Аутоагрессия. Аутоагрессия у детей и подростков: причины, лечение и профилактика Диагностика аутоагрессии

Мы попросили Елену Лаврову, психолога и старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», рассказать, что такое аутоагрессия и почему так важно уметь правильно выражать свой гнев.

То, что мы в повседневной жизни называем саморазрушением, психологи и психиатры называют аутоагрессией. Стоит отметить, что само это понятие очень многозначно. Если говорить об общем определении, то под аутоагрессией понимается причинение субъектом вреда самому себе в физической, психологической или социальной сфере. Под это описание подходит как членовредительство (нанесение себе увечий, например неглубоких порезов на ногах или руках), так и социально одобряемые формы аутоагрессии, например трудоголизм и увлечение экстремальными видами спорта. С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение - поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках - тоже является примером аутоагрессивного поведения. Но здесь важно понимать причину такого поведения и различать поведенческий и психологический уровни, например, не всегда трудоголизм свидетельствует об аутоагрессии. Ведь если человек занимается каким-то важным проектом и сроки поджимают, то вполне естественно, что он засиживается допоздна и работает в выходные.

Чаще всего в основе аутоагрессии скрыты такие чувства, как гнев и нелюбовь к себе. По сути, аутоагрессия - это совпадение субъекта и объекта выражения гнева. Таким образом, ненависть к себе является триггером самодеструктивного поведения. Это может проявляться как в злоупотреблении алкоголем, так и в нарушении пищевого поведения и насильственном лишении себя сна. Совсем необязательно, что человек в такие моменты думает: «я плохой, и я должен себя наказать» - нет, это происходит на неосознаваемом уровне. Чаще всего с проблемами аутоагрессивных поступков к психологам обращаются родители подростков. Например, юноши могут специально провоцировать драки или увлекаться экстремальными видами досуга. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Известны примеры, когда ребёнок ударяется специально, потому что знает - когда мне больно, меня жалеет мама.

В недовольстве собой нет ничего ужасного, напротив, оно абсолютно естественно - ведь если мы сделали что-то неправильно, мы можем себя поругать, можем чувствовать себя виноватым. Проблемы начинаются в тот момент, когда аутоагрессия становится привычным способом реагирования на весь спектр фрустрирующих ситуаций - ситуаций, в которых субъект не может достичь желаемой цели. Если это происходит, самое время бить тревогу.

Фото:tamlynamberryan.files.wordpress.co

Где заканчивается норма и начинается патология

Важно всегда отдавать себе отчёт в том, что норма сама по себе - вещь в принципе относительная и договорная. Например, сейчас идёт активная дискуссия о включении синдрома избыточных тренировок в Международную классификацию болезней, но, согласитесь, на сегодняшний день человек, который много тренируется, вызывает скорее одобрение общества, нежели порицание. Его хвалят за силу воли, ему говорят, какой он молодец. И только сам человек (или его близкие) в какой-то момент понимает, что спорт перекрыл все остальные сферы жизни - вы перестали встречаться с друзьями из-за нежелания пропускать тренировки или начали осуждать людей, которые не ходят в зал. Таким образом, чем больше ситуаций вовлекает тот или иной стиль поведения и чем больше помех он создаёт субъекту и окружающим, тем более ненормальным такое поведение становится. Но, с другой стороны, мы же не можем обвинить профессионального спортсмена в злоупотреблении физическими нагрузками, так как это его работа, и она требует, чтобы он всегда был в идеальной форме. Или, например, бывают ситуации, когда человек усердно занимается спортом, потому что это единственная сфера, в которой он может всё контролировать - в других сферах жизни происходит что-то неладное, а здесь у него всё получается. Такое поведение также не является проявлением аутоагрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики - когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя. Для подобного «поворота против себя» есть три основные причины:

  • Объект личностно значим: страх потерять чью-то любовь останавливает от выражения гнева.
  • Подобное выражение гнева порицается обществом: чаще всего это характерно для подростков - я не могу выразить агрессию, так как все про это узнают и меня будут осуждать.
  • Объект недоступен: субъект испытывает гнев по отношению к человеку, которого нет рядом - например, отец ушёл из семьи, и ребёнок переживает из-за этого, но не может направить свой гнев на отца, так как его нет.

