Задания по горизонтали

Данный кроссворд может быть использован в 8 классе в качестве итогового контроля знаний после изучения главы. Учащиеся могут разгадывать его как индивидуально, так и разбившись на пары или небольшие группы.

Задания по горизонтали:

3. «… спасения» - тайная организация, возникшая в 1816 году.

5. Князь, один из членов «Негласного комитета».

6. Местечко в Восточной Пруссии, где в июне 1807 года состоялась встреча Александра I и Наполеона.

7. Страна на Кавказе, добровольно вошедшая в состав России в 1801 году.

12. Река, которую в июне 1812 года. вторгшись в Россию перешла армия Наполеона.

14. Полководец, командующий русской армией в русско-турецкой войне 1806-1812 года и Отечественной войне 1812 года.

15. Руководитель Южного общества.

17. Руководитель Северного общества.

18. Столица Австрии, в которой в 1814-1815 годах состоялся конгресс, решавший судьбу Франции.

19. Город, в котором в 1825 году скончался император Александр I.

20. Месяц, в котором произошло вооруженное выступление Северного общества.

Задания по вертикали:

1. Органы власти, созданные в 1801 году взамен устаревших Коллегий.

2. Село, при котором произошло одно из крупнейших сражений сражений Отечественной войны 1812 года.

4. Воспитатель Александра I.

8. Страна, воевавшая с Россией в 1804-1813 годах.

9. Основатель военных поселений в России.

10. Один из руководителей Северного общества, повешенный по приказу Николая I.

11. Страна, вошедшая в состав России по решению Венского конгресса.

13. Герой Отечественной войны 1812 года, убитый на Сенатской площади.

16. «Русская …», программный документ Южного общества.

Ответы на кроссворд

По горизонтали:

3. Союз 5. Чарторыйский 6. Тильзит 7. Грузия 12. Неман 14. Кутузов 15. Пестель 17. Муравьев 18. Вена 19. Таганрог 20. Декабрь

По вертикали:

1. Милорадович 2. Бородино 4. Лагарп 8. Иран 9. Аракчеев 10. Рылеев 11. Польша 13. Милорадович 16. Правда

страница 1

От составителя

На территории, называющейся «Северный Кавказ», перемешались степи и горы, различные климатические зоны, народы и культуры.

На Северном Кавказе проживает свыше 50-ти различных народов, у которых существуют свои обычаи, верования, свой фольклор.

В библиотеках нашей системы реализуются программы, проекты по формированию у детей и подростков поликультурного сознания, толерантного отношения к людям другой национальности, культуры и религии.

Предлагаемые игры-путешествия, игры-конкурсы, викторины, кроссворды в сборнике «Занимательное путешествие по Северному Кавказу» станут хорошим подспорьем библиотекарям, преподавателям в этой работе.

Сборник состоит из двух разделов:


  • «Общие сведения о Северном Кавказе: история, география, природа»;

  • «Культура, традиции, быт народов Северного Кавказа».

Пособие «Занимательное путешествие по Северному Кавказу» также рассчитано на школьников среднего и старшего возраста и всех, кто интересуется краеведением.


история, география, природа.


«Северный Кавказ – частица России»:

конкурс-викторина на лучшего знатока истории Северного Кавказа.

Вопросы:


    Кому принадлежало Черноморское побережье Кавказа в начале XIX в.?

  1. Ирану;

  2. Турции;

  3. России;

  1. При чьем правлении было учреждено Кавказское наместничество?

  1. Николая I;

  2. Петра I;

  3. Екатерины II .

  1. В каком году был издан указ Екатерины II о создании Азово-Моздокской укрепительной линии?

  1. в 1677;

  2. в 1777;

  3. в 1877.

  1. Как назывался правитель Дагестана и Чечни в первой половине XIX в.?

  1. имам;

  2. шах;

  3. султан.

  1. На рубеже XIX - XX вв. символом Кавказских Минеральных Вод стала фигура:

  1. льва;

  2. волка;

  3. орла.

  1. Какой национальности был Шамиль?

  1. грузин;

  2. чеченец;

  3. осетин.

  1. Назовите имя автора повести «Хаджи-Мурат»?

  1. Л. Н. Толстой ;

  2. М.Ю. Лермонтов;

  3. А. С. Пушкин.

  1. Кто из русских поэтов был офицером Тенгинского полка и участником Кавказской войны?

  1. А.С. Пушкин;

  2. Л.Н. Толстой;

  3. М.Ю. Лермонтов.

  1. Какому известному русскому писателю принадлежат слова: «Если бы я жил на Кавказе, то писал бы сказки. Удивительная страна»?

  1. Л.Н. Толстому;

  2. А.П. Чехову;

  3. А. С. Грибоедову.

  1. За какое стихотворение М.Ю. Лермонтова выслали на Кавказ?

  1. «Смерть поэта»;

  2. «Валерик»;

  3. «Хаджи-Абрек».

  1. В сборник знаменитой поэтессы второй половины 20
столетия «Поэзия народов Кавказа» вошли переводы из грузинской, армянской, абхазской и балкарской поэзии. «…Я старалась служить переводу, я упивалась переводом. Мне хотелось, чтобы дивная речь другого народа звучала на моем языке, чтобы она была упоительной». Назовите, пожалуйста, имя этой поэтессы.

  1. Белла Ахмадулина;

  2. Анна Ахматова;

  3. Раиса Ахматова.

  1. В 1939 году, открывая юбилейный вечер этого поэта
А.А. Фадеев сказал: «Если хотите, он является своего рода Леонардо да Винчи… Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и художником, и драматургом, и общественным деятелем». О ком это высказывание?

  1. Коста Хетагуров;

  2. Расул Гамзатов;

  3. Кайсын Кулиев.

«Географическая азбука»:

Ведущий: О многом могут рассказать нам географические имена и названия на карте Северного Кавказа.

Каждое название имеет свой тайный смысл и значение. У ученых нет единого мнения, не только о том, что означает слово «Кавказ», но и том, от какого языка пошло это название. Это название впервые упоминается в сочинениях древних греков около 2500 лет тому назад. Считается, что «Кавказ» с еще более древнего, санскритского языка означает «Блестящие горы». Название «Эльбрус» чаще связывают с персидским языком – «Альброс» на этом языке означает – высокая гора.

Дагестан - «горная страна» (от тюркских слов даг - «гора» и стан - «страна, земля»).

Дон - название дано ираноязычными народами, некогда жившими на территории Северного Причерноморья, на языке которых дон означает «река».

Кубань - название этой реки произошло от карачаевского слова «кьобан» и означает «большая река».

Терек - тоже означает «река», только в переводе с древне- тюркского.

В названии столицы края – города Ставрополя – много разных тайн, хотя хорошо известна дата основания крепости №8 (1777год), вокруг которой он образовался.

Слово «Ставрополь» в переводе на русский язык с греческого означает «город креста» («ставрос» - крест, «полис» - город»). Греческое название для русской крепости? И почему целых три одинаковых названия в России? Это и название крепости, основанной еще в 1722 году по велению Петра I в низовьях реки Сулак, впадающей в Каспийское море южнее реки Терек, и крепость, а затем и город Ставрополь на р. Волге (основан в 1737г.) и наша крепость – Ставропольская (1777г.).

