Образование среднее специальное техническое. Образование среднее специальное и среднее профессиональное отличие. Среднее профессиональное образование в России

Понятия среднего профессионального образования и технического часто путают. Однако это не одно и то же. Понятие среднего профессионального образования связано с видом учебного заведения и того вида образования, что оно дает. А техническое образование – это вид ряда специальностей, которые можно получить в среднем профессиональном или высшем учебном заведении.

Среднее профессиональное образование

Когда после окончания 9 или ученик школы решает поступать в училище, техникум, колледж – он выбирает заведение среднего профессионального образования. Такие учебные заведения готовят квалифицированных служащих и рабочих среднего звена. Среди училищ и колледжей можно назвать учебные заведения самых разных направлений: медицинские, музыкальные, автомобильные, морские, художественные, педагогические, юридические, заведения общепита и многие другие.

Направлений для подготовки кадров среднего звена существует очень много: это и гуманитарное, и техническое, и естественнонаучное, и социальное. Срок обучения в разных заведениях среднего профессионального образования так же различен. Некоторые программы рассчитаны на три учебных года, некоторые на четыре. Имеет значение и тот факт, после какого класса приходят ученики. В одном и том же коллеже ученики после могут изучать четырехлетнюю программу, а после 11 класса – двухлетнюю.

После окончания среднего профессионального заведения его студенты получают профессию и могут начинать работать или пойти учиться дальше – в высшее учебное заведение.

Техническое образование

Техническое образование – это одна из форм образования, связанная с получением технической специальности. Такая форма образования помогает подготовить инженеров, рабочих, мастеров, техников для промышленности, автомобильной отрасли, строительства, транспорта, лесного и сельского хозяйства.

В процессе получения профессии студенты технических специальностей изучают множество дисциплин, связанных с пониманием физических, математических, химических процессов, происходящих в материалах и машинах, со сложными расчетами, вычислениями и чертежами при воспроизведении механизмов. Все эти знания нужны им для дальнейшего практического использования материалов, машин, аппаратов и автоматизированных систем управления.

Получать техническое образование можно в целом ряде учебных заведений: , училищах, вузах. В зависимости от типа учебного заведения будет или средним профессиональным или высшим.

Давно прошли те времена, когда людей без специальной подготовки могли взять на работу. На современном рынке труда востребованы лишь те люди, которые имеют среднее или высшее профессиональное образование.

Инструкция

Получению профессионального образование всегда предшествует в школе. После 9-ого выпускнику нужно сделать выбор: продолжать обучение в школе или начать получать среднеспециальное образование на базе неполного среднего. Если вы делаете выбор в пользу профессионального обучения, то после вручения аттестата отправляйтесь подавать документы или . В каждом образовательном учреждении установлены свои правила приема студентов, однако везде нужно будет сдать вступительные экзамены.

Закончив одиннадцать классов, можно получать не только среднее, но и высшее профессиональное образование. Для подачи заявления в любое учебное заведение вам понадобится школьный аттестат, паспорт, медицинская справка, фотографии 3х4 (как правило, 6 штук) и сертификаты с результатами ЕГЭ. Все эти документы подаются в приемную комиссию, там же назначаются даты вступительных испытаний.

Приняв решение о получении профессионального образования, постарайтесь мыслить рационально на несколько лет вперед. Многие молодые люди очаровываются романтизмом какой-либо профессии либо гонятся за модой, а в итоге не могут трудоустроиться по окончании учебного заведения. Почитайте исследования по поводу того, какие специалисты наиболее востребованы в данный момент, какие прогнозы по поводу из дальнейшей востребованности делают специалисты. Старайтесь выбрать ту профессию, к которой чувствуете склонность. Объективно оцените уровень своего интеллекта, интересы и навыки, подумайте, где вы сможете быть полезным больше всего.

Порой случается так, что даже после окончания ВУЗа или ССУЗа выпускник чувствует, что недостаточно подготовлен для работы. Во многих учебных заведениях студентам дают много теории, а вот практическая база страдает. Сегодня существует множество курсов, направленных на то,чтобы улучшить профессиональное образование. Некоторые учебные заведения проводят дистанционное обучение студентов, используя при этом современные технологии. Начав обучаться дистанционно, вы сможете участвовать в онлайн семинарах, слушать лекции в интернете и самостоятельно усваивать материал при помощи электронных учебников. Такая форма получения образования особенно удобна тогда, когда учебное заведение находится в другом городе, а возможности переезда у студента нет.