Часто самодеструктивному поведению предшествует серьёзная травма в прошлом, например, согласно данным статистики, дети и подростки, перенёсшие сексуальное или физическое насилие, склонны к проявлению аутоагрессии. Отчасти это связано с тем, что насилие изменяет физический ответ на болевое восприятие и провоцирует различные смещения в психике. Если со мной это произошло, значит, я плохой, значит, я этого заслуживаю. Но насилие - это не единственная причина перенаправления гнева внутрь. Высказывания вроде «лучше бы тебя вообще не было» или «вот Саша из первого подъезда такой-растакой, а ты ни то ни сё» также порождают у ребёнка ненависть к себе, а родительский призыв «Ты поступил неправильно - придумай сам себе наказание» в принципе является прямой инструкцией к проявлению аутоагрессии. При этом родителям кажется, что они гуманны и дают ребёнку право выбора. Очень опасное право выбора.

По мнению Евгения Ильина, доктора психологических наук, профессора и специалиста в области общей и дифференциальной психофизиологии, для женщин больше характерна аутоагрессия, а для мужчин - гетероагрессия (агрессия, направленная вовне). Во многом это связано с тем, что девочки ещё в детстве получают запрет на выражение гнева и агрессии. Согласно проведённым тестам аутоагрессия положительно коррелирует с женственностью у женщин и отрицательно - с маскулинностью у мужчин. Мужчины более склонны к проявлениям гетероагрессии.

Если говорить про связь аутоагрессивного поведения с особенностями нервной системы, то у меланхоликов, как у людей чувствительных, в том числе, к чувствам окружающих, аутоагрессия будет проявляться чаще, чем у холериков, которые, наоборот, склонны выносить всё вовне. Естественно, подростки чаще подвержены самодеструктивному поведению - подростковый период в принципе сам по себе конфликтный этап в жизни человека. Это возраст, когда мы восстаём против родителей и в результате отделяемся от них. Излишняя авторитарность родителей на этом этапе - прямой путь к аутоагрессии.

Почему так важно выражать свой гнев

В самой аутоагрессии, как и во многих других симптомах, изначально заложена положительная функция. Например, ребёнок не хочет портить отношения с родителями, поэтому подсознательно направляет весь гнев на себя. А Карл Меннингер, известный американский психиатр, считал, что, например, саморанение - это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Порезана только рука, а весь человек при этом жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться.

Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально - признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу. Согласно психоаналитическим концепциям, самым продуктивным механизмом считается сублимация - агрессивную энергию нужно перенаправлять в творчество. Можно попробовать нарисовать свой гнев на бумаге, а потом её разорвать. При этом битьё посуды и боксёрских груш не работает - Кэрол Таврис, социальный психолог, которая специализировалась на изучении гнева, проанализировав множество научных исследований, посвящённых этой проблеме, сделала вывод, что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку.

Важно научиться воспринимать свой гнев - осознавать его, «вытаскивать» и направлять на него внутренний луч сознания. Я сейчас очень злюсь, и мне нужно посидеть одному и подышать. Найдите то, что работает именно для вас - танцы, песни, крики. Но, повторюсь, если дело дошло до саморанения, тут нужно скорее идти к психиатру (часто аутоагрессия сопровождает другие психические заболевания, такие как обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрению). Плюс если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, человек вряд ли сможет самостоятельно её «вытащить» и безопасно с ней поработать.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией часто используется техника навязанного симптома.

