История развития туризма кратко. История развития мирового туризма. Путешествие в древнем мире


?Содержание

Введение


3 Цивилизация шумеров
4 Древний Египет
5 Финикия
6 Карфаген

7 Древний Китай
8 Персия
9 Остров Крит
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Развитие туризма в любой период человеческой истории является неотъемлемой характеристикой и одним из важнейших показателей уровня развития цивилизации. Не секрет, что то, насколько развит туризм в той или иной стране, свидетельствует прежде всего об уровне развития экономики в целом, инфраструктуры, качестве жизни людей. Рассмотрение туристских процессов в их историческом контексте позволяет проанализировать совокупность причин, непосредственно либо косвенно влияющих на эти процессы.
Именно поэтому история туризма является одной из главных направлений изучения и формирования основных теоретических аспектов концепции туризма.
Целью данной научной работы является анализ общих характеристик туризма на Древнем Востоке. Данный регион важен для формирования объективного мнения о предпосылках развития человеческой цивилизации. Древний Восток с его самобытностью и разнообразием является интересным объектом для исследования.
В процессе выполнения нашей работы должны быть решены такие задачи, как передача информации об общем состоянии развития той или иной цивилизации, об уровне развития инфраструктуры, о выдающихся путешественниках и открытиях.
Методами исследования являются анализ соответствующих источников информации, и синтез полученных знаний в логически обоснованную цепочку фактов.


1 Общая характеристика Среднего Востока

Неолит подарил человечеству не только переход к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед веком металлов.
Первые каменные серпы и примитивные зернотерки стали появляться в этом регионе ещё во времена позднего мезолита. Это подтверждает тот факт, что труд собирателей был основным в период ранней родовой общины. На их долю приходилось до 60-90% всей добываемой пищи.
К наиболее ранним керамическим изделиям относятся образцы, датируемые 9 - началом 8 тыс. до н.э., найденные в Передней Азии.
Начало металлургии относится к 7 тыс. до н.э. Изделия из чистой меди этого периода находят в регионе Ближнего Востока.
Ткачество было известно в районе Среднего Востока с 7 тыс. до н.э.. Не так давно был обнаружен тайник льняных изделий в пещере иудейской пустыни, заложенной около 6500 г до н.э.
Следующими технологическими новшествами, которые стали появляться, начиная с середины 4 тыс. до н.э., опять же в районе Ближнего и Среднего Востока, были: соха, колесо, колесный транспорт и упряжь для животных, механические подъёмники воды и усовершенствованный ткацкий станок.
Технологические импульсы на Ближнем и Среднем Востоке продолжались и во 2 тыс. до н.э. И, наконец осуществился переход к обработке железа. Первая низкокачественная сталь была получена на севере Малой Азии в 15-14 вв до н.э., несколько веков народы, населявшие эту территорию, были монополистами по производству стали. В 8 веке до н.э. ассирийцы впервые получили латунь путем сплава меди и цинка. В Китае и Европе эти инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Европе и Китае носил характер постоянного ускорения. Это привело к тому, что к середине 1 тыс. до н.э. технологические уровни этих 3 регионов практически сравнялись.

2 Развитие путешествий в древних цивилизациях

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Строятся дороги, порты и каналы, возникают постоялые дворы. Принимаются меры по безопасности как купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных.
Развитие прикладных наук позволило добиться значительных успехов в кораблестроении, что дало возможность совершать все более дальние и длительные походы. Возникновение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вожделений соседних государств и народов. Сложившийся институт рабства так же существовал, в основном за счет военных экспедиций.
В то же время возникло и такое явление, как дипломатия. Взаимоотношения между государствами требовали определенных норм общения. Появляется институт посольств. Императорские или царские послы отправлялись в путешествия в другие страны с дипломатическими миссиями.
На Древнем Востоке начала развиваться наука. Ряд экспедиций носил не просто ознакомительный, торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер.
Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед любым предстоящим походом обязательно совершались сложные обряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.
Торговые связи между древними государствами способствовали расширению ойкумены. Древний Египет вел торговлю с Финикией, с Сирией, Палестиной и Эфиопией. Шумерские города торговали с индийскими купцами из Хараппы и Аравией. Китай торговал с Индией, Японией и кочевниками великой степи. Средиземное море было перекрестком торговых путей, города, расположенные на его побережье, процветали.
Торговые контакты древнеарабских государств со странами Ближнего Востока осуществлялись в основном по «Дороге Благовоний», пересекавшей с юга на север весь Аравийский полуостров. Она начиналась в «Счастливой Аравии» и проходила в 150-200 километрах восточнее побережья Красного моря. Дальнейший путь торговцев пролегал по западной окраине пустыни Большой Нефуд, а затем раздваивался. Одна ветвь шла к Средиземному морю, а другая - через Сирийскую пустыню к среднему течению реки Евфрат. Эта дорога просуществовала практически до 5 века до нашего века.
Ещё более знаменитым является сухопутный торговый путь, соединивший Китай со Средиземноморьем. История Древнего Востока полна описаний удивительных дальних странствий. Не маловажную роль в развитии путешествий сыграли древние китайцы. Именно от Великой Китайской Стены начинался самый знаменитый путь, по которому в страны Средиземноморья и Европы шли разнообразные товары, и прежде всего шелк, давший название этому пути. Великий Шелковый Путь существовал в течении тысячелетий, способствуя развитию контактов между востоком и западом. Открытый во 2 веке до нашей эры, Великий Шелковый Путь вел из Синая через Ляньчжоу в Дуньхуан. Там он раздваивался, его северный путь лежал в Ферганскую долину, а южный, пересекая горные хребты Памира, вел в Индию и на Ближний Восток. Вдоль всего пути были устроены караван-сараи, которые помогали купцам и путешественникам отдыхать от тягот пути.