Сразу же отметим, что древние греки к основанию этих крепостей не имели никакого отношения. Название столицы края – Ставрополь – связано с увлечением придворного окружения российских императоров в XVII – XVIII веках древнегреческой культурой и стремлением противопоставить символ христианства – крест распространению ислама на Северном Кавказе.

А теперь, ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание: назовите как можно больше географических объектов, относящихся к Северному Кавказу, которые начинаются на буквы «С» и «К». Победителем будет тот, кто больше вспомнит названий.

(Кавказ, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Кисловодск, Краснодар, Кубань, Казбек, Калаус, Кума, Каспийское море, Курсавка, Красногвардейское.

Ставрополь, Стрижамент, Сенгилей, Сочи, Северная

Осетия, Северский Донец, Ставропольская возвышенность, Сухая Буйвола).

«Водный аукцион»:


Ведущий: Реки на Северном Кавказе многочисленны и разделяются на горные и равнинные. Горные реки бурные, многоводные, стремительные. Это объясняется тем, что берут они свое начало от высокогорных снегов и ледников. А равнинные реки, наоборот, медленные и спокойные, маловодные, и летом совсем пересыхают.

Ребята, в этом задании вы должны назвать как можно больше рек Северного Кавказа, которые вы знаете. Победит тот, кто последним назовет реку.

(Реки: Кубань, Терек, Дон, Чегем, Черек, Урух, Большой Зеленчук, Лаба, Малый Зеленчук, Белая, Уруп, Невинка, Маныч, Миус, Егорлык, Северский Донец, Калаус, Кума, Подкумок, Сулак, Мокрая Буйвола)


«Кроссворд» (с ключевым словом «Северный Кавказ»)

(На листе ватмана, который прикреплен к стенду, начерчена сетка кроссворда. Ведущий задает вопросы, правильные ответы вписываются в клетки кроссворда).



1

с

2

е

3

в

4

е

5

р

6

н

7

ы

8

й

*

9

к

10

а

11

в

12

к

13

а

14

з

Ведущий: В этом задании нам нужно разгадать кроссворд, тогда мы узнаем, какое слово в нем спрятано. Победителем становится тот, кто правильно называет слово, за это он получает очко.

Задания:


  1. Название этого города происходит от кислых вод - нарзанов, которые местные жители называли Аче-су, что с тюркского означает «кислая вода». (г. Кисловодск).

  2. Как называется минеральная вода, которая лечит болезни желудочно-кишечного тракта печени и болезни, связанные с обменом веществ. (Так еще называется бальнеологический и грязевый город-курорт, который входит в кавминводскую группу городов). (г. Ессентуки).

  3. Ученый-краевед, автор книги «Занимательное краеведение». (В.Г. Гниловской).

  4. Название балки, где были найдены отпечатки древних насекомых. (Балка Вишневая).

  5. «Среди степей стоит одна гора
С отметкой больше восьмисот.

Ее порой цепляют облака,

А ветер склоны все стрижет.

Степных просторов властелин

Поднялся из глубинных вод

Теперь, как в сказке исполин

Венчает Ставропольский свод».

(Гора Стрижамент - высшая точка Ставропольской возвышенности (831 м).


  1. Какой сад в городе Ставрополе можно по праву назвать «музеем растений». (Ботанический сад).

  2. Горный район северного склона Кавказского хребта. В переводе с карачаевского «ариукыз» - означает «красивая девушка». (Архыз).

  3. Лес, частично расположенный в Сенгилеевской котловине (Русский лес).

  4. Какая река регулирует подачу воды в Сенгилеевское водохранилище? Все речки и ручьи, впадающие в это водохранилище, принадлежат теперь бассейну этой реки (Река Егорлык).

  5. Название этой реки происходит от тюркского слова «таш» - скала, возвышенность. В 1837 г. М. Ю. Лермонтов во время посещения Ставрополя сделал рисунки «Волобуевой мельницы» на этой реке. Поэт был восхищен красотой увиденных пейзажей. (Река Ташла).

  6. Ворота или узкий проход в горе Ставропольской (Волчьи ворота).

  7. Назовите дерево, произрастающее на Кавказе, листья которого напоминают растопыренные пальцы рук: (Каштаны).

  8. Какую гору воспел М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Измаил-бей», написав следующие строчки:
«Кругом налево и направо

Как бы остатки пирамид,

А там царь их пятиглавый,

Туманный сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной».

(Гора Бештау, в переводе с тюркского означает: «беш» - пять, «тау» - гора).


  1. «Ты у подножия Железной лежишь,
Водою лечишь с давних пор,

Историю земли своей хранишь,

Жемчужиной сверкая среди гор.

С природой очень гармонично

Живешь уже не первый год.

Курорт лечебный, не обычный,

Кавказских Минеральных Вод».
Какой город-курорт КМВ лежит у подножия горы Железной?

(г. Железноводск).


«Составь слова»:

(На стенде прикреплен лист ватмана со словосочетанием «Северный Кавказ»).

Ведущий 1: Перед вами словосочетание «Северный Кавказ». Вам нужно составить из букв, входящих в него, как можно больше новых слов. Принимаются только имена существительные в именительном падеже. Победит тот, кто составит самое длинное слово.

(Возможные варианты слов):


Север

завеса

вор

кран

арена

веер

серена

ров

сера

сын

вера

кара

сыр

нервы

рев

рысак

казак

серна

река

сев

риск

казна

керн

реверс

занавес


вена

резина

век

акын

ваза

река

вакса

весна

(В конце игры подсчитываются очки и выявляется победитель. Им становится тот, кто набрал наибольшее количество очков. Победителю вручается главный приз. Награждают призами и тех, кто занял второе и третье место).


«В мире растений и животных»:

путешествие по Красной книге Ставропольского края


Ведущий: Ребята, как вы знаете, природа Северного Кавказа необычайно разнообразна. Не многие области России могут в этом отношении сравниться с ним. У нас есть все - и горные вершины, и песчаные пустыни, и просторные луговые степи.

Большое разнообразие рельефа, климата, почв создало благоприятные условия для обитания самых разных представителей флоры и фауны. Но загрязнение окружающей среды, распахивание степей, истребление животных и растений привели к их исчезновению.

13 апреля 2000 г. Постановлением Губернатора края была учреждена Красная книга Ставропольского края. В Красную книгу включено около 188 видов животных, 304 вида растений и 5 видов грибов, которые являются редкими, исчезающими или находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране.

Состоит она из 2-х томов:

Т. 1 - Растения.

Т. 2 - Животные.

(Показать книгу).

Давайте совершим путешествие по Красной книге Ставропольского края и познакомимся с ее представителями. Сейчас я буду зачитывать описание животных или растений из Красной книги, а вы должны угадать, о ком идет речь. Правильно ответивший на вопрос получает очко.


  1. Круглые, темно-зеленые стебли этого растения поднимаются из воды в таком количестве, что в нем бывает трудно пробраться. Из стеблей его можно сплести мягкую циновку, годную для постели, можно сделать легкий поплавок для рыбной ловли. Это растение очень любит воду и растет только у воды. (Камыш).

  2. У этой птицы большие глаза на большой голове, как бы подчеркнутые, увеличенные веерообразным оперением. Охотится по ночам на грызунов, небольших птиц, насекомых. Гнездится - в дуплах, в развалинах, на деревьях, на земле. (Сова).