эти два различных вида образования дают разные учебные заведения и получают в них разные образования

ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Глава 6
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 25. Цели и структура профессионально-технического образования
Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.
Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. В отдельных случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, допускается получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими общего базового образования. Получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования может совмещаться с одновременным получением общего среднего образования, одновременным получением общего среднего образования и изучением отдельных учебных предметов (предметов) на повышенном уровне, получением среднего специального образования, интегрированного с профессионально-техническим.
В соответствии с законодательством в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, дополнительно осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, трудовое обучение, внешкольное обучение и воспитание, оказываются другие образовательные услуги.

Статья 26. Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования

К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально-технические колледжи.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования.
В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, могут создаваться структурные подразделения, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Глава 7
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 29. Цели и структура среднего специального образования
Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.
Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:
среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;
среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.
Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Получение среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.
Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое с общим средним образование, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования.
Вместе со средним специальным образованием может осуществляться профессиональная подготовка, а по специальностям, определяемым Министерством образования Республики Беларусь, - профессионально-техническое образование.

Статья 30. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования

К учреждениям, обеспечивающим получение среднего специального образования, относятся техникумы (училища), колледжи (средние специальные учебные заведения), а также базовые школы - колледжи искусств, средние школы - колледжи искусств, гимназии - колледжи искусств, лингвистические гимназии - колледжи, средние школы - училища олимпийского резерва, профессионально-технические колледжи, высшие колледжи.
Базовая школа - колледж искусств, средняя школа - колледж искусств, гимназия - колледж искусств, лингвистическая гимназия - колледж, средняя школа - училище олимпийского резерва обеспечивают получение общего базового, общего среднего, среднего специального образования.
Техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования.
Колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием.
Высшие колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием, и по отдельным специальностям - высшего образования первой ступени.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профессионально-технического образования.
Обучение в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется в очной (дневной и вечерней) и заочной формах.

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное - это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) - это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% - это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование - не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» - формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Техническое образование

подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование).) Под термином «Т. о.» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют вспомогательное и общее Т. о. Вспомогательное Т. о. имеет целью дать студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры. К вспомогательному Т. о. относятся технические и технологические дисциплины, которые изучаются на геологических, химических, физических, биологических и др. факультетах университетов (См. Университеты), на агрономических и зооветеринарных факультетах с.-х. вузов, в медицинских, педагогических и др. институтах и средних специальных учебных заведениях. Значение вспомогательного Т. о. возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и культуры (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Т. о. даёт средняя общеобразовательная школа, закладывающая основы технических знаний, умений и навыков в процессе трудового, политехнического обучения (см. Политехническое образование).

Система специального Т. о. в СССР включает отрасли: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное, приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей Т. о. см. специальные статьи, например Горное образование , Транспортное образование и др.).

Специалисты с высшим Т. о. готовятся в политехнических и индустриальных институтах, отраслевых втузах (в том числе заводах-втузах (См. Завод-втуз)), на технических факультетах некоторых университетов, а также в высших технических военно-учебных заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отдельных группах втузов, например , ). Число втузов в СССР составляет около Курсовой проект) (например, в машиностроительных институтах-по теории машин и механизмов; по деталям машин, подъёмным машинам и механизмам). На старших курсах выполняются 3-5 курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным специальностям - 6-9). Студенты проходят учебную практику в учебных мастерских, на учебных полигонах и т. п. и производственную практику (См. Производственная практика) на предприятиях. Получение высшего Т. о. завершается подготовкой и защитой дипломного проекта (См. Дипломный проект) (или дипломной работы (См. Дипломная работа) экспериментального характера). Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности, по научному уровню эквивалентную квалификации, которая присваивается, например, выпускникам высших технических учебных заведений США, Великобритании, Японии и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й профессиональной академической степени - Магистр а.

Подготовка техников ведётся в средних специальных учебных заведениях (См. Средние специальные учебные заведения) по широкому перечню специальностей (но более узким, чем во втузах, профилям). Учебные планы средних технических учебных заведений (техникумов) рассчитаны на 3,5-4 года (для окончивших 8-летнюю школу) и 2,5-3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы на базе 8-летней школы дают не только специальные знания, но и общее образование. Особое значение придаётся производственному обучению (600-700 часов учебного времени), в процессе которого учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии, а также производственной работе и производственной практике по специальности. Так же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система курсового проектирования и по окончании обучения - защита дипломного проекта (см. Среднее специальное образование).