3 Цивилизация шумеров

Одной из первых цивилизаций, зародившейся в Междуречье - между Тигром и Евфратом - в IV тыс. до н.э., была цивилизация шумеров, загадочного народа: До сегодняшнего дня не смолкают споры о его происхождении.
Кочевая жизнь, а может быть, какие-то другие причины, катастрофа сдвинули шумеров с насиженных мест. И они стали мигрировать, в том числе (а возможно, и только) в Двуречье. Шумеры не являлись автохтонами, они поселились в районе Тигра и Евфрата в VII-VI тыс. до н.э., создав свою неповторимую цивилизацию.
Распространение цивилизационных ценностей Древнего Междуречья шло очень активно. Располагаясь между реками Тигр и Евфрат, текущими с северной части Аравийского полуострова, Месопотамия сыграла огромную роль в истории человечества. Именно здесь возникали и процветали величайшие города древности - Вавилон, Ниневия и др.
Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских полупустынь, но и богатая природа Индии. С III тыс. до н.э. в Месопотамии стали воздвигать зиккураты - ступенчатые храмы. Аналогичные постройки, сделанные так же из сырцового кирпича, были обнаружены и в Средней Азии (Туркмения, около города Каахка), и на Аравийском полуострове (в районе Омана), и даже на острове Сокотра в Индийском океане. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха - возможно, это Индская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро, которая существовала на северо-западе полуострова Индостан. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.
В свою очередь, многочисленные шумерские цилиндрические печати найдены при археологических исследованиях в Индии. Кроме того, на печатях в Шумере изображали иногда животных, которых там не водилось: слонов, остромордых крокодилов - гевиалов, обитающих в Индии. В болотистых низинах Индии (северо-западные районы) до сих пор растет камыш берди, родиной которого, по авторитетному мнению ботаников, является Месопотамия. Именно из такого камыша шумеры и делали лодки. По свидетельству индийского ученого Ш.Р.Рао, лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал близ Лотхала.
Шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов. Приплыв из-за моря, шумеры были опытными судостроителями, которые создавали речные и морские суда и на них успешно ходили в дальние странствия. Шумерские путешественники привозили в храмы своих городов таблички с указанием расстояний и времени пути до других городов. На основании этих материалов, а также сведений, полученных в военных походах и торговых путешествия, в шумерах была составлена своеобразная карта мира, изображавшая известную им ойкумену с крупнейшими городами Месопотамии. Путешествия служили средством расширения представлений об обитаемой части земли. У древних народов Месопотамии были довольно обширные знания в области астрономии, математики и других наук.
Их географические представления были сконцентрированы вокруг главной реки Евфрата. Они полагали, что вся земля в соответствии с движением Солнца заключена между «Морем Восхода» и «Морем Захода». Из Омана в Двуречье, крайне бедное полезными ископаемы ми, доставляли медь, а также скульптурный камень. Согласно древним документам, в прибрежных районах Омана возвышалась Медная гора, по которой и сверяли свои маршруты кормчие шумерских кораблей.
Первое централизованное государство возникло в Месопотамии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий (Древний). Это был один из самых великих завоевателей древности. Недаром его называли «царем битвы», он лично участвовал в 34 сражениях. Саргон Великий не только, завоевав, объединил южное Двуречье, где располагались города-государства шумеров, но создал державу, контролирующую пространства от Средиземного моря на западе до Каспийского на северо-востоке. Его воины совершили ритуальное «омовение оружия» в водах Персидского залива, когда покорили юг Междуречья. На всем этом огромном пространстве стала интенсивно развиваться торговля. Саргон Великий завоевывал страны и народы, чтобы полностью контролировать торговлю в этом самом передовом регионе планеты в то время. Единое централизованное государство выступало гарантом безопасности караванных путей и морских сообщений. Составленные в его правление многочисленные карты и планы легли в основу первого известного географического описания Передней Азии и стран Персидского залива, которое было сделано на статуе энси (царя) Лагаша - Гудеа в XXII в. до н. э.
Самым знаменитым из городов Месопотамии, безусловно, был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Город, стоящий на перекрестке древних дорог, достиг по истине громадных размеров. К 7 веку до н.э. его население приблизилось к 1 млн. человек. Многие достопримечательности Вавилона поражали взоры путешественников своим великолепием и величественностью, за что их причислили к чудесам света. Вавилон оказал огромное влияние на всю историю человеческой культуры.

4 Древний Египет

Развитию межкультурных коммуникаций и расширению географии путешествий способствовала и культура Древнего Египта. Считается, что человек освоил водные просторы более 6 тысяч лет назад, бороздя реки на плотах и других крайне примитивных приспособлениях. При этом первый судоходной рекой, как полагают ученые, стал Великий Нил. Эта река играла огромную роль в хозяйственной жизни Древнего Египта. Создание единого государства в 3100 г до г.э. ознаменовало начало расцвета этой древней культуры. Ещё время начала строительства пирамид древние египтяне совершали плавания по Нилу, перевозя огромные каменные глыбы, необходимые для строительства. О значении судоходства в Древнем Египте говорит тот факт, что у подножья пирамиды Хеопса закопан корабль. По религиозным представлениям египтян, фараон после смерти мог воспользоваться этой ладье в своем странствии в царство вечного блаженства.
Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение помогало передвигаться с юга на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты и с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха - привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне.
Речное судостроение развилось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древнейших египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. Суда на которых путешествовали древние египтяне по Нилу, были похожи на плавучие дома.
Древние египтяне бороздили просторы реки, достигая самых удаленных египетских поселений. Они составили карту освоенной ими части Нила, проследив ее течение более чем на 2000 км. На позднейших памятниках уже запечатлены плывущие с грузом большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля, а не лодки. Обыкновенные грузовые корабли, несмотря на примитивность их конструкции, могли тем не менее поднимать грузы в несколько тысяч талантов. Эти корабли плавали по всей судоходной части Нила, поддерживая весьма оживленные торговые отношения между египетскими номами.
Древние египтяне осваивали и морские просторы. Целью морских путешествий египтян были связи с портовыми городами Передней Азии, в которых они закупали разнообразные товары. По свидетельству историков, первое плаванье по Средиземному морю датируется началом 27 в. до.н.э, когда по велению фараона Сноф Ру в Египет пришли 40 судов, груженных кедровым деревом.
Египтянам принадлежит пальма первенства в открытии и освоении морского пути вдоль берегов Африки в страну Пунт. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево и т.д.
Первое исторически доказанное плаванье египтян в Пунт состоялось в 26 в.до.н.э. при фараоне Сахура.
Наряду с Нилом и Красным морем египтяне пытались осваивать и средиземноморские пути. География путешествий древних египтян распространялась также на острова Эгейского моря, главным образом на Крит. О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые маршруты оканчивались около современного Хартума - столицы Судана. А вот о Ливии, расположенной к западу от Египта, им было многое известно. Геродот, ознакомившись с географическими знаниями египтян, писал следующее: «Ливия, лежащая внутри материка выше моря и приморских жителей, занята дикими зверями. Еще далее от страны диких зверей тянется песчаная полоса - страшно безводная, совершенно безлюдная голая пустыня».
Можно предположить, что египтяне были искусными картографами. Возможно, это и так, но ими в основном производились символические карты Вселенной или путей в загробный мир. Есть лишь один подлинный артефакт светской карты, где указано рас положение дорог в золотоносных шахтах на берегу Красного моря. Эта карта относится к 1500 г. до н.э. Необходимость создания глобальной торговой сети, объединяющей акватории Атлантического и Индийского океанов, проявилась в создании канала (прообраза Суэцкого, так как у пего был несколько иной маршрут). Во времена VI династии (2350 - 2180 гг. до н.э.) был построен канал, соединивший Красное море через город Бубастис со Средиземноморьем. Известно, что он был восстановлен в XIX в. до н.э. Канал восстанавливался в древности не менее пяти раз, но потом в периоды упадка его вновь и вновь заносило песком.
Египетские папирусы свидетельствуют, что древними египтянами совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, египетский военачальник совершил плавание в Пунт, откуда вывез карлика из племени акка. Другой египетский путешественник Кир Куф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта.
При фараонах 11 династии, экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. Так, одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аденского залива. Фараоны 12 династии посылали экспедиции вверх по Нилу. За 2 тыс. лет до н.э. египтянин Синухит предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е на Восток, описав его на папирусе под названием «Приключение Синухита».
Одним из древних путешествий с разведывательными целями можно считать представленную многократно в изображениях храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию,сиаряженную царицей Хатшесупт в знаменитую страну Пунт.
Летом 1493г. До.н.э. было снаряжено 5 больших кораблей - самый большой караван в эту страну, о котором мы имеем сведения. Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вернулись на родину. Кадки с деревьями
были в определенном порядке расставлены на террасах храма Дейр-Эль-Бахри. Все расстояние путешествия в Пунт и обратно составило примерно 2 тыс.км по Красному морю.
Древние египтяне не были искусными мореходами, во первых, из-за особенностей плавания по Нилу, где они не могли совершенствоваться в искусстве кораблевождения, т.к. у дельты Нила отсутствуют удобные гавани. Во вторых, Египет чрезвычайно беден лесом, в этой стране не было надежной строительной древесины. Вот почему для сравнительно продолжительных плаваний по Восточному Средиземноморью египтяне использовали суда, построенные в порту Библ, принадлежавшему финикийцам.