  3. Представитель большой группы грызунов, по величине может быть до размеров крысы, с короткими лапками и хвостом, большими глазами и большими закругленными ушами. Похож на мышь, имеет защечные мешки. Обитает в степях, песках, на полях, в постройках человека. Для жилья устраивает простые норы. Охотится в сумерках и ночью. Зимой впадает в спячку. Зверьков некоторых видов иногда содержат в неволе. (Хомяк).

  4. Этот цветок считали исцелителем от психических расстройств и средством, предохраняющим от нечистой силы. Англичане называют его снежная капля или снежная сережка. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снеженка, у испанцев - белый, у немцев - снежный колокольчик, у болгар - задира, мы же зовем его... (Подснежник).

  5. Гнездо этой птицы можно увидеть на дереве, на столбе, на одиноко стоящем стоге сена, на крыше хаты. Весят они не один центнер. Птица ремонтирует гнездо каждый год. В таком гнезде хватает места даже «квартирантам»: воробьям, скворцам, трясогузкам. Зимует птица в Африке. В народе считается птицей, приносящей счастье. (Аист).

  6. Название этого цветка в переводе на русский язык означает «тюрбан» - турецкая чалма. Был воспет многими персидскими поэтами, один из которых, Гафиз, сказал, что с прелестью этого цветка не может сравниться даже сама роза. В бутоне этого цветка, по легенде, заключено счастье. (Тюльпан).

  7. По происхождению это лесная лиана, но человеку показалось выгоднее собирать урожай с низких кустов, поэтому эту лиану обрезают. Ягоды - очень сочные и вкусные. Их сушат, из них делают напитки. (Виноград).

  1. Культура, традиции, быт народов Северного Кавказа


«Народы и обычаи Северного Кавказа»:

викторина на звание лучшего этнографа


Ведущий: На Северном Кавказе проживает свыше 50-ти различных народов, у которых существуют свои обычаи, верования, свой фольклор. И сейчас мы проведем небольшую викторину на звание лучшего этнографа. За каждый правильный ответ вы получите очко. Победителем будет тот, кто верно ответит на наибольшее количество вопросов.


  1. Кто из вас перечислит больше народов, проживающих на Северном Кавказе. (Русские, аварцы, даргинцы, кумыки, таты, лезгины, лакцы, ногайцы, табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, украинцы, чеченцы, осетины, кабардинцы, адыгейцы, карачаевцы, ингуши, черкесы, абазины, балкарцы, кумыки).

  1. В кавказском героическом эпосе эти люди - легендарные пастухи и богатыри, охотники и воины, первые люди на Земле. Как они называются? (Нарты).

  1. Главная священная книга у мусульман:

  1. газават;

  2. коран;

  3. хадж.

  1. Памятник устного народного творчества кавказских народов (начал записываться в XIX в.):

  1. лакские сказания;

  2. нартский эпос;

  3. осетинские легенды.

  1. Как называется комната для гостей в доме у горцев? (Кунацкая).

  1. От каких кочевых народов предположительно произошли казаки? (От половцев).

  1. Назовите казачьи войска, которые располагались у нас на Северном Кавказе? (Донское казачье войско, Кубанское и Терское).

  1. Закончите следующие казачьи пословицы:

      1. «Казачьему роду - (нет переводу)».

      2. «Терпи, казак, - (атаманом будешь)».

      3. «Казак родился - (Отчизне пригодился)».

  1. Донской казак Ермак - это:

  1. покоритель Эльбруса;

  2. покоритель Сибири;

  3. покоритель Тихого океана.

  1. Что такое бурка? (Элемент одежды кавказских горцев. Бурка изготавливалась из войлока и накидывалась на плечи. Хорошо защищала от дождя и снега).

«Знатоки традиций Северного Кавказа»:

конкурс



Традиция - обычай, установившийся порядок поведения в быту. Каждый народ имеет право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой.


(Команда выбирает вопрос для соперника)

Вопросы:


  1. Глава рода, старейшина, почтенный человек в Средней Азии и на Кавказе:

  1. аксакал;

  2. аманат;

  3. гяур.

  1. Выкуп за невесту у народов Кавказа:

  1. калым;

  2. курбан-байрам;

  3. хадж.

  1. Старинный головной убор народов, обитавших в пределах Кавказа:

  1. бекеша;

  2. бурка;

  3. папаха.

  1. Мужская одежда у народов Кавказа:

  1. дерюжка;

  2. черкеска;

  3. бебеха.

  1. Поселение у народов Кавказа:

  1. аул;

  2. хутор;

  3. стан.

  1. Крупное казачье поселение:

  1. хутор;

  2. село;

  3. станица .

  1. По казачьим поверьям этот предмет нужно бросить на грядку с огурцами, чтобы получился богатый урожай. Какой это предмет?

  1. кирпич;

  2. нож;

  3. старый башмак;

  4. футбольный мяч.

  1. Аталык - это:

  1. вид горской национальной одежды;

  2. кавказский кинжал;

  3. приемный отец;

  4. блюдо кавказской кухни.

  1. Как называется праздник Жертвоприношения у мусульман:

    1. новруз;

    2. курбан-байрам;

    3. ураза-байрам.

  1. Казачий танец со сложными, подчас акробатическими, фигурами:

    1. гопак;

    2. казачок;

    3. байбачок.

  1. Лихая скачка, во время которой всадники показывают ловкость в управлении конем:

    1. джура;

    2. абрековка;

    3. джигитовка.

«Птица сильна крыльями, а человек дружбой":

конкурсная игра

Цель игры: содействие в воспитании интернационализма, толерантности через изучение сокровищницы устного народного творчества (пословиц и поговорок).

Условия и правила проведения игры:

В игре участвует 2 команды. Игра состоит из пяти этапов – конкурсов по заданной теме. Все задания связаны с темой игры.

Главное в игре – мотивация детей на освоение традиций, культуры, фольклора разных народов, знание и понимание, умение правильного толкования и применения в речи пословиц и поговорок.

Все ответы оцениваются по 10-ти бальной системе.

Конкурсные задания:

1-й конкурс “Давай подумаем” (Ведущий зачитывает 10 пословиц, команды подают знак (поднимают свою эмблему), если пословица соответствует теме игры. Пословицы и поговорки читаются вперемешку).

Пословицы по теме:
Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Имеющий тысячу друзей – спасся, имеющий тысячу голов скота – погиб.

Крови не родной, да души одной.

Друг лучше старый, а шуба – новая.
Пословицы не по теме:
Каков корень – таковы и побеги.

Крапиву рвать легче чужими руками.

Цени что имеешь – так и богатство множиться.

Если вожак хорош, то и тот, кто следует за ним, - неплох.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
2-й конкурс “Восстанови пословицы» (Каждой команде ведущий предлагает восстановить по 10 пословиц).

1. Задание 1-й команде:

Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения.


  1. Друг неиспытанный, что...

  2. Дурную славу нажить, как...

  3. Мы с тобой, как...

  4. В недруге стрела, что во пне, а в друге, что …

  5. Ласковое слово, что...

Сравнения для вставки: ;(1) что орех не сколотый; (2)как пить попросить; (3)как рыба с водой; (4)что во мне; (5)что весенний день.


  1. За (какой?) головой, как за каменной стеной…
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

  1. (Какой?) сосед лучше плохого брата.
Слова: умный, добрый, ласковый, хороший.

