Формирование компетентности школьников метапредметного образования. Современные проблемы науки и образования. Забота о здоровье

Преобразования, изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, определили новые направления образовательной политики, предъявляемые к качеству образования. Качество и цель образования в школах, волновало общество во все времена. Где целью образования могут быть не только сведения о чем либо, так как полученные сведения быстро устаревают, также, это то, что связанно со способностью человека адаптироваться в современном обществе, умение применять полученные в разных областях знания и развитие способности мыслить и применять полученные знания. Решать проблемы современного общества, мира, уметь реализовать собственные достижения и при этом быть счастливым человеком.

П. Мортимор, известный английский педагог и ученый, один из основоположников движения «школьной эффективности», считал, что качественный скачок возможен, если школа поставит перед собой новую образовательную цель. Такой целью, по его словам, является «осознающий себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми… в достаточной мере «вооруженный» знаниями, толерантный и социально ориентированный» . Умение учиться, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Но, несмотря на столь очевидную зрелость метапредметной концепции, она с огромным трудом входит в практику отечественной школы. Перед обществом здесь и сейчас стоит представляющая существенный интерес в данный момент цель формирования и развития метапредметных компетенций у школьников. Так как сегодня в образовательном сообществе возникает вопрос эффективности качественного образования: как его понимать, как улучшать. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ОО) установлено, что метапредметные образовательные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспе­чивающие – совокупность способов действий учащегося, умение учиться, и межпредметные понятия. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ориентирован на новые требования к результатам обучения в образовании. При этом выделяют у обучаю­щихся личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Подтверждение этому мы находим в нормативных документах:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 г, изменения от 31.12.2015 г. № 1576 (рег. № 40936).

Анализ документа показывает, что суть изменений в образовании влечет за собой переход от знаниевой к развивающей парадигме; введение понятия "ключевые компетенции" как основного результата образования; актуализация понятий «общепредметные, и мета­предметные умения», «метапредметные результаты», «универсальные учебные действия». Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным, практическим. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Проверки знаний учащихся посредством личностных, предметных и метапредметных результатов. Где ценности и смысл как раз и составляют метапредметную основу образования человека. По утверждению А.В. Хуторского, цель общего образования – не только, и не, сколько развитие ученика, сколько развитие его потенциала на благо его самого и всего человечества. Именно учебные предметы решают задачу организации продуктивной деятельности ученика. В том числе - с помощью метапредметного компонента .

Метапредметность - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к мышлению.

Компетенция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности .

Проведенные научные и практико-ориентированные исследования ученым советом Института образования человека под руководством А.В. Хуторского, существует пять блоков ключевых личностных качеств, имеющих метапредметный характер. Данные личностные качества подлежат развитию, диагностике, оценке в ходе обучения в качестве внутриличностных метапредметных образовательных резуль­татов: когнитивные (познавательные) качества; оргдеятельностные (методологические); креативные (творческие); коммуникативные качества; ценностно-смысловые (мировоззренческие) .

Ключевые компетентности метапредметны и интегративны по своей природе, так как их источниками являются различные сферы деятельности: духовная, гражданская, социальная, информационная и др. .

Метапредметность как принцип интеграции, объединение содер­жания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире . Смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. Цель образования - не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование им образовательного результата, имеющего ценность как для самого ученика, так и для окружающего его социума, мира, человечества .

Таким образом, метапредметные компетенции, это взаимодействие ученика с социальным опытом человечества. Но, чтобы происходило данное взаимодействие на уроке, рассмотрим предложенные С.В. Галян технологии и приемы формирования метапредметных компетенций:

  • создание мотивации в деятельности учащихся - целеполагание.
  • создание проблемной ситуации: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью методических приёмов.
  • формирование понятия - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие.
  • формирование способов деятельности: гипотезы и вопросы.
  • формирование способов деятельности: наблюдение и экспе­римент.
  • организация групповой работы, на уроке первоначально ставят проблемную ситуацию, выдвигаются версии, затем выясняют источники для новой информации, распределяют обязанности и выполняют.
  • самоконтроль и самооценка. Ученик сам осознает правиль­ность или ошибочность своих действий во время учебного процесса и адекватно оценивает свои учебные достижения, т. е. осуществляет рефлексию .

