психосоматические заболевания. Происходит это, по-видимому, в силу важности для каждого человека его телесности. Поскольку во время возникновения психосоматических заболеваний происходит формирование телесного страдания, при котором начинается, помимо изменения функционирования, и морфологическое изменение структуры тех или иных органов и систем, больной оказывается зачастую в ситуации при которой дальнейшее существование в прежних стереотипах приведет его к потере не только физического здоровья, но зачастую и самой жизни. Так как медикаментозные средства у этой группы больных, в достаточно большом проценте случаев, не приводят к длительному улучшению состояния, и с каждым приступом болезнь захватывает человека все больше и больше, то обращение за психотерапевтической помощью становится естественно необходимым.

Следует подчеркнуть, что при психосоматических заболеваниях, ведущую роль играет компонент развития личности. Исходя из этого, наиболее эффективным средством при этой патологии оказывается динамически ориентированная психотерапия.

Далее, по мере убывания, следуют неврозы и психопатии. При этих расстройствах мотивация пациентов к изменениям обычно является двойственной. Поэтому те изменения, которые достигаются в процессе психотерапии, достаточно часто оказываются транзиторными.

Психотерапия при эндогенных заболеваниях хотя и играет достаточно большую роль, однако при их лечении является чаще вторичной по отношению к медикаментозному лечению. Ее наибольшее значение проявляется после выхода пациента из состояния психоза. Наиболее эффективными при шизофрении и аффективных расстройствах настроения оказались динамическая и бихевиоральная психотерапия. Неоспоримым также является применение социотерапии, особенно при длительном нахождении пациентов в стационаре.

"Я должен сказать, что считаю гуманистическую третью психологию переходной формой, готовящей нас к более высокой четвертой психологии , трансличностной, трансчеловеческой, ско­рее обращенной к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам, выходящей за пределы человеческой природы и идентичности человека, его самоактуализации и т.п." , — так писал А.Г.Маслоу на заре зарождения интегративной психологии .

Интегративная психология объединила различные школы, направления и знания о человеке в области психологического знания. Слово "интегративная" переводится с латинского языка как "восстановление, целое" .

Для интегративной психологии важным моментом является принцип целостности . Вопрос целостного состояния профессор Козлов В.В. связывает с просветлением , которое всегда было "камнем преткновения для рефлексивного ума" . Просветление — это гармония , безопасность, растворение и слияние со Вселенной. Просветление нельзя определить словами. Это что-то, разливающееся в пространстве и тебя словно нет и одновременно, — ты есть. Это удивительное состояние.

"Любое знание , — считает Козлов В.В., — в нашем понимании является способом существования рефлексии за пределами просветления" . Он считает, что в просветлении нет понятия "сознание" .

В развитие интегративной психологии внесли большой вклад исследования К.Уилбера, Г.Грофа, Р.Ассаджиоли … Ещё в 90-х годах были заложены основы "интенсивных интегративных психотехнологий" , направленных на выработку у человека навыков, которые помогут ему в жизни стать более цельным, безконфликтным и избавиться от раздробленности сознания и поведения. Принять свои переживания и перевести их с уровня проблемы на уровень исцеления, повысить творческий потенциал и вернуть человеку ощущение радости жизни помогут техники интегративной психологии.

Человек является существом целостным, самостоятельным и способным к развитию. Человек и его сознание — это не отдельные категории, это целостное образование. Целостный подход предполагает не только системный взгляд на вещи, но и цельное видение картины мира окружающей действительности и людей. Ещё И.Кант в своих работах говорил о целостности природы человека.

Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек, то есть он одновременно представляет из себя, и целостность, и часть по отношению к природе. Мир — это "единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей" согласно интегральному подходу. Человек может думать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как есть некие сенсорные преобразования, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен и каждый человек имеет свою "картину мира". И в интегративном взгляде на мир фокус перемещается с объекта к форме и большее внимание уделяется процессу.

Понятие "целостности личности" включает в себя все её проявления: социогенетические, трансперсональные, интерперсональные, персоногенетические. Являясь цельной личностью, человек также испытывает и внутренний конфликт и доводит себя до ещё большего напряжения. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Интеграция заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше отвергалось. Развивая способность к интеграции, он научается заботиться о здоровье своей психики.

Согласно интегративной психологии психика человека представляет собой множество уровней , включающих в себя индивидуальный опыт от своего рождения и сознания, не имеющего границ. В то же время, — это организм, способный поддерживать динамическое равновесие.

В мире всё неделимо и взаимосвязано. Все части в составе Вселенной находятся в непосредственном отношении к её целостности. Части и целое едины в отношении друг к другу. Выстраивая взаимоотношения со всеми своими частями сознания, человек может восстановить связь с энергиями, исцелить себя.

Ещё шаманы начали использовать в своей деятельности трансовые состояния. Они исследовали неизвестные области, в которые попадали во время экстаза. Шаманы могли входить в измененные состояния сознания и видеть вещи, не подвластные уму человека, подвергающего всё логическому объяснению. Возможно, именно шаманы заложили понятие о разрыве реальности.

"Человек есть нечто, что должно превозмочь" , — писал Ф.Ницше. Человек обретает свой смысл, переступая через Эго, через себя. Реализация человека, самоактуализация, наполнение жизни большим смыслом возможны благодаря применению психотехник.

Достижение гармонии внутри себя и со всем, что окружает , — это ли не повод обращения к интегративной психологии?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то