Для получения Т. о. без отрыва от работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также факультеты (отделения) при дневных высших и средние специальные учебные заведениях. Сроки обучения в вечерней и заочной системах Т. о. на 6-12 мес больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнические факультеты (1- 3-й курсы), которые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую в дальнейшем продолжать Т. о. по избранной специальности. Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается научно-исследовательской работой кафедр вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Для повышения уровня научных исследований во втузах организованы проблемные лаборатории и вычислительные центры, в некоторых - научно-исследовательские институты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технических наук наряду с глубокими математическими, физическими, экономическими знаниями, в системе советской высшей школы созданы , , ряд инженерно-математических факультетов во втузах и т. д. Научные и научно-педагогические кадры по техническим наукам готовятся преимущественно в аспирантуре (См. Аспирантура) втузов и научно-исследовательских институтов.

В условиях научно-технической революции в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Т. о. включается также система повышения квалификации (См. Повышение квалификации) и переподготовки руководящих инженерно-технических работников и специалистов. В институтах повышения квалификации (См. ), на курсах при предприятиях, организациях и учебных заведениях специалисты с высшим и средним образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективные методы научной организации производства, труда и управления. В вузах созданы факультеты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде институтов (например, в Уральском политехническом институте, Московском институте управления и др.) - факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства. В МГУ, московских авиационном, энергетическом, инженерно-физическом. институтах, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Ленинградском технологическом институте, Новосибирском университете и др. созданы специальные факультеты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития науки и техники.

Значительных успехов достигло Т. о. в др. социалистических странах, где число студентов и учащихся, получающих Т. о., непрерывно растет и составляет в некоторых странах (например, в ЧССР, ПНР, НРБ) до 40-50% общей численности студентов. Системы Т. о. отвечают требованиям народного хозяйства и национальным особенностям стран. В ряде стран (например, в ПНР, ВНР, СРР) ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения 4 года) и магистров (4-5 лет). Профессиональные инженеры готовятся главным образом для практической деятельности, инженеры-магистры - для научно-исследовательских и проектных организаций. В НРБ Т. о. близко по структуре советскому Т. о. Крупнейшие центры Т. о. в социалистических странах: Варшавский и Познанский политехнические институты, Краковская горно-металлургическая академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технические университеты, Фрейбергская горная академия (ГДР); Пражский политехнический институт, Высшая техническая школа в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР), Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнические институты и т. д.

В капиталистических странах высшее Т. о. осуществляется в университетах и специализированных высших технических учебных заведениях, среднее - в университетских колледжах и других средних технических учебных заведениях различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Т. о., выдаётся диплом инженера, который не даёт права вести инженерную работу (быть автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инженерной квалификации соответствующими инженерными обществами; она присуждается при наличии нескольких лет стажа практической работы и сдачи специальных экзаменов (см. Высшее образование и раздел Просвещение в статьях о странах).

Высшее Т. о. в США получают, как правило, в 2-3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенаучных и специальных технических дисциплин и завершается присвоением окончившему инженерный факультет степени Бакалавр а; второй (примерно 1 год) - направлен главным образом на повышение уровня теоретических знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени магистра наук. Введена академическая степень инженера (например, в Массачусетсском технологическом институте (См. )), которую могут получить бакалавры после прохождения дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра нередко поступают на работу в научно-исследовательские и проектные организации. В крупных фирмах организуется третий этап Т. о. непосредственно на производстве для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года) слушатели изучают технологию, организацию и управление производством, а также специфику производства фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать. Совершенствуется система специальных школ и институтов, предназначенная для повышения квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования технических кадров. Во многих технических колледжах и институтах Великобритании обучение строится по системе так называемого слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4-5 лет и предусматривающей чередование (через 3-6 мес ) теоретических занятий с практической работой в промышленности. Во Франции инженерно-технические кадры обычно готовятся в университетах и специальных институтах различного профиля (высшие школы горного дела, мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения- 4-6 лет, состоит обычно из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень Лиценциат а и может получить звание инженера, по окончании третьего - степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать соискателем степени доктора-инженера. В Японии Т. о. осуществляется на базе институтов и отраслевых технических институтов, как правило, в течение 4 лет. Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1-2 года) обучения - степень магистра наук.