5 Финикия

В 4-2 тыс.до.н.э. на восточном побережье Средиземного моря обитали семитские племена. В Ветхом Завете эта область, включавшая земли Финикии, Палестины, Иордании именуется Библейским миром. Именно здесь проживали финикийцы, которые основали древнейшие города-государства. Финикийцы заслуженно считались самыми искусными мореходами древности. Они научились строить большие и прочные корабли, которые переносили бурные морские путешествия. Именно они прокладывали пути в неведомые страны, открывали и изучали бассейн Средиземного моря, выходили и за его пределы. Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе, конечно, и их колоссальное культурное влияние, которое, в свою очередь, не могло носить одностороннего характера.
Крупные государства Ближнего Востока не давали им возможности расширять свои территории в глубь азиатского материка. Поэтому финикийцы вынуждены были активно заниматься колониальной политикой. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний - Карфаген - со временем отделилась от метрополии и стала самостоятельным и весьма влиятельным государством.
Финикийцы вели прямую и посредническую торговлю со всеми странами и народами, имевшими выход в вышеуказанные моря. Финикийские купцы не брезговали и пиратством. Часто они грабили и прибрежные поселения, обращая их жителей в рабов, которых потом с выгодой перепродавали. Ведь рабы были весьма прибыльным товаром. Именно они были гребцами и грузчиками на их кораблях и трудились в копях.
Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольно го большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажены деревья». Знаменитый город древности - Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.
Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из Средиземного моря в Атлантический океан города Гадес (Кадис) и Тингис (Танжер), тем самым финикийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях. О том, что финикийцы вели активную торговлю с жителями Британских островов, или, как их называли в древности, Касситеридов - Оловянных островов, -свидетельствует то самое олово. Оно распространялось финикийцами по всей Циркумсредиземноморской зоне.
По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путешествие в страну Офир. Видимо, это были либо территории Афара, расположенные на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда. В VII в. до н. э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609-594 гг. до н.э.), который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями.
Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Двум из них именно финикийцы дали имена. Земли, лежащие на восток от Средиземного моря, они называли Асу - восход; со временем это название трансформировалось в Азию. Европейские полу острова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката - Эреб -Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное название она получила лишь во времена Римской империи. У Геродота, правда, по этому вопросу несколько иное мнение.
Трансконтинентальная торговля финикийцев и их сказочные доходы не могли оставить равнодушными пиратов. Финикийцы, видимо, первые в истории стали «донорами» для института рэкета. Им было выгоднее платить определенный процент со своих доходов пиратам и вести торговлю в более или менее безопасном экономическом пространстве, чем быть в постоянном страхе как за свои торговые операции, так и за саму жизнь.

6 Карфаген

Одним из легендарных городов древности, основанным финикийцами и называемым ими Картхадашт(Новгород), был Карфаген. Этому городу и его жителям было суждено сыграть большую роль в истории путешествий. Высадившись еще в 9 в.до.н.э. на берег Тунисского залива, выходцы из Тира основали колонию Карфаген, которая со временем превратилась в крупнейший город древности. Город стоял на каменистом мысе, далеко выдающемся в море. Богатство города позволяло ему содержать сильный флот и владеть обширными землями на побережьях и островах Средиземного моря. Карфаген вел караванную торговлю через Сахару.
Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. до н.э. под руководством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов и Ирландии. Это путешествие в целом заняло около четырех месяцев. Около 450 г. до н.э. (ученые не пришли к единому мнению относительно датировки этого плавания) из Карфагена отправилась большая экспедиция под началом государственного деятеля и полководца Ганнона на 60 пятидесятивесельных кораблях. В ней приняло участие до 30 ООО женщин и мужчин. Сообщение об этой экспедиции было написано на пуническом(карфагенском) языке и переведено на греческий под названием «Морское кругосветное путешествие Ганнона». Цель экспедиции заключалась в том, чтобы основать новые карфагенские поселения на западном побережье Африки.
Флот благополучно миновал Геркулесовы столбы(Гибралтарский пролив) и поплыл к югу в Атлантический океан. Через 2 дня Ганнон сделал остановку и в этом месте основал город Фимиатериум. Продолжив плавание, он обогнул мыс Солосит. Далее путешественники продолжали двигаться к югу, вдоль Сахары, затем достигли острова Керны.Вскоре Ганнон прибыл к устью реки Херты, образующем широкую бухту. Спустя еще 5 дней Ганнон и его спутники обогнули мыс и вошли в залив, который они назвали «Вечерний Рог», следующий залив-«Южный Рог»- конечная точка экспедиции. Достигнув ее, Ганнон начал испытывать недостаток в съестных припасах. Ему пришлось повернуть на север и возвратиться в Карфаген. По распоряжению Ганнона в храме Ваала Молоха была поставлена плита с высеченным на ней описанием путешествия «вокруг света». Храм Ваала в Карфагене, был уничтожен, как и весь город, в ходе 3-й Пунической войны в 146 г. до н.э. Возможно, что эта информация была специально уничтожена самими карфагенянами или хранилась в тайне, так как они опасались конкуренции в своей торговле с африканцами, жившими по побережью Западной Африки.