Таким образом, своевременно сформированные метапредметные компетенции это ориентир, направление для освоения будущего и способ мотивации к учебе. Где также важными являются, технологии и приемы формирования данных компетенций. Но, в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения, прове­ряемые в образовательной деятельности метапредметными результатами.

Метапредметные результаты, это показатели освоения образо­вательной программы. В качестве метапредметных результатов обучения в школе по изобразительному искусству в начальных классах Б.М. Неменский считает:

  • использование средств информационных технологий при реше­нии различных учебно-творческих задач в процессе поиска всевоз­можного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия, решать различные художественно-творческие задачи;
  • умение целесообразно строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
  • стремление осмысленно изучать и получать новые знания и умения, с достижением оригинальных творческих результатов;
  • овладение умением творческого видения с позиции художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Итак, формирование метапредметных компетенций у школьников на уроке изобразительного искусства, это работа над формированием мировоззрения учащихся. Рассмотрев метапредметные результаты обучения и предметные результаты по изобразительному искусству во ФГОС НОО можно увидеть, что современные условия по-новому раскрывают требования к результатам обучения. На уроке изобразительного искусства учащемуся нужно понять, осмыслить и найти связь с реальностью, с жизнью, для познания, понимания и осознания реального мира.

Предмет «Изобразительное искусство», по утверждению Б.М. Неменского, последовательно формирует умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмфатических и эстетических переживаний, т. е. с позиции прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического в искусстве. Тем самым у учащихся формируются ценностно-смысловые ориентации не только на основе заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных пережи­ваний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное освоение для созидательного действия .

Формирование метапредметных компетенций школьников на уроке изобразительного искусства оцениваются посредством метапредметных образовательных результатов. Позволяющие понять, применение полученных знаний и для чего они нужны, посредством само рефлексии и самоанализа, проверки знаний. Метапредметные результаты делятся на внешние - творческие работы, выступления и внутренние - заданий, понимание, умения, компетентности, универсальные учебные действия, постижение метапредметного смысла изучаемого предмета. Форма оценки метапредметных результатов это различные диагностические задания, рейтинги, проверочные работы, рефлексивные задания.

Таким образом, цель начального общего образования – развитие возможностей, потенциала учащихся, сформировать важные качества, благодаря которым ученик мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям жизни. Формирование социализированной личних успешд­лительному включению в жизнедеятельность социума, самоизменение на протяжении собственной жизни.

На уроках изобразительного искусства у учащихся формируются способности к самостоятельному мышлению, нахождению способов действия. Умение оценивать свои учебные достижения посредством рефлексии. Умение решать поставленные перед ним новые задачи, проявлять гибкость действия по ситуации, мобильность и способность их решения. Успешность ученика по данному предмету, проверяемая через конкурсы не только в своей школе, но и за пределами данного учебного заведения. Отличительными особенностями школьников являются: философское осмысление ключевых, основных понятий темы; сопоставление философского и предметного понимания этого понятия. Ведь компетентность, это владение и умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Педагогические условия в школе меняются после осознания и понимания как учениками, зачем он учиться и понимания учителя для чего он вообще учит. Что бы уйти от пассивности, для создания активной обучающей среды, где не только использование разви­вающих форм, методов и средств обучения, но главное изменение функции учителя и ученика. Учителю самому нужно владеть разнообразными методиками и технологиями, приемами и дидакти­ческими средствами формирования и диагностики метапредметных компетенций. Сегодня учитель переходит от вопросов предметных знаний, умений и навыков к вопросам о компетенциях, которые скла­дываются из ключевых личностных качеств, имеющих метапредметный характер, проверяемые метапредметными результатами. Для того чтобы завтра наши ученики были успешны, могли быть счастливы и востребованные. Проверка, рефлексия полученных знаний в процессе обучения и осознание, понимание для чего нужно это делать. Метапред­метные результаты оцениваются посредством заданий, диагностики, рейтинга, рефлексии. Позволяющие сопоставлять, сравнивать результаты обучения в любых образовательных системах. Всё это будет способ­ствовать формированию метапредметных компетенций у учащихся. Метапредметные компетенции в образовательной деятельности у уча­щихся на уроках изобразительного искусства, это способность ученика самостоятельно построить, выполнить новые способы действия. Да, возможно, кто-то так же как он достиг таких же действий, но он об этом узнал сам, без чьей либо помощи, посредством проб и ошибок, в процессе творческой деятельности, творчества. Формирование компетен­ций на уроках изобразительного искусства напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся и их самоопределению.

