Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета. Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации Оформление отчета по самообразованию воспитателя

ВЫСТУПЛЕНИЯ (ОТЧЕТ) НА ЗАСЕДАНИИ МО, МС, ПЕДСОВЕТА

Доклады и отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

ПРАКТИКУМ

Практические занятия по какому-нибудь учебному предмету

ТРЕНИНГ

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия.

Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На семинаре слушатели получают информацию и знания в определённой области или по определённому вопросу.

Педагогические тренинги преследуют разные цели - от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.

МАСТЕР - КЛАСС

Мастер-класс является одной из форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, мероприятие, презентацию достижений педагога-мастера.

Алгоритм технологии мастер-класса:

  1. Индуктор (побудитель участников мастер-класса к активной работе) в качестве вступления.
  2. Презентация педагогического опыта мастера.
  3. Представление системы уроков (занятий).
  4. Имитационная игра.
  5. Моделирование.
  6. Рефлексия.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА;

Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Сбор и анализ отчетной документации;

Презентации результатов работ перед педагогическим коллективом и др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ рассказывает о проведенном деле, увиденном событии или о том, как его можно провести, что увидеть путем простого линейного изложения - собственного описания. Механизм действия, методика, организационные моменты, как правило, не раскрываются. Требование к методическому описанию - подробно описывать событие, действие, функцию.

РЕПОРТАЖ - один из жанров журналистики, близок к методическому описанию. Отличается по стилю изложения, в нем может присутствовать прямая речь. Репортаж широко применяется при описании опыта работы, какого - то конкретного дела, которое автор сам, непосредственно наблюдает или участвует в нем лично. Например, фоторепортаж.

РЕФЕРАТ - самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат - это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, критический обзор данных источников, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой.Реферат должен отражать и точку зрения автора на эту проблему, освещать имеющийся практический опыт.В отличие от рекомендаций, реферат не содержит поучительных интонаций -он знакомит, описывает имеющийся материал.

Примерная схема написания реферата:

  • название реферата, автор,стаж его работы, место работы;
  • развернутый план;
  • изложение темы (по частям, с пунктами.подпунктами);
  • библиография;

ПОКАЗ РАБОТЫ, ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР.

Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного учителя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА (ШПО).

Организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике, и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека.

ЖУРНАЛ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

В нём каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

В процессе него проходит:

Демонстрация фрагментов опыта - занятия разных типов, работа в повседневной жизни;

Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);

Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;

Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;

Изучение методических материалов и деловой документации;

Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;

Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.

ЭСТАФЕТА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ШКОЛА ПЕДАГОГА ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

КОЛЛОКВИУМ (собрание) научное собрание, целью которого является слушание и обсуждение доклада.

СТАЖИРОВКА

СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПОРТФОЛИО

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

Боровская областная санаторная школа-интернат

Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.

Итоговый отчет по теме самообразования

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.

Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.

Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:

    помочь детям найти свое место в обществе сверстников;

    учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

    Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

    Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

    Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.

    Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

    Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

Считаю, что внеурочная работа в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.

Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:

    Гражданско-патриотическое воспитание;

    Правовое воспитание;

    Художественно-эстетическое воспитание;

    Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;

    Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;

    Экологическое воспитание;

В своей работе использую формы:

    изучение личных дел и медицинской документации ребенка;

    индивидуальные и групповые беседы;

    диагностические методики;

    воспитательные часы;

    открытые мероприятия;

    игры;

    экскурсии;

    практикумы;

    конкурсы, соревнования.

С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Тесты, опросники помогают выявить:

Особенности общения со сверстниками;

Особенности общения с педагогами, со взрослым;

Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;

Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.

Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;

4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.

Задачи самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Изучение личности воспитанников.

3. Изучение и применение воспитательных технологи й.

4. Обобщение по теме самообразования.

Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:

    средств массовой информации;

    оргтехники;

    библиотек;

    творческих дел и заданий;

    обмена опытом коллег.

В рамках повышения квалификации посетила курсы:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;

    «Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».

    «Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».

Изучала литературу

Дата публикации: 03.05.17

Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Всем добрый день, уважаемые коллеги!

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .

Китайская пословица гласит :

Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность моей темы:
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

) Этапы работы:

ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .

ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год

ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.

ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.

ØСоздать и оформить живой уголок в группе

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .

«Среда, окружающая ребенком в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.»
Костина Элеонора Павловна

«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические .

С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :

Консультации «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома» ; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов .
  • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
  • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
  • Провела консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

Спасибо за внимание!

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО "Средняя школа №17 г.Бобруйска"

В.В.Евдокимова

03.09.2015

ПОЛОЖЕНИЕ

о самообразовании педагогов

ГУО «Средняя школа №17 г.Бобруйска»

  1. Общие положения

Самообразование - это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития обучающихся.

Самообразование - это специально организованная самостоятельная систематическая деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной компетенции.

2. Цели самообразования

Самообразование является основой повышения профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:

  • повышение уровня психолого-педагогического образования;
  • углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
  • повышение уровня методического мастерства;
  • поиск путей, способствующих повышению качества образования;
  • оптимизация форм и методов обучения;
  • повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
  • реализация творческого потенциала.