Аутоагрессия и гетероагрессия - не взаимоисключающие явления, которые противопоставлены друг другу. Гнев, вне зависимости от того, куда он направлен, имеет право на то, чтобы быть выраженным. Но вопрос в другом - насколько адекватен или неадекватен ситуации выбранный способ его выражения. Когда человек в порыве гнева избивает другого человека, громит всё вокруг - это неадекватное выражение гетероагрессии. Таким образом, не гетероагрессия противопоставляется аутоагрессии, а различные способы реагирования на поведенческом уровне. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других), противопоставляется принятие и любовь. Нет плохих эмоций и чувств - гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Всем привет. Я не знаю что мне делать, только сегодня я узнала название того, что со мной происходит. ПОМОГИТЕ! ПРОШУ!
Это началось еще в детстве, дело в том, моя мама очень любит выпить, отца я не знаю. В общем все очень плохо, жила в бедности, в постоянных скандалах и пьяном угаре родителей. Ко всему в подарок у меня был отчим-наркоман, и остальные жильцы дома тоже подсели на иглу. Напивавшись, мама любила меня издевательски бить. Кричала что я не ее дочь, что я мразь и так далее.В школе меня не любили за мою семью, друзей не было, единственная подруга, и та предала. Я постоянно находилась одна, и это одиночество начало вызывать у меня мысли, направленные на смысл жизни, жизнь после смерти, ответственность, мир на Земле. Меня понесло на философские размышления, мне хотелось говорить об этом, но не кто меня всерьез не воспринимал, так как мне было лет 7-8. Я закрылась в себе окончательно. В пятнадцать лет я начала пить, забросила учебу, устроилась официанткой в кафе. На тот момент у меня уже были порезаны руки и ноги. Я ненавидела себя и свою жизнь, завидовала другим девочкам с хороших семей. В почти самостоятельной жизни я познакомилась с парнем, позже за этим последовало то, что что должно было случится. Я стала девушкой, только парню этому я оказалась ненужна и через неделю он меня бросил еще и опозорил. У меня была подруга, моя соседка, мы с ней вместе работали. Однажды, я выпившая пришла из клуба, где состоялся очередной не хороший разговор с бывшим парнем, я пришла домой. Мама была не одна, с ней был ее собутыльник. Он испугался меня и быстро ушел. Мама начала на меня кричать и говорить что я не даю ей личной жизни, орала чтоб я сдохла и т.д. Я не выдержала этого всего. Сработала бомба замедленного действия. У меня дядя болел туберкулезом, жил он с нами, и мне давали таблетки для профилактики. Я знала, что препараты эти разрушительны для организма. В общем я выпила 4 пластинки по 10 штук в каждой, запила обильно водой и легла спать. Было 5:30 (примерно) когда я проснулась от того, что меня сильно тошнило. я побежала на кухню, напилась воды и вырвала. Таблетки выходили растворенные на половину. В общем я промыла сама себя, как вдруг появились сильные галлюцинации. Я испугалась и начала кричать о помощи. В голове появился сильный звук, картинка была расплывчатой и очень яркой. Я выбежала на улицу и поползла к дороге, там я потеряла сознание. Очутилась я уже в больнице, где меня накачивали водой. Через пару минут я умерла. Как мне сказали позже, у меня произошла клиническая смерть на несколько секунд. Все было намного страшней, произошедшие со мной в больнице вещи, на духовном уровне, оставили сильный отпечаток на моей жизни. Я выписалась через пару недель, была полна надеждой, что мам больше не будет пить. Хер там! В этот же день она нажралась пуще прежнего! Тут мне бывший звонит, и приглашает меня к себе в гости с подругой. Я поехала к нему. Подруга моя напилась, он тоже,(я не пила) и в итоге они трахались на моих глазах! Это было ужасно! Два любимых мне человека совершили подлую подлость, Все внутри меня хотело вырваться наружу и бежать! Я ушла от них, просто молча ушла. Меня подобрал пьяный парень на машине, когда я решила бросится ему под колеса. Он купил мне выпивки, я рассказала ему что со мной случилось. И тут я в конце разочаровалась в людях, после моего рассказа этот ублюдок полез ко мне! Я выскочила из машины и побежала домой. Было раннее утро, когда я дошла. В этот день я добавила шрамов на теле. На левой груди я выцарапала сердце, руки порезала. Четыре дня я пила и не спала. На пятый день я пришла домой. Утром ко мне с проверкой после больницы пришел инспектор и увидев мое состояние, забрал меня в