7 Цивилизация Хараппы и Монхенджо-Даро

Древнейшая из индийских цивилизаций - хараппская - возникла в низовьях реки Инд в начале 3 тысячелетия до н.э. Хараппой назывался один из населенных пунктов в штате Пенджаб, около которого были найдены первые городские поселения. Наряду с Хараппой ученые раскопали и другой древний город Мохенджо-Даро. Эти раскопки позволили им составить более полное представление о живших здесь людях.
Цивилизация Хараппы и Монхенджо-Даро была расположена на северо-западе полуострова Индостан. По занимаемой территории она превосходила почти в два раза объединенные земли Древнего Двуречья и Египта, раскинувшись на 1,3 млн км2. Более 1000 поселений насчитывала эта страна. Представители древней хараппанской культуры были морским народом, который вел обширную торговлю с соседними странами. Они строили удобные и прочные одно- и двухмачтовые парусно-гребные корабли, способные выдержать морские плавания вдоль побережья. Хараппанцы впервые освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу, как считается,они фактически открыли Индийский океан. Заходя именно с моря, хараппанцы освоили и берега Инда. Эта река в отличие от Нила не стала транспортной артерией страны из-за неблагоприятных климатических условий.
Из-за того что письменность этой цивилизации до сегодняшнего дня все еще представляет загадку, невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты «туристов» Хараппы и Мохенджо-Даро.
Доказано, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея недавно найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218x36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.
География торговых путей древнеиндийских купцов была довольно широкой. Как отмечают Магидовичи, на протяжении нескольких веков до нашей эры они хорошо ознакомились с прибрежными водами Бенгальского залива, Андаманского моря и Малаккского пролива.
Индия была родиной одной из трех мировых религий - буддизма, возникшего в VI в. до н.э. Основателем его был Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.). Он познал четыре великие истины и стал «человеком просветленным» -Буддой. Это произошло, когда ему было, согласно преданию, 35 лет. На протяжении оставшихся 45 лет своей жизни Будда непрестанно путешествовал по северной Индии, проповедуя свое учение. У него появились тысячи последователей. После смерти Будды тело его было кремировано и прах разделен между последователями. Эти останки стали первыми реликвиями. Их помещали в ступах - культовых мемориальных сооружениях. К этим святыням стали стекаться многочисленные паломники, и они становятся одними из первых центров религиозного туризма.
Только с возникновением буддизма начинается более тесное соприкосновение жителей древней Индии с народами Средней Азии и Ирана. Наиболее значительным было влияние индийской культуры в Юго- Восточной Азии,где было создано немало колоний. Храм в Анкаре, ступа в Барабудуре на о.Ява и многие другие древнейшие храмовые постройки несут следы влияния индийской архитектуры.
Буддизм был учением, оппозиционным официальным религиям Индии - брахманизму, а затем сменившему его индуизму. Буддизм выступал за всеобщее равенство, против существовавшего кастового строя. Буддизм, таким образом, вступил в противоречие с государственной идеологической доктриной. На буддийских монахов начались гонения со стороны официальных властей, монастыри разрушались. Началась массовая буддийская эмиграция.
Один из выдающихся индийских правителей - Ашока, правивший в III в. до н.э., принял буддизм. При его активной поддержке буддизм стал вновь широко распространяться в Индии, а также «экспортироваться» за ее пределы - на Цейлон, в Бирму, затем в Юго-Восточную Азию, Малайзию и вплоть до территории современной Индонезии. Буддийские миссионеры в III в. до н.э. проникали в Египет и Грецию, а чуть позже в Тибет, Афганистан, Центральную Азию. Буддизм нашел для себя очень благодатную почву в Китае, откуда он прошествовал в Корею и Японию. Можно говорить о первом случае в истории массового миссионерства. Роль Ашоки в становлении буддизма как мировой религии очень велика. Именно он субсидировал миссионерскую деятельность буддийских монахов, и в значительной степени благодаря этим мероприятиям буддизм из религии местного значения (национальной) становится религией мировой.
Основатель другой оппозиционной официальному брахманизму религии -джайнизма, Вардхамана Махавира, решившийся в начале VI в. до н.э., так же как и Сиддхартха Гаутама, происходил из царского рода и тоже, покинув все в возрасте 28 лет, становится странствующим монахом. Достигнув просветления в 42 года, он, как и Будда, оставшиеся 30 лет жизни посвятил проповедованию своего учения, продолжая странствовать.
В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.
Под напором китайской и индийской колонизации островов Юго-Восточной Азии, индийцы, проживавшие там, вынуждены были мигрировать. Ими были открыты и освоены такие острова, как Борнео, Целебес, Моллука, Новая Гвинея. Это случилось за несколько веков до начала нашей эры. Кроме того, малайцы проникали и далеко на запад: до острова Мадагаскар.

7 Древний Китай

Во 2 тыс.до н.э. на территории Северного Китая образовалось первое государство. Сами китайцы имели несколько вариантов названия своей страны, хотя чаще всего использовались имена царствующих династий- Шан, Чжоу, Цинь и др. Самой большой рекой Китая является Янцзы. Весь центральный Китай-бассейн этой реки. Южный Китай пересекает река Сицзян. И все же главной рекой Китая считается бурная Хуанхэ, Прозванная за цвет воды Желтой рекой. Именно на этой реке, протекающей по районам Северного Китая, и возникло в 16 в. до н.э. государство Инь,давшее начала одной из удивительных цивилизаций древнего мира.
Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. Китай цы активно осваивали и акватории морей, омывающих их земли, пытаясь выйти в Тихий океан. В период династии Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) китайское госу
и т.д.................

Культурно-исторические факторы

Этнические факторы

Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.

Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Трудовые ресурсы создают возможности обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом.

Туризм, как явление известен с глубокой древности. Исторические материалы свидетельствуют, что во время расцвета Римской империи, в летние месяцы многие горожане направлялись из города в места отдыха, расположенные на побережье моря. Римляне, посещающие монастыри и соборы, лечились на термальных водах. Кроме того, народ собирался из различных провинций на спортивные состязания.

После падения Римской империи и завоевания ее варварами путешествия прервались и возобновились только в средние века, во время распространения христианства. Их можно определить как туризм религиозный: паломничество в святые места.

Появился даже "Путеводитель путешественника XIV века", который предлагал детальную информацию о странах и районах, которые предстояло пересечь, места для отдыха по пути следования.

Крестовые походы вызвали новую волну путешествий, так как походы крестоносцев сопровождались усилением торговли.

Путешествия для получения наслаждения и образования получили свое распространение в период Возрождения. Великие морские путешествия в конце XIV и в XV вв. открыли новые горизонты эпохи - открытие Америки, освоение новых земель в Африке и Азии. Они вызывали интерес и желание познать новые земли и народы, что открыло новую эру в истории путешествий.

Начинают появляться многочисленные книги путешественников со своими впечатлениями, охватывающие период от XVI до XVIII веков.

В период с XVI и до XIX вв. формируются основы современного туризма. Именно в этот период складывается понятие "большой тур" ("большое турне"), которое в дальнейшем превратится в современный термин "туризм". В это же время создаются места отдыха, одни из которых доживут до наших дней, а другие утратят свое значение.