Список литературы:

  1. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / В.И. Загвязинский. -3-у изд., испр. -М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
  3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264с.
  4. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др.] под ред. Б.М.Неменского. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2016.-240с.
  5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. – 80с.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти.

Л.Н.Толстой

Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Перед школой стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (Т. Эдисон)

Именно на это (научить человека мыслить) нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.

«Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции значит освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) существенно отличаются от предыдущих стандартов. Они предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. По мнению некоторых учёных современной педагогики достижение метапредметных результатов опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Новые ФГОС опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося, на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности.

Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, которая, в свою очередь, опирается на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям. Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это главная суть новых образовательных стандартов. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах. То есть метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Какова же классификация метапредметных компетенций?

Вот классификация по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.

Именно ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций опирается на формирование ключевых компетенций школьников.

Метапредметные умения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Да, все вышеперечисленные методы и средства образовательной деятельности появились не вчера, прогрессивные, прозорливые педагоги, на протяжении последних десятилетий, фрагментарно разрабатывали и включали в свою деятельность все эти педагогические технологии. Но на сегодняшний день такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.

Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться?

Вот алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций, который, на мой взгляд, очень поможет учителю:

1. Формирование темы занятия.
2. Формирование предметных, метапредметных целей урока.
3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.
4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.
5. Определение какой-либо проблемной образовательной ситуации.

Думаю, ядром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

«Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Это уроки, где ученики применяют знания по истории, литературе и другим предметам. Например, интегрированный урок, где учащимся, перед тем как анализировать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», выявлять его особенности, необходимо представить свои знания об особенностях тайги, о приметах, по которым герой рассказа смог выбраться из леса. А значит обратиться к уроку географии, а возможно и к биологии. При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», сопоставляя представления об образе царя в живописи, истории, литературе, учащиеся должны уметь обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации.

В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Урок-исследование отвечает критериям современного урока. Это урок-открытие нового. Это самореализация ученика. Это урок коммуникаций. Это урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение, изложение.

Метод исследования успешно используется мной. Я использовала такую форму работы как урок-суд при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед учащимися ставлю проблему, для которой необходимо изучить первоисточники с разными точками зрения на роман, проанализировать, сделать выводы. Предлагаю ученикам внимательно прочитать роман, ознакомиться с критическими статьями. Образовательным продуктом, который они презентуют на уроке, являются проекты-выступления судьи, прокуроров, адвокатов, свидетелей и, конечно, самого Раскольникова. Вот как прошёл один из таких уроков.

Тема урока. Страдалец за человечество или…

Цель: на основе романа «Преступление и наказание» показать, что, описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тез, кто отрицает святость человеческой личности; утверждает, что любая личность священна и в этом отношении все люди равны.

Эпиграф к уроку.

И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно
взывая к человечности, гуманизму.

Ч.Айтматов.

Учитель. Сегодня мы проведём урок-суд, тема которого «Страдалец за человечество или…» Это «или» мы должны, ребята, с вами понять.

(Объявляю цель урока, обращаю внимание на эпиграф)

– Как вы понимаете слова Чингиза Айтматова?
Итак, я представляю тех, кто будет вершить суд и всех участников.
Судья – я, собственной персоной. Прошу любить и жаловать.
Прокуроры _________________________________________________
Адвокаты __________________________________________________
Секретарь суда ______________________________________________
Свидетели __________________________________________________

(В качестве свидетелей по роману выступают Пульхерия Александровна Раскольникова, Авдотья Романовна Раскольникова, Разумихин, Порфирий Петрович, Софья Семёновна Мармеладова, Свидригайлов и другие)

И, наконец, подсудимый ________________________________________

Все остальные также могут принять участие.

Секретарь суда. Встать! Суд идёт!
Уважаемый судья! Господа присяжные к слушанию дела Раскольникова Родиона Романовича Готовы. Прошу всех занять свои места. Прошу всех сесть.

Судья. Слушается уголовное дело по обвинению Раскольникова Родиона Романовича, совершившего тяжкое преступление с целью ограбления – убийство старухи-процентщицы Алёны Ивановны и сводной её сестры, Лизаветы.