приют временной реабилитации несовершеннолетних. Так я попала в детский дом. Год я жила в колонии строго режима. Не скажу, что все было очень плохо, но не было свободы. Даже в туалет нужно было отпрашиваться. Мне было почти 17 лет, возраст и характер был сложным как и сама жизнь. Я надеялась на то, что мое прибывание в этом месте, хоть что-то решит. Опять надеялась на то, что мама бросит пить. Но надежда моя была не оправдана. Я ходила в 10 класс в местную сельскую школу. Было тяжело учится с обычными детьми, меня ненавидели одноклассники, и учителя относились ко мне предвзято. Как-то так получилось, что я простила своих обидчиков. С подругой я помирилась. Я закончила учебу и меня отпустили домой. За мной приехала мама, она была пьяная и в тот момент я поняла что все напрасно! Я не стала терпеть ее и уехала жить в Анапу. Там я жила одна, и все то время (8 месяцев) я была спокойной, уравновешенной девушкой. Ничего не резала даже мыслей не было. Затем я решила вернутся домой, и приехала обратно к маме. На тот момент у нас уже отключили газ, воду. Мама была в плохом состоянии, ее сильно избил ее сабутыльник. Она меня выгнала. Я взяла свою подругу и мы переехали жить в город Краснодар. Жили у моего, можно сказать, дяди (но не по крови). Он начал домогаться до меня и подруги, мы собрали вещи и уехали к моему давнему знакомому, которому я была не безразлична, но он мне был только друг. Пожили мы у него пару дней, и я в него влюбилась, Никогда бы не поверила в то, что это возможно. Он был полным противоречием моего вкуса. В общем он нам занял денег и мы с подругой съехали, сняли комнату в семейном общежитии, устроились на работу и все стало хорошо. До поры до времени! Анжела-та самая подруга, была дамой одинокой, и начала водить к нам парней. Меня это сильно раздражало, так как это все идет из детства, когда мама водила разных мужчин. Мы начали ругаться из-за этого. Она не убиралась, не готовила. В общем нам пришлось расстаться. Она уволилась и вернулась домой. А я переехала жить к своему парню. Вскоре я поступила учится. На данный момент мне 20 лет, уже как 2 года я живу с Петром (это мой парень), учусь на 2-ом курсе в техникуме. Год назад я сильно накасячила по отношению к своему возлюбленному, я ему изменила. Не хочу скрывать что-то, и выставлять себя за хорошую, а всех остальных за мудоков. Нет! Я изменила со своим бывшим первым парнем, с тем, кто трахал мою подругу на моих глазах и даже не остановился, не испугался. Вот какой нужно быть дурой, чтоб допустить такое? Я во всем созналась Петру и решила что мне нужно уехать, он меня никуда не отпустил, «простил» и мы зажили дальше. Но после этого, через какое-то время он начал меня подкалывать, унижать.Он приравнивал и приравнивает меня к моей маме, говорит мне что я шлюха и ничего не добьюсь! В общем жизнь пошла не сахар. Я понимаю что сама во всем виновата. То что я изменила ему, но мне не хватало внимания. Я не знаю как это передать, но мы с ним не общаемся, секса-его нет.Он начал поднимать на меня руку, когда я его ревную к кому-то. И на данный момент он крутит роман с той самой подругой Анжелой. Я вчера прочитала его с ней переписку, не смогла сдержаться и разбила себе лицо кулаками, изрезала плечи и ноги. Он вбежал в комнату, а я бьюсь в препадке. Я не могу так больше жить.Я не хочу жить вообще!!! Я некому не нужна! Моя мама так же бухает, и никого больше и нет. Я опустилась уже. Я бешенно его ревную, но ему похер, а я причиняю себе боль, потому что эта мразь далеко, а его я не смогу ударить. И вот сейчас, пока все это вспоминала, опять ногу изрезала. Я не знаю как быть! Все твердят, нужно прошлое забыть, опустить его, но как? Как это можно сделать, никто сказать не может. Я пытаюсь поймать себя на мысле о том, что я не люблю его, что он мне нужен и так далее, но мозг абсолютно меня не слушается. Я хочу убить эту суку. Она всю жизнь уводила у меня парней, и сейчас опять пытается это делать. Я не знаю что делать. Я боюсь что убью себя, я не хочу этого. Я не знаю… Помогите, Подскажите, Дайте какой-нибудь совет. Я бы давно пошла к психологу, но не могу, нет денег на это. Да и к тому же, вдруг попадется какой-нибудь дурак. Может есть какие-нибудь антидепрессанты хорошие? Знаю, возможно кто-то скажет, что у него было и похуже, но все зависит от восприятия ситуаций. Одно и тоже разными людьми воспринимается по разному. Мне очень плохо. Прошу, помогите мне. Не проходите мимо.