В XVII в. юношам из знатных английских семей рекомендуются путешествия на континент с целью пополнения знаний и получения жизненного опыта. Такие путешествия становятся обычной нормой и длятся от одного до трех лет, учитывая ненадежность и медлительность транспорта той эпохи. Главным мотивом путешествий было приобщение к знаниям и культуре. Эти путешествия породили "большой тур" или путешествие по Европе (в Париж, Флоренцию, Венецию и т. д).

В результате этих путешествий в конце XVII в. и в начале XVIII в. появилось множество книг, в которых даются рекомендации, как путешествовать, какую пользу можно извлечь в различных странах. Изучение библиографии этих изданий дает характеристику таких стран как Франция, Италия, Германия, а также средств передвижения, мест проживания, что позволяет составить карты описываемых мест.

В конце XVI в. появляется интерес к термальным водам, лечебный эффект которых был известен с древних времен. В XIX в. возникает бум в развитии курортов на минеральных и термальных источниках.

Однако уже в конце XVII в. начинает проявляться новая тенденция: растущая популярность морских купаний. В середине XVIII века пропагандируется тезис о пользе морских купаний, что активизирует новую форму путешествий. Мода на морские купания продержалась до сего времени. То, что произошло с курортами на термальных водах, повторилось и с морскими курортами, вместе с больными выезжали люди, желающие там развлечься.

Начиная со второй половины XVIII в. и до начала XIX в. происходит важный поворот в развитии туризма. Экономические и социальные изменения, произошедшие в результате Великой промышленной революции, привели к возникновению среднего класса, который приобретал новые привычки и желания, в частности в сфере отдыха. Кроме того, в связи с изобретением парового двигателя изменились средства передвижения. Появились пароходы и железнодорожный транспорт, что привело к увеличению количества путешествующих ради удовольствия.

Железная дорога давала большое превосходство в скорости по сравнению с прежним транспортом, а также удобство для пассажиров. Компании, которые строили железные дороги, были частными.

Туризм с самого начала был тесно связан с железной дорогой. Первые путешествия по железной дороге были организованы из Лондона Томасом Куком, который считается пионером и создателем современной концепции агентств путешествий.

С другой стороны, железнодорожные компании развивали строительство жилищ вокруг вокзалов, организовывали специальные поезда в курортные места.

Благодаря развитию пароходства, увеличилось движение из Европы в Америку и даже на Дальний Восток, получили развитие британские пароходные компании, которые ввели регулярные рейсы между основными портами мира. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. значительно сократило расстояние до Дальнего Востока.

В конце XIX в. начинается огромная эмиграция из Европы в Америку, происходившая в примитивных условиях, которым противостояли роскошные пассажирские рейсы высших слоев общества.

Во второй половине XIX в. туристические тенденции разделялись на две части: часть туристов предпочитала постоянное пребывание на пляжах или бальнеологических курортах, другая часть предпочитала развлечения и путешествия.

Предпочтения и мотивации туристов в эту эпоху являлись следующими:

1. Пляжи как на холодном севере Европы, так и на наиболее жарком Средиземном море, особенно на Лазурном берегу.

2.Бальнеологические многочисленные центрально-европейские курорты (немецкие, французские и т. д.).

3. Казино на юге Европы (Сан-Себастьян, Монте-Карло и т. д.).

4. Контакты с природой, зимние виды спорта, главным образом, в альпийской зоне Швейцарии и Италии. В это время создаются многочисленные экскурсионные центры.

С середины XIX в. до Первой Мировой войны проявился своеобразный туристический "бум". Туристическое движение получило очень широкое распространение. Из местного (локального) феномена, туризм превратился в явление мирового значения для таких стран как Австрия, Швейцария, Франция, Великобритания, Италия, получивших от него значительную прибыль.

Касаясь эволюции туризма в Западном полушарии в это же время, можно отметить следующие наиболее важные события:

а) Соединенные Штаты. Создание первых национальных парков (1872 г. - Йеллоустонский парк), туристических центров на Атлантическом побережье, включая Флориду (1824 г. - курорт Атлантик-Сити).

б) Аргентина, Чили, Уругвай. Создание в конце XIX в. приморских курортов.

Феномен туристического "бума" в XX в. начинается после Второй Мировой войны, когда возникают условия для развития массового туризма. В это время преобладал туризм элиты, посещающий пляжи севера Европы, бальнеологические курорты и совершающей морские круизы. Можно выделить следующие периоды развития туризма.

1. С начала века до конца Первой Мировой войны (1900 - 1918 гг.).

1. Эволюция транспорта.

Появление автомобиля и автобуса как средства коллективного транспорта датируется 1914 - 1921 гг., когда начался серийный выпуск средств передвижения.

2. Туристические потоки.

В Европе происходит туристический "бум" с участием зажиточной части населения. Потоки направлялись в первую очередь в Швейцарию, на известные курорты Франции, Норвегии, Италии и Великобритании.

2. Период между войнами (1918 - 1939 гг.).

В этот период происходят большие изменения в развитии туризма, связанные с кризисом экономики в США в 1929 году и депрессии в Европе, обесцениванием валют. Этот кризис повторяется в 1938 г. перед Второй Мировой войной.

Этот период характеризуется медленным подъемом туризма. Производятся эксперименты на транспорте, в частности, в авиации. Средства передвижения, оставшиеся после войны, приспосабливались как транспорт для пассажиров. Англичане начали проводить экскурсии на автобусах в район боев во Франции,а позднее устремились на Лазурный берег, в Испанию и другие районы Европы. В 1935 г. экскурсии достигли севера Африки и в том же году были совершены первые экскурсии на автобусах из Англии в Ленинград и Москву.

Заметным явлением в этот период стало зарождение гражданской авиации.

Вэтот период все еще продолжает преобладать элитный туризм, отдававший предпочтение пляжам севера Европы и некоторым районам Средиземноморья; практиковался лыжный спорт в Альпах.

Швейцария продолжала оставаться главной туристической страной. Наряду с ней Франция, Бельгия и Италия принимали наибольшее количество туристов.

В Италии и Германии, также как в Австрии и Франции, начинает развиваться социальный туризм.

3. Вторая Мировая война (1939 - 1945 гг.).

В течение этих шести лет произошел экономический кризис, приведший к полной остановки развития туризма. Послевоенное восстановление длилось около пяти лет и с 1950 г. начинается новый подъем туризма, ознаменовавший "золотой" период туристического бума.

С восстановлением мира и утверждением нового международного порядка под эгидой ООН появляются новые возможности в области туризма. Начиная с 1945 г., образуется целый ряд организаций, а также частных и общественных ассоциаций, занимавшихся развитием туризма.

4. Период туристического бума (1945 - 1973 гг.)