Секретарь. 10 июля сего года Родион Раскольников, спрятав под пальто топор, закреплённый на специально приготовленную петлю и прихватив заранее приготовленный, якобы, заклад, вышел из дому и направился к месту проживания старухи-процентщицы. Здесь Раскольников несколькими ударами по голове топором убил Алёну Ивановну, а затем, несколькими минутами позже, и сестру её, Лизавету.

Судья. Чтобы лучше понять суть дела, следует знать историю жизни Раскольникова. Подсудимый, вам слово.

Раскольников. Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета. Бывший, потому что из-за отсутствия средств, вынужден был оставить учёбу. Отношусь к низшему сословию, беден. Рано потерял отца, Имею мать и сестру Дуню.
Ранее жил в заброшенном городишке, где царят пьянство, нищета, ругань. Ходил в церковь, соблюдал все христианские обряды, то есть был как все.
В настоящее время живу, если можно это назвать жизнью, здесь, в Петербурге. Живу впроголодь, ючусь в жалкой коморке, похожей на шкаф, откуда тоже меня грозятся вышвырнуть на улицу.
Под угрозой оказалась судьба моих родных. Всё это привело меня к глубокому размышлению о жизни в мире, где господствуют неправедная власть, жестокость и корыстолюбие.
Опираясь на примеры из истории (Магомет, Наполеон и другие) и опираясь на примеры из жизни, окружающей нас, пришёл к выводу, что все люди делятся на необыкновенных, которым «всё дозволено» ради высших соображений и обыкновенных, удел которых терпеть и покоряться.
Я человек совестливый и легкоранимый. Не могу хладнокровно смотреть на ужасы и несчастья, царящие в обществе. Вот почему я оказался здесь, на скамье подсудимых.

(История жизни подсудимого подготовлено учеником класса, как и выступления всех остальных)

Судья. Благодарю! Можете присесть. К слушанию приглашаются свидетели.

Секретарь. Свидетель Пульхерия Александровна Раскольникова.

(Так приглашаются все свидетели)

Судья. Есть ещё свидетели, желающие выступить в защиту или в обвинение Раскольникова?

Секретарь. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор. Уже с первых минут знакомства с Родионом Раскольниковым мы видим, что он порабощён философской идеей, допускающей «кровь по совести». Он считает, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах, крови. Всё человечество подразделяется на две категории, на два разряда. «Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей,– «твари дрожащие», есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством: «сильные мира сего», – говорит Раскольников.– Развитие общества совершается в процессе попрания «тварей дрожащих» «наполеонами».
Кто дал Раскольникову право делить людей таким образом? Разве это не преступная идея?
Теория Раскольникова обрекает большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Ведь если каждый пожелает доказать, что он «наполеончик», начнётся стихия всеобщего преступления.
Одним словом, теория Раскольникова антигуманна по своей сути.
Да, подсудимый страдает!
Но что стоят его страдания после совершения убийства. Убиты два человека. Убиты хладнокровно. Их уже не вернуть. Убийство готовилось длительное время, были продуманы все детали, то есть я хочу обратить Ваше внимание, господа, на то, что убийство преднамеренное, с целью ограбления.
Вспомним, как всё это происходило. Как тщательно готовил он это злодеяние. Об этом свидетельствует и табакерка, якобы серебряная, а на самом деле подделанная убийцей, и петля на пиджаке, предназначенная для топора, наконец, сам топор – символ слепой силы, символ насилия, и не важно, ради каких целей его применили.
А второе убийство? Бедное, беззащитное и без того униженное и оскорблённое существо. За что пострадала она? А ни за что! Ненужный свидетель и только. А ведь она – то самое беззащитное существо, ради которого теория Раскольникова допускает «кровь по совести». Где же этому объяснение? А вот оно. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить.
Господин Судья! Господа присяжные! Перед вами человек, совершивший злодеяние, подобное которому я ещё не встречал. Жестокость этого человека не поддается никакому объяснению и, тем более, оправданию. Такие люди опасны для общества. И я требую у суда вынести единственное справедливое наказание – смертный приговор.