Зацаринина Виолетта

В работе даётся определение аутоагрессии, причины её возникновения, диагностика этого состояния. Памятка родителям по профилактике аутоагрессии подростков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа на тему: « Аутоагрессия подростка »

Работу выполнила:

Ученица 10 «А» класса МОУ-сош №3 Зацаринина Виолетта

Руководитель:

Учитель биологии

Л.Г. Ягина

2016г.

Введение……………………………………………………….стр.3

Основная часть:

Глава 1. ………………………………………………………..стр.4

Глава 2. ………………………………………………………..стр.5-6

Глава 3. …………….................................................................стр.7-10

Глава 4…………………………………………………………стр.11

Глава 5…………………………………………………………стр.12-13

Заключение. …………………………………………………..стр.14-15

Список используемой литературы.………………………….стр.16

Приложение…………………………………………………...стр.17-18

Введение

В последние годы отмечается увеличение показателей агрессии связанной с собой: жестокостью, вандализмом, глумлением. Это социально опасное явление, обусловлено как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами и вызывают серьезное беспокойство. Повседневностью стало многочисленное самоуничтожение, которое нередко превращается в физическое насилие. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, – «научают» действовать аутоагрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации личности и традиционных духовных ценностей.Данная тема очень актуальна и представляет особый интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, в последнее время, притягивая к себе все более пристальное внимание исследователей.

Актуальность: Обилие музыкальных стилей, детективов, боевиков, фильмов ужасов, компьютерных игр с депрессивной тематикой провоцируют аутоагрессивное поведение. Влияние западной культуры привело к культу насилия, наркотиков, распущенности. Причины аутоагрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно тяжелое положение в неблагополучныхи проблемных семьях.

Проблема: В чем причина возникновения аутоагрессии?

Гипотеза: Аутоагрессивное поведение обусловлено определенным видом и темпом психического развития, или его можно предотвратить беседами с подростком.

Цель : Выявить основные механизмы возникновения аутоагрессивного поведения и способов его профилактики.

Задачи:

  1. Узнать сущность аутоагрессивного поведения.
  2. Опросить учащихся МОУ – сош №3 с 7 по 11 классы и провести в них классные часы на тему: «Знакомство с понятием «Аутоагрессия»».
  3. Взять интервью у школьного психолога, социального педагога, а также районного психиатра.
  4. Вместе с психологами составить памятку для родителей: «Как общаться с аутоагрессивным подростком», а также альбом на тему: «Профилактика аутоагрессивного поведения подростков».

Глава I.Результаты исследования

Бывают такие случаи, когда после ссоры с родителями ребенок уходит из дома и идет, куда глаза глядят и «нечаянно» попадает под машину, или в порыве эмоций ввязывается в драку, что становится причиной серьезного происшествия. И в литературе, и на экране, и в жизни мы встречаемся с явлением аутоагрессии. Анна Каренина бросается под поезд, герой Василия Шукшина Егор в фильме «Калина Красная» называет себя «последней скотиной» после визита в дом своей матери. Более незаметные проявления аутоагрессии – когда мы как бы «нечаянно» спотыкаемся и падаем, рвем на себе одежду, раним себя ножом при чистке овощей или обжигаемся утюгом. Примеров можно привести много.

Я, заинтересовавшись этим вопрос, решила провести социологический опрос среди учащихся в четырёх параллелях МОУ – сош №3: 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классах (201 учащийся) с целью узнать, знакомы ли ученики с аутоагрессией, а также бывает ли у них состояние депрессии и желание самоуничтожения. Проанализировав диаграммы (см. приложение 1), сопоставив данные, пришла к следующим выводам:

  • Процент учащихся знающих об аутоагрессии заметно ниже от всего количества.
  • Чуть меньше чем у половины учащихся бывают ситуации, в которых они себя винят.
  • При этом практически все ученики не впадают в депрессивное состояние.

Таким образом, всего лишь 25% учащихся нашей школы склонны к аутоагрессивному поведению при, том, что 75% находятся в здоровом психическом состоянии. Эти данные порадовали меня, но факт того, что практически никто из учеников не знает, о такой актуально проблеме как аутоагрессия огорчил.

Глава II. Что такое аутоагрессия?

Аутоагрессивное поведение является одной из форм агрессивного поведения. Аутоагрессивное поведение – это действия, направленные субъектом на самого себя с целью нанесения какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Проявляется в самообвинении, самоунижении, самобичевании , в нанесении себе тяжелых повреждений (выдергивание волос, удары головой о твердые предметы, порезы, ушибы, отравление и т.д.), в особо тяжелых случаях – в попытке или совершении суицида. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии не должен сводиться только к клинической мазохистской интерпретации. Аутоагрессия представляет интерес именно для нормальной психологии личности.

Своего рода аутоагрессивное поведение представляет собой изолированную личностную черту, и имеет конкретную особенность. Кроме того, аутоагрессия является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях. Уровень аутоагрессии положительно связан с депрессивностью, невротичностью и отрицательно с демонстративностью личности.