  1. Самая (Какая?) страна - страна, где нет друга.
Слова: дальняя, чужая , неродная, нелюбимая.

  1. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую , хорошую.

  1. (Какой) друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный - не найдешь.
Слова: жадный, неверный, плохой , злой.
2. Задание 2-й команде:

Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения.


  1. Был я у друга, пил я воду слаще…

  2. Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что …

  3. С иным водиться - что …

  4. Человек без друзей, что …

  5. Дружба как…: разобьешь - не сложишь.

Сравнения для вставки: (1) мёду; (2) за вихор таскает; (3) в крапиву садиться; (4) дерево без корней; (5) стекло


Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные.

  1. Для (какого?) дружка и серёжку из ушка.
Слова: родного, милого, красивого, далекого.

  1. Новых друзей наживай, а (каких?)не утрачивай.
Слова: старых, добрых, заботливых, далеких.

  1. Худой мир лучше (какой?) ссоры.
Слова: маленькой, доброй, злой, плохой.

  1. Вешний лед обманчив, а (какой)друг не надежен.
Слова: близкий, хитрый, жадный, новый .

  1. Лучше (какой) враг, чем коварный друг.
Слова: честный , вредный, трусливый, сильный.

При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

3-й конкурс “Мудрые пословицы” (Определить, какие особенности характера народа, ментальности отражаются в предложенных пословицах).

Задание 1-й команде:


  1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда (русс.)
(трудолюбие)

  1. В какое село пришел, тот обычай и соблюдай (осет.)
(толерантность, уважение)

  1. Будешь почитать старшего, и тебя будут почитать (адыг.)
(уважение к старшим)

  1. «Первому гостю первое место и первая ложка» (русс.)
(гостеприимство)

  1. Месть стареет, но не забывается (чечен.)
(мстительность)

  1. Будь ниже травы и тише воды (русс.)
(скромность)

  1. По крыльям и летай (лакс.)
(смирение)
Задание 2-й команде:

  1. Как аукнется, так и откликнется (русс.)
(справедливость)

  1. Чем просить, почетнее пастухом стать (чечен.)
(гордость)

  1. Имеющий тысячу друзей - спасся, имеющий тысячу голов скота - погиб (чечен.)
(ценность дружбы)

  1. Самая красивая одежда - скромность (адыг.)
(скромность)

  1. Былинка былинке - в помощь (осет.)
(взаимопомощь)

  1. Всё, что есть в доме, клади на стол (чечен.).
(гостеприимство)

  1. В чужой монастырь со своим уставом не суйся (русс.)
(толерантность)

4-й конкурс капитанов ” Вопросы-ответы» (Ответить на вопросы пословицей или поговоркой. На скорость)

Задание капитану 1-й команды:


  1. Кто свинье не товарищ? (гусь)

  2. Друг дороже чего? (денег)

  3. Недруг поддакивает, а друг что делает? (спорит)

  4. Птица сильна крыльями, а человек чем? (дружбой)

  5. Если с кем-то поведешься, то от кого наберешься? (от того с кем поведешься)

  6. Что лучше иметь, 100 рублей или 100 друзей?

  7. В чём познаётся дружба? (в беде)
Задание капитану 2-й команды.

  1. Нет друга, так ищи, а если нашел, то что? (береги)

  2. Если ты скажешь, кто твои друзья, то что скажут про тебя? (кто ты)

  3. Чтобы выручить товарища, что нужно сделать самому? (погибнуть)

  4. Дерево держиться корнями, а человек чем? (друзьями)

  5. Если все за одного, а один за всех, тогда что будет в деле? (успех).

  6. Чтобы узнать друга, сколько вместе соли нужно съесть? (пуд)

  7. На вкус и цвет кого нет? (товарищей)
5-й конкурс “Домашняя заготовка” (По принципу игры “Кто последний”. Каждая команда в порядке очередности проговаривает по одной пословице или поговорке по теме игры до тех пор, пока их знания не иссякнут. Пословицы повторять нельзя).

Книги по теме пословицы народов Северного Кавказа о дружбе:

Колпакова, Н. В. Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов СССР / Н. В. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1980. – 240 с.

Краткое слово - красивое слово: народные изречения и пословицы Дагестана и Кабардино-Балкарии / вольн. пер. Н. Гребнева. - М. : Дет. лит., 1983. - 64 с.

Пословицы и поговорки народов Востока. - М. : Восточ. лит., 1961. - 736 с.


«Пир горой»: кулинарный конкурс

Задание I


1)Укажите блюда русской национальной кухни и совместите их с ответами.

2) Укажите блюда кавказской национальной кухни и совместите их с ответами.

Задание II Найди продолжение пословицы о еде.

Задание 1-й команде.


  1. «Когда я ем, то…» «глух и нем» (русск.)

  2. «Будь умерен в еде, но…» «не в работе» (дарг.)

  3. «Зимой едят то,…» «что припасают летом» (лезг.)

  4. «У чужой еды и…» «вкус чужой» (осетин.)

  5. «Не обжигая шампура, не …» «изжаришь шашлыка» (чечен.)

  6. Для голодного и соль с перцем - …» «хорошая еда» (абхаз)

  7. «Кто как жуёт, тот…» « так и живёт» (русск.)
2.) Задание 2-й команде.

  1. «Недосол на столе - …»
«пересол на спине» (русск.)

  1. «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной -…» « отец наш родной» (русск.)

  2. «У соседа хлеб…» «вкуснее» (арм.)

  3. «Не клади свою ложку туда, где…» «нет твоей миски» (абхаз.)

  4. «Что себе в миску накрошишь, то и…»
«в ложке у себя найдешь» (арм.)

  1. «Вкусная еда человека…» «веселит» (адыг.)

  2. «Если много поешь -…» « и мёд горчит» (чечен.)

Задание III Конкурс капитанов «Вопросы – ответы».


Вопросы капитану 1-й команды.

  1. В каком супе огурцы с перловкой встречаются?
    (В рассольнике.)

  2. В Грузии это популярнейшее мясное блюдо называют мцвади, в Армении – хоровац, а в Азербайджане – кебап. А как называют его русские?
    (Шашлык. Это слово употребляют только русские, позаимствовавшие его у татар ещё в XVIII веке для обозначения блюд на вертеле. Вертел у них назывался «шиш». Отсюда «шишлик», а по-нашему – «шашлык».)

  3. Судя по названию, приготовить этот молочный продукт проще простого. Назовите его.
    (Простокваша.)

  4. Какая еда сама прыгала в рот ленивому Пацюку из гоголевской «Ночи перед Рождеством»?
    (Вареники.)

  5. Какой вид пирогов существует на Руси?
    Расстегай Распрягай
Расседлай Расстилай.
(Большой круглый открытый сверху пирог с начинкой; вообще пирожок с открытой начинкой.)

  1. Что из этого является русским кушаньем? Кулебяка Забияка
    Каляка Маляка.
    (Большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши.)

  2. Какое из этих кулинарных изделий не является мучным?
    Лаваш. Эклер.
    Клёцки. Азу.

  3. Как называется большой свадебный пирог конусовидной формы с различными слоями начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса?
Курник Курятник

Курьёз Курень.

Вопросы капитану 2-й команды.


  1. Чем кашу не испортишь?
(маслом)

  1. Цыплёнка-тапака готовят на сковороде или в гриле?
    (На сковороде.)