Важнейшие центры Т. о.: в США - Массачусетсский технологический институт (Кембридж), Технологический институт Карнеги (Питсбург), Бруклинский, Вашингтонский технологические институты, технические факультеты и колледжи Гарвардского, Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. университетов; в Великобритании - технические факультеты и колледжи университетов Кембриджа, Бирмингема, Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ - Горная академия в Клаустале, высшие технические школы в Ахене, Гамбурге, Кельне и др.; во Франции - высшие технические школы и технологические институты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбурге, институты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.

В развивающихся странах Т. о. осуществляют в Индии - Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологические институты, Бенгальский инженерный колледж, инженерные колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме - Рангунский технологический и Мандалайский технический институты; в Египте - Каирский и Александрийский университеты, Эт-Таббинский металлургический институт; в Алжире - Национальная политехническая школа, Аннабский горно-металлургический институт и др.

В соответствии с потребностями научно-технического прогресса во многих странах разрабатываются и осуществляются реформы Т. о., направленные главным образом на качественное совершенствование его.

А. И. Богомолов, А. А. Пархоменко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Техническое образование" в других словарях:

    I один из видов специального образования, для распространения которого существуют школы низшие, средние и высшие: первые два разряда дают необходимые познания для низших и средних служебных органов в разных отраслях промышленности (для рабочих и… …

    В области высшего Т. образования в 1900 1907 гг. состоялись следующие важнейшие узаконения. 12 июня 1900 г. утверждено положение о Томском технологическом институте; помимо обычных отделений химического и механического в его составе открыты еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Педагогический журнал, издаваемый постоянной комиссией по техническому образованию при Императорском техническом обществе. Выходит в СПб. с 1892 г. ежемесячно, кроме 4 летних месяцев, под редакцией А. Г. Небольсина (в первые годы издания вторым… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия

    Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально технических училищах, а также путём обучения на производстве. Начальное и среднее профессиональное… … Википедия

    Система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней… … Большой Энциклопедический словарь

    Система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально технических училищах и путём обучения на производстве. В Российской Федерации ведётся на базе общеобразовательной, неполной и полной средней… … Энциклопедический словарь

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, включающее в дополнение к общеобразовательным знаниям изучение технологий и связанных с ними наук и приобретение практических навыков, ноу хау, знаний, необходимых для трудовой деятельности по определенной специальности или группе… … Профессиональное образование. Словарь


Техническое и чем отличается от высшего и начального? Об этом пойдет речь в статье. Заодно вы узнаете, какие существуют профили и специальности в среднетехнических учебных заведениях.

Когда идти учиться?

Для начала отметим, что средне-техническое образование - это (ПТУ). На обучение в эти учреждения принимают выпускников после 9 класса, а также после 11-го и даже вуза. Одним словом, поступить может абсолютно каждый, если возраст абитуриента не превышает 45 лет. Разумеется, старшее поколение выберет только заочное образование. А тому, кто только окончил школу, целесообразно поступать на дневное отделение.

Нужно отметить тот факт, что у поступивших после 11-го класса обучение сокращается на год. С чем это связано? Первый курс только для тех, кто поступил после 9-го класса. У этих ребят неполное среднее образование. Они обязаны получить знания за 10 и 11 классы средней школы. Именно для этих целей отведен 1 курс обучения в колледже. Теперь становится понятно, за счет чего у выпускников 11 классов обучение сокращено на целый год - их сразу принимают на 2 курс.

По окончании колледжа/техникума выдается диплом о получении средне-специального образования. Кстати, в настоящее время практически все училища (не считая медицинских и фармацевтических) и техникумы переименованы в колледжи.

Объем учебной программы по сравнению в вузами и начальным профессиональным образованием

Можно сказать, что образование среднее техническое во все времена имело больше плюсов, даже в настоящем. Дело в том, что в колледже все дисциплины подают в сжатом виде. То есть студент изучает только самое необходимое. В вузах, напротив, дисциплину рассматривают углубленно. По мнению многих студентов университетов много лишнего и ненужного.

ССУЗ или ВУЗ? Что выбрать?

Вам нужно ответить себе на вопросы:

  • Мне нужно выучиться быстро и сразу идти работать (чем раньше, тем лучше)?
  • Обладаю ли я высоким интеллектом, интересом к углубленному изучению наук?
  • Есть ли в этом учебном заведении та профессия, о которой я мечтаю?

Итак, если ваши ответы: "мне нужно выучиться поскорее", и "я не имею желания погружаться в науки", тогда выбирайте средне-технические учебные заведения.