Самооценке и самоотношению в структуре личности принадлежит центральное место. Уровень аутоагрессии личности отрицательно связан как с уровнем общей самооценки личности, так и с отдельными ее частичными составляющими. Чем выше Аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей (память, мышление), ниже самооценка тела («физическое Я»), ниже самооценка собственной способности к деятельности, автономности поведения и деятельности.

Аутоагрессия взаимосвязана со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации личности, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействию в микросоциуме. Уровень аутоагрессии отрицательно связан с общительностью и положительно – с застенчивостью.

Так как аутоагрессия представляет собой низкую самооценку и неприятие себя, это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

Аутоагрессия также связана с особенностями восприятия других людей. И такие связи являются своего рода парадоксальными. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Уровень аутоагрессии соотносится с позитивностью восприятия других и отрицательно связан с представлением о том, каким человека (аутоагрессора) видят другие. Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели аутоагрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая аутоагрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в средствах массовой информации, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобное может повысить у детей склонность к агрессивному поведению.

Глава III. Причины и классификация аутоагрессивного поведения

Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче - жить. Различные исследователи по-разному понимают причины возникновения саморазрушительного поведения.

В психоанализе аутоагрессия, или «поворот против себя» рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда . Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект (вымещение), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Аутоагрессия может обуславливаться два способами внешне и внутренне:

Галина Яковлевна Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии.

С точки зрения Андрея Владимировича Ипатова аутодеструкция представляет собой аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению вследствие нарушения процесса его социализации. По его мнению, эта социально-психологическая дезадаптация возникает на фоне личностного конфликта, и вызывается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе наличие в один и тот же момент и жизненно важной потребности и то, что препятствует её удовлетворению.

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

  1. Характерологический субблок - уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией , педантичностью , демонстративностью , а также с депрессивностью и невротичностью .
  2. Самооценочныйсубблок - связь аутоагрессии и самооценки . Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.
  3. Интерактивный субблок - связь аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью .
  4. Социально-перцептивный субблок - наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

При шкалировании агрессии по основным существующим методикам, аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии, что подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии.

Саморазрушительные действия можно классифицировать следующим образом:

  • По влиянию на область человеческого бытия:
  1. Физические
  2. Психические
  3. Социальные
  4. Духовные
  • По структурным характеристикам:
  1. Уровневые проявления:
  1. Идеаторный
  2. Аффективный
  3. Внешнеповеденческий
  1. По способу реализации:
  1. Непосредственные,
  2. Расширенные,
  3. Опосредованные,
  4. Трансагрессивные;
  1. По степени произвольности:
  1. Осознанные,
  2. Неосознанные
  • По динамическим характеристикам:
  1. По темпу формирования:
  1. Острые,
  2. Подострые,
  3. Хронические
  1. По временным показателям:
  1. Транзиторные,
  2. Рецидивирующие,
  3. Персистирующие
  1. По типу развития:
  1. Стационарные,
  2. Прогрессирующие,
  3. Регрессирующие,
  4. Трансформирующиеся;
  • По связи с заболеванием или его обострением :
  1. Морбидные
  2. Внеморбидные (пре- и постморбидные);
  • По влиянию на течение болезни:
  1. Условно-негативные
  2. Условно-позитивные
  3. Условно-нейтральные.
  • По форме проявления:
  1. Суицидальное поведение .
  2. Пищевая зависимость .
  3. Химическая зависимость - наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  4. Фанатическое поведение - участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.
  5. Аутическое поведение .
  6. Виктимное поведение .
  7. Занятия экстремальными видами спорта .
  8. Самоповреждение .

Глава IV. Интервью со специалистом

Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии встает все отчетливее в связи с тем, что агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Неуклонно возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия, либо в силу каких-то неприязненных отношений друг к другу, семьи легко распадаются, дети все чаще страдают от проявления дисгармоничного воспитания в семье.

Изучение данной проблематики в детском возрасте актуально в связи с тем, что во взрослом возрасте, «укоренившаяся» с детства аутоагрессия, трансформируется в куда более разрушительные для личности модули, такие как самобичевание, самоунижение, невротические расстройства и в крайних вариантах суицидные действия.