  2. Конский кефир – это... Что?
    (Кумыс.)

  3. Чем, согласно русской пословице, красна изба?

    1. Икрой (красной).

    2. Рыбой (красной).

    3. Пирогами.

    4. Борщом.

  1. Какой из этих соусов принадлежит к кавказской кухне?

  1. Болоньезе.

  2. Тартар.

  3. Ткемали.

  4. Бешамель.

  1. Как называется пирог с картофельно-сырной или мясной с зеленью начинкой, национальное блюдо карачаевцев и балкарцев?

  1. фыдчин;

  2. хычин;

  3. тычин.

  1. Какой из этих супов традиционно готовят из баранины?

  1. Уха;

  2. Таратор;

  3. Шурпа;

  4. Ботвинья.

  1. На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?

  1. Разгуляи;

  2. Разгоняи;

  3. Распеваи;

  4. Распугаи.
(Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)

Задание IV «Домашняя заготовка»: «Рассказ от имени национального блюда».


Рассказ следует вести от первого лица. Например: «Я появляюсь на столах людей в особенные праздники»; «Меня готовят в специальной посуде, которую смазывают маслом, чтобы я не подгорел» и т.п.

Важно замотивировать детей на создание оригинальных рассказов с большим количеством подробностей. План рассказа может включать следующие позиции: название блюда на национальном языке, состав, происхождение, процедура приготовления, создатели (возраст, семейная роль, пол), оформление, отношение к блюду разных людей, место в меню, вкусовые качества, сочетание с другими блюдами и т. п.

Желательно выбор блюда обосновать: самое вкусное, самое важное в праздник, традиционное и т.п.
Использованная литература
Кругов, А. И. Задачник по краеведению: учеб.-метод. пособие. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1999. – 180 с.
Кулинарная викторина для будущих хозяюшек [электронный ресурс] / Методическая копилка от Агеевой И. Д. // Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя: [сайт]. – 2006 – 2010. – Режим доступа: http: // zanimatika.narod.ru/Narabotki5_2_1.htm. – Загл. с экрана.

Махаева Б. Ж. Кладезь народной мудрости - пословицы и поговорки: игровая программа [электронный ресурс] / Б. Ж. Махаева // «Открытый урок»: фестиваль педагогических идей: [сайт]. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2003-2011. - Режим доступа: http: // festival.1september.ru:8080 › articles/213777/

По страницам библиографического указателя «Северный Кавказ – наш общий дом»: познават. часы для учащихся 5-9 классов / СКДБ им. А. Е. Екимцева, сост. Т. В. Желтухина. – Ставрополь: АГРУС, 2006. – 48 с.
Пословицы и поговорки / сост. В.Д. Сысоев. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 191 с.
Пословицы и поговорки народов Востока. - М. : Восточ. лит., 1961. - 736 с.

Русские народные пословицы и поговорки / сост. А.М. Жигулев. – М.: Моск. рабочий, 1965. – 360 с.


Этническая идентичность и тренинг в системе мероприятий по формированию у детей и подростков культуры межнационального общения / В. В. Чебан. – Ставрополь: Кн. изд-во, 2008. – 116 с.
Содержание

  1. Общие сведения о Северном Кавказе:
история, география, природа:

«Северный Кавказ – частица России»: конкурс-викторина на лучшего знатока истории Северного Кавказа……………………….…2

«Географическая азбука»: игра………………………………………..3

«Водный аукцион»: игра…………………………………………………..5

«Кроссворд» (с ключевым словом «Северный Кавказ»)…6

«Составь слова»:игра……………………………………………………….9

«В мире растений и животных»: путешествие по Красной книге Ставропольского края………………………………………...................10


  1. Культура, традиции, быт народов Северного Кавказа:
«Народы и обычаи Северного Кавказа»: викторина на звание лучшего этнографа……………………………………………………….….11

«Знатоки традиций Северного Кавказа»: конкурс…………………………………………………………………………………….…...13

«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой": конкурсная игра…………………………………………………………………………...15

«Пир горой»: кулинарный конкурс………………………………..20


Использованная литература…………………………………………………………25

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35

Дополнительные материалы по истории

Кроссворды

Учитель истории,

почётный работник общего образования

Российской Федерации

ст. Новотитаровская

Кроссворд №1. Течения общественной жизни в России второй

половины XIX века.

https://pandia.ru/text/77/496/images/image002_319.gif" width="2 height=42" height="42">го не изменят, что нужна революция и готовиться к ней не надо. 10. Основная черта народников; защита интересов на­рода.

По вертикали: 1. Как называется течение, последова­тели которого считали, что нужно помнить о долге перед народом, должна быть вера в социализм, что крестьян надо готовить путём пропаганды. 2. Течение, которое требовало перемен. 6. Как называется течение, представители которо­го считали, что нужна организация со строгой дисциплиной, чтобы никто о ней не знал. 8. Кто создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»? 9. Кто возглавлял пропа­гандистское течение?

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 3. Консервативное. 4. Народничест­во. 5. «Ад» 7. Бунтарское. 10. Демократизм.

По вертикали: 1. Пропагандистское.

2. Либеральное. 6. Заговорщицкое. 8. Ленин. 9. Лав­ров.

Кроссворд №2.

https://pandia.ru/text/77/496/images/image004_155.jpg" width="498" height="270 src=">

ВОПРОСЫ: 1. Крепость. 2. Городок в предгорьях Альп. 3. Почёт­ный титул. 4. Крепость на косе у Днепров-

ско-Бугского лимана. 5. Знаменитый флотоводец. 6. Цен­тральный горный массив Альп. 7. Известный русский пол­ководец, соратник и. 8. Кре­пость. 9. Название моста.

Ключевое слово: А. В. СУВОРОВ.

Кроссворд №4. Отыщи слово!

https://pandia.ru/text/77/496/images/image006_123.jpg" width="484" height="296 src=">

ВОПРОСЫ:

1. Средство передвижения человека по воде с древ­нейших времён и до наших дней. 2. Группа первобытных людей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство. 3. Одно из первых занятий древнего чело­века. 4. Орудие труда из меди (6-5 тыс. лет назад). 5. Орудия для возделывания земли (13-7 тыс. лет назад). 6. Орудие труда земледельца, появившееся в результате усовершенст­вования мотыги (605 тыс. лет назад). 7. Первое домашнее животное. 8. Материал для изготовления посуды на гончар­ном круге. 9. Орудие труда и оружие человека (200 тыс. лет назад). 10. Объединение нескольких родов, живущих в од­ной местности.

Кроссворд №6.

https://pandia.ru/text/77/496/images/image008_89.jpg" width="519" height="212 src=">

ВОПРОСЫ:

1. Единица деления провинции. 2. Временное прекра­щение военных действий. 3. Самый близкий друг Петра I. 4. Знать при Петре I. 5. Город, основанный Петром Великим. 6. «Великая, премудрая матерь Отечества».

ОТВЕТЫ: 1. Дистрикт. 2. Перемирие. 3. Меньшиков. 4. Бояре. 5. Петербург. 6. Екатерина П.

Ключевое слово: РЕКРУТ.

Кроссворд №8.

Органы управления" href="/text/category/organi_upravleniya/" rel="bookmark">орган управления при Петре I. 3. Письмен­ное обращение верховной власти к народу. 4. Центральный орган управления церковными делами. 5. Центральное уч­реждение для управления городами. 6. Современный цен­тральный государственный орган управления. 7. Одно из достижений науки во время правления Петра I.