Этот период после Второй Мировой войны, охватывающий четверть века, характеризуется наибольшей экспансией туризма, с замедлением в 1967 - 1968 гг., вызванным арабо-израильской войной. Характерные черты туризма в этот период следующие:

а) Развитие массового туризма, факторами которого являются:

Политические факторы. Длительный мирный период, за исключением региональных войн - Корея, Вьетнам и т. д., что позволило развивать туризм в стабильных политических зонах - Средиземноморье, Центральной Европе, США и других.

Экономические факторы. Начиная с 50-х годов, увеличивается покупательная способность широких масс населения в западных странах как следствие индустриального развития. Растет средний класс.

Культурные и образовательные факторы. Распространение образования и культуры вызывает интерес к познанию других народов и цивилизаций.

Социологические и трудовые факторы. Увеличение численности городского и индустриального населения, проблемы, связанные с напряженной жизнью, стрессы, болезни и т. п. пробуждают желание отдохнуть, сменить обстановку, побыть на природе. По мере улучшение условий труда, расширяются возможности оплачиваемого отпуска, что позволяет организовать ежегодный планируемый отдых.

Технические факторы. Большие достижения в области коммуникаций и транспорта - автомобиль, самолет и т. д. - позволили путешествовать с большей скоростью и комфортом в отдаленные районы мира по достаточно доступным ценам на транспорт и, особенно, на самолет.

Психологическо-коммерческие факторы. Расширение информации и техники маркетинга дали возможность значительной части населения ознакомиться со всеми аспектами туризма, что в значительной мере повлияло на их мотивы более активно заняться туризмом и путешествиями.

б) Эволюция системы транспорта.

В этот период широко развивается коммерческая авиация. Авиация переживает технический прогресс, появляются реактивные пассажирские самолеты, практикуются ночные полеты, увеличивается скорость самолетов и возможность перевозки от сотни до пятисот пассажиров.

в) Эволюция мировых туристических потоков.

Туристические потоки и доходы от туризма в этот период времени значительно усиливаются.

г) Активное развитие туризма.

Это период развития массового туризма, основанного на экономных путешествиях с полным обслуживанием, организованным агентствами путешествий и туристическими бюро. При этом использовались различные виды транспорта - чартерные рейсы, автобусы, круизы и т. д.

Как основные отправляющие туристов страны определяются ФРГ, Бенилюкс, США и скандинавские страны. В качестве стран, принимающих туристов, выделяются страны Средиземноморья, в частности, Испания и Италия.

д) Образование ассоциаций и организаций по туризму.

В этот период образуется значительное количество туристических ассоциаций и организаций, как национальных, так и международных, как общественных, так и частных, целью которых является укрепление, развитие и кооперация в области туризма. Среди прочих можно выделить:

- Экономические: Общий рынок Европы (1958), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, объединившая экономически развитые страны.

- Транспортные: Международная организация гражданской авиации (1944), Международная ассоциация воздушного транспорта (1945), Международная консультативная организация (1959).

- Туристические агентства: Всемирная федерация туристских агентств (1966), Международная гостиничная ассоциация (1946), Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (1949).

- Туристические эксперты: Международная ассоциация научных экспертов в области туризма.

5. Современный период мирового туризма (1973 - 1994).

Инфляционные тенденции в начале 70-х гг., осложнившиеся новой арабо-израильской войной в 1973 г., а также резкое повышение цен на нефть странами - членами ОПЕК привели к повышению цен на туристическое обслуживание и, главным образом, на транспорт. Вслед за этим наблюдается сокращение туризма на мировом уровне, длящегося до 1978 г., после чего наступает прирост. В последние годы произошли другие политические и экономические события, повлиявшие на развитие мирового туризма: падение Берлинской стены в ноябре 1989 г., изменения в Центрально-Восточной Европе, война в Персидском заливе и другие.

Характерные черты туризма в этот период:

а) Эволюция транспорта.

В этот период коммерческая авиация совершает как регулярные, так и чартерные рейсы. Появляются новые виды более современных самолетов. В Европе происходит процесс либерализации авиационного транспорта. Как и в США появляются частные компании, которые конкурируют с государственными, предлагая новые более подходящие тарифы и создавая новые услуги.

В Европе наблюдается тенденция улучшения автотранспорта. Автобусы становятся более комфортабельными, увеличивается сеть автострад, соединяющих отправляющие и принимающие туристические страны; улучшается обслуживание на железной дороге, появляются скоростные поезда, которые составляют конкуренцию авиации на коротких и средних расстояниях.

В этот период увеличивается количество чартерных рейсов, что ведет к тенденции уравнивания тарифов регулярных рейсов с тарифами чартера.

б) Применение новой технологии в индустрии туризма.

Развитие информации в эти последние десятилетия сделали возможным полноценное включение в сферу туристических предприятий гостиниц и транспорта.

г) Политика международной кооперации: создание Всемирной туристской организации.

Международная туристическая кооперация в этот период основывается не только на двусторонних договорах между странами, но и на межгосударственной основе. В 1974 г. создается Всемирная туристская организация.

д) Тенденция на рынке отправляющих и принимающих стран.

В этот период, как и в предыдущий, наблюдаются тенденции к увеличению в летний период отдыхающих трудящихся и школьников. Вместе с тем, проявляются тенденции к расширению количества отдыхающих на Новый год, Пасху, а также в конце недели.

Средиземноморье занимает первое место в туристическом мире, создавая конкуренцию между странами в этой зоне, как, например, конкуренция между арабскими странами севера Африки с европейскими странами этого региона.

Проявляются и развиваются другие туристические зоны в мире, как, например, Карибская, острова Индийского и Тихого океанов, а в последние годы страны Юго-Восточной Азии.

е) Концентрация управления.

В этот период образуются мультинациональные предприятия в секторе туризма, особенно в гостиничном хозяйстве, а также растет количество туристических агентств. Также усиливается процесс финансирования туризма международными банковскими организациями.

Федеральное Агентство по образованию и науки РФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине :

«История туризма и курортография »

по теме : «История развития туризма в России: основные этапы»


Введение

1.Значение туризма. История развития

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

2.2 Основные этапы развития туризма в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.

Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности.

Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса.

Туризм можно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. В данном случае туристическая деятельность связана не только с прямым экономическим эффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, но и с влиянием туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья и уровня благосостояния.

Выделяются в основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма. а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья и Возрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв. 2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма 4. Туризм после второй мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

1.Значение туризма. История развития

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн,по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд человек.

Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:

1. раннеисторическая фаза - до 1850 г.;

2. начальная фаза - с 1850 по 1914 г.;

3. фаза развития - с 1914 по 1945 г.;

4. фаза массового туризма - после 1945 г.

На мой взгляд, все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм - многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы - религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).

Таким образом, история туризма - это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой - без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.

К числу базовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюцию средств размещения;эволюцию средств транспорта.

Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленная революция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эру современного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.

Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.

В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.

Вероятно, сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей.

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.

Туризм и гостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII-XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

В части первой рассказывается об истории развития туризма, путешествий и различных видов транспорта; рассматривается понятийно-терминологический аппарат, характеризующий туризм; раскрывается экономическая значимость индустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны.

Особое внимание уделяется развитию внутреннего, национального, туризма. В связи с этим актуальными являются характеристика существующей в России материально-технической базы туризма и анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма Российской Федерации: транспортной сети, предприятий гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.

Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.

Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций, которые вносят вклад в развитие мирового туризма и проводят протекционистскую политику в рамках отдельных стран и регионов.

Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции.

Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг.

Основу многих учебных пособий по туризму, как правило, составляет зарубежный опыт. Несомненно, положительный опыт зарубежных стран следует учитывать в процессе изучения различных аспектов туристской деятельности. Однако опираться необходимо все-таки на опыт отечественных туристских организаций.

Данная часть содержит системное изложение определений и проблем туризма, необходимое для студентов туристских вузов и колледжей. В ней представлены как основополагающие, принципы туризма, так и основные составляющие туристской индустрии. Особое место отведено рассмотрению инфраструктуры индустрии туризма в Российской Федерации, развитию ее транспортной сети, авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Как составляющие инфраструктуры туризма рассматриваются сферы гостиничного, ресторанного бизнеса и индустрии развлечений, их место на туристском рынке России. Приводится анализ перспектив российского туризма в рамках бизнеса туров и транстуров, поскольку в современных условиях именно в этой области туристской деятельности наблюдается острая конкурентная борьба. ""

Особое внимание следует обратить на имеющиеся статистические данные, позволяющие проанализировать современное состояние туристского рынка России.

Глава 1. История развития туризма

Массовый туризм является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения. Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками "туристского бизнеса".

§ 1. Первые путешественники

Жители Океании. Среди самых первых были путешествия по Океании. Маленькие челночные каноэ, не более 40 футов длиной, использовались для путешествий из Юго-Восточной Азии через Микронезию и Тихий океан к островам Маркизы, архипелагу Туамоту и Объединенным островам. В 500 г. до н. э. полинезийцы с Объединенных островов путешествовали на Гаваи на расстояние более 2 тыс. миль. Навигация осуществлялась путем наблюдения за расположением солнца и звезд, волнениями океана, облаками и полетами птиц. Неразгаданной остается проблема пополнения запасов пресной воды и еды.

Жители Средиземноморья. В древней колыбели Западной цивилизации путешествия с целями торговли, коммерции, религиозной, лечения или обучения совершались с давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях торговцев на караванах.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н. э.) и исследователи других стран (Пифей, IV в. до н. э.).

Начиная с 776 г. до н. э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н. э. - 20 г. н. э.) и Клавдием Птоломеем (90168 гг. н. э.).

Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепен-ными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть знаменитые храмы в регионе Средиземноморья, особенно пирамиды и памятники Египта. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование. Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешествен-ников требовало соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками.

Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

В правление Александра Великого (с 334 г. до н. э.) город Эфес в Турции стал важным торговым центром и одним из главных городов в античном мире, куда стекались туристы, чтобы полюбоваться на акробатов, жонглеров, волшебников, которые переполняли его улицы.

Однако упадок Римской империи (I в. н. э.) сопровождался и упадком туризма. Поток богатых путешественников сократился, дороги пришли в негодность, страна стала наполняться бандитами, ворами, сделавшими путешествия небезопасными. В течение последующих веков и до середины XV века главным видом путешествий было паломничество европейцев, которые путешествовали по святым местам континента.

Европейцы. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия ft целебным источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб и др.

Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV - второй половины XVII века, число не открытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось.

Американцы. В XVI веке огромный континент Северной Америки исследовался испанцами, которые для своих путешествий использовали лошадей.

Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того как строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах. Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности путешествий. В 1850 г. была основана компания "Америкэн Экспресс", которая стала пионером в использовании дорожных чеков (1891 г.) и различных туристских услуг.

Одним из самых важных событий в истории путешествий по Америке являются поездки, совершенные во время второй мировой войны: более 12 млн американцев обслуживали вооруженные силы с 1941 по 1945 г.

§ 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников

Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники. В 1639 г. были достигнуты берега Тихого океана. Первым пересек Сибирь и вышел к Охотскому морю Иван Москви-тин. В 1643-1646 гг. путешествие из Якутска к Тихоокеанскому побережью совершил В. Д. Поярков. В 1648 г. Семен Дежнев прошел морем из устья Колымы через пролив между Азией и Америкой в устье реки Анадырь. В 1697 г. В. Т. Атласов открыл Камчатку, а в 1711 г. русские побывали на Курильских островах.

В 1732 г. экспедиция Ивана Федорова пристала к берегам Аляски близ мыса Принца Уэльского. Во время путешествия В. Беринга (1725-1743 гг.) были открыты Алеутские острова, остров Беринга, северо-западные берега Америки, проложен путь через пролив между Азией и Америкой, сделана съемка побережья Охотского моря, Камчатки, Курильских островов и северной части Японии. Среди имен замечательных русских путешественников XVIII в. - В. Прочищев, Д. Л. Овцын, Д. Я. Лаптев и X. П. Лаптев, С. И. Челюскин, С. П. Крашенни-ков. "Российским Колумбом" называют Г. И. Шелихова.

К началу XIX в. в основном завершился процесс открытия обитаемых континентов. Были пройдены и исследованы целиком или в большей части своего течения все крупные реки, нанесены на карты большие озера, установлены основные черты рельефов обитаемых территорий.

В XIX и XX вв. осваивались приполярные пространства, велись сухопутные исследования малоизученных внутренних районов Азиатского континента и океанографические изыскания. Для русских путешественников начало XIX в. было ознаменовано первыми кругосветными путешествиями, предпринятыми капитанами Н. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-1804 гг.), которые открыли в Тихом океане новые острова. Мореплаватели М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен посетили Австралию, Полинезию и открыли Антарктиду (1821 г.). Путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай детально изучил Новую Гвинею (70-е годы XIX в.), русские исследователи сделали огромный вклад в освоение Центральной Азии. Они проникали сюда через Тянь-Шань, Памир и Монголию. Выдающееся место в изучении этого региона принадлежит П. П. Семенову-Тян-шаньскому и Н. М. Пржевальскому.

К началу XX в. русские путешественники и мореплаватели освоили одну шестую часть поверхности суши, занимаемую Россией, изучили многие приграничные географические районы и громадные пространства Азии, все берега Европы и Азии: от Варангер-фьорда до Кореи, берега значительной части Северной Америки, сделали ряд замечательных открытий в других районах земного шара.