Я заинтересовалась этим вопросом и решила узнать о том, какая работа проводиться с подростками нашей школы и района, у которых наблюдается данная проблема. Для начала взяла интервью у школьных психологов и социального педагога. Были заданы следующие вопросы:

  1. Сталкиваетесь ли вы с аутоагрессией подростков?
  2. Какие методики используются для определения этого явления?

Мнения специалистов были солидарны. С аутоагрессией в школе они сталкиваются, но редко и в основном это касается детей из неблагополучных семей. С проблемой поведения такого плана борются беседами с подростком, различными тренингами, например: «Школа без агрессии» , «Управляем аутоагрессией» и др. А что бы избежать этого явления психолог использует методики такие как: «Тест руки Вагнера», «Опросник Басса-Дарки», «Опросник Г. Айзенка».

Также я взяла интервью у врача-психиатра Областной клинической психиатрической больницы Святой Софии Никулин М.В. Вопросы были заданы аналогичные. Михаил Владимирович сказал, что аутоагрессия встречается в нашем районе не так часто, в основном это дети с компьютерной зависимостью или же с неблагополучных семей. С такими детьми ведутся ежемесячные беседы и психологические тренинги. Это способствует снижению показателей агрессивности, направленной на себя.

Глава V.Меры профилактики аутоагрессивного поведения

В переходном возрасте мир делится на черное и белое, хорошее и плохое. Если искать смысл жизни – то, играя со смертью, если любить – то до гроба. Аутоагрессия, как говорилось выше, это причинение вреда себе, своему психологическому или физическому здоровью. Крайней формой аутоагрессии является суицид.

Считается, что аутоагрессия – проявление отклоняющегося поведения, т.е. своего рода причиняют себе вред и лишают себя жизни только психически больные люди. Однако не стоит вешать клеймо на самоубийц и ставить психиатрический диагноз. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел. На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет – потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один!

Если бы подросток умел решать свои проблемы, он бы не стал причинять себе вред. Взросление неизбежно связано с переоценкой подростком тех ценностей, которые родители прививали ему с рождения. Иногда эти явления переходят разумные границы. Подросток проявляет негативизм в любых мелочах, рассуждает о никчемности и бессмысленности жизни, жестокости мира и смерти как способе избавления от несправедливых страданий. Кто-то доказывает теорию, согласно которой истинно свободный человек имеет право на самоуничтожение. Некоторые подростки находят красивые аллегории для определения жизни и смерти. Например, что жизнь – это шахматная доска, в которой природа всегда выигрывает. Но, ни один уважающий себя шахматист не станет доигрывать партию, если поймет, что она заведомо проигрышная. А значит, до старости могут доживать только «любители», «профессионалы» должны уходить из жизни раньше. Меры профилактики покушений несовершеннолетних на свою жизнь и здоровье носят глобальный характер. В России почти каждый год в основном жертвами суицида становятся около 2,5 тысяч подростков подростки.

Если говорить о государстве, то во многих городах, районных центрах, тем более деревнях, снижена организация досуга молодежи. Более того, необходимо усиливать контроль над результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Особое внимание уделять детям из неблагополучных семей. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у подростков способности к адекватной самооценке и критической оценке деятельности. Установлено, что в большей степени на жизнь и здоровье подростков оказывает влияние семья.

Аутоагрессорами, в целом, руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же время надеются на спасение. Часто желания за и против нанесения себе вреда или лишение жизни настолько уравновешенны, что, если близкие в эту минуту проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут наклониться в сторону выбора жизни и поиска ее смысла. Кто, как не родители проявят заботу, вовремя заметят неладное, помогут, остановят своего ребенка? Однако знать и уметь действовать, если ребенок причиняет себе вред, необходимо. Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на помощь своих родителей, и чувствовать, что он им нужен, что он любим его родными и близкими, что они не отругают и не проигнорируют его. Тактильный контакт (поглаживания, объятия, поцелуи) иногда заменяют слова.

Подросток часто паникует из-за своей внешности. Поэтому воспитывать в нем уважение к себе и давать понять, что человек красив не только внешне, но и внутренне, необходимо с раннего детства. С детьми надо честно делиться своим подростковыми проблемами и переживаниями, тем самым дать понять, что время все ставит на свои места. Ребенок должен чувствовать, что родители ему доверяют, переживают, уважают и что самое страшное для них – это потеря своего чада.