ОТВЕТЫ:

1. Пётр. 2. Сенат. 3. Манифест. 4. Синод. 5. Магист­рат. 6. Дума. 7. Типография.

Ключевое слово: РЕФОРМА.

Кроссворд №9.



ВОПРОСЫ:

По горизонтали: 3. Имя легендарного короля Анг­лии, героя рыцарских романов. 4. Вождь восстания в Азер­байджане, направленного против господства арабов. 6. Ду­ховное лицо. 9. Название религии арабов. 10. Священный город мусульман.

По вертикали: 1. Как в середине века называли чело­века, выступающего против учения католической церкви? 2. Представитель господствующего класса в средние века. 5. Город в Палестине. 7. Столица Арабского халифата. 8. На­звание одного из германских племён.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 3. Артур. 4. Бабек. 6. Епископ. 9. Ислам. 10. Мекка.

По вертикали: 1. Еретик. 2. Феодал. 5. Иерусалим . 7. Дамаск. 8. Франки.

Кроссворд №10.

https://pandia.ru/text/77/496/images/image012_68.jpg" width="550" height="378 src=">

ВОПРОСЫ:

По горизонтали: 1. Рядовой член общины монасты­ря. 4. Мелкое производство в средневековом городе, осно­ванное на ручном труде. 5. Лженаука о соединении различ­ных веществ с целью получения золота. 6. Настоятель мона­стыря. 8. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов.

По вертикали: 1. Картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. 2. Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье. 3. Государство арабов. 7. Вассал герцога или графа и сеньор рыцарей.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 1. Монах. 4. Ремесло. 5. Алхимия. 6. Аббат. 8. Город.

По вертикали: 1. Мозаика. 2. Надел. 3. Халифат. 7. Барон.

Кроссворд №12.


ВОПРОСЫ:

По горизонтали: 3. Лженаука о предсказании буду­щего по расположению звёзд. 5. Военный слуга феодала-сеньора. 7. здание городского совета в Западной Европе.

По вертикали: 1. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. 2. Владелец земли и крепостных крестьян в средние века. 3. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота. 4. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран. 6. Главная церковь в средневековом городе. 8. Собрание пра­вил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 3. Астрология. 5. Вассал. 7. Ратуша.

По вертикали: 1. Турнир. 2. Феодал. 3. Алхимия. 4. Ярмарки. 6. Собор. 8. Устав.

Кроссворд №13. По периоду 1гг.

Ортодоксальность (от греч." href="/text/category/ortodoksalmznostmz__ot_grech_/" rel="bookmark">ортодоксальных коммунистов в начале 90-х годов. 17.. Из­вестный правозащитник, уполномоченный президента РФ по правам человека. 22. Субъект Российской Федерации, столица г. Казань. 23. Чеченский террорист, «герой» г. Бу-дёновска. 25. Название Народного фронта Литвы, лидер В. Ландсбергис. 28. Субъект Российской Федерации, столица г. Владикавказ. 29. Министр финансов РФ с 1996 г. 30. Один из лидеров ГКЧП. 32. Курортный посёлок в Крыму, где во время путча 1991 г. находился ёв.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 6. Рыжаков. 7. Илюшин. 10. Налог. 11. Казах. 12. Явлинский. 15. Шахрай. 18. «Юность». 19. Зюганов. 20. Камарилья. 21. Парламент. 24. Лигачёв. 26. Ваучер. 27. Собчак. 31. Ускорение. 33. Чечня. 34. Шохин. 35. Берлин. 36. Ниязов.

По вертикали: 1. Рынок. 2. Москва. 3. Ленинград. 4. Ельцин. 5. Китай. 8. Гайдар. 9. Память. 13. Назарбаев. 14. Унитарное. 16. Тюлькин. 17. Ковалёв. 22. Татарстан . 23. Ба­саев. 25. Саюдис. 28. Осетия. 29. Лившиц. 30. Янаев. 32. Форос.

Кроссворд №14. По периоду 1гг.

8 декабря" href="/text/category/8_dekabrya/" rel="bookmark">8 декабря 1991 г. было подписано Соглашение о создании СНГ. 23. Первый президент Россий­ской Федерации. 25. Один из ближайших соратников Ста­лина. 28. Мэр Санкт-Петербурга в начале 90-х годов. 29. Основатель Китайской Народной Республики, большой друг СССР. 30. Город на Северо-западе России, ставший с 1991 г. приграничным. 32. Курортный посёлок в Крыму, где во время путча 1991 г. находился ёв.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 5. Шахрай. 6. Можаев. 10. Ларин. 11. «Кобра». 12. «Рельсовая». 15. Ваучер. 18. Грачёв. 19. Га­гарин. 20. Госплан. 21. Молдова. 24. Харитон. 26. Глушко. 27. Лебедь. 31. Коммунизм. 33. Минск. 34. Попов. 35. Тор-гау. 36. Руцкой.

По вертикали: 1. Мафия. 2. Фадеев. 3. Ковпак. 4. Бе­лов. 7. Гайдар. 8. Ойстрах. 9. Хрущёв. 13. Хельсинки. 14. Прокофьев. 16. Карабах. 17. Симонов. 22. «Вискули». 23. Ельцин. 25. Жданов. 28. Собчак. 29. Цзэдун. 30. Псков. 32. Форос.

Кроссворд №15. По периоду 1гг.

Военачальник" href="/text/category/voenachalmznik/" rel="bookmark">военачальник , в Великую Отечествен­ную войну командовал танковой армией. 19. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1982г. по 1984г., бывший руководи­тель КГБ. 20. Советский писатель фронтовик, которого лю­бил Сталин, в 70-е годы жил в Париже. 23. Секретарь Союза писателей, автор романа «Молодая гвардия». 25. Город в Смоленской области , в районе которого осенью 1941 г. со-сражении под Смоленском в 1941 г. 28. «Кузница победы», экономический район в глубоком тылу, основной постав­щик вооружений для фронта. 29. Марка тяжёлого фашист­ского танка.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 8. Зорге. 9. Устав. 10. Назарбаев. 11. Пакт. 13. Ялта. 15. Черненко. 16. Монголия. 17. Чубайс. 18. Гришин. 21. Буковина. 22. Германия. 24. Рейх. 26. Коль. 30. Репрессии. 31. Анапа. 32. Галич.

По вертикали: 1. Волга. 2. Вена. 3. Разрядка. 4. Ге­ринг. 5. Абакумов. 6. Тува. 7. Гарст. 12. Карибский. 14. Ле-люшенко. 19. Андропов. 20. Некрасов. 23. Фадеев. 25. Ель­ня. 27. Лукин. 28. Урал. 29. «Тигр».

Кроссворд №16.