Секретарь. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Господа присяжные! Господин судья! Я бы согласился с господином прокурором, если бы не одно обстоятельство. Мы должны учесть, что мой подзащитный пришёл к этой мысли не сразу и не вдруг. Он пришёл к ней, наблюдая русскую жизнь долгое время, размышляя над отечественной и мировой историей. Именно жизнь и история вполне убеждают его в правильности его идеи, его теории. Именно так устроен мир. Великие личности не останавливаются ни перед какими жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих целей. Примеров этому довольно много вокруг нас, стоит только хорошо оглядеться вокруг.
Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников и придумывает, как вы уже изволили заметить, господин прокурор, античеловеческую по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, обрекая при этом на невыносимые душевные муки прежде всего самого себя.
Господин судья! Господа присяжные, прошу учесть всё вышесказанное мной и дать возможность моему подзащитному искупить свою вину. Прошу применить более мягкий приговор.

Судья. Обвиняемый, вам предоставляется последнее слово.

Раскольников. Господин судья! Господа присяжные! Что я могу сказать в своё оправдание? Да, я виноват. Но в моей теории есть альтруистические мотивы. Я хотел избавить себя и свою семью от безысходной нужды, но ведь не только это…
Есть ещё одна причина, толкнувшая меня на преступление: «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя одного!..» Хотел самоутвердиться в жизни, доказать, что я не «тварь дрожащая, а право имею». Но после совершённого мной убийства чувствую себя отщепенцем. Между мною и окружающими меня людьми образовалась пропасть. Я переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества.
Муки совести, сознание своей духовной опустошённости привели меня в руки правосудия. Я прошу учесть факт признания и раскаяния при вынесении приговора.

Секретарь. Суд удаляется для вынесения приговора.

(Все расходятся по местам)

Учитель. Итак, суд якобы удалился для вынесения приговора. Но приговор, я думаю, в каждом из вас. Каждый из вас сумел разобраться в этом сложном процессе, происходившем с героем романа. Сумел разобраться, виновен или нет Родион Раскольников, виновно ли общество и, в конце концов, кто Раскольников, страдалец за человечество или человек, преступивший закон.

(Каждый ученик высказывает свое мнение: виновен или нет Раскольников)

Учитель. Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. Действительно, проблема, затронутая Достоевским в романе, актуальна и в наше время. Очень трудно разобраться в том, что происходит вокруг нас сейчас. Но каждый из нас должен стараться не преступать законы человеческой морали и переступать через человеческие жизни.
Спасибо за внимание.

(Выставляются оценки)

Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. Одним из главных направлений моей работы является воспитание любви к родному краю, к обычаям и традициям своего народа. Причем наряду с традициями своего народа мы говорим о традициях и народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии и России. Так ребята сами подготовили проект «Тау адет» (горский обычай), в рамках которого они узнали многое о традициях и обычаях горских народов.

Это расширяет представление о нормах культурной жизни и приобщает к этим нормам, формирует образ жизни, достойной человека, а также формирует жизненную позицию. Сделали комплексный анализ текста, повторили орфограммы и пунктограммы.

Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса учащихся провожу на каждом уроке. Во-первых, это подготовка детей к восприятию классических текстов. Предварительно предлагаю ученикам выяснить значение непонятных слов. Такая работа обогащает словарный запас учащихся, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Кроме того происходит экскурс в прошлое языка (особенно при работе над архаизмами), тем самым познается история и традиции нашей страны. Такой же прием использую при изучении новой лексики, фразеологизмов и крылатых выражений. Предлагаю в правую колонку вписать крылатое выражение, угадав его по описанию из левой колонки. Всё это выводит учащихся на совершенно иной интеллектуальный уровень. Исследовательская деятельность на уроках формирует метапредметные умения. Работать со справочной литературой, анализировать и делать выводы, формировать свою речь, организовывать собственную деятельность. Часто для формирования лексического запаса школьников использую комплексный анализ текста. На этом этапе учащиеся учатся применять свои знания и правильно оформлять речь.

Для формирования метапредметных компетенций очень хорош и метод проектов. Ведь проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме. Предлагаю различные индивидуальные задания – проекты: подготовка биографической справки об авторе произведения, сообщение об особенностях драматического произведения, подготовка мини-викторины «Угадай персонаж», заучивание стихотворения наизусть, защита иллюстраций (в том числе, сделанных самими учениками). Всё это способствует развитию таких метапредметных компетенций как навыки сотрудничества, умение работать с информацией.

Большой плюс и в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к предмету и способностей к учению.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными) ; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов целью которых является воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение, владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.

Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков).

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование–2009–№2–с.58-64.
3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
4. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.
5. Интернет-ресурсы

Не смотря на возросший интерес к теме метапредметности в педагогическом сообществе ученых и практиков, анализ существующих научных, публицистических, практических источников выявил наличие неоднозначного понимания термина «метапредметные компетенции».

Наиболее распространена интерпретация метапредметных компетенций через отождествление их с другими их видами - ключевые, общеучебные, базовые и т. д. Вообще, следует отметить, что около- понятийное терминологическое поле феномена «метапредметность», с одной стороны, достаточно широко, а с другой стороны, отсутствует единая трактовка понятия, что говорит о малоизученное™ и сложности вопроса. Наиболее часто можно встретить синонимичное употребление наряду с метапредметными компетенциями, надпредметные, ключевые, универсальные, общие, базовые компетенции. Следует согласиться, что грани между перечисленными видами настолько тонки, что разобраться, есть ли между ними разница или нет, достаточно сложно, именно в этом, на наш взгляд, заключается авторская вольность каждого ученого и практика, освещающего этот вопрос. Наш подход к определению метапредметных компетенций основан на установлении не столько различий между понятиями, сколько на поиске зависимостей и взаимосвязей. Надпредметные компетенции трактуются либо как еще одна интерпретация метапредметности, так сказать вариант перевода приставки «мета», либо как знания, умения и навыки, раскрывающие метапредметное содержание образования. Зависимость ключевых, универсальных, общих, метапредметных компетенций между собой можно увидеть, выстроив их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

  • 1) ключевые компетенции - относятся к метапредметному содержанию образования;
  • 2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Р. Пастушенко, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского института последипломного педагогического образования, под метапредметными компетенциями предлагает понимать «комплексы ведомостей, пониманий, умений и отношений, обеспечивающие способности учиться, сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации; сохранять здоровье тела и духа; самостоятельно определяться и действовать независимо; действовать продуктивно, творчески подходя к работе» .

Изучив различные определения, мы можем представить метапред- метные компетенции - базовые, ключевые, универсальные способы действий, умения и навыки, соответствующие таким фундаментальным целям и задачам образования как:

  • - научить получать знания (учить учиться);
  • - научить жить (учение для бытия);
  • - научить жить вместе (учение для совместной жизни);
  • - научить работать и зарабатывать (учение для труда);

Метапредметные компетенции по А. В. Хуторскому:

Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ребенка, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ребенка и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым воспитанник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам воспитанник овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Воспитанник должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые

Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданскооб- щественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Личностного самосовершенствования

Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само- поддержки. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Кроме того, существуют трактовки метапредметных компетенций, относящихся к конкретному возрасту детей и уровню образования. Так, например, в диссертационном исследовании Е. П. Поздняковой, автор дает следующее определение метапредметным компетенциям младших школьников - система универсальных учебных действий, позволяющая младшим школьникам продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Диссертант опиралась на позицию Э. Ф. Зеера, согласно которой реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, что позволило нам выделить регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции.

Регулятивная компетенция включает в себя способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; готовность к преодолению трудностей; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; оптимистическое восприятие мира.

Познавательная компетенция представлена способностью самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; умением структурировать знания; способностью осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способностью выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; способности формулировать проблему; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера; умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умения самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты; способностей выбирать основания, критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Коммуникативная компетенция состоит из умения слушать, слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умения распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; умения договариваться; умения вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Метапредметные результаты. Современный вид Федеральных государственных образовательных стандартов содержит в качестве необходимого требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.

Вопросы формирования ключевых компетенций, надпредметных умений и навыков, освоения универсальных учебных действий стали актуальными еще со стандартами предыдущих поколений, но впервые понятие «метапредметные результаты» получили нормативное закрепление только в новых стандартах всех уровней образования.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые во время учебной предметной деятельности в пределах образовательного процесса, однако одновременно применяемые в реальных бытовых ситуациях: умения организовывать свой досуг, выявлять его цели и задачи, подбирать средства осуществления цели и применять их на практике, расценивать полученные данные; умения самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, преобразовывать ее, сохранять, передавать и представлять с помощью современных технических средств и информационных технологий; организовывать свою жизнь в рамках с социально существенными взглядами о здоровом образе жизни, правах и обязанностях граждан, ценностях культуры, общественного взаимодействия; умение оценивать с точки зрения социальных норм личные поступки и поступки окружающих; умения работать с людьми, взаимодействовать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, презентовать себя, дискутировать, писать официальные бумаги и т.п.; умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения .

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов .

Метапредметные результаты - это все важнейшие результаты образования не по отдельности, а в системе .

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории .

Таким образом, метапредметные результаты в большинстве определений раскрываются через категорию «универсальные учебные действия».

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Компетентностный и системно-деятельностный подходы определяют «универсальные учебные действия»:

  • - как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению;
  • - построены на опыте реализации «знания в действии» («компетентность» как способность использовать на практике полученные знания и навыки, готовность и мотивация к эффективным действиям);
  • - обеспечивают развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УЗД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД формируются при возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно;
  • осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

С учетом метапредметного подхода, основываясь на современных позициях относительно результата образовательной деятельности образовательные технологии представлены следующими группами: предметные, личностные и метапредметные.

Предметные технологии определяются требованиями к результатам, зафиксированным в дополнительной образовательной программе как базовые знания, умения, навыки избранной предметной области. Они аналогичны технологиям обучения.

Личностные технологии определяют отношения обучающегося к делу, которое предлагает педагог, они предполагают демонстрацию мастерства.

Метапредметные технологии образуются с опорой на фундаментальное свойство дополнительной функции педагогических средств на основе имеющихся педагогических технологий, теоретически обоснованных и зарекомендовавших себя на практике. Суть этого свойства заключается в следующем: «помимо основной функции, ради выполнения которой проектировалось, создавалось и применялось педагогическое средство, ему объективно присуща другая (или другие), дополнительная функция, наличиекоторой изначально не предполагалось и не планировалось» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования. М., 2010. 45 с.

  • Зуева М. Л. Принципы реализации педагогических технологий для формированияметапредметных результатов // Модернизация образования как условие устойчивогоразвития. Ярославль, 2012. 144 с.
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Иркутска лицей № 3

    Является базовой (опорной) площадой

    «Повышение квалификации педагогов по метапредметным компетенциям»

    Региональный тематический инновационный комплекс – это сетевое партнерское объединение образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием, центров развития образования, имеющих один из статусов: базовая опорная площадка, пилотная площадка, инновационная педагогическая площадка.

    Статус «Базовая опорная площадка» получает образовательная организация, достигшая общезначимых инновационных результатов, обладающая условиями для организации практической отработки слушателями (стажерами) эффективных образовательных и управленческих моделей.

    Статус «Пилотная площадка» получает образовательная организация, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий.

    Базовые опорные и пилотные площадки утверждены распоряжениями министерства образования Иркутской области.

    Статус «Инновационная педагогическая площадка» получает образовательная организация, реализующая инновационные проекты, программы по актуальным направлениям инновационной политики в области образования.

    С приказом № 42 от 07.05.2018 г. можно ознакомиться

    Метапредметные результаты обучения по ФГОС.

    Что это такое?

    В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

    Начало формы

    Конец формы

    Общая характеристика метапредметности

    Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

    Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС . Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

    Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

    В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями , которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

    • стратегические;
    • исследовательские;
    • проектировочные;
    • сценирующие;
    • моделирующие;
    • конструирующие;
    • прогнозирующие.

    Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

    • Метадеятельность - умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
    • Метазнания - сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
    • Метаспособы - методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
    • Метаумения - универсальные общеучебные навыки и умения.

    К таким метаумениям относятся:

    • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
    • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
    • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
    • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
    • регулятивные умения (ставить вопросы , формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность );
    • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

    Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

    Умение планировать и осуществлять свою деятельность :

    • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
    • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
    • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
    • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
    • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
    • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
    • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
    • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
    • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

    Умение работать в коллективе:

    • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
    • эффективно работать и в группе , и самостоятельно;
    • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
    • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
    • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты ;
    • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

    Умение осуществлять познавательные действия:

    • определять суть понятий, обобщать объекты;
    • находить аналогии;
    • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
    • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
    • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
    • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание , оценить степень достоверности и применить на практике).