Часто аутоагрессия несовершеннолетнего происходит напоказ, тем самым ребенок пытается напомнить о себе. Но родителям не стоит пугаться подобных ситуаций, ведь если ребенок начал пить, курить, принимать наркотические вещества, то это не значит, что все потеряно. Необходимо поговорить об этом с ребенком серьезно и предложить вместе обратиться к врачу или психологу. Таким образом, взрослые дают понять, что безвыходных ситуаций нет. Не стоит игнорировать угрозы, шантажи, это своего рода предсуицидальный синдром. Ребенку следует помочь и выяснить суть его проблемы.

Аутоагрессия несовершеннолетних проявляется в наиболее жестоких формах (наркомания, токсикомания, курение, суицид, телесные порезы, экстремальные виды спорта, алкоголизм, и многое другое). Однако прежде чем обвинять семью в случившемся, и подсчитывать количество совершенных суицидов, государству следует задуматься о том, что оно само сделало, чтобы людям жилось лучше. Порой проблемные семьи, малообеспеченные, голодные, холодные, неблагополучные так и остаются без внимания. Только когда государство научится думать о своем народе, прислушиваться к нему и слышать, видеть и замечать, семьям будет гораздо проще, у детей появится больше шансов на благополучие.

Насколько это видно из всего вышесказанного, существование и функционирование семьи в социальном плане зависит от отлаженной системы руководства и деятельности населенного пункта. Ведь если родитель сам не в состоянии помочь своему ребенку, то должно быть такое место и те люди, которые помогут в свою очередь родителю. До тех пор, СМИ на всю страну демонстрируют убийства, беспощадность, пока производители рекламируют, чье пиво, сигареты лучше, пока остаются безнаказанными те люди, которые ломают жизнь, здоровье и психику ребенка, пока родители заняты своими делами или бросают своих детей на произвол судьбы, дети будут расти злыми, у них не будет никаких ценностей, а значит и смысла жизни. А значит, что единственным выходом из сложной ситуации – это алкоголь, наркотики, петля. Конечно, человек сам должен являться хозяином своей жизни. Но это не значит, что его, же руками нужно подвести беззащитного к смерти. Ведь пока еще не известно ни одного случая, когда бы несовершеннолетний без причины причинял себе вред.

Заключение

Итак, проблема аутоагрессивного поведения оказывается самой трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством проблем. Согласно статистическим данным, за последние сто лет аутоагрессия унесла намного больше людских жизней, чем все войны и эпидемии за всю историю человечества. Аутоагрессивность ограничивает возможности человека, является причиной внутриличностных и межличностных конфликтов, а также заболеваний души и тела.

Аутоагрессия – это извращенный инстинкт самозащиты в форме причинения себе боли, нанесения повреждения. Наиболее уязвимой социально-демографической группой населения, представляющей категорию социально-психологического риска являются несовершеннолетние, так как на данной стадии развития происходит поиск смысла жизни.

В современном обществе, в работе с молодым поколением, необходима профилактика и коррекция аутоагрессивного поведения, а это: снятие психологического напряжения с психотравмирующей ситуации, формирование адекватного отношения к жизни и смерти, мобилизация скрытых психологических возможностей, снижение аутоагрессивного поведения, налаживание эмоциональных контактов.

В нашем районе проблемы слабой психики подростков, как и во всем мире, также актуальны и аутоагрессия, безусловно, входит в их число. Что бы ребенок ни остался один в тяжелой ситуации в городе существует и активно ведет свою работу районная Психологическая служба на базе ДДТ куда может обратиться каждый подросток. Так же школьный психолог проводит активную работу с разным контингентом учащихся. Школьники могут позвонить в единую социально-психологическую службу Саратовской области по телефону 8-800-2000-122 , номер которой всегда есть на стендах в любой школе. Его сотрудники всегда выслушают и помогут решить проблему.

Таким образом, в ходе работы над темой «Аутоагрессия подростка» я изучила различную литературу по проблемам аутоагрессии, познакомилась с её классификацией, причинами, влияющими на её протекание, методами борьбы с ней. Я с помощью социологического опроса убедилась в том, что подростки – это самая уязвимая группа людей, склонная к депрессивному состоянию. Составленный мною альбом и памятка помогут подросткам справиться с негативным отношением к себе. Теперь я знаю, что постоянные упреки по отношению к самому себе – это первый шаг к аутоагрессии. Каждый ребенок должен знать – любую проблему можно решить, обратившись к родителям, специалистам, в службу поддержки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то