ВОПРОСЫ:

По горизонтали: 8. Индийский писатель-гуманист и общественный деятель первой половины XX века. 9. Рус­ский писатель, автор «Окаянных дней». 10. Одна из полити­ческих группировок в Конвенте, во главе с Дантоном. 11. Река, на которой был основан Рим. 13. Руководитель анти­советского мятежа на Тамбовщине в гг. 14. В греческой мифологии: царь Аттики, от имени которого про­исходит название моря. 18. Город в США, где в 1905 г. был заключён мир, завершивший русско-японскую войну. 19. Другое название Восточной Римской империи. 20. Один из предводителей тульских и рязанских дворян во время вос­стания Болотникова (ггСоветский учёный, экономист-аграрник, писатель, популярный в 20-е годы XX века. 24. Девятый месяц (май - июнь) французского рево­люционного календаря, в переводе луг. 25. Воззвание поли­тической партии, содержащее программу деятельности или особый акт главы государства. 27. «Всеобщий еврейский рабочий союз» основанный в Вильно в 1897 г. 29. Один из лидеров славянофильства, сын русского писателя XIX века. 30. Река, левый приток Оки, возле которой в 1480 г. про­изошло «стояние», положившая конец монголо-татарскому игу. 34. Выборный глава государства с республиканской формой правления. 35. Часть города, выделявшаяся для изолированного проживания евреев. 36. Платежи крестьян феодалу-помещику за пользование землёй.

По вертикали: 1. Остров в группе Больших Антиль­ских островов, открытый X. Колумбом в 1492 г. и назван­ный им Эспаньола. 2. Один из военачальников Цезаря, уча­стник заговора против него в 44 г. до н. э. 3. Английский ли­нейный корабль (постройки 1906 г.), давший название ли­нейным кораблям мощного типа. 4. Петербургский градоначальник гг., на которого В. Засулич совершила покушение. 5. Государство, где в 1921 г. под руководством Сухэ-Батора победила народная революция. 6. Один из ли­деров крайних якобинцев. 7. Немецкий философ XIX века, создал миф о «сверхчеловеке», культ сильной личности, ав­тор работы «Так говорил Заратустра» и др. 12. Один из ли­деров германской социал-демократии и второго Интерна­ционала, и геолог ревизионизма. 15. Немецкий изобретатель книгопечатания XV века. 16. Главный труд Геродота. 17. Остров у побережья Греции, возле которого в 480 году до н. э. греческий флот разгромил флот персов. 22. Русский ге­нерал. После 1917 г. возглавил белогвардейскую Добро­вольческую армию. 23. Французский император гг., уроженец Корсики. 26. Прозвище московского князя Ивана I. 28. Хан Золотой Орды гг. Ввёл ислам в качестве государственной религии, в 1327 г. подавил вос­стание в Твери. 31. Председатель Совнаркома после смерти. 32. древний историко-героические песни (на­пример, былины). 33. Мельчайшая частица, из множества которой, по мнению Демокрита, состоит мир.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 8. Тагор. 9. Бунин. 10. Умеренные. 11. Тибр. 13. Антонов. 14. Эгей. 18. Портсмут. 19. Византия. 20. Пашков. 21. Чаянов. 24. Прериаль. 25. Манифест. 27. Бунд. 29. Аксаков. 30. Угра. 34. Президент. 35. Гетто. 36. Оброк.

По вертикали: 1. Гаити. 2. Брут. 3. «Дредноут». 4. Трепов. 5. Монголия. 6. Эбер. 7. Ницше. 12. Бернштейн. 15. Гутенберг. 16. «История». 17. Саламин. 22. Алексеев. 23. Наполеон. 26. Калита. 28. Узбек. 31. Рыков. 32. Эпос. 33. Атом.

Кроссворд №17.

«Знаешь ли ты историю?» по итогам всего курса

истории для средней школы.

Дагестан" href="/text/category/dagestan/" rel="bookmark">Дагестане , где в 1859 г. Царским войскам сдался в плен ру­ководитель горцев. 22. Маршал Франции, командующий корпусом в походе против России в 1812 г. 23. Английский изобретатель паровой машины. 26. «Гнилое море», система мелких заливов на западе Азовского моря, важнейшее звено в белогвардейской обороне Перекопа. 30. Название опера­ции по дезинформации, которую успешно провела гитле­ровская разведка в начале 1942 г. 31. Франкский маркграф, племянник Карла Великого. Погиб в бою с басками в уще­лье Ронсеваль. 34. Один из организаторов партии эсеров, руководитель ряда террористических актов. Оказался про­вокатором. 35. Деятель Реформации, основатель одного из течений в протестантизме. «Женевский папа». 36. Княже­ский престол Древней Руси. 39. Руководитель тайного рево­люционного общества в Москве в гг. 40, Полити­ка насильственного присоединения Австрии к Германии, проводившаяся Гитлером. 41. Премьер-министр Людовика

XIII, кардинал, способствовавший укреплению абсолютизма во Франции. 42. Государство в Европе, где правительство с 1982 г. возглавляют социалисты.

По вертикали: 2. Город русских оружейников. 3. Высший начальник казачьего войска. 5. Название парусного военного шлюпа, на котором в гг. русская экспе­диция открыла Антарктиду. 6. В римской мифологии: боже­ство любви. 7. Матрос Балтийского флота, в 1917 г. предсе­датель Центробалта, затем советский военачальник. 8. Один из островов Курильской гряды, оспариваемый Японией у России. 9. Английский физик, который обосновал закон со­хранения энергии, определил эквивалент тепла. 11. Настоя­тель православного монастыря. 12. Русский граф, государ­ственный деятель, один из организаторов убийства Павла I. 16. Великий итальянский живописец эпохи Возрождения, автор «Сикстинской мадонны». 17. В Древнем Риме: «Храм всех богов». 20. Национальный герой чешского народа, идеолог чешской реформации. 21. Президент США гг. 24. Название одного из двух немецких Рейхскомис-сариатов на временно оккупированной советской террито­рией. 25. Великий венгерский поэт демократ, возглавивший восстание в Пеште в 1849 г. 27. Руководитель крестьянского движения на севере Мексики, в период революции гг. 28. Русский скульптор, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве. 29. Национальный герой Мексики, руководитель народного восстания, переросшего в войну за независимость. 32. Руководитель освободительной войны кавказских горцев, имам Дагестана и Чечни (ггВ греческой мифологии: бог виноградарства и виноде­лия. 37. Министр полиции во Франции начала XIX века, создал систему политического сыска и разведки. 38. Город в

Крыму, где в 1945 г. состоялась конференция глав прави­тельств СССР, США и Великобритании.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 1. Ойстрах. 4. Аввакум. 9. Даллас. 10. Уссури. 13. Ежов. 14. Марафон. 15. Руно. 18. Колчак. 19. Мазепа. 20. Гуниб. 22. Даву. 23. Уатт. 26. Сиваш. 30. «Кремль». 31. Роланд. 34. Азеф. 35. Кальвин. 36. Стол. 39. Ишутин. 40. Аншлюс. 41. Ришелье. 42. Испания.

По вертикали: 2. Тула. 3. Атаман. 5. «Восток». 6. Амур. 7. Дыбенко. 8. Шикотан. 9. Джоуль. 11. Игумен. 12. Пален. 16. Рафаэль. 17. Пантеон. 20. Гус. 21. Буш. 24. «Ук­раина». 25. Петефи. 27. Вилья. 28. Мартос. 29. Идальго. 32. Шамиль. 33. Дионис. 37. Фуше. 38. Ялта.

Тест№1.

Русская культура в XII - XVI вв.

Укажите время строительства:

Успенского собора в Московском Кремле. Б) Кирпичных стен Московского Кремля.

Первого каменного Кремля в Москве. Г) .