Давайте теперь приступим к выбору будущей профессии. Стоит отметить, что многие техникумы - профильные, но могут в них присутствовать специальности, не относящиеся к соответствующей сфере деятельности. Например, в электромеханическом колледже экономические специальности.

Безопасность жизнедеятельности и экология

Если у вас есть мечта стать метеорологом, например, то вам стоит выбрать профильное учебное заведение, связанное с защитой окружающей среды. Совершенно не обязательно поступать в вуз. К этому направлению можно отнести:

  • безопасность окружающей среды и техносферы;
  • гидрология;
  • геодезия;
  • природообустройство.

Вы любите природу и хотели бы работать в окружающей среде, а также в лабораториях? Тогда выбирайте только это направление.

Технология производства любых товаров

Вы хотели бы узнать, как производят вино или сыры? А может, вам хотелось бы стать текстильщиком? Выбирайте техническое образование.

В России существует множество техникумов и колледжей, обучающих производству того или иного продукта, будь то пищевой, промышленный, текстильный.

Сфера обслуживания

Вы мечтаете о работе в туристической сфере или хотите стать парикмахером/визажистом? Для вас существуют колледжи, связанные со Вам только останется выбрать специальность. Молодые люди так же найдут для себя профессию, если желают работать в ЖЭК, ДЭЗ и аналогичных учреждениях.

Стоит отметить, что торговое дело и товароведение относятся тоже к сфере обслуживания.

Информационные системы

Если вы хорошо владеете компьютером, вам интересно изучать все, что связано с ним, то легко выберете специальность по душе. Существует несколько разновидностей:


Образование среднее техническое, связанное с информационными технологиями, позволяет выпускнику получить специальность, по которой он может работать во многих сферах. К тому же любой из вас может пойти учиться дальше, получать высшее образование. При этом учиться в вузе будет гораздо легче.

Сельское и рыбное хозяйство

Для провинциальных ребят и девчат, как правило, существуют техникумы и колледжи, связанные с сельским хозяйством. Обычно в таких учебных заведениях обучают на агрономов, механизаторов, технологов.

Строительство и архитектура

Помните, мы говорили о том, что у техникумов есть плюсы по сравнению с вузами? Это может относиться к сфере строительства.

Если вы мечтаете строить, проводить монтажные работы, выполнять технические задания, то идите учиться в колледж, связанный со строительством. Во время обучения вы сможете выбрать место практики, где вас многому обучат, а значит, вы вскоре сможете приступить к работе.

Деревообработка и ландшафт

Кто производит мебель, доски, деревянные элементы? Конечно же, выпускники техникумов, связанных с деревообработкой. А кому доверяют оформлять парки, скверы? Конечно же, специалистам по ландшафтному дизайну. образование позволяет получить знания и навыки в этих областях. Разумеется, желательно иметь талант и любовь к работе.

Химическое и металлургическое производство

Если вам интересна химия, то вы можете легко выбрать технологическую специальность, чтобы в будущем работать в какой-либо технической лаборатории или на заводе. Девушкам, разумеется, предложат вакансию лаборанта, а молодым людям - место рабочего по переработке любых производственных материалов.

Полезные ископаемые

Образование среднее техническое предусматривает профиль, связанный с добычей полезных ископаемых, нефти. Работу можно будет выпускнику найти в горах, на Крайнем севере. Нужно учитывать, что выпускники техникумов должны иметь крепкое здоровье, чтобы работать в данной области.

Авиация, космическая техника, железная дорога и городской транспорт

В России достаточно учебных заведений, которые готовят техников для обслуживания транспортной техники, водителей, машинистов, летчиков и так далее. Но большинство таких колледжей требуют прохождение предварительной медицинской комиссии.

Для каждого вида транспортной техники существует свой колледж, например, железнодорожный, авиационный и так далее.

Связь, приборы

Операторы на почте, монтажники интернет-кабелей и работники телефонных станций и другие специалисты также оканчивают профильные учебные заведения. В будущем им несложно найти подходящую работу.

Энергетика и электротехника

У вас есть мечта работать на электростанции или просто электриком? Выбирайте любой техникум/колледж, где обучают данной профессии.

Итак, мы подошли к завершению изучения материала. Думаем, у вас больше не возникает вопрос "Среднее техническое образование - это какое?". Кстати, большинство из выпускников получают квалификацию «техник».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то