    Умение использовать компьютерные технологии:

    • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
    • определять надежность и достоверность источника;
    • уметь выбирать нужную информацию;
    • знать способы передачи, копирования информации;
    • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

    Наличие коммуникативных умений:

  • иметь высокую культуру речи.
  • Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

    Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу , ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

    Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться ,

    что является условия достижения высокого качества образования.

    По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

    В результате изучения всех предметов у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные ( универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия»

    означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия-это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

    процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося

    Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, без развития метапредметных умений.

    Что такое метапредметный подход? В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода?

    Кстати, участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» активно осваивают этот подход, так как введена специальная номинация «Учебное метапредметное занятие».

    Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности .

    Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

    Метапредметные умения

    - это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,

    это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

    Можно выделить несколько групп метапредметных умений.

    Прежде всего:

    Это умение планировать собственную деятельность,

    Самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,

    Суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,

    Оценить собственные действия,

    В случае необходимости скорректировать их.

    Почему возникла необходимость метапредметного подхода , в образовательном процессе?

    Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в основной или средней школе (7-11 классы) в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

    Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока

    Зерно метапредметного подхода , развития метапредметных умений успешно прорастает и развивается в начальной школе на уроках, на внеурочной деятельности, которые вы сегодня увидите и оцените.

    Сегодня мы работаем в другом времени или измерении. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

    Не найдя межпредметного языка общения, мы так и будем с разных берегов руководить плывущем судном, не знающим куда ему причалить. Проводить межпредметные мосты – это значит строить новый вид отношений между учителями, ведущий к четкому осознанию общей цели и общего дела.

    Для того, что бы ученик прошелся по этим мостам их надо протянуть между учителями. Далее они вставляют эти мосты в свои уроки, т.е. целостность картины мира должна быть сформирована в головах членов пед.коллектива, а потом уже перенесена в учебный процесс.

    Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, и я уверена, что вы увидите это на уроках наших учителей.

    Современное обучение учащихся требует формирования метапредметных умений и навыков. Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества:

      характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

      позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения;

      позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

      приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

    Формируя метапредметные умения , педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, но присваивает разные культурные способы работы со знанием.

    При использовании метапредметных технологий, (технологий развающих метапредметные умения) в образовательном процессе учитель должен уметь сценировать, создавать урок.

    Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика . Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. В ходе развертывания этих ситуаций собственно и выращиваются способности через преобразование не только учеником, но и учителем уже привычных им способов работы.

    Целью урока, на котором формируются метапредметные умения – являются:

    Ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,

    Умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

    Создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

    Формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности

    Формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

    А что же какое метапредметный урок?

    Метапредметный урок - это урок, на котором...

    - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

    - обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.

    "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

    Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

    Школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

    Ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

    Ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

    С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности:

    Происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

    Обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

    Можно подготовить ребенка к реальной жизни;

    Учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";

    Вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.

    Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

    - Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

    Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

    Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

    Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

    Целеполагание как обязательный элемент урока.

    Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации . «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Блез Паскаль.

    формирование целостности восприятия картины мира;

    Проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

    Развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

    - "поучение" на примере, работа по алгоритму;

    Моделирование;

    умение черпать информацию из всего.

    Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики

    -"присвоение" открытия в процессе познания

    Мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)

    "Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться

    Использование образовательных технологий на уроках и внеурочной деятельности, развивающих метапредметные умения:

    Проектная деятельность

    Личностно–ориентированные технологии обучения.

    Интерактивная методика.

    Интегративная технология

    Игровая технология.

    - Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

    В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

    Применение метода проектов имеет большие преимущества.

    Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

    Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

    В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

    В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

    - Личностно ориентированные технологии обучения .

    Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

    Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

    - Интерактивная методика.

    Интерактивное обучение это обучение через опыт. Что он в себя включает?

    Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

    Осмысление полученного опыта.

    Обобщение (рефлексия).

    Применение на практике.

    Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

    Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера

    - Интегративная технология как путь к формированию метапредметных умений.

    Интегрированные уроки дают ученику широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

    Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

    - Технология организации групповой работы.

    Технология организации групповой работы – это активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, где происходит а ктивизация познавательной деятельности. Развиваются навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Происходит развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). Совершенствуются межличностные отношения в классе.

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

      овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

      освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

      формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

      формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

      освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

      активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

      использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

      овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

      готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

      определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

      готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

      овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

      овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

      умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

    Василий Александрович Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то