В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.

3. Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования

Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя.

4. Алгоритм организации самообразовательной деятельности педагога:

1) самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин;

2) осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития, самоопределение на основе анализа педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей;

3) актуализация проблемного поля самообразования;

4) определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка плана, отбор форм и методов работы над темой;

5) реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме;

6) демонстрация наработанного материала (презентеция, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодической педагогической печати);

7) корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости);

8) самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана;

9) определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.

5. Этапы работы над темой и сроки реализации

Этапы работы по самообразованию:

  • диагностико-теоретический;
  • практический;
  • обобщающий.

Срок работы над темой по самообразованию - до 3-х лет.

6. Оформление материалов по самообразованию

Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.

Разделы папки по самообразованию:

  1. Титульный лист
  2. Планирование работы по самообразованию:
    • перспективный план (на 3 года);
    • индивидуальный план на текущий учебный год.
  3. Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
  4. Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
  5. Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
  6. Творческий отчет по теме самообразования.

6. Формы работы над самообразованием

Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.

Индивидуальные формы работы:

  • работа с литературой;
  • изучение эффективного педагогического опыта;
  • анализ собственной деятельности и др.
  1. Формы подведения итогов работы по самообразованию

Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:

  • создание списка информационных источников;
  • выступление с сообщениями;
  • лекции;
  • дискуссии;
  • открытые уроки и их обсуждение;
  • выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
  • фестивали педагогического мастерства;
  • творческий отчет;
  • презентация;
  • самоанализ педагогической деятельности.
  1. Контроль за работой по самообразованию

Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов. Руководители методических объединений учителей-предметников наблюдают за этапами выполнения планов.

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета государственного

учреждения образования

«Средняя школа №17 г.Бобруйска»

Протокол № 1

03.09.2015

Перспективный план по самообразованию

на 20_- 20_ г.г.

Ф.И.О. учителя ________________________________________________

Педагогический стаж ___________________________________________

Образование __________________________________________________

(указать учреждение образования, год окончания)

(указать категорию, год присвоения)

Курсы повышения квалификации (указать тему, где проходили, дату):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Тема самообразования

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Когда начата работа над темой

______________________________________________________________

Когда планируется завершить работу над темой

______________________________________________________________

Цель самообразования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Чей опыт планируется изучить по данной теме, творческое сотрудничество по теме

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Практический выход

Диагностико-теоретический

Практический этап

Обобщающий этап

Индивидуальный план по самообразованию

на ______/_____ учебный год

учителя ______________________________________________________

______________________________________________________________

Задачи:

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Отчёт ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию

Первый год работы над темой самообразования

(диагностико-теоретический этап)

Задачи:

  • проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
  • определить тему самообразования на основе самодиагностики;
  • спланировать деятельность по самообразованию;
  • изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
  • проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
  • разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
  • апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
  • систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
  • подготовить отчёт;

Второй год работы над темой самообразования

(практический этап)

Задачи:

  • продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
  • адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
  • разработать конспекты занятий и провести их;
  • разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
  • осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

Третий год работы над темой самообразования

(обобщающий этап)

Задачи:

  • создать собственные наработки в русле выбранной темы;
  • разработать и провести открытые уроки;
  • систематизировать материалы по теме самообразования;
  • провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
  • дать оценку эффективности применения …
  • подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

  • обоснование выбора темы;
  • цель и задачи работы над темой, сроки;
  • анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
  • какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
  • какой предполагается результат и форма его представления.

Сведения о посещении уроков и методических мероприятий коллег

Дата

Тема

Место проведения

Форма проведения

Примечание

Учет выступлений по теме самообразования

Дата

Тема

Где заслушивалось выступление

Примечание

Анализ результативности по итогам самодиагностики учителя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии эффективности самообразования

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер.
  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент).
  3. Имеет место научная обоснованность плана.
  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении.
  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда.
  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся.
  7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования.
  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета.
  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач.
  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности.
  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий.

Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации учреждения образования:

  1. Вынесение на педагогические советы, заседания методического совета, методических объединений учителей-предметников вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом.
  2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
  3. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
  4. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров и др.
  5. Подведение итогов самообразовательной деятельности учителя, определение задач и содержания на новый учебный год.

АНКЕТА

для выявления способности учителя к саморазвитию

Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соот- ветствующие вашему мнению: 5 - да: 4 скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к моей проблеме руководителей,

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11 Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

Примерный план самоанализа

профессиональной деятельности педагогов

1.Формальные характеристики : преподаваемые учебные предметы; классы, в которых работает педагог; профессиональная категория; педагогический стаж.

2. Общая характеристика плана самообразования за прошедший период: полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели.

3. Анализ профессионально-педагогической результативности:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы, развитие личностно-профессиональных компетенций и др.);

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплочённость ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и др.).