§ 3. Первые достопримечательности

С древнейших времен достопримечательности были главной целью туристов. Многие из нас слышали о семи чудесах света, к которым относятся:

1. Древнеегипетские пирамиды, включая Сфинкса (единственное чудо, сохранившееся до наших дней);
2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (сейчас Ирак);
3. Мавзолей в Галикарнасе (Турция);
4. Статуя Зевса в Олимпии (Греция);
5. Статуя Гимоса, так называемый Колосс Родосский (остров Родос, примыкающий к Греции);
6. Маяк в Александрии (Египет);
7. Храм Артемиды, или Храм Дианы, в Эфесе (Турция).

К знаменитым мировым достопримечательностям относятся также:

Тадж Махал (Индия);
- Великая китайская стена; город Петра (Иордания);
- гигантские пиктограммы (Перу);
- руины Машу-Пиешу (Перу);
- комплекс буддийских храмов Боробудур (остров Ява).

Как в античные времена путешествовали для того, чтобы посмотреть чудеса света, так современные туристы путешествуют, чтобы увидеть чудеса природы: Великий Каньон, Ниагарский водопад, национальные парки, океаны, озера, а также чудеса, построенные человеком: великие города, музеи, памятники.

§ 4. Первые турагентства

В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).

В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г. - в Северную Америку. В настоящее время компания Кука остается одной из самых больших туристских организаций в мире.

Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя "организатором поездок" и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.

§ 5. Первые организованные экскурсии

В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться краткие экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся. Они проводились с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного польского педагога Яна Амоса Коменского.

Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых отечественных экскурсионных учреждений -Ялтийское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе.

Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.

Во второй половине XIX в. в России получают распространение горные путешествия. В 1877 г. организуется первый в стране альпийский клуб при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе. Созданный в 1890 г. в Одессе Крымский горный клуб открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX в. развитию туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в частности Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Петербургское общество народных университетов и др.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. - Русское горное общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917 г.

§ 6. Первые предприятия размещения

Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с Древним Римом (примерно 50-й г. до н. э.). В огромной Римской империи было множество чиновников и купцов, которым приходилось часто выезжать по делам. Для их размещения стали строиться постоялые дворы, располагавшиеся вдоль главных дорог в городах и деревнях.

С упадком Римской империи (I в. н. э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, в эпоху средневековья, с развитием торговли и путешествий стали возрождаться предприятия размещения.

Бурное развитие европейской экономики в эпоху Возрождения, появление новых ремесел, расширение торговли между странами - все это также способствовало росту потребности в постоялых дворах.

Англичане, путешествующие по Европе или переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства и управления тавернами и постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии.

Туризм – это временные путешествия людей от суток до 6 месяцев в другую страну или город и посещением развлекательных, спортивных или познавательных мероприятий. Разновидностей туризма существует достаточно много. Рассмотрим три основных вида туризма.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА

Выездной туризм – это выезд людей из страны за ее границы.

Внутренний туризм – это перемещение людей с туристическими целями в рамках одной страны.

Въездной туризм – въезд иностранных граждан на территорию государства. Так же существуют и другие категории классификации, но они не так популярны.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

Туризм возник еще в древние времена. В древние времена люди отправлялись в различные путешествия для познания мира, открытия новых территорий с различными религиозными целями. Конечно, когда люди приезжали, их нужно было куда-то селить, организовывать для них питания. Естественно, на помощь приходили местные жители. Для того времени, популярными местами становились таверны, дома терпимости.

В Древние времена целью туризма были в основном торговые отношения и Олимпийские игры. С развитием торговли и развивалась инфраструктура городов и поселков. Приходилось строить дороги, постоялые дворы, таверны. Самые популярные в те времена таверны не уступали по роскоши от дворцов богатейших людей страны.

На востоке путешествовали на верблюдах. Ночевали путешественники в шатрах, в караван-сараях. Правда, уровень услуг и обслуживания был гораздо выше, чем в Европе. В первую очередь это связано с тем, что торговля на востоке была более развита, чем в Европе.

В средние века сильнейший толчок для развития туризма дали паломники, которые устремились к христианским и мусульманским святыням. Молодое население стран всегда искало лучшее место для жизни в Европе, прежде чем окунуться в профессию у себя на родине. Европейские же богачи любили путешествовать и отдыхать на курортах Австрии, Германии, Греции и Италии.

Массовый туризм дал толчок к развитию промышленности. Людям в то время стали выдавать оплачиваемые отпуска. Помимо всего сказанного, массовый туризм дал огромный толчок к развитию дорог и транспорта. Начал появляться такой вид транспорта, как пароход и паровоз.

Первые высокооплачиваемые гостиницы появились в Швейцарии и Германии, а уже во второй половине 20-го века – создаются бюро путешествий. Бюро путешествий организовывали туристические поездки по Европе и реализовывали их потребителю. В это же время в Германии и СССР развивается спортивный туризм и массовый отдых.

Военные действия 40-х годов внесли свои изменения в развитии Европейского туризма. Начался новый этап развития. С 50-х годов «растут как грибы» туристические фирмы, начинается массовое строительство гостиниц и увеселительных заведений. В основном европейцы ориентировались на американского туриста, а с 70-х годов уже развивается и выездной туризм по Европе.

В 80-е годы для людей туризм – это стиль жизни. Расширяется ассортимент услуг, появляются так называемые индивидуальные туры, экологический туризм.

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В СССР

В СССР развивался только внутренний туризм, так как выехать за приделы страны мог только узкий круг лиц. Внутренний туризм развивался с помощью курортных учреждений, детских сезонных и лечебно-профилактических заведений. Но не смотря на это, туризм в СССР занимал одно из лидирующих мест в мире.

Вообще, можно отметить, что туризм в нашей стране способствовал развитию как самого государства, так и нации в целом. Туризм развивал физкультурное движение, повышал общественную активность людей, развивал в духе социологического интернационализма и патриотизма.

Спортивный туризм – это путешествие по дикой природе, в естественной природной среде по определенному маршруту.

Для горного туризма маршрут – это вершины и перевалы, для водного – различные каньоны и речные пороги, ну и т.п. Отличительной особенностью спортивного туризма от обычного состоит в том, что преодоление препятствий оценивается по категориям сложности. В последние годы активно развивается такие виды спортивного туризма, как экстремальный туризм, приключенческий туризм, туризм автостопом и даже секс-туризм.

Для того, чтоб в стране развивался туризм, необходимо несколько факторов: 1) Стабильная политическая обстановка в стране 2) Развитие транспорта и инфраструктуры 3) развитие средств связи и информации 4) развитие гостиничного бизнеса 5) повышение благосостояния у населения.

Препятствиями для развития туризма могут служить 3-и фактора: 1) Различные войны 2) экономические кризисы 3) «Закрытость» стран.

В настоящее время туризм в нашей стране развивается с невероятной скоростью. Этому способствовали и Олимпийские игры в Сочи, и другие международные спортивные турниры (чемпионаты мира и т.п.).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то