Д) Благовещенского собора в Московском Кремле. Е) Грановитой палаты в Московском Кремле. Ж) Архангельского собора в Московском Кремле.

Варианты ответов:

1) 1367 г.гг.

3) 1гг09 гг.гг.

Ответы: А-2;Б-5;В-1;Г-7;Д-3;Е-4;Ж-6.

Тест№2.

Укажите, кто из деятелей русской культуры:

напечатал книгу «Апостол»; Б) отлил Царь-пушку;

написал икону «Троица»;

Г) написал поэму «Задонщина»; Д) составил «Великие четьи-минеи»; Е) написал «Хождение за три моря»; Ж) построил «Успенский собор в Московском Кремле»; 3) расписал фресками и иконами храмы в Новгороде и Мо­скве;

И) создал «рабье учение»;

К) построил Покровский собор на Красной площади в Мо­скве.

Варианты ответов:

1) Андрей Чохов. 6. Феодосии Косой.

2) Софоний Рязанец. 7. Афанасий Никитин.

3) Иван Федоров. 8. Феофан Грек.

4) Андрей Рублев. 9. Барма и Постник.

5) Макарий. 10. Аристотель Фиораванти.

Ответы: А - 3; Б - 1; В - 4; Г - 2; Д - 5; Е - 7; Ж - 10; 3 - 8; И - 6; К-9.

Тест№3. Экономическое и социально-политическое раз­витие России во второй половине XVII века.

A) Издание указа о праве помещиков ссылать крепостных
крестьян в Сибирь.

Б) Царствование Екатерины II Алексеевны.

B) Деятельность «Комиссии для составления проекта ново­
го Уложения».

Г) Восстание под предводительством Д) Издание Жалованной грамоты дворянству - «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российско­го дворянства».

Е) Отмена внутренних таможенных пошлин. Ж) «Чумной бунт» в Москве.

3) Издание Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

И) Издание Указа о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков.

К) Издание Жалованной грамоты городам. Л) Издание Указа оправе помещиков ссылать крепостных крестьян на каторгу. М) Царствование Павла I Петровича.

Н) Проведение губернской реформы.

О) Царствование Петра III Федоровича.

П) Издание Манифеста о свободе предпринимательства.

Варианты ответов:

1.1754 г.гг. 9.1771г.

2.1760 г. 6.1765 г. гг.

3. гг. 7.1767 г. г.

4. 1762 г. 8.1гг. 12.1785 г.

Ответы: А - 2; Б - 5; В - 8; Г - 10; Д - 12; Е - 1; Ж - 9; 3 - 4; И - 7; К-12;Л-6;М-13;Н-11;0-3;П-11.

Тест №4.Русская культура во второй половине XIX века.

Укажите, кто из ученых России второй половины XIX в. внес большой вклад в развитие:

математики; Б) физики;

Г) биологии и медицины;

Д) географии и этнографии;

Е) истории, философии, социологии и политэкономии.

Варианты ответов:

1) . 12. СВ. Ковалевская.

4) А. С Попов. 15. A. M. Ляпунов.

6) СМ. Соловье. 17. .

7) -Тян-Шанский. 18. .

8) A. M. Бутлеров. 19. .

11) -Маклай. 22. .

Ответы: А-3, 12,15; В-4, 9, 14, 19; В-8, 17; Г - 1, 5, 10, 16; Д - 2, 7, 11; Е - 6, 13, 18,20,21,22.

Тест №5. Укажите имена деятелей русской культуры, способствовав­ших во второй половине XIX века развитию:

А)литературы;

Б) живописи;

В)архитектуры;

Г) скульптуры;

Д) драматического театра;

Е) музыки, оперы и балета.

Варианты ответов:

5) . 18. И. Л.. Ропет.

9) A. M. Опекушин. 22. .

11) -Корсаков. 24. .

12) . 25. -Щедрин.

Ответы: , А-3, 6, 7, 12, 13, 17, <22>, 25; Б - 1, 8, 14, 20; В-4, 18,23; Г-2, 9, 26; Д-<7>, 15, 16, 21, 22; Е-5, 10, 11, 19,24.

Тест №6.

Укажите даты, характеризующих рабочее движение:

A) «Обуховская оборона» - столкновение рабочих Петер­
бурга с войсками.

Б) Всеобщая стачка рабочих Баку.

B) Всеобщая стачка Иваново-Вознесенская.

Г) «Промышленная война» рабочих Петербурга. Д) Всеобщая стачка рабочих в разных городах России. Е) Политические стачки рабочих после Ленского расстрела. Ж) Забастовка рабочих Петербурга, после которой был из­дан закон об ограничении продолжительности рабочего дня 11,5 ч.

3) Стачки и политические демонстрации рабочих Ростова-на-Дону, сопровождавшиеся активными столкновениями с полицией.

И) Всеобщая всероссийская октябрьская политическая стач­ка.

К) Всеобщая стачка рабочих юга России.

Варианты ответов:

Ответы: А - 3; Б - 7; В - 5; Г - 1; Д - 2; Е - 9; Ж - 2; 3-4; И -5; К-5.

Тест №7. Внешняя политика России в начале XX века.

Расположите в хронологической последовательности собы­тия русско-японской войны 1гг.

Подписание Портсмутского мирного договора.

Атака японской эскадрой в порту Чемульпо двух русских кораблей: крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Сдача крепости Порт-Артур генералом A. M. Стесселем.

Гибель вице-адмирала СР. Макарова и его штаба на ко­рабле «Петропавловск »

Нападение японских кораблей на русскую эскадру на рейде крепости Порт-Артур.

Контрнаступление русских войск на реке Шахэ.

Первый штурм крепости Порт-Артур японскими войс­ками.

Поражение русской армии под г. Мукден.

Высадка японских десантов в Корее и на Ляодунском острове.

Гибель русской эскадры около острова Цусима.

Сражение под г. Ляоян - срыв русской армией наступле­ния японских войск.

Ответы: 5,2,4,9,7, П,6,3,8, 10, 1.

Тест №8,

Укажите, кто из общественно-политических деятелей Рос­сии конца XIX - начала XX в. являлся:

А) лидером партии кадетов, известным историком и публи­цистом;

Б) лидером Прогрессивной партии и «Прогрессивного бло - . ка»:

В) министром внутренних дел в 1.гг. и шефом

"жандармов; Г) министром внутренних дел и председателем Совета ми­нистров в 1гг.;

Д) министром путей сообщения, министром финансов в 1гг., председателем Комитета министров, в ок­тябре 1905 - апреле 1906 гг. председателем Совета минист­ров;

Е) народником, марксистом, организатором группы «Осво­бождение труда», лидером меньшевистского крыла РСДРП.;

"Ж) «легальным» марксистом, потом лидером «Союза осво­бождения», с 1905 г. членом ЦК партии кадетов; 3) главным теоретиком и лидером партии эсеров; И) лидером Союза 17 октября , председателем III Государст-

| венной думы;

К) лидером октябристов, председателем IV Государствен­ной думы;

Л) организатором РСДРП, лидером и теоретиком больше­визма; М) председателем I Государственной думы, кадетом.

Варианты ответов:

СЮ. Витте. 7. .

11. (Ленин).

Ответы: А - 4; Б - 9; В - 3; Г - 2; Д - 1; Е - 6; Ж - 8; 3 - 7; И -

5; К-10; Л-11; М - 12.

shortcodes">

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то