4 . Профессионально-педагогическая подготовка:

Курсовое повышение квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

Участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, общешкольных и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном совершенствовании; полнота реализации темы самообразования;

Знакомство с адресами эффективного педагогического опыта и изучение опыта работы коллег по актуальным для данного педагога проблемам;

Работа с научно-методической, справочной литературой;

Значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

Влияние условий, созданных в учреждении образования, на самосовершенствование профессионализма педагога (наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебного кабинета; положительный морально-психологический климат в коллективе; уровень управленческой культуры членов администрации и др.);

Влияние личностно-профессионального развития на качество образовательного процесса.

5. Анализ профессионально-педагогической деятельности:

Осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приёмы, средства);

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одарёнными детьми, с претендентами на получение медалей;

Оказание дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

Участие в общешкольных и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

Деятельность по совершенствованию работы учебного кабинета;

Руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, ведение мастер-класса и др.).

6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.

7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития: цели, задачи, направления и содержание деятельности.

На основании индивидуальной программы определяется тема самообразования на конкретный период времени, разрабатывается план действий. Основные задачи «обрастают» конкретным содержанием, также механизмами, методами и средствами их реализации.

Отчет воспитателя по самообразованию является важным элементом работы, поэтому заслуживает детального изучения и рассмотрения. Приведем несколько важных моментов, чтобы показать основные элементы и структуру их составления. Отметим, что самообразованием должны заниматься все учителя школ и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Теоретическое обоснование

Как составить отчет воспитателя по самообразованию? Будем вместе искать ответ на этот вопрос. Если в качестве темы был выбран вопрос, связанный с применением дидактических игр в работе с младшими дошкольниками, в отчет можно включить следующие моменты.

В процессе работы с детьми, проводя исследование особенностей их психологии и физиологии, было установлено, что активность дошкольников в обычной жизни, на занятиях, имеет воспроизводящий характер.

Малыши практически не задают вопросов, далеко не всегда они после завершения занятия продолжают разговор на рассмотренную тему, не пытаются применять в практической деятельности навыки и умения, приобретенные в ходе занятий.

В отчет воспитателя по самообразованию было решено включить тот опыт, который был получен после введения дидактических игр в деятельность дошкольников.

К сожалению, в настоящее время прослеживается тенденция снижения познавательного интереса, потребности в приобретении новых навыков и знаний, в результате логическое мышление у дошкольников развито слабо, они не хотят и не умеют мыслить.

По новым Федеральным образовательным стандартам, разработанным для дошкольных учреждений, должны быть сформированы предпосылки для появления универсальных учебных действий. Чтобы занятия приносили малышам радость и удовлетворение, было принято решение об использовании дидактических игр на занятиях по математике, изобразительному искусству.

Подобная деятельность позволяет делать учебный материал интересным, способствует созданию на занятиях радостного рабочего настроения.

Увлекаясь игрой, ребенок не замечает того, что он сталкивается со сложными заданиями, предполагающими серьезный мыслительный процесс.

Именно поэтому отчет по самообразованию воспитателя ДОУ касается анализа эффективности использования дидактических игр для развития познавательных способностей дошкольников.

Цель самообразования

Для работы была выбрана возможность стимулирования познавательного интереса у дошкольников посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Отчет по плану самообразования воспитателя написан с учетом выделенных задач:

  • изучить литературу по педагогике и психологии, касающуюся дидактических игр;
  • выявить суть понятий «познавательная активность», «дидактическая игра», «активизация познания»;
  • познакомиться с имеющимся опытом в области применения дидактической игры в дошкольных образовательных учреждениях;
  • на практике проверить сформулированную гипотезу;
  • разработать картотеку дидактических игр.

Прежде чем составить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ, была изучена методическая литература по анализируемой проблеме:

В творческий отчет по самообразованию воспитателя было решено включить итоги первичного и итогового мониторинга, касающегося рассматриваемого вопроса.

Наблюдения за детьми показали, что у них возникают следующие сложности:

  • неумение систематизировать и обобщать явления и предметы;
  • отсутствие навыков логического обоснования своих мыслей;
  • проблемы с выявлением главных фактов в составлении предложений.

Что показал отчет воспитателя по самообразованию? Применение дидактических игр способствует активизации познавательных процессов. Это происходит путем избирательной направленности внимания ребенка на явления и предметы окружающей реальности. У детей старшего дошкольного возраста сформировалась потребность в приобретении новых знаний и практических навыков, они перестали быть пассивными слушателями на занятиях.

В отчет по воспитателя можно включить и информацию о том, что улучшилась речь, обогатились эстетические и нравственные чувства дошкольников после использования дидактических игр.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

  • создание в группе предметно-развивающей среды;
  • работа с детьми;
  • беседы с родителями.

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Заключение

Специфика образовательной и воспитательной работы заключается в том, что, помимо поурочных планов, учителя и воспитатели должны заниматься самообразованием.

Подобная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций у педагогических работников, дает им возможность использовать в работе инновационные образовательные технологии.

Профессиональный стандарт, созданный для учителей и воспитателей, также предполагает систематическое самообразование педагогических работников.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то